ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тимошина Елена Николаевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МАОУ
«Школа № 187 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Нижний Новгород,
e-mail: [email protected]
Яшина Наталья Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУДПО «Нижегородский институт образования», г. Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ЗАЛОЖЕННЫЕ В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ ДЛЯ ДУШИ».
• духовно-нравственного воспитание • младший школьник • внеурочная деятельность
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО является наиболее актуальной задачей в учебно-воспитательном процессе. Отсюда главная забота педагогов современной школы - не только подготовка образованного выпускника, но и воспитание высоконравственной, духовно богатой личности.
Одним из элементов системы работы по решению проблемы становления духовно-нравственной личности младшего школьника можно считать программу внеурочной деятельности для младших школьников «Уроки для души» (авт. Н.Ю. Яшина, Е.Н. Тимошина). Данная программа разработана в соавторстве научного работника и педагога-практика; кроме того, отбору содержания и эффективных технологий, методов, приёмов и форм организации деятельности детей способствовала опытно-экспериментальная работа по апробации программы в 23 школах. Программа «Уроки для души» имеет сертификат Ми-
нистерства образования и науки Нижегородской области и с 2012 года широко реализуется во многих образовательных организациях Нижегородского региона в форме кружковых занятий для учащихся 1-4-х классов.
В названии программы слово «урок» употреблено не в значении формы организации занятий с детьми, а как нечто поучительное, вывод для себя, для будущего. Под духовностью авторы программы понимают «высшие стороны внутреннего мира человека, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Духовность определяется как устремлённость человека к высшим целям, ценностная характеристика сознания личности. Настоящая духовность проявляется в самосовершенствовании, саморазвитии личности» [4, с. 4].
ЙМЖ.......У.......ПРА-И.ТИ-Н.А
В ходе реализации программы «Уроки для души» важно создать атмосферу уважения и взаимопонимания между взрослыми (педагогами, родителями, старшими членами семьи) и детьми. По убеждению многих авторов [1, 2, 4], социальное партнёрство школы и семьи должно и может помочь ребёнку в его самопознании и стремлении становиться лучше. Ребёнок должен чувствовать интерес взрослых к его личностному развитию, готовность взрослых оказать поддержку и помощь в его нравственном совершенствовании. В связи с этим педагогу необходимо установить контакт и доверительные отношения не только с ребёнком, но и с членами его семьи.
Авторы программы внеурочной деятельности «Уроки для души» рекомендуют педагогам активно включать родителей своих подопечных в совместный процесс духовно-нравственного воспитания детей.
С этой целью, прежде всего, предлагается в начале 1-го класса провести тематическое родительское собрание по проблемам семейного воспитания. Примерная тематика собрания: «Какой мой ребёнок?», «Каким я хочу видеть своего ребёнка в будущем?», «Мой ребёнок - личность». Предварительное проведение анкетирования родителей может способствовать выявлению трудностей в семейном воспитании каждого конкретного ребёнка. Так, например, выполнение тестов «Ваше общение с ребёнком», «Стратегия семейного воспитания», «Стратегии поведения» [1] и анализ педагогом их результатов помогают родителям первоклассников осознать, что они не всегда готовы пересматривать свои позиции в стиле воспитания, не всегда последовательны в своих действиях и адекватно реагируют на неправильные поступки ребёнка, не дают чёткие установки на выполнение правил поведения и др. В результате беседы родители осознают важность своей роли в становлении личности ребёнка. Педагог знакомит родителей с программой и особенностями занятий кружка «Уроки для души», приглашает к сотрудничеству: просит помогать своему ребёнку в подготовке к следующему занятию, выполнять рекомендации, кото-
рые даются в конце каждого занятия для родителей, принимать приглашение педагога на занятия кружка.
Поэтому часто после занятия дети передают родителям «письма-секретики», в которых педагог даёт им рекомендации по обсуждению жизненных ситуаций по теме занятия, выполнению совместных творческих заданий, мини-исследований, проектов. Также родители по желанию или по приглашению педагога принимают участие в занятии кружка: делятся своими мыслями, воспоминаниями из своего детства, проводят игру и др.
В конце изучения каждого раздела программы (в конце четверти) авторы предлагают проводить тематическое собрание по следующему алгоритму.
1. Итоги изучения раздела: наблюдения педагога за поведением детей, результаты диагностических исследований обучающихся, анализ участия родителей в выполнении рекомендаций педагога.
2. Знакомство родителей с задачами и тематикой занятий следующего раздела.
3. Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка в семье и его социализации.
В конце каждого года обучения проводится итоговое занятие кружка, на которое приглашаются все родители или другие взрослые члены семьи. Темы итоговых занятий: «Дети и взрослые - волшебники!» (1-й класс), «Наши ценности» (2-й класс), «Мы ответственны за планету Земля» (3-й класс), «В чём смысл жизни человека на Земле?» (4-й класс). Вместе с детьми родители включаются на занятии в различные виды деятельности: играют, соревнуются, смотрят и обсуждают мультфильмы (видеоролики), размышляют над мудрыми мыслями, выполняют творческие задания (придумывают «Правила счастья», исполняют «экологические» частушки, рисуют коллаж «Древо жизни» и др.).
По убеждению авторов программы, активное включение родителей в процесс её реализации позволяет осуществлять
систематическую совместную деятельность школы и семьи в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника.
Как показывают научные исследования и педагогическая практика, в младшем школьном возрасте первостепенное значение в развитии личности ребёнка имеет формирование нравственных представлений о таких категориях, как доброта, сочувствие, милосердие, любовь к ближнему [3, 4]. Содержание и методические аспекты программы «Уроки для души» направлены на формирование у младших школьников представлений о нравственных качествах личности, осознание и принятие общечеловеческих ценностей. Занятия кружка способствуют формированию нравственных привычек поведения; помогают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (родителями, близкими, педагогами, соседями) на основе уважения, доброжелательности, заботы, готовности прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается.
Расширение представлений младших школьников о духовно-нравственных качествах происходит постепенно, с 1 по 4 класс, на основе содержания программных разделов «Какой Я?», «Я живу среди людей», «Я живу на Земле». В методических рекомендациях для педагогов авторами предлагаются разнообразные технологии, методы, приёмы и формы деятельности: слушание и обсуждение сказок, стихотворений, притч, пословиц; просмотр мультфильмов; приём «философствования»; игры; коммуникативные задания по обсуждению и моделированию поведенческих ситуаций; нетрадиционные техники рисования; проектная деятельность и др. Остановимся на некоторых из них.
Первоклассники на примере поступков героев сказки А. Лопатиной и М. Скребцовой «Доброе облако» и мультфильма «Добрые дела» из детской телепередачи «Шишкин лес» осознают, что такое доброта, какого человека называют доброжелательным, про кого говорят «добрая душа», какой поступок является «добрым делом». Во время игры с мячом ребёнок называет имя
доброго человека и объясняет, почему он считает его добрым. На первом занятии -«Могу ли я назвать себя добрым?» - ребёнок под тихую музыку задумывается над этим вопросом и доверяет педагогу свой «секрет на ушко».
На втором занятии - «Я - добрый!» - у ребёнка формируется представление о себе как о человеке, способном на добрые поступки: на это была направлена работа с пословицами, рассказы детей о том, какие добрые дела для других удалось им сделать за неделю вместе с родителями, игровое упражнение «Загляни в себя», символическое рисование доброты.
На занятиях по темам «Умею ли я сочувствовать другому?», «Не стесняйся доброты своей», «Дари родным любовь и заботу» дети понимают значение и силу доброго, задушевного слова, осознают важность и потребность заботы об одноклассниках и членах семьи, проникаются сочувствием к людям, нуждающимся в помощи, бездомным животным, птицам зимой. На этих занятиях проводится чтение и драматизация рассказов В. Осеевой «На катке» и «Просто старушка», игры «Слово-подарок» и «Ромашка помощи», диагностическое задание «Ларец доброты», обсуждение в группах проблемных поведенческих ситуаций. Педагог организует акцию «Птичья столовая»: дети вместе с родителями заготовляют корм для птиц, участвуют в конкурсе на лучшую кормушку и ежедневно дежурят в птичьей столовой, организованной в школьном дворе.
На занятии по теме «Благородство и милосердие вокруг меня» второклассники размышляют над тем, чем похожи слова «доброта», «милосердие» и «благородство». Они вспоминают жизненные ситуации, когда человек проявляет эти качества. Педагог подводит детей к обобщению: «Доброта, милосердие, благородство - основа человеческих отношений. Все эти качества человек проявляет, когда требуется его сочувствие, сопереживание, соучастие и помощь другим людям. Когда человек делает это по зову сердца, от всей души». Затем педагог предлагает детям поведать ему «секрет на ушко», ко-
ЙМЖ.......У.......nPfl-H.TU-H.fl
гда дети по желанию отвечают на вопрос «Случалось ли тебе проявлять милосердие по отношению к людям?».
Представление детей о бескорыстности поступков расширяется в 3-м классе. Педагог создаёт условия для формирования стремления совершать добрые дела не напоказ, а от души, бескорыстно. Этому способствует и просмотр мультфильма «Влюблённое облако», и беседа по притче «О милосердном прохожем» монаха Варнавы (Евгения Санина), и знакомство со случаями из реальной жизни, и размышление над вопросами «Способен ли ребёнок на бескорыстный поступок? Что мешает нам совершать бескорыстные поступки?». Работа души ребёнка продолжается и в семье, когда по предложению педагога он интересуется у родителей, других родственников, о каких бескорыстных поступках, совершённых ими, они могут рассказать на следующем занятии кружка.
Помня слова В.А. Сухомлинского о том, что особой сферой воспитательной работы должно быть ограждение детей и подростков от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности, авторы программы предлагают знакомить младших школьников с некоторыми аспектами духовной жизни. Так, в 3-4-х классах педагоги проводят занятия кружка по следующим темам: «Физическая и душевная боль», «Когда болит моя душа», «<Душа обязана трудиться». На этих занятиях дети получают представления о душе, душевных качествах человека, душевной боли. Педагоги рассматривают с детьми способы избавления человека от душевной боли, выполняют опыты духовной направленности, размышляют над вопросами в рубрике «Разговор по душам». Например: «Как можно уменьшить душевную боль близкого человека, друга?»; «Как вы понимаете слова поэта "Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь"?»; «Закончи утверждение "Душа обязана трудиться над..."» и др.
На занятии «Моя душа - маленькая планета» после прочтения отрывков из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» педагог использует приём «фило-
софствования». Дети рассуждают о вопросах: «Как вы считаете, можно ли баобабы из сказки сравнить с отрицательными качествами характера, плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе?»; «Можете ли вы сказать про себя: "Моя душа - маленькая планета"?» и др. Также на этом занятии учащиеся выполняют работу в «словарике добрых слов»: обсуждают в паре с одноклассником и вычёркивают из списка слова, которые обозначают качества, мешающие человеку жить в обществе и взращивать в себе благородство души. Вписывают в словарик из данного списка «добрые» слова, если их там ещё нет: справедливость, эгоизм, трудолюбие, праздность, милосердие, равнодушие, искренность, бестактность, хвастливость, честность, выдержка, жестокость, сострадание, мужество, скромность, хитрость, тактичность, отзывчивость, малодушие, зависть, трусость, совесть.
В 3-м классе педагог беседует с учащимися о значении церкви и почитаемых ею святых в защите Отечества, укреплении духа и веры православных христиан. На занятиях по разделу «Какой Я?» дети знакомятся с жизнью и духовным подвигом святых Земли русской - Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. Дети по желанию вместе с родителями дома читают отрывки из жития святых, на занятии смотрят мультфильмы и отрывки из видеофильмов о подвиге служения святых, анализируют, какой урок для души получили они от просмотра фильмов, рассматривают репродукции картин М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский».
Вместе с родителями дети составляют правила поведения для юных паломников и по желанию совершают поездки в Диве-евский монастырь и Троице-Сергиеву Лавру. Дети с помощью родителей выполняют проекты «Святой молитвенник за Землю русскую», «Батюшка наш Серафим», поделки (коллаж из сухих листьев и открытки «Цветы для Сергия», пластилиновая аппликация «Серафим молится на камне»), участвуют в конкурсах детского декоративно-прикладного искусства «Свет рождест-
венской звезды». По итогам изучения раздела «Какой Я?» организуются выставки детского творчества «Богатыри земли Русской», «Святой источник». В результате этой целенаправленной творческой совместной деятельности взрослых и детей педагог подводит учащихся к выводу: «Духовный подвиг служения - сила духа, воздержание, смирение, стремление к самосовершенствованию являются примером для подражания».
Осознанию учащимися сильных и слабых сторон своей личности, созданию внутренней установки на самосовершенствование способствует особая форма занятия кружка - «Урок молчания и думания». Так, например, на занятии по теме «Каким я хочу быть?» в 3-м классе ребята в парах анализируют слова «самовоспитание» и «воздержание» и работают с текстом-рассуждением «Что значит воспитывать самого себя?». Проведение самодиагностики в личном дневнике помогает ребёнку выявить адекватность оценки наличия у себя нравственных качеств и правильность выбора поведения по отношению к близким и незнакомым людям, к другу, одноклассникам. В конце занятия педагог даёт рекомендации родителям: понаблюдать за ребёнком и оказать ему поддержку при самовоспитании определённого качества характера.
На занятии по теме «Труд на благо Отечества и на пользу ближнего» дети знакомятся с понятиями «волонтёрство», «волонтёрское движение». Педагог организует беседу о волонтёрстве как ответственности и служении людям, побуждает детей к участию в волонтёрских акциях, а также привлекает родителей учащихся к воспитанию в детях потребности помогать нуждающимся в помощи.
На протяжении изучения курса «Уроки для души» дети, родители и педагог могут принимать участие в различных акциях фондов волонтёрских движений («Старость в радость», «Милосердие», «Дети»):
• помощь инвалидам и пожилым людям, живущим в домах инвалидов (регулярная переписка со «своими» бабушками и дедушками);
• поздравление ветеранов Великой Отечественной войны («Подарок ветерану»);
• сбор игрушек, канцтоваров для детей-сирот, проживающих в детских домах, и для семей с больными детьми;
• концертные программы для пожилых людей, живущих в домах инвалидов («Подари улыбку»).
Как показывает практика, именно волонтёрское движение оказывает неоценимую помощь в воспитании детей добрыми, отзывчивыми, милосердными людьми.
Таким образом, опыт реализации программы внеурочной деятельности «Уроки для души» показывает, что эмоционально-ценностное общение, учебное сотрудничество, совместная деятельность младшего школьника со сверстниками и родителями способствуют познанию внутреннего мира ребёнка, его духовному обогащению, необходимости и потребности к самосовершенствованию. □
Литература
1. Бондарева И.И., Рунова Т.А. Учитель и родитель: психолого-педагогические аспекты образовательного партнёрства. - Н.Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2015. - 112 с.
2. Приятелева М.К. Семейный воспитательный потенциал как условие социального партнёрства школы и семьи // Нижегородское образование. - 2012. -№1. - С. 153-156.
3. Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. - Московский педагогический государственный университет, 2002.
4. Яшина Н.Ю., Тимошина Е.Н. Уроки для души: Духовно-нравственное воспитание младших школьников: методическое пособие. - Н.Новгород: Нижегородский институт образования, 2012. -146 с.
References
1. Bondarev, I.I., Runova, T.A. The teacher and the parent: psychological and pedagogical aspects of educational partnerships. - N. Novgorod: GBOU DPO NIRO, 2015. - 112 p.
2. Druzheleva M.K. Family educational potential as a condition of social partnership of school and family // Nizhny Novgorod education. - 2012. - №1. - P. 153-156.
3. Yashina N. Yu. Civil education in primary school as a pedagogical condition for the formation of moral ideas in primary school: Diss.... kand. PED. sciences'. - Moscow state pedagogical University, 2002.
4. Yashina N. Yu., Timoshina E.N. Lessons for the soul: Spiritual and moral education of primary school children: Handbook. -N. Novgorod: Nizhny Novgorod Institute of education, 2012. - 146 p.