Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрантка Зайцева Мария Романовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ИТ
Аннотация. В статье обоснованы компоненты цифровой образовательной среда для организации внеаудиторной деятельности обучающихся. При этом проанализирована возможность формирования ключевых компетенций цифровой экономики. Сегодняшние студенты - это «цифровое поколение». Поэтому при организации внеаудиторной деятельности важно использовать возможности цифровой образовательной среды. Особенно это важно для будущих бакалавров в области информационных технологий. Ведь сегодня в стране наблюдается серьезная нехватка ИТ-специалистов. Необходима работа по поддержанию мотивации студентов младших курсов, формированию у них ключевых компетенций цифровой экономики. Компонентами цифровой образовательной среды для организации внеаудиторной деятельности будущих бакалавров являются страницы университетского сайта о студенческой жизни; электронные портфолио студентов; материалы в системе Moodle для проведения дистанционных олимпиад и конкурсов; различные цифровые инструменты для творчества, совместной проектной деятельности, коммуникации. Активно используется университетский вики-сайт. Вики-среда предоставляет отличные возможности для совместного написания статей, их обсуждения, проведения различных сетевых мероприятий и проектов. Примеры внеаудиторной деятельности в рамках цифровой образовательной среды: дистанционные хакатоны по программированию, виртуальные круглые столы, проведение студентами Интернет-проектов, уроков цифры для школьников и т.п. В качестве примера рассмотрена ежегодная олимпиада по сетевым технологиям. В этом году она была посвящена Петру I. Интересным примером внеаудиторной деятельности являются образовательные веб-квесты. Приведены примеры некоторых веб-квестов, разработанных будущими бакалаврами направления подготовки «Информационные системы и технологии».
Ключевые слова: ключевые компетенции цифровой экономики, внеаудиторная деятельность, цифровая образовательная среда, цифровые инструменты, проект, веб-квест, вики.
Annotation. The article substantiates the components of the digital educational environment for organizing extracurricular activities of students. At the same time, the possibility of forming the key competencies of the digital economy is analyzed. Today's students are the "digital generation". Therefore, when organizing extracurricular activities, it is important to use the possibilities of the digital educational environment. This is especially important for future bachelors in information technology. After all, today there is a serious shortage of IT specialists in the country. Work is needed to maintain the motivation of undergraduate students, to develop their key competencies of the digital economy. The components of the digital educational environment for organizing extracurricular activities of future bachelors are the pages of the university website about student life; electronic portfolios of students; materials in the Moodle system for remote olympiads and competitions; various digital tools for creativity, joint project activities, communication. The university wiki is actively used. The wiki environment provides excellent opportunities for collaborative writing, discussion, various networking events and projects. Examples of extracurricular activities within the digital educational environment: remote programming hackathons, virtual round tables, students conducting Internet projects, digital lessons for schoolchildren, etc. As an example, the annual olympiad in network technologies is considered. This year it was dedicated to Peter I. Educational web quests are an interesting example of extracurricular activities. Examples of some web quests developed by future bachelors of the direction of training "Information systems and technologies" are given.
Key words: key competencies of the digital economy, extracurricular activities, digital educational environment, digital tools, project, web quest, wiki.
Введение. В течение последних лет проблемы цифровизации экономики и социальной жизни представлены в различных нормативных документах, затрагиваются в многочисленных научных публикациях, активно обсуждаются на конференциях, анализируются в диссертационных исследованиях.
Одним из активно обсуждаемых вопросов является вопрос ключевых компетенциях, наиболее востребованных цифровой экономикой [3, 4]. В приказе министерства экономического развития «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [13] названы следующие ключевые компетенции цифровой экономики: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде.
Сегодня многие вузы страны работают над актуализацией своих образовательных программ, направленной на включение в программы модулей, дисциплин, практик формирования ключевых компетенций цифровой экономики. Ключевые компетенции тесно связаны с универсальными компетенциями, определенными в ФГОС. Например, универсальная компетенция УК-1 (способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации) тесно связана с ключевой компетенцией управления информацией и данными, а также с критическим мышлением в цифровой среде.
Для формирования ключевых компетенций цифровой экономики следует использовать возможности цифровой образовательной среде университета, основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), модуля, дисциплины. Для формирования компетенций цифровой экономики важное значение имеет не только организация учебной деятельности, но и организация внеаудиторной работы в рамках ОПОП, в т.ч. с использованием возможностей цифровой образовательной среды.
Авторы статьи [12] рассматривают особенности цифрового поколения студентов, которых можно считать «цифровым поколением». Поэтому так важно при организации внеаудиторной деятельности использовать возможности цифровой образовательной среды. Особенно это важно для будущих бакалавров в области информационных технологий. Ведь сегодня в стране наблюдается серьезная нехватка ИТ-специалистов. Поэтому так необходима работа по поддержанию мотивации
студентов младших курсов, формирования у них вышеперечисленных компетенций цифровой экономики. В рамках внеаудиторной деятельности в условиях цифровой образовательной среды ОПОП можно использовать Интернет-проекты [5], веб-квесты [14], хакатоны по программированию, вебинары на различные просветительские темы, видеоконференции с работодателями, различные сетевые активности.
Цель статьи - обосновать модель цифровой образовательной среды ОПОП для организации внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в области ИТ (на примере направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» [l5]).
Изложение основного материала статьи. Анализ публикаций [1, 11] по организации внеаудиторной деятельности показал, что авторы уверены, что эта деятельность имеет большие возможности для удовлетворения интересов и потребностей каждого обучающегося. Авторы называют формы внеаудиторной деятельности: творческие конкурсы и конкурсы профессионального мастерства, всевозможные ярмарки идей, научно-исследовательская деятельность обучающихся, студенческие объединения, волонтерская деятельность и т.п.
Дополним эти варианты примерами организации внеаудиторной деятельности в условиях цифровой образовательной среды ОПОП «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Проводятся дистанционные хакатоны по программированию; ежегодное празднование дней российской информатики в декабре; виртуальные круглые столы; проведение студентами Интернет-проектов, уроков цифры, веб-квестов для школьников и т.п.
Компонентами цифровой образовательной среды ОПОП для организации внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в области ИТ являются страницы университетского сайта, где размещена информация, посвященная студенческой жизни; электронные портфолио студентов, содержащие различные документы с достижениями обучающихся; материалы в системе Moodle для проведения дистанционных олимпиад и конкурсов; различные цифровые инструменты для творчества, совместной проектной деятельности, коммуникации. Дидактические возможности этих инструментов обсуждаются в статьях [2, 7, 9, 10].
Активно во внеаудиторной деятельности используется университетский вики-сайт (https://wiki.mininuniver.ru). Вики-среда предоставляет отличные возможности для совместного написания статей, их обсуждения, проведения различных сетевых мероприятий и проектов [6]. Различные вики-проекты для будущих абитуриентов проводятся в рамках профориентационной деятельности. Примеры проектов: «Выходи в Интернет» (https://clck.ru/GTNio) и «В Нижний Новгород - это значит домой» (https://clck.ru/Tht75).
Ежегодно в Мининском университете проводится внутривузовская олимпиада по сетевым технологиям. Олимпиада этого года была связана с празднованием 350-летия Петра I. Все задания олимпиады были посвящены Императору Всероссийскому Петру I Великому.
Первое задание называлось «И словом, се есть Петр, отечества Отец». Участникам предлагался тест на грамотный поиск информации в Интернет (https://anketolog.ru/s/614234/Ql4OahsB). Использован сервис https://anketolog.ru. Для поиска ответов необходимо было использовать расширенный поиск в поисковой системе, проявить критическое мышление. Пример одного из вопросов: «Сколькими ремеслами овладел за свою жизнь Петр I? Каким ремеслом он так и не смог овладеть, а к людям, которые мастерски владели данным ремеслом, относился с уважением, считая их искусными мастерами?».
Во втором задании «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн» участникам предлагалось выбрать одну из фотографий памятника, размещенных в совместной таблице; найти, где установлен этот памятник; создать инфографику о данном памятнике, в которой отразить связь памятника с местом его установки. Данные должны были быть представлены текстом, цифрами и графикой. Предлагалась работа с сервисами инфографики https://infogram.com или https://www.easel.ly. Организаторы олимпиады предоставили участникам обучающие материалы по работе с сервисами создания инфографики и примеры их использования.
В третьем задании «И грянул бой, Полтавский бой!» необходимо было создать ленту времени, на которой представить военные походы Петра I. На ленте следовало отразить самые важные сражения и их значимость для России. Не менее 8 событий. По каждому событию следовало представить краткий текст, изображение, ссылки на Интернет-ресурсы. Предлагалось использовать сервисы https://time.graphics или https://www.timetoast.com.
«Флоту - быть!» - название четвертого задания. Взяв данные по числу кораблей российского и шведского флотов из статьи https://clck.ru/c2GWU, необходимо было рассчитать итоговые значения в Google-таблице, построить графики и диаграммы.
Для каждого этапа были представлены критерии оценивания. Например, для инфографики, это правильное определение месторасположения памятника по фотографии; соответствие теме задания приведенных в инфографике фактов и сведений; использование достоверных источников информации; лаконичное представление текстовых фрагментов; отсутствие избыточной информации, которая рассеивает внимание целевой аудитории, уводит из проблемного поля; установленные логические связи между объектами инфографики; использование дополнительных медиаобъектов (вставка видео, гиперссылок и т.п.).
Все задания олимпиады направлены, в том числе, на формирование ключевой компетенции, связанной с умением работы с информацией и данными; на формирование информационной культуры обучающихся [8].
Еще одним примером внеаудиторной деятельности будущих бакалавров является разработка образовательных веб-квестов. Примеры некоторых веб-квестов, разработанных студентами НГПУ: «Собираем, храним, обрабатываем, передаем информацию», «Управление проектами», «Я б в Айтишники пошел, пусть меня научат!», «Космические вечера», «Всемирный день информационного общества». При этом используются такие цифровые инструменты и сервисы, как вики, Google-сайты, online интерактивные доски и ментальные карты, ленты времени и инфографика.
Например, в веб-квесте, посвященном отмечаемому 17 мая всемирному дню информационного общества, разработанном студентами второго курса рассматриваемой ОПОП, участникам предлагается выбрать одну из ролей: «историка», «аналитика» или «исследователя». «Историку» предлагается создать online ленту времени по теме «Информационные революции», выполнить задания на работу с шифрованием информации. «Аналитики» собирают пазлы с фотографией по теме квеста и размещают ее на совместной online доске. А на втором этапе создают инфографику с положительными и негативными последствиями формирования информационного общества. Третий этап посвящен проведению соцопроса по теме проявления различных тенденций развития информационного общества. «Исследователи» собирают пазлы, посвященные ИТ-профессиям будущего, а затем сочиняют синквейны про эти профессии. Инфографика для «исследователей» должна представлять ИТ-профессии будущего с указанием необходимых компетенций для этих специалистов. Третий этап для «исследователей» - построение ментальной карты по теме «Умный город», где участники проектируют применение искусственного интеллекта. Для каждой группы участников подобраны соответствующие
Интернет-ресурсы: энциклопедические статьи, видеоролики, ссылки на виртуальные музеи. Разработаны критерии оценивания каждого этапа.
Выводы. Мы обосновали возможности цифровой образовательной среды для организации внеаудиторной деятельности в рамках ОПОП. В качестве компонентов цифровой образовательной среды могут выступать университетский вики-сайт; портфолио студентов, размещенные в электронной среде университета; различные цифровые инструменты для творчества, совместной деятельности, коммуникации.
Важное значение для формирования ключевых компетенций цифровой экономики у будущих бакалавров в области ИТ имеет организация совместной проектной деятельности обучающихся. Такая совместная деятельность может быть организована с использованием таких сервисов как вики, документы совместного редактирования, различные сервисы online визуализации. С помощью этих сервисов можно проводить «мозговые штурмы», собирать данные наблюдений, создавать гипертекст, планировать деятельность, писать вместе статьи и отчеты и т.п.
Литература:
1. Гурулева, Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента / Н.Е. Гурулева // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1045-1047.
2. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.
3. Гилеева, Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала / Т.А. Гилеева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2019. - № 2 (28). - C. 22-35.
4. Константинова, Д.С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования / Д.С. Константинова, М.М. Кудаева // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 11. - С. 1055-1072.
5. Круподерова, Е.П. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // В мире научных открытий. - 2015. - № 11-1. - C. 604-608.
6. Круподерова, Е.П. Освоение учителями информатики технологии вики / Е.П. Круподерова, В.П. Короповская // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 50-52.
7. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности с помощью современных сетевых технологий / Е.П. Круподерова // Информатика и образование. - 2012. - № 1 (230). - C. 50-52.
8. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.
9. Круподерова, К.Р. Использование сетевых сервисов для мотивации обучающихся к изучению информационных технологий / К.Р. Круподерова, Т.И. Калиняк // В мире научных открытий. - 2015. - № 9-2 (69). - C. 596-601.
10. Круподерова, К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства студентов / К.Р. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2013. -№ 2 (2). - C. 24.
11. Петрова, М.С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе / М.С. Петрова // Вестник Костромского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 151-153.
12. Петрунева, Р.М. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, О.В. Топоркова // Преподаватель XXI века. - 2019. - № 1. - С. 79-84.
13. Приказ министерства экономического развития РФ от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» URL: https://шlaws.ш/acts/Prikaz-Mmekonomrazvitiya-Rossii-ot-24ш.2020-N-41(дата обращения: 08.05.2022).
14. Самерханова, Э.К. Возможности Web-квест технологии для организации профориентационной работы в вузе / Э.К. Самерханова, И.Н. Верхолетова // В сборнике Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация. Сборник статей V международной научно-практической конференции. Арзамас. Арзамасский филиал ННГУ. - 2019. - С. 89-94.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 сентября 2017 г. № 926 [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/71787574 (дата обращения: 08.05.2022).
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Кудрявцева Елена Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат педагогических наук, доцент Сазонова Ольга Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат педагогических наук, доцент Кергилова Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск)
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация. Авторы статьи описывают опыт организации и реализации педагогических проектов в процессе профессионального становления будущих специалистов в Горно-Алтайском государственном университете. В статье представлены наиболее интересные и практико-ориентированные проекты, реализуемые в вузе. Данные проекты имеют важное значение для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов. Проанализированы возможности образовательной среды вуза, способствующей реализации педагогических проектов через интеграцию образовательных программ высшего образования, что позволяет обеспечить высокое качество подготовки будущих специалистов. Именно практикориентированные площадки, создаваемые на базе вуза, способствуют формированию профессиональной компетентности будущих педагогов, направленных на самораскрытие, самореализацию. Особую роль