Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AFTER-HOUR ACTIVITY / THE DIRECTIONS OF PERSONAL DEVELOPMENT / PROGRAMS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приятелева М. К.

В статье рассматриваются внеурочная деятельность как необходимая составляющая образовательного процесса в условиях введения ФГОС и возможность выбора программ внеурочной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приятелева М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with after-hour activity as a necessary component of the educational process in the introduction of the Federal State standard and choice of programs, extracurricular activiti

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС»

соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом, использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности младших школьников способствует формированию активной личности, мотивированной к самооб-

разованию, обладающей достаточными навыками самостоятельной работы, использования информации; умения применять полученные знания, что необходимо для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной исследовательской деятельности на следующих ступенях обучения.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие / И. В. Роберт [и др. ]. — М. : Дрофа, 2008.

2. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие / А. И. Савенков. — М. : Ось-89, 2006.

3. Федяинова, Н. В. Информационные технологии в организации проектной деятельности младших школьников : учеб.-метод. пособие / Н. В. Федяинова, И. С. Хирьянова. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009.

4. Чунихина, Л. Л. Компьютеры в обучении химии / Л. Л. Чунихина // Технологизация образования — требование времени : сб. ст. — М. : ФИРО ЦТО, 2007.

5. Ширшов, Е. В. Информационно-педагогические технологии. Ключевые понятия : словарь / Е. В. Ширшов. — Ростов н/Д : Феникс, 2006.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

М. К. ПРИЯТЕЛЕВА,

соискатель кафедры начального образования НИРО priymarina @ dmil. com

В статье рассматриваются внеурочная деятельность как необходимая составляющая образовательного процесса в условиях введения ФГОС и возможность выбора программ внеурочной деятельности.

The article deals with after-hour activity as a necessary component of the educational process in the introduction of the Federal State standard and choice of programs, extracurricular activities.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, направления развития личности, программы внеурочной деятельности

Key words: after-hour activity, the directions of personal development, programs of extracurricular activities

|

Происходящие в России социально-экономические преобразования привели к изменению воззрений на воспитательную работу. В связи с ростом значимости воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усилением воспитательного потенциала образования разработан воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд важных задач: оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики [8].

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеуроч-

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд важных задач: оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

ной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Существенная роль принадлежит педагогическому коллективу, проектирующему внеурочную деятельность в школе; учителю, который стремится объединить усилия школы и партнеров для достижения необходимых результатов. Организуя внеурочную деятельность школьников, необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

«Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка» [2].

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Достижение трех уровней результатов внеучебной деятельности повышает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на Федеральный госу-

дарственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо организовать неотъемлемую часть образовательного процесса — внеурочную деятельность учащихся.

Образовательным учреждениям могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

3 модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

3 модель «школы полного дня»;

3 оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

3 инновационно-образовательная модель.

Во многих школах уже есть достаточный опыт для реализации образовательного процесса с учетом требований новых стандартов, обеспечивающий учащимся свободный выбор деятельности по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка. На базе экспериментальных школ создаются и реализуются программы различных типов: по конкретным видам деятельности, комплексные программы внеурочной деятельности, тематические. Программы реализуются как в среде учащихся одного класса, так и в разновозрастной среде детей, объединенных общим интересом к деятельности или имеющих сходный уровень развития познавательного интереса, инициативы, активности. Реализуемые программы, как правило, сквозные, рассчитаны на три-четыре года, что позволяет добиться воспитательных результатов. В рамках опытно-экспериментальной работы апробировались различные модели организации внеурочной деятельности.

В гимназии № 80 Нижнего Новгорода разработана инновационно-образовательная модель организации внеурочной деятельности. Педагогами гимназии создана уни-

кальная гуманистическая образовательно-воспитательная среда, содействующая становлению и развитию личности учащихся. Культурно-образовательные центры «Яблоко», «Открытая книга», Центр русской культуры и другие реализуют программы поискового, научно-исследовательского, культурно-просветительского характера. Педагогический коллектив всегда открыт новому, с интересом включается в разрешение современных научных педагогических проблем. В этом году учителя начальных классов гимназии организовали семинар «Формирование социально-активной позиции младших школьников в свете требований стандартов нового поколения», на котором была представлена панорама воспитательных идей. Для начальной школы создана комплексная программа «Город детства», в которой отражены все направления развития личности.

В гимназии № 67 учителя начальных классов в течение многих лет работали над решением проблемы гражданского образования школьников, будучи заинтересованы в обобщении и углублении опыта по данному направлению, его теоретическом обосновании и диссеминации. На базе гимназии действует опытно-экспериментальная площадка «Формирование гражданской идентичности у младших школьников». На основе работы музея боевой славы 35-й Слонимско-Померанской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова II степени механизированной бригады в гимназии № 67 реализуется тематическая программа патриотического воспитания «Эта память — наша совесть». Результаты своей работы в 2010/2011 учебном году учителя представили на Международной научно-практической конференции «Воспитание педагогической культуры родителей как одно из условий формирования личности младшего школьника».

Во многих школах уже есть достаточный опыт для реализации образовательного процесса с учетом требований новых стандартов, обеспечивающий учащимся свободный выбор деятельности по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка.

По итогам конференции был сделан вывод: работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает воспитывать ученика, соответствующего модели выпускника начальной школы. В гимназии действуют 66 бесплатных кружков, результаты работы которых — победы на международных, всероссийских, областных, городских, районных смотрах, конкурсах, конференциях.

Сосновская школа № 1 считает своей миссией воспитание и развитие человека, способного создавать образцы и творческие продукты в процессе разнообразных форм деятельности на основе осваиваемых культурных норм через приобщение к русским национальным традициям и духовности, включение школьника как активного субъекта в социокультурный опыт, содействие поиску учащимся личностных смыслов бытия, становлению его индивидуальности. Основные идеи перспективного развития Сосновской школы № 1:

3 душевная и нравственно-духовная красота человека как идеал отечественной культуры, школа как мастерская гуманности, доверия и взаимопомощи;

3 сотворчество участников образовательного процесса, совместное созидание, развитие, соавторство на основе объединения учителя и ученика общим делом.

В школе созданы творческие центры разнообразных направлений: технического, эколого-биологического, военно-патриотического, краеведческого, художественного, спортивного, эстетического. Образовательное учреждение активно взаимодействует с внешкольными образовательными структурами, в частности, учреждениями дополнительного образования: домом детского творчества, детско-юношеским центром, центром внешкольной работы «Патриот», детско-юношеской спортивной школой.

Для реализации различных направлений развития личности образовательные учреждения Нижегородской области могут использовать программы, опубликованные в сборнике «Организация внеурочной деятельности младших школьников», изданном НИРО.

В 2010/2011 учебном году в рамках проведения областного семинара «Организация внеурочной деятельности на первой ступени обучения в период перехода на ФГОС начального общего образования» педагоги школы и центров дополнительного образования поделились способами эффективной организации внеурочной деятельности, а также тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста. Был организован круглый стол по вопросам семинара «Партнерские отношения общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС начального общего образования», с участниками мероприятия проведена деловая игра «Роль и место образовательного учреждения в организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС». Опыт этих школ будет обобщаться и распространяться.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика («портрет выпускника начальной школы»). В конце учебного года ученики 4-х классов этих школ участвовали в апробации итоговой аттестации обучающихся выпускных классов, в процессе которой были проведены диагностические исследования сформированности нравственно-этических ориентаций, самоопределения, мотиваци-онной сферы обучающихся, выявлена рефлексивная самооценка.

Для реализации различных направлений развития личности образовательные учреждения Нижегородской области могут использовать программы, опубликованные в сборнике «Организация внеурочной деятельности младших школьников», изданном НИРО. Духовно-нравственное направление представлено программами «Мы должны жить в мире и согласии» (авт. Г. Ю. Моисеева) и «Страна радужного солнышка» (авт. Г. П. Сычева). Общеинтеллектуальное направление — программами формирования исследовательских умений «Сократ» (авт. И. Н. Мохова), «Я — исследователь» (авт.: Е. В. Низяева и др.), «Эрудиты» (авт.: Г. В. Ражева, Л. И. Че-

годаева), «От идеи до модели» (авт. Л. К. Фишман). Общекультурное направление можно реализовать с помощью программы «Образ и мысль» (авт.: С. К. Тиви-кова, И. И. Бондарева), программы театральной студии «Маленькая страна» (авт. С. В. Ригина). Социальное направление — посредством программы клуба юных журналистов «Умное перышко» (авт. Н. А. Страхова) и программы «Путь к успеху» (авт.: Л. А. Шевцова, Т. И. Каня-нина, Н. В. Кудимова). Спортивно-оздоровительное направление — с помощью программ «Разговор о здоровье» (авт.: О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова), «ИгРу-сичи» (авт. М. К. Приятелева).

Особый интерес представляют комплексные программы внеурочной деятельности, реализующие два или более основных направлений: «Дорогою открытий и добра» (авт.: Н. Н. Деменева, Т. Я. Же-лезнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина), «Мы — нижегородцы!» (авт. В. Ф. Одего-ва). Важным условием эффективности реализации данных программ внеурочной деятельности является материально-техническое обеспечение, включающее методические пособия для учителя и мультимедийное сопровождение, которое содержит демонстрационные и музыкальные приложения для проведения различных праздников, способствующих формированию у учащихся ярких и эмоциональных представлений. Развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий школьников содействуют учебные пособия, задания методического аппарата которых направлены на решение этой непростой проблемы. Учитель имеет право выбора при использовании рекомендаций как в целом, так и фрагментарно, с учетом конкретных особенностей и условий.

Стандарт включает в себя требования к кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования, предусматривая:

3 укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогически-

ми, руководящими и иными работниками;

3 наличие соответствующей квалификации у педагогических и иных работников образовательного учреждения;

3 непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

В ближайшее десятилетие учителю предстоит работать в условиях давления на сознание ребенка различных средств массовой информации, расслоения населения, нарастания межнациональных, межконфессиональных конфликтов. Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог с позицией воспитателя.

Конечно, школа требует «новых» учителей. Кафедра начального образования ГОУ ДПО НИРО для подготовки учителей начальных классов к работе по ФГОС НОО проводит квалификационные курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС». В рамках каскадной модели повышения квалификации разработана и внедряется в практику модульная программа повышения квалификации «Особенности преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС», модель учебного плана которой позволяет учитывать конкретные запросы слушателей. При координирующей роли Нижегородского института развития образования подготовка педагогов к введению ФГОС осуществляется также тьюторами. Учителя с интересом посещают спецкурс «Организация внеурочной деятельности в начальной школе», на котором рассматриваются особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО, направления внеурочной деятельности, требования к программам внеурочной деятельности. Занятия проводятся в различных формах: семинары, круглые столы, практикумы,

В рамках каскадной модели повышения квалификации разработана и внедряется в практику модульная программа повышения квалификации «Особенности преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС», модель учебного плана которой позволяет учитывать конкретные запросы слушателей.

«мозговой штурм» и т. д. В соответствии со стандартом на ступени начального образования осуществляется формирование основ гражданской идентичности. Для решения этой задачи разработан спецкурс «Формирование гражданской идентичности у младших школьников», в рамках которого рассматриваются современные воспитательные технологии, духовно-нравственные основы воспитания младших школьников, диагностика их нравственного развития.

Воспитание принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать как учебную (в границах разных образовательных дисциплин), так и внеурочную деятельность. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая

добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, формируется уклад школьной жизни — целостная образовательная среда и целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника, интегрированного в урочную, внешкольную и семейную деятельность [3].

Школа после уроков — мир творчества, проявления и раскрытия ребенком своих увлечений и интересов. Важно заинтересовать ученика занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и обучения.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Воспитание младшего школьника : пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. кл. и родителей / Н. В. Анненкова [и др.] ; сост. Л. В. Ковинько. — М. : Academia, 2000.

2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2010.

4. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования // URL: http://mon.gov.ru.

5. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. — 2009. — № 8.

6. Организация внеурочной деятельности младших школьников / сост. : С. К. Тивикова, М. К. Приятелева. — Н. Новгород : НИРО, 2011.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / А. М. Кондаков, Л. П. Кезина ; сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2010.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.