Особенности воспитания детей в исламской семье
1 2
Вертякова Э. Ф. , Ураканова В. М.
]Вертякова Эльвира Фаритовна / Vertjakova Jel'vira Faritovna - кандидат педагогических наук, доцент, 2Ураканова Вилена Мавлитдиновна / Urakanova Vilena Mavlitdinovna - студент, кафедра педагогики, психологии и предметных методик,
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена обеспечением духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников средствами исламских семейных традиций.
Abstract: the relevance of the chosen topic due to the provision of spiritual and moral development and education of younger students by means of Islamic family traditions.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие и воспитание, исламская семья, дети, уважение.
Keywords: spiritual and moral development and education, Islamic family, children, respect.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является методологической основой реализации в общеобразовательных учреждениях Федерального государственного образовательного стандарта. В ней прописаны характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, система базовых национальных ценностей. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Усвоение и принятие детьми базовых национальных ценностей мы рассматриваем в рамках модуля «Основы исламской культуры».
Главной ценностью для мусульманина является его семья, так как ислам — это не просто вероисповедание, а образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Исламские традиции воспитания основаны на любви, постепенном усилении самодисциплины и ответственности, родительском руководстве, которые учитывают интересы ребенка, уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи, разумные рамки поведения и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний в воспитательных целях [1].
Эта система существует более девяти веков, и определяет особенности воспитания. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
1. «Отношение родителей к детям». Дети для мусульман чрезвычайно желанны и любимы, они считаются драгоценным даром и доверием бога. Рождение детей считается желательным и поощряемым, является результатом универсального человеческого стремления, берущего начало в инстинктивной любви маленького ребенка к младенцам и куклам. Для мусульманина или мусульманки их ребенок — это бесценное сокровище, божий дар. Материнская роль мусульманской женщины признается самой важной и ответственной ее обязанностью. Материнство обеспечивает ей высокий статус и положение в обществе [2].
В исламе покинуть детей, оставить их без средств существования, обречь на нужду и гибель - большое преступление. Если мужчина разводится с женой, он обязан заботиться о ее материальном благополучии. Мусульманин всегда помнит: невыполнение своих родительских обязанностей относится к числу тягчайших грехов и влечет за собой суровое наказание.
Родители должны использовать разные приемы воспитания, например: совместная игра, общение, похвала, поддержка, пример и другие. Любовь к детям, уважение, высокая оценка и доверие являются мудрыми и успешными приемами воспитания, используемыми и в народной педагогике, и в современной культуре мусульманского воспитания.
В исламской литературе описан такой пример. Пророк Мухаммад («Мир ему») любил детей и часто играл с ними. Он выстраивал в ряд сыновей своих родственников, а потом говорил им: «Кто добежит до меня первым, получит то-то!» - после чего все бросались к нему наперегонки и прыгали к нему на шею, а он их целовал. Примером для многих отцов и дедов на все времена в воспитании детей был Мухаммад. Однажды он вышел из дома, неся на руках сына Хасана, затем поставил его на землю и пошел молиться. Мальчик же взобрался к нему на спину и оседлал его. Мухаммад подождал, пока сын наиграется, только потом продолжил молитву. В исламе считается, что так и должен вести себя мусульманин со своими детьми: общаться с ними, проявлять к ним доброту и нежность.
Родители ответственны за формирование ребенка, его разума, души, поведения и становления как личности. Они изучают его окружение, друзей, интересы и потребности. Только доверительное отношение, забота, строгость, заинтересованность, внимание, позволяют оградить от общения с сомнительными подростками, злословия, посещения непристойных мест и т.д. Игра, беседа, похвала, наказание, совместный труд и отдых, личный пример, взаимопомощь, тактичность и решительность помогут воспитать и направить на истинный путь.
2. «Отношение детей к родителям». Воспитание любви и уважения к родителям, как главное и важнейшее человеческое качество - формируется с первых дней жизни ребенка. Важно осознать, как понимается любовь в исламской семье.
Любовь к родителям - это умение слушать и слушаться (перенять от отца и матери их жизненный опыт, понять их взаимоотношения). Воспитание направлено на послушание. Слова отца, его пожелания в мусульманской семье требуют выполнения без пререканий. В одном хадисе говорится: «Каждый ребенок в неоплатном долгу перед отцом...» Просьбы матери, ее запреты дети обязаны исполнять обязательно. «Рай находится под ногами ваших матерей», - сказано в священном хадисе пророка.
Любовь к родителям - это умение делать домашнюю работу, помогать отцу и матери, а также способность поддержать их в любой момент, найти теплое, душевное слово, поблагодарить за то, что они для вас делают. Постаревших родителей дети в мусульманских семьях не оставляют без внимания. Навещают отца и мать, заботятся об их питании и одежде, обо всем, в чем они нуждаются, приходят на помощь во время болезни. Благородные чувства, любовь, верность своему родительскому очагу, родителям украшают нашу жизнь, делают счастливыми и уверенными. Поэтому очень важно воспитать в детях эти качества, используя различные формы воспитательной работы (этические беседы, дни семьи, родительские посиделки, совместные вечера, конкурсы, встречи поколений и т.д.). Теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота являются самым дорогим для детей. Ничто не может заменить родителей. Приведем ряд хадисов: «Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери», «Слушайте слово старших», «Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры», «Навещайте своих родных» [2].
3. «Отношение детей к родственникам». Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, он точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам на шкале семейных отношений ставятся на второе место после родителей. Это соответствует природе человека, который склонен проявлять доброту, заботу, уважение по отношению к близким. Основа социальной солидарности закладывается в семье, а потом уже распространяется на все общество. Разрыв связей с родственниками является большим грехом. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, которая порождается завистью, высокомерием, элементарным невежеством. Пророк Мухаммед поведал, что Аллах сказал: «Я сотворил родственные связи, и я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, я отделю». Эти слова указывают на то, что те, которые стремятся сохранять родственные связи, получат награду и почет, а другие окажутся униженными и злосчастными. Хадис: «Не отдаляйтесь друг от друга, ибо отбившуюся от стада овцу уносит волк».
Описывается такой случай из жизни пророка Мухаммада, что однажды к нему пришел какой-то бедуин, который сказал: «Разве вы целуете своих детей? А мы не целуем их». Мухаммад ответил: «Что же я могу сделать для тебя, если твое сердце лишено милосердия?» Мухаммед, когда к нему приходили его дети, вставал к ним навстречу, приветствовал и целовал. Дети отвечали ему взаимностью.
Мусульмане не должны встречать своих детей хмурыми, сердитыми, проявлять сухость и говорить им грубые слова.
Рассматривая ценностные отношения в исламской семье, необходимо отметить вопросы материального благополучия детей, которым отводится не последнее место. Ислам объясняет, какие варианты расхода денег являются наилучшими. В одном из хадисов сообщается, что лучшим динаром, который может истратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей [3].
Человек сохраняет связи со своими родственниками, и ни богатство, ни жена, ни дети не могут отвлечь его от проявления заботы и доброты по отношению к своим родственникам и близким и оказания им уважения и помощи. Человек в исламе проявляет высшие нравственные качества по отношению к своим родственникам и не ждет, что ему ответят тем же.
4. «Отношение к старшим». Разговаривая со старшими, никогда нельзя повышать голоса. Не начинают говорить первыми в их присутствии, не спорят с ними, никогда не отказываются выполнить какую-либо просьбу. Не принято сидеть, если взрослые стоят. Хадис: «Пока человек помогает своему ближнему, Аллах помогает ему». Основная тема всех религий - дети, воспитание. Воспитательный потенциал ислама огромен. Священный Коран - это настольная книга воспитания, хадисы - это изречения пророка Мухаммада. Нравственный долг мусульман исполнять заповеди милосердия, законы справедливости, прописанные Кораном. Мухаммад проповедовал честность и искренность в поступках. Об этом говорят следующие хадисы: «О, купцы! - ложь и обман сродни торговле. Очищайте же ее милостыней, отдавайте сколько-нибудь на дело милосердия, не пользуйтесь нуждою другого, чтобы купить у него за бесценок. Лучше избавить его от нищеты» [1]. «Сильный человек не тот, кто победил соперника, а тот, кто, разгневавшись, смог обуздать свой гнев».
Таким образом, в исламской семье воспитанию детей уделяется серьезное внимание. Исламская этика формирует ценностное отношение к детям, родителям, родственникам, близким, соседям. Дети должны освоить эти отношения, помнить, что самое святое - это родители и выполнять их наказы. К сожалению, сегодняшняя социальная ситуация в обществе показывает стремительное разложение семейных отношений
(разводы, лишение родительских прав, определение родителей в дома престарелых, отказные дети и многое другое). Примером благочестивого отношения к своим родителям может служить ислам.
Литература
1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы [Текст] / Р.Г. Абдулатипов. - М., 2002. - 217 с.
2. Вертякова Э.Ф. Основы исламской культуры Южного Урала [Текст]: творческая тетрадь для 4 класса /
Э.Ф. Вертякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. [Электронный ресурс] режим доступа: http://ebs.cspu.m/xmШ/bitstream/handle/123456789/3Ш/Вертякова_Основы %20ислам_учеб.пос..pdf?sequence= 1.
3. Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. - М.: Просвещение, 2010 - 80 с.