Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗУ МАТЕРИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗУ МАТЕРИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ОБРАЗ МАТЕРИ / ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нужнова Наталья Михайловна, Аджакавова Ангелина Владиславовна

В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к образу матери у младших школьников. Особое внимание уделяется работе учителя в решении задач духовно-нравственного воспитания в начальном образовании, представляющаяся достаточно сложным и ответственным процессом. Авторы полагают, что необходимо содержательно расширять и обогащать тематические рамки воспитательных мероприятий во внеурочной деятельности. Разработанный проект цикла внеурочных занятий с младшими школьниками с включением их в активные формы работы: классные часы, литературные встречи, вебинары, коллективно-творческие дела, комплексные игры, выставки, праздники, родительские встречи, будут способствовать формированию особого осознанного ценностного отношения к образу матери. Аналитический обзор специальной литературы по изучаемой проблеме, констатирующий этап экспериментальной работы, частичная апробация проекта и наблюдение явились основными методами педагогического исследования. Результатами статьи стало: уточнение понимания категории «образа матери», обоснование воспитательной ценности формирования особого отношения младших школьников к образу матери; разработка программы диагностического исследования в соответствии с избранной структурой, анализ некоторых результатов педагогической диагностики; разработка цикла внеурочных занятий для начальной школы в контексте избранной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нужнова Наталья Михайловна, Аджакавова Ангелина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TOWARDS THE IMAGE OF THE MOTHER IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article examines the problem of forming a value attitude towards the image of the mother in younger schoolchildren. Particular attention is paid to the teacher's work in solving the problems of spiritual and moral education in primary education which seems to be a rather complex and responsible process. The authors believe that it is necessary to expand and enrich the thematic framework of educational activities in extracurricular activities significantly. The developed project of extracurricular activities cycle with younger schoolchildren with their inclusion in active forms of work: class hours, literary meetings, webinars, collective creative affairs, complex games, exhibitions, holidays, parenting meetings, will contribute to the formation of a special conscious value attitude towards the image of the mother. An analytical review of special literature on the problem under study, stating the stage of experimental work, partial approbation of the project and observation were the main methods of pedagogical research. The results of the article were: clarification of the understanding of the category of “mother’s image”, substantiation of the educational value of forming a special attitude of primary schoolchildren to the mother's image; development of a diagnostic research program in accordance with the chosen structure, analysis of some results of pedagogical diagnostics; development of a cycle of extracurricular activities for primary school in the context of the selected problems.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗУ МАТЕРИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

11. Starceva M.A. Sovremennaja koncepcija tehnologicheskoj podgotovki shkol'nikov v uslovijah osnovnogo obshhego obrazovanija [The modern concept of technological training of schoolchildren in the conditions of basic general education]. VestnikShadrinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2021, no. 3 (51), pp. 66-70.

12. Stepanova L.N., Zeer Je.F. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosushhestvlenija studentov [Soft skills as predictors of life self-realization of students]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2019, vol. 21, no. 8, pp. 65-88. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-kak-prediktory-zhiznennogo-samoosuschestvleniya-studentov/viewer (Accessed 02.02.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

М.С. Митяева, студентка 361 группы, факультета технологии и предпринимательства, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль Технология», профиль «Изобразительное искусство»), ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: masha.mitiaewa@gmail.com, ORCID: 0000-0002-2587-1238.

М.А. Старцева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионально-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ma.startseva@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9013-4958.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

M.S. Mityaeva, 3rd year Undergraduate Student, field of study 44.03.05 Pedagogical education (profile "Technology", "Fine Arts"), Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: masha.mitiaewa@gmail.com, ORCID: 00000002-2587-1238.

M.A. Startseva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: ma.startseva@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9013-4958.

УДК 373.3.032 DOI: 10.52772/25420291_2022_1_48

Наталья Михайловна Нужнова, Ангелина Владиславовна Аджакавова

г. Санкт-Петербург

Формирование ценностного отношения к образу матери у младших школьников

В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к образу матери у младших школьников. Особое внимание уделяется работе учителя в решении задач духовно-нравственного воспитания в начальном образовании, представляющаяся достаточно сложным и ответственным процессом. Авторы полагают, что необходимо содержательно расширять и обогащать тематические рамки воспитательных мероприятий во внеурочной деятельности. Разработанный проект цикла внеурочных занятий с младшими школьниками с включением их в активные формы работы: классные часы, литературные встречи, вебинары, коллективно-творческие дела, комплексные игры, выставки, праздники, родительские встречи, будут способствовать формированию особого осознанного ценностного отношения к образу матери.

Аналитический обзор специальной литературы по изучаемой проблеме, констатирующий этап экспериментальной работы, частичная апробация проекта и наблюдение явились основными методами педагогического исследования.

Результатами статьи стало: уточнение понимания категории «образа матери», обоснование воспитательной ценности формирования особого отношения младших школьников к образу матери; разработка программы диагностического исследования в соответствии с избранной структурой, анализ некоторых результатов педагогической диагностики; разработка цикла внеурочных занятий для начальной школы в контексте избранной проблематики.

Ключевые слова: ценностное отношение младших школьников, образ матери, воспитание во внеурочной деятельности.

Natalia Mikhailovna Nuzhnova, Angelina Vladislavovna Adjakavova

St. Petersburg

Formation of a value attitude towards the image of the mother in younger schoolchildren

The article examines the problem of forming a value attitude towards the image of the mother in younger schoolchildren. Particular attention is paid to the teacher's work in solving the problems of spiritual and moral education in primary education which seems to be a rather complex and responsible process. The authors believe that it is necessary to expand and enrich the thematic framework of educational activities in extracurricular activities significantly. The developed project of extracurricular activities cycle with younger schoolchildren with their inclusion in active forms of work: class hours, literary meetings, webi-nars, collective creative affairs, complex games, exhibitions, holidays, parenting meetings, will contribute to the formation of a special conscious value attitude towards the image of the mother.

An analytical review of special literature on the problem under study, stating the stage of experimental work, partial approbation of the project and observation were the main methods of pedagogical research.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022_2542-0291

The results of the article were: clarification of the understanding of the category of "mother's image", substantiation of the educational value of forming a special attitude of primary schoolchildren to the mother's image; development of a diagnostic research program in accordance with the chosen structure, analysis of some results of pedagogical diagnostics; development of a cycle of extracurricular activities for primary school in the context of the selected problems.

Keywords: value attitude of junior schoolchildren, mother's image, upbringing in extracurricular activities.

Введение

В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой реализации ФГОС, определены фундаментальные социальные и педагогические понятия, формирование которых обеспечивает эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач [1]. Этот документ представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации, такими как семья, школа, учреждения дополнительного образования и т.д.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацеливает работу учителя на становление личности обучающегося, уважающего и принимающего ценности семьи и общества [7].

Включение в содержание воспитательного процесса знаний о ценности того или иного образа позволят расширить круг представлений ребенка об образе матери. С образом матери ассоциируются важные для развития ребенка качества: милосердие, доброта, душевность, уважение к старшим, терпимость, жертвенность, мудрость, сочувствие. Сила материнской любви дает утешение человеку всю жизнь.

Образ матери влияет на становление гендер-ных убеждений и различий в воспитании детей, а также на становление материнства у будущих мам. Ребенок смотрит, прежде всего, на образ собственной матери, на ее межличностные взаимоотношения с близкими, проецирует его на себя для будущей жизни - это развивает материнские качества у девочек как будущих матерей, способствует уважительному отношению мальчиков к матери как к женщине, будущих мужчин.

Проблема детско-родительских отношений, в том числе вопросы формирования ценностного отношения к образу матери становилась предметом изучения многих ученых, педагогов в разные годы (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Л.Б. Шнейдер, С.Л. Рубинштейн и другие) и до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.

Цель исследования: выявить ценностное отношение к образу матери у младших школьников

и условия его формирования во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования:

1. Ценностное отношение младших школьников представляет собой сложную структуру, которая включает в себя различные компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотиваци-онно-поведенческий.

2. Процесс формирования ценностного отношения к образу матери у младших школьников в начальной школе может быть успешен при соблюдении следующих условий: отборе методов, форм и принципов работы для образовательного и воспитательного процесса; учете данных диагностики ценностного отношения к образу матери младших школьников в соответствии с ее структурой; проектирования цикла занятий внеурочной деятельности в начальной школе, основанных на игровых, литературных и других материалах.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования.

2. Уточнить понятия «ценность», «ценностное отношение» и определить их структуру.

3. Разработать и реализовать диагностическую программу исследования.

4. Выявить особенности и условия формирования ценностного отношения к образу матери у младших школьников во внеурочной деятельности.

5. Разработать программу цикла мероприятий внеурочной деятельности, направленных на формирование ценностного отношения к образу матери у младших школьников во внеурочной деятельности.

Исследовательская часть

Одной из наиболее важных задач в процессе обучения и воспитания является формирование системы ценностей у младших школьников. Этот процесс долговременный и требует организованных и согласованных действий со стороны учителя и семьи. Ценности в сфере педагогики выступают как форма познавательной активности в виде представлений, идеалов, образов, норм и правил.

В определении Н.Е. Щурковой, «ценностное отношение - это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всём своём социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни и общества и отдельного человека» [8]. В понимании П.И. Пидкасистого, «ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание», но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений,

таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство», когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни» [6].

В своем исследовании мы рассмотрим систему ценностных отношений к образу матери с опорой на модель структуры отношений В.Н. Мя-сищева, где «отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях» [2]. Эта структура ученым представлена в трех компонентах:

Когнитивный компонент (познавательный) -«отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом». Здесь важно познание объектов среды, людей и самого себя.

Эмоционально-ценностный компонент -«эмоция как целостная реакция личности выражает и формирует эмоциональное отношение... Целостность в эмоции выражается единством множественных способов проявления отношения организма к внешнему объекту и глубокими изменениями всей внутрисоматической динамики в связи со значимостью объекта, вызывающего у человека эмоцию». Формирование эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе посредством эмоции.

Мотивационно-поведенческий (волевой) компонент - это когда «об отношении судят по действиям, поскольку действия и отношения представляют единство процессуального и потенциального... Они представляют потенциальную характеристику человека, реально раскрывающегося и в целостном поведении или деятельности, и в отдельных реакциях или действиях».

В младшем школьном возрасте особое значение приобретают взгляды и убеждения родителей в воспитании ребенка, характеризующие самих родителей как субъектов воспитания, где образ матери в этих отношениях является главным звеном, поскольку мать - дает жизнь ребенку.

Уточняя понимание образа матери, мы полагаем, что это первый образ, который предстает перед ребенком при рождении, далее сопровождает в процессе его развития, при формировании его личностных качеств и остается значимым для уже взрослого человека на протяжении всей его последующей жизни. Однако, представление об образе матери может заключаться не столько в контексте понимания значимости феномена «Мать и ее дитя», сколько в многогранности своего образа, имеющего и символические значения:

1. Мать - личная святыня ребенка. У каждого своя, единственная.

2. Мать Сыра Земля - образ земли в славянской мифологии, земля считается матерью всего живого, кормилицей и хранительницей.

50

3. Мать - природа, когда может проявляться милостиво, а когда и жестоко.

4. Мать - Родина - «Родина - мать зовет!» -памятник, вселяющий в людей силу и веру. Ассоциация войны ради матери (своей Родины, близких людей). К Родине испытываешь такие чувства, что и к своей матери.

5. Матерь Божья - образ Богородицы - давшая жизнь Христу и, следствие, всему живому.

В начальной школе важна работа учителя по формированию ценностного отношения к образу матери у младших школьников, как в процессе учебной, так и во внеурочной деятельности.

На уроках литературного чтения, к примеру по изучению произведений А. Барто «Разлука», Г. Цы-ферова «Как стать большим?», Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», А. Каралийчева «Слеза матери», В. Драгунского «Тайное становится явным», Н. Саконской «Разговор о маме», Г. Демы-киной «Мама», Е. Благининой «Посидим в тишине», целесообразно использовать диалогические методы обучения на содержательно-смысловом материале нравственного отношения к образу матери, вовлекать обучающихся в оценочные суждения собственного поведения в отношении своей мамы.

Формированию ценностного отношения к образу матери у младших школьников способствуют различные формы внеурочной деятельности (игровые, праздничные, событийные формы и т.д.). Привлекательными для младших школьников становятся комплексные игры, с опорой на усвоение социальных норм, правил поведения, в том числе во взаимоотношениях с близкими людьми (мамой и папой) [5]. Учитель, используя арсенал игрового материала, подбирает такие игры, которые пробуждают у детей чувства эмпатии, доброжелательности, отзывчивости, терпимости [4]. Вместе с тем, интересно подготовленные классные часы, тематические беседы, организованные во неурочной деятельности (на темы: «Мой любимый человек», «Моя семья», «День Матери», «Как я помогаю маме», «Мамины умелые руки», «Поговорим о маме», «Образ Матери в произведениях русских писателей» и т.д.) также дают возможность воспитывать у детей уважение и заботливое отношение к матери, формировать представление о родственных связях, о понятии «материнство», о его функциях; вместе с тем важно говорить с детьми, почему так дорого личное время для мамы, помощь ей и поддержка.

Просмотр мультфильмов (к примере, таких, как «Мама для мамонтенка», «Умка», «Бемби», «Обезьянки - осторожно, обезьянки!», «Непослушная мама») во внеурочное время или рекомендации к семейному просмотру, также приветствуются для обогащения эмоциональной стороны развития детей, их знаний о семье, роли матери.

Цель констатирующего эксперимента состояла в определении уровня сформированности ценностного отношения к образу матери у младших школьников второго класса ГБОУ прогимназия «Радуга» № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022

PEDAGOGY

Были подобраны и адаптированы диагности- матери, разработана диагностическая карта, пред-ческие методики с учетом выделенных структур- ставленная в таблице 1. ных компонентов ценностного отношения к образу

Таблица 1

Диагностическая карта изучения сформированности ценностного отношения к образу матери

у младших школьников

Компоненты Показатели Методики

Когнитивный Когнитивный компонент (познавательный) - познание объектов среды, людей и самого себя. Показатели когнитивного компонента: нравственные качества личности по отношению к объекту; эталоны, нормы, правила в понятии личности объекта. Анкетирование «Какая у меня мама».

Эмоционально-ценностный Ценностно-эмоциональный компонент - эмоциональное отношение личности к объектам среды, людям и самому себе. Показатели ценностно-эмоционального компонента: нравственные чувства; моральные мотивы и нравственные предпочтения; нравственная оценка и самооценка. Методика Рисунок «Мама и я» (адаптирована на основе методики «Рисунок семьи» автор Л.Корман)

Мотивационно-пове-денческий Мотивационно-поведенческий (волевой) компонент - преобразующее отношения человека к различным сторонам объективной действительности и к себе самому. Показатели мотивационно-поведенческого (волевого) компонента: волевые действия; реализация нравственных убеждений и требований; возникновение мотивов деятельности (желание, стремление) Письмо Деду Морозу «Как я помогаю маме» (адаптировано на основе тренинга «Письмо себе» автор Д.Гальяно)

Анкетирование «Образ матери глазами детей» Анкетирование учителя «Развитие ценностного отношения к образу матери на уроках»

В процессе анкетного опроса «Какая у меня с мамой люблю...». 4. Продолжи предложение: «Я

мама» (рис. 1), детям предлагалось ответить на во- мечтаю вместе с мамой ...». 5. Если бы у меня была

просы: 1. Какая твоя мама? 2. Что умеют делать ма- волшебная палочка, я бы для мамы пожелал. 6.

мины руки? 3. Продол^^^едложние^^^мест^^ Как ты думаешь, о чем мечтает твоя мама?

" Какай у меня Ma.ua и I Какая 1 ноя мама? уцрмс»

— Что умеют делать мамины руки? Сллич

3. Продолжи предложение: «Я вместе с мамой люблю..

•4. Продолжи предложение: * Я мечтаю лиссте с мамой

5. Если бы у меня была волшебная палочка, я бы для мамы пожелал.

6. Как ты думаешь, о чем мечтает твоя мама?

X __

•Какая у меня мама*

1. Какая твоя мама?^^^ ^ЦаМА

2. Что умеют делать мамины руки? ¡¿¡У>и4-. ЙЙЙЙШ^

.j-i-y-.J'.

3. Продолжи предложение «Я вместе с мамой нобт

х смлеа. м ммщ,

4. Продолжи предложение: * Я мечтаю вместе с яшмой

Л и иил^ил МыЛьОбЪугЛс х^иНа!^

5. Если бы у меня была волшебная палочка, я бы Аля мамы пожелал.. и. рл&^Ябг ._

6. Как ты думаешь, о чем мечтает твоя мама?

ии^' & х&^сг/ч АсАбл* млшиАн.._

1. Какая твоя мама? •¿О'О-у^А-А^^¿Ас^лЛ^ХлЛ_

2. Что умеют делать мамины руки? _

---

3. Продолжи предложение: «Явместе с мамой люблю

д^/, /УО^У/.-* Лхнум^хллгуг,; "Ь^ог^,^у, А. сЕ^лы

4. Продолжи предложение: «Я мечтаю вместе с мамой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Р>__УсхИ^^ся^уа--

5. Если бы у меня бьйш волшебная палочка, я бы для мамы пожелал.. -/у. ¿У^^л'А .-

6. Как ты думаешь, о чем мечтает твоя мама'.

Рис. 1 Ответы на вопросы «Какая у меня мама»

Рис. 2 Ответы на вопрос: «Что умеют мамины руки?»

На рисунке 1 и 2 представлены некоторые ответы детей, а также пример ответов на один из вопросов «Что умеют мамины руки?». Большая часть опрошенных детей (53%) указали на то, что они знают, что их мамы умеют шить, мастерить, лечить, делать полезное; также дети отметили, что мамины руки умеют готовить, убирать (41%), зарабатывать деньги (6%).

Рисуночная методика «Мама и я» позволила оценить эмоционально-ценностное отношение детей к матери. Работы детей оказались самыми разными, представляющие интерес к тем эмоциям, которые дети испытывали в процессе рисования и прослеживались в непосредственно рисунке.

Рис. 3. Рисунки детей «Мама и я»

Исходя из большинства работ детей, представленных на рисунке 3, во всех них присутствует образ мамы и это присутствие очень важно в жизни ребенка, они близки с ней (держаться за руки, вместе обедают, вместе идут по дорожке), просматривается сильная привязанность, дети чувствуют комфорт и уверенны в себе, так как в их отношениях с матерью есть доверие, поддержка, взаимопонимание. Образ матери в рисунках детей - это их пример для подражания и самый близкий человек.

С диагностической целью детям предлагалось написать письмо дедушке Морозу (исследование проводилось перед празднованием Нового года),

рассказать ему о том, как они помогают маме, какими поступками, а также попросить у него исполнить их желание.

По ответам одних детей можно судить, что они помогают своим матерям по личной инициативе или по просьбе мамы охотно, с радостью, другие отметили, что помогают и знают, что за это обязательно будет како-то подарок, третьи написали, что помощь маме — это необходимость. В качестве желаний и подарков дети указали на «новогодние игрушки», «новый рюкзак», «косметику», «настольный теннис» и т.д.

Интересными нам показались ответы детей на вопрос о том, на кого или на что похожа, по их мнению, мама.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022

Рис. 4. Мама

На рисунке 4 представлены ответы, где в большей степени мама ассоциируется у детей с ангелом-хранителем (46%), «солнышком» (18%), «богиней, королевой» (12%), «алая роза» (6%), «сестра» (6%), «рыцарь» (6%).

Результаты диагностического исследования позволили осуществить дальнейшие шаги по разработке и частичной апробации цикла внеурочных занятий, направленных на формирование ценностного отношения к образу матери у младших школьников.

Цель: создание педагогических условий для формирования ценностных установок к образу матери обучающихся начальной школы в условиях внеурочной деятельности.

Цикл мероприятий включает активные формы работы с младшими школьниками во взаимодействии с родителями: классные часы, литературные встречи, вебинары, коллективно-творческие дела, комплексные игры, выставки, праздники, родительские встречи.

Представим некоторые из них: Классный час для детей «Образ матери»

Цель: формирование представления детей об образе матери как образе мира.

Описание: Учитель посредством беседы и ЭОР рассказывает учащимся об образе матери с примерами важных представительниц образа матери.

Планируемые результаты: овладение младшими школьниками сведениями о воплощении образа женщины - матери в культуре.

Родительское собрание «Мамам о гендерном воспитании»

Цель: актуализация внимания матери к вопросам полового воспитания детей и роли матери как связующего звена в воспитании гендерных предпосылок.

Описание: проводится беседа с мамами о верной модели воспитания мальчиков и девочек, обосновывается необходимость подражания ребенка своей матери, обсуждается круг вопросов о том, как способствовать правильным гендерным проявлениям ребенка. Учитель представляет мамам памятку с советами на тему собрания.

■ Ангел хранитель - у нее огромное сердце; теплая душа; защищает собой; потому что со мной она с раннего детства

Солнышко - потому что теплая; веселая; ласковая; нежная

■ Алая роза - нежная

■ Рыцарь - смелая

Богиня, королева, принцесса, красивая как модель

■ Сестра - потому что с обоими делишься важным

азами детей

Планируемые результаты: зарождение верного убеждения у матери о воспитании в ребенке правильных гендерных убеждений.

Литературная встреча «В. Драгунский про маму» (Литературное чтение) Цель: ознакомление младших школьников с творчеством В. Драгунского и его произведениями про маму; развитие навыков выразительного чтения, способности к размышлению и анализу.

Описание: учителем подбирается список произведений, посвященных образу матери в творчестве В. Драгунского.

Предлагаемый список внеклассного чтения:

В. Драгунский «Он живой и светится» В. Драгунский «Тайное становится явным» В. Драгунский «Денискины рассказы» В. Драгунский «Рыцари» В. Драгунский «Куриный бульон» В. Драгунский «Сестра моя Ксения» Планируемые результаты: формирование добрых чувств и нравственных качеств по отношению к матери.

Фрагмент коллективно-творческого дела «Подарок на 8 марта» (Изобразительное искусство) Цель: воспитание в детях чувство любви и уважения к образу матери через приобщение их к произведениям изобразительного искусства.

Описание: накануне празднования 8 марта, на уроках изобразительного искусства каждый учащийся в классе находит и презентует информацию об одной из важных представительниц образа матери в изобразительном искусстве.

Домашнее задание: нарисовать портрет своей матери, вдохновившись работами знаменитых художников.

Планируемые результаты: формирование представления об образе матери, о духовной красоте женщины на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту, представленных учениками.

Классный час «Наш любимый выходной с мамой» (Окружающий мир)

Цель: вовлечение мам в совместную деятельность с детьми; развитие и сохранение семейных традиций.

Описание: учащимся на уроке окружающего мира дается домашнее задание рассказать о самом приятном и любимом времяпрепровождении с матерью, презентовать посредством доклада и презентации «Самый любимый выходной», где будет только мать и ребенок.

Планируемые результаты: формирование представлений учащихся о семейных традициях и социальной роли матери.

Вебинар «Самое первое слово» (дистанционный формат внеурочной деятельности)

Цель: воспитание любови, понимания к самому близкому человеку - матери.

Описание: в процессе вебинара детям в интерактивной форме рассказывается о том, почему так важно быть благодарными по отношению к матери, предлагаются варианты благодарности; раскрывается содержание пословиц и поговорок, посвященных образу матери; предлагаются игровые ситуации.

Планируемые результаты: формирование базовых убеждений по отношению к матери.

Вебинар «У каждого своя роль»

Цель: формирование у учащихся представлений об обязанностях матери в жизни ребенка, и об обязанностях ребенка в жизни матери.

Описание: на вебинаре дети узнают о том, сколько ролей на себя возлагают матери день за днем, и узнают, какие роли могут взять на себя, для помощи матери.

Планируемые результаты: сформирован-ность понимания принадлежности учащимися к определенной роли в отношениях с матерью.

Выставка «Я с мамою творец»

Цель: привлечение мам к совместному творчеству с детьми.

Описание: учителем организуется выставка, на которой дети со своими мамами демонстрируют продукт совместной деятельности и представляют его (поделки, рисунки, вышивка, еда и т.д.). После представления продукта выбираются главные победители с самым интересным представлением своей работы.

Планируемые результаты: сближение матери и ребенка посредством совместной деятельности, а также развитие творческих умений ребенка в какой - либо области.

Праздник «Каждая мама лучшая на свете»

Цель: формирование у обучающихся особого чуткого отношения к матери.

Описание: Дети совместно с учителем организуют праздник для своих мам, с помощью учителя создают сценарий, становятся участниками (распределяют роли) праздничного мероприятия. Дети демонстрируют свои таланты в групповых сценках, индивидуальных выступлениях, проводя тематическую линию о том, что «Каждая мама лучшая на свете».

Планируемые результаты: сформирован-ность понимания, что у каждого ребенка есть своя мама, и для каждого она самая главная, самая любимая, единственная; формирование ценностного отношения к образу матери посредством организации праздника.

Заключение

Таким образом, работа учителя в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников подтверждает свою актуальность и значимость. Важными становятся педагогические условия, способные расширять и содержательно обогащать тематические рамки занятий внеурочной деятельности, в том числе направленные на формирование ценностного отношения младших школьников к образу матери.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с. - Текст : непосредственный.

2. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев ; под ред. А.А. Бодалева. - Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 362 с. - Текст : непосредственный.

3. Нужнова, Н.М. Подготовка учителей к решению задач духовно-нравственного воспитания в начальном образовании с использованием кейс-стади / Н.М. Нужнова. - Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. - 2019. -№ 2. - С. 180-191.

4. Нужнова, Н.М. Игровые технологии в системе воспитания толерантности детей и подростков : науч.-метод. рекомендации для учителей общеобразоват. шк. / Н.М. Нужнова, С.А. Харитонова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. - 100 с. - Текст : непосредственный.

5. Нужнова, Н.М. Комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста : дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Нужнова. - Улан-Удэ, 2000. - 150 с. - Текст : непосредственный.

6. Пидкасистый, П.И. Педагогика : учебник и практикум для сред. профес. образования / П.И. Пидкасистый ; под ред. П.И. Пидкасистого. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 408 с.

7. Федеральный государственные образовательный стандарт начального общего образования. - URL: http://fgos.ru/ (дата обращения: 24.12.2021). - Текст : электронный.

8. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Н.Е. Щуркова, П.И. Арапова, И.В. Бабурова [и др.] ; под ред. Н.Е. Щурковой. - Москва : Новая школа, 1998. - 205 с. - Текст : непосредственный.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022_2542-0291

REFERENCES

1. Daniljuk A.Ja. Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti gra-zhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. 23 p.

2. Mjasishhev V.N. Psihologija otnoshenij [Psychology of relationships]. In A.A. Bodaleva (ed.). Moscow: In-t prakt. psi-hologii; Voronezh: MODJeK, 1998. 362 p.

3. Nuzhnova N.M. Podgotovka uchitelej k resheniju zadach duhovno-nravstvennogo vospitanija v nachal'nom obrazovanii s ispol'zovaniem kejs-stadi [Teacher training for solving the problems of spiritual and moral education in primary education using a case study]. Prepodavatel' XXI vek [Teacher of the 21st century], 2019, no. 2, pp. 180-191.

4. Nuzhnova N.M., Haritonova S.A. Igrovye tehnologii v sisteme vospitanija tolerantnosti detej i podrostkov: nauch.-metod. rekomendacii dlja uchitelej obshheobrazovat. shk. [Game technologies in the system of education of tolerance in children and adolescents]. Ulan-Udje: Izd-vo Burjatskogo gosuniversiteta, 2010. 100 p.

5. Nuzhnova N.M. Kompleksnaja igra kak sredstvo socializacii detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Dis. kand. ped. nauk [Complex game as a means of socialization of children of primary school age. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Ulan-Udje, 2000. 150 p.

6. Pidkasistyj P.I. Pedagogika : uchebnik i praktikum dlja sred. profes. obrazovanija [Pedagogy]. In P.I. Pidkasistogo (ed.). Moscow: Jurajt, 2018. 408 p.

7. Federal'nyj gosudarstvennye obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Federal State Educational Standard of Primary General Education]. URL: http://fgos.ru/ (Accessed 24.12.2021).

8. Shhurkova N.E., Arapova P.I., Baburova I.V., et al. Vospitanie detej v shkole: novye podhody i novye tehnologii [Educating children in school: new approaches and new technologies]. In N.E. Shhurkovoj (ed.). Moscow: Novaja shkola, 1998. 205 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.М. Нужнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: nugnova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5193-9841.

А.В. Аджакавова, бакалавр, направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль): Начальное образование, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: 89186115711@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.M. Nuzhnova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy of Primary Education and Artistic Development of the Child, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, St. Petersburg, Russia, e-mail: nugnova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5193-9841.

A.V. Adzhakavova, Undergraduate Student, field of training: 03.44.01 Pedagogical education, profile "Primary education", Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, St. Petersburg, Russia, e-mail: 89186115711@mail.ru.

УДК 378.016:81 DOI: 10.52772/25420291_2022_1_55

Юлия Вячеславовна Оларь, Регина Равилевна Ахметгалиева

г. Шадринск

Использование приемов театральной технологии в обучении иностранным языкам

В статье идет речь о возможности применения театральной технологии при обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе. Приведен результат краткого исторического обзора появления и развития данной технологии обучения. Рассмотрена актуальность применения театральной технологии в условиях современных реалий введения федерального государственного образовательного стандарта, рассмотрены достоинства и недостатки применения театральной технологии в процессе обучения иностранным языкам. Авторы представляют примеры приемов театральной технологии, используемых на уроках и во внеурочной деятельности по иностранным языкам на разных этапах обучения иностранному языку: начальном, среднем, старшем. Авторы делают вывод о необходимости дальнейшего изучения данной технологии и внедрения ее в образовательный процесс с целью совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся всех возрастных групп.

Ключевые слова: театральная деятельность, театральная технология, приемы театральной деятельности, драматизация, инсценировка, ролевая игра.

Yulia Vyacheslavovna Olar, Regina Ravilevna Akhmetgalieva

Shadrinsk

The use of theatrical technology in teaching foreign languages

The article deals with the possibility of using theater technology in teaching foreign languages in a secondary school. The result of a brief historical review of the emergence and development of this learning technology is given. The relevance of the application of theatrical technology in the conditions of modern realities of the introduction of the federal state educational standard is considered, the advantages and disadvantages of using theatrical technology in the process of teaching foreign

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.