образовательных учреждений (ведется с 2000 года);
3 база данных о результатах анкетного опроса администраторов образовательных учреждений о деятельности школ (ведется с 2007 года).
Сотрудники лаборатории осуществляют анализ результатов единого государственного экзамена в Нижегородской области. В 2008 году был проведен социологический опрос учителей, организаторов ЕГЭ, учащихся и их родителей, касающийся результатов пробного экзамена по русскому языку в Нижегородской области. Выборка составила 11 372 респондента и охватила все муниципальные рай-
оны области. Данные, полученные в ходе исследования, были опубликованы в сборнике «Основные результаты единого государственного экзамена 2008 года в Нижегородской области». В 2009 году сотрудники лаборатории приступили к многофакторному анализу результатов ЕГЭ. Планируется изучить влияние качества и условий организации образовательного процесса в школе на результаты единого государственного экзамена.
Сотрудники лаборатории — это коллектив единомышленников, совместно решающих актуальные задачи социально-экономического развития сферы образования.
ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (по материалам лаборатории гуманно-личностных моделей образования)
Лаборатория гуманно-личностных моделей образования создана как структурное подразделение ГОУ ДПО НИРО в феврале 2008 года после заключения договора с Международным центром гуманной педагогики под руководством Ш. А. Амонашвили.
Известный ученый-новатор в области образования, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Ш. А. Амонашвили в декабре 2007 года выступил перед нижегородскими педагогами и педагогической общественностью с публичной лекцией «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» и провел круглый стол с членами профессорско-преподавательского состава института. Неугасаемый интерес ученых и педагогов-практиков к идеям гуманной педагогики, проблемам их реализации в современных социально-экономических условиях послужил основой для включения
Верхний ряд (слева направо): В. Ф. Одегова, С. К. Тивикова, О. Ю. Дедова; нижний ряд (слева направо): Т. М. Сорокина, Ш. А. Амонашвили, Н. Ю. Яшина
в опытно-экспериментальную работу ряда образовательных учреждений Нижегородского региона.
Н. Ю. ЯШИНА, заведующая лабораторией гуманно-личностных моделей образования, кандидат педагогических наук
Сотрудники лаборатории, участники опытно-экспериментальной работы (учителя начальных классов, школьные психологи, руководители образовательных учреждений), изучив книги Ш. А. Амо-нашвили (труды из серии «Антология гуманной педагогики» и другую литературу Издательского дома Шалвы Амонашви-ли), стали участниками XVIII Международных педагогических чтений «Истинное воспитание ребенка — в воспитании самих себя». Во время творческих командировок участники экспериментальной работы познакомились с опытом коллег из Москвы и Санкт-Петербурга, реализующих систему гуманно-личностного подхода к детям 5—10 лет в Школе Жизни.
Являясь главным научным сотрудником лаборатории, Ш. А. Амонашвили определяет философско-педагогические основы образовательной системы Школы Жизни, а также концептуальные направления научно-исследовательской деятельности структурного подразделения. В конце сентября 2009 года в институте состоялся авторский семинар Ш. А. Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе (система Школы Жизни)» с участием академика Академии педагогических и социальных наук, доктора педагогических наук, профессора В. Г. Ниорадзе.
Целью научно-исследовательской работы лаборатории является научно-методическое обеспечение процесса гуманизации межличностного взаимодействия субъектов образовательной деятельности в меняющихся социально-экономических условиях.
Лаборатория ставит перед собой следующие задачи:
3 разработка содержания и методов взаимодействия субъектов образовательной деятельности (педагогов начального образования, психологов ОУ, родителей и учащихся) на основе идей гуманной педагогики;
3 составление научно-методических рекомендаций по отбору учебного содержания, методов и форм организации образовательного процесса на предшколь-ной ступени (как переходного периода развития ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту) и в период адаптации ребенка к учению;
3 проведение опытно-экспериментальной работы по апробации вариативных моделей на предшкольной и начальной ступенях образования в Школе Жизни;
3 обеспечение условий развития психолого-педагогической компетентности педагогов, школьных психологов, родителей в сфере гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе;
3 разработка содержательных и технологических аспектов внедрения региональных обществоведческих интегрированных курсов в начальной школе («Гражданское образование в начальных классах», «Нижегородская сторона») на основе гуманно-личностного подхода к учащимся.
Основные направления деятельности лаборатории
Среди основных направлений деятельности лаборатории отметим:
3 создание содержательных и организационно-методических моделей пред-школьного и начального образования, основанных на принципах гуманно-личностной педагогики;
3 разработка содержания и методов взаимодействия субъектов образовательной деятельности, построенной на идеях гуманной педагогики;
3 создание программ повышения квалификации педагогических работников,
направленных на освоение основ гуманной педагогики.
Экспериментальная работа по теме «Содержательные и организационно-методические основы вариативных гуманно-личностных моделей образования детей 5—11 лет» проводилась в 2008/ 2009 учебном году на базе четырех экспериментальных площадок: МОУ СОШ № 55 Нижнего Новгорода, МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 91 Нижнего Новгорода, МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа — детский сад» г. Кстово, МОУ «Чернухинская СОШ» Кстовского района (научные руководители — заведующая лабораторией, кандидат педагогических наук Н. Ю. Яшина; ведущий научный сотрудник, доктор психологических наук, профессор Т. М. Сорокина).
В 2008/2009 учебном году разрабатывались и апробировались гуманно-личностные модели предшкольного образования детей 5 лет, построенные на основе концепции Ш. А. Амонашвили. В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась следующая гипотеза исследования: гуманно-личностные модели образования детей 5 лет предполагают в качестве важнейшего условия своего успешного функционирования создание особого, полисубъектного профессионального взаимодействия педагогов и практических психологов, а также их совместную работу с родителями детей дошкольного возраста.
В ходе эксперимента разрабатывались концептуальные основы образования детей старшего дошкольного возраста в условиях функционирования разных моделей:
3 группа полного дня для детей 5 лет на базе ОУ «Начальная школа — детский сад»;
3 дошкольная образовательная группа кратковременного пребывания детей, не посещающих ДОУ, на базе общеобразовательной школы.
При разработке содержательных основ вариативных гуманно-личностных моделей образования детей 5 лет учиты-
валось, что предшкольное образование призвано, в первую очередь, обеспечить развитие тех качеств личности, психических процессов и видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов и успешное обучение ребенка в школе. За основу была взята программа обучения и развития детей пятилетнего возраста «Предшкольная пора» под редакцией доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Н. Ф. Виноградовой. Данная программа построена не по областям знаний, как дошкольные программы, и не по учебным предметам — как школьная, а на интегративной основе, в соответствии с логикой психического развития ребенка: его мышления, воображения, внимания, речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и к себе.
В ходе эксперимента были созданы и апробированы методические рекомендации по курсу «Познаем других людей и себя» (составители: Е. Н. Тимошина, Н. Ю. Яшина, О. Ю. Дедова), которые способствовали формированию коммуникативной готовности детей к учению.
Занятия в группах кратковременного пребывания детей на базе МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 91 Нижнего Новгорода проводились по авторским программам в соответствии с потребностями детей (обязательные курсы и курсы по выбору). Таким образом, вариативность содержания программы по подготовке детей к школе определялась спецификой образовательного учреждения.
С целью реализации задач предшкольного образования в ОУ была создана образовательная среда, способствующая эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическо-
Предшкольное образование призвано, в первую очередь, обеспечить развитие тех качеств личности, психических процессов и видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов и успешное обучение ребенка в школе.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности лабораторией была разработана гуманистическая модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в период подготовки ребенка к школе.
му развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Педагоги строили свою деятельность на основе принципов гуманно-личностной педагогики, предполагающих:
3 гуманно-личностное взаимодействие взрослых с детьми;
3 предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
3 ориентировку педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение достижений ребенка не с успехами других детей, а с его личным продвижением в развитии).
В ходе эксперимента много внимания уделялось игре как ведущему виду деятельности дошкольника, важнейшему фактору его развития: организации и методике проведения сюжетно-ролевых игр и игр по правилам на занятиях, в перемену.
На первом этапе эксперимента была разработана гуманистическая модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в период подготовки ребенка к школе. Данная модель рассматривается нами в «диалоге» партнеров: «родители— ребенок», «педагог — ребенок», «психолог — ребенок», «педагог — родители», «психолог — родители», «психолог — педагог» .
Как показывает практика, содержание и методы делового партнерства субъектов образовательного процесса могут варьироваться в зависимости от типа образовательного учреждения. Так, несколько отличаются взаимодействия партнеров «педагог—родители», «психолог — родители» в подготовительной группе ОУ «Начальная школа — детский сад» и в «Школе будущего первоклассника» на базе средней общеобразовательной школы. Формирование партнерских отноше-
ний с родителями, включение их в совместное с детьми творчество (театрализация сказок, сюжетно-ролевые игры и др.) легче происходит в ОУ «Начальная школа — детский сад», поскольку многие дети воспитываются там с 2—3 лет. Здесь проще установить доверительный деловой контакт воспитателя с родителями и включить их в совместное психолого-педагогическое исследование и процесс формирования личности ребенка.
В общеобразовательной школе педагоги и психологи начинали работу с установления контакта с родителями, их психолого-педагогического просвещения (беседы в «Школе родителей будущих первоклассников», индивидуальные консультации). Открытые занятия для родителей, выполнение творческих заданий вместе с ребенком, участие в детских играх на перемене способствовали установлению межличностных отношений между ребенком и взрослыми (педагогами и родителями) на основе гуманного общения, принципов принятия и уважения личности ребенка.
Гуманизация взаимодействия семьи и школы на ступени предшкольного образования рассматривается нами как необходимое условие:
3 сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка;
3 формирования эмоционально-положительного отношения ребенка и его родителей к школе;
3 результативной коррекционной работы по развитию личностных и социальных качеств ребенка, определяющих уровень его готовности к учению;
3 обеспечения единых стартовых возможностей детей в первом классе.
Стремление педагогов и родителей к саморазвитию становится необходимым условием гуманизации отношений семьи и школы.
Для участников эксперимента ежемесячно проводился научно-практический семинар «Содержательные и организаци-
онно-методические основы вариативных гуманно-личностных моделей образования», посвященный различным аспектам гуманно-личностной педагогики.
Разработанная сотрудниками лаборатории диагностика психологической готовности ребенка к учению, проводимая на гуманистических позициях, фиксация результатов в когнитивной карте и карте наблюдений за особенностями личностного развития ребенка позволяют педагогам и психологам планировать и осуществлять индивидуальную коррекционно-развивающую работу с ребенком. Отмечается положительная динамика развития каждого ребенка, индивидуальных показателей уровня его готовности к учению. Сохраняется заинтересованность педагогических коллективов в продолжении экспериментальной деятельности,
в дальнейшем повышении психолого-педагогической компетентности.
Готовится к публикации методическое пособие, представляющее собой опыт работы педагогов-экспериментаторов, — «Растем вместе: основы гуманного взаимодействия детей и взрослых в предшколь-ный период». Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе общеобразовательных учреждений, ориентированных на гуманизацию межличностного взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
В 2009/2010 учебном году в экспериментальную работу по созданию вариативных гуманно-личностных моделей образования детей младшего школьного возраста включаются еще 14 экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений Нижегородской области.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО И СПО СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ (по материалам лаборатории профессионально-педагогических технологий)
Лаборатория была открыта в 2003 году, входила в состав кафедры профессионального образования факультета профессионального образования и называлась лабораторией теории и методики профессионального образования. Заведовала ею В. Н. Фролова, являющаяся ее руководителем и сегодня.
Основное направление деятельности лаборатории на тот момент — участие в российско-британском проекте «Апробация технологии блочно-модульного обучения на основе компетентностного подхода», научным руководителем которого стал заведующий кафедрой профессио-
Слева направо: Л. А. Яснева, В. Н. Фролова (зав. лабораторией)