Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Актуальность подготовки бакалавров педагогического образования к организации проектной деятельности продиктована современным социальным заказом системы педагогического образования и отражена в ФГОС ВО и профессиональном стандарте педагога. Сегодня происходит цифровая трансформация образования, которая требует создания специально организованной цифровой среды в каждой образовательной организации. Формирование готовности будущих учителей к организации проектной деятельности школьников в цифровой образовательной среде рассматривается авторами как важная научно-практическая задача. Проектная деятельность будущих учителей с применением современных цифровых инструментов может быть организована как через проведение учебных проектов в рамках дисциплин, так и через внеаудиторную проектную деятельность. Выполняя различные проектные задания с использованием цифровых инструментов, будущие учителя смогут затем применить аналогичные инструменты и в проектной деятельности со школьниками. В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина студенты готовятся к проектной деятельности в рамках дисциплины «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с ИКТ». Приведены примеры проектов, разработанных студентами, показывающие дидактические возможности различных цифровых инструментов. Также в статье рассмотрены возможности совместного обучения будущих учителей в ходе сетевой проектной деятельности. При этом формируются проектно-сетевые сообщества студентов. Совместная деятельность будущих учителей в рамках проектно-сетевых сообществ готовит их к работе в условиях цифровых образовательных сред школ, к организации деятельности школьников в открытой образовательной среде.
Ключевые слова: проектная деятельность, цифровая образовательная среда, цифровые инструменты, сквозные цифровые технологии.
Annotation. The relevance of preparing bachelors of pedagogical education for the organization of project activities is dictated by the modern social order of the system of pedagogical education and is reflected in the Federal State Educational Standard of Higher Education and the professional standard of a teacher. Today, a digital transformation of education is taking place, which requires the creation of a specially organized digital environment in each educational organization. The formation of the readiness of future teachers to organize the project activities of schoolchildren in a digital educational environment is considered by the authors as an important scientific and practical task. Project activities of future teachers using modern digital tools can be organized both through the implementation of educational projects within the disciplines, and through extracurricular project activities. By completing various project tasks using digital tools, future teachers will be able to then apply similar tools in project activities with schoolchildren. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, students prepare for project activities within the discipline "Organization of project and educational and research activities of students with ICT. "Examples of projects developed by students are given, showing the didactic capabilities of various digital tools. The article also considers the possibilities of joint training of future teachers in the course of network project activities. At the same time, project-network communities of students are formed. The joint activity of future teachers within the framework of project-network communities prepares them to work in the digital educational environments of schools, to organize the activities of schoolchildren in an open educational environment.
Key words: project activity, digital educational environment, digital tools, end-to-end digital technologies.
Введение. Сегодня происходит цифровая трансформация образования, которая требует создания специально организованной цифровой среды в каждой образовательной организации. В цифровой образовательной среде педагогического вуза должны быть созданы условия для профессионального становления студентов, подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровой трансформации школы. При этом важным является не только освоение будущими бакалаврами педагогического образования различных цифровых инструментов и ресурсов, которые они смогут использовать для построения своих будущих предметных ЦОС, но и подготовка к применению педагогических технологий, наиболее востребованных в условиях цифровой трансформации. Авторы дидактической концепции цифрового профессионального образования [1] называют базовый минимум педагогических технологий, необходимый для построения цифрового образовательного процесса: технологии сетевой коммуникации, дистанционного обучения, смешанного обучения, организации проектной деятельности обучающихся.
Особую важность использование в обучении проектного метода имеет для будущих педагогов. Актуальность подготовки бакалавров педагогического образования к организации проектной деятельности продиктована современным социальным заказом системы педагогического образования и отражена в ФГОС ВО по направлениям подготовки «Педагогическое образование», в соответствии с которым одним типов задач профессиональной деятельности бакалавров является проектный. Требования к использованию современных образовательных технологий указаны в профессиональном стандарте педагога.
Изучение теоретических основ проектной деятельности осуществляется в рамках психолого-педагогических дисциплин. Уверены, что организация подготовки будущих учителей к организации проектной деятельности в условиях цифровых образовательных сред школ требует отдельного внимания.
Цель статьи - рассмотреть особенности подготовки будущих бакалавров педагогического образования к организации проектной деятельности обучающихся в цифровой среде.
Изложение основного материала статьи. Организация проектной деятельности будущих педагогов обсуждается в ряде публикаций. Авторы подчеркивают, что владение проектной деятельностью становится необходимым элементом структуры профессиональной подготовки будущего педагога [5, 10]. Статьи [6, 14] посвящены возможностям реализации компетентностного подхода в педагогическом вузе с помощью сетевой проектной деятельности. Возможности цифровой образовательной среды для вовлечения студентов в проектную деятельность рассмотрены в статьях [9, 10].
В монографии [8] обосновано использование различных Интернет-сервисов на каждом из этапов проектной деятельности: организационно-подготовительном, поисково-исследовательском, проектировочном, презентационном,
рефлексивном. Проектная деятельность будущих бакалавров педагогического образования с применением современных цифровых инструментов может быть организована как через проведение учебных проектов в рамках дисциплин, так и через внеаудиторную проектную деятельность. Выполняя различные проектные задания с использованием цифровых инструментов, будущие учителя смогут затем применить аналогичные инструменты и в проектной деятельности со школьниками.
Например, студенты выполняют задания с использованием сервиса совместного редактирования гипертекста вики. Образовательные возможности вики рассматриваются в статье [4]. Обучающиеся Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина используют вики для размещения портфолио проекта, разработанного в рамках дисциплины «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с ИКТ». Студенты выбирают в качестве темы проекта темы из своей предметной области.
Вики-портфолио учебного проекта, разрабатываемого студентами, включает аннотацию проекта; вопросы, направляющие проект (основополагающий, проблемные, учебные); визитную карточку проекта; план проведения проекта; буклет о преимуществах проектного метода; вводную презентацию для мотивации обучающихся; примеры продуктов проектной деятельности от имени учеников; оценочные инструменты; различные дидактические материалы (обучающие инструкции по цифровым инструментам, алгоритмы работы, списки полезных ресурсов, шаблоны документов и т.п.). При этом перед студентами ставится задача подбора адекватных цифровых инструментов.
Приведем примеры проектов, разрабатываемых студентами в рамках рассматриваемой дисциплины, представим используемые цифровые инструменты.
- Проект «Исследуем математические основы информатики» для 8 класса (https://goo.su/pUXu). Использован сервис построения онлайн ментальных карт для представления плана проекта, онлайн анкеты для входной диагностики и итогового теста, совместная презентация учеников с решениями логических задач, онлайн интерактивная доска с методами решения логических задач.
- Проект «Связанные одной сетью» для 9 класса (https://goo.su/tWuI). Использованы ментальная карта для представления плана оценивания, онлайн анкеты для индивидуальных дневников участников проекта, видео-инструкция по работе с сервисом построения ментальных карт, лента времени «История Интернета».
- Проект «Моделирование как метод познания» для 9 класса (https://goo.su/7TvHIn). Исследование учеников посвящено поиску ответа на вопрос «Каким образом компьютерное моделирование может использоваться в физике, как оно помогает в решении физических задач?». Использованы цифровые инструменты: онлайн кластер «Классификация моделей»; презентация «Сервисы Веб 2.0 в обучении физике», созданная с помощью сервиса https://prezi.com; сервис https://phet.colorado.edu для выполнения моделирования действия закона Фарадея и правила Ленца.
Данные проекты направлены на формирование у школьников таких универсальных учебных действий, как умения работы с информацией, базовых логических и исследовательских умений, навыков командной работы, умений самоорганизации и самоконтроля.
Важным является формирование умений будущих учителей в создании оценочных средств для разрабатываемых проектов. Обучающиеся учатся применять различные стратегии формирующего и итогового оценивания. Для этого они разрабатывают планы оценивания. Пример плана оценивания из проекта «Исследуем математические основы информатики» (https://clck.ru/33ESJ6).
Сегодня в цифровой образовательной среде начинают использоваться сквозные цифровые технологии (СЦТ), такие как искусственный интеллект (ИИ), виртуальная и дополненная реальность (VR/AR), большие данные, робототехника и др. Образовательные возможности технологии ИИ обсуждаются в статье [11], VR/AR технологии - в статье [3]. Студенты Мининского университета знакомятся с этими технологиям в дисциплинах «Современные информационные технологии», «Технологии цифрового образования», «Введение в искусственный интеллект», «VR/AR разработка». При этом рассматриваются и вопросы организации проектной деятельности с использованием данных СЦТ. Например, технологии виртуальной и дополненной реальности школьники осваивают в детских центрах ИТ-творчества «IT-cube», детских технопарках «Кванториум», других центрах дополнительного образования детей в области ИТ, в рамках профориентационных проб в проекте «Билет в будущее». Оборудование для разработки виртуальной и дополненной реальности получают все школы-участницы проекта «Точки роста». Задачи развития движения WorldSkills в России также предполагают освоение технологий VR/AR. И будущие учителя, прежде всего учителя, информатики должны быть готовы разрабатывать со школьниками приложения виртуальной и дополненной реальности, используя возможности индивидуальной и групповой проектной деятельности.
Примеры тем проектов для школьной дисциплины «Информатика»: «Разработка VR-квеста», «Создание виртуального музея», «Разработка виртуальных тренажеров», «Программирование взаимодействия объектов дополненной реальности», «Обучающие мобильные AR-приложения», «Возможности использования QR-кодов для дополненной реальности».
Примером студенческого проекта по применению VR/AR технологии является проект для учеников 7 класса «Моделируем виртуальную реальность» (https://goo.su/OaRti). В исследовании обучающихся (https://clck.ru/33aNwk) построена лента времени «История AR технологии» (https://clck.ru/334S4t), подготовлена Яндекс-презентация «Сферы применения дополненной реальности» (https://disk.yandex.ru/i/wAdSIRXQLRVIPQ), на совместной онлайн доске https://miro.com представлены профессии в области VR/AR. В программе EV Toolbox разработано приложение, которое позволяет увидеть 3D-визуализацию чертежа будущего изделия.
Оценивание учебного проекта, разрабатываемого будущими учителями в дисциплине «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с ИКТ», осуществляется по нескольким критериям.
При оценивании продукта проектной деятельности учитываются: формулировка цели и гипотезы исследования, организация поиска ответа на проблемный вопрос, представление результатов в логической последовательности, используемые методы исследования, оформление списка полезных ресурсов, творческий подход к оформлению вики-статьи, грамотный выбор цифровых инструментов, формулировка выводов. При оценке плана оценивания учитываются: наличие плана оценивания, грамотное применение технологий формирующего и итогового оценивания, привлечение учеников к процедуре оценивания. Также учитывается защита проекта.
Использование критериального подхода в оценивании результатов проектной деятельности обсуждается в статьях [2, 7]. Инновационный подход в организации оценивания заключается в организации процедур оценивания навыков XXI века, таких как способность к критическому мышлению, решению задач разного уровня сложности и командной работе на основе сотрудничества [13].
Кроме разработки собственного проекта в рамках дисциплины «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с ИКТ» студенты анализируют различные Интернет-проекты учителей. Они используют стратегию 3-2-1: три наиболее ярких момента в проекте, два вопроса разработчикам проекта, одно предложение. Пример выполнения задания: https://clck.ru/YfnHN. Использован сервис https://padlet.com.
Некоторые студенты реализуют разработанные учебные проекты в ходе педагогической практики; выбирают организацию проектной деятельности в рамках предметных цифровых сред в качестве тем курсовых проектов по «Методике преподавания информатики»; выбирают темы, связанные с организацией проектной деятельности для выпускных квалификационных работ.
В последнее время при повышении квалификации педагогических работников достаточно активно применяется модель «горизонтального обучения» - система P2P (англ. peer-to-peer - «равный равному»), когда обучение осуществляется внутри профессиональных сообществ [12]. Считаем, что модель «горизонтального обучения» может быть эффективной и для сообществ будущих учителей. Отличные возможности для такого обучения складываются в ходе совместной сетевой проектной деятельности, в рамках которой могут формироваться проектно-сетевые сообщества студентов.
Примеры такой сетевой проектной деятельности, когда студенты Мининского университета совместно с преподавателями разрабатывали в рамках внеаудиторной деятельности проекты для школьников Нижегородской области: «Выходи в Интернет» (https://goo.su/Aapv6YU) и «В Нижний Новгород - это значит домой!» (https://goo.su/6hWU7B). Совместная деятельность будущих учителей в рамках проектно-сетевых сообществ готовит их к работе в условиях цифровых образовательных сред школ, к организации деятельности школьников в открытой образовательной среде, к совместной деятельности внутри сообществ учителей.
Выводы. Актуальность использования проектной деятельности в современной школе объясняется адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Эффективность процесса формирования готовности будущих учителей к организации проектной деятельности школьников в цифровой образовательной среде возможна при глубоком изучения сути метода проектов, освоения различных цифровых инструментов для его применения в условиях цифровой среды, с одной стороны, и практической работы по разработке проектов в рамках учебных дисциплин и внеаудиторной работы, с другой стороны.
Литература:
1. Блинов, В.И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 72 с.
2. Брыксина, О.Ф. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 1(21). - С. 223-228
3. Иванова, А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / А.В. Иванова // СРРМ. - 2018. - №3 (108). - С. 88-107
4. Круподерова, Е.П. Освоение учителями информатики технологии вики / Е.П. Круподерова, В.П. Короповская // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 50-52
5. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности с помощью современных сетевых технологий / Е.П. Круподерова // Информатика и образование. - 2012. - № 1 (230). - C. 50-52
6. Круподерова, К.Р. Использование сетевой проектной деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении / К.Р. Круподерова, А.С. Румянцева // В мире научных открытий. - 2015. - № 7.1 (67). - C. 351-359
7. Круподерова, К.Р. Критериальный подход к оцениванию результатов проектной деятельности студентов / К.Р. Круподерова // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании. - Нижний Новгород: НГПУ, 2015. - C. 107-110
8. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. -106 с.
9. Самерханова, Э.К. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования / Э.К. Самерханова, З.У. Имжарова // Вестник Мининского университета. - 2018. Т. 6. - № 2. - C. 2.
10. Сахарчук, Н.Ю. Подготовка будущих учителей к организации проектной деятельности школьников / Н.Ю. Сахарчук, Е.А. Кагакина, С.Л. Лесникова, Н.А. Русакова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 45-2. - С. 69-76
11. Степанова, Э.В. Искусственный интеллект в высшем образовании / Э.В. Степанова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. -Издательство Красноярский государственный аграрный университет. - С. 153-155
12. Тулупова, О.В. Горизонтальное обучение как формат непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов / О.В. Тулупова, А.В. Шакурова // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - №1. - C. 49-57
13. Фролова, С.В. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / С.В. Фролова, Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 4. - С. 6.
14. Samerkhanova, E.K. Implementation of the competence approach with the help of network project activities / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin, T.I. Kanyanina // Opcion. - 2019. - T. 35. - № Special Issue 19. - C. 565-590
15. Samerkhanova, H.K. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - T. 9. №7S. - C. 1381.