Научная статья на тему 'Анализ регионального опыта развития воспитательных систем учреждений дополнительного образования детей (на примере Оренбургской области)'

Анализ регионального опыта развития воспитательных систем учреждений дополнительного образования детей (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / СОБЫТИЙНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / EXISTENTIAL-HUMANISTIC DIRECTION OF EDUCATION OF CHILDREN / INTEGRATIVE CO-BEING APPROACH / EDUCATIONAL SYSTEM / CRITERIA AND INDICATORS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM OF THE ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Марина Ивановна

В статье раскрыто экзистенциально-гуманистическое направление воспитания детей; обоснованы методологические позиции авторского событийно-интегративного подхода в развитии воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей; представлены результаты ОЭР по внедрению процессной модели развития воспитательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS OF REGIONAL ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN (ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION)

In the article we have analyzed the existential-humanistic direction of education of children; methodological positions author's integrative co-being approach of the development of the establishment of additional education of children; are presented the results of introduction of process model of the development of educational system.

Текст научной работы на тему «Анализ регионального опыта развития воспитательных систем учреждений дополнительного образования детей (на примере Оренбургской области)»

УДК 37. 011.33 ББК 74.200+74.200.587

Болотова М.И.

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Bolotova M.I.

THE ANALYSIS OF EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS OF REGIONAL ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN (ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION)

Ключевые слова: экзистенциально-гуманистическое направление воспитания детей, событийно-интегративный подход, воспитательная система, критерии и показатели развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей.

Keywords: existential-humanistic direction of education of children, integrative co-being approach, educational system, criteria and indicators of the development of educational system of the additional education of children

Аннотация

В статье раскрыто экзистенциально-гуманистическое направление воспитания детей; обоснованы методологические позиции авторского событийно-интегративного подхода в развитии воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей; представлены результаты ОЭР по внедрению процессной модели развития воспитательной системы.

Abstract

In the article we have analyzed the existential-humanistic direction of education of children; methodological positions author's integrative co-being approach of the development of the establishment of additional education of children; are presented the results of introduction of process model of the development of educational system.

Отличительными чертами современного общества становятся нарастание динамизма социальных процессов, обострение глобальных проблем человечества, сложность задач, решаемых в современном мире, интенсивные изменения во всех сферах бытия человека (культурной, политической, экономической, нравственной, духовной), разрушение многих видов и форм социальных отношений, нарастание таких негативных тенденций, как «потеря чувства социального оптимизма, растущая неопределенность и отчужденность людей друг от друга, их растерянность и духовная опустошенность, утраты человеком экзистенциальных ориентиров» 1

Массовое общество объективно уменьшает качество общения, возможность творческого выражения, значение общечеловеческих ценностей, что не дает смыслозначимого наполнения жизни, и приводит к ее утилитарно-функциональному истолкованию.

Такая дестабилизация в ценностно-смысловой сфере личности может привести к углублению разрыва между человеком и обществом (безответственность, тревожность, нерешительность, инфантилизм, нежелание учиться и т.д.), к смещению ценностных

1Бондаренко, Н.Ю. Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ростов н/Д., 2006. - С.3.

координат общества, а лишенное ценностей общество теряет способность поддерживать себя как целостность. Сегодня воспитание «не может оставаться в русле традиции, оно должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения»1.

Модернизация российского образования, сохраняющая и усиливающая роль системы дополнительного образования детей как воспитательной организации, ориентирована на развитие адекватной новому времени воспитательной системы как социально-педагогического механизма организации событийной жизнедеятельности субъектов образовательного учреждения, ценностно-смысловая направленность которой заключает в себе возможность соучаствовать и содействовать растущему человеку в обретении собственных смыслов и ценностей, в достижении осмысленного бытия — его правильности, полноты и красоты.

Экзистенциально-гуманистическое направление воспитания детей сформировано на основе экзистенциализма как философского направления (М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; А. Камю, Г. Марсель, Ж.П. Сартр во Франции; Н. Абаньяно в Италии; У. Баррет в США;

С. Кьеркегор в Дании; Ф. Достоевский, Л. Шестов, Н. Бердяев в России и др.), актуализирует идеи о человеке существующем, осуществляющем поиск смысла, делающем выбор, самоопределяющемся в своем отношении к действительности, обладающем активной субъектной сущностью; нацелено на объяснение экзистенциальных проблем воспитания. Значение данного направления заключается в расширении «горизонта понимания» (Л. Бинсвангер, М. Босс) человеком смыслов и значимости своего образования, «подведение личности к раскрытию новых способов бытия, к выбору в пользу истинных человеческих ценностей» .

Данное направление воспитания особенно актуально для системы дополнительного образования детей, которая в силу своей уникальности способна раскрыть личностный потенциал ребёнка, «подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи» (Д.А. Медведев)3.

Анализ педагогической литературы по проблеме исследования способствовал выявлению ряда подходов в создании и развитии воспитательных систем: системноцелостный подход является методологической основой теории воспитательной системы как воспитательного коллектива Л.И. Новиковой (А.В. Гаврилкин, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин, Е.Н. Степанов); системный и социальнопедагогический подходы - основа теории воспитательной системы как социальной системы Ю.П. Сокольникова (Л.А. Борисова, Г.Н. Григорьев, В.Г. Максимова); философско-антропологический подход - основа теории воспитательной системы как совокупного субъекта И.А. Колесниковой (Е.Н. Барышников, Л.С. Нагавкина, О.Г. Прикот).

Разработанный автором событийно-интегративный подход к исследованию процесса развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей (УДОД) базируется на идеях экзистенциально-гуманистического направления воспитания детей и актуализирует качественное объединение идей системного (Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, В.А. Лекторский, А.И. Ракитов, А. В.Савельев, В.Н. Садовский, Е.П. Тавокин, А. Уемов, Г.П. Щедровицкий, Э. Юдин), событийного (Н.М. Борытко, Е.И. Головаха, Д.В. Григорьев, А.А. Кроник,

В.И. Слободчиков, Г.Е. Соловьёв, А.А. Шибаева и др.) и ценностного подходов (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, М.Г. Казакина, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, И.А.

'Франкл, В. В борьбе за смысл [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://go2bsu.narod.ru/libr/20 F/frankl v/borb sm.rar. - С. 155.

2 Ниязбаева, Н.Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru 2011. - № 3. - С.2-8.

3 Стенографический отчёт о заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, 22 апреля 2010 г. http://snto.ru.

Колесникова,

Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова и др.) в их рефлексивно-преобразующей функции.

Ведущая идея исследования заключается в признании того, что событийноинтегративный подход является средством обеспечения экзистенциальногуманистического направления воспитания в учреждениях дополнительного образования детей всех видов и условием развития воспитательной системы с целью реализации социального заказа на жизнеспособную личность. Событийно-интегративный подход выступает в качестве методологического регулятива познания сущности современной воспитательной системы, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления.

Педагогический аспект данного подхода связан с развитием воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей как процесса интеграции творческих усилий субъектов воспитательной деятельности, который, прежде всего, проявляется в «взращивание» событийной детско-взрослой общности и создании системы социального творчества и социально-культурных событий как пространства, обеспечивающее формирование личностной и функциональной готовности воспитанников к экзистенциальному выбору и жизнетворчеству.

Реализация событийно-интегративного подхода позволяет согласовать требования социального заказа государства, общества, педагогов, учащихся и их родителей к содержанию и результатам воспитания; обеспечить реализацию требований операционализации и диагностируемости целей воспитания - воспитание жизнеспособной личности; снять искусственное разделение на учебный и воспитательный процесс; рассмотреть развитие воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей как процесс ее качественного преобразования от структурносодержательной организации с набором традиционных воспитательных мероприятий с воздействующим характером в уникальную систему социального творчества и социальнокультурных событий, сплачивающую субъектов взаимодействия в событийную детско-взрослую общность, формирующую конвенциональное ценностно-целевое поле субъектов, их позиций, отношений; обеспечить продуктивность, востребованность и удовлетворенность детей, родителей и педагогов жизнедеятельностью учреждения дополнительного образования детей, что способствует формированию и продвижению позитивного образа учреждения, осуществлению его миссии.

Данный подход определяет 1) событийность как интегративное качество воспитательной системы, которое обеспечивает уникальность, соприкосновение и сопричастность субъектов, их приобщенность к происходящим событиям, ценностям бытия, что ведет к переходу ребенка из одного смыслового пространства в качественно иное за счет расширения пространства событий и опыта, в которых вырабатываются личные и социальные нормы;

2) событийную ценностно-поисковую деятельность субъектов системы как системообразующую, основанную на взаимодействии и взаимосодействии педагога и воспитанника в выбранном виде творчества в соответствии с интересами и способностями ребенка; 3) формы со-бытия (со-знание, со-творчество, со-переживания, со-чувствие и т.п.) и «педагогическое понимание» как основные системоопределяющие связи и отношения, укорененные в жизнедеятельности детско-взрослой образовательной общности как ядра воспитательной системы; 4) концепцию развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей как системообразующий компонент системы; 5) целенаправленность воспитательной системы в аспекте формирования жизнеспособной личности как системообразующий фактор ее развития.

Воспитательная система в контексте событийно-интегративного подхода рассматривается нами как социально-педагогическое образование, которое в процессе развития приобретает характеристики оригинальной событийной детско-взрослой образовательной общности, предусматривающей адаптивное управление, инициативу

творческих педагогов, детей и их родителей, наличие экзистенциального образовательного пространства, «в котором ценности и смыслы усваиваются ребенком не на «навязанном» мероприятии и на слух, а в событии, открывающем глубинные смыслы культуры и новые горизонты их жизни»1. В событии внутренняя установка ребенка и взрослого - эмоционально насыщенно и интересно прожить событие совместно со значимым другим и обрести новые жизненные смыслы, доставить радость общения и диалога. Событие «невозможно без со-бытия, которое трактуется как уникальная внутренне противоречивая (внутреннее единство и внешняя поставленность) общность двух людей» , двух миров - мира Детства и мира Взрослых.

Процессная модель развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей (далее - УДОД) выступает прогностическим основанием и структурно отражает относительно самостоятельные блоки: концептуальноцелевой, задающий необходимость реализации основной цели исследования и отображает подсистему целей («дерево целей») и идей (ведущая и частные идеи); структурнофункциональный, включающий основные компоненты системы (системно-целевой, системно-элементный, системно-структурный, системно-функциональный, системноресурсный, системно-интеграционный, системно-коммуникационный, системноисторический), функциональную направленность их деятельности; технологическое (базовый технологический комплекс) и ресурсное (педагогический, организационноуправленческий, информационный, программно-методический ресурсы) обеспечение; динамический, отражающий этапы развития воспитательной системы (разработка концепции, моделирование воспитательной системы, проектирование интеграционных процессов, формирование ценностно-смыслового поля межличностного взаимодействия субъектов, поддержание воспитательной системы в устойчивом состоянии, перестройка системы при возникновении дезинтегрирующих явлений); результативный, определяющий качество воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей в соответствии с разработанными критериями (на межсистемном, внутрисистемном, личностном уровнях).

Мониторинг процесса развития воспитательной системы УДОД осуществлялся в соответствии с идеологией любого мониторинга, необходимо задать под каждый показатель систему численных показателей и индексов. Для оценки динамики воспитательной системы нами разработаны критерии и показатели, соответствующие её цели и задачам.

Показателями критерия «престиж учреждения» на межсистемном уровне выступают: статус, инновационность, адаптивный характер управления, компетентность профессиональных кадров, связь с наукой, позитивный образ воспитанника, соответствие дополнительных образовательных услуг запросу учащихся, их родителей.

Показателями критерия «событийная детско-взрослая образовательная общность» на внутрисистемном уровне выступают: наличие общего ценностно-смыслового

пространства (общий интерес, единая цель, открытое межпозиционное взаимодействие детей и взрослых, диалог, групповая и индивидуальная рефлексия), характер социально -психологического климата (комфортность, удовлетворенность, степень включенности субъектов в совместное проживание события, характер связей и отношений).

Жизнеспособность воспитанника как главный критерий развития воспитательной системы заключалась в осознании им смысла, целей и ресурсов собственной жизни в процессе формирования когнитивного (знания о мире, себе, времени, смысле жизни,

1Шустова, И.Ю. Со-бытийная детско-взрослая общность // Педагогика и психология современного образования: возможности и границы взаимодействия. Материалы к международному круглому столу. -Ульяновск: УИПК ПРО, 2009. - С. 42.

2Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 276.

обеспечивающие адаптацию к среде и успешную реализацию личностных целей), эмоционально-отношенческого (ценностные отношения к будущей жизнедеятельности, ценностные ориентации личности, способность к диалогу), рефлексивно-деятельностного (готовность к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, используя социально приемлемые способы поведения; сформированные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях выбора, оценки и рефлексии построения перспектив жизнедеятельности в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства) компонентов.

Жизнеспособность личности есть способность человека к самоопределению, самостоятельному выбору своего жизненного пути, жизнетворчеству, организации собственной жизнедеятельности. Такой подход требует от человека оптимизма, готовности воспринимать реальность и действовать в ней вполне определенным образом, личностных качеств, знаний, умений, навыков, способностей. Это «личное качество индивида, характеризующее его стремление достойно себя проявить в различных социально-экономических ситуациях, в том числе и в условиях дисгармоничного социума»1. Для обретения жизнестойкости человеку необходима внутренняя опора -благожелательная обстановка в семье, малых группах, других общностях.

В ходе ОЭР апробирован разработанный автором опорный комплекс технологий, состоящий из технологии компетентностной подготовки педагогов-организаторов событийного пространства, технологии организации события как формы инициирования ценностного самоопределения воспитанника; технологии сотрудничества с семьей как субъектом событийной общности. Данный комплекс событийных технологий выступает механизмом преобразования традиционной воспитательной системы в гуманистическую, событийную и обеспечивает пошаговую организацию процесса развития воспитательной системы УДОД с позиций событийно-интегративного подхода с учетом возможностей и ресурсов учреждения.

Основной базой исследования было выбрано государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей высшей категории Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко (далее - ООДТДМ). По итогам конкурса «Авторская школа-96» ООДТДМ получил статус «Инновационный центр», является Лауреатом Международных выставок «Школа-99», «Школа-2001», «Школа-2002» (г. Москва), Лауреатом Всероссийского открытого конкурса программ «Педагогические инновации - 2001» (г. Москва). Международный Знак качества «Золотая звезда» (Century International Gold Quality Era Award) впервые в истории образования России присвоен Дворцу в 2005 года в

г. Женева (Швейцария). Международный приз признает стремление лидера к качеству, инновациям в области образования. «Золотой звездой» награждены лучшие представители 166 стран мира, что является прочной основой для внедрения системы совершенствования качества. ООДТДМ награжден призом International Quality Crown и соответствующим диплом - сертификатом в номинации «Качество, лидерство, технологии и инновации» в Лондоне (2010г.). На 14-ом Российском образовательном форуме структурноорганизационная модель, включающая процессную модель воспитательной системы ООДТДМ, была удостоена Диплома лауреата 4 Всероссийского конкурса «Инноватика в образовании» и приза «Жемчужина российского образования».

- Следует отметить рост научного потенциала региональной системы дополнительного образования детей за счет научных исследований по проблемам современного дополнительного образования детей, проводимых под руководством проф.

А.И. Щетинской, проф.

1Гурьянова, М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен / М. П. Гурьянова // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 43-50, С. 44.

О.Г. Тавстуха, проф. М.А. Емельяновой и других (всего более 60 кандидатских и 6 докторских диссертаций за последние 12 лет).

Для осознания новых смыслов воспитания в течение 2006-2007 уч. гг. творческая группа заместителей директоров по воспитательной работе и методистов УДОД Центрального, Ленинского и Промышленного районов г. Оренбурга включилась в работу в рамках совместного проекта, разработанного управлением образования администрации г. Оренбурга (держатель проекта М.Н. Крухмалева, начальник отдела воспитания, дошкольного и дополнительного образования) и кафедрой педагогики дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (держатели проекта: проф. А.И. Щетинская, доц. М.И. Болотова), под названием «Становление и развитие единого воспитательного пространства региона».

К позитивным процессам можно отнести разработку концепции «Воспитание оренбуржца XXI века» (авторский коллектив: М.Н. Крухмалева, Ю.А. Ларченка, М.И. Болотова), определяющей теоретические основы и направления воспитательной деятельности в Оренбургской области. Данная концепция была создана на уровне области и предложена как инвариант для преобразования областных и муниципальных воспитательных систем УДОД.

Система дополнительного образования детей Оренбургской области, несмотря на сложности, развивается достаточно динамично. Приведем некоторые цифры. Разнообразие образовательных услуг обеспечивается 122 учреждениями дополнительного образования детей (2008 г. - 127; 2009 г. - 123), среди которых 60 (49,2%) многопрофильных

(60 (47%) - 2008 г.; 60 (49%) - 2009 г.) и 62 (50,8%) однопрофильных (67 (53%) - 2008 г.; 63 (51%) - 2009 г.). В 15871 творческих объединениях УДОД занимаются свыше 218 тысяч человек (2008 г. - 239581; 2009 г. - 228039; 2010 г. - 218177).

Специфической особенностью УДОД как воспитательной системы является реализация в ее жизнедеятельности воспитательных комплексов как форм интеграции воспитательных влияний на личность. В практике регионального дополнительного образования детей создан воспитательный комплекс - система социального творчества и социально-культурных событий как совокупность традиционных (ключевые дела, конкурсы, выставки, ярмарки и др.) и инновационных (акции, видеопроекты, социальные проекты, презентации, сценические представления, экстерн-занятия, семейный клуб и др.) мероприятий, основанных на текущих и перспективных интересах ребёнка, вносящих динамику, новизну, многовариантность, случайность в воспитательную систему, устанавливая связь её с многообразием человеческой Культуры. Активное участие воспитанника в различных событиях (н-р, акции «Россия начинается с тебя», «Оренбургский платок мира - миру», «Салют», «Звездный дождь», «Мой мир. Мой взгляд»; благотворительные акции «Дети-детям», «Дворец - наш дом», «Город детства», «Навстречу друг другу» и др.) способствовало поиску и апробации новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных познавательных и прагматических потребностей; автономному приобретению опыта общения и взаимодействия с людьми (работа в разновозрастных командах и общественных структурах); приобретению нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали, волевых усилий.

Так, областным дворцом в 2010 году проведено более 90 массовых мероприятий различной направленности (в 2009 г. - 71) для детей и молодежи области с охватом около 200 тысяч человек (в 2009 г. - свыше 150 тысяч чел.).

Следует особо отметить, что в последние годы активно развивается система олимпиад и конкурсов с использованием дистанционных технологий. В 2010 году в дистанционных конкурсных мероприятиях участвовало более 179 тысяч человек (2009 г. - 141,6 тыс. чел.), в т.ч.: в дистанционной многопредметной олимпиаде «Поколение XXI века» - 39280 участников (2009 г. - 8,5 тыс. чел.), дистанционном интеллектуальном конкурсе по обществознанию и

праву «Имею право» среди учащихся 8-11 классов - 3083 участника (2009 г. - 2,3 тыс. чел.), в интеллектуальном конкурсе по иностранным языкам «Коала» - 10651 участник (2009 г. - 15 тыс. чел.) и др.

Впервые в 2010-2011 учебном году ОДТДМ им. В.П. Поляничко был организован областной дистанционный тур по этнографии «Родник чистой души», в котором приняло участие 114 человек из 7 территорий области.

В качестве средств диагностики выявления степени активности воспитанников в

социально-значимой деятельности применялись педагогическое наблюдение и

количественная статистика участия воспитанника в конкурсных движениях. Была

выявлена степень активности воспитанников экспериментальных и контрольной групп как субъектов детско-взрослой образовательной общности и межличностного общения. Сопоставление результатов диагностики показало, что в группах, где проводился формирующий эксперимент, произошли позитивные изменения:

1. возросло количество воспитанников с высокой степенью активности в совместной творческой деятельности на 26,6%, в межличностном общении - на 27,6%;

2. снизилось количество учащихся со средней степенью активности в совместной творческой деятельности на 12,4%, в межличностном общении - на 16,2%;

3. стало меньше воспитанников с низкой степенью активности в творческой деятельности на 17,1% , в общении - на 11,4% .

Результативность участия воспитанников ОДТДМ и УДОД области во всероссийских и международных конкурсах, слетах, фестивалях возросла с 339 победителей в 2009 году до 477 - в 2010 году.

В учреждениях дополнительного образования детей Оренбуржья работают 10838 педагогических работника (2008 г. - 10753; 2009 г. - 11094), из них имеют высшее образование 59,1% (49,6% из них педагогическое). Уровень квалификации педагогических кадров постоянно повышается. Так, в 2010 году (в сравнении с 2009 годом) число педагогов с высшей квалификационной категорией увеличилось с 13,8% в 2009 году до 14,4% в 2010 году, с первой квалификационной категорией с 29,7% в 2009 году до 31,1% в 2010 году.

В целях совершенствования профессионального мастерства педагогических работников УДОД области, развитию их творческого потенциала проведено: 20 семинаров - свыше 900 участников; 2 мастер-класса - 52 участника; 3 конференции - 245 участников; 9 конкурсов - 604 участника; 2 стажерских площадки - 50 участников и др.

В целом ООДТДМ проведено 37 методических мероприятий с общим охватом 2568 участников. В целях повышения уровня профессиональной компетентности и творческой инициативы методистов УДОД области на базе ООДТДМ с 2010 года действует Региональный дистанционный образовательный методический центр «Инноватика». Содержание деятельности Центра включает в себя дистанционное обучение методистов УДОД области и работу областного консультационного пункта. Областной консультационный пункт уже действует в очно-заочном режиме: проведено более 260 консультаций для педагогических работников области.

Областной конкурс авторских программ дополнительного образования детей способствует обновлению программно-методического обеспечения образовательного процесса УДОД, выявлению инновационных форм педагогической деятельности, развитию творческого потенциала педагогов дополнительного образования и распространению передового педагогического опыта. В конкурсе приняли участие 49 образовательных учреждений (2008 год - 28) из 29 территорий области (2008 год - 18), в их числе: 33 многопрофильных УДОД,

16 других образовательных учреждений; было представлено 90 дополнительных образовательных программ (2008 год - 72) по семи номинациям. По итогам конкурса звание лауреата присвоено 24 дополнительным образовательным программам, из которых в финале всероссийского конкурса (г. Москва) стали лауреатами авторские коллективы

ООДТДМ

им. В.П. Поляничко (за авторскую образовательную программу семейного клуба «Доверие») и ОДЭБЦ (за авторскую образовательную программу «Экообраз исследователя»). Подготовлено 3 сборника программ-лауреатов областного конкурса авторских программ дополнительного образования детей 2010 года.

Конкурсное движение стало стабильным и более привлекательным (2010 г. - 61 образовательное учреждение, 2005 г. - 28). Целью областного конкурса воспитательных систем образовательных учреждений является обновление научно-методического обеспечения развития воспитания в системе образования, внедрение современных форм и методов воспитательной деятельности, повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений. В конкурсе в 2010 участвовало 61 образовательное учреждение из 24 территорий Оренбургской области, в т.ч.: дошкольных учреждений - 8; общеобразовательных учреждений - 45; учреждений дополнительного образования детей

- 8 (в 2008 году участвовало 84 образовательных учреждения из 28 территорий области, в т.ч.: дошкольных учреждений - 11; общеобразовательных учреждения - 53; учреждений дополнительного образования детей -

9; учреждения начального профессионального образования - 4; учреждений среднего профессионального образования - 5; учреждение высшего профессионального

образования - 1).

В 2011 году на V всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений воспитательная система экспериментального учреждения МОУ ДОД «Центра развития творчества детей и юношества города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» стала лауреатом в номинации УДОД, а воспитательная система МОУ «Богдановской средней общеобразовательной школы Тоцкого района Оренбургской области» - дипломантом 1 степени среди школ.

VI областной конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» проведен с 1 по 4 марта 2011 года. В Конкурсе приняли участие 38 педагогов из 23 территорий. Конкурс показал, что значительно возросло внимание муниципальных органов управления образованием к системе дополнительного образования детей и ее кадровому формированию. Целенаправленную и систематическую работу в этом направлении проводит управление образования администрации г. Оренбурга (представлены участники во всех 7 номинациях конкурса, звания лауреата Конкурса удостоены 4 педагога).

По итогам ОЭР проведен сравнительный анализ динамики уровня развития воспитательной системы УДОД (таблица 1). Как видим, изменения уровня доказывают значимость проведенной работы, который определялся на основе разработанных критериев и показателей.

Таблица 1

Динамика показателей развития воспитательной системы ООДТДМ г. Оренбурга _______в ходе опытно-экспериментальной работы (в % соотношении)______________

Показатели Уровни Этапы опытно-экспериментальной работы

Констатирую щий Формирующий

ЭГ ЭГ

Престиж учреждения

инновационность выс. 12,7 25,3

ср. 50,3 68,45

низ. 37 6,25

адаптивный характер управления выс. 21 48,9

ср. 31,5 44,1

низ. 47,5 7

Показатели Уровни Этапы опытно-экспериментальной работы

Констатирую щий Формирующий

ЭГ ЭГ

компетентность профессиональных кадров выс. 11,7 37,7

ср. 46 53,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низ. 42,3 8,7

Событийная детско-взрослая образовательная общность

наличие общего ценностносмыслового пространства выс. 10,7 25,8

ср. 38,4 70,5

низ 46,7 4

оч низ 4,2 -

Сформированность компонентов жизнеспособности личности воспитанника

когнитивный выс. 1,7 43,4

дост 26,7 40

ср 45 8,3

низ 26,7 8,3

эмоционально- отношенческий выс. 8,3 45

дост 35,1 30

ср. 38,3 15

низ. 18,3 10

рефлексивно- деятельностный выс. 8,3 38,3

дост 26,6 38,3

ср. 41,6 11,6

низ. 23,3 11,6

Результаты исследования позволили сделать вывод, что каждый компонент занял своё место, системные связи окрепли, воспитательная система заработала в заданном режиме. Органическое единство компонентов системы, их взаимопроникновение, основанное на системообразующих связях и отношениях, системообразующей деятельности в процессе познания и творчества, педагогике понимающих отношений, обеспечило развитие мощных коллективообразующих процессов. При эффективном педагогическом управлении воспитательной системой механизмы обновления заложены в самой системе.

Таким образом, воспитательная система УДОД как пространство свободного творчества (интеллектуального, художественного, технического, спортивного и др.) детей и взрослых в досуговых видах деятельности, расширяет зоны комфорта, интереса и успешности воспитанника, создает благоприятные условия для его развития как самореализующейся, творческой, самодостаточной личности, то есть такие возможности, которые адекватны жизненно значимым потребностям растущего человека и отвечают требованиям понятия «жизнеспособное поколение».

Разработанная теоретико-методологическая основа развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей, отражая современные тенденции в обществе, науке и образовании, а также особенности и специфику данного типа учреждения, предлагается в качестве логико-дидактической матрицы для дальнейших научных поисков.

Библиографический список

1. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе: монография. - М.: Социум, 2000. - 176 с.

2. Болотова, М.И. Экзистенциально-гуманистические ориентиры развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей : монография. -Оренбург: Детство, 2011. - 184с. ISBN 978-5-9903037-1-3.

3. Болотова, М.И. Теория и практика развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей: монография. - Оренбург: Детство, 2011. - 300 с. ISBN 978-5-9903037-2-0

4. Бондаренко, Н.Ю. Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов н/Д., 2006 - 23 с.

5. Воропаев, М.В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии. - Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 112 с.

6. Григорьев, Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход / Д.В. Григорьев // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей. - Пермь, 2001. - С. 77 - 88.

7. Григорьев, Д.В., Кулешова И.В., Виноградова Л.И. Воспитательная система от А до Я. - М.: Просвещение, 2006. - 207с.

8. Гурьянова, М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен // Педагогика. - 2006. - №10. - С. 43-50.

9. Ниязбаева, Н.Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru 2011. - № 3. - С. 2-8.

10. Рожков, М.И. Концепция экзистенциональной педагогики // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4 (33). - С. 1 -15.

11. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие для вузов /

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

12. Стенографический отчёт о заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, 22 апреля 2010 г. http://snto.ru

13. Селиванова, Н.Л. Воспитательная система образовательного учреждения как объект управления // Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - 2-е изд., доп. - М., 2011.

14. Франкл, В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А. А. Реана. - СПб., 2000.

15. Франкл, В. В борьбе за смысл [Электронный вариант]. Режим доступа: http://go2bsu.narod.ru/libr/20 F/frankl

16. Шустова, И.Ю. Со-бытийная детско-взрослая общность // Педагогика и

психология современного образования: возможности и границы взаимодействия.

Материалы к международному «круглому столу». - Ульяновск: УИПК ПРО, 2009. - С. 36 -40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.