Научная статья на тему 'Программно-методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности'

Программно-методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLBOY / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошина Елена Николаевна, Яшина Наталья Юрьевна

В статье описываются основные технологические и методические аспекты духовно-нравственного воспитания младшего школьника, заложенные в авторской программе внеурочной деятельности «Уроки для души».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошина Елена Николаевна, Яшина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND SOFTWARE OF SPIRITUALLYMORAL EDUCATION OF YOUNGER PUPILS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article describes the main technological and methodological aspects of spiritual and moral education of the younger student, laid down in the author's program of extracurricular activities «Lessons for the soul.»

Текст научной работы на тему «Программно-методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности»

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тимошина Елена Николаевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МАОУ

«Школа № 187 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Нижний Новгород,

e-mail: school-23@bk.ru

Яшина Наталья Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУДПО «Нижегородский институт образования», г. Нижний Новгород, e-mail: secr@niro.nnov.ru

В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ЗАЛОЖЕННЫЕ В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ ДЛЯ ДУШИ».

• духовно-нравственного воспитание • младший школьник • внеурочная деятельность

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО является наиболее актуальной задачей в учебно-воспитательном процессе. Отсюда главная забота педагогов современной школы - не только подготовка образованного выпускника, но и воспитание высоконравственной, духовно богатой личности.

Одним из элементов системы работы по решению проблемы становления духовно-нравственной личности младшего школьника можно считать программу внеурочной деятельности для младших школьников «Уроки для души» (авт. Н.Ю. Яшина, Е.Н. Тимошина). Данная программа разработана в соавторстве научного работника и педагога-практика; кроме того, отбору содержания и эффективных технологий, методов, приёмов и форм организации деятельности детей способствовала опытно-экспериментальная работа по апробации программы в 23 школах. Программа «Уроки для души» имеет сертификат Ми-

нистерства образования и науки Нижегородской области и с 2012 года широко реализуется во многих образовательных организациях Нижегородского региона в форме кружковых занятий для учащихся 1-4-х классов.

В названии программы слово «урок» употреблено не в значении формы организации занятий с детьми, а как нечто поучительное, вывод для себя, для будущего. Под духовностью авторы программы понимают «высшие стороны внутреннего мира человека, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Духовность определяется как устремлённость человека к высшим целям, ценностная характеристика сознания личности. Настоящая духовность проявляется в самосовершенствовании, саморазвитии личности» [4, с. 4].

ЙМЖ.......У.......ПРА-И.ТИ-Н.А

В ходе реализации программы «Уроки для души» важно создать атмосферу уважения и взаимопонимания между взрослыми (педагогами, родителями, старшими членами семьи) и детьми. По убеждению многих авторов [1, 2, 4], социальное партнёрство школы и семьи должно и может помочь ребёнку в его самопознании и стремлении становиться лучше. Ребёнок должен чувствовать интерес взрослых к его личностному развитию, готовность взрослых оказать поддержку и помощь в его нравственном совершенствовании. В связи с этим педагогу необходимо установить контакт и доверительные отношения не только с ребёнком, но и с членами его семьи.

Авторы программы внеурочной деятельности «Уроки для души» рекомендуют педагогам активно включать родителей своих подопечных в совместный процесс духовно-нравственного воспитания детей.

С этой целью, прежде всего, предлагается в начале 1-го класса провести тематическое родительское собрание по проблемам семейного воспитания. Примерная тематика собрания: «Какой мой ребёнок?», «Каким я хочу видеть своего ребёнка в будущем?», «Мой ребёнок - личность». Предварительное проведение анкетирования родителей может способствовать выявлению трудностей в семейном воспитании каждого конкретного ребёнка. Так, например, выполнение тестов «Ваше общение с ребёнком», «Стратегия семейного воспитания», «Стратегии поведения» [1] и анализ педагогом их результатов помогают родителям первоклассников осознать, что они не всегда готовы пересматривать свои позиции в стиле воспитания, не всегда последовательны в своих действиях и адекватно реагируют на неправильные поступки ребёнка, не дают чёткие установки на выполнение правил поведения и др. В результате беседы родители осознают важность своей роли в становлении личности ребёнка. Педагог знакомит родителей с программой и особенностями занятий кружка «Уроки для души», приглашает к сотрудничеству: просит помогать своему ребёнку в подготовке к следующему занятию, выполнять рекомендации, кото-

рые даются в конце каждого занятия для родителей, принимать приглашение педагога на занятия кружка.

Поэтому часто после занятия дети передают родителям «письма-секретики», в которых педагог даёт им рекомендации по обсуждению жизненных ситуаций по теме занятия, выполнению совместных творческих заданий, мини-исследований, проектов. Также родители по желанию или по приглашению педагога принимают участие в занятии кружка: делятся своими мыслями, воспоминаниями из своего детства, проводят игру и др.

В конце изучения каждого раздела программы (в конце четверти) авторы предлагают проводить тематическое собрание по следующему алгоритму.

1. Итоги изучения раздела: наблюдения педагога за поведением детей, результаты диагностических исследований обучающихся, анализ участия родителей в выполнении рекомендаций педагога.

2. Знакомство родителей с задачами и тематикой занятий следующего раздела.

3. Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка в семье и его социализации.

В конце каждого года обучения проводится итоговое занятие кружка, на которое приглашаются все родители или другие взрослые члены семьи. Темы итоговых занятий: «Дети и взрослые - волшебники!» (1-й класс), «Наши ценности» (2-й класс), «Мы ответственны за планету Земля» (3-й класс), «В чём смысл жизни человека на Земле?» (4-й класс). Вместе с детьми родители включаются на занятии в различные виды деятельности: играют, соревнуются, смотрят и обсуждают мультфильмы (видеоролики), размышляют над мудрыми мыслями, выполняют творческие задания (придумывают «Правила счастья», исполняют «экологические» частушки, рисуют коллаж «Древо жизни» и др.).

По убеждению авторов программы, активное включение родителей в процесс её реализации позволяет осуществлять

систематическую совместную деятельность школы и семьи в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника.

Как показывают научные исследования и педагогическая практика, в младшем школьном возрасте первостепенное значение в развитии личности ребёнка имеет формирование нравственных представлений о таких категориях, как доброта, сочувствие, милосердие, любовь к ближнему [3, 4]. Содержание и методические аспекты программы «Уроки для души» направлены на формирование у младших школьников представлений о нравственных качествах личности, осознание и принятие общечеловеческих ценностей. Занятия кружка способствуют формированию нравственных привычек поведения; помогают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (родителями, близкими, педагогами, соседями) на основе уважения, доброжелательности, заботы, готовности прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается.

Расширение представлений младших школьников о духовно-нравственных качествах происходит постепенно, с 1 по 4 класс, на основе содержания программных разделов «Какой Я?», «Я живу среди людей», «Я живу на Земле». В методических рекомендациях для педагогов авторами предлагаются разнообразные технологии, методы, приёмы и формы деятельности: слушание и обсуждение сказок, стихотворений, притч, пословиц; просмотр мультфильмов; приём «философствования»; игры; коммуникативные задания по обсуждению и моделированию поведенческих ситуаций; нетрадиционные техники рисования; проектная деятельность и др. Остановимся на некоторых из них.

Первоклассники на примере поступков героев сказки А. Лопатиной и М. Скребцовой «Доброе облако» и мультфильма «Добрые дела» из детской телепередачи «Шишкин лес» осознают, что такое доброта, какого человека называют доброжелательным, про кого говорят «добрая душа», какой поступок является «добрым делом». Во время игры с мячом ребёнок называет имя

доброго человека и объясняет, почему он считает его добрым. На первом занятии -«Могу ли я назвать себя добрым?» - ребёнок под тихую музыку задумывается над этим вопросом и доверяет педагогу свой «секрет на ушко».

На втором занятии - «Я - добрый!» - у ребёнка формируется представление о себе как о человеке, способном на добрые поступки: на это была направлена работа с пословицами, рассказы детей о том, какие добрые дела для других удалось им сделать за неделю вместе с родителями, игровое упражнение «Загляни в себя», символическое рисование доброты.

На занятиях по темам «Умею ли я сочувствовать другому?», «Не стесняйся доброты своей», «Дари родным любовь и заботу» дети понимают значение и силу доброго, задушевного слова, осознают важность и потребность заботы об одноклассниках и членах семьи, проникаются сочувствием к людям, нуждающимся в помощи, бездомным животным, птицам зимой. На этих занятиях проводится чтение и драматизация рассказов В. Осеевой «На катке» и «Просто старушка», игры «Слово-подарок» и «Ромашка помощи», диагностическое задание «Ларец доброты», обсуждение в группах проблемных поведенческих ситуаций. Педагог организует акцию «Птичья столовая»: дети вместе с родителями заготовляют корм для птиц, участвуют в конкурсе на лучшую кормушку и ежедневно дежурят в птичьей столовой, организованной в школьном дворе.

На занятии по теме «Благородство и милосердие вокруг меня» второклассники размышляют над тем, чем похожи слова «доброта», «милосердие» и «благородство». Они вспоминают жизненные ситуации, когда человек проявляет эти качества. Педагог подводит детей к обобщению: «Доброта, милосердие, благородство - основа человеческих отношений. Все эти качества человек проявляет, когда требуется его сочувствие, сопереживание, соучастие и помощь другим людям. Когда человек делает это по зову сердца, от всей души». Затем педагог предлагает детям поведать ему «секрет на ушко», ко-

ЙМЖ.......У.......nPfl-H.TU-H.fl

гда дети по желанию отвечают на вопрос «Случалось ли тебе проявлять милосердие по отношению к людям?».

Представление детей о бескорыстности поступков расширяется в 3-м классе. Педагог создаёт условия для формирования стремления совершать добрые дела не напоказ, а от души, бескорыстно. Этому способствует и просмотр мультфильма «Влюблённое облако», и беседа по притче «О милосердном прохожем» монаха Варнавы (Евгения Санина), и знакомство со случаями из реальной жизни, и размышление над вопросами «Способен ли ребёнок на бескорыстный поступок? Что мешает нам совершать бескорыстные поступки?». Работа души ребёнка продолжается и в семье, когда по предложению педагога он интересуется у родителей, других родственников, о каких бескорыстных поступках, совершённых ими, они могут рассказать на следующем занятии кружка.

Помня слова В.А. Сухомлинского о том, что особой сферой воспитательной работы должно быть ограждение детей и подростков от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности, авторы программы предлагают знакомить младших школьников с некоторыми аспектами духовной жизни. Так, в 3-4-х классах педагоги проводят занятия кружка по следующим темам: «Физическая и душевная боль», «Когда болит моя душа», «<Душа обязана трудиться». На этих занятиях дети получают представления о душе, душевных качествах человека, душевной боли. Педагоги рассматривают с детьми способы избавления человека от душевной боли, выполняют опыты духовной направленности, размышляют над вопросами в рубрике «Разговор по душам». Например: «Как можно уменьшить душевную боль близкого человека, друга?»; «Как вы понимаете слова поэта "Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь"?»; «Закончи утверждение "Душа обязана трудиться над..."» и др.

На занятии «Моя душа - маленькая планета» после прочтения отрывков из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» педагог использует приём «фило-

софствования». Дети рассуждают о вопросах: «Как вы считаете, можно ли баобабы из сказки сравнить с отрицательными качествами характера, плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе?»; «Можете ли вы сказать про себя: "Моя душа - маленькая планета"?» и др. Также на этом занятии учащиеся выполняют работу в «словарике добрых слов»: обсуждают в паре с одноклассником и вычёркивают из списка слова, которые обозначают качества, мешающие человеку жить в обществе и взращивать в себе благородство души. Вписывают в словарик из данного списка «добрые» слова, если их там ещё нет: справедливость, эгоизм, трудолюбие, праздность, милосердие, равнодушие, искренность, бестактность, хвастливость, честность, выдержка, жестокость, сострадание, мужество, скромность, хитрость, тактичность, отзывчивость, малодушие, зависть, трусость, совесть.

В 3-м классе педагог беседует с учащимися о значении церкви и почитаемых ею святых в защите Отечества, укреплении духа и веры православных христиан. На занятиях по разделу «Какой Я?» дети знакомятся с жизнью и духовным подвигом святых Земли русской - Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. Дети по желанию вместе с родителями дома читают отрывки из жития святых, на занятии смотрят мультфильмы и отрывки из видеофильмов о подвиге служения святых, анализируют, какой урок для души получили они от просмотра фильмов, рассматривают репродукции картин М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский».

Вместе с родителями дети составляют правила поведения для юных паломников и по желанию совершают поездки в Диве-евский монастырь и Троице-Сергиеву Лавру. Дети с помощью родителей выполняют проекты «Святой молитвенник за Землю русскую», «Батюшка наш Серафим», поделки (коллаж из сухих листьев и открытки «Цветы для Сергия», пластилиновая аппликация «Серафим молится на камне»), участвуют в конкурсах детского декоративно-прикладного искусства «Свет рождест-

венской звезды». По итогам изучения раздела «Какой Я?» организуются выставки детского творчества «Богатыри земли Русской», «Святой источник». В результате этой целенаправленной творческой совместной деятельности взрослых и детей педагог подводит учащихся к выводу: «Духовный подвиг служения - сила духа, воздержание, смирение, стремление к самосовершенствованию являются примером для подражания».

Осознанию учащимися сильных и слабых сторон своей личности, созданию внутренней установки на самосовершенствование способствует особая форма занятия кружка - «Урок молчания и думания». Так, например, на занятии по теме «Каким я хочу быть?» в 3-м классе ребята в парах анализируют слова «самовоспитание» и «воздержание» и работают с текстом-рассуждением «Что значит воспитывать самого себя?». Проведение самодиагностики в личном дневнике помогает ребёнку выявить адекватность оценки наличия у себя нравственных качеств и правильность выбора поведения по отношению к близким и незнакомым людям, к другу, одноклассникам. В конце занятия педагог даёт рекомендации родителям: понаблюдать за ребёнком и оказать ему поддержку при самовоспитании определённого качества характера.

На занятии по теме «Труд на благо Отечества и на пользу ближнего» дети знакомятся с понятиями «волонтёрство», «волонтёрское движение». Педагог организует беседу о волонтёрстве как ответственности и служении людям, побуждает детей к участию в волонтёрских акциях, а также привлекает родителей учащихся к воспитанию в детях потребности помогать нуждающимся в помощи.

На протяжении изучения курса «Уроки для души» дети, родители и педагог могут принимать участие в различных акциях фондов волонтёрских движений («Старость в радость», «Милосердие», «Дети»):

• помощь инвалидам и пожилым людям, живущим в домах инвалидов (регулярная переписка со «своими» бабушками и дедушками);

• поздравление ветеранов Великой Отечественной войны («Подарок ветерану»);

• сбор игрушек, канцтоваров для детей-сирот, проживающих в детских домах, и для семей с больными детьми;

• концертные программы для пожилых людей, живущих в домах инвалидов («Подари улыбку»).

Как показывает практика, именно волонтёрское движение оказывает неоценимую помощь в воспитании детей добрыми, отзывчивыми, милосердными людьми.

Таким образом, опыт реализации программы внеурочной деятельности «Уроки для души» показывает, что эмоционально-ценностное общение, учебное сотрудничество, совместная деятельность младшего школьника со сверстниками и родителями способствуют познанию внутреннего мира ребёнка, его духовному обогащению, необходимости и потребности к самосовершенствованию. □

Литература

1. Бондарева И.И., Рунова Т.А. Учитель и родитель: психолого-педагогические аспекты образовательного партнёрства. - Н.Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2015. - 112 с.

2. Приятелева М.К. Семейный воспитательный потенциал как условие социального партнёрства школы и семьи // Нижегородское образование. - 2012. -№1. - С. 153-156.

3. Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. - Московский педагогический государственный университет, 2002.

4. Яшина Н.Ю., Тимошина Е.Н. Уроки для души: Духовно-нравственное воспитание младших школьников: методическое пособие. - Н.Новгород: Нижегородский институт образования, 2012. -146 с.

References

1. Bondarev, I.I., Runova, T.A. The teacher and the parent: psychological and pedagogical aspects of educational partnerships. - N. Novgorod: GBOU DPO NIRO, 2015. - 112 p.

2. Druzheleva M.K. Family educational potential as a condition of social partnership of school and family // Nizhny Novgorod education. - 2012. - №1. - P. 153-156.

3. Yashina N. Yu. Civil education in primary school as a pedagogical condition for the formation of moral ideas in primary school: Diss.... kand. PED. sciences'. - Moscow state pedagogical University, 2002.

4. Yashina N. Yu., Timoshina E.N. Lessons for the soul: Spiritual and moral education of primary school children: Handbook. -N. Novgorod: Nizhny Novgorod Institute of education, 2012. - 146 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.