Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрантка Зайцева Мария Романовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрантка Гордеева Елена Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности различных цифровых инструментов для организации воспитательной работы в вузе. Приведены примеры использования вики, Google-сайтов, online интерактивных досок, ментальных карт, лент времени, инфографики. Различные мероприятия с использованием цифровых инструментов развивают у обучающихся умения эффективного поиска информации; готовность соблюдать правила этичного и безопасного поведения в сети Интернет; учат эффективному использованию различных цифровых инструментов. И, при этом, они помогают решать задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Ключевые слова: воспитательная работа, цифровая образовательная среда, цифровые инструменты, проект, веб-квест, вики.
Annotation. The article discusses the didactic capabilities of various digital tools for organizing educational work at a university. Examples of using wikis, Google sites, online interactive whiteboards, mind maps, timelines, infographics are given. Various activities using digital tools develop students' skills for effective information retrieval; readiness to comply with the rules of ethical and safe behavior on the Internet; teach the effective use of various digital tools. And, at the same time, they help to solve the problems of spiritual, moral and patriotic education.
Keywords: educational work, digital educational environment, digital tools, project, web quest, wiki.
Введение. Сегодня значительно возрастает роль воспитательной работы в вузе. Ее цель - создание условий содействующих активной жизнедеятельности студентов, их гражданского самоопределения, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности для удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии.
С 1 сентября 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [14], укрепляющий роль воспитания в системе образования. Важность воспитательной работы отмечается и в распоряжении Правительства Российской Федерации «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [12].
Организации воспитательной деятельности обучающихся вуза посвящены публикации [4, 5]. Авторы подчеркивают роль внеаудиторной деятельности в воспитании обучающихся. Отмечают, что взаимодействие внеаудиторной деятельности, вузовского сообщества и социальной среды способствует формированию профессионально важных качеств личности, развивает ее социальную активность.
Авторы статьи [11] рассматривают особенности цифрового поколения студентов, которых можно считать «цифровым поколением». Поэтому, при организации воспитательной деятельности в вузе следует использовать возможности цифровой образовательной среды [6]. Такими возможностями могут быть различные Интернет-проекты [7], веб-квесты [13], учебные события типа «Дни российской информатики» [1] и пр. При этом происходит активизация познавательной деятельности обучающихся [3], формирование их универсальных и профессиональных компетенций [15], мотивация к изучению информационных технологий [9]. Особое значение для решения задач воспитания имеет сетевая проектная деятельность [8, 10].
Цель статьи - обосновать возможности различных цифровых инструментов в воспитательной деятельности в вузе, продемонстрировать эти возможности на примере конкретных сетевых активностей в цифровой образовательной среде.
Изложение основного материала статьи. Воспитательная работа в вузе осуществляется непрерывно во взаимосвязи учебной и внеаудиторной деятельности обучающихся. Внеаудиторная работа является неотъемлемым компонентом системы профессионального образования, позволяющим при эффективной ее организации сформировать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих специалистов.
Хорошо зарекомендовавшими себя формами внеаудиторной деятельности являются: профессионально-направленные и творческие конкурсы, научно-исследовательская деятельность обучающихся, студенческие научные конференции и форумы, студенческие объединения, волонтерская деятельность и т.п. И эта деятельность может осуществляться с использованием возможностей цифровой образовательной среды вуза.
Анализ публикаций по организации внеаудиторной деятельности показал, что большинство авторов склонны считать, что такая деятельность имеет огромные возможности для удовлетворения интересов каждого обучающегося, чего нельзя полностью достичь в рамках образовательного процесса.
Способы применения цифровых инструментов во внеучебной деятельности рассматривают авторы учебного пособия [2]. Рассматриваются варианты применения информационных технологий в разных направлениях деятельности:
• в информационно-поисковой деятельности - использование Интернет-ресурсов при поиске решения проблем, работа с электронными библиотеками, архивами документов, использование возможностей МООК и т.п.;
• при проведении исследований - использование компьютерных моделей; применение мобильных приложений для сбора статистики, проведение онлайн-анкетирования и интервьюирования и др.;
• в проектной деятельности использование Интернет-сервисов для создания гипертекста, инфографики, лент времени, ментальных карт и т.п.; использование различных дистанционных способов коммуникации; применение облачных технологий для организации коллективной творческой деятельности;
• при проведении аналитической деятельности цифровые инструменты могут использоваться для обработки данных, визуализации результатов.
Дополним эти варианты примерами организации внеаудиторной деятельности в условиях цифровой образовательной среды основной профессиональной образовательной программы «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Здесь традиционно используется университетский вики-сайт, электронная среда Moodle, облачные сервисы для организации совместного сетевого творчества и проектной деятельности. Проводятся дистанционные хакатоны по программированию, online празднование дней российской информатики в декабре, виртуальные круглые столы, внутривузовская олимпиада по сетевым технологиям. Студенты разрабатывают и проводят сетевые олимпиады и веб-квесты со школьниками; ежегодно участвуют во всероссийской акции «ИТ диктант», международной олимпиаде «IT-планета», в международной студенческой олимпиаде по веб-программированию, соревнованиях по киберспорту и т.п. Большую профориентационную работу по привлечению молодежи в IT-сферу ведут участники студенческого объединения «InexT».
Эффективной формой воспитательной работы в вузе является проектная деятельность в условиях цифровой образовательной среды. Например, будущие бакалавры направления подготовки «Информационные системы и технологии» Мининского университета ежегодно участвуют в проектах «На пути к информационному обществу», «Дни российской информатики», «Всемирный день информации» и др.
Приведем примеры использования цифровых инструментов для организации воспитательной деятельности. При организации сетевой проектной деятельности, проведения дистанционных конкурсов и олимпиад полезно использование технологии вики. Доказательством этому может служить вики-проект Летописи.ру (http://letopisi.org), которому в январе 2021 года исполнилось 15 лет. На страницах Летописи.ру проводилось большое количество Интернет-проектов, в которых принимали участие студенты Мининского университета.
Например, один из авторов статьи с 2007 года в Летописях модерирует проект «Мы помним», который посвящен участникам Великой Отечественной войны, тем, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины, тем, кто самоотверженно трудился в тылу.
Различные вики-проекты для обучающихся Нижегородской области проводятся на вики-сайте университета в рамках профориентационной деятельности. В них участвуют школьники и обучающиеся колледжей. Задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания решались в рамках проектов «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/GTNio) и «В Нижний Новгород - это значит домой» (https://clck.ru/Tht75).
Целью проекта «В Нижний Новгород - это значит домой», посвященного 800-летию столицы Поволжья, являлось углубление исторических знаний обучающихся, повышение интереса к истории Нижнего Новгорода; знакомство с праздничными мероприятиями и проектами, приуроченными к 800-летнему юбилею со дня основания Нижнего Новгорода; содействие раскрытию творческого потенциала и способностей обучающихся; формирование цифровых навыков участников проекта. Проект состоял из подготовительного («Любимый Нижний»), четырех этапов («Старый Нижний», «Знаменитый Нижний», «Литературный Нижний», «Промышленный Нижний») и заключительного («Родной Нижний») этапов.
Приведем примеры продуктов проектной деятельности участников проекта:
- страница одной из команд-участниц проекта (https://clck.ru/Uf6qp);
- совместная виртуальная доска «Достопримечательности Нижнего Новгорода» (https://clck.ru/TxCXp), использован сервис https://ru.padlet.com;
-ментальная карта «Знаменитые нижегородцы» (https://clck.ru/Uf7LY), использован сервис https://www. mindomo.com;
- лента времени «Основные события в истории Нижнего Новгорода» (https://clck.ru/Uf78z), использован сервис https://time.graphics;
- видео «А.С. Пушкин в Нижнем Новгороде» (https://www.youtube.com/watch?v=XT6s3nDxfFc);
- инфографика «Памятник Горький на Волге» (https://clck.ru/Uf6je), использован сервис https://www.canva.com.
Часто для организации Интернет-проектов разработчики используют Google-сайты. Ежегодно студенты Мининского университета участвуют в общероссийском конкурсе веб-квестов, выбирая в качестве платформы Google-сайты. Например, в этом году на конкурс был представлен веб-квест «Космические вечера» (https://sites.google.com/view/vechera), посвященный 60-летию полета в космос Ю.А. Гагарина.
Ежегодно в Мининском университете проводится внутривузовская олимпиада по сетевым технологиям. Кроме задачи освоения современных цифровых инструментов в рамках олимпиады решаются и воспитательные задачи. Например, все задания олимпиады этого года были связаны с 800-летием Нижнего Новгорода. Первое задание называлось «Здесь для меня оживает минувшее вновь». Участникам было необходимо выполнить поиск информации в Интернете (https://clck.ru/Taute). Предложенный тест создан с помощью сервиса https://anketolog.ru.
Во втором задании «Город стоит, так похожий на светлый сон» отмечалось, что на протяжении всей своей истории Нижний Новгород был одним из крупнейших транспортных, экономических и культурных центров России. В Google-таблице были собраны ссылки на фотографии достопримечательностей Нижнего Новгорода. Участникам предлагалось выбрать одну из фотографий, написать во втором столбце свою фамилию и имя, найти информацию и создать инфографику о данной достопримечательности. Данные должны быть представлены текстом, цифрами и графикой. Были предоставлены обучающие материалы по работе с инфографикой.
Третье задание олимпиады «Нижний Новгород, хорошо, что ты есть» было посвящено знаменитым нижегородцам. За сотни лет на Нижегородской земле родилось множество известных и достойных граждан нашей страны. В Google-таблице были собраны координаты объектов Нижнего Новгорода (парков, университетов, улиц и т.д.), носящих имена выдающихся нижегородцев. В данном задании участникам предлагалось выбрать координаты, написать во втором столбце свою фамилию и имя, найти объект по координатам и создать ментальную карту о нижегородце, чье имя носит объект. На карте надо было показать основные моменты биографии, вклад в науку или искусство, связь с Нижним Новгородом (не менее 5 веток, не менее 3 ответвлений от каждой ветки). Организаторы олимпиады предоставили участникам обучающие материалы по работе с сервисами построения ментальных карт и примеры их использования.
«До утренней смены, до первой сирены» - название четвертого этапа. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. город Горький внес большой вклад в победу над противником. Участникам было необходимо создать таблицу на основе шаблона (https://clck.ru/VPhBv). Данные по числу танков и самоходных артиллерийских установок, производившихся в Горьком в годы войны следовало взять со страницы Википедии (https://clck.ru/MAqUp). Надо было заполнить столбец «всего», посчитав количество техники каждой марки, произведенной с 1941 по 1945 гг. на каждом заводе. Заполнить столбец «итого», посчитав количество техники всех марок, произведенной на каждом заводе с 1941 по 1945 гг. Предлагалось посчитать производство техники в г. Горьком в каждом году. Также надо было выяснить, на каком заводе произведено больше всего танков, в каком году произведено больше всего танков, танков какой марки произведено в Горьком больше всего. В задании предлагалось построить различные графики.
Выводы. Мы обосновали возможности цифровой образовательной среды для организации воспитательной деятельности в вузе. Привели примеры использования таких инструментов, как вики, Google-сайты, online интерактивные доски и ментальные карты, ленты времени и инфографика.
Различные мероприятия с использованием цифровых инструментов развивают у обучающихся умения эффективного поиска информации и правильной ее интерпретации; готовность соблюдать правила этичного и безопасного поведения в сети Интернет; учат эффективному использованию различных цифровых инструментов. И, при этом, они помогают решать задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Литература:
1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. - 2017. - №1 (18). - С. 7
2. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 550 с.
3. Ваганова О.И., Прохорова М.П. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2018. - Т. 7. - № 1. - С. 43-48.
4. Гурулева Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1045-1047.
5. Донева О.В. Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 2 (8). - С. 73-76.
6. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета. -
2018. - Т. 6. - № 2 (23). - C. 5.
7. Круподерова Е.П. Подготовка студентов к проектной деятельности в информационной образовательной среде XXI века. // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 3 (3). - С. 9.
8. Круподерова К.Р. Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность. // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 1 (5). - C. 19.
9. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Использование сетевых сервисов для мотивации обучающихся к изучению информационных технологий. // В мире научных открытий. - 2015. - № 9-2 (69). - C. 596-601.
10. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства студентов. // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2 (2). - C. 24.
11. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества. // Преподаватель XXI века. - 2019. - № 1. - С. 79-84.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
13. Самерханова Э.К., Верхолетова И.Н. Возможности Web-квест технологии для организации профориентационной работы в вузе // В сборнике Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация. Сборник статей V международной научно-практической конференции. Арзамас. Арзамасский филиал ННГУ. - 2019. - С. 89-94.
14. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html
15. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Implementation of the competence approach with the help of network project activities // Opcion,
2019. - T. 35. - № Special Issue 19. - C. 591-616.