Научная статья на тему 'Роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников'

Роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СЕМЬЯ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN / FAMILY / JOINT ACTIVITY OF THE TEACHER AND FAMILY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертякова Эльвира Фаритовна, Забродина Инга Викторовна, Колодкина Александра Валерьевна

В статье рассматривается этнокультурное развитие младших школьников в семье. Этнокультурное развитие способствует воспитанию любви к своей стране, своему народу, учит сохранять, уважать и чтить традиции своей культуры и культуры других народов. Деятельность педагога направлена на формирование сотрудничества с семьями обучающихся. Разработанная система работы с семьей направлена на повышение уровня этнокультурного развития младших школьников, включает программу внеурочной деятельности «Россия страна моя родная». Цель программы воспитание личности, обладающей этнокультурной осведомленностью, способной к позитивному эмоционально-ценностному и уважительно-толерантному отношению к этносам и их культурам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вертякова Эльвира Фаритовна, Забродина Инга Викторовна, Колодкина Александра Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of family in the ethno-cultural development of junior schoolchildren

The article discusses the ethno-cultural development of the younger students in the family. Ethno-cultural development contributes to the cultivation of love for the country, people, it teaches to preserve, respect and honor the traditions of the culture and culture of other nations. The activity of the teacher is aimed at formation of the cooperation with the families of students. The developed system of work with the family, aimed at raising the level of ethnocultural development of the younger schoolchildren, includes the program of extracurricular activities “Russia is my dear country”. The goal of the program is to educate a person with ethno-cultural awareness, ability to have the positive emotional, axiological and respectful-tolerant attitude towards the ethnic groups and their culture.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников»

50

39

0

2

20

n

1. Куобах

4. Мас тардыьыыта 7. Хапса5ай

2. Кылыы

5. Буур 8. Муьэ

3. Тустуу

6. Атаралыы ыстаныы 9. Тутум

Рисунок 1 - Результаты исследования владения и знания спортивной терминологии якутских видов спорта у

студентов вуза

Проведенное исследование раскрыло недостаточное владение спортивными терминами якутских национальных видов спорта и упражнений у студентов 1 курсов. По программе, утвержденной Министерством образования РС(Я) в 1992 году в начальных классах были внедрены национальные игры и упражнения народов Севера. Составлены образовательные программы в дошкольных и общеобразовательных школах с учетом региональных и национальных особенностей республики. Таким образом, проведенное исследование указало на низкие показатели знания, владения терминов указывают на необходимость разработки учебно- методических пособий по терминологии, описании не только на якутском, но и на других языках для доступности студентам разных национальностей обучающихся в университете.

1. Стручкова, Я.В. Метафора как наиболее продуктивный способ образования спортивных терминов (на материале якутского языка) / Я.В. Стручкова // XX Открытая конференция студентов-филологов СПбГУ, Санкт-Петербург, 17-21 апреля 2017 г. : тезисы докладов - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2017. - Режим доступа : http://conference-spbu.ru/en/confer-епсе/37/герог18/6655 (дата обращения: 01.06.2019).

2. Хомподоева, М.В. Современное состояние терминологии национальных видов спорта коренных народов Якутии и пути ее совершенствования / М.В. Хомподоева, М.И. Борохин // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 61-63.

1. Struchkov, I.V. (2017), "Metaphor as the most productive way to form sports terms (on the basis of the Yakut language)", XXOpen Conference of Philology Students, St. Petersburg State University, available at: http://conference-spbu.ru/en/conference/37/reports/6655.

2. Hompodoeva, M.V. and Borokhin, M.B. (2014) "The current state of the terminology of national sports of indigenous peoples of Yakutia and the ways to improve it", Bulletin of sports science, No. 2, pp. 61-63.

Контактная информация: vasmariiv@mail.ru

УДК 371.398

РОЛЬ СЕМЬИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Эльвира Фаритовна Вертякова, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Валерьевна Колодкина, магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск

Аннотация

В статье рассматривается этнокультурное развитие младших школьников в семье. Этнокультурное развитие способствует воспитанию любви к своей стране, своему народу, учит

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

Статья поступила в редакцию 30.05.2019

сохранять, уважать и чтить традиции своей культуры и культуры других народов. Деятельность педагога направлена на формирование сотрудничества с семьями обучающихся. Разработанная система работы с семьей направлена на повышение уровня этнокультурного развития младших школьников, включает программу внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная». Цель программы - воспитание личности, обладающей этнокультурной осведомленностью, способной к позитивному эмоционально-ценностному и уважительно-толерантному отношению к этносам и их культурам.

Ключевые слова: этнокультурное развитие младших школьников, семья, совместная деятельность педагога и семьи, внеурочная деятельность, диагностика.

ROLE OF FAMILY IN THE ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT OF JUNIOR

SCHOOLCHILDREN

Elvira Faritovna Vertyakova, the candidate of pedagogic sciences, Inga Viktorovna Zabrodina, the candidate of pedagogic sciences, Alexandra Valerievna Kolodkina, the master student, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article discusses the ethno-cultural development of the younger students in the family. Ethno-cultural development contributes to the cultivation of love for the country, people, it teaches to preserve, respect and honor the traditions of the culture and culture of other nations. The activity of the teacher is aimed at formation of the cooperation with the families of students. The developed sy stem of work with the family, aimed at raising the level of ethnocultural development of the younger schoolchildren, includes the program of extracurricular activities "Russia is my dear country". The goal of the program is to educate a person with ethno-cultural awareness, ability to have the positive emotional, axiological and respectful-tolerant attitude towards the ethnic groups and their culture.

Keywords: ethno-cultural development ofjunior schoolchildren, family, joint activity of the teacher and family, extracurricular activities, assessment.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из ценностных ориентиров ФГОС НОО, опирающийся на системно-деятель-ностный подход, является активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху [1]. Сохранение национальной культуры, своей идентичности и традиций своего народа с одновременным освоением ценностей мировой культуры - эти вопросы решает этнокультурное образование [3].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретический анализ литературы показал, что этнокультурное образование рассматривается как важное средство духовного развития личности, ее ведущих творческих качеств. Вопросы использования этнокультурных традиций, народного фольклора как воспитательных средств достаточно полно освещены в работах В.Ф. Афанасьева, Э.Ф. Вертя-ковой, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, А.Э. Измайлова, З.Г. Нигматова, К.Ш. Нурлановой, В.И. Суханова, Я.И. Ханбикова и др. Идеи реализации этнических традиций и процесса воспитания в народной педагогике раскрываются в трудах Г.С. Виноградова, В.С. Куку -шина и др. По определению Э.Ф. Вертяковой, «этнокультура - это культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-эстетических нормах, в образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе этноса» [2].

Цель этнокультурного воспитания в семье - приобретение детьми понимания смысла жизни, выработка жизненных позиций с детских лет. Определить пути развития

личности ребенка, сформировать первоначальные представления о культуре своего народа и страны призвана семья, являющаяся первоосновой, жизненно необходимой социальной средой.

Учителю важно оказать помощь семьям обучающихся в привитии детям уважения и любви к национальной культуре, искусству и мастерству своих предков, в воспитании в них чувства личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, обычаев и традиций народа. Деятельность педагога должна быть направлена на формирование сотрудничества с семьями обучающихся, тесного взаимодействия с их родителями.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу и изучив опыт педагогических деятелей по проблеме исследования, мы разработали систему работы с семьей, которая направлена на повышение уровня этнокультурного развития младших школьников. Эта система включает программу внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная». Она разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Целью программы стало приобщение родителей к осуществлению этнокультурного развития младших школьников и повышение уровня этнокультурного развития средствами семейного воспитания. Задачи программы: приобщить родителей к осуществлению этнокультурного развития младших школьников; воспитать эмоционально-ценностное отношения к языку и культуре своего народа, семейным ценностям и традициям, а также уважительно-толерантное отношение к истории, языку, культуре, образу жизни народов России; формировать социально-ответственное поведение, предполагающее гуманное отношение к разным народам и их культурам.

Программа внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная», включает в себя четыре раздела: «Моя малая и большая Родина», «История народов России», «Жизнь, быт и традиции народов России», «Единство народов России». Темы всех занятий взаимосвязаны и направлены, с одной стороны, на изучение своеобразия культур разных народов России, с другой стороны, на подготовку младших школьников к межкультурному общению и взаимодействию, к социализации в поликультурном социуме. Программа составляет 36 часов и рассчитана на 1 учебный год.

Работа в рамках программы способствует включению младших школьников, педагогических работников, родителей в активную этнокультурную деятельность, происходящую в тесном взаимодействии друг с другом. Данная программа способствует приобретению этнокультурных представлений, понятий и знаний, усвоению этнокультурных норм, формированию этнокультурной осведомленности в рамках тесного взаимодействия школы и семьи. Этнокультурный опыт, полученный во внеурочной деятельности, помогает сформировать прочный пласт этнокультурных знаний младших школьников и их родителей.

Для выявления этнокультурных представлений и знаний учащихся и их родителей, а также наличия эмоционально-ценностного и уважительно-толерантного отношения к представителям разных народов и их культурам, были проведены диагностические методики: «Адаптированной анкете для учащихся начальных классов и родителей» (Е.А. Ан-гархаевой, С.В. Мажаренко, Т.В. Поштаревой, Т.К. Солодухиной); «Анкета «Родной край и родная страна» для младших школьников (С.Н. Черябкиной); комплекс игровых диагностических заданий «Знатоки» (Т. К. Солодухиной).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняло участие 30 учащихся четвертых классов г. Челябинска и 54 родителя (26 человек ЭГ) и (28 человек КГ) Для проверки эффективности гипотезы исследования были сформированы две группы: контрольная (15 детей КГ) и экспериментальная (15 детей ЭГ).

На рисунке 1 представлены обобщенные результаты исследования, отражающие уровень этнокультурного развития учащихся четвертых классов КГ и ЭГ до и после реализации программы.

80

55,3

59,6

60

40

20

0

ЭГ до

ЭГ после

КГ до

КГ после

Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рисунок 1 - Уровни этнокультурного развития младших школьников контрольной и экспериментальной групп

до и после внедрения программы, в %

Данные рисунка 1 позволяют увидеть среднее значение полученных результатов по каждому уровню этнокультурного развития учащихся по каждой диагностической методике. Усредненный показатель высокого уровня этнокультурного развития в ЭГ увеличился на 18% (с 6,6% до 24,6%), а в КГ - на 4,3% (с 9% до 13,3%). Усредненный показатель среднего уровня в ЭГ увеличился на 6,7% (с 48,6% до 55,3%), в КГ - на 3,3% (с 53,3% до 59,6%). Усредненный показатель низкого уровня в ЭГ уменьшился на 24,6% (с 44,6% до 20%), в КГ - на 10,6% (с 37,6% до 27%).

Обобщенные данные по диагностической методике, проведенной для родителей (ЭГ) и (КГ) до и после экспериментальной работы позволяет увидеть, что результаты значительно улучшились в ЭГ, где на 33% уменьшился показатель низкого уровня этнокультурного развития (с 33% до 0%), остался прежним средний уровень (47%), на 33% увеличился показатель высокого уровня (с 20% до 53%). В КГ положительные изменения заметны меньше: низкий уровень уменьшился на 20% (с 33% до 13%), средний уровень увеличился на 7% (с 40% до 47%), высокий уровень увеличился на 13% (с 27% до 40%).

На основании изложенного можем сделать вывод, что работа педагога по программе внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная» положительно влияет на этнокультурное развитие младших школьников с участием в этом процессе их семей.

1. Солдатова, Г.У О смыслах понятия «толерантность» / Г.У. Солдатова, А.Г. Асмолов, Л. А. Шайгерова // Век толерантности : научно-публицистический вестник. - 2001. - № 1-2. - С. 8-18.

2. Вертякова, Э.Ф. Теоретическое обоснование воспитания этнокультурных отношений в поликультурном образовании : монография / Э.Ф. Вертякова. - М. : [б.и.], 2009. - 205 с.

3. Чернышева, Н.С. Развитие этнической идентичности школьников / Н.С. Чернышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 103-112.

1. Soldatova, G.U., Asmolov, A.G. and Shaigerova, L.A (2001), On the meanings of the concept of "tolerance", Century of Tolerance: Scientific Journalism Bulletin, No. 1-2, pp. 8-18.

2. Vertyakova, E.F. (2009), Theoretical substantiation of the education of ethno-cultural relations in multicultural education: monograph, Moscow.

3. Chernysheva, N.S. (2010), Development of the ethnic identity of schoolchildren, News of the Herzen Russian State Pedagogical University, No. 125, pp. 103-112.

Контактная информация: vertyakovaef@cspu.ru

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

Статья поступила в редакцию 03.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.