Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УМК ПО ГРАЖДАНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УМК ПО ГРАЖДАНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УМК ПО ГРАЖДАНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ТЕТРАДИ "КОРАБЛИК" И "ЖАР-ПТИЦА" / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тивикова С. К., Деменева Н. Н.

Статья посвящена проблеме воспитания и развития младших школьников средствами УМК по гражданскому образованию. На основе проведенного исследования авторы анализируют возможности каждого из компонентов учебно-методического комплекса. Раскрываются технологические приемы, позволяющие учителям начальных классов достигать планируемых результатов, прежде всего личностных и метапредметных, обозначенных в ФГОС НОО, решать проблемы воспитания и развития детей в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности.The article is devoted to the education and development of younger schoolchildren by means of teaching materials on civic education. On the basis of the study the authors analyze the capabilities of each of the components of educational complex. Disclosed technological methods to allow primary school teachers to achieve the intended results, and above all personal and metasubject identified in the GEF DOE to solve the problems of education and development of children within the educational process and extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УМК ПО ГРАЖДАНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УМК ПО ГРАЖДАНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Статья посвящена проблеме воспитания и развития младших школьников средствами УМК по гражданскому образованию. На основе проведенного исследования авторы анализируют возможности каждого из компонентов учебно-методического комплекса. Раскрываются технологические приемы, позволяющие учителям начальных классов достигать планируемых результатов, прежде всего личностных и метапредметных, обозначенных в ФГОС НОО, решать проблемы воспитания и развития детей в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности.

The article is devoted to the education and development of younger schoolchildren by means of teaching materials on civic education. On the basis of the study the authors analyze the capabilities of each of the components of educational complex. Disclosed technological methods to allow primary school teachers to achieve the intended results, and above all personal and metasubject identified in the GEF DOE to solve the problems of education and development of children within the educational process and extracurricular activities.

Ключевые слова: воспитание и развитие младших школьников, гражданская идентичность, гражданское образование, УМК по гражданскому образованию в начальных классах, учебны1е пособия и тетради «Кораблик» и «Жар-птица», универсальные учебны1е действия

Key words: education and development of younger students, civil identity, civic education, teaching materials on civic education in primary schools, textbooks and notebooks, «Boat» and «The Firebird» universal educational actions

С. К. ТИВИКОВА,

Н. Н. ДЕМЕНЕВА,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики

дошкольного и начального образования

НГПУ им. К. Минина

[email protected]

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой начального образования НИРО [email protected]

Одним из приоритетных направлений начального образования являются социализация младших школьников, создание условий для становления у них основ гражданской идентичности. Патриотизм и гражданственность выделены в качестве базовых национальных ценностей в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1]. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) [8] наиболее значимыми личностными результатами освоения основной образовательной программы являются формирование чувства гордости за свою Родину, осознания своей национальной принадлежности, уважительного отношения к истории и культуре других народов, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

На решение этих задач направлен курс гражданского образования в начальных классах (авторы: Н. Н. Деменева, Т. Я. Же-лезнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина). Его целью является создание условий для социализации растущей личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития. Этот курс, включенный еще в 1997/1998 учебном году в базисный учебный план Нижегородской области в качестве регионального компонента, использовался во многих образовательных организациях Нижегородской обла-сти (в различные годы — от 35 до 70 %). Проведенные нами многочисленные исследования, направленные на выявление уровня сформированности социальных умений и навыков, нравственного воспитания учащихся, гражданской идентичности, доказывают его эффективность и актуальность и в условиях реализации ФГОС начального общего образования. С самого момента своего создания курс был постро-

ен на основе идей развивающего обучения, системно-деятельностного подхода, что позволяет и сегодня использовать его (отредактированным в соответствии с требованиями современных стандартов) в рамках компонента образовательной организации во 2—4-х классах. В расширенном варианте основные идеи курса нашли отражение в прог-рамме внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» для 1—4-х классов, созданной в 2011 году [2].

Учебная и внеурочная программы реализуются, опираясь на единый учебно-методический комплекс (УМК). Он отвечает современным требованиям к УМК, в соответствии с которыми должны быть созданы все необходимые пособия и учебные материалы для эффективного учебно-воспитательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов ФГОС НОО. В состав УМК по гражданскому образованию для начальных классов входят:

3 учебники и рабочие тетради «Кораблик» (2-й класс) [7] и «Жар-птица» (3—4-е классы) [5; 6];

3 методические пособия для учителей к учебникам и тетрадям;

3 фонохрестоматия для проведения уроков и внеурочных занятий;

3 мультимедийные пособия (автор Э. Е. Кузнецова) к учебникам и рабочим тетрадям «Кораблик» и «Жар-птица»;

3 комплект диагностических методик нравственного развития младших школьников (автор Н. Ю. Яшина) [10].

Анализ данного учебно-методического комплекса, проведенный с точки зрения соответствия современным требованиям к образованию младших школьников, показывает, что УМК обладает значительным воспитательным и развивающим потенциалом, направленным на достижение личностных и метапредметных результатов начального образования. Глав-

Патриотизм и гражданственность выделены в качестве базовых национальных ценностей в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

От представления, образа к понятию — такой путь для младших школьников кажется нам наиболее естественным и результативным.

ной идеей всех компонентов, позволяющих реализовать программу, являются не столько вхождение детей в определенное информационное поле, сколько эмоциональное вчувствование и проживание через учебное сотрудничество, принятие решений в различных жизненных ситуациях, сопереживание героям литературных произведений, принятие точки зрения другого человека на мир через осознание своей индивидуальности. От представления, образа к понятию — такой путь для младших школьников кажется нам наиболее естественным и результативным.

Учебники и тетради построены в соответствии с условно-концентрическим принципом, с учетом возрастных особенностей младших школьников. В них выделены тематические блоки, в соответствии с которыми определяются конкретные разделы для каждого года обучения.

Первый тематический блок «Отечество. Родина (Россия, малая родина)» (разделы «Дом, в котором ты живешь» во 2-м классе и «Над российскими просторами» в 3-м классе) дает детям представление о родной стране, родине. Младшие школьники знакомятся с Россией, ее природой, культурой, государственным устройством и символикой, народными традициями. Составной частью этого блока являются краеведческая работа, познание своей малой родины (родного города или села). Этот блок направлен на воспитание патриотизма, любви к своему Отечеству и малой родине.

Второй тематический блок «Познание мира» (разделы «В путешествие по миру» во 2-м классе и «Из страны детства в мир взрослых» в 4-м классе) посвящен знакомству с культурой и наукой, с различными источникам познания мира: книгами, путешествиями, посещениями музеев и театров. Дети знакомятся с правилами культурного поведения в общест-

венных местах (библиотеке, театре, музее и т. п.), осваивают навыки культурного общения. Это способствует нравственному становлению личности младшего школьника, освоению им навыков сотрудничества с другими людьми.

Третий тематический блок «Культура разных народов, культура моей страны и других стран» (разделы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» во 2-м классе и «Живем мы по соседству» в 4-м классе) содержит страноведческий материал, позволяющий создать определенную картину мира во всем ее культурном, социальном и природном разнообразии. Дети знакомятся с традициями, обычаями, культурными феноменами народов России, стран ближнего и дальнего зарубежья на основе доступного для восприятия материала: сказок, песен, загадок, пословиц и поговорок. С помощью этого младшие школьники осмысливают общечеловеческие ценности и нравственные категории, у них формируются интерес и доброжелательное отношение к культуре других народов.

Учебный материал и система заданий второго и третьего блоков позволяют учащимся расширить границы своего познания, осуществить увлекательные заочные путешествия по своей стране и миру, обогатить свой кругозор.

Четвертый тематический блок «Семья и человек, самопознание» (разделы «Я и моя семья» во 2-м классе и «Тепло родного очага» в 3-м классе) посвящен ближайшему окружению ребенка — его семье, родным, школе, друзьям. Младшие школьники осмысливают понятие «дом», знакомятся с семейными ценностями и традициями, у них формируется образ «я», организуется процесс самопознания, являющийся важнейшим аспектом социализации личности, освоения различных нравственных представлений и способов культурного взаимодействия с социумом.

В учебниках «Кораблик» и «Жар-птица» содержится материал для изучения каждой темы, подобраны сказки, стихи,

тексты научно-познавательного характера, пословицы, а также разнообразные иллюстрации (схематические географические карты, изображения флагов различных стран, рисунки, репродукции картин, фотографии с видами городов, исторических памятных мест и т. п.).

С помощью системы условных обозначений ученикам и учителю легко ориентироваться в учебниках. Специальными значками обозначены тексты, предназначенные для чтения детьми, вопросы и задания. В учебник «Кораблик» включены статьи из Всеобщей декларации прав человека, а в учебники «Жар-птица» — статьи Конвенции о правах ребенка. В совокупности с другим учебным материалом, например изучением темы «Законы, по которым мы живем», это позволяет реализовать правовой компонент курса гражданского образования.

Рядом со знаком «В копилку знатока» (сундучок) помещаются интересные данные, факты, исторические даты, связанные с событиями, описанными в учебнике. На уроке учащиеся сами определяют, чем может быть пополнена копилка. Для работы с «сундучком» предлагаются специальные задания, направленные на поиск информации в различных источниках: научно-популярных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях, интернете, периодической печати, телевизионных передачах, личных наблюдениях, рассказах взрослых и т. п. Это способствует формированию у детей познавательных универсальных учебных действий, связанных с информационным поиском.

Готовясь к уроку или занятию по гражданскому образованию, педагог должен проектировать как их содержание, так и эмоциональное пространство, учитывать особенности, возможности и интересы детей.

Большие развивающие возможности имеет работа с текстами учебников. В УМК по гражданскому образованию младшие школьники знакомятся с различными художественными и научно-по-

знавательными текстами, которые сопровождаются разнообразным иллюстративным материалом и соответствуют уровню их читательской грамотности. В то же время необходимо отметить, что данная работа дети уже со 2-го класса способны принципиально отличает- осознавать преимущества совмест-ся от тех подходов, ко- ной работы над текстом по срав-торью приняты на уро- нению с индивидуальной. ках литературного чтения. Как правило, главным для учащихся в работе с текстами на уроках гражданского образования становится не столько их анализ и интерпретация, сколько приобретение опыта ценностных ориентаций, постепенно становящегося основной для их поведения.

Дети уже со 2-го класса способны осознавать преимущества совместной работы над текстом по сравнению с индивидуальной.

Основными жанрами художественной литературы в данном курсе становятся сказки, стихотворения, небольшие рассказы, библейские притчи, басни и др. Данные произведения служат для создания образа той или иной темы, для развития у младших школьников нравственных представлений и понятий, эмоционального отношения к миру.

Особое место в УМК по гражданскому образованию занимает такой жанр, как сказка. Именно в сказке выражается мудрость народа, его взгляд на мир, общечеловеческие ценности. Важнейшими приемами при работе с произведениями данного жанра становятся прогнозирование текста, сопоставление с ключевыми словами урока, пословицами и иллюстрациями, сравнение сказок разных народов, выявление эмоционально-смысловой доминанты произведения и т. д.

Вторая группа текстов, предлагаемых в учебниках «Кораблик» и «Жар-птица», — научно-познавательные, или информационные. Прежде всего это такие жанры, как статьи, очерки, справки. Тексты, как правило, невелики по объему, в них излагаются точные факты, даются некото-

Младшие школьники приобрета ют навыки учебного сотрудниче ства со взрослыми и сверстни ками.

рые сведения, ключевые понятия, связанные с той или иной темой. Такие тексты позволяют детям осваивать различные способы работы с информацией, указанные в ФГОС НОО.

Кроме того, данные тексты носят побуждающий характер, направляя деятельность учащихся на самостоятельную работу по поиску, сбору, анализу информации, ее обработке и интерпретации, развитию умений пользоваться различными источниками информации, что способствует и формированию логических универсальных учебных действий.

Большую помощь в работе с текстами могут оказать и родители, поскольку данный УМК предполагает взаимодействие всех участников образовательных отношений. Именно поэтому многие задания, связанные с текстами, предполагают опору на помощь взрослых: «Расспросите родителей или других взрослых о...», «Найдите с помощью взрослых дополнительный материал по теме.», «Вспомните то, что вы видели в своих путешествиях... » и т. п.

В учебниках предусмотрена система коммуникативных заданий, обозначенных специальным знаком «Работа в парах или группах». Младшие школьники приобретают навыки учебного сотрудничества со взрослыми (учителем, родителями и другими родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми) и сверстниками.

Эффективность коммуникативных заданий определяется их направленностью на других людей. Например, нужно не просто рассказать о том, что ты знаешь о Нижнем Новгороде, но и сделать это так, чтобы одноклассникам было интересно и понятно.

Большинство заданий формирует навыки общения со сверстниками. Например, дети в группах инсценируют пословицы, отрывки из сказок, выполняют творческие задания, составляют правила культурного поведения, обсуждают нравствен-

ные проблемы. Например, учащимся предлагается составить правила общей работы, законы дружбы.

Для формирования умения взаимодействовать со сверстниками используются пантомимы, игры по готовым правилам и творческие игры, разыгрывание сценок и этюдов. Например, творческая игра «Земляне и инопланетяне» предполагает разделение детей на соответствующие команды, разыгрывание ситуации знакомства, составление коллективных рассказов о своих планетах.

Для организации взаимодействия ребенка с родителями и другими родственниками детям на дом даются задания расспросить своих родных о чем-либо (например: «Расспроси бабушек и дедушек, как они росли сами и как растили твоих родителей»), поиграть с ними в игру, выполнить какое-либо совместное дело. Обращается внимание и на то, как важно порадовать своих родных: приготовить для них сувениры к празднику, сказать добрые слова и т. п.

Для формирования умения взаимодействовать со взрослыми людьми (знакомыми и незнакомыми) используется разыгрывание сценок и этюдов, обсуждение правил поведения в различных общественных местах и др. (например, ситуация, в которой нужно обратиться с просьбой или вопросом к незнакомому человеку).

В процессе выполнения таких заданий дети осваивают различные коммуникативные универсальные учебные действия, приобретают навыки позитивного общения и взаимодействия.

В учебниках «Кораблик» и «Жар-птица» содержатся различные задания интеллектуального характера, направленные на формирование познавательных логических УУД: отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, объяснение смысла пословиц, анализ предлагаемого иллюстративного материала. Например: «Подумай, откуда произошли названия башен Нижегородского кремля», «Объясни смысл

пословиц: "Терпение и труд все перетрут", "Смотри дерево в плодах, а человека в делах"» и т. п.

Многие задания связаны с работой над сказками, рассказами и другими художественными и научно-популярными текстами, способствуют их осмыслению и более глубокому пониманию. В ряде случаев предлагается выполнить прогнозирование текста, например, высказать предположение о том, как дальше будут развиваться описанные в сказке события.

Весьма важными в эмоциональном плане являются задания, направленные на создание образов. Например: «Направь подзорную трубу в сторону севера. Что ты там видишь?» Здесь дети должны рассказать о своих образах и ассоциациях, связанных со словом «север» (это снег, мороз, сугробы и т. п.). В ряде случаев образы, придуманные детьми, сопоставляются с реальными объектами. Например, ученикам нужно рассказать, как они представляют колбасное дерево (урок «Под жарким солнцем черной Африки»), а затем учитель рассказывает о том, как на самом деле выглядит такое дерево, почему его так назвали. Подобные задания направлены на развитие творческого воображения, способствуют актуализации субъектного опыта детей.

В рабочие тетради «Кораблик» и «Жар-птица» включены практические и интеллектуальные задания, задания для развития саморегуляции. Большинство из них имеет занимательный характер, что способствует формированию познавательных интересов младших школьников. В то же время задания подобраны с учетом содержания урока и имеют большой развивающий потенциал.

Практические упражнения, в которых нужно раскрасить или дорисовать картинку, сделать поделку, требуют предварительного выполнения различных умственных действий. Например, предлагается соединить линиями нарисованные игрушки с названиями народных промыс-

лов, определить, кому не хватает пары, а затем раскрасить рисунки.

Задания интеллектуального характера направлены на развитие восприятия, воображения, различных логических УУД. Детям предлагаются словесные игры (вписать слова по опорным буквам, расшифровать слово), анаграммы, соединение частей пословиц, сравнение картинок, классификация изображений (деление их на группы), поиск закономерностей и др. Например, даются изображения ложек с хохломской росписью, среди которых нужно найти похожие и соединить их стрелками. По опорным словам (например, груз, река, штурвал) нужно догадаться, о какой профессии идет речь, и вписать в клеточки недостающие буквы.

Для развития саморегуляции предлагается продолжить узор или симметрично его дорисовать (например, дан узор только на одной половине русского костюма, а вторую половину нужно воссоздать), раскрасить рисунки с соблюдением правил раскрашивания (например, для раскрашивания гжельской посуды указано, какие части узора каким цветом нужно красить). В тетради включены различные игры, в которых необходимо соблюдать систему правил, например, игра «Эрудит», в которой нужно придумывать слова на выпавшую после вращения стрелки букву с учетом выбранной категории (например, музыкальный инструмент, вид спорта), а также выполнять дополнительные условия.

Важными для самопознания являются задания, в которых нужно поразмышлять о самом себе или выполнить самооценку, например, охарактеризовать себя пятью словами; выбрать рисунок или нарисовать свои любимые занятия в свободное время.

Часть материалов рабочих тетрадей имеет диагностический характер, например, задания для проведения социомет-

Весьма важными в эмоциональном плане являются задания, направленные на создание образов.

рии; незаконченные предложения, которые ребенку нужно закончить по своему усмотрению; задания для диагностики семейных отношений. Например, в теме «Наша школьная семейка» каждый ребенок в тетради дописывает окончание предложений: Я хожу в школу для того, чтобы..., Меня радует в школе., Я считаю, что наш класс...

Таким образом, программа учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» и программа внеуроч-

ЛИТЕРАТУРА

ной деятельности «Дорогою открытий и добра», направленные на создание условий для социализации младших школьников, приобретения ими опыта ценностных ориентаций, формирования у них основ гражданской идентичности, апробированы и широко используются в образовательных организациях Нижегородской области и других регионов, признаны эффективными и позволяют достигать планируемых результатов современного начального образования.

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2010. — 23 с.

2. Деменева, Н. Н. Комплексная программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра». 1—4 классы / Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина // Организация внеурочной деятельности младших школьников : сборник программ. — М. : Русское слово — учебник, 2013. — С. 6—40.

3. Деменева, Н. Н. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина // Начальная школа. — 2004. — № 2. — С. 34—38.

4. Деменева, Н. Н. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности / Н. Н. Деменева, Ч. Р. Громова // Вестник Мининского университета. — 2014. — № 4 (8) // URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/ archive/4.

5. Тивикова, С. К. Жар-птица : учебник по гражданскому образованию для 3 класса начальной школы. Ч. 1 / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина. — 3-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород, 2013. — 72 с.

6. Тивикова, С. К. Жар-птица : учебник по гражданскому образованию для 4 класса начальной школы. Ч. 2 / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина. — 3-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород, 2013. — 84 с.

7. Тивикова, С. К. Кораблик : учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина. — 3-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород, 2012. — 84 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с.

9. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников : монография / под ред. Н. Н. Деменевой, С. К. Тивиковой. — Н. Новгород : НИРО, 2014. — 230 с.

10. Яшина, Н. Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников: Диагностические методики : методическое пособие для учителей начальных классов / Н. Ю. Яшина. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород : НИРО, 2012. — 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.