Научная статья на тему 'Образовательная программа предшкольного образования'

Образовательная программа предшкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа предшкольного образования»

Ротару Е.Н.,

директор Труби на С.М.,

замдиректора Гимназия гЛабытнанги СГ>

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Концепция проектирования предшкольного образования МОУ Гимназия города Лабытнанги

Миссия Гимназии

Образование в Гимназии ориентировано на перспективные задачи, стоящие перед обществом; развитие и обогащение социально- культурных традиций через обучение детей; освоение учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие интеллектуального и творческого потенциала индивида на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурно- исторического процесса.

Цель Гимназии - создать такое образовательное пространство, которое будет способствовать формированию личности с развитым интеллектом, умениями исследовательского труда, высоким уровнем культуры.

Цель предшкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Высокий уровень культуры подготовки детей в студии «Росток» даст им возможность выбора любого учебного заведения города.

Главный ориентир - ЛИЧНОСТЬ (ключевые понятия: самопознание, самоактуализация, самообразование, самостоятельность, самосовершенствование).

Гимназия имеет конечной целью производство четырех «конечных продуктов»:

культурного высокообразованного человека; здоровую личность;

добропорядочного гражданина (России и мира в равной степени);

добропорядочного отца или мать семейства. Человек (вне зависимости от социальной роли

- ученика, родителя, учителя или администратора) -высшая ценность педагогической системы Гимназии: в конечном итоге, его благо выступает в качестве высшей цели работы Гимназии.

В первом разделе Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы приведены определения основных используемых понятий и, в частности, вводится новый термин: «предшкольное образование» - образование детей старшего дошкольного возраста (5-6,5 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующе-

го обучения в начальной школе. При этом отмечается, что в настоящее время утверждение предшкольного образования в качестве отдельного уровня общего образования находится на стадии обсуждения,

Создание системы предшкольного образования является одним из направлений решения стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования в Гимназии г. Лабытнанги в рамках основной цели Федеральной целевой программы развития образования - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Важнейшим целевым индикатором эффективности работы по этому направлению является удельный вес численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах. Его планируется повысить с

1 процента в 2006 году до 20 процентов к 2010 году.

В рамках решения задачи выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в школу и реализации предшкольного образования Институтом общего образования и Центром «Дошкольное детство» имени

А. В. Запорожца были разработаны «Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования».

В Гимназии г. Лабытнанги была создана студия «Росток» по адаптации детей к школе.

Готовность ребенка к школьному обучению рассматривается, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.

В качестве основы образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста, независимо от типов и видов учреждений, которые они посещают, предлагаются Единые требования, отражающие базисное содержание воспитания и обучения детей 5-6 лет.

Базисное содержание выстраивается по принципу необходимости и достаточности для полноценного общего развития детей и должно включать следующие образовательные направления: физическое развитие и укрепление здоровья, социально-нравственное, эстетическое, познавательное развитие и развитие речи.

Образовательные направления студии «Росток» будут раскрывать различные области действительности: предметный и природный мир, социальные отношения, мир художественной культуры (музыка, изобразительное и прикладное искусство, художественная литература и др.). Причем, должно быть представлено содержание, как отражающее различные области действительности, так и виды детской деятельности: игру, рисование, драматизацию, конструирование и др. Особое место должна занимать игра детей, в первую очередь, самодеятельная.

Базисное содержание будет адаптивным, если будут учтены следующие моменты:

- посещал ли ребенок детский сад на протяжении всего дошкольного детства или только, начиная с 5 лет. (Для так называемых “домашних” 5-6-летних детей программа будет усилена социальной направленностью, ориентацией на освоение норм поведения, способов общения, развитие самостоятельности, формирование чувства комфорта в среде сверстников, свободы общения со взрослыми и детьми, развитием умения приобщаться к общему темпу и ритму работы);

- сколько часов ребенок пребывает в учреждении, (Группы кратковременного пребывания студии «Росток» функционируют не более 4-х учебных часов

2 раза в неделю);

- каковы условия для организации игры, двигательной активности, различных видов детской деятельности, а не только учебы.

Кроме этого, будут разработаны методические рекомендации, акцентирующие внимание педагогов на следующих принципах работы с детьми:

■ уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

■ обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

■ использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

■ обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

■ использование цикличности и проектной организации содержания обучения;

■ создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;

■ широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; введение в обучение элементов про-блемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

■ широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

■ обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

■ выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечива-

ет развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;

■ формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Реализация цели пред школьного образования предполагает решение ряда задач:

1. Разработать содержание, обеспечивающее преемственность и адаптивность предшкольного образования,

2. Создать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

3. Сформировать у учащихся опыт самопознания. Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметноразвивающей среды.

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте в студии «Росток» является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

Студия «Росток» Гимназии г. Лабытнанги рассчитана на детей 5-6 лет

Учебные программы строятся на следующих принципах обучения, воспитания и развития ребенка: каждый ребенок уникален (у каждого свой собственный темп, «модель» ментального, физического, социального, эмоционального роста);

развитие ребенка - процесс непрерывный; эффективность обучения возрастает, когда ребенок может проявить себя в творчестве;

общие задачи, которые ставятся каждому ребенку, решаются им успешно при достаточном уровне физической, эмоциональной, социальной, нравственной зрелости;

успех приходит к тому, кто трудится.

Гимназия самостоятельно планирует свою деятельность, выбирает оптимальные варианты осуществления поставленных целей, концентрирует волю детей при столкновении с трудностями.

Методологические и теоретические основы концепции Гимназии

Построение концепции Гимназии осуществлено на основе ряда методологических, теоретических и экспериментальных исследовательских разработок, проведенных силами преподавательского состава самой Гимназии. При этом коллектив Гимназии опирался на теоретические предпосылки гуманитарного образования, отраженные в трудах С.А.Гильманова, А.Б. Добровича, В.И. Загвязинекого, Ю.А. Конаржевского.

Изучение выделенной темы предшкольного образования потребовало обращения к научной литературе и дополнительным источникам в двух основных

направлениях анализа. С одной стороны, было проведено изучение работ по социологии образования и социологии детства. С другой стороны, была исследована степень разработанности проблемы различных социальных практик в рамках институционального и феноменологического подходов.

На протяжении долгого периода времени считалось, что проблемы пред школьного образования и воспитания лежат исключительно в области интересов педагогической и психологической науки. Весомый вклад в разработку теоретических и эмпирических направлений, связанных со становлением личности в период дошкольного детства, развитием содержательной деятельности детских дошкольных учреждений, внесли такие учёные, как А.Г. Асмолов, Л.Г. Вяткин, Л,С. Выготский, М. Ибука, B.C. Леднёв, А,Н, Леонтьев, М. Монтессори, Р. Штайнер, Б.Д. Эльконин и др.

Изучение формирования личности ребёнка, его саморазвитие через взаимодействие с адекватной окружающей социальной средой и социальными отношениями нашло отражение в философско-мировоззренческих позициях A.C. Арсеньева, Г. Батищева, Э.В, Ильенкова, В.Е. Кемерова, Л,Н. Когана и др. Крайне важными нами признаются работы, рассматривающие образование как явление культуры (Б.С. Гершунский, Н.В. Гусева, A.A. Хамидов и др.). В 80-х годах XX века активизируются исследования проблем совершенствования и эффективного функционирования деятельности детских дошкольных учреждений (А.Х. Аннаниязова, Ш, Бегимкулова, Р. Зухритдинов, Р. Маерез, Г.Р Шеффер и др.)

Концепция Гимназии явилась результатом развития, которое осуществлялось целенаправленно, на основе определенной научной методологии, применения теоретико-моделирующих методов исследовательской деятельности, в ходе целенаправленного социально-педагогического труда.

Педагогический коллектив Гимназии в целом реализует новые подходы к образованию, воплощая идею модернизации образования. Действует установка не столько на передачу знаний, но главное - на формирование особого типа личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию, готовой к интенсивному умственному труду и любящей такой труд, социально активной и идентифицирующей себя со страной.

Установка на воспитание как на субъект-субъектную систему является одной из лучших традиций Гимназии. Таким образом, оставляя и сберегая гуманистические (личностно-центрированные) педагогические установки, коллектив Гимназии решает задачи, позволяющие выполнять государственный заказ, состоящий в обеспечении прав детей на качественное образование.

Качественное образование мы представляем как процесс созидания и самосозидания целостного человека в единстве разума и чувств, духа и воли; результат его социального воспроизводства, творения и самотворения, социальности и духовности.

Социальность - это интеграция следующих аспектов:

осознание себя членом общества, субъектом взаимодействия с ним, с другими людьми, с группами;

сознательное выполнение норм социального бытия;

способность приложить личные усилия для приобщения к социальным ценностям (освоение и созидание социальных ценностей);

реализация познания, труда, семейных отношений, досуга на основе гуманизма и духовности, т.е. причастность культуре мышления и культуре чувств, культуре духовной жизни и культуре поведения.

Духовность есть особое качество, в силу ряда причин операционально не определяемое, но ощущаемое как проявление высших потребностей человека, стремления к высшим ценностям - познанию, красоте, справедливости, гармонии и т.д.

Социальность и духовность, как общие цели воспитания и образования, «проектируют» и «организуют» педагогический процесс в Гимназии на основе внутренних диалектических противоречий, являющихся, собственно, движущими силами образования. Гимназия как исторически сложившаяся форма учебного заведения характеризуется направленностью на классическое образование (древние языки, философия, культура Античности и т.п.).

В качестве таких ключевых характеристик Гимназии были приняты:

- высокий профессионализм преподавательской и управляющей деятельности педагогов Гимназии;

- ориентация на способных, особо одаренных учащихся, при этом считается, что одарен каждый ученик;

- опора на лучшие классические традиции в области проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, образовательный статус Гимназии предполагает особый тип учебного заведения, в котором должны встретиться творческий педагог и способный ученик.

Образовательная цель Гимназии в пред школьном образовании - обеспечение высокого качества воспитания и обучения детей в студии «Росток».

Одним из показателей образовательной системы студии «Росток» Гимназии является постоянная работа учителей по формированию у обучающихся умений и навыков полноценного общения во всех его формах: личностного, группового, делового, профессионального и т.д.

Важнейшим показателем работы студии «Росток» Гимназии является построении конкретных форм деятельности, направленных на развитие коммуникативных способностей учащихся.

Педагогический процесс студии «Росток» Гимназии города Лабытнанги

Центральной категорией педагогического процесса студии «Росток» Гимназии, его основой и ядром является педагогически спроектированное взаимодействие и сотрудничество субъектов.

При этом научно-методические традиции и установки Гимназии как особого типа образовательного учреждения не позволяют рассматривать взаимодей-

ствие так, как это нередко делается в нормативных и педагогических сочинениях советского времени, -«взаимодействие» вне конкретных его субъектов.

Совершенствование целенаправленного эффективного воздействия на развитие интеллектуального, творческого, личностного потенциала каждого ребенка, посещающего студию «Росток» для обеспечения самостоятельного вхождения в школьную жизнь.

Муниципальное образовательное учреждение Гимназия города Лабытнанги реализует образовательные программы пред школьного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также программы углубленного изучения английского языка, программы дополнительного образования.

Для студии «Росток», как и для всех других ступеней работы Гимназии, важны следующие задачи:

1. ЗАДАЧИ ГИМНАЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: всестороннее развитие природных интеллектуальных способностей ребенка;

выявление и развитие специальных способностей ребенка;

выявление и развитие творческих способностей ребенка, его творческого потенциала; развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию;

развитие ведущих психологических навыков (коммуникативных, рефлексивных и т.д.)

2. ЗАДАЧИ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ: формирование потребности в обучении и саморазвитии;

формирование у обучающихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук, освоение нового содержания образования;

обучение навыкам мыследеятельности.

3. ЗАДАЧИ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: формирование гражданственности, патриотизма, усвоение прав и свобод личности; формирование нравственных основ личности и духовной культуры;

формирование гуманистического отношения к окружающему миру; формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании.

Деятельность Гимназии строится на основе принципов: гуманизации образования, индивидуализации образования, дифференциации обучения, целостности и непрерывности образования.

Образовательная программа Гимназии (частью которой является и образовательная программа студии «Росток») представляет собой целостную систему, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимозависимы, Гимназия работает по единой теме: «Создание образовательного пространства, ориентированного на самореализацию участников образовательного процесса Гимназии».

Организация педагогического процесса в Гимназии, производимая на основе традиций и с учетом современных общепедагогических установок, потребовала понимания педагогического взаимодействия как про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цесса, формирующего личность воспитанника и совершенствующего личность воспитателя (при руководящей роли воспитателя), осуществляющегося во всех видах деятельности (познание, игра, труд, общение) и взаимообусловленного на сущностном уровне (затрагивающего «ядро» личности - ее мировоззрение).

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии образования в Гимназии г. Лабытнанги является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В этой ситуации, говоря о вариативных организационных формах дошкольного образования, мы выделяем как особую организационную единицу «дошкольную образовательную группу» в формате студии «Росток». Рассматриваем возможность создания такой группы (для детей в возрасте 5-6 лет) как группы кратковременного пребывания. При этом дошкольные образовательные группы имеют возможность работать в своем временном режиме, отвечая, тем самым, многообразным запросам населения. Создание такой дошкольной группы позволит более полно использовать культурный потенциал социума Гимназии в образовании детей дошкольного возраста.

«Дошкольная образовательная группа» в формате студии «Росток» как организационная форма мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня.

Одним из направлений студии «Росток» является диагностическая работа с детьми 5-6-летнего возраста, которая направлена на выявление уровня и особенностей развития ребенка, консультативная работа с родителями дошкольников 5-6 лет, целью которой является выбор дифференцированных педагогических воздействий, необходимых для развития ребенка, подготовки его к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе.

Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включает три блока: 1) учебный; 2) совместной деятельности взрослого с детьми; 3) самостоятельной деятельности детей.

При этом ведущая роль принадлежит второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми.

Педагогический процесс Гимназии - это специально спроектированное и организованное воспитательное взаимодействие педагогов, администрации, учеников и их родителей в целях обеспечения целостности созидания лучших качеств личности, единства социализации и саморазвития детей, воспитания и самовоспитания, совести и творческой индивидуальности учащихся.

Содержание образования

Содержание обучения - это то, чему должны научиться дети; знания, необходимые для жизни подрастающих людей; способы деятельности (труда, познания, общения, игры).

Функциональная образованность - это тот уровень образования, который обеспечивает каждому минимальную компетентность - стандарт образова-

ния. Обеспечить этот стандарт - обязанность каждого учителя. С одной стороны, весь учебный процесс студии «Росток» Гимназии должен гарантировать каждому ребенку подготовку к получению качественного образования на уровне стандарта; с другой стороны, Гимназия оставляет за собой право существенно повышать критерии своей учебно-преподавательской работы, по сравнению со стандартом, в профильных классах, формировать готовность детей осваивать свой - «гимназический» - стандарт образования.

Создание предшкольной образовательной модели в формате студии «Росток» должно идти в двух основных направлениях: 1) рыночном (отвечающем социальному заказу); 2) социально-компенсирующем. При этом программы могут разрабатываться адресно - для стимулирования опережающего развития, для коррекции «факторов риска», для интенсивной социальной адаптации детей.

Главная цель предшкольного образования в студии «Росток» - формирование позитивной познавательной и коммуникативной позиции ребенка.

Образовательный процесс периода детства тоже неизбежно ведет к вариативности форм и видов деятельности. Мы считаем, что одинаковую педагогическую ценность в студии «Росток» имеют занятия, требующие познавательной активности; общеразвивающие занятия

- игры; двигательно-активные и валеологические занятия - игры; коррекционные и адаптационные занятия -тренинги; досугово-игровая деятельность.

Все они входят в учебное расписание как равнозначные компоненты, дополняющие друг друга и обеспечивающие разнообразие способов освоения мира.

Образовательная программа начальной школы в последующем предполагает постепенное (и опять же вариативное!) увеличение количества занятий первого и второго типа. Это не отменяет традиционную классноурочную схему, а придает ей дополнительное системное качество, помещая внутрь общей модели преемственного образования, создавая новые структуры школьной повседневности. Для системы начального образования также требуется единая система стандартов:

• введение групповых и индивидуальных форм работы (наряду с фронтальными);

• моделирование развивающей среды;

• безотметочная система оценивания (и формирование оценочной самостоятельности ребенка);

• освоение новых педагогических позиций и систем отношений;

• вариативность развивающих практик и систем преподавания;

• досугово-игровая деятельность как социокультурный контекст образования;

• открытая образовательная модель: вовлечение родителей в проектирование образовательного процесса.

Формы и методы работы направлены на развитие у дошкольников речи, мышления, творческих способностей, сохранение здоровья, привитие им навыков культуры поведения и общения, формирование мотивации к обучению.

Для осуществления предлагаемых мер в Гимназии г. Лабытнанги разрабатываются принципиальные из-

менения нормативно-правовой базы системы предшкольного образования: положения, договоры, формы и методы управления, мониторинга и контроля.

Реализация целей и задач предшкольного образования в студии «Росток» предполагает увеличение процента охвата детей 5-7 лет пред школьным образованием, что позволит выровнять стартовые возможности дошкольников из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс, повысить качество дошкольного образования, а также

- удовлетворить запрос родителей на их подготовку к обучению в школе; обеспечить преемственность дошкольного и начального образования; достичь качественных и количественных результатов.

Реализация целей и задач студии «Росток» предполагает достижение следующих результатов: качественных:

- выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс;

- удовлетворение запроса родителей на подготовку детей к обучению в школе;

- повышение качества образования; количественных:

- увеличение процента охвата детей 5-7 лет пред-школ ьным образованием до 80%.

В результате работы студии «Росток»: сформируется адекватная самооценка ученика; сформируется положительная мотивации к дальнейшему обучению в школе; установится положительный статус ребенка в коллективе и в семье, способность к коллективному творческому труду; улучшится обеспечение преемственности в обучении

Основы программы студии «Росток» (Расту, Общаюсь, Стараюсь, Творю,

Оздоравливаюсь, Крепну)

Центр « Открытие» создан в Гимназии г. Лабытнанги на добровольной основе и имеет целью:

удовлетворение образовательных потребностей населения, не предусмотренных обязательными образовательными программами и государственными образовательными стандартами;

предоставление населению, учреждениям и организациям дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг, предусмотренных уставом Гимназии;

за счет вышеперечисленного, привлечение в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительных финансовых средств на обеспечение нужд образовательного процесса и обеспечения интеллектуальных потребностей участников образовательного процесса Гимназии и населения города и округа.

Одно из основных направлений деятельности Центра «Открытие», сложившееся за 2003 - 2007 годы -предоставление населению города образовательных услуг студией «Росток».

Для организации студии «Росток» по адаптации и развитию дошкольников в условиях общеобразовательного учреждения проведено: изучение мнения по пропедевтике раннего обучения у педагогической общественности города, анкетирование родителей

Результаты уровня готовности детей к школе за пройденный период

2002-2003г. 2003-2004г. 2004-2005г. 2005-2006г. 2006-2007г.

Всего детей: 25 27 22 40 48

Высокий уровень - 1,5% 2,5% 3,8% 6,2%

В/среднего 16% 27% 12,8% 23% 31,2%

Средний 52% 41% 41% 53,8% 58%

Н/среднего 24% 17% 38% 15,3% 4,1%

Низкий 8% 5% 5% 3,8% ...

обучающихся первой ступени Гимназии, родительской общественности детских садов, организованы рекламные акции средствами городской газеты и телевидения, выявлены приоритетные содержательные линии образовательной программы студии «Росток».

Изучение показало, что 85 % родителей, участвующих в программе пред школьного образования, одобряют оказание платных образовательных услуг. Главной целью, которую они преследуют, участвуя в данной программе, является желание организовать учебную деятельность по всестороннему развитию ребенка (97%). Обучающихся во втором полугодии 2002-2003 года - 28 человек; в первом полугодии 2003-2004 учебного года - 17 человек. В 2006-2007 году - уже свыше 55, Форма освоения - очная. Методы работы наглядно

- иллюстративные, практические, проблемные.

Студия «РОСТОК» осуществляет образовательную деятельность по адаптации детей дошкольного возраста к школе на базе Гимназии города Лабытнанги в соответствии с лицензией и обеспечивает развитие речи, мышления, эмоционально-воле вой сферы детей, формирование первичных навыков культуры поведения и общения, умения двигаться под музыку, видеть и создавать прекрасное.

Ежегодно увеличивается процент детей с высоким уровнем готовности, а низкий процент ежегодно уменьшается.

Такого рода мониторинг позволяет учителю будущих первоклассников лучше узнать своих детей, составить совместно с психологом программу развития для отдельных учеников и класса в целом, а значит сформировать такой классный коллектив, в котором комфортно чувствует себя каждый ученик.

Педагоги, логопед и психолог в течение года проводят для родителей консультации по вопросам, которые возникают в ходе работы. В конце года для детей проводится праздник «До свидания, РОСТОК!», а для родителей устраивается родительское собрание, на котором дается информация об особенностях комплектования первых классов, о вариантах программ («Школа 2100» и «Школа России»).

ПОЛОЖЕНИЕ об образовательной студии «РОСТОК»

1. Цели и задачи студии «РОСТОК»:

- направить внимание детей 5-6 лет и их родителей (лиц, их заменяющих) на подготовку к получению гимназического образования;

- повысить мотивацию родителей и детей 5-6 лет к обучению в Гимназии, получению универсального гуманитарного образования;

- создать благоприятные условия для подготовки детей 5-6 лет к обучению в Гимназии, развитию их способностей с раннего возраста.

2. Членами студии могут стать: дети 5-6 лет, желающие посещать занятия; родители, ориентированные на обучение своих детей в Гимназии и заключившие договор о получение услуг, в том числе платных; педагоги МОУ Гимназия города Лабытнанги, заключившие договор об оказании платных услуг.

3. Студия осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам по адаптации детей дошкольного возраста к школе на базе МОУ Гимназия города Лабытнанги в соответствии с лицензией серия А № 077541 от 19. 07, 02 г., выданной Департаментом образования Администрации ЯН АО, обеспечивает развитие речи, мышления, эмоционально-воле вой сферы детей; формирование первичных навыков культуры поведения и общения; умения двигаться под музыку; видеть и создавать прекрасное.

4. В студию принимаются дети 5-6 лет по заявлению родителей (лиц, их заменяющих), заключивших договор о получении платныхуслуг. Из детей 5-летнего возраста комплектуются группы в количестве 8-10 человек. Из детей 6- летнего возраста комплектуются группы в количестве 12-15 человек. Полный курс образовательной программы в студии рассчитан на два года, а для детей 6 лет - на один год. В образовательную программу студии «РОСТОК» входят следующие предметы:

Развитие речи Развитие мышления Мир, в котором ты живешь Декоративно-прикладное творчество Пластика движения Социально-эмоциональное развитие Развитие речевой деятельности Индивидуальные занятия с педагогом-психологом Индивидуальные занятия с учителем-логопедом Каждый ребенок 5 лет должен посетить 7 обязательных занятий в неделю; ребенок 6 лет - 8 обязательных занятий.

5. Образовательная деятельность студии «РОСТОК» строится на основе учебного плана, утвержденного директором МОУ Гимназия города Лабытнанги. Продолжительность каждого занятия 25 минут, занятия проводятся 2 раза в неделю по вторникам и субботам в соответствии с расписанием занятий.

6. Продолжительность учебного года студии «РОСТОК» составляет 26 недель. Занятия в студии начинаются с 01 октября текущего года и заканчиваются

30 апреля последующего года. График каникул устанавливается в соответствии с графиком каникул МОУ Гимназия города Лабытнанги, В течение учебного года проводятся детские праздники, выставки рисунков и поделок, отражающие результат образовательной деятельности студии «РОСТОК», за организацию которых отвечают педагоги МОУ Гимназия города Лабытнанги.

7. Занятия в студии «РОСТОК» ведут квалифицированные педагоги МОУ Гимназия города Лабытнанги, заключившие договор об оказании платных услуг.

8. Педагогический состав и программы студии «РОСТОК» утверждаются НМС МОУ Гимназия города Лабытнанги.

9. Руководитель студии назначается приказом директора МОУ Гимназии города Лабытнанги из числа заместителей директора.

10. На занятиях студии допускается присутствие родителей (лиц, их заменяющих) с целью создания комфортных условий для адаптации и развития детей.

11. Для создания оптимальных условий для развития ребенка при студии проводятся встречи с родителями один раз в квартал, на которые приглашаются высококвалифицированные врачи, педагоги, психологи, логопеды для проведения индивидуальных и групповых консультаций для родителей.

12. Взаимоотношения между Гимназией и родителями (законными представителями) воспитанников регулируются договором, включающим в себя взаимные права и обязанности, ответственность сторон, возникающие в процессе работы студии «Росток».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУДИИ «РОСТОК» Внутри возрастного периода - старший дошкольный возраст - учебный план студии «Росток» ориентирован на следующие особенности работы: возрастные особенности детей; организацию жизни, обеспечивающую охрану и укрепление здоровья дошкольников; физическое развитие; игровую деятельность; социально-личностное развитие; познавательную деятельность; воспитание и развитие личностных качеств.

Сетка занятий учебного плана студии «Росток»

для разных возрастных групп

№ п.п Предмет 6 лет 5 лет

1. Развитие речи 1 часа 1час

2. Развитие мышления 2 часа 1час

3. Мир в котором ты живешь 1час 1час

4. Декоративно-прикладное творчество 1час 1час

5. Пластика движения 1час 1час

6. Социально - эмоциональное развитие 1 час 1час

7. Развитие речевой деятельности 1 час 1час

8. Итого 8 часов 7 часов

9 Индивидуальные занятия с педагогом-психологом 1

10 Индивидуальные занятия с учителем -логопедом 1

Целевое назначение образовательной программы студии «Росток»

Предшколъное образование Создать условия для реализации права на пред школьное образование всем детям, пожелавшим учиться в студии «Росток» Гимназии г.Лабытнанги (Закон РФ «Об образовании», ст. 5, п.2). Гарантировать достижение учащимися равных стартовых возможностей к освоению государственного стандарта образования Создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в школу и реализации пред-школьного образования:

> на основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (приказ МО РФ № 393 от 11 .02.02 года);

> Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы .ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. №1340-р ;

>на основе ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997 №179, от 23.12.2002 №919);

> на основе «Типового положения об общеобразовательном учреждении» (постановление Правительства РФ № 196 от 19.03. 01 года, «Собрание законодательства РФ», 26 марта 2001 года, № 13 , стр. 1252);

> на основе Устава Гимназии города Лабытнанги;

>на основе Лицензии А № 077541, регистрационный № 633 на право осуществления образовательной деятельности по программам, указанным в приложениях, выданной Департаментом Образования ЯНАО 26 июня 2007 года;

> с учетом концептуальных основ организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5—7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> на основе письма МОН РФ от 25 декабря 2006 г. № 03-2998 «О методических рекоменд ациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста»

Обеспечить достижение учащимися уровня образованности, соответствующего равным возможностям детей при поступлении в школы

Обеспечить уровень освоение элементов функциональной грамотности, адекватной возрасту.

Использовать для организации образовательного процесса здоровьесберегающие технологии с целью охраны здоровья учащихся.

Обеспечить социально-психологическое медико-

педагогическое сопровождение учащихся на образовательном маршруте.

Изучить мотивацию учащихся, обеспечить поддержку, диагностику и коррекцию их результатов на маршруте предшкольного образования.

Создать условия, способствующие раскрытию интеллектуального потенциала воспитанника и удовлетворению потребностей в познавательной и творческой деятельности.

Формирование личности, имеющей:

• физическую готовность - определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическую и умственную работоспособность;

• личностную готовность - определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе;

• интеллектуальную готовность - развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Воспитательная система Гимназии организуется таким образом, чтобы учащиеся получили возможность развития потребности в учебной деятельности как разновидности умственного труда.

Выпускник студии «Росток» имеет мотивацию к учебному труду и ориентирован на успех.

Обучение в студии «Росток»

Уровень готовности к обучению по программе:

Возраст - 5-6 лет до 1 сентября текущего года (Устав, п.3.6.).

Определяется на основе данных, представленных родителями (или лицами их заменяющими). Перед поступлением в студию «Росток» Гимназии на обучение ребёнок может иметь предварительную подготовку в дошкольном учреждении общеобразовательного типа, в условиях семейного, домашнего образования и (или) в студии «Росток» в предыдущие годы. Специальные требования отсутствуют.

Желательное условие -1-2 группы ЛФК

Нормативный срок освоения образовательной програм-мы студии «Росток»: 1-2 года___________________________

Организация приёма учащихся в студию «Росток» и условия комплектования классов:

Порядок приёма определяется распоряжением (приказом) директора Гимназии и согласовывается с Учредителем.

Приём учащихся в студию «Росток» осуществляется в заявительном порядке. Для приёма документов создаётся комиссия. Приём документов проводится с 1 сентября по

1 октября текущего года. В случае превышения количества поданных заявлений запланированному числу мест, Гимназия совместно с Учредителем решает вопрос о приёме детей в иное образовательное учреждение в группы предшкольного образования.

Зачисление в студию «Росток» Гимназии оформляется приказом руководителя не ранее 1 октября и доводится до сведения родителей (из правил приёма). С родителями обучающихся (законными представителями) заключается договор на обучение детей в студии «Росток» Гимназии.

Адресность программы

Определяется в соответствии с Уставом Гимназии г. Лабытнанги, зарегистрированным №40388 от 30.04. 2003 года, Правилами приёма в студию «Росток» Гимназии, согласованными с Управлением образования администрации МО г. Лабытнанги, на основе Закона РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года N»196, распоряжениями Управления образования, Главы Администрации, Департамента образования ЯНАО.

Для формирования образовательного пространства студии «Росток» посредством учебного плана, с основой на нормативно - правовые документы, отражающие содержание образования, формируемого в Гимназии, научно - методический и педагогический совет утвердил ступень предшкольного образования в перспективных предметно - тематических моделях, отражающих направления и содержание подготовки гимназистов по образовательным областям знаний, (см. «Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Гимназии города Лабытнанги на 2005-2010 годы», Москва, 2007 год, «Центр - пресс»).

Орган из ационн о-п ед агоги ч е ски е условия

Организация педагогического процесса и режим функционирования Гимназии определяется требованиями и нормами Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2. 1178-02 /извлечение из Постановления Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44, зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2002 г. № 3997 /. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 1178-02 вводятся с 1 сентября 2003 г. Уставом Гимназии г. Лабытнанги лицензией и документами об аккредитации Гимназии.

Студия «Росток»

Нормативные условия

Учебная неделя Занятия - 2 раза в неделю

Начало уроков вторник с 18 часов 30 минут, суббота с 12.00 часов 30 минут

Продолжительность урока Требования к обучению - 25 минут

Продолжительность перемен 10 минут каждая перемена

Наполняемость классов 8-10 человек для 5- леток, 10-12 человек для 6 - леток

Начало дополнительного образования через 40 минут после окончания уроков

Организация дополнительного образования Дополнительное образование в Гимназии осуществляется согласно: лицензии на виды дополнительного образования; возможен выбор индивидуального образовательного маршрута учеников в рамках лицензионного дополнительного образования, в том числе и в студии «Росток»

Образовательное пространство города Сотрудничество Создаются условия для удовлетворения познавательных потребностей учащихся. Содержание работы: осуществление научно-методического руководства различными формами внешкольного образования; консультирование кафедр Гимназии; - организация работы по совместному плану с МДОУ, МУ ИМЦ, МОУ ЦДТ, Школой искусств и др.

Организация учебного процесса в целях охраны жизни и здоровья учащихся Выполнение гигиенических требований к образовательной нагрузке и расписанию занятий . С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на занятиях проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. В оздоровительных целях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении: подвижные/игровые/ перемены; танцевальные перемены

Сотрудничество с родительской общ ественно-стью 1. Обеспечить родителей (законных представителей) возможностью ознакомления с Уставом Гимназии п. 2.10.: с ходом и содержанием образовательного процесса; с результатами обучающихся; с режимом работы Гимназии; с основными направлениями работы педагогического коллектива; с достижениями Гимназии; с графиком приема администрации и специалистов. 2. Привлечь родителей к сотрудничеству на основе создания попечительского совета Гимназии; создания родительского комитета Гимназии и родительских комитетов классов; составления плана совместной работы. Организовать родительский всеобуч с учетом особенностей каждой возрастной ступени обучения. Привлекать родителей к общешкольным и классным мероприятиям. 3. Информировать родителей обо всех наиболее значимых событиях Гимназии, с помощью ежегодного издания информационного бюллетеня «Для Вас, родители».

Продолжительность учебного года 2 полугодия, 26 учебных недель, каникулы - в соответствии с организацией каникул в городе

Организационные условия

Формы организации учебного процесса классно-урочная система

групповые занятия: деление на группы на занятиях по развитию эмоциональной сферы индивидуальные занятия по запросу родителей

Введение дополнительных единиц педагогов-психологов, учителя - логопеда

Организация аттестации учащихся Мониторинг осуществляется в студии «Росток» в два этапа: первый этап (октябрь 2007 - 2009г.) (тест «Оценка реальных возможностей ребенка» 6 летки, октябрь); состояния пространственного восприятия; состояние зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; второй этап (апрель - май 2008 — 2010г.) (Оценка готовности к школе.) Сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом на начало и конец предшкольного обучения. Как готовы дети к обучению в школе (результаты анкетирования учителей), уровень понимания детьми объяснений на занятиях, организации своей деятельности на уроках, общения детей друг с другом, общения с учителями, тревожности на уроках. Кроме этого, проводится компьютерная диагностика «Готов ли малыш к школе» (развитие познавательных процессов)

Особенности организации пространст- венно-предметной среды Гимназия располагается в одном здании

Учебные кабинеты Гимназии имеют учебно-методический комплекс, позволяющий в полном объёме реализовать образовательные программы студии «Росток»

Основные технологии обучения Педагогические технологии ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной деятельности.

Групповые технологии обучения ориентированы на формирование коммуникабельной, толерантной,обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе личности; повышение эффективности усвоения содержания программ.

Игровая технология (дидактическая игра) ориентирована на освоение новых знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.

Технология проблемного обучения ориентированы на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Педагогика сотрудничества ориентирована на реализацию гуманноличностного подхода к ребёнку и создание условий для осознанного выбора гимназистами образовательного маршрута.

Способы работы с детьми Предшкольная подготовка может улучшить качество школьного образования, но только при разумной организации образовательного процесса, поэтому педагоги Гимназии продумывают формы ее воплощения, иначе вместо «выравнивания стартовых возможностей» можно получить совсем другой эффект. Создаются такие условия предстартовой подготовки, которые бы позволили всем детям, поступающим в первый класс, как можно менее болезненно включиться в школьное обучение и быть успешными. В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психологопедагогических условий: индивидуального подхода к ребенку, предоставления широкого выбора видов деятельности.

Сопровождение ученика на образовательном маршруте

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учащихся Гимназии г. Лабытнанги осуществляется через психолого-педагогический медикосоциальный центр (СПСО- центр), являющийся структурным подразделением Гимназии.

В СПСО - центре работают:

педагог - психолог начальной школы;

педагог - психолог основной и старшей школы;

социальный педагог;

учитель - логопед;

руководитель центра.

СПСО - центр осуществляет профилактическую деятельность в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем.

Для этого проводится изучение личности ребенка через:

- медицинскую диагностику;

- социальную диагностику;

- изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков;

- профилактику правонарушений;

- психолого-педагогическую диагностику;

- логопедическую диагностику;

- валеологическую диагностику.

На основании анализа банка данных по всем видам диагностик составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с учащимися; планы консультаций учителей и родителей по разрешению тех или иных проблем.

Защитно-охранительную деятельность - организацию индивидуального сопровождения учащегося на образовательном маршруте в целях учета и контроля над разрешением проблем в жизни детей и создания психолого-педагогической среды, целесообразной для развития ребенка и его становления.

Работу с социальными институтами по защите прав детей в целях установления, развития социальных связей, совершенствования контактов, объединения различных государственных учреждений, социальных служб по оказанию необходимой помощи социально незащищенным учащимся.

СПСО - центр создает банк данных о детях, посещающих студию «Росток» посредством необходимых документов, отслеживающих динамику состояния учащихся по различным показателям, используя для этого:

карты диагностического отслеживания индивидуального маршрута;

педагогический анализ; карты психологического обследования; карты валеологического обследования; социальный портрет Гимназии г. Лабытнанги; карты наблюдения за учащимся в процессе обучения;

карты персонального учета учащихся, вызывающих тревогу;

социально-педагогическую характеристику класса. Эффективность сопровождения достигается только в единстве реализации ее функций:

- Диагностики /скрилинговой, комплексной, текущей, конкретной проблемы/.

- Консультации /семье, педагогам, ребенку о связи с проблемой и способах её решения/.

- Коррекционной индивидуальной или групповой работы с ребенком, семьей.

Работа с родителями и поступающими учащимися Студии «Росток» Ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемой образовательной программой и маршрутом обучения .

- родительское собрание (октябрь, апрель);

- посещение пред школьного подразделения Гимназии (январь - февраль);

- день открытых дверей для жителей города Лабытнанги

- стенд «Правила приема в Гимназию» (февраль);

- папка с нормативными документами для родителей будущих первоклассников (февраль);

- ст. «Росток» (октябрь - апрель);

- индивидуальные консультации специалистов ППМС

- центра по желанию родителей (январь - май);

- индивидуальные консультации педагогов, администрации Гимназии (по мере обеспечения).

Обязательные результаты деятельности Студии «Росток»

Достижение психологической готовности к обучению в школе:

Интеллектуальная готовность: предполагает развитие внимания, памяти, сформированность мыслительных операций, К 6-7 годам ребенок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет, название страны и ее столицы, имена и отчества родителей, информацию о месте их работы, времена года, их последовательность, основные признаки, названия месяцев, дней недели, основные виды деревьев и цветов, диких и домашних животных и т.д.

Мотивационная готовность: подразумевает наличие у ребенка желания принять новую роль - роль школьника.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявить усилия, оценить результат своей работы, учиться выполнять не очень привлекательную работу.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидаемые результаты деятельности Студии «Росток»

Реализация пред школьного образования в формате студии «Росток» обеспечит преемственность дошкольного и начального образования, сохранит сеть дошкольных образовательных учреждений. Реализация целей и задач студии «Росток» предполагает достижение следующих результатов: качественных:

- выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс;

- удовлетворение запроса родителей на подготовку детей к обучению в школе;

- повышение качества образования; количественных:

- увеличение процента охвата детей 5-7 лет пред-школ ьным образованием до 80%;

В результате работы студии «Росток»:

сформируется адекватная самооценка ученика;

сформируется положительная мотивации к дальнейшему обучению в школе;

установится положительный статус ребенка в коллективе и в семье, способность к коллективному творческому труду;

улучшится обеспечение преемственности в обучении,

Выпускник студии «Росток» Гимназии г. Лабытнанги

- обладает положительной жизненной установкой, активной гражданской позицией: «Я хочу быть достойным любви и уважения человеком»;

- обладает развитым интеллектом, дающим возможность самореализации как творческой личности: «Я хочу быть не только исполнителем чужих идей и планов, но и творцом собственных»;

- способен к дальнейшему продолжению образования в учреждениях университетского типа: «Я уверен в своих знаниях и умении их применять»;

- коммуникабелен, толерантен, обладает навыками организатора, умеет работать в коллективе: «Я умею подчиняться правилам коллективной работы, но могу быть и лидером, если этого потребует жизнь»;

- владеет умениями и навыками поддержки собственного здоровья, знаком с современными системами саморегуляции: «Я умею контролировать свое физическое состояние и сознательно исключаю из своей жизни негативные факторы риска».

Управление образовательной программой

Управление студией «Росток» и ее работа по развитию детей пред школьного возраста является целенаправленной деятельностью, предполагающей целеобразование и проектирование способов их достижения, выявление и исследование проблем, поиск их решения, оценку и выбор решений, согласование и утверждение, подготовку к вводу решений в действие, управление применением решения и проверку его эффективности. Основой такого управления является концепция студии «Росток» Гимназии.

При разработке программных документов студии «Росток» Гимназии соблюдались принципы эффективного управления Гимназией: демократизм, системность, «целевое» управление, «опережающее» управление.

Для эффективного и оптимального управления развитием Гимназии выполнялись требования: привлечение педагогического коллектива к разработке планов, обсуждению хода работ и выработке решений; разработка проекта программы развития Гимназии, студии «Росток», перспективной образовательной программы и планов по их реализации, в которых каждое частное изменение или нововведение служит реализации общего замысла; четкое определение желаемых результатов каждого изменения или нововведения, предвосхищение и расчет реально достижимых целей; предвидение негативных факторов и способов их компенсации.

Руководство реализацией образовательной программы студии «Росток» осуществляет заместитель директора, с опорой на педагогический совет и научно

- методический совет. Контроль и мониторинг программы осуществляется экспертным советом Гимназии.

Инновации в ССУЗах

Черноштан Елена Владимировна,

к.п.н., преподаватель педагогических дисциплин Новоуренгойский педагогический колледж ГОУСПОЯНАО

____________________________________________________£

СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема качества педагогического образования на сегодняшний день относится к ключевым направлениям исследований в области мировой педагогики. Вопрос, «Каким должен быть современный учитель?» является приоритетным и для Министерства образования и науки, Российской академии образования, разработавших за последние несколько лет три поколения стандартов педагогического образования. Педагогическое мастерство учителя рассматривается как ценность сферы образования, поскольку от степени его сформированности зависит качество Детства, выражающееся в обученности, личностном росте, комфортности проживания жизни.

Состояние сформированности основ педагогического мастерства, как свидетельствует массовый опыт подготовки учителя, далеко не соответствует современным требованиям к педагогическому образованию. Прежде всего, будущим педагогом недостаточно освоены элементы педагогической техники, содержание и технологии целостной личностно-развивающей педагогической деятельности, востребую щей его как субъекта, с его личностным и профессиональным опытом. У значительной части учителей не сформированы смысловые ориентиры профессиональной деятельности, диалогичность, являющиеся предпосылкой педагогического мастерства. Следует признать также факт, что пока учителя готовят, в основном, к предметной деятельности. Однако, как отмечает И.А. Колесникова, несмотря на то, что теперь из «портрета» учителя практически исчезли черты, характеризующие социальную направленность, на лицо новая тенденция, связанная с приоритетом человеческого начала, требующая формирования новых, гуманистически ориентированных, гуманитарных подходов к профессионально-педагогической подготовке.

Причины недостаточной сформированности основ педагогического мастерства кроются как в социальной ситуации, так и в недостатках практики подготовки студентов. Анализ результатов ежегодного опроса первокурсников средних специальных педагогических учебных заведений свидетельствует о том, что менее трети из них при выборе учебного заведения ориентированы именно на педагогическую деятельность, причем ситуация из года в год только усугубляется. Все это ведет к отсутствию мотивации обучающегося в приобретении научно-педагогического знания. Образовательный процесс в колледже нерационален: преобладает словесная форма обучения (часто, словесно-назидательная), декларативная, что не ведет к включению обучающегося в процесс поиска смысла педагогической деятельности. Кроме того, недостаточно научно-методическое обеспечение процесса преподавания курса педагогики в кол-

ледже. Бессистемно используются игровые методики, несмотря на то, что обучение мастерству предполагает «поисково-порождающие способы взаимодействия педагога и его последователей» (И.А. Колесникова).

Степень сформированности основ педагогического мастерства тесно связана с состоянием теории педагогического образования. По справедливому замечанию В. В.Серикова, «в педагогических исследованиях последних лет отошли на второй план категории целей и средств деятельности учителя, вследствие чего описание педагогической реальности осуществляется преимущественно в понятиях образовательных программ, содержания, стандартов, технологий, критериев качества. При этом никто не сомневается, что педагог может все это реализовать, исполнить, если есть четко направляющие его деятельность стандарты. Неслучайно на протяжении уже многих лет в обществе ведется спор именно об образовательных стандартах, а не о личности, профессионализме, социальной позиции, защищенности и, наконец, нравственном состоянии учителя». В этом смысле обращение к феномену основ педагогического мастерства возвращает педагогическую науку к категориям цели и средства деятельности.

Феномен педагогического мастерства в теоретическом и практическом плане рассматривается в работах И.А. Зимней, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, И.А. Колесниковой, Н.В. Кузьминой, В.Г Куценко, Б.Т. Лихачева, A.C. Макаренко,

В.П. Симонова, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Исаева, А.И. Щербакова и др.

Исследованию профессиональных качеств как одной из характеристик педагогического мастерства посвящены труды и зарубежных исследователей. Так, в работах А Комбса, С. Конга, А Маспоу, К Роджерса анализируются профессиональные качества, формирование которых должно включаться в подготовку будущего педагога. В международной педагогической среде (США, Канада, Австралия, Бельгия, Англия) значительное развитие приобретает направление «персонализированного» педагогического образования (С.Дженсенс, К.Питторс, Ф. Фуллер), построенного на идее «личностного» подхода. В ряде концепций и идей, которые легли в основу реформирования педагогического образования за рубежом, также имеет место обращение к проблемам педагогического мастерства: концепция рефлексирующего учителя-практика (П. Херст); концепция базового педагогического образования, которая направлена на практическую теоретизацию (Д. Макинтур); концепция базы знания учителя (Л. Шульман); исследования профессиональной компетенции учителя (М. Кеннеди) и др.

Однако, несмотря на наличие исследований в области педагогики и психологии, посвященных проблемам педагогического мастерства и применению игровых ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.