ностей средового подхода в формировании речевой культуры школьников» (МОУ «Каменская СОШ» Богородского района, директор М. Е. Середнева); «Использование возможностей средового подхода в формировании эстетического отношения школьников к действительности» (МОУ СОШ № 1 г. Семенова, директор Л. Д. Штур-мина); «Использование технологии сре-дового подхода в решении образователь-
ных задач» (МОУ СОШ № 6 г. Выксы, директор А. Е. Азов). Завершен эксперимент по теме «Создание благоприятной образовательной среды на основе владения родителями и педагогами теорией и технологией средового подхода в целях формирования у обучающихся социально приемлемых жизненных ориентиров» (МОУ «Мотовиловская СОШ», директор Т. Л. Хмельникова).
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(по материалам лаборатории социально-экономических исследований в образовании)
Лаборатория социально-экономических исследований в образовании, являясь структурным подразделением ГОУ ДПО НИРО, осуществляет научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и организационно-методическую деятельность в сфере экономического, нормативно-правового и социокультурного развития муниципальных образовательных систем.
Лаборатория была организована в январе 2000 года, ее заведующей стала О. В. Емельянова. Большой вклад в развитие научно-исследовательской деятельности лаборатории внесли доктор экономических наук А. Б. Вифлеемский и О. В. Чиркина. Много лет работала в лаборатории в должности методиста И. М. Бугрова.
Существенную поддержку в научной работе оказывали начальник управления образованием Сосновского района, кандидат педагогических наук Н. А. Шобо-нов и заместитель главы администрации Бутурлинского района, курирующий вопросы образования, В. В. Козлов.
С 2006 года лабораторию возглавляет В. Ю. Еремина, старшими научными
сотрудниками сегодня работают М. С. Гришина, О. Н. Лебедева и А. П. Махов.
Заведующая лабораторией В. Ю. Еремина — кандидат педагогических наук, руководитель научно-исследовательской деятельности, член Ученого совета ГОУ ДПО НИРО. С 1978 по 2003 год работала в школе № 11 Нижнего Новгорода и прошла путь от учителя до директора
Слева направо: О. Н. Лебедева, В. Ю. Еремина (зав. лабораторией), М. С. Гришина
Специальный выпуск
В. Ю. ЕРЕМИНА, заведующая лабораторией социально-экономических исследований в образовании, кандидат педагогических наук
школы (1994—2003 годы). С 2003 по 2006 год возглавляла управление образованием Приокского района, в 2006-м начала работать в РЭУ ДПО НИРО в должности доцента кафедры теории и практики управления образованием. 1 февраля 2007 года назначена заведующей лабораторией социально-экономических исследований в образовании, с 6 декабря 2007 года по настоящее время является проректором по организационно-методической работе ГОУ ДПО НИРО.
Старший научный сотрудник М. С. Гришина работает в лаборатории с 2005 года, является автором 35 научных публикаций.
Старший научный сотрудник А. П. Махов вошел в состав лаборатории в 2007 году.
В 2009 году в лаборатории начала работать старший научный сотрудник О. Н. Лебедева.
Цель деятельности лаборатории социально-экономических исследований в образовании — научно-методическое сопровождение деятельности системы управления образованием в вопросах социально-экономического развития на уровне учреждения, муниципалитета, региона.
Основные направления деятельности лаборатории
Основными направлениями деятельности лаборатории являются:
3 научно-методическое сопровождение процесса внедрения системы нормативного подушевого бюджетного финансирования в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области;
3 научно-методическое сопровождение процесса внедрения отраслевой системы
оплаты труда работников образовательных учреждений Нижегородской области;
3 мониторинг качества образования и проектирование комплексных информационных баз данных о результатах деятельности образовательных учреждений, муниципальных и региональной образовательных систем;
3 разработка региональных стандартов качества образовательных услуг и исследование соответствия образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях данным стандартам;
3 научно-методическое сопровождение процессов реструктуризации и модернизации муниципальных образовательных систем Нижегородской области;
3 диагностика профессионально важных качеств резерва руководителей образовательных учреждений с целью повышения социально-психологической готовности кадров для обучения по программе «Менеджмент в образовании»;
3 изучение мнения руководителей и педагогов Нижегородской области о деятельности ОУ, обеспечение обратной связи для управления муниципальными и региональной образовательными системами.
В 2008 году в лаборатории были разработаны:
3 Примерное положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области;
3 Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в образовательных учреждениях всех типов и видов;
3 методика нормативного подушевого финансирования учреждений общего среднего образования;
3 методика нормативного подушевого финансирования учреждений НиСПО.
В оперативном применении находятся сегодня две системы аналитических материалов:
3 база данных о результатах психологической диагностики профессионально важных качеств резерва руководителей
132
Социально-экономические исследования.
образовательных учреждений (ведется с 2000 года);
3 база данных о результатах анкетного опроса администраторов образовательных учреждений о деятельности школ (ведется с 2007 года).
Сотрудники лаборатории осуществляют анализ результатов единого государственного экзамена в Нижегородской области. В 2008 году был проведен социологический опрос учителей, организаторов ЕГЭ, учащихся и их родителей, касающийся результатов пробного экзамена по русскому языку в Нижегородской области. Выборка составила 11 372 респондента и охватила все муниципальные рай-
оны области. Данные, полученные в ходе исследования, были опубликованы в сборнике «Основные результаты единого государственного экзамена 2008 года в Нижегородской области». В 2009 году сотрудники лаборатории приступили к многофакторному анализу результатов ЕГЭ. Планируется изучить влияние качества и условий организации образовательного процесса в школе на результаты единого государственного экзамена.
Сотрудники лаборатории — это коллектив единомышленников, совместно решающих актуальные задачи социально-экономического развития сферы образования.
ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (по материалам лаборатории гуманно-личностных моделей образования)
Лаборатория гуманно-личностных моделей образования создана как структурное подразделение ГОУ ДПО НИРО в феврале 2008 года после заключения договора с Международным центром гуманной педагогики под руководством Ш. А. Амонашвили.
Известный ученый-новатор в области образования, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Ш. А. Амонашвили в декабре 2007 года выступил перед нижегородскими педагогами и педагогической общественностью с публичной лекцией «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» и провел круглый стол с членами профессорско-преподавательского состава института. Неугасаемый интерес ученых и педагогов-практиков к идеям гуманной педагогики, проблемам их реализации в современных социально-экономических условиях послужил основой для включения
Верхний ряд (слева направо): В. Ф. Одегова, С. К. Тивикова, О. Ю. Дедова; нижний ряд (слева направо): Т. М. Сорокина, Ш. А. Амонашвили, Н. Ю. Яшина
в опытно-экспериментальную работу ряда образовательных учреждений Нижегородского региона.