3. Рудаков, А. Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте : дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.01 / Рудаков А.Л. - Москва, 2009. - 219 с.
4. Костюнина, Л.И. Модель формирования психофизической готовности юных спортсменов-айкидоистов к показательным выступлениям / Л.И. Костюнина, А.Ф. Чарыкова, Н.С. Родионов-ская // Поволжский педагогический поиск. - 2017. - № 3 (21). - С. 133-140.
5. Бурбыгина, В.В. Методические основы развития физических и психических качеств в процессе занятий айкидо / В.В. Бурбыгина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2010. - № 128. - С. 156-161.
6. Родионовский, А.Ю. Формирование вариативности специализированных технико-тактических действий в тренировочном процессе айкидоистов 17-18 лет / А.Ю. Родионовский, И.Н. Тимошина // Поволжский педагогический поиск. - 2018. - № 1 (23). - С. 123-130.
7. Программа Буки-вадза [Электронный ресурс] / сост. Н.И. Бучин. - http://www.aikido-aikikai.ru/files/document/buki-vadza.docx (дата обращения: 09.11.2018).
8. Бучин, Н.И. Использование многоборья «Бусидо» для комплексной подготовки школьников, занимающихся айкидо / Н. И. Бучин // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология : сборник научных трудов. - Ялта, 2018. - Вып. 60, ч. 3. - С. 72-76.
REFERENCES
1. Saotome, M. (1996), Principles of Aikido, PapiRus, St. Petersburg.
2. Rodionovskiy, A.Yu., Rodionovskaya N.S. and Kostyunina L.I. (2015), "Theoretical and methodical aspect of the problem of aggression in aikido", Materials of the V International Scientific and Practical Conference (Cheboksary, December 1, 2015), Cheboksary: Chuvash. state ped. university press, pp. 568-573.
3. Rudakov, A.L. (2009), Stress, stress resistance and sanogenic reflection in sports, dissertation, Moscow.
4. Kostyunina, L.I., Charykova A.F. and Rodionovskaya N.S. (2017), "The model ofthe formation of the psychophysical readiness of young aikido athletes for demonstration performances", Volga pedagogical search (scientific journal), No. 3 (21), pp. 133-140.
5. Burbygina, V. V. (2010), "Methodical basis for the development of physical and mental qualities in the process of aikido", News ofthe Herzen Russian State Pedagogical University, No. 128, pp. 156-161.
6. Rodionovsky, A.Yu. and Timoshina I.N. (2018), "Formation of the variability of specialized technical and tactical actions in the training process of aikidoists 17-18 years", Volga pedagogical search (scientific journal), No. 1 (23), pp. 123-130.
7. Buchin, N.I. (2017), "The program Buki-waza", available at: http: http://www.aikido-aiki-kai.ru/files/document/buki-vadza.docx@cmsArticle.
8. Buchin, N.I. (2018), "Using all-around "Bushido" for the integrated training of students involved in aikido", Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and psychology. - The Collection of scientific papers, Yalta, Vol. 60, Part 3, pp. 72-76.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2018
УДК 37.017.92
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Эльвира Фаритовна Вертякова, кандидат педагогических наук, доцент, Альфия Османовна Насретдинова, магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск
Аннотация
В статье обоснована актуальность воспитания духовно-нравственной личности. Авторы опираются на опыт предыдущих исследователей российского образования XXI века, которые показывают, что решить эту проблему возможно во взаимодействии педагогов и родителей. Цель статьи доказать эффективность совместной деятельности педагога и семьи в формировании духовно-
нравственных ценностей средствами исламской культуры. Разработанная программа внеурочной деятельности «Ислам - религия высоких нравов» направлена на совместную деятельность педагога и семьи по формированию духовно-нравственных ценностей младших школьников. Экспериментальная работа показала результативность программы внеурочной деятельности. Совместная деятельность педагога и семьи средствами исламской культуры положительно влияет на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, совместная деятельность педагога и семьи, внеурочная деятельность, исламская культура.
JOINT ACTIVITIES OF THE TEACHER AND FAMILY ON FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES
Elvira Faritovna Vertyakova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Alphia Osmanovna Nasretdinova, the master student, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
In article, the relevance of education of the spiritual and moral personality is proved. Authors rely on experience of the previous researchers of Russian education of the 21st century that show that it is possible to solve this problem in interaction of teachers and parents. The purpose of the article is to prove efficiency of joint activity of the teacher and family in formation of spiritual and moral values by means of Islamic culture. The developed program of extracurricular activities "Islam - religion of high customs", is directed to joint activities of the teacher and family for formation of the spiritual and moral values of younger school students. Experimental work has shown effectiveness of the program of the extracurricular activities. Joint activity of the teacher and family means by means of Islamic culture positively influences on formation of the spiritual and moral values of younger school students.
Keywords: spiritual and moral values, joint activity of the teacher and family, extracurricular activities, Islamic culture.
В настоящее время формирование духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Одним из важных требований ФГОС НОО последнего поколения является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации выделены следующие базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. А целью воспитания личности является формирование духовно-нравственных ценностей обучающегося, ориентированного на высшие общечеловеческие идеалы и нормы [3, 5, 6].
Чтобы понять проблему нашего исследования, мы раскрыли ключевые понятия в работе: духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности, совместная деятельность [2, 4]. Опыт исследователей российского образования XXI века (Д. А. Бежевец, М.Г. Березина, А.К. Гулов, А.Я. Данилюк и др.) в вопросах формирования у школьников духовно-нравственных ценностей показывает, что решить эту проблему невозможно без взаимодействия педагогов и родителей. Ведь именно семья первая закладывает основы нравственных ценностей в личность. Семья - это первая школа жизни для ребенка. Родители - это первые учителя и воспитатели, сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика [1]. Взаимодействие семьи и школы является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами и проблемами. Наиболее эффективным взаимодействием семьи и школы является сотрудничество. Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника,
совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Мы сделали вывод, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное становление и развитие. Осуществление этих задач возможно лишь в тесном контакте учителей и родителей, их полноправном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи.
Также мы раскрыли потенциал исламской культуры на формирование духовно-нравственных ценностей личности. В семьях, где исповедуют ислам, родители строго соблюдают религиозные ритуалы, нравственные нормы, предписанные религией. Смысл ислама заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. В исламской культуре духовно-нравственное развитие личности достигается путем совершения благих деяний ради Творца. Религия закладывает высший уровень духовно-нравственного развития личности, сохраняет, развивает и облагораживает душу человека, определяет правила поведения, наставления и руководства человека к жизни.
Согласно исламу, семья - это фундамент общества, где каждый отдельный человек занимается развитием своей души. Нравственность определяет поведение человека по отношению к себе, людям, обществу, окружающей среде и природе. Добрые нравы двигают общество по пути прогресса, упадок нравственности влечет за собой отсутствие морали, деградацию и исчезновение цивилизации. Духовно-нравственные ценности ислама, заложенные в семье, спасут мир от разложения нынешней цивилизации [1].
В экспериментальном исследовании мы подобрали диагностические методики по определению уровня сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников; провели констатирующий эксперимент; проанализировали результаты констатирующего эксперимента; разработали и проверили программу внеурочной деятельности «Ислам - религия высоких нравов»; проанализировали результаты формирующего эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента для определения уровня сформированно-сти духовно-нравственных ценностей младших школьников мы использовали диагностические методики: методику Н.С. Масляковой «Диагностика отношения к жизненным ценностям», методику Н.Е. Богуславской «Незаконченная история, или мое отношение к людям», и анкетирование родителей, в которых приняли участие два класса: 4 классы МОУ «Кременкульская СОШ» Сосновского района Челябинской области деревни Мамаево -экспериментальная группа (ЭГ), и села Кременкуль - контрольная группа (КГ).
На основании проведенного констатирующего этапа эксперимента, учитывая данные методик Н. С. Масляковой и Н. Е. Богуславской, мы выявили, что у большинства учащихся как экспериментальной, так и контрольной групп уровень сформированности духовно-нравственных ценностей показал 34,5% (ЭГ) и 43% (КГ) - средний уровень, ниже среднего - 42% (ЭГ) и 34,5% (КГ), низкий - 15% (ЭГ) и 13,5 % (КГ), а высокий уровень составил всего 8,5% (ЭГ) и 9% (КГ). Таким образом, мы отметили, что уровень сформированности духовно-нравственных ценностей в двух группах на констатирующем этапе исследования практически не отличается. То есть необходима целенаправленная работа по формированию духовно-нравственных ценностей младших школьников.
Другим направлением нашего исследования было выявление участия и удовлетворения родителей в совместной деятельности. Согласно анкетированию родителей, мы выявили, что в обеих группах, как экспериментальной, так и контрольной, большинство родителей считают, что взаимодействие семьи и школы - это деятельность по решению проблем успеваемости и поведения ребенка - 64% (ЭГ) и 69% (КГ), воспитанием детей должна заниматься школа - 76% (ЭГ) и 71% (КГ), а к сотрудничеству с классным руководителем готовы лишь 43% (ЭГ) и 33% (КГ) родителей.
Также, по мнению родителей, мы выявили, что учителя, в основном, ограничиваются только родительскими собраниями и открытыми уроками, и лишь 33% (ЭГ) и 36% (КГ) учителей проводят совместную работу. В итоге большая часть родителей ответила, что они скорее недовольны 85% (ЭГ) и 87% (КГ) работой по урегулированию совместной деятельности семьи и школы.
В связи с этим, мы разработали программу внеурочной деятельности «Ислам - религия высоких нравов» которую апробировали в 4-м классе МОУ «Кременкульская СОШ» Сосновского района Челябинской области деревни Мамаево.
Таблица 1 - Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности «Ислам -
религия высоких нравов»
№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во час. Форма организации внеурочной деятельности Краткое содержание занятия
I. Раздел «Моя семья — моя Родина»
1.1 Праздник знакомств: «Сквозь века - к современности» 2 Досугово-развлека-тельная деятельность Вечер знакомств с родителями (бабушками, дедушками) и педагогом. Составление календаря совместной деятельности
1.2 История моей семьи. Родословная. Моя фамилия, мое отчество, мое имя 2 Проектно-исследова-тельская деятельность Проект детей о своей родословной, происхождение своей фамилии, отчества, значение имени. Составление родословного дерева семьи
1.3 Летопись села/деревни 2 Проектно-исследова-тельская деятельность Бабушка Фатима рассказывает историю возникновения своего села/деревни, достопримечательности. Проект детей заочная экскурсия по селу
1.4 История и традиции моей школы 1 Краеведческая деятельность Знакомство с историей школы, экскурсия по школе. Беседы с учителями-ветеранами школы
II. Раздел «Знакомство с исламской культурой»
2.1 Знакомство с отличительные особенности национальной одежды, убранства домов мусульман 2 Проблемно-ценностное общение, краеведческая деятельность Дедушка Шамиль рассказывает о культуре ислама и его традициях. Рассказ о мусульманской женской и мужской одежде. Посещение сельской библиотеки, музея
2.2 Роль ислама в современном мире. Духовно-нравственные ценности ислама (ценностное отношение к здоровью, природе, гражданскому долгу) 1 Проблемно-ценностное общение, социальное творчество Беседа. Рассказ бабушки Фатимы о том, каких людей уважали и почитали в старину. Встреча со старейшинами, аксакалами, уважаемыми людьми села/деревни
2.3 Мусульманские обряды и обязательства. Их смысл в физическом здоровье человека 2 Игровая деятельность «Веселые старты». Спортивные игры и состязания с родителями, соблюдающими религиозные обязательства, и родителями, не соблюдающими религиозные обязательства, и детьми. Подведение итогов
2.4 День толерантности 2 Социальное творчество Участие детей в подготовке дня толерантности. Совместно с родителями знакомимся с традициями и обычаями мусульманской кухни и кухни других народов. Родители делятся опытом гостеприимства и правилами этикета, встречи гостей, проведения аята, приготовлении национальных блюд и др.
2.5 Бабушкин сундук 1 Игровая деятельность Рассказ детей о самой старинной вещи в доме, которая представляет культурную ценность
2.6 Беседа об оберегах семьи. Создание оберега 2 Художественное творчество Приглашение бабушки Фатимы, которая рассказывает, как и какие обереги защищают ее семью. бабушка Фатима делится опытом изготовления оберега семьи
2.7 Исламские праздники 2 Игровая и проектная деятельность Беседа о праздниках в исламе. Как называются. Как к ним готовятся. Где проводят. Как встречают гостей. Какие блюда подают. Правила этикета. Проект детей об исламских праздниках
№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во час. Форма организации внеурочной деятельности Краткое содержание занятия
2.8 Экскурсия в местную мечеть. Правила поведения в мечети, внешний вид 2 Досугово-развлека-тельная деятельность Экскурсия в мечеть, особенность архитектуры и убранства мечети. Бабушка Фатима рассказывает о правилах поведения в мечети, о внешнем виде. Бабушка Фатима вспоминает, в каких мечетях она была и с какой целью (встречала праздник, совершала молитву, была свидетелем на никахе и др.)
III. Раздел «Мусульманские семейные традиции»
3.1 Семейные традиции в исламе 2 Проблемно-ценностное общение Беседа, проект детей о традициях в их семьях. Бабушка Фатима рассказывает, какие традиции были в ее семье, как их поддерживали
3.2 Семейные обязанности 2 Проблемно-ценностное общение Беседа, рассказ детей о своих семейных обязанностях и обязанностях членов семьи
3.3 Права и обязанности мужчин в исламе. Отношения к детям, родным, родителям в исламе 1 Проблемно-ценностное общение Дедушка Шамиль рассказывает о правах и обязанностях в доме на протяжении всей своей жизни (когда он был мальчиком, затем мужем, отцом и дедом). Как надо относиться к детям, родителям, родным
3.4 Права и обязанности женщин в исламе. Отношения к детям, родным, родителям в исламе 1 Проблемно-ценностное общение Бабушка Фатима рассказывает о своих правах и обязанностях в доме на протяжении всей своей жизни (когда она была девочкой, женой, матерью, бабушкой). Как надо относиться к детям, родителям, родным
3.5 День матери. Женщина в исламе 2 Проблемно-ценностное общение, художественная деятельность Мусульманская женщина: дочь, мать, сестра. Как относятся к женщине в исламе. Подарок маме, бабушке своими руками. Мастерим бусы
3.6 Проявление трудолюбия. Помощь домашним по хозяйству 1 Проблемно-ценностное общение, трудовая деятельность Беседа, обсуждение, домашние дела - помощь своей семье дома. Отчет о проделанной работе
3.7 Традиционные блюда мусульманской кухни 2 Досугово-развлека-тельная деятельность Чаепитие с родителями, бабушками и учениками. Угощение блюдами исламской культуры. Правила гостеприимства, этикета за столом. Читаем стихи мусульманских поэтов
3.8 Встреча праздника «Ураза Байрам» в местной мечети 2 Социальное творчество Совместно с родителями готовимся к празднику и встречаем его в местной мечети
Итого 34
На контрольном этапе эксперимента мы вновь использовали те же диагностические методики Н.С. Масляковой, Н.Е. Богуславской и анкетирование родителей, которые представили в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика результатов констатирующего и формирующего этапа эксперимента в экспериментальной и контрольных группах__
Уровень сформирован-ности духовно-нравственных ценностей ЭГ КГ
Констатирующий этап Формирующий этап Динамика Констатирующий этап Формирующий этап Динамика
Высокий 8,5% 29% +20,5% 9% 15,5% +6,5%
Средний 34,5% 43% +8,5% 43% 46% +3%
Ниже среднего 42% 20,5% -21,5% 34,5% 29,5% -5%
Низкий 15% 7,5% -7,5% 13,5% 9% -4,5%
Из таблицы следует, что после апробации программы внеурочной деятельности мы выявили, что уровень сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников экспериментальной группы стал намного выше и повысился на 20,5% в то время, как у контрольной группы - всего на 6,5%, средний уровень на 8,5% и 3% соответственно. У большинства детей экспериментальной группы стали преобладать духовные и нравственные ценности, ученики стали понимать и обосновывать свои поступки в соответствии с нравственными нормами. Кроме того, мы наблюдаем, что у детей
экспериментальной и контрольной групп процент материальных ценностей снизился, причем у детей экспериментальной группы существенно. Уровень ниже среднего в экспериментальной группе понизился на 21,5%, в контрольной группе на 5%, низкий уровень - на 7,5% и 4,5%, соответственно.
Результаты анкетирования родителей показали, что они стали активнее и охотнее включаться в совместную деятельность, оказывая неоспоримую помощь и поддержку педагогу. Довольны работой по урегулированию совместной деятельности семьи и школы отметили 87 % родителей.
Результаты нашей экспериментальной работы показали результативность программы внеурочной деятельности «Ислам - религия высоких нравов». За этот учебный год дети стали по-иному смотреть на те, или иные жизненные ситуации, стали стремиться к нравственному саморазвитию, научились адекватно оценивать свои и чужие поступки, быть ответственными за свои решения, проявлять любовь и уважение не только к своим родителям, но и к окружающим взрослым.
Таким образом, совместная деятельность педагога и семьи средствами исламской культуры положительно влияет на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вертякова, Э.Ф. Методические рекомендации по проведению урока на тему: «Семья в Исламе» // Сб. материалов Всероссийского общественно-педагогического форума «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России». 5 декабря 2012 г. / под ред. Н.П. Шитяковой. - Челябинск, 2013. - С. 77-85.
2. Вертякова, Э.Ф. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе исламской культуры / Э.Ф. Вертякова, А.Ф. Хуснутдинова // Педагогика, психология и образование: от теории к практике : материалы Международной науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 10 августа 2015 г.) / ред.: Арсалиев Ш.М. [и др.]. - Ростов-на-Дону, 2015. - С. 16-19.
3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2011. - 24 с.
4. Соловцова, И.А. Духовность и нравственность как основополагающие категории духовного воспитания / И.А. Соловцова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1. - С. 113-116.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
6. Шитякова, Н.П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии : учеб. пособие / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых ; Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск : [б.и.], 2016. - 197 с.
REFERENCES
1. Vertyakova, E.F. (2013), "Methodical recommendations about carrying out a lesson on a subject: "Family in Islam", In the collection the Collection of materials of the All-Russian public and pedagogical forum Social and Pedagogical Partnership in Spiritual and Moral Education of the Identity of the Citizen of Russia"on December 5, 2012, in Shityakova, N.P. (Ed.), Chelyabinsk, pp. 77-85.
2. Vertyakova, E.F. and Husnutdinova, A.F. (2015), "Spiritual and moral education of younger school students on the basis of Islamic culture", Pedagogics, psychology and education: from the theory to practice: materials International academic and research conference, Rostov-on-Don, pp. 16-19.
3. Danilyuk, A.Ya., Kondakov, A.M. and Tishkov, V.A. (2011), Concept of spiritual and moral development and education of the identity of the citizen of Russia, Education, Moscow.
4. Solovtsova, I.A. (2006), " Spirituality and morality as fundamental categories of spiritual education", News of the Volgograd state pedagogical university, Vol. 1, pp. 113-116;
5. The federal state educational standard of primary education (2010), Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Education, Moscow;
6. Shityakova, N.P. and Verkhovykh, I.V. (2016), Spiritual and moral education of school students: problems, theories, technologies: manual, publishing house of the Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2018
УДК 799.311
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ
Светлана Михайловна Воробьева, преподаватель, мастер спорта, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет) МАИ
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос мотивации студентов к занятиям пулевой стрельбой. Объясняется важность мотивации для достижения спортивных результатов. Автор проводит исследование среди студентов методом анкетного опроса и выявляет мотивы, побуждающие студентов начать занятия пулевой стрельбой и в дальнейшем продолжать их. Результаты анкетирования анализируются, на их основе делаются рекомендации по проведению студенческих занятий.
Ключевые слова: мотивация, студенты, анкетирование, мотивы, интерес, пулевая стрельба, стрелки.
MOTIVATION OF STUDENTS TO SHOOTING SPORT
Svetlana Mikhailovna Vorobyova, the teacher, Master of Sports, Moscow Aviation Institute (National Research University)
Annotation
This article investigates students' motivational aspects to shooting sport. The author speaks about importance of motivation for the best results, making the research among the students by using the questionnaire and finding the motives, which make students begin and continue practice in shooting sport. The author analyzes the results of the questionnaire and creates recommendations for students' trainings based on received data.
Keywords: motivation, students, questionnaire, motives, interest, shooting, shooters.
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация к занятиям пулевой стрельбой является важным фактором, определяющим деятельность спортсмена. Она так же определяет успешность результатов стрельбы
[1] и используется при первичном отборе кандидатов для занятий данным видом спорта
[2]. Мотив, по сути, является побуждением, фактором, который толкает человека к той или иной деятельности, причем формирование доминирующих мотивов создает потребность в деятельности. На основе потребности происходит совершенствование [3]. Таким образом, для большей эффективности тренировок и лучшей результативности выступлений на соревнованиях спортсмену необходимо иметь сильный интерес к занятиям, на базе которого формируются другие важные качества, позволяющие стрелку достигать высоких результатов: умение преодолевать возникающие трудности, стремление к совершенствованию и т.д. При наличии высокой мотивации спортсмен больше времени будет уделять тренировочному процессу и следить за его качеством. Мотивацию так же называют волей к победе. Чем выше воля к победе, чем на более высокий уровень соревнований претендует спортсмен, тем больше он будет готов тратить сил и времени на достижение поставленной цели [4]. Получается, что мотивация является основой успешного и эффективного учебно-тренировочного процесса. Причем задача грамотного управления мотивами возлагается на тренера, который помогает каждому спортсмену определить цели, правильно сформировать эти мотивы. С учетом вышеприведенных фактов появляется важная задача по выявлению мотивов обучающихся пулевой стрельбе спортсменов. Чем лучше тренер будет понимать мотивацию того или иного занимающегося, тем лучше он сможет организовать тренировочный процесс, дав спортсмену необходимые цели и сформировав у него нужные потребности.