5. Томилова, А. Е. Задачи о родном крае как средство воспитания гражданских качеств учащихся / А. Е. Томилова. — URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/117830.
6. Тумашева, О. В. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? /О. В. Ту-машева, Е. Г. Рукосуева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. — 2016. — № 1 (35). — С. 31—34.
7. Циулина, М. В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социообразовательной среды: дис. ... канд. пед. наук / М. В. Циулина. — Челябинск, 2012. — 202 с.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Н. Ю. ЯШИНА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО [email protected]
В статье рассматриваются требования ФГОС НОО к личностным результатам обучающихся. Автор статьи обозначает проблемы проведения оценочных процедур и раскрывает научно-методические аспекты диагностического исследования нравственно-этической ориентации младших школьников.
The article deals with the Federal State Educational Standard of Primary General Education's requirements to personal results of schoolchildren. The author of the article points out the problems of conducting evaluation procedures and reveals the scientific and methodological aspects of a diagnostic research of the moral and ethical orientation of younger schoolchildren.
Ключевые слова: личностные результаты, нравственно-этическая ориентация, оценочные процедуры, педагогическое диагностическое исследование, диагностические методики
Key words: personal results, moral and ethical orientation, evaluation procedures, pedagogical and diagnostic research, diagnostic methodologies
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в планируемых результатах образования особое место отводится личностным результатам обучающихся, которые трактуются как «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их ин-
дивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» [9, с. 7].
Личностные результаты рассматриваются как достижения в развитии личности обучающегося по трем основным блокам:
3 самоопределение (включает самопознание, формирование социальной идентичности, в том числе гражданской);
Особого внимания педагогов, на наш взгляд, требует процесс оценивания сформированное™ нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.
3 смыслообразование (формирование системы мотивов деятельности, реализующих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности);
3 нравственно-этическая ориентация (знание основных моральных норм; способность адекватно оценивать с нравственной точки зрения как собственные поступки, так и поступки окружающих людей; развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формирование моральной самооценки).
Особого внимания педагогов, на наш взгляд, требует процесс оценивания сфор-мированности нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. Согласно требованиям ФГОС результативность образования оценивается по-новому: акцент делается на определении уровня личностных результатов обучающихся. Выделяется три уровня:
3 приобретения социальных, нравственно-этических знаний;
3 получения опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, к социальной действительности в целом;
3 начального опыта самостоятельного ответственного поведения и общественного взаимодействия в нравственно ориентированной социально значимой деятельности [6].
В связи с этим педагог начальной школы должен уметь не только проектировать и реа-лизовывать программу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, но и осуществлять исследование достижений личностных результатов.
В практике работы образовательной организации в рамках процедуры внутренней оценки применяются разнообразные методы диагностического исследова-
ния: анализ результатов и достижений в учебной и внеурочной деятельности учащихся, педагогическое наблюдение, тестирование, экспертный опрос, анкетирование родителей и др.
Несмотря на имеющиеся методические рекомендации по содержанию и организации проведения диагностических исследований, многие образовательные организации по-прежнему испытывают объективные затруднения в их реализации. В ряде работ ученых, педагогов-практиков (О. А. Логиновой, И. Г. Кревского, С. А. Фадеевой и др.) выделяются следующие проблемы оценочных процедур:
3 отсутствие единой диагностико-ана-литической системы для оценки результатов личностного развития обучающихся на разных этапах образования;
3 трудоемкие способы диагностики и оценки личностного развития;
3 выбор психолого-педагогического инструментария с позиции локального представления конкретного педагогического коллектива;
3 влияние на оценку субъективного мнения участников образовательных отношений;
3 слабая выраженность качественной оценки личностных результатов обучающегося и соотнесения полученных результатов диагностики с возможной траекторией его дальнейшего личностного развития.
На наш взгляд, существует еще одна проблема — кадровая. Одному школьному практическому психологу сложно справляться с большим объемом диагностических исследований всех обучающихся как начальных, так и старших классов. В связи с этим нередко исследования младших школьников проводятся по типовым диагностическим методикам, которые дают слишком обобщенные результаты, не позволяющие педагогам детально отслеживать динамику личностного развития конкретного ребенка.
Мы разделяем мнение Н. Н. Демене-вой о том, что для точности и достовер-
ности оценки личностных результатов диагностическое исследование младших школьников должно быть как психологическим, так и педагогическим. В отличие от психологической диагностики, которую осуществляют практические психологи, педагогическая диагностика может проводиться учителем начальных классов непосредственно на уроке для всех учащихся одновременно по методикам, обработка и интерпретация результатов которых не требуют от учителя специфических навыков [2].
Школьная практика показывает, что актуальной остается проблема отбора соответствующего диагностического инструментария и определение уровня нравственного развития личности ребенка. С нашей точки зрения, важно учитывать, что переход от одного уровня личностных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным и может осуществляться каждым ребенком в индивидуальном темпе. Следовательно, перед педагогами начальной школы и практическим психологом стоит задача систематического отслеживания динамики нравственного развития личности каждого ребенка на основе валидных, адаптированных для реальной работы диагностических материалов.
Сотрудниками Нижегородского института развития образования также рассматриваются различные аспекты научно-методического сопровождения диагностических исследований, направленных на выявление уровня личностного развития обучающихся [1; 2; 8; 10; 11].
Так, кафедрой начального образования в течение продолжительного времени (с 1996 по 2012 год) в два этапа осуществлялась разработка содержания и процедуры проведения педагогической диагностики по исследованию уровня нравственного развития личности младшего школьника как основного (базового) показателя развития личности гражданина.
На первом этапе (1996—2002) в рамках диссертационного исследования «Граж-
данское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников» [11] Н. Ю. Яшиной был разработан и апробирован комплекс диагностических методик, описанных в психолого-педагогической литературе (О. С. Богданова, А. А. Бодалев, Б. Ф. Волков, И. А. Каи-ров, Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева, Г. А. Ключникова, Р. С. Немов и др.) и адаптированных к младшему школьному возрасту.
Все диагностические методики были скомпонованы в шесть групп в зависимости от особенностей формирования у учащихся:
3 знаний о нравственных категориях;
3 ценностных ориентаций;
3 понимания эмоционального состояния человека;
3 отношений к окружающим людям;
3 самооценки личностных качеств;
3 умения следовать в поведении нравственным нормам.
Такой подход к отбору диагностических методик обусловлен взаимосвязью различных параметров формирования нравственных представлений (НП). Для каждого из этих параметров были определены критерии, с помощью которых оценивается уровень сформированности НП у младших школьников.
Диагностические методики предполагают фронтальную форму проведения в виде тестов для учеников всего класса. Методики, связанные с письменными ответами, могут осуществляться на уроке русского языка (ответы на вопросы, «неоконченные предложения», мини-сочинения «Если бы я был волшебником», «Мой класс»); на выполнение рисуночного теста «Моя семья» и методику «Цветопись» может быть отведена небольшая часть урока изобразительного искусства. Диагностика «Цветик-семицветик» проводит-
Перед педагогами начальной школы и практическим психологом стоит задача систематического отслеживания динамики нравственного развития личности каждого ребенка на основе валидных, диагностических материалов.
ся учителем в виде игры с небольшими группами детей на перемене, прогулке. Важно отметить, что при подобных формах диагностики дети не воспринимают выполнение заданий как контроль со стороны педагога.
Диагностические методики были рекомендованы к использованию в ходе изучения регионального учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» [7].
В исследовании приняли участие 270 учащихся 7—9 лет из десяти образовательных организаций (городские, сельские школы, гимназии), что позволяло рассматривать полученные результаты как типичные, а апробированные диагностические методики — как валидные и доступные педагогам для самостоятельного их проведения.
Второй этап (2009—2012) был обусловлен введением ФГОС НОО и новых требований к оцениванию личностных результатов обучающихся. Одним из направлений нашей работы стало создание программы внеурочной деятельности «Уроки для души» для 1—4-х классов, основная задача которой — обеспечение готовности обучающихся к духовно-нравственному развитию и самосовершенствованию на основе самопознания [13]. В связи с этим авторами программы были разработаны, а педагогами апробированы диагностические задания по самопознанию и самооценке, которые выполнялись непосредственно на занятиях кружка: игровые задания, «символическое ри-
сование», сочинения-рассуждения в личных дневниках и др. Кроме того, под тематику занятий кружка авторами были адаптированы тестовые задания, составленные А. А. Логиновой и А. Я. Данилюк [4].
На данном этапе исследовании приняли участие более 500 учащихся, 25 учителей начальных классов, семь психологов из 20 образовательных организаций города и области. Учителя начальных классов при участии школьных психологов провели апробацию типовых заданий по оцениванию действий нравственно-этической ориентации [4], а также диагностических методик, используемых психологами в своих школах. В результате были отобраны наиболее валидные, удобные в проведении и нетрудоемкие в обработке диагностические методики, которые учитель может применять самостоятельно. Данный диагностический инструментарий представлен в методическом пособии «Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики» [12].
Для отслеживания динамики нравственного развития личности ребенка мы рекомендуем проводить диагностические исследования в три этапа: входная диагностика (начало 1-го класса), промежуточная (конец 2-го и начало 3-го класса), выходная (конец 4-го класса).
В данной статье рассмотрим, как отслеживаются результаты по трем, на наш взгляд, основным параметрам нравственных представлений, формируемых у младших школьников.
Таблица 1
Выявление уровня сформированное™ нравственных представлений у младших школьников
Основные параметры НП Уровни сформированное™ НП Диагностические методики, этапы проведения
высокий средний низкий
Осознание нравственных категорий Осознанность нравственных категорий выражена в положительном отношении к ним, в пра- Осознанность нравственных категорий характеризуется сочетанием положительного и слож- Неосознанность нравственных категорий проявляется в отрицательном отношении к ним, в оши- / Методика «Цветопись» (модифицированный вариант цветового теста Люше-ра) — выявляет понимание первоклассником нравственных категорий «<друг», «трудолюбие», «<счастье» (входная диагностика).
Окончание табл.
Основные параметры НП Уровни сформированности НП Диагностические методики, этапы проведения
высокий средний низкий
вильном и полном определении сущности нравственных качеств личности, которое отражает не только знания нравственных норм, но и указывает на соответствующее им поведение. Адекватная оценка наличия нравственных качеств у себя и одноклассников ного мотивированного отношения к ним,наличием в основном правильных суждений при определении сущности нравственных качеств личности, но не полных, на основе частных примеров проявлений моральной нормы. Оценка нравственных качеств у одноклассников и у себя адекватные бочном определении сущности нравственных качеств личности или смешении понятий, отсутствии определений. Оценка наличия нравственных качеств у себя и одноклассников неадекватная 3 Модификация методик «Выделение существенных признаков» и «<Подбор слов-антонимов» — выявляет понимание ребенком нравственной категории «доброта» (промежуточная диагностика). 3 Методика «Выделение существенных признаков» — оценивает правильность понимания четвероклассником нравственных качеств «добрый», «вежливый», «справедливый» и определяет уровень самооценки данных качеств (выходная диагностика)
Наличие ценностных ориен-таций Приоритет общественно значимых ориентаций над личными Личностно-соци-альные ориентации с преобладанием общественно значимых ценностей Приоритет личных ориентаций над общественно значимыми 3 Методика «Цветик-семицветик» (авторы Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина) — проводится в игровой форме (входная диагностика). 3 Методика «Если бы я был волшебником» — дается задание: с помощью «волшебной палочки» выбрать из списка пять желаний из десяти предложенных (промежуточная диагностика). 3 Методика «Если бы я был волшебником» — дается задание: написать небольшое сочинение-рассуждение на тему (выходная диагностика)
Сформированное^ отношений к окружающим людям Активно-положительное отношение к окружающим людям — внимательное, уважительное, доброе, справедливое отношение к взрослым и сверстникам. Оцениваемые качества личности устойчивы Верные представления о внимательном, добром, справедливом, уважительном отношении к окружающим. Не все качества личности являются устойчивыми Неверные представления о нравственном отношении к другим людям, особенно к одноклассникам. Неустойчивость формируемых качеств личности 3 Методика «Цветопись» (модифицированный вариант цветового теста Люше-ра) — определяет эмоциональные отношения, складывающиеся у первоклассника в семье и в школе с помощью нравственных категорий «мама», «папа», «я», «школа», «учитель». «одноклассники», «урок», «радость» (входная диагностика). 3 Методика «Выбор в команду» — изучается отношение к личностным качествам партнера по учебному сотрудничеству (промежуточная диагностика). 3 Анкетирование учащихся — выявляет уровень развития у выпускника начальной школы качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям, — другу, одноклассникам, родителям, учителям, другим взрослым (выходная диагностика)
Сопоставить результаты диагностик каждой группы, проведенных на разных этапах исследования, позволяет последовательное выполнение детьми сходных, но постепенно усложняющихся, неболь-
ших по объему заданий. Результаты диссертационного исследования по формированию НП у обучающихся в процессе гражданского образования представлены в таблице 2 [11].
Таблица 2
Уровень сформированности нравственных представлений у младших школьников в ЭК и КК на конец эксперимента (в %)
Основные параметры нравственных представлений Уровни
высокий средний низкий
ЭК КК ЭК КК ЭК КК
Осознание нравственных категорий 32 3,7 53,3 42,6 14,7 53,7
Наличие ценностных ориентаций 84,7 51,2 9 30,8 6,3 18
Сформированность отношений к окружающим людям 48,4 25,6 49,2 64,1 2,4 10,3
Осознанность нравственных категорий, проявляющаяся при определении сущности нравственных качеств личности, показали 85,3 % учащихся экспериментальных классов (ЭК) и 46,3 % учащихся контрольных классов (КК). Результаты промежуточного и выходного этапов диагностики «Выделение существенных признаков» (модификация Р. С. Немова) [12] свидетельствуют о положительной динамике формирования у учащихся ЭК адекватной самооценки нравственных качеств личности (с 31,7 до 51,1 %).
Диагностические исследования наличия ценностных ориентаций определили стабильную тенденцию повышения интереса младших школьников от личностных к общественно значимым потребностям: высокий уровень ценностных ориентаций отмечается у 84,7 % учащихся ЭК и у 51,2 % учащихся КК. Причем данный процесс более эффективен в экспериментальных классах, так как обусловлен аксиологической направленностью курса гражданского образования. Анализ творческих работ «Если бы я был волшебником» в 4-м классе выявил значительное расширение ценностных ориентиров у обучающихся ЭК по сравнению с КК.
В своих мини-сочинениях школьники отмечали такие общественно значимые ценности, как добро, любовь, счастье, мир на планете, согласие и дружба между народами, важность сохранения природы, доброжелательного отношения к животным, милосердия к людям [12].
Уровень сформированности отношений к окружающим людям определялся на разных этапах исследования. С помощью методики «Цветопись» у некоторых учащихся 1-го класса были выявлены сложности в эмоциональных отношениях с учителем (9,3 %), одноклассниками (23,7 %), а также с родителями (с мамой — 8,5 %, с папой — 17%). Промежуточная диагностика «Выбор в команду» показала, что важными для учебного сотрудничества учащиеся экспериментальных классов считают не только рационально-деловые отношения с партнером, но и такие качества, характеризующие нравственную сферу личности, как отзывчивость, справедливость, доброта, вежливость. Учащиеся контрольных классов в учебном сотрудничестве ориентируются прежде всего на эмоционально-волевые проявления (общительность, жизнерадостность, настойчивость) [12].
По результатам анкетирования школьников в конце изучения курса гражданского образования высокого уровня сфор-мированности отношений к окружающим людям, построенных на нравственной основе (внимательном, добром, уважительном, справедливом отношении к взрослым и сверстникам), достигли 48,4 % учащихся ЭК и 25,6% учащихся КК [12].
Достоверность полученных данных была подтверждена результатами анкетирования педагогов и родителей учеников экспериментальных классов. По наблюдениям учителей, большинство учащихся (81,3 %) оказывают взаимопомощь при работе в парах (группе), стремятся к взаимодействию друг с другом во внеурочное время. Предпочтение детей на установление дружеских отношений с одноклассниками подтверждают также 76 % родителей. О стремлении детей к справедливой оценке поступков других людей на основе знания моральных норм заявляют 60,5 % родителей и 93,6 % учителей.
Ответственное отношение к делам клас са, к домашним обязанностям становит ся присущим значительной части школь ников, о чем свидетельствуют ответы 69,4 % учащихся, 81,3% педагогов и 91,2 % родителей.
Таким образом, выполненное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что у младших школьников может быть сформирована нравственно-этическая ориентация, если ведущая роль отводится нравственному аспекту содержания гражданского образования. Отслеживанию динамики личностного развития ребенка способствует последовательное проведение педагогического диагностического исследования с помощью доступного для учителя начальных классов методического инструментария.
Ответственное отношение к делам класса, к домашним обязанностям становится присущим значительной части школьников. У младших школьников может быть сформирована нравственно-этическая ориентация, если ведущая роль отводится нравственному аспекту содержания гражданского образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бармин, Н. Ю. Технологии развития ценностно-смысловой сферы современного школьника / Н. Ю. Бар-мин, С. А. Максимова, Е. Худин, И. В. Герасимова // Нижегородское образование. — 2016. — № 4. — С. 12—19.
2. Деменева, Н. Н. Технологические приемы педагогической диагностики учителя начальных классов / Н. Н. Деменева // Нижегородское образование. — 2012. — № 4. — С. 114—118.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
4. Логинова, А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 2 класс / А. А. Логинова, А. Я. Данилюк. — М. : Просвещение, 2012. — 47 с.
5. Логинова, О. А. Оценка личностных результатов обучающихся: традиции классической школы и перспективы автоматизации диагностики / О. А. Логинова, И. Г. Кревский // Современные проблемы науки
и образования. — 2015. — № 4 ; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20937.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 191 с.
7. Тивикова, С. К. Гражданское образование в начальных классах : программа курса / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина. — 3-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. — 32 с.
8. Фадеева, С. А. Оценка качества воспитания школьников: традиции, возможности, этика / С. А. Фадеева // Нижегородское образование. — 2017. — № 3. — С. 12—19.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с.
10. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников / И. И. Бондарева, Н. Н. Деменева, Н. Н. Морозова [и др.]. — Н. Новгород : НИРО, 2014. — 230 с.
11. Яшина, Н. Ю. Гражданское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников : дис. ... канд. пед. наук / Н. Ю. Яшина. — Н. Новгород, 2002. — 182 с.
12. Яшина, Н. Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики : методическое пособие для учителей начальных классов / Н. Ю. Яшина. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012. — 49 с.
13. Яшина, Н. Ю. Уроки для души: духовно-нравственное воспитание младших школьников : методическое пособие / Н. Ю. Яшина, Е. Н. Тимошина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012. — 146 с.
Е. Г. ГУЦУ, Е. В. КОЧЕТОВА, А. В. КЕРЖЕНЦЕВА,
кандидат
психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина [email protected]
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина [email protected]
кандидат
педагогических наук, заведующая кафедрой начального общего образования КБГУ им. X. М. Бербекова (Нальчик)
Статья посвящена проблеме формирования профессиональных умений у будущих педагогов по воспитанию гражданственности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС в системе вузовской подготовки. Авторами рассмотрены возможности курса «Гражданское образование в начальных классах» как эффективного средства в решении поставленной проблемы. Определена актуальность введения данного курса в систему вузовской подготовки, обозначены его цели и задачи, представлены этапы и способы организации и проведения учебных занятий, критерии и результаты формиро-
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ