ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1 2 Кулуева Ф.Г. , Расулова М.А. Email: [email protected]
'Кулуева Флора Гайнитдиновна - кандидат философских наук, доцент; 2Расулова Мадина Асхатовна - старший преподаватель, кафедра философии и национальной идеи, факультет социально-гуманитарных наук, Ташкентский государственный технический университет им. И.А. Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется, что мусульманские общины сегодня имеются более чем в 120 странах. В 28 странах, таких как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и др., ислам объявлен государственной религией. История показывает, что до возникновения ислама за женщиной в различных обществах не признавалось должного права и ее положение оставляло желать лучшего. Ислам оказал положительное воздействие в плане улучшения положения женщины и дал ей более устойчивый правовой статус, чем в доисламской Аравии. Бесспорной и непреложной аксиомой в исламе является то, что согласно исламскому праву женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Богом по своим правам и обязанностям.
Ключевые слова: ислам, женщина, традиции, менталитет, религия, уважение.
WOMAN IN ISLAM: TRADITIONS AND MODERNITY Kuluyeva F.G.1, Rasulova M.A.2
'Kuluyeva Flora Gainitdinovna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor;
2Rasulova Madina Askhatovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND THE NATIONAL IDEA, FACULTY OF SOCIAL SCIENCES
AND HUMANITIES, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I.A. KARIMOV, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes that Muslim communities today exist in more than '20 countries. In 28 countries, such as Egypt, Saudi Arabia, Morocco, Kuwait, Iran, Iraq, Pakistan, etc., Islam is declared the state religion. History shows that, before the emergence of Islam, women in various societies did not recognize the proper right, and her position left much to be desired. Islam has had a positive impact in terms of improving the status of women and has given her a more stable legal status than in pre-Islamic Arabia. An indisputable and immutable axiom in Islam is that, according to Islamic law, a woman is a living human being with exactly the same soul as a man. The Qur'an gives clear evidence that a woman is completely equal with a man before God in her rights and duties. Keywords: islam, woman, traditions, mentality, religion, respect.
УДК '59.9.015.7
Мусульманские общины сегодня имеются более чем в 120 странах. В 28 странах, таких как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и др., ислам объявлен государственной религией.
Какова роль женщины в экономической, политической и социальной сфере жизни исламского государства? И есть ли она вообще? Как развивались женщины в исламе? Что способствовало их воспитанию? Какие у них права? Ответить на эти вопросы я попыталась в своей статье.
Женщину во все времена эксплуатировали самым унизительным способом. Но что она делает для того, чтобы остаться женщиной в мире, управляемым мужчинами, чтобы ее уважали, относились к ней как к чему-то святому и недостижимому? Есть ли на этом свете что-то, что поможет женщине стать такой, какой она была задумана с самого начала своего создания?
Важно выяснить истинное отношение ислама к женщине, не искажённое средствами массовой информации, массовой культуры и просто обывательским представлением о данной религии. Ведь здоровье и благополучие женщин - это основа процветания любого народа, а понимание сущности религии - залог мира и взаимопонимания.
Поэтому попытаемся объективно оценить основные положения вероучения мусульман в гендерном аспекте. А также постараемся проанализировать положения Корана и других источников ислама о женщинах, определить реальное положение мусульманок в современном мире.
Давайте взглянем, как жила женщина прежде ниспослания Корана, и мы увидим, как Священная Книга подняла честь женщины на высоту.
История показывает, что до возникновения ислама за женщиной в различных обществах не признавалось должного права, и ее положение оставляло желать лучшего. Например, в Японии им не разрешалось молиться в храмах и участвовать в любых религиозных отправлениях. В Китае им было запрещено входить в храмы. Конфуций - древнекитайский мыслитель и философ говорил, что: «у обыкновенной женщины ума столько, сколько у одной курицы, а у необыкновенной - сколько у двух» [1]. В Египте женщин часто приносили в жертву на берегах Нила. По законам Рима женщина была полностью зависима от мужа, не обладала имуществом и не могла считаться свидетелем. В Индии она была лишена права читать священные тексты, считалась собственностью мужа, имуществом. Арабы до ислама нередко даже закапывали в землю живыми новорожденных дочерей, боясь нищеты.
Ислам оказал положительное воздействие в плане улучшения положения женщины и дал ей более устойчивый правовой статус, чем в доисламской Аравии. Например, ислам запретил убивать детей: «И не убивайте ваших детей из боязни обеднения. Мы пропитаем их и вас, поистине, убивать их великий грех!» [2].
Бесспорной и непреложной аксиомой в Исламе является то, что согласно Исламскому праву женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Богом по своим правам и обязанностям. Аллах Всевышний сказал в Священном Коране: «О люди! Будьте послушными вашему Господу, который от одной души сотворил Человека и от него сотворил подобную ему супругу, а от них двоих размножив мужчин и женщин, расселил их по Земле» [3].
Издавна в религии женщине отводилась роль хозяйки, хранительницы домашнего очага, матери, верной и любящей жены. Данный образ стал доминирующим. Мужчине же отводится иная роль, более привилегированная, фактически главенствующая над женщиной. В одном из хадисов говорится «Поистине, женщина была создана из ребра, и если ты постараешься выпрямить его (полностью), то сломаешь его, а если оставишь его, то этой кривизны будет достаточно, чтобы жить с ней» [4]. Это призыв мужьям, отцам, братьям и другим, чтобы они обходились с женщинами по-хорошему, проявляли к ним добро, не поступали с ними несправедливо, соблюдали их права и направляли их к добру.
Мать для каждого из нас является первым наставником, именно она закладывает и культивирует нравственные и этические начала у своего ребенка. Недаром на Востоке говорят, что «Воспитывая мальчика, воспитываешь мужчину. Воспитывая девочку, воспитываешь нацию».
Роль женщины в обществе, так же как и мужчины, велика и обширна. Среди немногих наставлений в исламе, которых мусульмане строго придерживаются до сего
дня, - особое отношение к матери. Уважение, с которым мусульмане относятся к своим матерям, общеизвестно. Особенно теплые отношения между мусульманской матерью и ее детьми и то глубокое уважение, которое проявляют мусульманские мужчины к своим матерям, поражают людей на Западе.
В исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Коран ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после поклонения Всемогущему Аллаху. Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммадом: «Один человек спросил Пророка: «Кого я должен уважать в первую очередь?» Пророк ответил: «Мать». «А кого потом?», - спросил человек. «Мать», - ответил Пророк. «А кого после нее?» «Мать». «А после этого?» -спросил человек. «Отца» [5].
Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Аллахом. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей, в достоверном хадисе (изречении) сказано: «Рай находится под ногами матерей» [6], т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины - мусульманина в вечности.
От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает 30 кг гири, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии.
При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды (в пример можно привести старшую дочь главы Чечни Рамзана Кадырова - Айшат - руководителя и дизайнера российского бренда "Firdaws"). Как известно, супруга Пророка Мухаммада Хадиджа успешно вела торговое дело.
И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) «с головой уйти» [7] в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться «на ней». Ислам уважает право женщины на труд - труд созидательный, на благо семьи и общества.
Нельзя сказать, что в политике было и есть большое количество женщин мусульманского вероисповедания. Однако нельзя также утверждать, что не мусульманские женщины во всем мире доминируют в политических кругах.
Не так уж давно представительниц слабого пола повсеместно стали пускать в большую политику. Между тем на протяжении всей истории ислама мусульманки участвовали в политической жизни общества. Верующих женщин, оставивших яркий след в истории, действительно огромное множество. Это и религиозные, и общественные, и культурные, и даже политические деятели. За всю историю распространения ислама мусульманки добились многого, а некоторые из них напрочь изменили ход истории. А потому их имена нужно знать и их примеру следовать.
Статистические данные гласят, что в мусульманских странах женщины постоянно присутствуют среди министров Туниса, Алжира, Сирии и других стран Ислама. Ярким примером успешной мусульманской женщины является королева Иордании Рания. Но существуют еще более яркие примеры, когда женщины в исламских странах демократическим путем приходили к власти. В новейшее время женщины избирались на президентские и премьерские посты Индонезии (Мегавати Сукарнопутри), Пакистана (Беназир Бхутто), Турции (Тансу Чиллер) и Бангладеш (Халеда Зиа, Шейх Хасина).
Успешные и вдохновляющие мусульманки современного мира Каролен Валкер Диалло первая судья в Нью-Йорке, которая дала присягу на Коране в декабре 2015 года. Это вызвало как негативную информацию, так и отзывы восхищения.
Халима Якуб первая женщина президент Сингапура, Ибтихадж Мухаммад -первая в истории олимпийской сборной США спортсменка в платке, фехтовальщица, которая завоевала бронзовую медаль на Олимпийских играх в Бразилии. Профессор Дато Доктор Залеха Камаруддин - ректор самого известного университета Малайзии -Международный Исламский Университет (IIUM). 28 лет своей жизни она посвятила этому университету. Параллельно, в разное время она занимала высокие государственные посты. 22-летняя Шамма бинт Сухаил Фарис Аль Мазруи является самым молодым министром в мире. Она была назначена на пост министра по делам молодежи Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в феврале 2016 года. Сама она окончила Оксфордский университет в 2015 году и получила степень магистра публичной политики; она также имеет степень бакалавра гуманитарных наук в области экономики Нью-йоркского университета в Абу-Даби. Подводя итог, хотелось бы отметить:
1) Положение женщины в исламе даёт ей возможность жить счастливо, быть любимой, наслаждаться земными и духовными благами. Но женщина мусульманка не должна совершать таких поступков, которые бы не одобрял её муж.
2) История мусульман богата именами женщин, совершивших великие деяния во всех сферах жизни, начиная еще с седьмого века. Стоит отметить, что положением, которого достигли женщины в наши дни, они обязаны не доброте мужчин или природному прогрессу. Применительно к исламу, такое, исполненное сострадания и благородства отношение к женщине, было закреплено законодательно. И высокое положение женщины в мусульманском обществе было достигнуто не из-за актов протеста и давления со стороны женщин и женских организаций, а благодаря сути учения ислама.
«Женщина - человек, великий человек. Она воспитатель общества. Все люди происходят из лона женщины. Счастье и несчастье страны зависит от женщины. Своим правильным воспитанием женщина создает человека, а правильно воспитанные люди создают благоденствие страны. Всякое счастье и благополучие начинается с женщины, с нее должно начинаться счастье» [8].
Список литературы /References
1. Коран / перевод И.Ю. Крачковского Изд. 2-е М.: Наука,1986.
2. Ибрахим И.А. Краткое иллюстрированное руководство, способствующее лучшему пониманию Ислама. Русский перевод книги «A Brief Illustrated Guide to «Understanding Islam». Издание второе. Ассоциация культурно-просветительских общественных объединений «Собрание». Москва, 2001.
3. Гадиуллина Гульнара. Мир мусульманской женщины. М.: Наука, 2001.
4. Место женщины в идеях имама Хомейни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.libfox.ru./ (дата обращения: 20.02.2019).
5. Джовбатырова З.Р. «Мусульманская женщина в политике». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://school-science.ru/ (дата обращения: 21.02.2019).
6. Сайт «Ислам как он есть». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.aboutislam.ws/ (дата обращения: 14.03.2019).
7. 15 самых успешных и вдохновляющих мусульманок мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.islamecologia.ucoz.ru и www.wikipedia.org/ (дата обращения: 21.02.2019).
8. Место женщины в идеях имама Хомейни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.muslim-info.com/forum/viewtopic.php?p=2823/ (дата обращения: 21.02.2019).
ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ДИАЛОГА В ФИЛОСОФИИ СОКРАТА И СОФИСТОВ Фёдорова Е.Е. Email: [email protected]
Фёдорова Елена Евгеньевна - аспирант, кафедра философии и мировых религий, социально-гуманитарный факультет, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассмотрена ценность диалога как формы эффективной коммуникации, интерпретируемая как предприятие консенсуса. Определены преимущества сократического диалога как особой формы коммуникативной деятельности. Выявлено, что в фокусе сократического диалога находится практика совместного критического мышления. Наряду с традицией сократического диалога, рассматривается практика софистического диалога. Выделены сходства между софистами и Сократом в диалогах Платона. Подчеркивается, что диалог - это целенаправленный и намеренный разговор, пространство вежливости и равенства, в котором участники могут слушать и говорить вместе.
Ключевые слова: диалог, Сократ, сократический диалог, софисты, коммуникация, коммуникативная ценность.
VALUE ASPECT OF DIALOGUE IN THE PHILOSOPHY OF SOCRATES AND SOPHYSTS Fedorova E-Е.
Fedorova Elena Evgenievna - Graduate Student, DEPARTMENT PHILOSOPHY AND WORLD RELIGIONS, SOCIAL AND HUMANITIES FACULTY, DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON
Abstract: the article discusses the value of dialogue as a form of effective communication, interpreted as an enterprise of consensus. The advantages of the Socratic dialogue as a special form of communication are defined. It was revealed that the practice ofjoint critical thinking is in the focus of the Socratic dialogue. Along with the tradition of the Socratic dialogue, the practice of sophistic dialogue is considered. The similarities between the sophists and Socrates in the dialogues of Plato are highlighted. It is emphasized that dialogue is a purposeful and deliberate conversation, a space of politeness and equality in which participants can listen and speak together.
Keywords: dialogue, Socrates, Socratic dialogue, sophists, communication, communicative value.
УДК 740
Диалог представляет собой письменный или устный разговор между двумя или более людьми, а также литературную и театральную форму, которая изображает такой обмен. В современном понимании диалог в большей мере социологичен и