Научная статья на тему 'ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3132
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ / EDUCATION / HUMANE PEDAGOGY / HUMANE-PERSONAL PEDAGOGY / HUMANISTIC PEDAGOGY / A MODEL FOR THE IMPLEMENTATION OF THE HUMANE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яркова Татьяна Анатольевна, Селяков Михаил Иванович

В статье рассмотрены основные идеи гуманной педагогики с позиции их востребованности современной практикой образования. Делается попытка определить сущность понятия и его содержательные характеристики. В основу понимания гуманной педагогики положены представления Ш.А. Амонашвили и его последователей, рассматривающих гуманную педагогику не как строго научное понятие, а как стиль педагогического мышления, образ проживания ребенком и его наставниками человеческого в человеке. Основное внимание сосредоточено на характеристике отдельного передового опыта реализации идей гуманной педагогики в отечественной практике образования, выявлении перспектив его использования в изменяющейся ситуации развития образования. На основе анализа теории и практики гуманной педагогики обозначено видение структурных компонентов модели ее реализации. Интегративным свойством такой модели является гуманистическая направленность деятельности педагога как посредника между обществом и личностью ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANE PEDAGOGY IN THE MODERN EDUCATIONAL PRACTICE

The article examines the main ideas of the humane pedagogy from the standpoint of their relevance to modern education practice. An attempt is made to define the essence of the concept and its content characteristics. The understanding of the humane pedagogy is based on the ideas of Sh.A. Amonashvili and his followers who regard it not as a strictly scientific concept but as a style of pedagogical thinking, a way of living like a human by a child and his mentors. The main attention is focused on the characteristics of individual advanced experience in the implementation of the ideas of the humane pedagogy in the practice of education in Russia. The prospects for its use in the changing situation of the education development are identified. A vision of the structural components of the model of its implementation based on the analysis of the theory and practice of the humane pedagogy is indicated. An integrative property of such a model is the humanistic orientation of the teacher's activity as an intermediary between the society and a child's personality.

Текст научной работы на тему «ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Гуманная педагогика в современной практике образования

Яркова Татьяна Анатольевна,

д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет E-mail: t.a.yarkova@utmn.ru

Селяков Михаил Иванович,

игумен, Русская Православная Церковь, Иордания E-mail: mi4475@mail.ru

В статье рассмотрены основные идеи гуманной педагогики с позиции их востребованности современной практикой образования. Делается попытка определить сущность понятия и его содержательные характеристики. В основу понимания гуманной педагогики положены представления Ш.А. Амонашвили и его последователей, рассматривающих гуманную педагогику не как строго научное понятие, а как стиль педагогического мышления, образ проживания ребенком и его наставниками человеческого в человеке.

Основное внимание сосредоточено на характеристике отдельного передового опыта реализации идей гуманной педагогики в отечественной практике образования, выявлении перспектив его использования в изменяющейся ситуации развития образования.

На основе анализа теории и практики гуманной педагогики обозначено видение структурных компонентов модели ее реализации. Интегративным свойством такой модели является гуманистическая направленность деятельности педагога как посредника между обществом и личностью ребенка.

Ключевые слова: образование, гуманная педагогика, гуманно-личностная педагогика, гуманистическая педагогика, модель реализации гуманной педагогики.

Идеи гуманизации являются традиционными для теории и практики отечественного и зарубежного образования. Они имеют длительную историю развития, но не потеряли своей актуальности и сегодня.

Данные идеи определяют и направления научных поисков современных исследователей. В подтверждение приведем данные из электронной научной библиотеки Российского индекса научного цитирования elibrary. По запросу использования понятия «гуманная педагогика» в научных статьях, диссертационных исследованиях были получены следующие результаты:

- понятие «гуманная педагогика» (духовно-гуманная педагогика, гуманная педагогика Ш. Амонашвили, современная гуманная педагогика) использовано в 137 публикациях (Га-лицких Е.О., Гришина Г.Н., Дронова Е.В., Зи-цер О.В., Макаров М.И., Мапельман В.М., Соколова Н.Д., Соловьева М.Ф., Титеева Т.В., Ши-шова М.И., и др.);

- понятие «гуманистическая педагогика» (современная гуманистическая педагогика, цифровая гуманистическая педагогика, рефлексивно-гуманистическая педагогика, гуманистическая педагогика Аристотеля и др.) встречается в 370 публикациях;

- понятие «гуманно-личностный» (подход, стиль общения, отношение, мышление, пространство, обучение, педагогика, технология, направленность и т.п.) представлено в более, чем 100 публикациях (Александрова В.Г., Амонашвили Ш.А., Богуславский M.B., Козырева О.А., Кошелев А.А., Корепанов В.А., Ред-лих С.М., Скрябина Н.Ю. и др.). Значительное число работ по данной тематике принадлежит Ш.А. Амонашвили: 73 публикации автора, а суммарное число цитирований его работ составляет 1195. Такое количество обращений к работам Ш.А. Амонашвили и вообще к проблематике гуманистической парадигмы образования подтверждает востребованность и актуальность идей разработчика и пропагандиста гуманной педагогики, в целом интерес к проблеме гуманизации образования.

Наиболее распространенным и более научно определённым является понятие «гуманистическая педагогика»: «направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии» [3].

Учитывая разнообразие подходов к реализации идей гуманизации образовательного подхода, гуманистическая педагогика рассматривает-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ся и более широко, как «система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса» [2].

Анализ научных и публицистических источников показывает, что само понятие «гуманная педагогика» не имеет четких формальных границ, определяющих его с позиций науки. Гуманная педагогика в большинстве работ рассматривается с позиций допущения, выхода за рамки формальной логики, как духовная категория, педагогика, с помощью которой «ребенок находит свет в себе и в окружающих» (Ш.А. Амонашвили).

Развивая свою мысль, Ш.А. Амонашвили рассматривает гуманную педагогику как метанауку, величайшее из искусств, в подлинном значении этого слова, которое может оказывать влияние на становление Личности, только при высокой духовности и гуманистической направленности учителя. Причем, автор достаточно часто в своих публикациях и выступлениях гуманную педагогику рассматривает через призму гуманно-личностного подхода, иногда эти понятия используются им как синонимичные, что подчеркивает личностную составляющую педагогических идей педагогики очеловечивания образования [1].

Современная гуманная педагогика опирается на классические гуманистические идеи зарубежных и отечественных педагогов прошлого - В. Де Фель-тре, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушин-ского, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и др.

Эволюцию идей гуманной педагогики можно проследить на разных этапах развития педагогической науки и образовательной практики. Наиболее ярко эти идеи были представлены в эпоху Возрождения, что нашло отражение в признание природного равенства всех людей на воспитание и образование; в развитии активности человека в его стремлении к совершенству (Эразм Роттердамский);

обучении и воспитании в школах, основанных на уважении к личности ребёнка, признании его человеческого достоинства (Витторино да Фель-тре, Гуарино Гуарини) и др. Можно сказать, что в этот период были заложены базовые основы гуманной педагогики.

На следующем этапе развитие этих идей нашло отражение в таких позициях, как: «всеобщая любовь к человеку», «деятельная любовь к людям», миру (И.Г. Песталоцци); «человек есть личность и самоцель», ребенок индивидуален, это не «некая статичная данность, ..., а открытый процесс развития» (И.Ф. Гербарт); ориентация на воспитание национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной терпимости, солидарности и человечности (А.В. Дистер-вег); «человек - главная ценность, его основная ° черта - любовь к людям» (К.Д. Ушинский); «ре" бенок - «первообраз гармонии, правды, красоты g и добра» (Л.Н. Толстой) и др. ^ Концептуальные основы отечественной гуман-Ü ной педагогики, по нашему мнению, были сформу-

лированы во второй половине XX века в Манифесте педагогики сотрудничества, одним из разработчиков которого был и Ш.А. Амонашвили. Такие идеи, как свобода выбора, обучение без принуждения, личностная направленность обучения, обучение как творческое взаимодействие и другие, во многом определили гуманистическую направленность образования в последующие годы.

В связи с этим можно рассматривать гуманную педагогику как своеобразную мировоззренческую позицию, определяющую понимание ребенка как самой главной ценности образования. Соответственно, гуманная педагогика переосмысливает и все традиционные характеристики обучения и воспитания, аккумулируя лучшие передовые гуманные практики образования в современную, зачастую, негуманную педагогическую реальность.

Сегодня, гуманная педагогика приобретает все больше последователей среди широкой общественности, а также непосредственных субъектов образования - педагогов и родителей обучающихся. Это не просто умозрительный интерес, а интерес, который реализуется в создании общественных центров гуманной педагогики как на территории России,так и на постсоветском пространстве. Свою основную функцию они видят во внедрении идей гуманной педагогики и распространении опыта, создании и выпуске учебно-методических пособий, создании и поддержании педагогического сообщества, разделяющего идеи гуманно-личностной педагогики [1].

Основоположником этого движения можно назвать Ш.А. Амонашвили. Именно Шалва Александрович долгие годы «несет свет» гуманной педагогики в сердца и умы как педагогов, так и родителей. Им создан Международный Центр гуманной педагогики», написано множество книг и научных трудов. И сейчас Шалва Александрович и его последователи продолжают проводить работу по популяризации гуманно-личностного подхода в образовании. В рамках этой работы проводится ряд мероприятий разного масштаба по творческому объединению широкого круга людей, разделяющих идеи гуманной педагогики [1].

Основные цели деятельности Центра и его отделений направлены на освоение и внедрение идей и принципов гуманной педагогики в образовательный процесс и сознание работников образования [1].

За достаточно длительный период времени Центром накоплен богатый опыт по разработке авторских подходов к реализации идей гуманной педагогики. Основанием для выбора этих организаций является один из ключевых признаков гуманной педагогики - школа как «мастерская человечности» (Я.А. Коменский).

Достаточно эффективно в этом направлении работает Волгоградское отделение Центра гуманной педагогики. Им курируется тридцать шесть экспериментальных площадок. Внимание заслуживает Школа-лаборатория инновационного развития, работающая на базе МОУ лицей № 9 г.

Волгограда [4]. Идеи гуманной педагогики нашли воплощение в перестройке деятельности школы, ориентированной на каждого ученика, в том числе имеющего особые образовательные потребности. Механизмом гуманизации образования в школе стали индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

Положительный опыт реализации идей гуманной педагогики накоплен в Кемеровском отделении Центра. Так, например, в общеобразовательной школе № 97 г. Новокузнецка педагоги идеи гуманной педагогики внедрили в деятельность вечерней школы. Интерес к этой теме неслучаен. Вечерняя школа - это особый тип образовательного учреждения, в котором обучаются люди разных возрастов с разными судьбами. Результативность образовательной деятельности, во многом, определяется тем, насколько педагоги смогли пробудить потребность в знаниях у своих воспитанников. Творческим коллективом педагогов разработана концепция гуманной педагогики в условиях вечерней школы, уникальная воспитательная система «Школа гуманной педагогики» [1].

Активным пропагандистом идей гуманной педагогики является Махачкалинское региональное отделение центра гуманной педагогики при гимназии № 13. Популяризация идей гуманной педагогики осуществляется через организацию семинаров, научно-практические конференций, «круглых столов».

Кировское региональное отделение Центра освоение и внедрение в образовательный процесс принципы гуманной педагогики осуществляет через деятельность творческой группы педагогов «Союз учительских сердец».

Хакасское региональное отделение ежегодно проводит научно-практический семинар «Гуманно-личностные ориентиры в образовании». По материалам Международных педагогических чтений, проводятся эхо-семинары. В помощь учителю члены Хакасского отделения выпускаются методические материалы, конспекты уроков на основе идей гуманной педагогики.

Каждая школа ищет свои варианты гуманизации образовательного процесса. Так, в гимназии № 3 г. Аксая Ростовской области идеи гуманно-личностной педагогики пронизывают весь образовательный процесс, включая оценочную деятельность. Уже в начальной школе ведется работа по выстраиванию гуманной оценочной деятельности, которая включает способность ученика оценивать границы собственных знаний, участвовать в формировании критериев оценки и эталонов деятельности. Планируемые результаты рассматриваются как система личностно ориентированных целей образования и показателей их достижения [1].

Школы г. Тюмени также используются отдельные «инструменты» гуманной педагогики. Так, например, в МАОУ «Гимназия № 5» учителя не пользуются красными чернилами, а все записи в тетрадях и дневниках учеников вносят разноцветными

(зелеными, розовыми и т.д.) чернилами. Это способствует снижению уровня стресса в ситуации «оценивания». В МАОУ «Гимназия № 1» г. Тюмени вот уже несколько лет ведет свою работу педагогический клуб «Искры радости». В рамках этого клуба состоялась серия семинарских под руководством представителя «Клуба гуманной педагогики г. Тюмени» Ирины Измалковой, ученицы Ш.А. Амонашвили.

В МАОУ СОШ № 22 также используются идеи гуманной педагогики. Классный руководитель 5 «Ж» класс ведет вместе с обучающимися «Книгу класса». В этой красиво оформленной самими ребятами книге они записывают самые яркие впечатления из жизни школы и класса, поздравления и пожелания. Также в этом классе есть традиция поздравлять с Днем Рождения каждого ученика. Используя эти «инструменты», учитель создает позитивную атмосферу в классе. Это, безусловно, влияет на успешность обучения.

Несмотря на то, что так или иначе идеи гуманной педагогики представлены в деятельности всех школ, некоторые из них целенаправленно осуществляют деятельность на основе гуманистического подхода к образованию. Так, например, в Тюмени из общего числа школ только две работают непосредственно по реализации идей гуманно-личностной педагогики: МАОУ СОШ № 70 города Тюмени имени Великой Победы и Тюменская православная гимназия.

Частное образовательное учреждение (ЧОУ) «Православная гимназия города Тюмени» была открыта в 1999 году. Гимназия имеет государственную лицензию и аккредитацию [5].

Миссия гимназии: создание православной образовательной среды, обеспечивающей личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся и педагогов, путем применения интенсивных технологий обучения и воспитания.

Цель: создание духовно-нравственной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепления здоровья. Деятельность гимназии направлена на реализацию таких идей гуманной педагогики, как развитие индивидуальных особенностей обучающихся, способствование самореализации, создание доверительной, комфортной среды и др. Эти идеи определяют основу ценностных установок гимназии.

Ключевым принципом образовательной политики гимназии является гуманистический характер образования. К числу гуманистически ориентированных принципов гимназии можно отнести свободу выбора форм образования и его общедоступность; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье и др.

Главными направлениями образовательного процесса в реализацию идей гуманной педагогики являются: создание условий для творческого самовыражения, раскрытия профессионального по-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

тенциала педагогов и создание для обучающихся образовательной среды, в которой они могли бы самореализоваться.

Вся воспитательная работа подчинена цели формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других; любящей свою семью, свой дом, своё дело, своё Отечество, готовой к выполнению гражданских обязанностей.

Реализация образовательной и воспитательной программ, основанных на идеях гуманно-личностной педагогики, позволяет педагогам гимназии выстраивать процесс образования таким образом, чтобы развивать наряду с личностными, предметными и метапредметными компетенция (что определено ФГОС), прежде всего, гуманистическую направленность личности обучающихся в среде, которая этому развитию наибольшим образом способствует.

Еще одним примером школы, реализующей идеи гуманной педагогики в г. Тюмени, можно определить МАОУ СОШ № 70 им. Великой Победы. Другое название этой школы - «Школа сотворчества». Уже это название говорит нам о реализации одной из ключевых идей гуманно-личностной педагогики - совместного, свободного творчества. Задача педагогического коллектива - наполнить пребывание ребенка в школе интересным общением, сотворчеством взрослых и детей, ощущением светлой и доброй сказки, которая увлекает идеей деятельного добра. Это сотворчестве, в центре которого ребенок, реализуется через образовательные путешествия; авторские праздники (Праздник Осеннего костра, Праздник Снежных равнин, Праздник Зимних холмов, Праздник Тряпочных картин и др.); социальные проекты («Школа, которую выбираю я», «Новому веку - новое мышление и творчество» и др.); включение в учебный план предметов, направленных на обогащение внутреннего мира ребенка (например, мировая художественная культура); проведение этнических праздников и др.

Для того чтобы ребенку было комфортно в школе, педагогический коллектив совместно с обучающимися работают над эстетикой школьного быта, созданием педагогических интерьеров. Взаимодействие педагогов и детей строится на основе общения, одухотворенного сотворчеством, вниманием и пониманием.

Как отмечает О.П. Саттарова, учитель истории, в рамках ежедневных уроков и жестких рамок календарно-тематического планирования не всегда удается идеально соответствовать тем принципам, которые сами же педагоги разделяют. В профессиональных устремлениях педагогического коллектива и в направлениях общешкольного взаимодействия идеи гуманной педагогики живут и реализуются в стенах школы № 70 [6].

Следует отметить, что многие педагоги в рамках своей профессиональной деятельности, используют принципы гуманно-личностной педагогики. Опрошенные нами учителя отмечают важ-

ность и необходимость гуманно-личностного подхода, выражают надежду на то, что изменения, происходящие в системе образования, благотворно скажутся на процессах «гуманизации» обучения, уходе от формальностей и стандартизации.

Сегодня все большую значимость приобретают такие качества личности, как эмоциональный интеллект, физическое развитие, интеллектуальная компетентность, креативность, инициативность, ответственность, осознанность, способность к рефлексии и анализу, осознанная свобода поведения. Актуальными становятся проблемы гармоничного развития, психологической и цифровой защиты. Проблема образования в целом и его гуманизации в частности, связана с восстановлением функции трансляции культуры и функцией личностного развития. При гуманистической ориентации должны измениться цели образования. Они должны быть направлены на трансляцию общечеловеческих ценностей и национальной культуры. Это повлечет за собой изменение в содержании и технологиях обучения, модернизации различных образовательных институтов, в том числе реорганизацию общеобразовательной, дошкольной и системы дополнительного образования.

Говоря о гуманной педагогике, необходимо заметить, что носителем ее идей, прежде всего, является учитель. Как отмечал Ш.А. Амонашвили, педагогические истины не написаны в книгах, они рождаются в сердце педагога. Если педагог настроен на ученика, он гуманный педагог. Отсюда меняется сам характер педагогической деятельности: переход от передачи информации - к развитию ученика и формированию мотивации к саморазвитию. Сотрудничество должно стать главной движущей силой образовательного процесса. Знания о взаимоотношениях учителя и ученика, умение их эффективно выстраивать - важная компетенция для современного педагога, которая направлена на гуманизацию образовательного процесса [1].

На наш взгляд, задача современного педагога заключается в поиске индивидуального подхода к каждому, помощи поддержке внутреннего потенциала ребенка, формировании «позиции успеха». Решить поставленную задачу можно используя такие инструменты, как:

- совместная, продуктивная деятельность равных, взаимоуважающих друг друга людей;

- взаимное доверие и уважение учителя и ученика;

- поощрение, одобрение положительных результатов как со стороны учителя, так и со стороны товарищей;

- возможность видеть и осознавать результаты своего труда, возможность совершенствовать эти результаты, если это требуется;

- возможность применения уже полученных знаний и навыков для решения сложных задач;

- возможность самостоятельно и в группе выполнять работу, уверенность в поддержке со стороны учителя и товарищей.

Таким образом, реализация на практике идей гуманно-личностной педагогики позволяет выстроить образовательный процесс наиболее эффективным и при этом эмоционально комфортным для обеих сторон данного процесса. Это позволяет развивать духовный потенциал учащихся, развивать их эмоциональный интеллект, воспитывать в них положительные качества личности.

Отсюда следует, что реализация идей гуманно-личностной педагогики возможна при следующих условиях:

- наличие субъект-субъектных отношений в образовательном процессе;

- предоставление права выбора учащимся и разнообразие содержания и технологий обучения;

- создание особой коммуникативной среды для успешной реализации учебных ситуаций;

- создание ситуации успеха и др.

Итак, мы можем констатировать, что идеи гуманной педагогики, гуманно-личностного подхода к образованию находят свое отражение как в научных исследованиях, так и в практике образования. В то же время, учитывая масштаб преобразований в системе образования, можно отметить, что для широкой практики образования эти идеи зачастую остаются декларативными, что определяет перспективы исследования и разработки путей их реализации в более широкую практику образования.

Опираясь на ключевую идею гуманной педагогики о потенциальных возможностях личности, которые можно развивать с помощью внутренних механизмов самореализации, задача педагога состоит в устранении препятствий, снижающих возможности личности. Гуманная педагогика определяет основную форму обучения - сотрудничество. Процесс обучения необходимо сделать лично значимым для обучающегося, который должен понимать и осознавать смысл и значимость обучения.

Анализ проведенных исследований и опыта использования идей гуманной педагогики в образовательной практике позволил определить условные структурные компоненты теоретической модели реализации идей гуманной педагогики: внутренние гуманистические ценности учителя, психологически комфортные условия развития личности, личностно ориентированные технологи обучения и воспитания; показатели результативности личностных достижений ребенка.

Как следствие, задачами гуманистически ориентированного образовательного процесса должно стать создание условий для осознания обучающимся своей личности, понимания и принятия своих сильных и слабых сторон; акцентирования внимания на саморазвитие, самоактуализацию; развития умения использовать свой внутренний потенциал, полученный опыт для решения задач; нравственного развития обучающихся и др.

К сожалению, ситуация, сложившаяся в целом в обществе и ее социальных институтах - общеобразовательных школах- на данный момент, не в полной мере способствует широкому внедре-

нию идей гуманной педагогики в практику. Причины кроются, с одной стороны, в социокультурной ситуации: наличие проявления бездуховности, агрессивности, асоциальных преступных деяний, тенденций антиинтеллектуальной, антигуманной направленности в развитии подрастающего поколения России. С другой стороны, эти причины связывают и с самой организацией образовательного процесса, условий, в которых он осуществляется: большая наполняемость классов, чрезмерная нагрузка на педагогов, жесткие рамки образовательных стандартов и контрольно-измерительных точек (Всероссийские проверочные работы, Государственная итоговая аттестация, Единый государственный экзамен). К тому же в условиях дистанционного образования затруднено влияние учителя на духовный рост ученика, а родители, в силу своей занятости, тоже не всегда могут проконтролировать источники влияния на своего ребенка.

Технократизация и цифровизация общества не способствуют, а в чем-то усугубляют проблему гуманизации образовательного процесса. Необходимо отметить, что государство и общество предпринимают действия в решении этих проблем. Свидетельством этого являются реализация национального образовательного проекта «Образования», Концепция духовно нравственного развития, Примерная программа воспитания (2020 г.) и др. Но все же проблема пока остается открытой, в связи с чем задача поиска новых механизмов реализации идей гуманной педагогики в изменяющихся условиях остается актуальной.

Литература

1. Академия гуманной педагогики Шалвы Амонашвили [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn-80aagyardii6h.xn - plai/

2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2003. -176 с.

4. Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.liseum9.ru/ svedeniya-o-mou-litsej-9/osnovnye-svedeniya

5. Тюменская православная гимназия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn -c1arjk4d.xn - plai/

6. Школа Сотворчества [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.rado70school.ru/

HUMANE PEDAGOGY IN THE MODERN EDUCATIONAL PRACTICE

Yarkova T.A., Selyakov M.I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tyumen state University; Russian Orthodox Church, Jordan

The article examines the main ideas of the humane pedagogy from the standpoint of their relevance to modern education practice. An

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

attempt is made to define the essence of the concept and its content characteristics. The understanding of the humane pedagogy is based on the ideas of Sh.A. Amonashvili and his followers who regard it not as a strictly scientific concept but as a style of pedagogical thinking, a way of living like a human by a child and his mentors. The main attention is focused on the characteristics of individual advanced experience in the implementation of the ideas of the humane pedagogy in the practice of education in Russia. The prospects for its use in the changing situation of the education development are identified.

A vision of the structural components of the model of its implementation based on the analysis of the theory and practice of the humane pedagogy is indicated. An integrative property of such a model is the humanistic orientation of the teacher's activity as an intermediary between the society and a child's personality.

Keywords: education, humane pedagogy, humane-personal pedagogy, humanistic pedagogy, a model for the implementation of the humane pedagogy.

o d

u

o

CM

o

CM CM

References

1. Academy of Humane Pedagogy by Shalva Amonashvili [Electronic resource] - Access mode: https: //xn-80aagyardii6h.xn -plai/

2. Voronin A.S. Glossary of terms on general and social pedagogy. - Yekaterin-burg: GOU VPO USTU-UPI, 2006. - 135 p.

3. Kodzhaspirova G.M., Kodzaspirov A. Yu. Pedagogical Dictionary. - M.: Acade-my, 2003. - 176 p.

4. Lyceum No. 9 named after the Honored Teacher of the School of the Russian Federation A.N. Neverov, Dzerzhinsky district of Volgograd [Electronic resource] - Access mode: 1. http://www. liseum9.ru/svedeniya-o-mou-litsej-9/osnovnye-svedeniya

5. Tyumen Orthodox gymnasium [Electronic resource] - Access mode: http: //xn - c1arjk4d.xn - p1ai/

6. School of Co-creation [Electronic resource] - Access mode: http://www.rado70school.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.