Научная статья на тему 'Религиозно-педагогические аспекты семейного воспитания у мусульман'

Религиозно-педагогические аспекты семейного воспитания у мусульман Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1106
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСЛАМ / КОРАН / МУСУЛЬМАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА / RELIGIOUS-PEDAGOGICAL ASPECTS / FAMILY / FAMILY UPBRINGING / ISLAM / THE KORAN / MUSLIM VALUES / MORAL-SPIRITUAL BASIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алиева Бика Шапиевна, Омаров Омар Алиевич, Омарова Тамила Абдурашидовна

Раскрывается воспитательный потенциал традиционной народной педагогики народов Дагестана, ориентированной на ислам как учение, ценности исламской культуры в семейном воспитании. Анализируются общечеловеческие приоритеты воспитания, пути их реализации в духе ислама, особенности в соответствии с национальными представлениями и реалиями современной социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious-pedagogical aspects of Muslim family upbringing

There is divulged the educational potential of traditional public pedagogy of Dagestan people, oriented on Islam as doctrine, the values of Islam culture in family upbringing. There is analyzed the universal priorities in upbringing, the ways of their realization in the spirit of Islam, the peculiarities in correspondence with national presentation and realities of the contemporary sociocultural situation.

Текст научной работы на тему «Религиозно-педагогические аспекты семейного воспитания у мусульман»

Б.Ш. АЛИЕВА, О.А. ОМАРОВ,

Т.А. ОМАРОВА (Дагестан)

религиозно-педагогические аспекты семейного воспитания у мусульман

Раскрывается воспитательный потенциал традиционной народной педагогики народов Дагестана, ориентированной на ислам как учение, ценности исламской культуры в семейном воспитании. Анализируются общечеловеческие приоритеты воспитания, пути их реализации в духе ислама, особенности в соответствии с национальными представлениями и реалиями современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова: религиозно-педагогические аспекты, семья, семейное воспитание, ислам, Коран, мусульманские ценности, духовнонравственная основа.

В условиях экономической, политической нестабильности российского общества сохранение духовности, культуры, морали без религии затруднительно. Религия в кризисные годы общественного развития обладает некой компенсаторной функцией, замедляя размывание того или иного этноса, хотя, к сожалению, положительное влияние религии ослабляет массовое увлечение ею как модой.

Своеобразный религиозный ренессанс, произошедший в стране за последние десятилетия, вызвал большую религиозную активность населения. Массовый духовный подъем последних лет открыл широкие возможности для действенного влияния ислама на семейное воспитание. Как пишет в своей книге Р.М. Магомедов, в условиях распада, когда инфляция морали, культуры, права обгоняет инфляцию денег, исламское влияние в Дагестане могло бы стать серьезной опорой для укрепления единства нашего общества и возрождения нравственности [2].

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе в условиях глубокого кризиса, затронули и его религиозно-нравственные основы. Важно не только увидеть опасность социальных катаклизмов, нравственной опустошенности, усиления бездуховности, разрушения привычных устоев и нравственных ориентиров, но и предпринять меры, которые позволят уберечь общество и оградить подрас-

тающие поколения от морального опустошения и деградации. После любых общественных потрясений и нравственных трагедий общество выходит на новый виток своего бытия путем возвращения к своим истокам, их осмысления и широкого использования. Гениальный математик, ректор Казанского университета Н.И. Лобачевский в своей знаменитой речи «О важнейших предметах воспитания» высказал пророческое предостережение: «Мое мнение: ничего не уничтожать и все совершенствовать». Чрезвычайно созидательная конструктивная мысль, ибо совсем недавно было «разрушим до основания, а затем...», сейчас - то же самое.

ислам, имеющий многовековой социальный опыт, глубоко разработанную систему мусульманских ценностей, обладает огромным воспитательным потенциалом. особенно явно прослеживается это в семье. Этнопе-дагогические ценности горцев, сложившиеся в своеобразных природно-климатических и исторических условиях, позволили им не только выжить физически, но и сохранить самобытность и нравственное здоровье. Традиционная народная педагогика мусульманских народов Дагестана ориентировалась на следующие приоритеты:

• ценность знания для духовного развития и социального престижа человека;

• раннее нравственное воспитание, привитие в дошкольном детстве уважения к матери и старшим;

• ознакомление с историей рода и семьи, воспитание уважения к ней;

• трудолюбие и посильное участие детей в обустройстве быта, освоение народных ремесел и промыслов;

• гостеприимство и деликатность в межобщинных и особенно межнациональных отношениях;

• деятельная взаимопомощь в общине;

• традиции побратимства и куначества как основа укрепления мирных, гуманных межобщинных и межнациональных отношений.

Мусульманская религия регламентирует все стороны семейной жизни людей, исповедующих ислам, поэтому этнопеда-гогику дагестанской семьи нельзя рассматривать в отрыве от исламских ценностей, воспитательная ориентация которых не вызывает сомнений.

ислам выступает духовно-нравственной основой системы семейного воспитания. как

© Алиева Б.Ш, Омаров О.А., Омарова Т.А., 2009

известно, религия является составной частью самобытной культуры народа. Г.Н. Волков называет ее девятым из десяти суммирующихся этнопедагогических инвариантов (факторов). Десятій - пример-идеал (идея-символ, событие-символ, личность-символ), он суммирует все предыдущие в том числе и религию - со всеми святыми, их житиями, молитвами, песнопениями, проповедями, мусульманскими праздниками. Все это полнее всего представлено именно в семье.

Ислам как религия возник в начале VII в. Такие нравственные ценности дагестанского народа, как уважение к родителям, почитание старших, гостеприимство, дружба, любовь к Родине, труду и т.д. пришли из глубины веков. Общеизвестны имена Ибн-Сины, Улугбека, Аль-Фараби и многих других мусульманских ученых, труды которых вошли в мировую сокровищницу знаний. Свой вклад исламский мир внес и в воспитание, считавшееся важнейшим делом родителей, общества, государства. Недаром во всех низших образовательных исламских заведениях первейшее внимание уделялось именно вопросам нравственного характера.

кто в детстве не получит воспитанья,

не будет счастья в жизни знать потом;

Сгибай сырую палочку, как хочешь,

Сухую выпрямишь одним огнем.

Ислам, имеющий многовековой социальный опыт, тщательно разработанную систему воспитания, может и должен быть востребован образованием, прежде всего в мусульманском мире россии, где так долго властвовал воинствующий атеизм. Именно к нашим современникам обращена следующая притча, повествующая о детях и родителях: «Жила в одном ауле семья трудолюбивая, было много детей, были уже и внуки. Отец семейства состарился и видел, что лишен внимания своих домочадцев. Говорит он однажды своему сыну: “Возьми корзину, посади меня в нее и отнеси в горы, я там доживу свои последние дни”. Сын некоторое время колебался, затем взял корзину, посадил отца и отнес в горы. Трогательным было расставание сына с отцом. когда сын начал спускаться с горы, отец крикнул ему вслед: “Сынок, ты что-то забыл”. Сын осмотрелся - вроде все на месте и спросил: “Что я забыл, отец?” И услышал: “Корзину, сынок. Она тебе еще пригодится”». Ведь его тоже в этой же самой корзине принесут в горы, а может, сбросят в горную пропасть. Есть аналогичная притча у Толстого (там старика кормят из лохани), есть и у чувашей

(вместо корзины - санки, вместо гор - глубокий овраг). Здесь речь идет об общечеловеческих ценностях, оформленных в соответствии с национальными представлениями.

Воспитание духовности, уважение к религиозным ценностям, знакомство с философскими учениями - все это предопределяет наше обращение к исламской и христианской культурам. нужен не отказ от знакомства с Библией и Кораном, а их изучение, позволяющее обогатить воспитательный процесс. Говоря об исламе, следует подчеркнуть, что в нем, как и в других вероучениях, совесть является основой человеческих взаимоотношений, для которых должна быть характерна честность, правдивость, ответственность, доброта. Мусульманин совестлив перед самим собой, обществом, Аллахом. В мусульманских семьях, следующих Корану, господствуют уважение и верность. Издревле исламское общество не принимало плутовства, бесчестия, обмана, неблагодарности, неуважения к старшим. Характеру истинного мусульманина всегда были присущи такие черты, как справедливость и умение прощать. В священном Коране это подтверждается такими изречениями: «Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд» (сура «Преграда», аят 198).

Педагогический потенциал ислама для семейного воспитания огромен. И Коран для мусульманина, так же как Библия для христианина, является настольной книгой в воспитании и самовоспитании, быть может, и в перевоспитании. Священные книги важны и для неверующих, но верящих.

Для одних людей Коран - это обращенная к человеку священная книга, проникнутая глубочайшим нравственным смыслом, насыщенная моральными заповедями, поучениями, имеющая непреходящее значение для уверовавшего в ислам. Для других - памятник мировой культуры, шедевр эстетикофилософской мысли, неисчерпаемый источник творчества. Многое их - верующих и верящих - разъединяет, но есть и нечто общее. Это признание духовных начал, по которым должна строиться жизнь человека, его судьба, которую он выбирает сам.

Огромным воспитательным потенциалом обладает священная книга Коран. В одной из сур Корана (обращение Аллаха с наставлением и предписаниями к человечеству через своего посланника и Пророка Мухаммада), записано: «Самый совершенный из верующих тот, кто лучше всех ведет себя с женой, кто добрее всех к жене», «Не мучайте своих женщин!

Они поручены вам Всевышним. Будьте к ним снисходительны, делайте им добро!».

Семья в Дагестане в основной своей массе впитывает исламскую культуру. Она исстари основывалась на важнейших чертах, присущих большинству дагестанских семей: на ее самобытности, верности супругов в браке, любви и всесторонней заботе о детях и родителях, поддержании добрых родственных отношений, тухумных связях. Жесткое ролевое поведение, сложившееся исторически, в дагестанских семьях помогает избегать конфликтов. Как отмечал Н.А Бердяев, семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. Семья - это иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении [1].

В исламской истории есть замечательные примеры из жизни мусульманских женщин, права которых ислам гарантировал, обеспечив им достойную жизнь. Абу Дауд в своей книге «Ас-Сунан» («Предания») рассказал, что Умм Хани, дочь Абу Талиба, защитила одного мужчину из многобожников в день взятия Мекки. Она пришла к Пророку и рассказала ему об этом. И Пророк сказал: «Мы защищаем того, кого защитила ты, и даем безопасность тому, кого ты обезопасила».

Слово «мааруф» (в данном случае означает «доброе дело») несколько раз повторяется в Коране в контексте брака и развода. Ибо женщина - это создание, которое зависит от мужчины, и мужчина должен заботиться о ней, творить добро для нее и не создавать трудностей. В этой связи Всевышний говорит: «И когда вы дали развод своим женам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому или отпускайте согласно принятому» (Корова, 231). А также Всевышний сказал: «И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость очевидную. Если же вы чувствуете к ним отвращение, то, может быть, вам не нравится что-либо, а Аллах устроил в этом великое благо» (Женщины, 19). Таких аятов, побуждающих творить доброе женщинам и беречь их, много.

Яхья аль-Муаллими подсчитал, что слово «мааруф» повторяется в суре «Корова» (в аятах от 231-го по 236-й) 11 раз. Это показывает, что ислам заботится о женщине и стремится защитить ее от угнетения, которому она подвергалась в доисламские времена. Между прочим, все это касается женщины-матери и означает защиту семьи и детей. Сказал Всевышний: «Воистину, мусульмане и мусульманки, верующие и верующие, об-

ратившиеся и обратившиеся, верные и верные, терпеливые и терпеливые, покорные и покорные, дающие те и другие милостыню, вместе постящиеся, хранящие свое целомудрие и хранящие, поминающие и поминающая Аллаха, - уготовил им Аллах прощение и великую награду» (Сонмы, 35).

Физические желания, освященные узами брака, не являются грехом. Мужчина и женщина живут в браке счастливой жизнью, вдали от опасных ловушек разврата и блуда - источников несчастья. Этим самым ислам поставил преграду чувственной похоти, ибо Аллах разрешил законную связь между своими рабами. Ислам разрешил многоженство ради сбережения от греха как мужчины, так и женщины. Даже некоторые противники ислама признают благотворное влияние его положений, легализующих многоженство. Эти положения сохранили исламский мир от массовой проституции. Как было отмечено в одном статистическом сборнике ООн, в исламских странах в меньшей степени распространена проституция благодаря допущению многоженства. Ислам разрешил многоженство при условии справедливого отношения к женам. Сказал Всевышний: «Женитесь на женщинах, приятных вам - на двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной» (Женщины, 3).

Ислам не предписывает женщине порывать со своими родными, как это делалось в прошлом у многих народов. наоборот, он повелевает ей поддерживать с ними связь. Всевышний сказал: «Приходите, я прочитаю то, что запретил вам ваш Господь: чтоб вы не придавали Ему ничего в сотоварищи: к родителям - добродеяние» (Скот, 151). Как видим, Аллах здесь связал недобродеяние к родителям с многобожием, причислив и то и другое к недозволенным вещам. Женщина имеет право навещать своих родственников и ближних, узнавать, как они живут, ибо они воспитывали ее до замужества.

Ислам повелел женщине быть скромной и целомудренной. Всевышний сказал: «не будьте мягки в словах, чтобы не возжелал вас тот, в чьем сердце болезнь, и говорите хорошим разговором» (Сонмы, 32). Ислам поощряет многодетность. но вместе с тем позволяет ограничивать рождаемость детей в силу определенных обстоятельств. например, если родители не в состоянии дать правильное воспитание детям в связи с многочисленностью семьи или бедственным финансовым положением. Также одной из причин может быть слабое здоровье женщины. некоторые мусульманские

правоведы считают, что в этих случаях ограничить рождаемость даже желательно. А согласно точке зрения имама аль-Газали, ограничение рождаемости допускается даже в том случае, если женщина боится потерять свою красоту, что тоже заслуживает внимания.

Итак, муж и жена знают свои конкретные права и обязанности, соблюдение которых гарантировано совестью и законом. Ведь нарушение прав жены - это пренебрежение наказами Пророка, нарушение законов Аллаха, что идет вразрез с совестью и верой настоящего мусульманина. Одновременно шариат, не идеализируя отношения верующих, реально охраняет права жены посредством закона, и это, как ничто другое, способствует сохранению толерантности в семье.

Супружество - это брачный союз между мужчиной и женщиной, который зиждется на любви, нежности, гармонии и общих интересах. Когда мы говорим о браке, то подразумеваем и семью - наиважнейший социальный институт, ячейку общества, в рамках которой осуществляются социальное существование людей, воспроизводство, воспитание и социализация новых поколений. Распад семьи - это трагедия для всего общества, чреватая психологическими травмами, беспризорными детьми, ростом бедности, детской преступностью и многим другим.

В прошлом этикет не позволял супругам называть друг друга по имени, употреблять ласковые эпитеты. Женщина не могла сидеть вместе с мужем за столом, не могла идти рядом с ним по улице. Направляясь куда-нибудь с мужем вместе, она должна была всегда «в знак почтения» следовать позади. Приветствовать гостей, принимать участие в их трапезе, вести с ними беседу мог только мужчина. Строго осуждалось малейшее проявление на глазах других внимания, заботы супругов друг о друге. Теперь, напротив, такое проявление считается хорошим тоном и показателем высокого уровня этической культуры и воспитания, что сказывается и на воспитании детей.

В настоящее время во многих дагестанских семьях главой семьи выступает женщина. Основная масса женщин, которые считаются главами семей, - вдовы, разведенные и матери-одиночки. В некоторых семьях главой семьи в силу старой традиции выступает пожилая женщина-мать при наличии у нее даже женатого сына. Неред-

ки случаи, когда главенство мужа носит чисто формальный характер, за которым скрывается фактическое равноправие супругов во всех сферах семейной жизни.

«Вся нравственность и вырастает из чувства стыда» - эти слова В.С. Соловьева вполне отражают содержательную сущность исламской культуры. Стыду присуще формальное начало долга, и только исполненный долг ведет к благу; у него есть цель - цельность личности (целомудрие), а человеческая цельность - это и есть норма средневековой этики; именно она очерчивает границы «недолжного, или греха» [3].

Стыд развивается в совесть, в чувство собственного достоинства (честь), в аскетизм. Жалость порождает альтруизм, справедливость и милосердие - с теми же степенями повышения качества, что зависят уже от возраста, положения в обществе и личных способностей человека. Кругами от этих добродетелей идут производные: великодушие, бескорыстие, терпеливость... щедрость, терпимость, правда...

Ислам в контексте государственного образования и семьи как социального института, в контексте мировой культуры можно рассматривать как нравственно-культурную ценность и духовное богатство человечества.

Литература

1. Бердяев Н.А. Размышления об эросе / Н.А. Бердяев // Эрос и личность. М., 1989.

2. Магомедов Р.М. Дагестан: исторические этюды / Р.М. Магомедов. Махачкала: ГУП «Дагкнигоиздат», 2001. 568 с.

3. Соловьев В.С. Духовные основы жизни / В.С. Соловьев. 3-е изд. Спб., 1897. 177 с.

Religious-pedagogical aspects of Muslim family upbringing

There is divulged the educational potential of traditional public pedagogy of Dagestan people, oriented on Islam as doctrine, the values of Islam culture in family upbringing. There is analyzed the universal priorities in upbringing, the ways of their realization in the spirit of Islam, the peculiarities in correspondence with national presentation and realities of the contemporary sociocultural situation.

Key words: religious-pedagogical aspects, family, family upbringing, Islam, The Koran, Muslim values, moral-spiritual basis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.