Л. И. Колунтаева
(г. Выборг)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В статье раскрываются педагогические условия конструирования и реализации экспериментальной образовательной программы Центра развития ребенка, направленной на предупреждение возможных затруднений при переходе детей в начальную школу; подчеркивается значение коррекционного воздействия
В условиях модернизации образования актуальной проблемой является обновление системы дошкольного образования, направленное на решение таких важных задач, как целостное развитие личности ребенка, подготовка его к новой жизни -школьному обучению, сохранение и укрепление физического и психического здоровья [3, 6].
В рамках нашего эксперимента это связывалось с проектированием интегративных развивающих образовательных программ в Центре развития ребенка, предполагающих внесение существенных изменений в практику деятельности педагогов, администрации и дошкольного учреждения в целом.
В ходе эксперимента анализировались проблемы развития и воспитания детей с ограниченными возможностями, с широким спектром нарушений как физического, так и психического характера.
Как отмечает В. Н. Максимова, дошкольное детство рассматривается как особый период жизни растущего человека. В этот ответственный период особенно важно обеспечить развитие всех психических функций ребенка - формирование речи, мотивацию достижений, потребность к творчеству, позитивное мышление на основе акмеологических идей [4, 5].
Совершенствование содержания педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения - Центра развития ребенка - потребовало решения следующих задач:
- обосновать процесс, логику и этапы проектирования интегративной развивающей образовательной программы Центра развития ребенка;
- создать модель управления педагогической деятельностью по проектированию и реализации интегративной развивающей образовательной программы как системы целостного развития ребенка;
- определить педагогические условия эффективности проектирования и реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, обеспечить возможность для индивидуализации образовательных маршрутов и разновозрастного взаимодействия на личностнодеятельностном уровне [1, 2].
Изложим результаты теоретико-экспериментальных исследований.
Интегративная развивающая образовательная программа «Найди себя» разработана в результате экспериментальной деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» (г. Выборг). Она рассматривается как образовательная программа, состоящая из набора взаимодо-полнительных подпрограмм и проектов, обеспечивающих совместное развитие каждого участника воспитательно-образовательного процесса. Программа «Найди себя» удовлетворяет требованиям стандарта дошкольного образования, таким как обеспечение разностороннего и полноценного развития детей до 7 лет, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья, формирование у детей к 6-7 годам школьной зрелости.
Данная программа направлена на предупреждение возможного психического кризиса у ребенка при переходе в начальную школу через осуществление неосознанной для самих детей коррекции имеющейся патологии.
В ходе проектирования и реализации интегративной развивающей образовательной программы Центра развития ребенка осуществлены следующие этапы экспериментальной деятельности.
1-й этап - проектировочно-подготовительный: осмысление теоретико-методологических основ и методики организации исследования; изучение документов, касающихся правового и методического сопровождения авторских программ развития и обучения дошкольников; разработка модели интегративной развивающей программы с коррекционной направленностью; пробная проверка программ в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ); анализ результатов первых этапов внедрения образовательной программы, обучение педагогического коллектива процессу проектирования; создание модели школьной зрелости выпускника ДОУ; разработка нового дидактического материала в соответствии с целями эксперимента.
2-й этап - внедренческий: включение всех подпрограмм и проектов в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, осуществление системы управленческо-педагогической деятельности; создание педагогических условий целостного развития дошкольника, внедрение интегративных форм и методов реализации программ; составление перспективных планов всей педагогической работы; диагностика по всем направлениям педагогической деятельности; внедрение способов разновозрастного взаимодействия детей, педагогов и родителей в процессе реализации проектов.
3-й этап - рефлексивно-оценочный: проведение рефлексивного анализа, выявление результативности опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов эксперимента, осмысление итогов предыдущих этапов работы, уточнение и конкретизация планов и содержания работы всех специалистов, сведение их в единую технологию; апробация авторских диагностических методик, разработанных педагогами ДОУ на основе раннее известных; разработка системы работы с родителями, включая совместные творческие проекты; использование новых, активных форм и методов работы с педагогическим коллекти-
вом: дискуссий, диспутов, викторин, марафонов, аукционов, педагогических гостиных, которые способствуют развитию творчества и профессионального мастерства педагогов и воспитателей.
В процессе реализации интегративной развивающей образовательной программы в Центре развития ребенка для разных возрастных групп была создана развивающая предметная среда, обеспечивающая развитие всех видов детской деятельности; осуществлен подбор методического и дидактического материала по выбранному проекту; введено в практику диагностическое обследование детей каждой возрастной группы; проведены теоретические и практические семинары для педагогов по вопросам конструирования и реализации образовательной программы, консультации и открытые мероприятия для родителей.
Реализация эксперимента включала создание творческих групп и организацию их проектной деятельности. В творческие группы входили дефектологи, логопеды, психолог, медицинский работник, специалист по изобразительной деятельности, музыкальный работник и другие специалисты.
Задачи творческой группы включали обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с темой проекта, создание вариативной технологии педагогического процесса; отбор содержания и соответствующих форм и методов работы, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми; разработку и экспериментальную проверку дидактического материала; осуществление творческого подхода к личности ребенка; ориентацию педагогического коллектива ДОУ на формирование готовности к проектированию и реализации проекта.
В ходе реализации интегративной развивающей образовательной программы весь педагогический процесс осуществляется через дифференцированное обучение дошкольников: создание системы, обеспечивающей развитие личности каждого ребенка с учетом его возможностей, интересов, склонностей и способностей; использование форм организации учебно-воспита-
тельного процесса, при которых педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; реализацию проекта, составляющего часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп воспитанников; интеграцию всех видов детской деятельности - как учебно-коррекционной, так и воспитательно-развивающей.
Разработка и реализация программы была вызвана необходимостью оптимизировать учебно-воспитательный процесс, сделать более эффективным психолого-пе-дагогическое, коррекционно-реабилитационное воздействие на ребенка.
Программа ориентирована на создание личностно-развивающих условий, удовлетворяющих потребности ребенка в выборе содержания, уровня усвоения, форм и методов обучения. Она позволяет поддерживать включенность всех участников воспитательно-образовательного процесса в непрерывную творческую проектную деятельность и обеспечивает устойчивую положительную динамику развития дошкольника как индивида и личности. Обновление содержания дошкольного образования, проектирование кардинально новых форм, технологий воспитания, обучения, коррекции и развития дошкольников немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции дошкольного образовательного учреждения [5].
В интегративной развивающей образовательной программе реализован инновационный подход: осуществлены моделирование педагогического процесса на основе проектной деятельности; принцип «на малом научить многому»; выбор технологий дошкольного и предшкольного образования; ориентация на нетрадиционное обучение детей путем достижения школьной зрелости за счет формирования базовых качеств личности, приобретение ими ценностных ориентаций и собственного психологического статуса. Речь идет о формировании у детей мотивации к самовоспитанию, саморазвитию и самообучению через посильное участие в творческих проектах, в которых ребенок наряду со взрослыми (пе-
дагогами и родителями) приобретает собственный чувственный опыт деятельности, осваивает базовые компетенции, необходимые для успешного обучения в школе (и вообще для успешной жизнедеятельности). Достигается это посредством организации педагогического процесса через творческие проекты. Интегративная развивающая образовательная программа состоит из нескольких проектов: «Здоровый ребенок», «Музейная педагогика», издание книги «Сказки из „Сказки“», «Школа маленького предпринимателя», «Школа маленького исследователя», «Театр „Золотой ключик“», «Сказкотерапия», «Песочная терапия», «Теплица „Чипполино“», «Школа маленького экскурсовода», «Ознакомление с бытовой техникой», «Веселая экономика». Основными и постоянно действующими являются проекты «Здоровый ребенок» и «Театр „Золотой ключик“», на которые как «бусинки» нанизываются другие проекты и подпроекты, интегрируя все виды деятельности дошкольника. Построение программы на основе проектов и подпроектов дает большие возможности для совместной деятельности детей-дошкольников и взрослых (педагогов и родителей).
На протяжении всего периода проектирования и реализации программы педагогический процесс находился в режиме рефлексии (оценки): осуществлялись диагностика, срезовые занятия, мониторинг динамики развития каждого ребенка.
Игровые проекты, в которых участвуют дети, их родители и педагоги - это удобная форма организации предшкольного образования, которое может реализовываться на базе ДОУ, учреждений дополнительного образования в вечернее время или в выходные дни, для групп кратковременного пребывания детей. В этом случае педагоги отбирают проекты и разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты с учетом интересов и возможностей детей и взрослых.
Таким образом, система управленческо-педагогической деятельности в Центре развития ребенка по разработке и реализации интегративной развивающей образовательной программы направлена на обеспечение педагогических условий целостно-
го развития дошкольника. Это предполага- технологий, проведение интегрированных
ет организацию развивающей деятельно- занятий, организацию разновозрастного
сти детей - использование инновационных взаимодействия детей и взрослых.
Литература
1. Александрова Е. С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса. Автореф. ... канд. пед. наук.- СПб., 2000.
2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
3. Балясная Л. К. Описание в процессе моделирования воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория и практика / Под. ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой.
- М.,1995.
4. Максимова В. Н. Интеграция в системе образования. -СПб.: ЛОИРО, 1999.
5. Максимова В. Н. Акмеологический подход в педагогике: Монография. Изд. 2-е. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008.
6. Меличева М. В. Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей. Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.