Научная статья на тему 'Проектирование интегративной образовательной программы Центра развития ребенка'

Проектирование интегративной образовательной программы Центра развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / PRE-SCHOOL PEDAGOGICS / PRE-SCHOOL EDUCATION / DEVELOPMENT OF A CHILD / CORRECTIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колунтаева Людмила Ивановна

В статье раскрываются педагогические условия конструирования и реализации экспериментальной образовательной программы Центра развития ребенка, направленной на предупреждение возможных затруднений при переходе детей в начальную школу; подчеркивается значение коррекционного воздействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колунтаева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting of an integrative educational program of a Child Development Center

The article discloses pedagogical conditions of constructing and realization of an experimental educational program of a Child Development Center directed to preventing possible difficulties at transition of children to the primary school; the author also underlines the importance of corrective influence

Текст научной работы на тему «Проектирование интегративной образовательной программы Центра развития ребенка»

Л. И. Колунтаева

(г. Выборг)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В статье раскрываются педагогические условия конструирования и реализации экспериментальной образовательной программы Центра развития ребенка, направленной на предупреждение возможных затруднений при переходе детей в начальную школу; подчеркивается значение коррекционного воздействия

В условиях модернизации образования актуальной проблемой является обновление системы дошкольного образования, направленное на решение таких важных задач, как целостное развитие личности ребенка, подготовка его к новой жизни -школьному обучению, сохранение и укрепление физического и психического здоровья [3, 6].

В рамках нашего эксперимента это связывалось с проектированием интегративных развивающих образовательных программ в Центре развития ребенка, предполагающих внесение существенных изменений в практику деятельности педагогов, администрации и дошкольного учреждения в целом.

В ходе эксперимента анализировались проблемы развития и воспитания детей с ограниченными возможностями, с широким спектром нарушений как физического, так и психического характера.

Как отмечает В. Н. Максимова, дошкольное детство рассматривается как особый период жизни растущего человека. В этот ответственный период особенно важно обеспечить развитие всех психических функций ребенка - формирование речи, мотивацию достижений, потребность к творчеству, позитивное мышление на основе акмеологических идей [4, 5].

Совершенствование содержания педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения - Центра развития ребенка - потребовало решения следующих задач:

- обосновать процесс, логику и этапы проектирования интегративной развивающей образовательной программы Центра развития ребенка;

- создать модель управления педагогической деятельностью по проектированию и реализации интегративной развивающей образовательной программы как системы целостного развития ребенка;

- определить педагогические условия эффективности проектирования и реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, обеспечить возможность для индивидуализации образовательных маршрутов и разновозрастного взаимодействия на личностнодеятельностном уровне [1, 2].

Изложим результаты теоретико-экспериментальных исследований.

Интегративная развивающая образовательная программа «Найди себя» разработана в результате экспериментальной деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» (г. Выборг). Она рассматривается как образовательная программа, состоящая из набора взаимодо-полнительных подпрограмм и проектов, обеспечивающих совместное развитие каждого участника воспитательно-образовательного процесса. Программа «Найди себя» удовлетворяет требованиям стандарта дошкольного образования, таким как обеспечение разностороннего и полноценного развития детей до 7 лет, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья, формирование у детей к 6-7 годам школьной зрелости.

Данная программа направлена на предупреждение возможного психического кризиса у ребенка при переходе в начальную школу через осуществление неосознанной для самих детей коррекции имеющейся патологии.

В ходе проектирования и реализации интегративной развивающей образовательной программы Центра развития ребенка осуществлены следующие этапы экспериментальной деятельности.

1-й этап - проектировочно-подготовительный: осмысление теоретико-методологических основ и методики организации исследования; изучение документов, касающихся правового и методического сопровождения авторских программ развития и обучения дошкольников; разработка модели интегративной развивающей программы с коррекционной направленностью; пробная проверка программ в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ); анализ результатов первых этапов внедрения образовательной программы, обучение педагогического коллектива процессу проектирования; создание модели школьной зрелости выпускника ДОУ; разработка нового дидактического материала в соответствии с целями эксперимента.

2-й этап - внедренческий: включение всех подпрограмм и проектов в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, осуществление системы управленческо-педагогической деятельности; создание педагогических условий целостного развития дошкольника, внедрение интегративных форм и методов реализации программ; составление перспективных планов всей педагогической работы; диагностика по всем направлениям педагогической деятельности; внедрение способов разновозрастного взаимодействия детей, педагогов и родителей в процессе реализации проектов.

3-й этап - рефлексивно-оценочный: проведение рефлексивного анализа, выявление результативности опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов эксперимента, осмысление итогов предыдущих этапов работы, уточнение и конкретизация планов и содержания работы всех специалистов, сведение их в единую технологию; апробация авторских диагностических методик, разработанных педагогами ДОУ на основе раннее известных; разработка системы работы с родителями, включая совместные творческие проекты; использование новых, активных форм и методов работы с педагогическим коллекти-

вом: дискуссий, диспутов, викторин, марафонов, аукционов, педагогических гостиных, которые способствуют развитию творчества и профессионального мастерства педагогов и воспитателей.

В процессе реализации интегративной развивающей образовательной программы в Центре развития ребенка для разных возрастных групп была создана развивающая предметная среда, обеспечивающая развитие всех видов детской деятельности; осуществлен подбор методического и дидактического материала по выбранному проекту; введено в практику диагностическое обследование детей каждой возрастной группы; проведены теоретические и практические семинары для педагогов по вопросам конструирования и реализации образовательной программы, консультации и открытые мероприятия для родителей.

Реализация эксперимента включала создание творческих групп и организацию их проектной деятельности. В творческие группы входили дефектологи, логопеды, психолог, медицинский работник, специалист по изобразительной деятельности, музыкальный работник и другие специалисты.

Задачи творческой группы включали обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с темой проекта, создание вариативной технологии педагогического процесса; отбор содержания и соответствующих форм и методов работы, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми; разработку и экспериментальную проверку дидактического материала; осуществление творческого подхода к личности ребенка; ориентацию педагогического коллектива ДОУ на формирование готовности к проектированию и реализации проекта.

В ходе реализации интегративной развивающей образовательной программы весь педагогический процесс осуществляется через дифференцированное обучение дошкольников: создание системы, обеспечивающей развитие личности каждого ребенка с учетом его возможностей, интересов, склонностей и способностей; использование форм организации учебно-воспита-

тельного процесса, при которых педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; реализацию проекта, составляющего часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп воспитанников; интеграцию всех видов детской деятельности - как учебно-коррекционной, так и воспитательно-развивающей.

Разработка и реализация программы была вызвана необходимостью оптимизировать учебно-воспитательный процесс, сделать более эффективным психолого-пе-дагогическое, коррекционно-реабилитационное воздействие на ребенка.

Программа ориентирована на создание личностно-развивающих условий, удовлетворяющих потребности ребенка в выборе содержания, уровня усвоения, форм и методов обучения. Она позволяет поддерживать включенность всех участников воспитательно-образовательного процесса в непрерывную творческую проектную деятельность и обеспечивает устойчивую положительную динамику развития дошкольника как индивида и личности. Обновление содержания дошкольного образования, проектирование кардинально новых форм, технологий воспитания, обучения, коррекции и развития дошкольников немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции дошкольного образовательного учреждения [5].

В интегративной развивающей образовательной программе реализован инновационный подход: осуществлены моделирование педагогического процесса на основе проектной деятельности; принцип «на малом научить многому»; выбор технологий дошкольного и предшкольного образования; ориентация на нетрадиционное обучение детей путем достижения школьной зрелости за счет формирования базовых качеств личности, приобретение ими ценностных ориентаций и собственного психологического статуса. Речь идет о формировании у детей мотивации к самовоспитанию, саморазвитию и самообучению через посильное участие в творческих проектах, в которых ребенок наряду со взрослыми (пе-

дагогами и родителями) приобретает собственный чувственный опыт деятельности, осваивает базовые компетенции, необходимые для успешного обучения в школе (и вообще для успешной жизнедеятельности). Достигается это посредством организации педагогического процесса через творческие проекты. Интегративная развивающая образовательная программа состоит из нескольких проектов: «Здоровый ребенок», «Музейная педагогика», издание книги «Сказки из „Сказки“», «Школа маленького предпринимателя», «Школа маленького исследователя», «Театр „Золотой ключик“», «Сказкотерапия», «Песочная терапия», «Теплица „Чипполино“», «Школа маленького экскурсовода», «Ознакомление с бытовой техникой», «Веселая экономика». Основными и постоянно действующими являются проекты «Здоровый ребенок» и «Театр „Золотой ключик“», на которые как «бусинки» нанизываются другие проекты и подпроекты, интегрируя все виды деятельности дошкольника. Построение программы на основе проектов и подпроектов дает большие возможности для совместной деятельности детей-дошкольников и взрослых (педагогов и родителей).

На протяжении всего периода проектирования и реализации программы педагогический процесс находился в режиме рефлексии (оценки): осуществлялись диагностика, срезовые занятия, мониторинг динамики развития каждого ребенка.

Игровые проекты, в которых участвуют дети, их родители и педагоги - это удобная форма организации предшкольного образования, которое может реализовываться на базе ДОУ, учреждений дополнительного образования в вечернее время или в выходные дни, для групп кратковременного пребывания детей. В этом случае педагоги отбирают проекты и разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты с учетом интересов и возможностей детей и взрослых.

Таким образом, система управленческо-педагогической деятельности в Центре развития ребенка по разработке и реализации интегративной развивающей образовательной программы направлена на обеспечение педагогических условий целостно-

го развития дошкольника. Это предполага- технологий, проведение интегрированных

ет организацию развивающей деятельно- занятий, организацию разновозрастного

сти детей - использование инновационных взаимодействия детей и взрослых.

Литература

1. Александрова Е. С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса. Автореф. ... канд. пед. наук.- СПб., 2000.

2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

3. Балясная Л. К. Описание в процессе моделирования воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория и практика / Под. ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой.

- М.,1995.

4. Максимова В. Н. Интеграция в системе образования. -СПб.: ЛОИРО, 1999.

5. Максимова В. Н. Акмеологический подход в педагогике: Монография. Изд. 2-е. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008.

6. Меличева М. В. Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей. Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.