Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Созинова Варвара Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Аннотация. В последнее время значительно выросла роль воспитательной работы в вузе. При ее организации важно использовать возможности цифровой образовательной среды. Особенно это важно для будущих бакалавров в области информационных технологий. Ведь сегодня перед ИТ-отраслью стоят многочисленные вызовы. Необходима работа по поддержанию мотивации студентов младших курсов, формированию у них ключевых компетенций цифровой экономики. Компонентами цифровой образовательной среды для организации воспитательной деятельности будущих бакалавров являются страницы университетского сайта о студенческой жизни; электронные портфолио студентов; материалы в системе Moodle для проведения дистанционных олимпиад и конкурсов; различные цифровые инструменты для творчества, совместной проектной деятельности, коммуникации. Активно используется университетский вики-сайт. Вики-среда предоставляет отличные возможности для совместного написания статей, их обсуждения, проведения различных сетевых мероприятий и проектов. В качестве примера рассмотрена ежегодная олимпиада по сетевым технологиям. В этом году она посвящена Году педагога и наставника. Другими примерами сетевых активностей являются образовательные веб-квесты.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, цифровая образовательная среда, цифровые инструменты, сетевая проектная деятельность, веб-квест.
Annotation. Recently, the role of educational work in the university has grown significantly. When organizing it, it is important to use the possibilities of the digital educational environment. This is especially important for future bachelors in information technology. Ведь сегодня перед ИТ-отраслью стоят многочисленные вызовы. Work is needed to maintain the motivation of undergraduate students, to develop their key competencies of the digital economy. The components of the digital educational environment for organizing extracurricular activities of future bachelors are the pages of the university website about student life; electronic portfolios of students; materials in the Moodle system for remote olympiads and competitions; various digital tools for creativity, joint project activities, communication. The university wiki is actively used. The wiki environment provides excellent opportunities for collaborative writing, discussion, various networking events and projects. As an example, the annual olympiad in network technologies is considered. This year it is dedicated to the Year of the Teacher and Mentor. Other examples of online activities are educational web quests.
Key words: educational activity, digital educational environment, digital tools, network project activity, web quest.
Введение. В последнее время значительно выросла роль воспитательной работы в вузе, организации которой посвящены публикации [4, 13]. Воспитательная деятельность может организована с использованием возможностей цифровой образовательной среды вуза. Ведь процессы информатизации общества связаны не только с повсеместным использованием цифровых технологий, но и с изменениями в образе жизнедеятельности и психологии человека. Так, по мнению авторов статьи [12], информатизация, представляет собой «социальный процесс, связанный с трансформацией мышления, воображения, коммуникативных навыков, моральных ориентиров».
Варианты применения цифровых инструментов в организации информационно-поисковой, проектно-исследовательской, творческой деятельности обсуждают авторы учебного пособия [2].
При организации воспитательной работы следует использовать возможности цифровой среды основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Вопросы построения цифровой образовательной среды ОПОП обсуждаются в статьях [1, 7]. Авторы рассматривают возможности цифровой среды для коммуникации преподавателей и студентов, организации дистанционного и смешанного обучения, проектной деятельности студентов, для подготовки ресурсного обеспечения учебного процесса, планирования методической и научной работы преподавателей ОПОП, подготовки отчетов и публикаций.
Сегодня в нашей стране происходит цифровая трансформация образования, которая предполагает системное обновление целей и содержания обучения, инструментов, методов и организационных форм учебной работы в развивающейся цифровой среде [14]. Считаем, что не менее важной задачей является и обновление содержания, форм и инструментов социально-воспитательной работы в цифровой среде.
Цель статьи - рассмотреть дидактический потенциал различных цифровых инструментов для организации социально-воспитательной работы в рамках ОПОП (на примере направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии»). Приведем примеры активностей студентов в рамках цифровой среды ОПОП.
Изложение основного материала статьи. Воспитательный потенциал цифровой образовательной среды в современном вузе рассматривается в статье [3]. Автор предлагает использовать компьютерные дидактические игры, мультимедийные технологии, телекоммуникационные проекты.
Представим компоненты цифровой образовательной среды для организации воспитательной работы в рамках ОПОП «Информационные системы и технологии», реализуемой в НГПУ им. К. Минина. Организация социально-воспитательной работы в условиях ЦОС для данного направления подготовки представляет особую важность, ведь сегодня перед ИТ-отраслью стоят многочисленные вызовы: импортозамещение и устойчивость к санкциям, усиление информационной безопасности и киберустойчивости, увеличение затрат и трудности с кадрами. Поэтому необходима работа по поддержанию мотивации студентов младших курсов, формированию у них ключевых компетенций цифровой экономики.
Одним из компонентов цифровой среды ОПОП являются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК). Например, все студенты первого курса НГПУ им. К. Минина изучают курс «Стратегии личностно-профессионального развития обучающегося». Основной целью изучения данной дисциплины является знакомство студентов с организацией учебного процесса в вузе, адаптация студентов к обучению в университете. Студенты изучают правила внутреннего распорядка университета, свои права и обязанности, знакомятся с электронной средой, с особенностями социо-
коммуникативной среды и проектной среды НГПУ. В ЭУМК размещены лекции, презентации, сценарии тренингов, деловых игр, различные полезные ресурсы. Кроме того, все студенты Минского университета работают с материалами курса «Разговоры о важном», размещенном на портале открытого образования Мининского университета.
Также компонентами цифровой образовательной среды являются страницы университетского сайта, посвященные студенческим объединениям; различные цифровые инструменты для творчества, совместной проектной деятельности, коммуникации; электронные портфолио студентов. Портфолио обучающегося Мининского университета включает автобиографию студента, достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, спортивной, культурно-творческой деятельности, информацию о личностно-профессиональном развитии. В конце второго курса все студенты Мининского университета сдают комплексный экзамен готовности к профессиональной деятельности. Защита портфолио -одна из обязательных частей экзамена.
Еще один элемент цифровой среды ОПОП, где может осуществляться воспитательная деятельность - вики-сайт университета [6]. Вики-сайт НГПУ, созданный в 2008 году, - информационная среда для проведения различных университетских проектов, олимпиад, конкурсов, тренингов и других сетевых активностей.
Одной из наиболее эффективных форм воспитательной работы на вики-сайте является сетевая проектная деятельность студентов, с помощью которой формируются необходимые универсальные и профессиональные компетенции студентов [9], навыки критического мышления [10] и командной работы [8], развивается ИКТ-компетентность [15], мотивация к освоению цифровых технологий [11]. При проведении сетевых проектов для коммуникации используются мессенджеры, электронная почта, средства видеоконференций; для организации совместной деятельности - вики, документы совместного редактирования, online интерактивные доски, Яндекс и Google-карты; для подготовки продуктов проектной деятельности инфографика, интеллектуальные карты, ленты времени, online газеты; для рефлексии и оценивания online анкеты и тесты, блоги, вики-страницы обсуждений, форумы.
Студенты сами часто становятся разработчиками сетевых проектов для школьников. В статье [5] отмечается, что соорганизация людей разных возрастов в обучающееся сообщество, предусматривающее вовлечение школьников в форматах «горизонтального обучения» в реальную проектную, конструкторскую и исследовательскую деятельность формирует у них мотивацию к выбору профессиональной деятельности по инженерной специальности.
Ежегодно в НГПУ проводится внутривузовская олимпиада по сетевым технологиям. Тематика олимпиад имеет ярко выраженный воспитательный характер. Олимпиада этого года связана с объявленным Президентом Российской Федерации Годом педагога и наставника в стране. В ходе олимпиады участники не только демонстрируют владение теми или иными цифровыми инструментами, но и получают сведения о выдающихся педагогах, их основных педагогических идеях, развитии образования в России.
В первом задании «Учитель - профессия дальнего действия, Главная на Земле!» участникам предлагается тест на грамотный поиск информации в Интернет. Пример одного из вопросов: «Какая известная женщина дважды лауреат нобелевской премии работала гувернанткой? В каком университете она училась и стала первой женщиной преподавателем? Сколько она получила дипломов? На какой кафедре преподавала?». В одном из вопросов представлены изображения денежных банкнот. Нужно узнать, какие известные педагоги представлены на этих банкнотах, каких стран эти банкноты.
Во втором задании «Самое высокое и самое необходимое из всех искусств» участникам предлагается собрать предложенный пазл, определить по портрету одного из выдающихся педагогов, создать ментальную карту о нем. На карте нужно отразить вклад в педагогику этого человека.
В третьем задании «Не смейте забывать учителей!» участникам предложена таблица с координатами памятников выдающимся педагогам. Необходимо найти памятник по координатам и создать инфографику о памятнике с указанием, почему он установлен именно в этом месте. Данные должны быть представлены текстом, цифрами и графикой.
«Образование - сама жизнь!» - название четвертого задания. Взяв данные по распределению выпускников, обучавшихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по научным областям и странам из статистического сборника «2022. Образование в цифрах» (https://clck.ru/33gaHP), необходимо провести их обработку в Яндекс-таблице, построить гистограмму распределения выпускников по странам по научной области «Образование».
Еще одним примером воспитательной деятельности является разработка будущими бакалаврами веб-квестов. Например, студенты направления подготовки «Информационные системы и технологии», в пошлом году создали веб-квест, посвященный 350-летию со дня рождения Петра I (https://sites.google.com/view/350-let-petr1). В этом году первокурсники разрабатывают веб-квест, посвященный Десятилетию науки и технологий. Квест предназначен для знакомства старшеклассников с достижениями и перспективами российской науки, с планом мероприятий Десятилетия в своем городе, с возможностями участия школьников в научно-технической деятельности. Также важной задачей квеста является привлечение участников для обучения на технических направлениях Мининского университета.
Выводы. В статье обоснованы дидактические возможности цифровой образовательной среды для организации воспитательной деятельности в рамках ОПОП. В качестве компонентов такой среды могут выступать электронные портфолио студентов; материалы в системе Moodle для проведения дистанционных олимпиад, конкурсов, мастер-классов; облачные хранилища, вики-сайты, online сервисы визуализации, другие цифровые инструменты для создания продуктов проектной деятельности, организации командной работы, осуществления коммуникации, оценивания и рефлексии.
В условиях цифровой трансформации образования роль цифровой среды ОПОП значительно возрастает. В ходе совместного формирования такой среды преподавателями и студентами у будущих бакалавров ИТ-направлений подготовки развиваются наиболее востребованные цифровой экономикой ключевые компетенции.
Литература:
1. Брыксина, О.Ф. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4 (17). - C. 14.
2. Брыксина, О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник / О.Ф. Брыксина, Е.А. Пономарева, М.Н. Сонина. - М. ИНФРА-М. - 2018. - 549 с.
3. Горшкова, М.А. Воспитательный потенциал цифровой образовательной среды в современном вузе / М.А. Горшкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №73-2. - С. 69-71
4. Гурулева, Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента / Н.Е. Гурулева // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1045-1047
5. Игнатьева, Г.А. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№2. - С. 8.
6. Круподерова, Е.П. Освоение учителями информатики технологии вики / Е.П. Круподерова, В.П. Короповская // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 50-52
7. Круподерова, Е.П. Формирование информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы с помощью сетевых сервисов / Е.П. Круподерова, Т.И. Калиняк // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-3. - С. 277-283
8. Круподерова, Е.П. Командообразование в условиях сетевой проектной деятельности студентов / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, А.А. Щербакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 203-206
9. Круподерова, К.Р Формирование компетенций бакалавров профессионального образования в информационной среде на базе облачных технологий / К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 51-6. - C. 181-188
10. Круподерова, К.Р. On-line сервисы визуализации для развития критического мышления / К.Р. Круподерова, И.А. Царева // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам конференции кафедры прикладной математики и информатики. - Нижний Новгород: НГПУ, 2014. -С. 42-48
11. Круподерова, К.Р. Использование сетевых сервисов для мотивации обучающихся к изучению информационных технологий / К.Р. Круподерова, Т.И. Калиняк // В мире научных открытий. - 2015. - № 9-2 (69). - C. 596-601
12. Макоев, З.М. Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза как условие профилактики и преодоления морального отчуждения обучающихся / З.М. Макоев, З.К. Малиева // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - №5. - Том 7. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/158PVN515.pdf
13. Петрова, М.С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе / М.С. Петрова // Вестник Костромского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 151-153
14. Уваров, А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации / А.Ю. Уваров. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.
15. Samerkhanova, E.K. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - T. 9. - №7S. - C. 1381.
Педагогика
УДК 5.8.2
старший преподаватель Кубанов Иван Александрович
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов» (г. Санкт-Петербург)
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ «СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье рассмотрена структурность формирования в высших учебных заведениях специальной медицинской группы. Критерии и уровни определения формирования специальной медицинской группы. Специфика использования физкультурных и профилактических мероприятий в высших учебных заведениях в рамках занятий со специальной медицинской группой здоровья. А также особенности составления учебно-методического плана для студентов специальной медицинской группы здоровья. Описаны особенности методики «скандинавская ходьба», как специального адаптационно-профилактического мероприятия, направленного на улучшение физического состояния студентов высшего учебного заведения, проходящих процесс физического воспитания в специальной медицинской группе здоровья. Определена многофакторность использования методики «скандинавская ходьба» и ее необходимость внедрения в процесс преподавания, для студентов специальной медицинской группы здоровья.
Ключевые слова: специальная медицинская группа, студенты, высшее учебное заведение, профилактика, физическое воспитание, скандинавская ходьба.
Annotation. The article considers the structurality of the formation of a special medical group in higher educational institutions. Criteria and levels for determining the formation of a special medical group. The specifics of the use of physical education and preventive measures in higher educational institutions in the framework of classes with a special medical health group. As well as the features of drawing up an educational and methodological plan for students of a special medical group of health. The features of the «Scandinavian walking» technique are described as a special adaptation and preventive measure aimed at improving the physical condition of students of higher educational institutions undergoing the process of physical education in a special medical health group. The multifactorial nature of the use of the «Scandinavian walking» technique and its need to be introduced into the teaching process for students of a special medical health group are determined.
Key words: special medical group, students, higher education institution, prevention, physical education, Scandinavian walking.
Введение. Структурная образовательная система, включающая в себя и процессы физического воспитания, на базе высшего учебного заведения направлена улучшать качество жизни студентов посредством применения, специализированных методик физического воспитания, в том числе студентов специальной медицинской группы здоровья.
Современный этап развития формирования здорового образа жизни среди студентов высшего учебного заведения, сопровождается количественным увеличением числа специализированных групп, что указывает на важность процесса формирования различных методик для совершенствования здоровьесберегающего процесса.
Улучшение системы физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группы здоровья, требует применять новые виды двигательной активности с учетом физически-ограничивающих факторов учитывая материально-техническую базу учебного заведения, уровень физической подготовленности, уровень здоровья, мотивации и физкультурно-спортивных интересов обучающихся.
В данной статье будет рассмотрен процесс актуализации внедрения метода спортивной подготовки по средствам скандинавской ходьбы, как физкультурно-оздоровительного комплекса для студентов высших учебных заведений занимающихся по состоянию здоровья в специальной группе.
Изложение основного материала статьи. Цель преподавания физической культуры в высших учебных заведениях представлена на усовершенствование физической и повышение умственной работоспособности занимающихся, и формирование положительного образа к занятиям физической культуры. К данной цели стремится каждый занимающийся, в том числе и студенты специальной медицинской группы, которые также имеют дополнительные цели: улучшение физического и функционального состояния, а также коррекция и нормализация имеющихся отклонений в состоянии здоровья.