Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ)'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ)»

ностей средового подхода в формировании речевой культуры школьников» (МОУ «Каменская СОШ» Богородского района, директор М. Е. Середнева); «Использование возможностей средового подхода в формировании эстетического отношения школьников к действительности» (МОУ СОШ № 1 г. Семенова, директор Л. Д. Штур-мина); «Использование технологии сре-дового подхода в решении образователь-

ных задач» (МОУ СОШ № 6 г. Выксы, директор А. Е. Азов). Завершен эксперимент по теме «Создание благоприятной образовательной среды на основе владения родителями и педагогами теорией и технологией средового подхода в целях формирования у обучающихся социально приемлемых жизненных ориентиров» (МОУ «Мотовиловская СОШ», директор Т. Л. Хмельникова).

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(по материалам лаборатории социально-экономических исследований в образовании)

Лаборатория социально-экономических исследований в образовании, являясь структурным подразделением ГОУ ДПО НИРО, осуществляет научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и организационно-методическую деятельность в сфере экономического, нормативно-правового и социокультурного развития муниципальных образовательных систем.

Лаборатория была организована в январе 2000 года, ее заведующей стала О. В. Емельянова. Большой вклад в развитие научно-исследовательской деятельности лаборатории внесли доктор экономических наук А. Б. Вифлеемский и О. В. Чиркина. Много лет работала в лаборатории в должности методиста И. М. Бугрова.

Существенную поддержку в научной работе оказывали начальник управления образованием Сосновского района, кандидат педагогических наук Н. А. Шобо-нов и заместитель главы администрации Бутурлинского района, курирующий вопросы образования, В. В. Козлов.

С 2006 года лабораторию возглавляет В. Ю. Еремина, старшими научными

сотрудниками сегодня работают М. С. Гришина, О. Н. Лебедева и А. П. Махов.

Заведующая лабораторией В. Ю. Еремина — кандидат педагогических наук, руководитель научно-исследовательской деятельности, член Ученого совета ГОУ ДПО НИРО. С 1978 по 2003 год работала в школе № 11 Нижнего Новгорода и прошла путь от учителя до директора

Слева направо: О. Н. Лебедева, В. Ю. Еремина (зав. лабораторией), М. С. Гришина

Специальный выпуск

В. Ю. ЕРЕМИНА, заведующая лабораторией социально-экономических исследований в образовании, кандидат педагогических наук

школы (1994—2003 годы). С 2003 по 2006 год возглавляла управление образованием Приокского района, в 2006-м начала работать в РЭУ ДПО НИРО в должности доцента кафедры теории и практики управления образованием. 1 февраля 2007 года назначена заведующей лабораторией социально-экономических исследований в образовании, с 6 декабря 2007 года по настоящее время является проректором по организационно-методической работе ГОУ ДПО НИРО.

Старший научный сотрудник М. С. Гришина работает в лаборатории с 2005 года, является автором 35 научных публикаций.

Старший научный сотрудник А. П. Махов вошел в состав лаборатории в 2007 году.

В 2009 году в лаборатории начала работать старший научный сотрудник О. Н. Лебедева.

Цель деятельности лаборатории социально-экономических исследований в образовании — научно-методическое сопровождение деятельности системы управления образованием в вопросах социально-экономического развития на уровне учреждения, муниципалитета, региона.

Основные направления деятельности лаборатории

Основными направлениями деятельности лаборатории являются:

3 научно-методическое сопровождение процесса внедрения системы нормативного подушевого бюджетного финансирования в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области;

3 научно-методическое сопровождение процесса внедрения отраслевой системы

оплаты труда работников образовательных учреждений Нижегородской области;

3 мониторинг качества образования и проектирование комплексных информационных баз данных о результатах деятельности образовательных учреждений, муниципальных и региональной образовательных систем;

3 разработка региональных стандартов качества образовательных услуг и исследование соответствия образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях данным стандартам;

3 научно-методическое сопровождение процессов реструктуризации и модернизации муниципальных образовательных систем Нижегородской области;

3 диагностика профессионально важных качеств резерва руководителей образовательных учреждений с целью повышения социально-психологической готовности кадров для обучения по программе «Менеджмент в образовании»;

3 изучение мнения руководителей и педагогов Нижегородской области о деятельности ОУ, обеспечение обратной связи для управления муниципальными и региональной образовательными системами.

В 2008 году в лаборатории были разработаны:

3 Примерное положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области;

3 Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в образовательных учреждениях всех типов и видов;

3 методика нормативного подушевого финансирования учреждений общего среднего образования;

3 методика нормативного подушевого финансирования учреждений НиСПО.

В оперативном применении находятся сегодня две системы аналитических материалов:

3 база данных о результатах психологической диагностики профессионально важных качеств резерва руководителей

132

Социально-экономические исследования.

образовательных учреждений (ведется с 2000 года);

3 база данных о результатах анкетного опроса администраторов образовательных учреждений о деятельности школ (ведется с 2007 года).

Сотрудники лаборатории осуществляют анализ результатов единого государственного экзамена в Нижегородской области. В 2008 году был проведен социологический опрос учителей, организаторов ЕГЭ, учащихся и их родителей, касающийся результатов пробного экзамена по русскому языку в Нижегородской области. Выборка составила 11 372 респондента и охватила все муниципальные рай-

оны области. Данные, полученные в ходе исследования, были опубликованы в сборнике «Основные результаты единого государственного экзамена 2008 года в Нижегородской области». В 2009 году сотрудники лаборатории приступили к многофакторному анализу результатов ЕГЭ. Планируется изучить влияние качества и условий организации образовательного процесса в школе на результаты единого государственного экзамена.

Сотрудники лаборатории — это коллектив единомышленников, совместно решающих актуальные задачи социально-экономического развития сферы образования.

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (по материалам лаборатории гуманно-личностных моделей образования)

Лаборатория гуманно-личностных моделей образования создана как структурное подразделение ГОУ ДПО НИРО в феврале 2008 года после заключения договора с Международным центром гуманной педагогики под руководством Ш. А. Амонашвили.

Известный ученый-новатор в области образования, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Ш. А. Амонашвили в декабре 2007 года выступил перед нижегородскими педагогами и педагогической общественностью с публичной лекцией «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» и провел круглый стол с членами профессорско-преподавательского состава института. Неугасаемый интерес ученых и педагогов-практиков к идеям гуманной педагогики, проблемам их реализации в современных социально-экономических условиях послужил основой для включения

Верхний ряд (слева направо): В. Ф. Одегова, С. К. Тивикова, О. Ю. Дедова; нижний ряд (слева направо): Т. М. Сорокина, Ш. А. Амонашвили, Н. Ю. Яшина

в опытно-экспериментальную работу ряда образовательных учреждений Нижегородского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.