Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ (по материалам кафедры начального образования)

Кафедра начального образования была создана в 1993 году на базе кабинета начального обучения, которым с 1965 по 1982 год заведовала И. Б. Мурашкина — профессионал, истинный интеллигент, удивительно внимательный, доброжелательный, скромный человек. Вместе с методистом кабинета Г. П. Якушевой она осуществляла огромную работу по переподготовке учителей начальных классов, связанной с переходом начальной школы с четырехлетнего на трехлетнее обучение младших школьников.

В конце 1970-х годов И. Б. Мурашки-ной был создан актив кабинета. В него вошли лучшие учителя начальных классов города и области — Н. С. Храмушина (школа № 48 г. Горького), Е. С. Лебедева (школа № 52 г. Горького), А. Д. Кузина (школа № 9 г. Бора) и другие. С годами состав кабинета пополнился методистами городского и районных методических кабинетов, преподавателями факультета педагогики и методики начального обучения Горьковского педагогического института им. М. Горького, руководителями опорных школ. Актив кабинета оказывал большую помощь в изучении и распространении в школах опыта учителей-новаторов, в экспертизе новых учебников и программ для начальной школы по заданию Министерства образования и науки РФ, в проведении по заданию обл-оно областных контрольных работ для учащихся начальных классов образовательных учреждений города и области.

С 1981 по 1984 год кабинет начального обучения института возглавляла А. А. Загуменнова (проработала в институте до 1990 года). В этот период проводилась огромная работа по переходу на четырехлетнее обучение детей с шести лет. С 1981/1982 учебного года кабинет

Нижний ряд (слева направо): И. И. Бондарева, С. К. Тивикова (зав. кафедрой), В. Ф. Одегова, Н. Ю. Яшина, О. Ю. Дедова; верхний ряд (слева направо): И. М. Галкина, Т. А. Рунова, Н. Н. Морозова, М. В. Борчева, М. К. Приятелева

под руководством НИИ школ при Министерстве образования и науки РФ осуществлял экспериментальную деятельность по обучению детей с шести лет. Вместе с авторами новых программ и учебников, а также сотрудниками кабинета дошкольного воспитания В. Н. Дроздовской и Г. Д. Дюпинской работники кабинета отслеживали продвижение в развитии и обучении шестилетних детей в образовательных учреждениях Городецкого и Лу-кояновского районов, средних школ № 8 и 73 г. Горького. Вместе с учителями-экспериментаторами сотрудники кабинета ездили в Москву на курсы в АПКРО, а затем проводили подобные курсы в институте.

В условиях массового перехода на обучение по программе четырехлетней начальной школы кабинетом осуществлялась планомерная работа по переподготовке учителей начальных классов. Кур-

сы повышения квалификации педагогов проводились как в институте, так и на базе районов. К деятельности в этом направлении кабинет активно привлекал преподавателей факультета педагогики и методики начального обучения Горьковского педагогического института им. М. Горького: Т. Г. Пешкову, Е. Я. Куклину, Л. Н. Из-воленскую, В. В. Ягина, С. Ф. Жуйкову, учителей-экспериментаторов Л. Г. Заме-лину, Л. К. Седову, Н. Г. Стрежневу, Л. Д. Фадееву, 3. Н. Удалову, Н. А. Чис-тоткину, В. И. Воробьеву, Е. В. Оболяе-ву, К. Ф. Герасимову и других.

Конец 80-х — начало 90-х годов отличала новая волна творческого подъема в деятельности педагогов области. Много внимания в то время уделялось развитию малокомплектной начальной школы. В 1989 году по инициативе Н. Ю. Яшиной, заведующей кабинетом начального обучения института, и учителя начальных классов К. Ф. Герасимовой, заслуженного учителя РФ, лучшие учителя города и области объединились, чтобы в тесном сотрудничестве решать проблемы обучения шестилетних детей чтению и письму.

Выездные семинары на базе школ, открытые уроки и внеклассные мероприятия, командировки в школы к учителям-новаторам (к Е. Н. Потаповой — в Москву, к И. П. Щетинину — в Краснодар), презентации своего опыта на курсах повышения квалификации в АПК в Москве и ИПК в г. Талас (Киргизия) явились неотъемлемой частью работы творческой группы. В 1993 году институт повышения квалификации работников образования был преобразован в институт развития образования, а кабинет — в кафедру начального обучения и воспитания, которую возглавила кандидат психологических наук Е. А. Сорокоумова.

В 1994 году заведующей кафедрой стала кандидат педагогических наук С. К. Тивикова, которая долгое время

Целью работы кафедры является повышение теоретического уровня и профессионального мастерства учителей начальных классов, позволяющее реализовывать приоритетные задачи начального образования.

сотрудничала с кабинетом как преподаватель педагогического института.

Сегодня под ее руководством на кафедре начального образования НИРО работают 10 сотрудников, из них четыре кандидата педагогических наук (С. К. Тивикова, В. Ф. Одегова, Н. Ю. Яшина, Н. Н. Деменева) и два кандидата психологических наук (Т. А. Рунова, И. И. Бондарева).

Целью работы кафедры является повышение теоретического уровня и профессионального мастерства учителей начальных классов, позволяющее реализо-вывать приоритетные задачи начального образования. Однако кафедра начального образования работает не только с педагогами начальной школы — ее аудитория довольно широка: учителя начальных классов, работающие как по системам развивающего обучения, так и по традиционным системам; заместители директоров школ, курирующие начальные классы; методисты ИДЦ и ИДК, курирующие начальные классы; учителя начальных классов, аттестующиеся на высшую категорию.

Основные направления деятельности кафедры

Среди основных направлений деятельности кафедры отметим следующие:

3 совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогов начальной школы в соответствии с современными тенденциями развития начального образования;

3 научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в условиях вариативности содержания начального образования; модернизация содержания и технологий начального образования в Нижегородской области;

3 разработка новых аспектов содержания и технологий гражданского образования в начальной школе;

3 осуществление преемственности между дошкольным и начальным звеном, начальной и основной школой;

3 обеспечение условий для индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе;

3 работа с учителями сельских (в том числе малокомплектных) школ по актуальным проблемам начального образования;

3 взаимодействие кафедры с лабораторией гуманно-личностных моделей образования ГОУ ДПО НИРО, кафедрой педагогики и методики начального обучения НГПУ и инновационными образовательными учреждениями Нижнего Новгорода по вопросам подготовки и переподготовки учителей начальных классов, а также развития младших школьников.

Данные направления были выявлены на основе анализа базовых документов, определяющих развитие образования в РФ и Нижегородской области*, и результатов опытно-экспериментальной работы кафедры в образовательных учреждениях Нижегородской области; посредством мониторинга образовательных потребностей учителей начальных классов, а также анализа научных исследований, связанных с актуальными проблемами современной начальной школы, проводимых сотрудниками кафедры совместно с лабораторией гуманно-личностных моделей образования ГОУ ДПО НИРО, другими кафедрами, образовательными учреждениями Нижегородской области.

Учебно-методическая работа кафедры

В основе процесса повышения профессионального мастерства учителя начальных классов лежит деятельностный подход. Организация учебного процесса на кафедре предполагает различные курсы:

3 квалификационные («Теория и методика преподавания в начальных классах», «Проектировочная и исследовательская деятельность учителя начальных классов» (для учителей, претендующих на высшую квалификационную категорию), «Современные подходы к обучению и вос-

питанию учащихся в четырехлетней начальной школе»);

3 проблемно-тематические курсы и семинары («Преподавание обществоведческих дисциплин в начальной школе», «Модернизация начального образования», «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным образованием ОУ "Школа — детский сад"»);

3 мастер-классы («Коммуникативно-де-ятельностный подход к речевому развитию младших школьни- -

ков», «Особенности пре- На кафедре с°зданы и апр°бир°-подавания курса "Ниже- ваны инновационные пособия, городская сторона"»); предназначенные для повышения

3 педагогические квалификации учителей в рамках мастерские («Професси- различных курсов. ональное мастерство учителя начальных классов», «Формирование учебной деятельности младших школьников»).

Ко всем видам курсов разработаны методические комплексы, включающие программы, учебные и учебно-тематические планы, дидактические и диагностические материалы, рабочие тетради и др.

Программы созданы на основе Государственного образовательного стандарта и тарифно-квалификационных характеристик специалистов по начальному образованию, отмечены сертификатами и положительными экспертными заключениями научно-методического экспертного совета гОу ДПО НИРО и областного экспертного совета.

На кафедре созданы и апробированы предназначенные для повышения квалификации учителей в рамках курсов инновационные пособия:

3 учебное пособие-тетрадь Н. Ю. Яшиной «Формирование лингвистических понятий у младших школьников», служащее как обучающим, так и диагностическим целям;

3 методическое пособие И. И. Бондаревой и Т. А. Руновой «Организация учебного сотрудничества в начальных классах» для дистанционного обучения.

* Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Стратегия Российской Федерации в области развития образования до 2010 года.

Ежегодно на кафедре проходят курсовую подготовку от 500 до 1000 человек. Важное место занимает учебно-методическая работа с другими регионами. Так, в Нижнем Новгороде кафедрой был проведен трехдневный обучающий семинар «Гражданское образование в начальных классах» с участием представителей Кирова, Саранска, Ульяновска, Йошкар-Олы, Чебоксар, Саратова, Самары и других городов. В 2005 году кафедра принимала участие в семинаре для проректоров вузов различных регионов России по проблеме организации модульных квалификационных курсов.

Особой формой повышения квалификации учителей является конкурс «Учитель года», в котором сотрудники кафедры участвуют в качестве экспертов и членов жюри.

Аттестация учителей начальных классов

Одной из форм повышения квалификации педагогов является аттестация учителей начальных классов на высшую категорию. Целью квалификационного испытания является оценка уровня профессиональных качеств педагога, стимулирование педагогического творчества, повышение общетеоретической подготовки, развитие исследовательских, проектировочных и конструктивных умений, формирование рефлексивного отношения к собственному педагогическому опыту.

Для учителей, претендующих на высшую категорию, предусмотрены специальные курсы, а также формы и темы аттестационных работ, диагностические материалы, вопросы к экзамену и собеседованию. Педагогам предлагаются методические рекомендации по проблемам аттестации; разработан банк тестовых заданий в рамках внедрения автоматизированной системы тестирования.

Опытно-экспериментальная работа кафедры представлена двумя основными направлениями: апробация новых моделей, систем, УМК, программ начального образования и экспериментальное исследование инновационных процессов в начальном образовании.

Научно-исследовательская деятельность кафедры

Проблематика научной и опытно-экспериментальной работы определяется приоритетными направлениями деятельности кафедры. Научные исследования разворачиваются в следующих областях:

3 повышение профессиональной компетентности педагогов начального образования;

3 модернизация начального образования (разработка и внедрение инновационного содержания и образовательных технологий);

3 гражданское образование младших школьников;

3 духовно-нравственное воспитание младших школьников;

3 литературное краеведение в начальной школе;

3 дифференцированный подход к обучению младших школьников;

3 преемственность между начальным и дошкольным образованием;

3 коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников.

Опытно-экспериментальная работа кафедры представлена двумя основными направлениями: апробация новых моделей, систем, УМК, программ начального образования и экспериментальное исследование инновационных процессов в начальном образовании. Оба направления отличает не только научный, но и прак-тикоориентированный характер. Опытно-экспериментальная работа, проводимая кафедрой, является долговременной, что связано как с четырехлетним сроком обучения в начальной школе, так и со стремлением получить достоверные результаты.

Просветительская деятельность кафедры, связи с общественностью

Особое внимание на кафедре уделяется освещению проблем начального образования в средствах массовой информации, что связано с переходом на че-

тырехлетнее начальное образование и введением Государственных образовательных стандартов.

Деятельность кафедры, направленная на модернизацию начального образования в регионе, освещалась нижегородскими телекомпаниями «Сети НН», НТР, ННТВ, «Волга». Сотрудники кафедры принимают участие в программе «Вести Приволжья», телевизионных передачах каналов «Волга», НТВ; печатаются на страницах нижегородской прессы — газет «Город и горожане», «Проспект», «Школа», «Понедельник» и других. С. К. Тиви-кова является членом редколлегии журнала «Нижегородское образование».

Преподаватели кафедры оказывают помощь учителям области в создании публикаций, что способствует обобщению и распространению педагогического опыта на региональном и федеральном уровнях.

Публикации сотрудников кафедры актуальны, содержательны, разнообразны по жанрам (учебники, рабочие тетради, учебные пособия для школьников, методические пособия и рекомендации для педагогов и руководителей ОУ, монографии, статьи, тезисы, информационно-методические сборники и т. д.). Наиболее востребован в последние годы жанр коллективной монографии; среди таких работ можно отметить: «Дифференцированный подход к младшим школьникам в процессе обучения», «Система контроля и оценки в начальной школе», «Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования», «Учитель начальной школы XXI века», «Работаем по УМК "Начальная школа XXI века"» и другие.

Ведущие специалисты кафедры

С. К. Тивикова — заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент. Является высококвалифицированным специалистом в области начального образования. Ее теоретико-методические и экспериментальные исследования направлены на разработку нового содержания и

технологии образования как в начальной школе, так и в системе вузовского и поствузовского (дополнительного) образования.

Является автором более 100 научных и научно-методических работ, среди которых:

3 интегрированные курсы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов «Живой родник»;

3 курс «Гражданское образование в Нижегородской области», реализующий национально-региональный компонент;

3 программы «Образ и мысль», «Речевое развитие младших школьников», реализующие компонент образовательного учреждения базисного учебного плана Нижегородской области.

Большой популярностью у педагогов пользуется ее книга, написанная в соавторстве с В. И. Воробьевой, — «Сочинения по картинам в начальных классах».

Под руководством С. К. Тивиковой на кафедре активно внедряются инновационные формы повышения квалификации педагогов начального образования, в том числе квалификационные модульные курсы, позволяющие учитывать индивидуальные профессиональные потребности педагогов; мастер-классы, педагогические мастерские и др.

С. К. Тивикова вносит значительный вклад в подготовку учителей начальных классов, логопедов и социальных педагогов. Ею разработано более 25 учебных курсов для студентов психолого-педагогического факультета НГПУ. При непосредственном участии С. К. Тивиковой прошли подготовку более 2500 студентов психолого-педагогического факультета и переподготовку — более 5000 учителей начальных классов как Нижегородской, так и других областей.

С. К. ТИВИКОВА, заведующая кафедрой начального образования, канд. пед. наук, доцент

С. К. Тивикова является членом Ученого совета и научно-методического экспертного совета ГОУ ДПО НИРО, экспертного совета при министерстве образования Нижегородской области, научным руководителем диссертационных исследований. В 1998 году награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. В 2001 году ей присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», с 2006 года является заслуженным работником высшей школы Российской Федерации.

Н. Ю. Яшина — кандидат педагогических наук, доцент. Активно участвовала в международной деятельности ГОУ ДПО НИРО: руководила проектами по грантам института «Открытое общество» и Международного общественного фонда «Новые перспективы» по проблемам нравственно-правового воспитания учащихся начальной школы.

В настоящее время продолжает деятельность по внедрению результатов исследования в практику образовательных учреждений: является куратором курсовой подготовки педагогов, принимает участие в разработке информационно-технологического обеспечения регионального курса. В течение нескольких лет занимается вопросами методики преподавания русского языка, апробацией новых УМК для учащихся начальных классов, проблемами преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования. При активном участии Н. Ю. Яшиной разработаны и опубликованы учебно-методические пособия к квалификационным курсам, спецкурсам модульных курсов: «Формирование лингвистических понятий у младших школьников», «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка», «Преемственность до-

Сотрудники кафедры ведут интенсивную научную и методическую деятельность, результаты которой освещаются на страницах различных изданий, представлены в рамках международных проектов.

школьного и начального звена образования», «Система контроля и оценки в начальной школе».

Н. Ю. Яшина является автором более 60 публикаций, в том числе в центральных изданиях, а также одним из авторов учебно-методического комплекта к региональному курсу «Гражданское образование в начальных классах».

В. Ф. Одегова — кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов — проблемы развивающего обучения, методика обучения грамоте и литературному чтению, система контроля и оценки, литературное краеведение.

Является разработчиком и куратором спецкурсов «Обучение выразительному чтению в начальной школе», «Способы обучения в УМК под редакцией Н. Ф. Виноградовой», мастер-класса «Особенности преподавания интегрированного курса по литературному чтению "Нижегородская сторона"».

В помощь учителям начальных классов ею созданы методические пособия «Развитие способности к чтению на уроках родного языка в начальной школе», «Пути реализации новых приоритетов в обучении родному языку в начальной школе», «Первые шаги начинающего читателя», а также составлен методический сборник, обобщивший опыт нижегородских учителей, «Работаем по УМК "Начальная школа XXI века"».

В. Ф. Одегова принимала активное участие в подготовке материалов для коллективной монографии «Дифференцированный подход к младшим школьникам», методических сборников «Система контроля и оценки в начальной школе», «Работаем по УМК "Начальная школа XXI века"».

Автор более 60 научных и учебно-методических публикаций, в том числе в центральных изданиях.

И. И. Бондарева — кандидат психологических наук, доцент. Сфера научных интересов — психология обучения, особен-

ности взаимодействия участников образовательного пространства, гражданское образование и социализация младших школьников.

И. И. Бондарева в течение нескольких лет занимается вопросами использования ИКТ в учебном процессе, методики преподавания математики, апробацией новых УМК для учащихся начальных классов, проблемами здоровьесбереже-ния школьников. Участвовала в международном проекте совместно с Microsoft «Влияние электронной среды обучения "1 ученик—1 компьютер" на качество образования младших школьников».

Автор 20 печатных работ, опубликованных в том числе в центральных изданиях.

Т. А. Рунова — кандидат психологических наук, доцент. С отличием окончила ГГПИ им. М. Горького. На кафедре начального образования курирует спецкурсы «Организация учебного сотрудничества» и «Новые технологии обучения математике», является научным руководителем экспериментальной площадки «Развитие математического мышления младших школьников средствами инновационного содержания».

Т. А. Рунова имеет более 20 публикаций. Принимала активное участие в подготовке материалов для информационно-аналитических сборников «Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования», «Система контроля и оценки в начальной школе».

Н. Н. Деменева — кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов— дидактика высшей школы (проблемы подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов), проблемы развивающего обучения младших школьников, гражданское образование в начальных классах.

Является одним из авторов программы и УМК по гражданскому образованию в начальных классах («Кораблик» и «Жар-птица»), автором учебных пособий

для студентов по курсам «Психодидактика», «Методика обучения математике в начальных классах» и методических пособий для учителей начальных классов.

Автор более 100 научных и учебно-методических работ.

Н. Н. Морозова — старший преподаватель. Сфера научных интересов — проблемы литературного краеведения, развитие личности ребенка в системе развивающего обучения, технологии преподавания курса «Окружающий мир». Является одним из соавторов УМК по литературному краеведению «Нижегородская сторона» для начальной школы. Руководитель областной творческой группы учителей-занковцев. Является разработчиком и куратором проблемно-тематических курсов «Система развивающего обучения Л. В. Занко-ва в начальной школе», спецкурса «Окружающий мир как средство формирования мировоззренческих представлений младших школьников» и др.

Имеет публикации в журналах «Начальная школа» и «Педагогическое обозрение».

М. К. Приятелева — старший преподаватель. Сфера научных интересов — воспитание младших школьников, развитие у них гражданской идентичности, формирование педагогической культуры родителей.

В рамках квалификационных и проблемно-тематических курсов преподает методику обучения грамоте, воспитания младших школьников, читает лекционные курсы «Преподаватель в системе дошкольного и домашнего образования "Гувернер"», консультирует по вопросам, связанным с УМК «Перспективная начальная школа».

Имеет публикации в журналах «Начальная школа», «Нижегородское образование».

Важное место в работе преподавателей кафедры занимают вопросы, связанные с использованием ИКТ в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.