Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-КВЕСТОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-КВЕСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / ВЕБ-КВЕСТ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Заева Алёна Владимировна, Щербакова Антонина Андреевна

Для организации воспитательной работы в вузе большое значение имеет внеаудиторная деятельность обучающихся. Эффективным средством ее проведения является сетевая проектная деятельность. Сетевая проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, познавательной активности, критического мышления, коммуникативных навыков обучающихся. В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности студентов через разработку ими веб-квестов для школьников. Приведены примеры некоторых веб-квестов, разработанных будущими бакалаврами направления подготовки «Информационные системы и технологии». Рассмотрены этапы веб-квестов, задания, используемые цифровые инструменты. Наиболее часто используются сервисы совместного редактирования документов, инструменты для создания интерактивных упражнений, инфографика, облака слов, онлайн интерактивные доски, ленты времени и др. Разработка студентами представленных веб-квестов продемонстрировала эффективность данной формы проектной деятельности. В ходе работы над веб-квестами для школьников у студентов развиваются навыки структурирования и систематизации информации, творческого мышления; формируются умения разбивать задачу на этапы, грамотно формулировать задания. Студенты учатся разрабатывать критерии выполнения заданий, подбирать достоверные источники, их проверять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Заева Алёна Владимировна, Щербакова Антонина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES USING WEB QUESTS

For the organization of educational work at the university, extracurricular activities of students are of great importance. An effective means of its implementation is a network project activity. Network project activities contribute to the development of independence, cognitive activity, critical thinking, communication skills of students. The article discusses the features of the organization of project activities of students through the development of web quests for schoolchildren. Examples of some web quests developed by future bachelors of the direction of training "Information systems and technologies" are given. The stages of web quests, tasks, digital tools used are considered. The most commonly used services are collaborative editing of documents, tools for creating interactive exercises, infographics, word clouds, online interactive whiteboards, timelines, etc. The development of the presented web quests by students has demonstrated the effectiveness of this form of project activity. In the course of working on web quests for schoolchildren, students develop the skills of structuring and systematizing information, creative thinking; skills are formed to break the task into stages, correctly formulate tasks. Students learn to develop criteria for completing tasks, select reliable sources, and check them.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-КВЕСТОВ»

3. Козлов, О.А. Развитие цифровой трансформации образования: проблемы и пути решения / О.А. Козлов, Ю.Ф. Михайлов // Информатизация образования и науки. - 2021. - № 1 (49). - С. 3-10.

4. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. -С. 193-196.

5. Круподерова, Е.П. Формирование компетенций цифровой экономики в условиях информационно-образовательной среды вуза / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 227-230.

6. Круподерова, К.Р. Роль сетевого информационно-творческого образовательного пространства в формировании общекультурных компетенций студентов / К.Р. Круподерова // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференции ГОУ ВО КРАГСиУ. Коми республиканская академия государственной службы и управления (Сыктывкар). - 2014. - С. 54-57.

7. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.

8. Поначугин, А.В. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / А.В. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 2 (27). - C. 5.

9. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 10.04.2022).

10. Уваров, А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации / А.Ю. Уваров. -М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.

11. Samerkhanova, E.K. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - Т. 9. - №7S. - С. 1381.

Педагогика

УДК 378.18

старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Заева Алёна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Щербакова Антонина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-КВЕСТОВ

Аннотация. Для организации воспитательной работы в вузе большое значение имеет внеаудиторная деятельность обучающихся. Эффективным средством ее проведения является сетевая проектная деятельность. Сетевая проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, познавательной активности, критического мышления, коммуникативных навыков обучающихся. В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности студентов через разработку ими веб-квестов для школьников. Приведены примеры некоторых веб-квестов, разработанных будущими бакалаврами направления подготовки «Информационные системы и технологии». Рассмотрены этапы веб-квестов, задания, используемые цифровые инструменты. Наиболее часто используются сервисы совместного редактирования документов, инструменты для создания интерактивных упражнений, инфографика, облака слов, онлайн интерактивные доски, ленты времени и др. Разработка студентами представленных веб-квестов продемонстрировала эффективность данной формы проектной деятельности. В ходе работы над веб-квестами для школьников у студентов развиваются навыки структурирования и систематизации информации, творческого мышления; формируются умения разбивать задачу на этапы, грамотно формулировать задания. Студенты учатся разрабатывать критерии выполнения заданий, подбирать достоверные источники, их проверять.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, проект, веб-квест, цифровые инструменты, сетевые сервисы.

Annotation. For the organization of educational work at the university, extracurricular activities of students are of great importance. An effective means of its implementation is a network project activity. Network project activities contribute to the development of independence, cognitive activity, critical thinking, communication skills of students. The article discusses the features of the organization of project activities of students through the development of web quests for schoolchildren. Examples of some web quests developed by future bachelors of the direction of training "Information systems and technologies" are given. The stages of web quests, tasks, digital tools used are considered. The most commonly used services are collaborative editing of documents, tools for creating interactive exercises, infographics, word clouds, online interactive whiteboards, timelines, etc. The development of the presented web quests by students has demonstrated the effectiveness of this form of project activity. In the course of working on web quests for schoolchildren, students develop the skills of structuring and systematizing information, creative thinking; skills are formed to break the task into stages, correctly formulate tasks. Students learn to develop criteria for completing tasks, select reliable sources, and check them.

Key words: extracurricular activities, project, web quest, digital instruments, network services.

Введение. С 1 сентября 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», укрепляющий роль воспитания в системе образования. Для организации воспитательной работы в вузе большое значение имеет внеаудиторная деятельность обучающихся [1, 10].

Большое значение внеаудиторная деятельность имеет для сопровождения студентов первого курса [11], их адаптации и поддержки мотивации. Внеаудиторная деятельность может быть организована в цифровой среде основной

профессиональной образовательной программы, прежде всего в рамках сетевой проектной деятельности [5, 14]. Под сетевой проектной деятельностью в [6] понимается совместная деятельность обучающихся, направленная на детальную разработку проблемы, основанную на сетевом взаимодействии участников и направленная на достижение общего результата деятельности, размещенного в сети Интернет. Сетевая проектная деятельность является важным средством формирования и развития универсальных компетенций будущих бакалавров [14], средством формирования их информационной культуры [8], развития ИКТ-компетентности [4]. Организация сетевой проектной деятельности может осуществляться через участие студентов в Интернет-проектах разного уровня, собственную разработку студентами проектов для школьников, подготовку веб-квестов. Возможности веб-квест технологии, в т.ч. для организации профориентационной работы в вузе, обсуждаются в статье [12].

Цель статьи - рассмотреть особенности организации проектной деятельности студентов через разработку ими веб-квестов для школьников на примере веб-квестов, разрабатываемых будущими бакалаврами направления подготовки «Информационные системы и технологии» НГПУ имени К. Минина.

Изложение основного материала статьи. Среди различных педагогических технологий в последнее время распространение получила технология веб-квеста, использование которой в условиях широкого распространения Интернета является достаточно эффективной. В ходе веб-квестов у обучающихся формируется творческое мышление [2]; развивается мотивация к освоению современных цифровых технологий [7]. В статье [13] обосновывается возможность патриотического воспитания с помощью применения технологии веб-квестов.

Среди различных определений веб-квестов, на наш взгляд, наиболее удачное представлено в статье [9]. Веб-квест -созданный преподавателем или обучающимися сценарий проектной деятельности по различным актуальным темам при использовании многочисленных информационных ресурсов.

Требования к разработке образовательного веб-квеста рассматриваются в статье [3]. Авторы статьи подчеркивают, что обучающимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания. Отмечается важность психологического климата. Авторы акцентируют внимание на развитии навыков не только критического, но и творческого мышления вследствие определенной формы заданий.

Подчеркнем важность этапа подбора разработчиками ресурсов, рекомендуемых участникам веб-квестов. Следует рекомендовать Интернет-источники из электронных библиотечных систем, электронные словари и справочники, виртуальные туры музеев, материалы, размещенные на отечественных цифровых платформах. Разработчикам веб-квестов нужно обязательно предоставлять участникам рекомендации по оценке достоверности и надежности ресурсов, необходимости соблюдения этических и правовых норм.

Ежегодно будущие бакалавры направления подготовки «Информационные системы и технологии» НГПУ имени К. Минина в рамках внеаудиторной деятельности разрабатывают веб-квесты для школьников. В качестве тем веб-квестов разработчики выбирают как темы, связанные со своей будущей специальностью, так и темы, связанные с важными событиями года. Разработка веб-квестов - это всегда командная работа. Студенты определяют этапы квеста, роли будущих участников, готовят задания и критерии их оценивания, подбирают ресурсы для каждого этапа, определяют рекомендуемые цифровые инструменты, создают обучающие материалы по их применению. В ходе разработки веб-квестов у студентов формируются такие универсальные компетенции, как критическое мышление, навыки проектной деятельности, способность осуществлять социальное взаимодействие, способность управлять своим временем. Важным является и получение новых цифровых навыков, освоение различных цифровых технологий.

Что касается платформ для создания веб-квестов, то студенты Мининского университета чаще всего используют Google-сайты или университетский вики-сайт. При выполнении заданий используются сервисы совместного редактирования, инструменты для создания интерактивных упражнений, инфографика, облака слов, онлайн интерактивные доски, ленты времени, сервисы для совместных презентаций и др.

В таблице представлены описания некоторых веб-квестов, разработанных студентами Мининского университета, и используемых цифровых инструментов в них.

Название веб-квеста и краткое описание Этапы и задания Используемые цифровые инструменты

Веб-квест «Космические вечера» (https://clck.ru/XXiwQ) посвящен 60-летию первого полета человека в космос. Состоит из пяти этапов - пяти «космических вечеров». Организаторы последовательно открывают страницы сайта (через каждые три дня). На каждом этапе предлагаются видео, Интернет-ресурсы, обучающие материалы по цифровым инструментам. Первый этап «Поехали!». Задание - написать синквейн, посвященный 60-летию первого полета человека в космос, разместить его на совместной онлайн доске. Второй этап «Шаг во вселенную» посвящен А.А. Леонову - первому человеку, вышедшему в открытый космос. Задание - подготовить эссе на тему «Что дало современному человечеству первый выход человека в открытый космос». Третий этап - «В гостях на МКС». Участникам предлагается посмотреть видеоролик, посвященный международной космической станции, изучить Интернет-источники, а затем создать ленту времени с хронологией событий. Четвертый этап - «Один день на МКС». Участники создают ментальную карту, посвященную направлениям исследований и экспериментам на МКС. Заключительный этап - «Шаг в будущее». Необходимо о выбрать одну из космических профессий и представить ее с помощью инфографики. Сервисы для создания онлайн лент времени для представления истории м еждународных космических станций; инструменты для построения ментальной карты, посвященной исследовательской деятельности на МКС; инструменты инфографики для представления космических профессий; сервис создания веб-микса с Интернет-ресурсами; онлайн интерактивная доска для размещения синквейнов.

Веб-квест «Отдел тайн и секретов» (https://clck.ru/324nZV) посвящен 17 мая -Всемирному дню информационного общества. Для прохождения квеста можно выбрать одну из ролей: «историка», Задания для «историка»: создать ленту времени по теме «Информационные революции» и разместить ее на совместной онлайн доске; собрать пазл, на котором изображен печатный станок И. Гутенберга, написать эссе об этом; разгадать ребус с понятием информационного общества. Задания для «аналитика»: собрать пазлы с фотографиями по теме квеста и разместить на совместной онлайн доске; создать инфографику с Сервисы для создания онлайн лент времени истории информационных революций; совместные онлайн интерактивные доски; инструменты инфографики для представления ИТ-профессий и последствий развития информационного общества;

«аналитика» или «исследователя». Представлены инструкции по использованию цифровых инструментов, список Интернет-ресурсов, критерии оценивания выполнения заданий. тенденциями развития информационного общества; подготовить соцопрос по теме проявления этих тенденций. Задания для «исследователя»: собрать пазл, посвященный современным ИТ-профессиям, сочинить синквейн на эту тему; создать инфографику про данную профессию с указанием необходимых компетенций специалистов; построить ментальную карту «Умный город» с предложениями по применению искусственного интеллекта. сервисы для создания онлайн анкет; инструменты для создания интерактивных заданий (ребусов).

Веб-квест «Я б в айтишники пошел, пусть меня научат!» (https://clck.ru/Pa7Lm) предназначен для мотивации абитуриентов в сферу информационных технологий. Участие в квесте командное. Первый этап - «Мы выбираем 1Т!». Задание: придумать название команды, девиз, эмблему, связанные с ИТ-сферой. Второй этап - «Я - программист!» Задание: с помощью языка программирования скретч создать анимацию на тему «Один день из жизни программиста». Третий этап - «Необычная 1Т-профессия» Задание: отразить одно из 1Т-направлений с помощью ментальной карты. Четвертый этап - «Я б в айтишники пошел, пусть меня научат!» Задание: снять видеоролик с рассказом о наиболее привлекательном ИТ-направлении. Пятый этап - «Я - дизайнер!» Задание: разработать сайт, разместив на нем все выполненные задания, выполнить взаимооценку работ. Язык программирования скретч; графические и видео редакторы; инструменты для построения ментальной карты, посвященной различным 1Т-направлениям; конструкторы сайтов.

Примером веб-квеста, использующего вики, является квест «Отечественная информатика: вчера-сегодня» (https://clck.ru/hUwrc), размещенный на вики-сайте Мининского университета. Разработчики подготовили качественный теоретический материал по истории отечественной вычислительной техники, каталог отечественных программных продуктов, разработали тест «Исторические события отечественной информатики» с помощью сервиса https://wordwall.net (https://clck.ru/324ocY).

В 2022 году Россия отметила 350-летие со дня рождения Петра I. К этой дате студенты первого курса направления подготовки «Информационные системы и технологии» подготовили веб-квест (https://clck.ru/324tFa). Веб-квест состоит из пяти этапов. На выполнение задания каждого этапа отводится по три дня. Первый этап квеста - «И словом, се есть Петр, отечества Отец». Участникам предлагается выполнить небольшой тест про жизнь Петра I. На втором этапе «Вклад в судьбу России Петра I» участники разгадывают кроссворд. На третьем этапе «И грянул бой, Полтавский бой!» участники создают ленту времени «Военные походы Петра I» с помощью одного из предложенных сетевых сервисов, ссылку на нее размещают в совместной онлайн таблице. Четвертый этап квеста - «Петра творенье». Участникам предлагается выбрать пазл с изображением достопримечательности Санкт-Петербурга из совместной таблицы, собрать его, узнать, что это за объект, представить информацию про него на совместной онлайн доске. На заключительном этапе «И памяти твоей, Великий Петр, верна твоя великая Россия!» участники создают ментальную карту, посвященную первому всероссийскому императору. Разработчики квеста подготовили обучающие материалы по созданию ментальных карт и лент времени, подобрали видео и ресурсы, разработали критерии оценивания.

Выводы. Разработка студентами представленных веб-квестов продемонстрировала эффективность данной формы проектной деятельности, т.к. способствует развитию познавательной активности, критического мышления, навыков командной работы; развивает информационную культуру, способствует мотивации обучающихся к освоению новых цифровых компетенций, является средством воспитательной деятельности. В ходе работы над веб-квестами для школьников у студентов развиваются навыки структурирования и систематизации информации, творческого мышления; формируются умения разбивать задачу на этапы, грамотно формулировать задания. Студенты учатся разрабатывать критерии выполнения заданий, подбирать достоверные источники, их проверять. У них повышается собственная самооценка, развиваются навыки рефлексии, появляется первый опыт организации проектной деятельности.

Литература:

1. Гурулева, Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента / Н.Е. Гурулева // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1045-1047.

2. Дупленский, С.В. Образовательный квест как способ развития творческого мышления учащихся / С.В. Дупленский, М.Е. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27669.

3. Жидков, А.А. Особенности разработки образовательного веб-квеста / А.А. Жидков, К.С. Гордеев, О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №7 (33). - С. 178-182.

4. Круподерова, Е.П. Использование социальных сервисов для формирования ИКТ-компетентности студентов / Е.П. Круподерова, В.П. Короповская // Наука и школа. - 2010. - № 4. - С. 19-21.

5. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности с помощью современных сетевых технологий / Е.П. Круподерова // Информатика и образование. - 2012. - № 1 (230). - C. 50-52.

6. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 106 с.

7. Круподерова, К.Р. Образовательный веб-квест как способ мотивации обучающихся к освоению информационных технологий / К.Р. Круподерова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Педагогический вестник. - 2020. - № 16. - С. 34-36.

8. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.

9. Напалков, С.В. О некоторых аспектах классификации образовательных web-квестов / С.В. Напалков // Сборник статей участников международной научно-практической конференции. - Арзамас. Арзамасский филиал ННГУ. - 2020. -С. 123-128.

10. Петрова, М.С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе / М.С. Петрова // Вестник Костромского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 151-153.

11. Самерханова, Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий / Э.К. Самерханова // Вестник Мининского университета. - 2017. -№ 2. - С. 3.

12. Самерханова, Э.К. Возможности Web-квест технологии для организации профориентационной работы в вузе / Э.К. Самерханова, И.Н. Верхолетова // В сборнике «Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация». Сборник статей V международной научно-практической конференции. - Арзамас. Арзамасский филиал ННГУ. - 2019. - С. 89-94.

13. Шестопал, О.В. Web-квест как средство формирования патриотизма / О.В. Шестопал, Т.Г. Сандецкая, С.Ю. Краснянчук // В сборнике «Современные образовательные Web-технологии в реализации личностного потенциала обучающихся». Сборник статей участников международной научно-практической конференции. - Арзамас. Арзамасский филиал ННГУ. - 2020. - С. 123-128.

14. Samerkhanova, E.K. Implementation of the competence approach with the help of network project activities / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin, T.I. Kanyanina // Opcion, 2019. -T. 35. - № Special Issue 19. - C. 591-616.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры физической подготовки, майор полиции Крымшокалов Ашамаз Заурович

Северо-Кавказский Институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры физической подготовки, лейтенант полиции Тхагалегов Азамат Арсенович

Северо-Кавказский Институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ФОРМИРОВАНИЕ У СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НАВЫКОВ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация. Физическая подготовка является неотъемлемой частью процесса подготовки слушателей образовательных организаций МВД России. Каждый, кто решил пополнить ряды сотрудников органов внутренних дел помимо знания законов и права должен также обладать высокими физическими данными, которые призваны помочь ему в борьбе с преступностью. Основной задачей, в процессе обучения каждого сотрудника является максимальное погружение во время занятий спортом и изучении новых двигательных умений и навыков, а также их совершенствование и доведение их выполнения до автоматизма. Путём долгих упорных тренировок каждый сотрудник должен довести свои двигательные навыки до такого уровня, когда он сможет выполнять их автоматически мышечной памятью, быстрее, чем он получает информацию, о том какой приём лучше использовать. Формирование тактического мышления у слушателей происходит в процессе обучения решению двигательных задач, а именно в боевой обстановке. Тактическое мышление, сформированное во время боя или борьбы, основывается на оценке действий соперника и выбора момента нанесения своего удара или проведения приёма. Учитывая опасность, в которой осуществляется профессиональная деятельность слушателей, формирование у них тактического мышления поможет им продолжать выполнение своих задач в экстремальных ситуациях. Однако, для формирования тактического мышления необходимы большие временные затраты, для того чтобы обучить слушателей во время схватки с правонарушителем продолжать мыслительный процесс он должен обладать большим опытом ведения боя. Тактическое мышление способствует эффективному решению тактической задачи в экстремальных ситуациях. Сформировать у слушателей тактическое мышление задача трудноразрешимая, но крайне необходимая, поскольку ее основу составляет мгновенная оценка ситуации и нахождение из неё выхода. Для тактического мышления характерно то, что процесс обработки информации и принятия решения происходит во время выполнения моторных действий и восприятия окружающей обстановки в процессе тяжёлых физически нагрузок. Процесс тактического мышления представляет собой сложную умственную деятельность и характеризуется определенными качествами - быстротой, гибкостью, целеустремленностью, самостоятельностью, глубиной, широтой, критичностью и др. Уровень развития каждой из этих составляющих напрямую влияет на степень развития самого тактического мышления. Тактическое мышление строится на умении анализировать постоянно изменяющуюся обстановку вокруг и принимать безошибочное решение, так как неправильно принятое решение влечёт за собой негативные последствия.

Ключевые слова: слушатели образовательных организаций МВД России, физическая подготовка, тактическое мышление, физические качества, двигательные умения и навыки.

Annotation. Physical training is an integral part of the process of training students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Everyone who decides to join the ranks of employees of the internal affairs bodies, in addition to knowledge of laws and law, must also have high physical data, which are designed to help him in the fight against crime. The main task in the process of training each employee is the maximum immersion during sports and the study of new motor skills, as well as their improvement and bringing their performance to automatism. Through long hard training, each employee must bring his motor skills to a level where he can perform them automatically with muscle memory, faster than he receives information about which technique is best to use. The formation of tactical thinking in students occurs in the process of learning to solve motor problems, namely in a combat situation. Tactical thinking, formed during a fight or struggle, is based on an assessment of the opponent's actions and the choice of the moment to deliver one's blow or hold. Considering the danger in which the students' professional activities are carried out, the formation of tactical thinking in them will help them to continue performing their tasks in extreme situations. However, the formation of tactical thinking requires a lot of time, in order to train listeners during a fight with an offender to continue the thought process, he must have extensive experience in combat. Tactical thinking contributes to the effective solution of a tactical problem in extreme situations. To form tactical thinking among students is a difficult task, but extremely necessary, since it is based on an instant assessment of the situation and finding a way out of it. Tactical thinking is characterized by the fact that the process of processing information and making a decision occurs during the performance of motor actions and the perception of the environment in the process of heavy physical exertion. The process of tactical thinking is a complex mental activity and is characterized by certain qualities - speed, flexibility, purposefulness, independence, depth, breadth, criticality, etc. The level of development of each of these components directly affects the degree of development of tactical thinking itself. Tactical thinking is based on the ability to analyze the constantly changing environment around and make an unmistakable decision, since an incorrectly made decision entails negative consequences.

Key words: students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, physical training, tactical thinking, physical qualities, motor skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.