Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА'

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ЮНОГО ГРАЖДАНИНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приятелева М.К.

Статья посвящена актуальной проблеме развития социокультурной компетентности участников образовательных отношений. Автором обосновывается эффективность проекта «Социокультурного дневника юного гражданина Нижегородской области» для организации социокультурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приятелева М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF PARTICIPANTS IN EDUCATIONAL RELATIONS BY MEANS OF AN EDUCATIONAL PROJECT

The article is devoted to the problem of the development of socio-cultural competence of participants in educational relations. The author notes its relevance, examines the effectiveness of the project «Socio-cultural diary of a young citizen of the Nizhny Novgorod region» for the organization of socio-cultural activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА»

Слово докторанту

и аспиранту

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

М. К. ПРИЯТЕЛЕВА, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО m.pryateleva @yandex.ru

Статья посвящена актуальной проблеме развития социокультурной компетентности участников образовательных отношений. Автором обосновывается эффективность проекта «Социокультурного дневника юного гражданина Нижегородской области» для организации социокультурной деятельности.

The article is devoted to the problem of the development of socio-cultural competence of participants in educational relations. The author notes its relevance, examines the effectiveness of the project «Socio-cultural diary of a young citizen of the Nizhny Novgorod region» for the organization of socio-cultural activities.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, социокультурная деятельность, образовательный проект, «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области»

Key words: .socio-cultural competence, .socio-cultural activities, educational project, «Socio-cultural diary of a young citizen of the Nizhny Novgorod region»»

В современных условиях трансформации общества именно образование остается одной из немногих сфер, способных конструктивным образом воздействовать на процессы развития социальной и культурной жизни людей [7]. По мнению В. И. Слободчикова, образование — это социокультурное пространство, место, где зарождаются, складываются цели, ценности и смыслы человеческого

бытия [12]. Школьники живут и действуют в пересекающихся измерениях социума и социокультурных практик, обогащая свой социокультурный опыт, осваивая социальные роли, нормы субкультур, присваивая общечеловеческие, общественные ценности, осваивая универсальные учебные действия, а также способы социального и профессионального поведения, необходимые для того, чтобы стать ответственны-

ми гражданами своей страны [3]. Каждый школьник должен владеть современным багажом социокультурных средств, адекватных той культуре, в которой он живет, а также инструментами ее преобразования. Осваивая социокультурное пространство и осознавая собственное положение в нем, обучающийся на основе соотнесения индивидуальных норм, ценностей, стереотипов, позиций, опыта собственной инициативы получает возможность их активной реализации на практике.

О социокультурном развитии, становлении социальной идентичности школьников говорится в обновленном ФГОС НОО. Социокультурная компетентность становится актуальной характеристикой всех участников образовательных отношений, персонифицирующим признаком профессионализма современного педагога.

Существует несколько основных подходов к пониманию социокультурной компетентности. Ряд отечественных авторов рассматривают ее как комплекс социокультурных знаний, совокупность социальных умений и навыков [1]. На наш взгляд, социокультурная компетентность — это интегративно, интеллектуально и лич-ностно обусловленная характеристика; способность к использованию таких средств работы с социокультурной информацией, как поиск, обработка и применение в определенной ситуации для решения важных профессионально-педагогических проблем. Она включает в себя социально значимые и профессионально важные личностные качества, в том числе совокупность ценностных ориентаций, моделей поведения, способность к коммуникации с разными людьми. Социокультурная компетентность педагога позволяет осуществлять социокультурную деятельность, использовать разнообразные педагогические методы (общепедагогические, моделирования личностно значимых социокультурных ситуаций, исследовательской творческой деятельности, метод проектов), искать новые эффективные формы и средства для личностного развития школьников [5].

Необходимыми условиями развития социокультурной компетентности в образовательном процессе являются:

3 взаимодействие в данном процессе всех участников образовательных отношений, в том числе представителей социума;

3 выявление особенностей содержания и форм организации совместной деятельности на разных этапах развития социокультурной компетентности, создание и использование специальных средств развития социокультурной компетентности.

В качестве такого средства может выступать созданный в 2021 году кафедрой начального образования ГБОУ ДПО НИРО и группой педагогов-инноваторов «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» (далее — Дневник, социокультурный дневник), представляющий собой рабочую тетрадь для младших школьников. Дневник разработан в контексте системно-деятельностного подхода, который определяет учащегося субъектом собственной деятельности, а социальное и культурное рассматриваются как две стороны жизнедеятельности общества и личности.

При проектировании Дневника мы опирались на социокультурный подход, который дает возможность рассматривать любое педагогическое явление как элемент социально-культурной системы. Социокультурный подход при анализе педагогических явлений позволяет интегрировать социум (социальное пространство жизнедеятельности человека) и культуру (культурные ценности, ценностные отношения и т. п.), когда возможно установить связь субъекта жизнедеятельности и условий его становления и развития.

Реализация социокультурного подхода влечет за собой поиск культурных программ, овладение которыми помогает выстраивать педагогическую деятельность с учетом особенностей изменяющегося со-

Социокультурная компетентность становится актуальной характеристикой всех участников образовательных отношений, персонифицирующим признаком профессионализма современного педагога.

циума. Такой программой формирования и развития социокультурной компетентности стал образовательный проект «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области». Стоит отметить, что образовательный проект мы рассматриваем как совместную учебно-познавательную, исследовательскую и творческую работу участников образовательных отношений, имеющую общие цели, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата проекта.

Осуществление проекта проходило в несколько этапов.

1-й этап — возникновение идеи о необходимости формирования младших школьников как граждан не только своего Отечества, но и своего края; разработка концепции, поиск формы (в нашем случае — социокультурный дневник).

2-й этап — посвящен отбору содержания заданий, форм организации деятельности всех участников образовательных отношений (были продуманы разделы Дневника с целеполаганием, подобраны задания для каждого раздела).

На 3-м этапе проходила апробация заданий на «принятие» их детьми и родителями, возрастное соответствие, возможность организации совместной деятельности с одноклассниками, родителями, педагогами, в разновозрастных группах. На инновационных площадках мы выясняли, какие ресурсы интернета обучающиеся используют, как им в этом помогают QR-коды, какие затруднения возникают при выполнении заданий.

4-й этап — посвящен подготовке к изданию (взаимодействие с сотрудниками издательства, дизайн и оформление заданий, создание обложки соответствующей содержанию Дневника, подбор иллюстраций к заданиям для размещения их на цветной вклейке).

5-й этап — издание Дневника и его внедрение в воспитательную практику образовательных организации Нижегородской области.

Структура «Социокультурного дневника юного гражданина Нижегородской области» включает в себя несколько разделов, каждый из которых направлен на достижение определенной цели (таблица).

Структура »Социокультурного дневника юного гражданина Нижегородской области»

Номер раздела Раздел Цель

1 «Листая прошлого страницы» Изучение истории, памятников архитектуры, особо почитаемых мест, значимых для истории и культуры города Нижнего Новгорода и Нижегородской области; закрепление интереса к прошлому и настоящему, историческим корням и традициям родного края

2 «Святые места земли Нижегородской» Знакомство со святыми местами, храмами и монастырями Нижегородской области; духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников

3 «Таланты земли Нижегородской» Приобщение школьников к театральному искусству и музыкальной культуре Нижегородского края, ознакомление с разнообразием музейных коллекций

4 «Выдающиеся нижегородцы» Изучение жизни, творчества и достижений людей, судьба которых связана с Нижегородским краем, расширение кругозора учащихся, формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, свою Родину; развитие поисковых навыков

5 «Промыслы земли Нижегородской» Знакомство с ремеслами и промыслами Нижегородской области, стимулирование интереса учащихся к изучению местных народных традиций и промыслов

Окончание табл.

Номер раздела Раздел Цель

6 «Были и небывальщина» Знакомство школьников с художественными произведениями, былинами и легендами о Нижнем Новгороде и Нижегородском крае; формирование и укрепепление интереса к чтению, расширение кругозора, что способствует воспитанию чувства гордости за свой край

7 «Сохраним наш край» Формирование у обучающихся навыков исследовательской работы, экологического мировоззрения и культуры поведения в окружающей природной среде, активной гражданской позиции

8 «Держась за руки» Ознакомление учащихся с волонтерской деятельностью в школе и городе; воспитание гражданственности, становление личности младших школьников, их социализации, развитие творческого потенциала, инициативности и самостоятельности

9 «Идем на выборы» Правовое просвещение детей младшего школьного возраста, разъяснение учащимся процедуры голосования, ознакомление со специальной терминологией, привлечение внимания и интереса учащихся к избирательному процессу

10 «Мы — нижегородцы!» Сбор информации о профессиях, достижениях, увлечениях учеников, а также их родных и близких

11 «Подводим итоги» Подведение итогов — в форме создания и разгадывания кроссенсов (кроссенс — ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе все лучшее головоломки, загадки и ребуса)

Каждый раздел состоит из разнообразных заданий, таблиц, кроссвордов, творческих работ. Задания носят исследовательский, проблемный и творческий характер.

При формировании и развитии социокультурной компетентности младших школьников указанными средствами необходимо учитывать ее структуру. В соответствии с этим были подобраны задания Дневника, направленные на формирование компонентов социокультурной компетентности младших школьников:

3 когнитивного — осведомленность детей об объектах социальной и культурной действительности (раздел 1, задание 1; раздел 2, задания 1, 2; раздел 3, задание 1; раздел 4, задание 1; раздел 5, задания 1, 2, 7; раздел 6, задание 1; раздел 7, задание 1; раздел 8, задание 4; раздел 9, задание 1; раздел 10, задание 1);

3 мотивационно-ценностного — социокультурная направленность деятельности и готовность к ней (раздел 1, задание 3; раздел 2, задание 4; раздел 3, задание 2; раздел 4, задание 2; раздел 5, задание 5; раздел 6, задание 3; раздел 7, задания 4,

6; раздел 8, задания 1, 2, 3; раздел 9, задание 2; раздел 10, задания 1, 2, 3);

3 поведенческого — социально значимые действия, направленные на сохранение культурных, исторических и природных памятников (раздел 1, задание 4; раздел 2, задание 5; раздел 3, задание 7; раздел 4, задание 5; раздел 5, задание 4; раздел 6, задание 4, раздел 7, задание 3; раздел 8, задания 5, 6; раздел 9, задание 4; раздел 10, задание 5).

В качестве примера представим несколько заданий.

Задание 1 (раздел 4) Загляни в словарик и найди толкование слова «выдающийся». Вспомни и назови (или спроси у взрослых) имена выдающихся нижегородцев. Узнай, как увековечена память об этих людях на Нижегородской земле. Проведи свое исследование.

Задание 2 (раздел 4) Проведи краткое исследование деятельности выдающихся людей, чья судьба тебя особенно заинтересовала. Составь презентацию для одноклассников об одном из них.

Задание 3 (раздел 5)

Приглашаем тебя и твоих близких посмотреть фильм о нижегородских промыслах «Драгоценное наследие. Народные художественные промыслы Нижегородской области». Это уникальный рассказ о вековых традициях мастерства. Желаем тебе приятного просмотра!

Во время просмотра обращай внимание на названия промыслов и в каких городах и селениях они развиты. Постарайся запомнить эту информацию и записать ее в рубрике «Мои заметки». Она тебе потребуется для выполнения заданий.

Задание 4 (раздел 5)

Какие предметы мастеров земли Нижегородской есть в твоем доме? Нарисуй или сфотографируй их. Узнай и расскажи историю их появления в семье.

Эффективность осуществления образовательного проекта «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» во многом зависит от четкого понимания педагогами особенностей его запуска (стартапа) и сопровождения в течение учебного года. Цель стартапа — познакомить обучающихся с содержанием Дневника и создать условия для возникновения интереса со стороны детей к изучению историко-культурного наследия своей малой родины как части России. Организовать стартап можно в различных формах — беседы, слайд-презентации, кве-ста, хэппенинга и т. д.

Работа по организации деятельности обучающихся в рамках «Социокультурного дневника юного гражданина Нижегородской области» становится более эффективной, если в нее включены родители. Именно родители помогают своим детям получить полезные и необходимые навыки по сбору и анализу полученной информации, оформлению дневника, подготовке презентаций, передачи собственных впе-

Педагоги-апробаторы пришли к выводу о том, что формирование их собственной социокультурной компетентности и социокультурной компетентности школьника — процессы взаимосвязанные.

чатлений от увиденного, прочитанного, прочувствованного.

Задания Дневника направлены на определение новых форм сотрудничества семьи и школы (с учетом значимости семьи в процессе воспитания и образования детей), а также на организацию социокультурной деятельности, выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Нижегородской области, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей учреждений культуры и организаций дополнительного образования и др.

«Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» способствует развитию социокультурной компетентности младших школьников, формированию уважения к культуре, традициям и истории Нижегородского края, чувства гордости за исторические и современные достижения его граждан, активизации интереса к изучению краеведения, углублению знаний о нижегородской истории, культуре.

Работа с Дневником ориентирует учащихся на тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, обеспечивая их включение в социокультурную практику; на переход от теоретических представлений о сущности, процессах и явлениях к практическим действиям и результатам. В этом случае знания выступают не целью, а средством саморазвития индивидуальности. Становясь практико-ориентирован-ными, они перестают быть обезличенными, позволяя учащимся глубже понимать социокультурные проблемы современного общества [4].

Педагоги-апробаторы пришли к выводу о том, что формирование их собственной социокультурной компетентности и социокультурной компетентности школьника — процессы взаимосвязанные, так как учителя и учащиеся взаимно обогащают друг друга в совместной деятельности, открывают новые творческие и интеллектуальные горизонты, растут в личностном плане.

В 2021/2022 учебном году в апробации Дневника принимают участие 19 образовательных организации Нижегородской области разного статуса — это и общеобразовательные, и малокомплектные школы, и гимназии. Реализация данного образовательного проекта сопровождается проведением школьных, районных и региональных конкурсных мероприятий.

Таким образом, использование социокультурного дневника, подтверждает идею о том, что для развития социокультурной компетентности младших школьников необходимы специальные условия (в их числе можно назвать создание и реализацию образовательного проекта «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области»), с помощью которых они активно и целенаправленно включаются в деятельность окружающего социума и участвуют в жизни своего Отечества.

Мы рассмотрели данный образовательный проект, как совместную учебно-познавательную, исследовательскую и твор-

ческую деятельность участников образовательных отношений, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата. Проект отвечает требованиям ФГОС, актуален в рамках работы по усилению воспитательной функции каждой образовательной организации, для решения задач Рабочей программы воспитания школы по формированию системных знаний о различных аспектах развития России и приобщению обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

«Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» — это инструмент для создания качественной образовательной среды школы как социокультурного центра, средство для выстраивания сложных многосторонних связей с социумом, участия в социокультурной жизни общества, способствующий развитию социокультурной компетентности всех участников образовательных отношений [9].

ЛИТЕРАТУРА _

1. Бондарева, И. И. Развитие социальных навыков и умений гражданского поведения у младших школьников : методическое пособие / И. И. Бондарева ; ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». — Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. — 57 с. — ISBN 978-5-7565-0483-5.

2. Деменева, Н. Н. Деятельностный аспект музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников / Н. Н. Деменева, О. В. Колесова, С. К. Тивикова // Социальные отношения. — 2020. — № 4 (35). — С. 6—18.

3. Молодцова, Н. Г. Краеведческие исследования учащихся как средство формирования основ гражданской идентичности / Н. Г. Молодцова, Е. П. Попов // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 21 апреля 2020 г.). В 2 частях. Часть 2: «Начальное образование». — Нижний Новгород : НГПУ

им. К. Минина, 2020. — С. 180—183.

4. Николина, В. В. Социокультурная практика в современном образовании / В. В. Николина, О. Е. Фефе-лова // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 4. — URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=24915 (дата обращения: 02.09.2021).

5. Одегова, В. Ф. Организация проектной деятельности младших школьников в курсе литературного чтения / В. Ф. Одегова // Приоритеты современного образования : монография / под общей редакцией Г. Ю. Гуляева. — Пенза : Наука и Просвещение, 2017. — С. 14—28.

6. Одегова, В. Ф. Особенности формирования читательской компетентности на основе литературного краеведения / В. Ф. Одегова // Нижегородское образование. — 2016. — № 3. — С. 76—84.

7. Приятелева, М. К. Развитие социокультурной компетентности педагога в условиях дополнительного профессионального образования / М. К. Приятелева // Нижегородское образование. — 2020. — № 3. — С. 113—119.

8. Приятелева, М. К. Роль педагога в формировании социокультурной компетентности младших школьников / М. К. Приятелева // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 16 апреля 2019 г.). В 2 томах. — Нижний Новгород : Мининский университет, 2019. — С. 293—296.

9. Приятелева, М. К. Школа как социокультурный центр / М. К. Приятелева, Т. В. Спа-сибова // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 21 апреля 2020 г.). В 2 частях. Часть 2: «Начальное образование». — Нижний Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2020. — С. 200—203.

10. Приятелева, М. К. Школьный музей как средство формирования гражданской идентичности школьников / М. К. Приятелева // Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы : сборник докладов и статей III Международного научно-практического форума по музейной педагогике (г. Нижний Новгород, 18—20 апреля 2017 г.). — Нижний Новгород ; Киров : Радуга-Пресс, 2017.

11. Раицкая, Г. В. К вопросу о реализации национально-регионального компонента первой ступени в Красноярском крае / Г. В. Раицкая // Начальная школа. — 2007. — № 2. — С. 52— 53.

12. Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В. И. Слободчиков. — Екатеринбург : Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010. — 264 с. — ISBN 978-5-903971-08-4.

13. Тивикова, С. К. Краеведческие исследования как средство патриотического воспитания учащихся / С. К. Тивикова, О. В. Колесова, Н. Н. Деменева // Нижегородское образование. — 2021. — № 2. — С. 89—95.

^ ~~Л

В 2021 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Приятелева М. К., Астафьева Е. В. Социокультурная компетентность педагога как условие социализации младшего школьника в интерактивном образовательном взаимодействии: Учеб.-метод. пособ. / под ред. М. К. Приятелевой. 201 с.

В пособии рассмотрены способы организации интерактивного взаимодействия обучающихся и их родителей с целью эффективной социализации младших школьников, раскрыты особенности современных подходов к данному процессу, представлены формы взаимодействия, приведены примеры диагностических методик.

Издание адресовано руководителям и заместителям руководителей общеобразовательных организаций, учителям начальных классов, педагогам-организаторам и классным руководителям, а также студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации и отделений профессиональной переподготовки.

V_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.