© Сизов Ю.И., Курбанова З.А., 2014
УДК 342.723 ББК 67.400.3
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИН В МУСУЛЬМАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Сизов Юрий Иванович
Доктор экономических наук, профессор,
заместитель Председателя Правительства Волгоградской областной думы, академик Международной академии менеджмента, член-корреспондент РАЕН,
Председатель Попечительского совета Волгоградского государственного университета pr_sizov@volganet. ги
просп. Ленина, 9, 400098 г. Волгоград, Российская Федерация
Курбанова Зайнаб Абулмуслимовна
Ассистент кафедры гражданского и арбитражного процесса, магистрант кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета [email protected], [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотрения правовых и теологических аспектов прав и свобод женщин, характерных для большинства мусульманских стран (Афганистан, Иран, Индонезия, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Тунис и др). На основании приведенных в статье действующих законов принято говорить о наличии или отсутствии статуса и прав у женщин-мусульманок. Отмечено также и то, что развитие идеи обеспечения прав человека во всем мире повлияло на правовое сознание мусульманских политиков, имамов, что в свою очередь повлекло к принятию и утверждению правовых документов и деклараций, направленных на улучшение социально-правового и экономического положения женщины. Подмечено, что в большинстве мусульманских стран права женщин нуждаются в соответствующей регламентации, поскольку исторически женщины находились в более ущемленном положении, в отличие от мужчин, и по сей день в этом мало что изменилось. Так как привычное доисламское, традиционное отношение к роли и положению женщины настолько укоренилось в сознании мусульман, что и сегодня не многие из них исполняют обязанности, зафиксированные в Коране, Исламской декларации прав человека и иных документах.
Результаты исследования могут быть использованы при преподавании таких учебных дисциплин, как сравнительное правоведение, история, социология права, микросоциология семьи, этнография.
Ключевые слова: Всеобщая Исламская декларация прав человека, женщина-мусульманка, Коран, социально-правовой статус, традиции.
Определение места, роли, социального и щества. В современном мире около миллиар-
правового статуса женщин-мусульманок име- да женщин соблюдают требования традицион-
ет большое значение для всего мирового об- ных исламских норм, так как проживают в том
обществе, в котором действуют, в первую очередь, религиозные предписания и сложившиеся в ходе своего исторического развития, в каждой местности, городе, стране обычаи. Однако на Западе, говоря об арабском мире и о мусульманах в целом, чаще всего акцентируют внимание именно на такую особенность, что мужчина наделен большими правами во всех сферах жизнедеятельности, чем женщина. А мусульманка в исследуемом обществе расценивается как субъект, обладающий лишь теми правами, которыми наделяет ее государство, главенствующую роль в котором играют мужчины, в соответствии с религиозными канонами и сложившимися традиционными взглядами. Некоторые исследователи, историки, политологи, социологи и правоведы отмечают, что феминистские движения по всему миру позволили женщинам получить должные наравне с мужчиной права, когда другие исследователи готовы выдвинуть обратную теорию. Хотя если обратиться к истории развития человечества, то в Европе, Америке и других государствах права женщин наравне с мужчинами были провозглашены относительно недавно [1, с. 925].
Так что из сказанного является мифом, а что реальностью, мы постараемся проанализировать в данной статье.
В мусульманских странах вопрос о равенстве прав и свобод женщин и мужчин стоит особо остро. Женщина по своей природе является более слабым и уязвимым членом общества, в связи с чем и возникает необходимость в особом подходе защиты прав женщин и их регламентации. Стоит признать, что длительное влияние религиозной догматики и патриархальных воззрений имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны для правового и социального развития женщин данного общества. Но разговор о том, что мусульманки не обладают правами, о которых так часто ведется упоминание в Сурах, Аятах, Коране и в других нормативных документах, утвержденных в ряде мусульманских стран, - следствие неправильного понимания строения мусульманского мира. Ислам, как религия и как правовая система, включает в себя все аспекты, регулирующие жизнь и быт мусульман, как мужчин, так и женщин. В первую очередь устанавливаются правила и нормы личной гигиены, нормы основных религиозных обязанностей, таких
как молитва, пост, хадж и т. п. [3, с. 105]. Далее следуют нормы, регулирующие вступление в брак, расторжение брака, так как посредством брака и семьи передаются от поколения к поколению культурные традиции, нравственные ценности и социальный опыт [5, с. 100]. Преступления и наказания, проблемы войны и мира, государственные налоги, общественное богатство, поручительство, деловое сотрудничество, коммерческие сделки, дела правосудия, дачу показаний, осуществление вкладов, преподношение даров, выплату вознаграждений, определение ренты и выплат с сельскохозяйственных угодий, а также дела, связанные со смертью, тяжкими преступлениями, компенсацией жертвам преступлений, а также других ущербов [3].
Эти права в регламентированном виде можно найти во Всеобщей Исламской декларации прав человека, принятой 19 августа 1981 года. Данная декларация провозглашает права и свободы личности вне зависимости от половой принадлежности, за исключением некоторых положений, например как в ст. XX «Право Замужних Женщин», где четко очерчена граница между правами и обязанностями мужчины и женщины как супругов. Главной задачей этого документа является построение исламского миропорядка, который основывается на таких основополагающих принципах, как равенство и свобода: люди не делятся по социальному статусу, по расовой, национальной, половой, возрастной принадлежности [2]. В ст. І-ХІУ формулируются гражданские и политические права. Среди этих прав право на жизнь и на свободу. По ст. 2 предусматривается недопущение «ограничений права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона», а также то, что «любой человек и любой народ имеют неотъемлемое право на свободу во всех ее формах: физическую, культурную, экономическую и политическую и должны иметь право бороться всеми доступными способами против нарушения или отмены этого права. Любой угнетенный человек или народ имеют право на законную поддержку со стороны других лиц и народов в этой борьбе» [9, с. 94-104].
Затрагивая тему именно социально-правового положения женщин в данных документах, следует отметить, что в религиозных текстах последовательно провозглашается равен-
ство между мужчинами и женщинами в праве на жизнь, личную свободу, частную собственность, наследство, труд, образование и многое другое. В то же время физиологические различия между двумя полами соответствующим образом отражены в этих документах и религиозных текстах. Так, например, материнство, деторождение и кормление детей грудью являются исключительной привилегией женщины [1, с. 925]. Хотя ответственность за материальное обеспечение семьи целиком и полностью ложится на мужчину. Главенство мужчины в семье объясняется, в первую очередь, природными качествами, а затем уже материальными обязанностями мужа перед женой. Эти обязанности не сводятся сугубо к денежным расходам, поскольку муж обязан выполнять их даже тогда, когда женщина богата и не нуждается в его материальной помощи и обеспечении. Чаще всего именно это обстоятельство приводят в подтверждение того, что мусульманская женщина находится в зависимом положении от мужчины. Отношение к женщине со стороны мужчины строго контролируемо каноническими законами мусульманских стран. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. С теологической точки зрения, от женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность последующего поколения. Что касается участия женщин в общественной, культурной, образовательной и других сферах деятельности, оно допускается лишь при условии ненарушения норм и принципов Шариата и при наличии у нее свободного времени. Сегодня мусульманка занимает социально значимое место в исламском обществе: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, экономической, правовой, педагогической, врачебной деятельностью. Также становится ясно, что работа и учеба стали доступны мусульманским женщинам [7, с. 99-105]. В различных Сурах и Аятах Корана раскрываются женские права по отношению к браку, разводу, собственности, наследованию, воспитанию детей, сви-детельствованию [6, с. 23]. Женщина подобно мужчине получает долю из богатства и имущества, оставленных ей в наследство ее отцом, матерью, братом, сестрой, мужем и другими родственниками. Она может вести соци-
альную и экономическую деятельность, накоплять доходы, расходовать их по своему усмотрению [7]. Следует отметить наличие таких прав, как право на собственность; право наследования; право реализовать себя в обществе; право на получение образования и работу наравне с мужчиной; право выходить замуж только по собственному согласию; право на развод только по серьезной на то причине; право участвовать в политической жизни страны и мн.др. Еще одной характерной чертой мусульманского права является и то, что оно подробнейшим образом разъясняет семейные вопросы до самых мелочей, начиная от сватовства и до расторжения брака. Очень подробно описываются права замужней женщины, тщательно перечисляются ее возможности: жить в одном доме с мужем (с мужем и детьми или с мужем и детьми и еще вместе с остальными женами мужа); получать средства от супруга при их совместной жизни, а также ее обеспечение после развода и мн. др. Еще одним важным, интересным моментом является то, что Шариат не предписывает женщине заниматься тяжелым, физически непосильным трудом, более того, обязывает мужчину помогать ей по дому, если она не справляется одна с домашними обязанностями. В случае нарушения прав женщины она может подавать иски в судебные инстанции, также давать показания в суде. Во всех вышеперечисленных случаях мужчина не имеет право навязывать свое мнение [7].
В настоящее время в мусульманских странах (Афганистан, Иран, Индонезия, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Тунис и др.) действуют важнейшие международно-правовые акты, посвященные правам человека, в том числе правам женщины-мусульманки, о которых было упомянуто выше. Помимо Всеобщей Исламской декларации прав человека, важнейшими правовыми документами являются также Каирская декларация по правам в исламе, Этический кодекс исламской информации, Дакарская декларация и др. Благодаря этим утвержденным документам значительно расширился объем прав и свобод женщин-мусульманок [4, с. 46].
Тогда возникает вопрос: почему же дискуссии о социально-правовом положении женщин в мусульманских странах все еще продолжаются? Ответ вытекает из того, что не-
смотря на достигнутый общественный прогресс, экономическое развитие, политическое и духовное строение, общество не перестает опираться на привычные, традиционно сложившиеся устои, как раз ставящие женщину в ущемленное положение, поэтому возникает необходимость дальнейшего усовершенствования правовой системы для улучшения социально-правового положения женщин мусульманских стран, опираясь на нормативноправовые документы, декларации других стран и на положительный исторический опыт развития мусульманского общества.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Агзамова, Л. М. Роль и место женщины-матери в Исламе / Л. М. Агзамова // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14, N° 3. - С. 924-927.
2. Жданов, Н. В. Всеобщая исламская декларация прав человека / Н. В. Жданов // Исламская концепция миропорядка. - М. : Междунар. отношения, 2003. - С. 512-519.
3. Жданов, Н. В. Исламская концепция миропорядка / Н. В. Жданов. - М. : Междунар. отношения, 1991. - 216 с.
4. Искандарова, А. Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве / А. Р. Искандарова // История государства и права. - 2010. - № 3. - С. 44-46.
5. Курбанова, З. А. История развития правового регулирования семейно-брачных отношений в Республике Дагестан / З. А. Курбанова // Административный, арбитражный, гражданский процесс и конституционное судопроизводство: история развития и современность. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013 - С. 20-27.
6. Курбанова, З. А. Семейно-брачные отношения в Дагестане: ретроспектива и векторы развития / З. А. Курбанова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2013. - № 4 (21). - С. 100-103.
7. Образ женщины под сенью Ислама. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: Ы!р:// www.sharianet.ru. - Загл. с экрана.
8. Рафанди Фадаи, С. М. Имам Хомейни и женщина / С. М. Рафанди Фадаи // Имам Хомейни и духовное возрождение : материалы 6 Междунар. конгр., посвященного столетию со дня рождения Имама Хо-мейни. - М. : Гуманитарий, 2000. - С. 99-105.
9. Якупов, М. Т. Проблема свободы воли в Исламе / М. Т. Якупов // Известия УрГУ - 2009. -№3 (69). - С. 97-104.
REFERENCES
1. Agzamova L.M. Rol i mesto zhenshchiny-materi v Islame [The Role and Place of Woman -Mother in Islam]. VestnikBashkirskogo universiteta, 2009, vol. 14, no. 3. pp. 924-927.
2. Zhdanov N.V. Vseobshchaya Islamskaya deklaratsiya prav cheloveka [The Universal Islamic Declaration of Human Rights]. Islamskaya kontseptsiya miroporyadka [The Islamic Conception of Worldorder]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2003. pp. 512-519.
3. Zhdanov N.V. Islamskaya kontseptsiya miroporyadka [The Islamic Conception of Worldorder]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1991. 216 p.
4. Iskandarova A.R. K probleme pravovogo polozheniya zhenshchiny v musulmanskom gosudarstve [To the Problem of the Legal Status of Women in a Muslim State]. Istoriya gosudarstva i prava, 2010, no. 3. pp. 44-46.
5. Kurbanova Z.A. Istoriya razvitiya pravovogo regulirovaniya semeyno-brachnykh otnosheniy v Respublike Dagestan [The History of Development of Legal Regulation of Family and Conjugal Relations in the Republic of Dagestan]. Administrativnyy, arbitrazhnyy, grazhdanskiy protsess i konstitutsionnoe sudoproizvodstvo: istoriya razvitiya i sovremennost [Administrative, Arbitration, Civil Process and Constitutional Procedure: the History of Development and Modernity]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2013. pp. 20-27.
6. Kurbanova Z.A. Semeyno-brachnye otnosheniya v Dagestane: retrospektiva i vektory razvitiya [The Family and Conjugal Relations in Dagestan: Retrospective and Development Vectors]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5, Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence]. 2013, no. 4 (21), pp. 100-103.
7. Obraz zhenshchiny pod senyu Islama [The Image of Women Under the Shadow of Islam]. Available at: http://www.sharianet.ru.
8. Rafandi Fadai S.M. Imam Khomeyni i zhenshchina [Imam Khomeini and Woman]. Imam Khomeyni i dukhovnoe vozrozhdenie: Materialy 6 Mezhdunar. kongr., posvyashchennogo stoletiyu so dnya rozhdeniya Imama Khomeyni (Moskva, 9-10 marta) [Imam Khomeini and Spiritual Revival: Proceedings of the International Congress Dedicated to the Centenary of the Birth of Imam Khomeini]. Moscow, Gumanitariy Publ., 2000, pp. 99-105.
9. Yakupov M.T. Problema svobody voli v Islame [The Problem of Free Will in Islam]. Izvestiya UrGU, 2009, no. 3 (69), pp. 97-104.
SOCIAL AND LEGAL STATUS OF WOMEN IN MUSLIM SOCIETY
Sizov Yuriy Ivanovich
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Deputy Chairman of Volgograd Regional Duma,
Academician of International Academy of Management,
Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences,
Chairman of the Board of Trustees, Volgograd State University pr_sizov@volganet. ru
Prosp. Lenina, 9, 400098 Volgograd, Russian Federation
Kurbanova Zaynab Abulmuslimovna
Assistant, Department of Civil and Arbitration Process,
Master Student, Department of Constitutional and Municipal Law,
Volgograd State University [email protected], [email protected]
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The issue of rights and obligations and the status of women in countries professing the religion of Islam remains relevant up to date. It is not sufficiently studied and raised by the number of prejudices. Many Muslim scholars and jurists when touching upon this subject, extoll religious teachings and they also rely on their own Constitution and the Universal Islamic Declaration of human rights. However, they forget about the main problem -applying all those rights in practice. The article thoroughly examines this issue.
The article attempts to consider the legal and theological aspects of the rights and freedoms of women, typical for the majority of Muslim countries (Afghanistan, Iran, Indonesia, Lebanon, Saudi Arabia, Syria, Turkey, Tunisia, etc). The existing laws cited in the article show presence or absence of the status and rights of Muslim women. The article notes that the development of the idea of ensuring human rights all over the world influenced the legal consciousness of Muslim politicians, Imams, that in turn has led to the adoption and approval of legal documents and declarations aimed at improvement of social and legal and economic status of women. The author marks that in most Muslim countries, the rights of women need appropriate regulation, because, historically, women were always in more vulnerable position in comparison to men, and till today, few things have changed. The customary, pre-Islamic, traditional attitude towards the role and status of women has ingrained so deeply in the minds of Muslims, that even today, few of the representatives of this religion perform their duties specified in the Quran, the Islamic Declaration of human rights and other documents.
The research results can be used in teaching such academic disciplines as comparative law, history, sociology of law, micro-sociology of family, ethnography.
Key words: Universal Islamic Declaration of Human Rights, a Muslim woman, the Quran, social and legal status, customs.