Научная статья на тему 'Реализация модели технологического профиля обучения через сетевое взаимодействие учреждений общего и профессионального образования'

Реализация модели технологического профиля обучения через сетевое взаимодействие учреждений общего и профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепило А. Г.

Рассматриваются вопросы организации профильного обучения, представлен накопленный опыт по реализации модели технологического профиля обучения через сетевое взаимодействие образовательных учреждений Великого Новгорода с целью построения системы по оказанию учащимся помощи и поддержки в их профессиональном самоопределении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация модели технологического профиля обучения через сетевое взаимодействие учреждений общего и профессионального образования»

УДК 371.314

А.Г.Шепило

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The questions of organization of profile education are presented, in the article we can see the gained experience on the realization of the model of technological educational profile through the net interaction of educational institutes of Veliky Novgorod with the aim of building of the system for rendering the help and support for the students in their professional self-determination.

В современных условиях интенсивного развития производственной сферы уже в ближайшем будущем основным сдерживающим моментом как промышленного, так и экономического роста города и области может стать дефицит трудовых ресурсов. Проблема не нова и возникла не вдруг. Разрыв между системой профессионального образования и реальными потребностями рынка труда, падение престижа технических профессий и, наконец, демографическая «яма», предсказываемая специалистами к 2010 г., — вот основные факторы, которые привели к тому положению, в котором у нас находится система подготовки квалифицированных инженеров и рабочих.

До недавнего времени чуть ли не основной причиной дефицита технических кадров считалась низкая оплата труда. Однако в настоящее время многие преуспевающие предприятия, которые в состоянии обеспечить конкурентоспособную заработную плату, испытывают недостаток квалифицированных кадров.

Как же возродить престиж инженерных и рабочих профессий и наладить подготовку высококвалифицированных специалистов?

Прежде всего — через формирование у молодежи мотивации к труду, к приобретению востребованной на рынке труда профессии в соответствии с их интересами и склонностями. Профинформирование, просвещение, отбор, обучение и адаптация — это со-

ставляющие удовлетворения потребности личности в профессиональном самоопределении и залог успешной карьеры в будущем. А начинать эту работу необходимо со школьной скамьи. Значимым моментом в профессиональном выборе учащихся, на наш взгляд, может стать предпрофильное и профильное обучение в школе.

Предпрофильное обучение — это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, соответствующая самоопределению учащихся по завершению основного общего образования относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации общеобразовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильность — очень важное звено в системе профессиональной ориентации учащихся:

— профильное обучение позволяет учащимся получить углубленные знания и умения по базовым общеобразовательным дисциплинам;

— еще в стенах школы можно получить профессиональную подготовку, что позволяет учащимся или укрепляться в выбранном профиле, или поменять свой профессиональный выбор;

— согласованные с учреждениями профессионального образования учебные планы и программы, организация части учебного процесса непосредственно в учреждениях профессионального образования с привлечением преподавательских кадров данных учреждений позволит выпускникам школ более успешно адаптироваться к новым условиям, требованиям и организации учебного процесса в учреждениях профессионального образования [1].

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.06.2002г. №2783) в школах Великого Новгорода осуществляется предпрофильное обучение в 8-9-х классах и профильное в 10-11-х классах. Реализация концепции требует от современной школы создания условий по формированию у подростка индивидуального запроса для выбора образовательного профиля, личностной потребности в определении дальнейшей траектории своего профессионального становления, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях [2].

Профильное обучение, являясь одним из ключевых направлений модернизации системы российского образования, позволяет за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса индивидуализировать и дифференцировать обучение, более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.

Наши исследования показывают, что 74% учащихся 9-11-х классов интересуются теми предметами, которые связаны с их возможной профессиональной деятельностью. Отсюда вполне обоснованный вывод: готовность к профессиональному самоопределению должна быть одним из доминирующих качеств выпускника. Готовность определяется сфор-мированностью самосознания, адекватной самооценкой своих способностей, умением соотнести свои возможности с требованиями будущей профессии, делать выбор и развиваться.

Однако внедрение профильного обучения ставит перед системой образования целый ряд проблем, которые необходимо решить на первом же этапе. Первая — разнообразие профилей в одной школе и финансирование профильных групп. Как в рамках базисного учебного плана выстроить широкий спектр профилей? За счет чего оплачивать деление группы? Вторая проблема — нехватка высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих видением связи содержания учебного материала с профилями и профессиям. И, наконец, третья — материальнотехническое обеспечение профилей. Нужны специально оборудованные лаборатории, мастерские [3].

Решение этих проблем потребует изменений в структуре управления школой, организации переподготовки учителя по предмету и его методической поддержки, пересмотра целевых установок школы, педагогического коллектива, учителя, создания технико-технологических и научно-методических условий, что сделать в рамках одной школы очень сложно, а в небольших школах — вообще невозможно.

Одним из путей успешной реализации профильного обучения в школе, по нашему мнению, является организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Сеть — это особый тип взаимодействия самых разных образовательных учрежде-

Рис.1. Сетевое взаимодействие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений Великого Новгорода

ний, основанный на их равном положении относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, т. е. неиерархических, связей [4].

Мы считаем, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую учащимся возможность освоить образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Участниками сетевого взаимодействия могут быть общеобразовательные учреждения и учреждения профессионального, а также дополнительного образования.

В муниципальной системе образования Великого Новгорода на протяжении последних 10 лет активно осуществляется сотрудничество общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования (см. рис.1). Это одно из приоритетных направлений программы развития образования города. Благодаря такому сотрудничеству в течение пяти лет в городе апробировалась модель организации совместной образовательной деятельности общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования: учащиеся получают общеобразовательную подготовку в школе, а профильную подготовку в учреждениях профессионального образования, что позволило создать условия для реализации технологического профиля [5].

Результаты анализа профильных предпочтений старшеклассников нашего города показывают, что до 52% учащихся 9-10-х классов проявляют интерес к такой системе профильного обучения, хотят получить в школе рабочую профессию и выбирают различные направления технологического профиля обучения в сфере производства, управления, обслуживания.

Технологический профиль обучения в нашем понимании — это получение знаний учащимися о современных технологиях в различных сферах чело-

веческой деятельности и квалификации по одной из рабочих профессий (см. рис.2).

Созданная модель профильного обучения позволила решить обозначенные выше проблемы: профильные предметы ведут подготовленные квалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения на базе оборудованных мастерских, лабораторий и кабинетов профильных дисциплин училищ. Формирование полных учебных групп осуществлялось из учащихся разных школ, выбравших одну и ту же специализацию технологического профиля.

Данная модель организации профильного обучения представляет собой трехэтапную систему подготовки учащихся к выбору профиля и своей траектории образования.

I этап — пропедевтический (7-8 классы) — изучение личностных особенностей; выявление интересов и склонностей; знания о профессиях, профилях.

II этап — выбора (9 класс) — информационноориентационный курс «Твои дороги, выпускник»; предметно-профессиональное консультирование; профессиональные пробы в учебных мастерских учреждений профессионального образования; изучение элективных курсов; уточнение выбора, дальнейшее изучение выбранного профиля или переход на другой профиль.

III этап — завершающий (10-11 классы) — освоение профессиональной образовательной программы.

Учебные планы профессиональных образовательных программ составлены таким образом, что учащиеся могут изучать любой профиль в 9-11-х классах (360 часов) или в 10-11-х классах (240 часов). При выполнении полного объема программы профессиональной подготовки по выбранной специальности выпускник получает наряду с аттестатом об общем среднем (полном) образовании и свидетельство о присвоении ему соответствующего квалификационного разряда. Если же учебный план не позволяет в

Рис.2. Технологический профиль обучения

полном объеме выполнить образовательную программу по подготовке соответствующего специалиста, то выпускник получает допрофессиональную подготовку и сертификат.

Выпускник школы, получивший профессиональную или допрофессиональную подготовку, может продолжить свое обучение в учреждении начального профессионального образования на 1 или 2 курсе и завершить полный курс обучения получением квалификационного разряда и диплома по избранной профессии.

Организация технологического профиля с учетом множества его специализаций позволяет решить основные задачи профильного обучения:

— формирование критического, преобразующего мышления;

— формирование информационной компетентности;

— формирование навыков проектной деятельности;

— подготовка выпускников к успешному продолжению образования в учреждениях профессионального образования;

— формирование первичного практического опыта в различных сферах профессиональной деятельности;

— уточнение профессиональных интересов обучающихся;

— создание условий для осознанного и продуктивного выбора обучающимися тех профессиональных сфер, которые соответствуют особенностям их мотивационной и познавательной сферы;

— ориентация на востребованные современным рынком профессии;

— социальная адаптация учащихся.

Координацию по оказанию поддержки и развитию сетевого взаимодействия образовательных учреждений взяли на себя комитет по образованию Администрации Великого Новгород и муниципальный Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов.

Для обеспечения сетевого взаимодействия нами разработано необходимое нормативно-правовое сопровождение: положение о классах с допрофессио-нальной и профессиональной подготовкой, примерный договор об организации обучения учащихся школ на базе училищ и положение об отделении дополнительного образования при учреждении начального профессионального образования.

Итогом внедрения результатов нашего исследования по организации модели технологического профиля обучения через сетевое взаимодействие стали согласованные учебные планы и программы, единое расписание уроков, четкое взаимодействие педагогов всех четырех школ и трех учреждений профобразования города. Учащиеся школ два дня в неделю обучаются по программам технологического профиля в лицеях, училище. Каждый учащийся, выбравший технологический профиль, обучается по одной из специализаций шестнадцати программ профильной подготовки (см. рис.2).

Технологический профиль обучения предоставляет учащимся широкие возможности социализации, обеспечивает им возможность при завершении общего образования одновременно получить и профессиональную подготовку, выстроить образовательную траекторию, найти себя на рынке труда, быть конкурентоспособным на основе сформированной целостной компетентности.

1. Сергеев И.С. Руководителю образования о введении профильного обучения: Практ. пособие. М.: АРКТИ, 2006. 136 с.

2. Официальные документы в образовании. 2002. №27. С.13-33.

3. Немова Н.В. Управление введением системы предпро-фильного обучения девятиклассников: Учеб.-метод. пособие. М., 2003. 68 с.

4. Тахтамышева Г.Ч. // Профильная школа. 2006. №6. С..50-

52.

5. Профессиональное сопровождение учащихся. Науч.-метод. рекомендации. В.Новгород: НРЦРО, 2006. 295 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.