Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Керженцева А.В.

Статья посвящена проблеме формирования профессиональных умений у будущих педагогов по воспитанию гражданственности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС в системе вузовской подготовки. Авторами рассмотрены возможности курса «Гражданское образование в начальных классах» как эффективного средства в решении поставленной проблемы. Определена актуальность введения данного курса в систему вузовской подготовки, обозначены его цели и задачи, представлены этапы и способы организации и проведения учебных занятий, критерии и результаты формирования профессиональных умений будущих педагогов по воспитанию гражданственности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL SKILLS FORMATION FOR YOUNGER SCHOOLCHILDREN'S CIVIC EDUCATION

The article is devoted to the problem of formation of professional skills for civic consciousness teaching among younger schoolchildren in accordance with the Federal State Educational Standard's requirements of future teachers in the university training system. The authors consider the possibilities of the course “Civic education in primary school” as an effective means in solving the problem posed. The relevance of the introduction of this course into the university training system is defined; its goals and objectives are indicated; the stages and methods of organizing and conducting classes, the criteria and results of the formation of professional skills of future teachers in civic education among younger students in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standart are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

11. Яшина, Н. Ю. Гражданское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников : дис. ... канд. пед. наук / Н. Ю. Яшина. — Н. Новгород, 2002. — 182 с.

12. Яшина, Н. Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики : методическое пособие для учителей начальных классов / Н. Ю. Яшина. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012. — 49 с.

13. Яшина, Н. Ю. Уроки для души: духовно-нравственное воспитание младших школьников : методическое пособие / Н. Ю. Яшина, Е. Н. Тимошина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012. — 146 с.

Е. Г. ГУЦУ, Е. В. КОЧЕТОВА, А. В. КЕРЖЕНЦЕВА,

кандидат

психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина elenagytcy@mail.ru

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина evkoch@mail.ru

кандидат

педагогических наук, заведующая кафедрой начального общего образования КБГУ им. X. М. Бербекова (Нальчик)

kern-anna@yandex.ru

Статья посвящена проблеме формирования профессиональных умений у будущих педагогов по воспитанию гражданственности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС в системе вузовской подготовки. Авторами рассмотрены возможности курса «Гражданское образование в начальных классах» как эффективного средства в решении поставленной проблемы. Определена актуальность введения данного курса в систему вузовской подготовки, обозначены его цели и задачи, представлены этапы и способы организации и проведения учебных занятий, критерии и результаты формиро-

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

вания профессиональных умений будущих педагогов по воспитанию гражданственности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

The article is devoted to the problem of formation of professional skills for civic consciousness teaching among younger schoolchildren in accordance with the Federal State Educational Standard's requirements of future teachers in the university training system. The authors consider the possibilities of the course "Civic education in primary school" as an effective means in solving the problem posed. The relevance of the introduction of this course into the university training system is defined; its goals and objectives are indicated; the stages and methods of organizing and conducting classes, the criteria and results of the formation of professional skills of future teachers in civic education among younger students in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standart are presented.

Ключевые слова: гражданское образование, гражданственность, профессиональная подготовка, профессиональные умения по воспитанию гражданственности, требования ФГОС

Key words: civic education, civic consciousness, professional training, professional skills for civic education, requirements of the Federal State Educational Standart

В современных условиях становления демократического общества, правового государства одной из актуальных задач образования является воспитание гражданственности у подрастающего поколения. В условиях социокультурной модернизации образовательные организации призваны выполнять заказ на формирование личности, соответствующей новой воспитательной модели, обозначенной в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [3]. Воспитательную модель составляют социально значимые качества личности как гражданина определяющегося, живущего в условиях современного общества. Важными в их перечне являются общественная активность личности, гражданское самосознание, чувство собственного достоинства, знание и уважение прав человека, готовность их отстаивать и защищать [3; 10]. Эти качества личности являются результатом планомерного гражданского образования и воспитания, что позволяет сформулировать проблему современной психолого-педагогической науки и практики.

Теоретические основы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности заложены в психолого-педагогических работах

В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского,

B. А. Сластенина, Н. Ю. Синягиной, Л. В. Кузнецовой и др.

Подтвержденный в науке постулат о том, что результат воспитания напрямую зависит от личности педагога, его компетентности, означает, что для гражданского воспитания и образования подрастающего поколения решающее значение имеет подготовка будущих педагогов в данной профессиональной области.

Обучение будущего педагога в вузе не только как процесс подготовки специалиста, но и как воспитание профессионала рассматривается в исследованиях А. А. Вербицкого, И. Ф. Исаева, Б. Т. Лихачева, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др.

Методологические основы построения целостного учебно-воспитательного процесса гражданского образования и воспитания были заложены в работах психологов (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович,

C. Л. Рубенштейна, Б. Т. Лихачева, Н. М. Трофимовой и др.), в которых раскрываются механизмы формирования гражданственности у подрастающего поколения. При этом главной целью гражданского образования и воспитания обозначена подготовка обучающихся к самоопределению, жизни в условиях совре-

Профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы.

менного социума. Существенный вклад в решение проблемы воспитания гражданственности в настоящее время внесли И. И. Бондарева, Н. Н. Деменева, О. В. Колесова, Т. Я. Железнова, Т. А. Рунова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина и др.

Отдельные аспекты процесса подготовки будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников, содержание самого гражданско-правового воспитания и механизмы его осуществления на практике исследованы А. С. Аникеевой, Т. В. Болотиной, Н. М. Воскресенской и др. Специфика подготовки в вузе будущего учителя начальных классов к воспитательной работе изучена в трудах В. В. Антонова, Е. Г. Каширцевой, А. Ф. Никитина, Т. М. Сорокиной и др.

Качественно новый уровень подготовки будущих педагогов в системе высшей школы согласно требованиям ФГОС определяет компетентностный подход, при котором в качестве интегрального социально-личностного и поведенческого феномена результата образования выступают компетенции и компетентности студентов [16].

Компетенция определяется многими исследователями как внутренние потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выражаются в ком-петентностях человека как актуальных, деятель-ностных проявлениях [6; 9; 15]. Профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей [1; 6].

Компетентность рассматривается как уже состоявшееся качество личности (со-

вокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере, владение соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности [6]. Следовательно, профессиональную компетентность можно оценивать уровнем сформирован-ности профессионально-педагогических умений в этой области. Умения, составляющие компетентность будущих педагогов в области гражданского воспитания младших школьников, логично рассмотреть с позиций основных общепрофессиональных операционных функций педагога:

3 умения отбирать и анализировать психолого-педагогическую информацию по вопросам гражданского воспитания (теоретические разработки, практико-ориен-тированные пособия) и нормативно-правовую документацию, раскрывающую права и свободы человека как гражданина своего государства, выделять в ней главное, существенное, обобщать и систематизировать передовой опыт в области гражданского воспитания;

3 определять цели гражданского воспитания, выбирать адекватные формы, методы и средства обучения;

3 выстраивать педагогически оправданные взаимоотношения с обучающимися, устанавливать партнерские взаимоотношения с родителями учеников;

3 прогнозировать успешность учебно-воспитательного процесса, что включает диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

3 осуществлять самопознание, самооценку профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализацию;

3 планировать процесс гражданского воспитания, выбирать оптимальные средства педагогического воздействия и взаимодействия, организовывать самовоспитание и самоуправление, формировать

профессиональную направленность личности обучающихся;

3 конструировать интегративные варианты занятий, сочетать возможности урочной и внеурочной деятельности в решении задач гражданского образования и воспитания личности обучающихся.

Идеология нового государственного стандарта предполагает развитие у будущих педагогов начальной школы таких умений, как:

3 вести воспитательную деятельность в поликультурной среде, учитывать особенности социокультурной ситуации развития;

3 работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в области гражданского воспитания младших школьников осуществляется средствами курса «Гражданское образование в начальных классах», который рекомендован для студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и педагогика начального образования») Мининского университета.

Структура курса включает два блока. Первый посвящен детальному анализу нормативно-правовой документации, особенно изучению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) по вопросам гражданского воспитания. Второй направлен на анализ вариативных программ и учебно-методических комплексов (УМК) по гражданскому воспитанию, выработке значимых профессиональных умений у студентов в данной области.

Основу формирования профессиональных умений определяет знаниевый компонент, включающий правовую информированность будущих педагогов в вопросах гражданского воспитания. Гражданство рассматривается прежде всего как

устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности [3; 5]. Следовательно, обращение к нормативно-правовым актам международного и федерального уровней (Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине образования, Концепции развития образования РФ до 2020 года, ФГОС НОО и др.) определяет базовую часть информативной составляющей курса. Студенты знакомятся с программой гражданского воспитания младших школьников, авторскими разработками ведения занятий. При этом предполагается умение студентов работать с получаемой информацией: анализировать представленный материал по предложенным вопросам, выделять главные направления программ и разработок по гражданскому воспитанию (например, определять современную воспитательную модель через перечень основных характеристик согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; анализировать программу курса гражданского образования в начальных классах, выделять ключевые слова и идеи в пояснительной записке, определять основные содержательные линии курса гражданского образования).

Важной содержательной составляющей курса является поликультурная осведомленность будущих педагогов (совокупность знания культурных артефактов, моделей поведения, понимания необходимости соблюдения сценариев поведения родной либо иной культуры или субкультуры).

Центральной линией в формировании профессиональных умений будущих педагогов по воспитанию гражданственности младших школьников является целепола-

Основу формирования профессиональных умений определяет знаниевый компонент, включающий правовую информированность будущих педагогов в вопросах гражданского воспитания.

Студенты знакомятся со специальным диагностическим инструментарием, возможностями его использования в процессе решения задач гражданского воспитания учеников начальных классов.

гание, осуществлению которого способствует выполнение следующих заданий:

3 Конкретизируйте цели гражданского воспитания в начальной школе, используя материалы ФГОС НОО.

3 Определите, с какой целью и на каких уроках гражданского образования наиболее целесообразно познакомить младших школьников с государственной символикой России (гимном, гербом, флагом).

3 Одним из приемов создания успеха для каждого ребенка является использование на уроках (занятиях) по гражданскому образованию приема «Перо жар-птицы». Разработайте фрагмент урока с использованием данного приема.

3 Сравните цели и содержание программ урочной и внеурочной деятельности. Уточните, в чем их сходство и различия.

Многими исследователями [2; 4; 14] подтвержден тот факт, что точное понимание и постановка целей воспитательной работы во многом обеспечивают видение возможности ее поэтапного разрешения, что является подготовкой к планированию предстоящей деятельности, направленному подбору эффективных форм и методов воздействия на воспитанников, успешному достижению планируемых результатов. При формировании последовательного цикла целей и задач гражданского воспитания важно осознание его концептуальных целей, принятие для себя государственной воспитательной модели, сочетающей ряд качеств идеального образа обучающегося.

Общепедагогические умения владения диагностическими умениями развиваются в рамках учебного курса на основе работы с гражданскими качествами личности младших школьников. Студенты знакомятся со специальным диагностическим инструментарием, возможностями

его использования в процессе решения задач гражданского воспитания учеников начальных классов. Выявление и определение уровня развития гражданских характеристик каждого ребенка и группы младших школьников позволяет обоснованно строить воспитательную работу.

Обозначенные личностные результаты достигаются через выполнение таких заданий, как:

3 Проанализируйте пособие Н. Ю. Яшиной «Изучение особенностей нравственного развития младших школьников: диагностические методики» [18]. Дополните эти методики другими на основе диагностики универсальных учебных действий.

3 Составьте комплексную диагностическую программу гражданских качеств младшего школьника (1-го и 4-го классов). Подготовьтесь к обоснованию комплексного сочетания диагностических методов.

В рамках курса студенты учатся планировать деятельность по гражданскому воспитанию младших школьников. На основе анализа программы, различных методических разработок будущие педагоги выстраивают этапы годового планирования гражданского воспитания, определяют этапы конкретного воспитательного мероприятия, выделяют фрагменты уроков, в которых реализуются задачи гражданского воспитания, например:

3 на основе анализа содержания учебников определяют, какие темы относятся к тому или иному содержательному блоку;

3 на основе анализа разворота страниц учебника «Кораблик» [13] и соответствующих страниц рабочей тетради по той же теме определяют возможности тех или иных заданий для формирования определенных гражданских качеств, продумывают последовательность ведения беседы;

3 разрабатывают фрагмент урока с использованием игры «Трон» решают, на каких уроках (занятиях) она будет наиболее уместна.

Смыслообразующее направление гражданского воспитания заключается в создании у младших школьников «опыта социального группового и индивидуального поведения — как опыта совместного анализа, совместного решения групповых и социальных проблем, опыта совместного социального действия, опыта культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов» [12]. Следовательно, одной из важных задач гражданского воспитания на этом возрастном этапе является формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками. В рамках учебного курса студенты работают в группах, на практических занятиях проигрывают фрагменты микроуроков (занятий), где имеют возможность отрабатывать умения организовывать совместную работу детей в микрогруппах.

При формировании коммуникативных умений отдельное внимание в курсе уделяется социальному партнерству школы и семьи: планированию совместных дел, включению близких ребенку взрослых в совместные проекты.

Этому способствует выполнение следующих учебно-диагностических заданий:

3 Проанализируйте и дополните таблицу формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников средствами различных уроков курса гражданского образования.

3 Важнейшим приемом формирования нравственного поведения учащихся является разыгрывание ими нравственных ситуаций. Составьте в микрогруппе методическую копилку подобных ситуаций на тему «Наша школьная семейка» или «Моя семья».

3 Продемонстрируйте приемы групповой организации детей с включением в мероприятие их родителей (ролевая игра).

Содержание ценностно-целевого блока направлено на формирование у студентов мотивационно-ценностных ориен-таций. Во ФГОС НОО акцентируется внимание на таких аспектах государственной политики, как «ценностные ориента-

ции, ценностные идеалы и нравственные принципы» [9]. Через освоение студентами нормативно-правовой документации, программ и разработок курса «Гражданское образование в начальной школе» происходит осмысление идеологии и стратегических задач гражданского воспитания, осознаются возрастные особенности младших школьников, определяющие актуальный уровень психолого-педагогических воздействий при воспитании гражданственности.

Основой формирования умений вести воспитательную деятельность в поликультурной среде, учитывать особенности социокультурной ситуации развития, толе-рантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия является уровень развития нравственных качеств личности будущего педагога. Проявлением его нравственности являются как те нормы, правила и моральные требования, которые он предъявляет к воспитанникам, так и привычные формы поведения. Поэтому в систему курса включены задания, помогающие принять для себя нравственные понятия, социальные нормы, вызывающие в современном социуме неоднозначное отношение, например уважение к культурам и социальным нормам других народов. Развитие толерантности у младших школьников невозможно без развитых духовно-нравственных установок у педагога [1; 5; 9], для чего студентам — будущим учителям — предлагается:

3 создать копилку игр разных народов, определить, на уроках (занятиях) по каким темам и с какой воспитательной целью можно использовать ту или иную игру;

3 на основе материалов четверти «В путешествие по миру» (учебник «Кораблик») выявить возможности осуществления дифференцированного подхода к обу-

В рамках учебного курса студенты работают в группах, на практических занятиях проигрывают фрагменты микроуроков, где имеют возможность отрабатывать умения организовывать совместную работу детей в микрогруппах.

чающимся, для этого определить, какие задания могут стать базовыми, то есть обязательными для выполнения всеми учащимися, а какие могут быть отнесены к заданиям более низкого или повышенного уровня;

3 составить варианты дифференцированных заданий для одного из уроков, определить, какие из них могут служить основой для определения планируемых результатов освоения курса гражданского образования в начальных классах.

Студентами проводится самооценка индивидуальных гражданских качеств личности в «Рабочем портфолио» [8].

Определенный перечень умений будущих педагогов позволил выделить основные критерии, базируясь на которых были определены уровни сформирован-ности их умений по воспитанию гражданственности у учеников начальных классов в процессе освоения курса «Гражданское образование младших школьников».

Показатели сформированное™ умений будущих педагогов (учителей начальных классов) по воспитанию гражданственности у младших школьников

______________ Уровни Критерии _________ высокий (%) средний (%) низкий (%)

Информированность в области гражданского воспитания младших школьников (теоретическая, нормативно-правовая) 52,8 38,1 9,1

Постановка целей гражданского воспитания, подбор форм и методов 29 41 30

Владение диагностическими функциями изучения гражданских качеств младших школьников 38 42 20

Планирование процесса гражданского воспитания 31,2 45,8 23

Интеграция урочной и внеурочной деятельности при организации гражданского воспитания 32 47 21

Установление коммуникативного взаимодействия обучающихся при формировании гражданских качеств 34,2 40,8 25

Установление партнерского взаимодействия с родителями младших школьников 29 41 30

Готовность работать в поликультурной среде 12 45,9 42,1

Самодиагностика и самопознание качеств личности 34,2 46,5 19,3

Анализ полученных данных показывает, что будущие педагоги в рамках курса «Гражданское образование младших школьников» успешно осваивают теоретическую и нормативно-правовую информацию по вопросам гражданского образования. У студентов достаточно успешно развивается умение устанавливать коммуникативное взаимодействие обучающихся при формировании гражданских ка-

ЛИТЕРАТУРА _

честв. При этом наименьшее процентное выражение при освоении профессиональных умений воспитания гражданственности у младших школьников получил показатель по умению работать в поликультурной среде. Это выявляет современную социокультурную актуальность вопроса и предполагает усиленное внимание к решению данной проблемы в рамках курса.

1. Губанижина, Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога / Е. В. Губани-хина // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 556—559. — URL: https://moluch.ru/archive/ 84/15761/.

2. Гуцу, Е. Г. Психодиагностика в системе работы по профессиональному самоопределению студентов, будущих педагогов / Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова, М. Д. Няголова // Вестник Мининского университета. — 2016. — № 1—1 (13). — С. 4 ; URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/124/125.

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2009. — 29 с.

4. Деменева, Н. Н. Воспитательные и развивающие возможности УМК по гражданскому образованию для начальных классов / Н. Н. Деменева, С. К. Тивикова // Нижегородское образование. — 2016. — № 3. —

С. 36—42.

5. Деменева, Н. Н. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности / Н. Н. Деменева, Ч. Р. Громова // Вестник Мининского университета. — 2014. — № 4 (8). — URL: http://www.mininuniver.rU/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности — новая парадигма результата образования /И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42.

7. Колесова, О. В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при использовании технологии критического мышления /О. В. Колесова, С. А. Зайцева, Н. В. Сухаренко // Современные концепции научных исследований. Евразийский союз ученых. — 2015. — № 11—2 (20). —

С. 41—42.

8. Кочетова, Е. В. Использование метода портфолио в профессиональной вузовской подготовке специалистов сферы образования / Е. В. Кочетова // Нижегородское образование. — 2010. — № 2. — С. 81—84.

9. Кочетова, Е. В. Подготовка будущих педагогов к профессиональному самоопределению / Е. В. Кочето-ва // Нижегородское образование. — 2013. — № 2. — С. 100—105.

10. Лепшокова, М. А. Формирование гражданственности студентов как условие становления профессиональной компетентности / М. А. Лепшокова // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 704—705. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7181/.

11. Рунова, Т. А. Коммуникативные технологии формирования основ гражданской идентичности личности / Т. А. Рунова // Нижегородское образование. — 2014. — № 4. — С. 94—99.

12. Тивикова, С. К. Гражданское образование в начальных классах : программа курса / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. — 32 с.

13. Тивикова, С. К. Кораблик : учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2008. — 84 с.

14. Тивикова, С. К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина // Начальная школа. — 2004. — № 2. —

С. 34—38.

15. Троянская, С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании : учебное пособие / С. Л. Троянская. — Ижевск : Удмуртский университет, 2016. — 176 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с.

17. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников : монография / под ред.

Н. Н. Деменевой, С. К. Тивиковой. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2014. — 230 с.

18. Яшина, Н. Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников : диагностические методики : методическое пособие для учителей начальных классов / Н. Ю. Яшина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012. — 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.