Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшина Н. Ю.

В данной статье раскрывается технологический аспект реализации внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования на основе авторской программы «Уроки для души» для учащихся 1-4-х классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF PRIMARY PUPILS: TECHNOLOGICAL EFFECTIVENESS OF REALIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article reveals the technological aspect of realization of extracurricular activities on the spiritual moral development and education being trained for steps of the primary general education on the basis of the author’s program «Lessons for our soul» for pupils of 1-4 classes.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

на 30 апреля 2009 года // Нижегородские новости. — 2005. — 8 июня ; Нижегородские новости. — 2009. — 7 мая.

5. Калашников, О. Д. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних / О. Д. Калашников. — Н. Новгород, 2010.

6. Каневский, Л. Л. Актуальные проблемы совершенствования ранней профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних / Л.Л. Каневский //URL: http://law.edu.ru.

7. Магомедов, Д. Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи / Д. Б. Магомедов // Российский следователь. — 2008. — № 10. — С. 29—31.

8. Орлова, Ю.Р. Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними в группе / Ю. Р. Орлова, Е. М. Тимошина. — М., 2010. — 196 с.

9. Осторожно, тюрьма / сост. : А. Г. Борисов, Е. А. Гордеева, Н. М. Дзядко. — М., 2006. — 98 с.

10. Официальный сайт МВД РФ //URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/1609734/.

11. Официальный сайт Министерства образования Нижегородской области //URL: http://minobr. government - nnov.ru/?id=2932.

12. Роскомнадзор разъяснил применение закона о защите детей от вредной информации // URL: http:// polit.ru/news/2012/09/04/roskomnadzor.

13. 1000+1 совет осужденному / авт.-сост. Н. Н. Крутов. — М., 2000.

14. Шелудякова, Т. В. Поддержка молодежи как один из конституционных приоритетов социальной политики / Т. В. Шелудякова // Российская юстиция. — 2012. — № 5. — С. 65—68.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. Ю. ЯШИНА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО (Нижний Новгород) [email protected]

В данной статье раскрывается технологический аспект реализации внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования на основе авторской программы «Уроки для души» для учащихся 1—4-х классов.

The article reveals the technological aspect of realization of extracurricular activities on the spiritual moral development and education being trained for steps of the primary general education on the basis of the author's program «Lessons for our soul» for pupils of 1—4 classes.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие и воспитание .младших школьников, технологический аспект, внеурочная деятельность, деятельностный подход, социальное партнерство школы и семьи

Key words: spiritual and moral development and education of primary school pupils, technological aspect, extracurricular activities, activity approach, social partnership of school and family

Программа «Уроки для души» способствует созданию условий для нравственного развития личности ребенка, его духовности.

В настоящий момент государство и общество нуждаются в подготовке не только образованной, но и высоконравственной, духовно богатой личности. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности становится особенно актуальной для современной школы. Программа внеурочной деятельности «Уроки для души» для учащихся 1—4-х классов (авторы Н. Ю. Яшина, Е. Н. Тимошина) — одна из возможностей реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников. Основой построения программы являются Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2] и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [5], идеи трактата Ш. А. Амо-нашвили «Школа Жизни» [1].

Поводом для разработки авторской программы стали существующие противоречия между:

3 готовностью детей к принятию духовно-нравственных ценностей и недостаточной ориентированностью педагогов на реализацию воспитательного потенциала учебных предметов;

3 наличием в отечественном образовании множества программ по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России и отсутствием технологий их реализации в школьной практике;

3 потребностью школы в реализации духовно-нравственного воспитания детей в социальном партнерстве с семьей и

недостаточным уровнем педагогической компетенции родителей.

Программа «Уроки для души» способствует созданию условий для нравственного развития личности ребенка, его духовности. Под духовностью авторы программы понимают те стороны внутреннего мира человека, которые проявляются в сердечности, доброте, искренности, открытости для других людей, в устремленности человека к высшим нравственным ценностям. Настоящая духовность проявляется в процессе активного творческого познания окружающего мира и самопознания, самосовершенствования личности.

Программа внеурочной деятельности «Уроки для души» органично включается в систему духовно-нравственного воспитания в начальной школе: имеет интегра-тивные связи с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), а также способствует семейному воспитанию ребенка.

Программа отличается, во-первых, определенной содержательной новизной, концентрическим принципом построения материала с 1-го по 4-й класс по пяти разделам: «Кто Я?», «Какой Я?», «Я в мире эмоций и чувств», «Я живу среди людей», «Я живу на Земле», что способствует постепенному и последовательному нравственному развитию и становлению личностной гражданской позиции. Во-вторых, авторами программы продуман технологический аспект реализации внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников. В-третьих, программа предусматривает особый подход к организации социального партнерства школы и семьи в воспитании подрастающего поколения.

Технологический аспект реализации внеурочной деятельности в курсе «Уроки

для души» определяется следующими положениями:

3 единство и взаимосвязь когнитивного, ценностно-эмоционального и деятель-ностного компонентов духовно-нравственного развития обучающихся;

3 деятельностный подход как основа педагогики сотрудничества взрослых и детей;

3 средства обучения (детские мультипликационные фильмы, произведения детской художественной литературы, оригинальные техники рисования);

3 педагогические технологии (арт-пе-дагогика, сказкотерапия, игровые технологии, технология учебного сотрудничества);

3 ведущие методы и приемы (прием «философствования» — размышление над вопросом, «разговор по душам», «секрет на ушко», «урок молчания и думания», ведение записей в личном дневнике о своих мечтах, переживаниях, размышлениях);

3 необходимые педагогические условия (гуманно-личностный подход к ребенку, партнерство педагогов и семьи);

3 диагностика воспитательных результатов.

Системность занятий по разделам программы «Кто Я?», «Какой Я?», «Я в мире эмоций и чувств», «Я живу среди людей», «Я живу на Земле» с первого по четвертый класс не только расширяет и обобщает знания детей о нравственных категориях, моральных нормах, общечеловеческих и базовых национальных ценностях, но и способствует развитию эмоционально-волевой сферы личности ребенка; получению позитивного опыта взаимоотношений с одноклассниками, родителями и другими взрослыми, приобретению опыта самопознания и самосовершенствования [8].

Деятельностный подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников, который лежит в основе программы, обеспечивает управляемый переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от со-

вместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной творческой деятельности ребенка во внеурочное время. Авторами программы «Уроки для души» предлагается активное включение детей в различные виды совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (педагогом, родителями, другими членами семьи, соседями), направленной на формирование коммуникативных универсальных действий, на развитие самооценки, самопринятия личности, формирование навыков нравственного поведения.

На каждом занятии дети в парах или группах выполняют различные коммуникативные задания: составление правил доброжелательности, правил вежливости, законов чести; проигрывание поведенческой ситуации, моделирование желательного поведения, театрализация и др. Вместе с членами семьи ребенок выполняет различные творческие задания.

Занятия по программе «Уроки для души» требуют особой организации деятельности детей, отличной от урока, которая позволяет сопровождать процесс духовно-нравственного развития ребенка по ступенькам «размышляю — чувствую — действую». Такой подход наиболее адекватно может быть реализован через следующую структуру занятия, разработанную авторами:

1. Вводная часть

3 Приветствие (разные способы приветствия детей, стоящих в круге).

3 Сообщение темы занятия.

2. Основная часть занятия

3 «В гостях у книжки» — слушание и

обсуждение сказок, стихотворений, притч, рассказов духовно-нравственной направленности.

3 Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов серии фонда «Союзмультфильм», детской телепереда-

Занятия по программе «Уроки для души» требуют особой организации деятельности детей, отличной от урока, которая позволяет сопровождать процесс духовно-нравственного развития ребенка по ступенькам «размышляю — чувствую — действую».

чи «Доброе слово» телеканала «Карусель» и др.

3 Символическое и сюжетное рисование (изображение ребенком эмоциональных состояний и чувств, нравственных понятий).

3 Общегрупповая деятельность (игры с правилами, игры-соревнования, психотехнические, дидактические, сюжетно-ро-левые игры, социально-поведенческий тренинг, постановка опытов и др.).

3. Заключительная часть

3 Рефлексия (акцент на то, что нового узнали на занятии, какой урок для души получили). Этап может проходить в форме дидактической игры.

3 Прощание (направлено на поддержание доброжелательных отношений между детьми).

3 Рекомендации детям и родителям (задания индивидуальные или совместные по теме данного занятия или к следующему занятию).

На каждом этапе занятия предлагаются свои, наиболее рациональные педагогические технологии, ведущие методы и приемы работы.

Для успешной реализации программы «Уроки для души» несомненно важен гуманно-личностный подход значимых взрослых к ребенку, организация гуманного взаимодействия педагога, психолога и родителей по духовно-нравственному воспитанию детей. Ребенок должен чувствовать интерес взрослых к его духовному развитию, их готовность оказать ему эмоциональную поддержку, помощь. Огромную роль играет личность педагога, его умение установить контакт и доверительное отношения с ребенком и его родителями. Педагог находится в тесном взаимодействии с школьным психологом, который может проводить индивидуальную коррек-ционно-развивающую работу с отдельными детьми, давать рекомендации их родителям.

Ребенок должен чувствовать интерес взрослых к его духовному развитию, их готовность оказать ему эмоциональную поддержку, помощь.

Программа «Уроки для души» предполагает организацию совместной деятельности школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию ребенка. В семье ребенку передается социальный и нравственный опыт поколений, развивается не только эмоционально-волевая сфера личности, но и интеллектуальная. С целью обеспечения единства требований и методов воспитания ребенка в школе и в семье педагогам рекомендуется, во-первых, применение технологии учебного сотрудничества учащихся с родителями дома во время подготовки к занятиям и непосредственно на занятиях, во-вторых, взаимодействие педагогов с родителями в образовательном процессе.

В конце занятия детям предлагается вместе с родителями выполнить задание по изучаемой теме или подготовиться к следующему занятию. Например, по теме «Умею ли я трудиться?» родителям даются следующие рекомендации: попросите ребенка записать домашние дела, которые он выполнил в течение недели. Детям: попросите родителей в списке ваших домашних дел отметить те, которые вы выполнили без напоминаний взрослых. В «секретном письме» для родителей, которое педагог вручает ребенку в конце занятия, он обращается к ним с просьбой или рекомендациями на следующую неделю. Например: «Понаблюдайте за ребенком и поддержите его в случаях доброжелательного отношения к членам семьи, соседям, знакомым» или «Вспомните случай из детства, когда вам было стыдно за свой поступок, и расскажите о нем своему ребенку» и т. п. На отдельные занятия педагог приглашает родителей, желающих принять участие в совместной деятельности с детьми.

В конце года проводится итоговое занятие с участием всех родителей («Дети и родители — волшебники, или Мы мечтаем о будущем!», «Наши ценности», «Мы ответственны за планету Земля», «В чем смысл жизни человека на Земле?»), в процессе подготовки к которым учащи-

мися и членами их семьи выполняются совместные проекты, мини-исследования. На таких занятиях педагог, родители, дети — партнеры — вместе размышляют над вопросами, играют, выполняют творческие задания в смешанных группах детей и взрослых или в паре «родитель — ребенок».

Для повышения уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания в конце изучения каждого раздела программы педагог может проводить родительские собрания, темы которых определяются вместе с родителями, например, в 1-м классе «Мой ребенок— личность», «Какой мой ребенок?». Родительское собрание может проходить по схеме:

1. Итоги изучения раздела: результаты наблюдений учителя, диагностических исследований, анализ участия родителей в выполнении рекомендаций педагога.

2. Знакомство родителей с тематикой и задачами занятий следующего раздела.

3. Рекомендации родителям по социализации и воспитанию ребенка в семье.

Ведущим способом определения воспитательных результатов курса «Уроки для души» является наблюдения педагога за детьми в ходе занятия, а также задания диагностического характера, регулярно проводимые педагогом непосредственно в ходе занятия в игровой форме или в виде творческих заданий, связанных с рисованием, другими видами творческой деятельности. Например, диагностическое задание «Волшебная страна счастливых людей»: педагог предлагает детям представить, что они очутились в волшебной стране счастливых людей. В этой стране каждый человек сам выбирает для себя волшебную палочку. Волшебная палочка

розового цвета исполняет желания для одного человека. Волшебная палочка желтого цвета умеет выполнять желания других людей и делает их счастливыми. Педагог предлагает детям подойти к столику и выбрать для себя волшебную палочку, затем встать в круг, закрыть глаза и загадать желание. Для определения уровня нравственного развития ребенка педагогу предлагается использовать адаптированные диагностические методики [3; 4; 7]. О результативности могут свидетельствовать также творческие виды работ (выставки детского творчества, конкурсы, продукты совместной с родителями проектной и исследовательской деятельности) и анкетирование родителей.

Результаты апробации программы внеурочной деятельности «Уроки для души» (1—4 классы) в опытно-экспериментальном порядке на базе 21 общеобразовательной организации Нижегородской области показывают, что систематическое проведение занятий при соблюдении педагогом технологичности занятий и гуманном взаимодействии с детьми и их родителями способствует решению задач духовно-нравственного воспитания младших школьников. Анализ диагностических исследований, наблюдений педагогов и родителей за поведением детей позволяет делать вывод о положительной динамике духовно-нравственного развития личности ребенка в формировании нравственных качеств личности, навыков самопознания и самосовершенствования, первоначального опыта ответственного поведения в школе, семье, социуме.

Ведущим способом определения воспитательных результатов курса «Уроки для души» является наблюдения педагога за детьми в ходе занятия, а также задания диагностического характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили, Ш. А. Школа Жизни / Ш. А. Амонашвили. — М. : Издательский дом Шалвы Амонашви-ли. — М. : 2000.

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, В. А. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2009.

3. Логинова, А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов : методическое пособие : 3 класс / А. А. Логинова, А. Я. Данилюк. — М. : Просвещение, 2013.

4. Логинова, А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 3 класс/ А. А. Логинова, А. Я. Данилюк. — М.: Просвещение, 2013.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010.

6. Яшина, Н. Ю. Дополнительный образовательный курс «Уроки для души» как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников / Н. Ю. Яшина, Е. Н. Тимошина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гуманитарные науки в современной школе: технологии, содержание, воспитательный потенциал» — Иваново: ИРОИО, 2011. — С. 259—263.

7. Яшина, Н. Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников: Диагностические методики : методическое пособие для учителей начальных классов / Н. Ю. Яшина. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.

8. Яшина, Н. Ю. Уроки для души: Духовно-нравственное воспитание младших школьников : методическое пособие / Н. Ю. Яшина, Е. Н. Тимошина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012.

/\ Двадцать лет вместе: газета «Школа» приглашает к сотрудничеству

Нижегородским институтом развития образования при поддержке Министерства образования Нижегородской области с 1994 года издается газета «Школа». Выходит два раза в месяц. Целевая аудитория газеты — педагоги и руководящие работники системы образования Нижегородской области.

Основная цель издания — популяризация в педагогической среде региона современных научных достижений и представление лучших образцов передового педагогического опыта Нижегородской области. Концепция газеты предусматривает подбор тематического материала в каждый номер, включающего как научно-популярные статьи, интервью с учеными-педагогами российского и регионального уровней по ведущим направлениям развития российского образования, так и материалы учителей-практиков и руководителей образовательных организаций, обобщающие их опыт.

Если вы хотите представить опыт своей работы, рассказать об интересных событиях, происходящих в вашей образовательной организации, поделиться впечатлениями от того или иного мероприятия, участником которого вы стали, или просто предложить коллегам разговор на актуальную тему, то присылайте материалы для публикации на электронный адрес редакции: [email protected].

Требования к статьям размещены на сайте Нижегородского института развития образования www.niro.nnov.ru в разделе Периодические издания, в подразделе Газета «Школа». Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (831) 468-08-03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.