Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ СЕТЕВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ СЕТЕВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ПРОЕКТНО-СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Вертинская Анна Сергеевна, Маркосян Мария Мартиросовна

Ключевой единицей цифровой экономики становится команда, способная эффективно решать проектные задачи. В ходе совместной сетевой проектной деятельности формируются проектно-сетевые сообщества обучающихся и педагогов. В сетевых проектах создаются условия для формирования у обучающихся навыков совместного решения проблем, умений распределять роли и брать на себя функции лидера, преодолевать конфликты. В статье рассмотрены возможности формирования навыков работы в команде и развития лидерских качеств студентов в рамках сетевой проектной деятельности. Проанализированы возможности различных цифровых инструментов и сервисов для организации совместной деятельности. Приведены примеры сетевых проектов студентов и преподавателей факультета информационных технологий Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Продемонстрированы примеры совместных информационных продуктов проектов. Особенностью конструирования цифровых сред для сетевых проектов является подбор инструментария для осуществления координации проекта и организации линий коммуникации. Показаны инструменты для коммуникации в некоторых сетевых проектах. Названы другие примеры формирования проектно-сетевых сообществ студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Вертинская Анна Сергеевна, Маркосян Мария Мартиросовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS THROUGH NETWORK PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS

The key unit of the digital economy is a team capable of effectively solving project problems. In the course of joint network project activities, project-network communities of students and teachers are formed. In network projects, conditions are created for the formation of students' skills of joint problem solving, the ability to distribute roles and take on the functions of a leader, and overcome conflicts. The article considers the possibilities of forming teamwork skills and developing leadership qualities of students in the framework of network project activities. The possibilities of various digital tools and services for organizing joint activities are analyzed. Examples of network projects of students and teachers of the Faculty of Information Technology of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given. Examples of joint information products of projects are shown. A feature of designing digital environments for network projects is the selection of tools for project coordination and organization of communication lines. The tools for communication in some network projects are shown. Other examples of the formation of project-network communities of students are named.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ СЕТЕВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ»

7. Круподерова, Е.П. Организация «перевернутого обучения» математике / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, И.А. Печенева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 229-232

8. Круподерова, К.Р. Использование сетевой проектной деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении / К.Р. Круподерова, А.С. Румянцева // В мире научных открытий. - 2015. - № 7.1 (67). - C. 351-359

9. Круподёрова, К.Р. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / К.Р. Круподёрова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 236-238

10. Лебедева, Т.Н. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, С.В. Крайнева, Н.А. Белоусова, Е.Н. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3. - С. 6.

11. Прохорова, М.П. Участие преподавателей вуза в разработке открытых онлайн-курсов / М.П. Прохорова, О.И. Ваганова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №5 (62). - С. 90-103

12. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». - URL: https://clck.ru/32VmcE (дата обращения: 20.02.2023).

13. Самерханова, Э.К. Технологии искусственного интеллекта: новые возможности в опережающей подготовке педагога / Э.К. Самерханова // В сборнике «Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы и перспективы». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. Нижний Новгород, 2021. - C. 132-136

14. Федотова, О.Д. Альтернативная образовательная технология Flipped learning как реализация идеи радикального пересмотра организационных основ процесса обучения / О.Д. Федотова, Е.А. Николаева // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 1.

- С. 52-58

15. Samerkhanova, E.K. Implementation of the competence approach with the help of network project activities / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin, T.I. Kanyanina // Opcion. - 2019.

- T. 35. - № Special Issue 19. - C. 565-590

Педагогика

УДК 378.18

старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Вертинская Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Маркосян Мария Мартиросовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ СЕТЕВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Ключевой единицей цифровой экономики становится команда, способная эффективно решать проектные задачи. В ходе совместной сетевой проектной деятельности формируются проектно-сетевые сообщества обучающихся и педагогов. В сетевых проектах создаются условия для формирования у обучающихся навыков совместного решения проблем, умений распределять роли и брать на себя функции лидера, преодолевать конфликты. В статье рассмотрены возможности формирования навыков работы в команде и развития лидерских качеств студентов в рамках сетевой проектной деятельности. Проанализированы возможности различных цифровых инструментов и сервисов для организации совместной деятельности. Приведены примеры сетевых проектов студентов и преподавателей факультета информационных технологий Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Продемонстрированы примеры совместных информационных продуктов проектов. Особенностью конструирования цифровых сред для сетевых проектов является подбор инструментария для осуществления координации проекта и организации линий коммуникации. Показаны инструменты для коммуникации в некоторых сетевых проектах. Названы другие примеры формирования проектно-сетевых сообществ студентов.

Ключевые слова: сетевая проектная деятельность, коммуникация, проектно-сетевое сообщество, сотрудничество, цифровые инструменты.

Annotation. The key unit of the digital economy is a team capable of effectively solving project problems. In the course of joint network project activities, project-network communities of students and teachers are formed. In network projects, conditions are created for the formation of students' skills of joint problem solving, the ability to distribute roles and take on the functions of a leader, and overcome conflicts. The article considers the possibilities of forming teamwork skills and developing leadership qualities of students in the framework of network project activities. The possibilities of various digital tools and services for organizing joint activities are analyzed. Examples of network projects of students and teachers of the Faculty of Information Technology of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given. Examples of joint information products of projects are shown. A feature of designing digital environments for network projects is the selection of tools for project coordination and organization of communication lines. The tools for communication in some network projects are shown. Other examples of the formation of project-network communities of students are named.

Key words: network project activity, communication, project-network community, collaboration, digital tools.

Введение. Сегодня названы ключевые компетенции цифровой экономики, такие как: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде [11]. Коммуникативная компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей. Эта компетенция связана с универсальной компетенцией УК-3 «Командная работа и лидерство», одинаковой для всех направлений подготовки в бакалавриате.

Авторы дидактической концепции цифрового профессионального образования [1] подчеркивают, что ключевой единицей новой экономики становится уже не отдельный квалифицированный работник - «человек на своем месте», а

команда, способная эффективно решать задачи проектного или функционального характера. Формирование коммуникативной компетентности, навыков командной работы рассматривается в статьях [2, 6]. Созданию творческих пространств для совместной работы детско-взрослых партнерских объединений посвящена статья [3].

На сегодняшний день для развития коммуникативных навыков существует целый ряд различных способов и средств. Важная роль принадлежит проектной деятельности. Авторы статьи [9] приводят результаты экспериментальной работы по использованию проектного метода для развития коммуникативных навыков иностранных и русских студентов.

В работе над проектом обучающиеся учатся сотрудничать и сопереживать, развивают умения вести диалог и совместно решать проблемы, определять сильные и слабые стороны команды, преодолевать конфликты, распределять роли, брать на себя функции лидера.

Хорошие условия для развития коммуникативных навыков создаются в открытой цифровой образовательной среде в ходе сетевой проектной деятельности. Сегодня многие исследователи говорят о возможностях распределенного обучения в различных средах и пространствах, включая сетевое. В ходе совместной сетевой проектной деятельности формируются проектно-сетевые сообщества обучающихся и педагогов, в рамках которых складываются возможности взаимного обучения. Пример такого онлайн-сообщества научно-технической направленности представлен в статье [10].

Цель статьи - продемонстрировать возможности сетевой проектной деятельности в организации эффективной командной работы, в развитии коммуникативных навыков участников проектов, в организации взаимного обучения в рамках проектно-сетевых сообществ. Проанализируем возможности различных цифровых инструментов и сервисов. Приведем примеры сетевых проектов студентов и преподавателей факультета информационных технологий Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Изложение основного материала статьи. Всевозрастающая роль образования способствует трансформации общества в обучающееся и объединению людей внутри него в сообщества, способствующие, «обучению на протяжении всей жизни -для всех», предоставляя возможность самореализации каждому [1]. Такие обучающиеся сообщества могут создаваться в ходе сетевой проектной деятельности. Сетевая проектная деятельность способствует реализации компетентностного подхода в обучении [4, 13], развитию ИКТ-компетентности студентов [5, 14], мотивации к освоению современных информационных технологий [8], и, конечно, формированию коммуникативных навыков обучающихся. Цифровые инструменты для совместной деятельности будущих учителей при организации проектной деятельности рассматриваются в монографии [7].

Каждому разработчику сетевого проекта приходится решать задачи выбора площадки для проведения проекта, создания сетевого портфолио; организации процедуры регистрации; размещения контента; организации общих сетевых мероприятий; организации совместной деятельности участников проекта; обеспечения взаимодействия координаторов и участников, коммуникации участников между собой; проведения постоянного мониторинга, прозрачности оценивания.

Все эти задачи можно решить с помощью инструментов и сервисов сети Интернет. Частично эти задачи стоят и перед разработчиками учебных проектов. Но особенностью конструирования цифровых сред для сетевых проектов является подбор инструментария для осуществления координации проекта и организации линий коммуникации. В [12] автор предлагает использовать для коммуникации новостную ленту; консультационную линию; тематические форумы; рефлексивную линию, например, в виде блога или вики-страниц обсуждения.

Современная цифровая образовательная среда располагает такими инструментами коммуникации, как мессенджеры, форумы, платформы для видеоконференций и др. Для организации совместной деятельности следует использовать вики-среды, облачные хранилища, документы совместного редактирования, совместные онлайн-доски, интернет-сервисы визуализации (ментальные карты, ленты времени, инфографику), сервисы для управления проектами и др.

Приведем некоторые примеры авторских сетевых проектов, в рамках которых формировались, сетевые сообщества студентов, создавались хорошие условия для формирования коммуникативных навыков. Общероссийский Интернет-проект «Святой витязь земли русской», посвященный Александру Невскому, (https://clck.ru/Gg3Si) был проведен на портале Летописи.ру. Для координации проекта использовались новостная строка на вики-сайте, блог проекта, вики-страницы обсуждений команд. Для индивидуальной и совместной деятельности команд использовались совместные интерактивные газеты, online кластеры, ленты времени, Google-карты.

Интернет-проект «День российской информатики» (https://clck.ru/ND8qC) был проведен для студентов и школьников Приволжского федерального округа. Важным было то, что организаторами, членами жюри являлись студенты и преподаватели из разных вузов. Для индивидуальной и совместной деятельности команд использовались вики-сайт Летописи.ру, online ментальные карты, ленты времени, инфографика, online презентации, виртуальные доски.

Также можно привести примеры сетевых проектов для школьников Нижегородской области, которые разрабатывали студенты и преподаватели Мининского университета: «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/GTNio) и «В Нижний Новгород -это значит домой!» (https://clck.ru/Tht75).

Примеры некоторых информационных продуктов, разработанных участниками сетевых проектов, где особенно интересно была организована коллективная деятельность:

- совместная online презентация, посвященная дню космонавтики, которую создавали участники проекта «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/JziCb). Один слайд - инфографика одной команды;

- совместная интерактивная газета «Патриоты земли русской» (https://clck.ru/33c7Qw) из проекта «Святой витязь земли русской»;

- коллективная Google-карта (https://clck.ru/33c7ca), где участники проекта «В Нижний Новгород - это значит домой!» отмечали наиболее интересные им достопримечательности города.

Сегодня авторы статьи разрабатывают сетевой проект для студентов младших курсов педагогических направлений Мининского университета «Искусство быть учителем», который будет посвящен Году педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Целью проекта, с одной стороны, является углубление педагогических знаний обучающихся, повышение интереса к педагогике как науке и искусству, а, с другой стороны, получение навыков совместной деятельности в рамках формирующихся проектно-сетевых сообществ, развитие коммуникативных компетенций. Команда разработчиков - преподаватели и студенты старших курсов бакалавриата, магистранты.

Проект размещается на вики-сайте Мининского университета (https://wiki.mininuniver.ru). Название первого этапа -«Пройдись по тихим школьным этажам». Для участия в проекте каждой команде необходимо создать страницу команды в проекте, представив название, девиз, эмблему, сделав гиперссылки на страницы участников. Совместная деятельность на этом этапе заключается в создании коллективной Яндекс-презентации, где у каждого участника проекта один слайд с фотографией школы, где он учился и синквейн, посвященный учителям этой школы.

На втором этапе участники получают пазл, собрав который узнают выдающегося педагога. Задача команды - создать ментальную карту, рассказывающую о вкладе ученого в педагогическую науку. Третий этап - создание совместной online

доски, на которой каждая команда размещает памятник педагогу, предварительно определив его по QR-коду с указанными координатами.

На четвертом этапе создаются реальные проектно-сетевые сообщества. Каждая команда делегирует одного участника в такое сообщество. Члены образовавшейся команды должны распределить роли при подготовке мини-исследования «Педагог в цифровую эпоху». Команда оформляет отчет в виде вики-страницы, где показывает, как сегодня меняется роль учителя. При этом должны быть приведены примеры использования цифровых технологий в преподавании предметов каждого из участников, представлены созданные участниками совместные цифровые ресурсы. На пятом этапе с помощью инфографики команды представляют книги, фильмы, спектакли, музыкальные произведения, посвященные учителям.

В названии последнего этапа слова из стихотворения Р. Рождественского «Учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле!». Данный этап не оценивается. На совместной online газете участники проекта размещают собственные стихи о своей будущей профессии.

Выводы. Цифровые технологии привели к появлению новых форм деятельности, обусловили развитие новых компетенций, представляющих собой способность использовать результаты и умения сетевых партнеров и готовность делиться с ними своими собственными результатами и умениями. В ходе сетевой проектной деятельности создаются условия для формирования личностных качеств лидера и членов команды: ответственности, решительности, коммуникативности и др.

Приведены примеры сетевых проектов студентов и преподавателей факультета информационных технологий Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Также примерами формирования проектно-сетевых сообществ студентов, в которых развиваются коммуникативные навыки обучающихся, являются: проектирование веб-квестов для школьников; коллективная вики-энциклопедия российской информатики, которую студенты создали на вики-сайте университета; различные сетевые круглые столы, мастер-классы, дистанционные олимпиады и т.п.

Литература:

1. Блинов, В.И. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 3. - С. 3-8

2. Гаджиева, П.Д. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя как педагогическая проблема / П.Д. Гаджиева, Р.В. Раджабова // МНКО. - 2018. - №6 (73). - С. 260-261

3. Игнатьева, Г.А. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№2. - С. 8.

4. Круподерова, Е.П. Реализация компетентностной модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях информационной образовательной среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - № 6. - C. 22-26

5. Круподерова, Е.П. Использование социальных сервисов для формирования ИКТ-компетентности студентов / Е.П. Круподерова, В.П. Короповская // Наука и школа. - 2010. - № 4. - С. 19-21

6. Круподерова, Е.П. Командообразование в условиях сетевой проектной деятельности студентов / Е.П. Круподерова, К.Р., Круподерова, А.А. Щербакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 70-4. - С. 203-206

7. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 106 с.

8. Круподерова, К.Р. Использование сетевых сервисов для мотивации обучающихся к изучению информационных технологий / К.Р. Круподерова, Т.И. Калиняк // В мире научных открытий. - 2015. - № 9-2 (69). - C. 596-601

9. Неделяева, А.В. Развитие коммуникативных навыков при использовании метода проектной деятельности в обучении студентов / А.В. Неделяева, Т.В. Маясова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№67-3. - С. 118-121

10. Пономарева, Ю.С. Структурная модель образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся научно-технической направленности / Ю.С. Пономарева, А.Н. Сергеев // Известия ВГПУ. - 2021. - №6 (159). - С. 146-149

11. Приказ министерства экономического развития РФ от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-24.01.2020-N-41 (дата обращения: 21.02.2023).

12. Степанова, С.Ю. Образовательные коммуникации в интернет-проекте / С.Ю. Степанова // В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. - 2017. - С. 23-26

13. Samerkhanova, E.K. Implementation of the competence approach with the help of network project activities / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin, T.I. Kanyanina // Opcion, 2019. -T. 35. - № Special Issue 19. - C. 591-616

14. Samerkhanova, H.K. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - T. 9. №7S. - C. 1381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.