Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинин Валерий Анатольевич, Тивикова Светлана Константиновна

В статье анализируется роль национально-регионального компонента образования в духовно-нравственном воспитании обучающихся. На основе анализа научных источников и инновационного педагогического опыта МАОУ «Школа № 187» г. Нижнего Новгорода рассмотрены основные проблемы духовно-нравственного воспитания, связанные с регионализацией общего образования, определена роль центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования в образовательном пространстве школы. В качестве одной из эффективных педагогических технологий рассмотрена музейная педагогика; выделены основные направления активного включения обучающихся в деятельность школьного музея, в том числе изучение экспозиции, имитация деятельности искусствоведов, хранителей, художников-оформителей, авторов, создающих текст экскурсии, экскурсоводов; создание виртуальных экспозиций, временных выставок, исследовательских и социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малинин Валерий Анатольевич, Тивикова Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF REALIZATION OF NATIONAL-REGIONAL COMPONENT OF EDUCATION

The article analyzes the role of the national-regional component of education in the spiritual and moral education of students. Based on the analysis of scientific sources and innovative pedagogical experience of MAOU secondary school No. 187 with in-depth study of individual subjects of Nizhny Novgorod, the main problems of spiritual and moral education related to the regionalization of general education are considered, the role of the center for spiritual and moral education and civic education in the educational space of the school is determined. Museum pedagogy is considered as one of the effective pedagogical technologies; the main directions of active inclusion of students in the activities of the school museum are highlighted, including the study of the exposition, imitation of the activities of art historians, curators, graphic designers, authors who create the text of the excursion, guides; creation of virtual expositions, temporary exhibitions, research and social projects.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Джаубаева З.К. Индивидуализация обучения в начальной школе: проблемы и перспективы / З.К. Джаубаева // Научное мнение. - 2016. - №10. - С. 128-131

5. Иванова Н.А. Современные компьютерные технологии как средство индивидуализации в начальной школе / Н.А. Иванова // Молодой ученый. - 2017. - № 49 (183). - С. 362-364

6. Касаева И.И. Информационно-компьютерные технологии в современном обществе и образовании / И.И. Касаева // Современные технологии в образовании. - 2014. - № XIV-1. - С. 145-149

7. Маль Г.С. Роль компьютерных технологий в современном образовании / Г.С. Маль, Е.Б. Артюшкова, М.С. Левицкая // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №4-3. - С. 474

8. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников / Е.В. Субботский. - М.: Издво МГУ, 1976. - 144 с.

9. Тихомирова О.В. Использование технологий индивидуализации в начальной школе / О.В. Тихомирова // Ярославский психологический вестник. - 2018. - № 3 (42). - С. 112-120

Педагогика

УДК 37.018

доктор педагогических наук, доцент Малинин Валерий Анатольевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород), директор

МАОУ «Школа № 187» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Тивикова Светлана Константиновна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируется роль национально-регионального компонента образования в духовно-нравственном воспитании обучающихся. На основе анализа научных источников и инновационного педагогического опыта МАОУ «Школа № 187» г. Нижнего Новгорода рассмотрены основные проблемы духовно-нравственного воспитания, связанные с регионализацией общего образования, определена роль центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования в образовательном пространстве школы. В качестве одной из эффективных педагогических технологий рассмотрена музейная педагогика; выделены основные направления активного включения обучающихся в деятельность школьного музея, в том числе изучение экспозиции, имитация деятельности искусствоведов, хранителей, художников-оформителей, авторов, создающих текст экскурсии, экскурсоводов; создание виртуальных экспозиций, временных выставок, исследовательских и социальных проектов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, регионализация образования, обучающиеся, музейная педагогика, школьный музей, общеобразовательная школа.

An^tatton. The article analyzes the role of the national-regional component of education in the spiritual and moral education of students. Based on the analysis of scientific sources and innovative pedagogical experience of MAOU secondary school No. 187 with in-depth study of individual subjects of Nizhny Novgorod, the main problems of spiritual and moral education related to the regionalization of general education are considered, the role of the center for spiritual and moral education and civic education in the educational space of the school is determined. Museum pedagogy is considered as one of the effective pedagogical technologies; the main directions of active inclusion of students in the activities of the school museum are highlighted, including the study of the exposition, imitation of the activities of art historians, curators, graphic designers, authors who create the text of the excursion, guides; creation of virtual expositions, temporary exhibitions, research and social projects.

Keywords: spiritual and moral education, regionalization of education, students, museum pedagogy, school museum, secondary school.

Введение. Духовно-нравственное воспитание обучающихся предполагает реализацию такой системы образования, которая будет направлена на передачу культуры и опыта ценностных ориентаций от одного поколения к другому. Необходимость поиска таких форм и методов, которые будут способствовать решению данной задачи в современных условиях, связана с преодолением противоречия между тенденцией к увеличению межнациональных и международных контактов и сохранением уникальности национальных, этнических, региональных культур и исторической памяти народа.

В наше время обнаруживается устойчивый и возрастающий интерес школы к вопросам регионализации, что предполагает изучение определенной территории - пространственного фокуса, в основании которого лежит поиск пространственных и генетических взаимосвязей между природными и социокультурными объектами и процессами. Особое внимание уделяется здесь тому содержанию и формам, которые позволяют сохранять самобытность культуры того или иного региона.

Изложение основного содержания статьи. Важнейшим условием решения данных задач является формирование национально-региональной и этнокультурной системы образования, так как в ней, как отмечает А.В. Костина, «интересы ребёнка, семьи, этноса и государства слиты неразделимо» [4, С. 175-176]. Особенностью данного подхода является «стремление сохранять этот мир через систему традиции», что способствует возобновлению и сбережению форм поведения, ценностных установок и идей. По мнению А.Б. Панькина [7], сегодня средством сохранения подобного опыта становится этнокультурная коннотация содержания образования (от ср.-лат. connotatio, т.е. дополнительное, сопутствующее значение, включающее смысловые и стилистические аспекты, связанные с основным значением слова).

В наибольшей степени это может быть реализовано с помощью, во-первых, создания национально-регионального компонента образования [9], в том числе создание и включение в образовательный процесс авторских учебных программ и программ внеурочной деятельности [6; 10; 12]; во-вторых, введения в образовательный процесс таких предметов или программ внеурочной деятельности, где через содержание образования будет реализована идея формирования общей картины мира, национальных ценностей, которые взаимодействуют с ценностями общечеловеческими; в-третьих, использования таких методов, приемов, форм организации деятельности детей, которые позволяют детям усваивать особенности национальной культуры.

Национальные ценности складывались в ходе исторического развития материальной и духовной культуры общества. Они связаны с системой нравственно-этических ориентиров, которые позволяют выражать самобытность, обычаи, традиции и уклад жизни, особенности характера, наиболее важные потребности народа и являются центром, основой его духовной жизни. Национальные ценности определяют жизненную позицию человека, его отношение к миру, другим людям, самому себе, предполагают уважение и любовь к родному языку, к памяти своих предков, к созданной народом культуре. Конечно, начало формирования ценностных ориентаций детей происходит в семье, но ключевая роль принадлежит здесь образованию, которое и является средством передачи культуры от одного поколения к другому. Опора на усвоенные ценности помогает противостоять тому разрушительному влиянию обстоятельств, с которыми сталкивается каждый человек.

Одним из эффективных подходов к исследованию особенностей духовно-нравственного воспитания обучающихся, в том числе на основе регионализации образования, может служить системный анализ содержательно-смыслового наполнения ценностей, который позволяет выделить основные уровни их объективного существования: в языке (концептуальный уровень анализа), в народной культуре и национальном сознании (национальный уровень), в христианском мировоззрении (христианский уровень), в современном сознании (социокультурный уровень) [1].

Недостаточная выраженность в современном обществе базовой системы ценностей и приоритетов, осознанно принимаемых большинством соотечественников, требует в общеобразовательной школе создания необходимых условий для преодоления данной проблемы.

Как показывает наш опыт, определенную роль в данном процессе играет созданный на базе МАОУ «Школа № 187» г. Нижнего Новгорода Городской ресурсный центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования, важнейшей целью которого является координация процесса духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения, основанного на отечественных традициях, в том числе традициях своей малой родины [4].

Включение обучающихся в различные формы деятельности, нацеленные на освоение ими национально-регионального компонента образования, на их духовно-нравственное воспитание требует от педагогов решения следующих проблем:

- определение содержания и формы педагогического сопровождения данного процесса со стороны взрослых участников образовательных отношений (учителей и родителей), осуществления постепенного преобразования педагогической поддержки обучающихся к их самостоятельной деятельности;

- создание на базе школы условий для социальной практики обучающихся как важнейшего источника их духовно-нравственного воспитания в рамках специально организованного образовательного пространства;

- выявление основных компонентов и уровней духовно-нравственного воспитания обучающихся, к которым мы относим ценностно-мотивационный, эмоционально-поведенческий и рефлексивно-оценочный компоненты [4; 5], а также критериев, позволяющих судить об эффективности полученных результатов, о динамике индивидуальных достижений обучающихся и оценке общих результатов деятельности образовательной организации в данном направлении.

Одной из эффективных форм для решения этих задач, на наш взгляд, может служить так называемая музейная педагогика, появившаяся как результат интеграции образования, культуры и науки и способствующая привлечению школьников к разнообразной краеведческой и творческой деятельности, включению в широкие социальные связи, создающая условия для продуктивного общения с различными участниками образовательных отношений и социума.

В рамках деятельности образовательной организации музейная педагогика может рассматриваться как педагогическая технология, направленная на освоение обучающимися культурных ценностей, исторической информации, региональных особенностей и имитирующая форму деятельности музея [11]. Музейная педагогика в этом понимании предполагает установление особых требований к коммуникации между участниками образовательных отношений, более свободное, неформальное общение [2].

Как правило, исследователи данной проблемы считают, что результатом культурно-исторического диалога, составляющего основу музейной педагогики, может стать приобретение детьми опыта ценностных ориентаций и их социализация, формирование у них основ гражданской идентичности, духовно-нравственное воспитание [2; 8; 11].

На наш взгляд, в рамках деятельности школьного музея можно выделить несколько основных направлений использования музейной педагогики, доказавших свою эффективность.

1. Изучение имеющихся музейных экспозиций в роли посетителей музея, участие в поиске новых экспонатов и их размещении. В Городском ресурсном центре создан «Георгиевский зал славы русского воинства!», открытый к 70-летию Победы в Великой Отечественной войны. В нем хранятся портреты великих полководцев, ордена и медали, личные вещи участников Великой Отечественной войны - родственников учащихся школы. Особенностью этого зала стали и предметы, связанные с другими страницами отечественной истории, в том числе картины, наконечник знамени, уланские эполеты, православные реликвии.

2. Имитация деятельности музейных работников, рассказ о музейных экспонатах в форме заранее подготовленной и апробированной экскурсии, пропаганда историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Наиболее эффективными приемами здесь, на наш взгляд, могут стать такие, как «краеведческий музей», «музей семейной истории и быта», «музей одной вещи», «музей одной картины», «город в подарок», «музей народных промыслов» и др. [8].

3. Участие в создании виртуальных музеев и виртуальных экскурсий, предполагающих, помимо сбора, обработки и интерпретации материалов, применение информационно-коммуникационных технологий в процессе их оформления. Особый интерес и активность у учащихся нашей школы вызвала виртуальная экскурсия «Великая Победа», посвященная подвигам наших земляков-нижегородцев.

4. Организация временных выставок, в том числе в рамках районных и городских конкурсов «История обычных вещей». Подготовленные обучающимися выставки «Честь имею!» (из истории русского военного головного убора), «Морская душа» (история тельняшки), «От блюда до подноса» позволили не только изучить происхождение и историю тех или иных предметов, но и побывать в роли различных музейных работников: искусствоведов, хранителей, художников-оформителей, авторов, создающих текст экскурсии, экскурсоводов.

5. Исследовательские и социальные проекты на базе школьного музея, результатом которых могут стать не только собранные экспонаты, выставки, компьютерные презентации, но и организация различных мероприятий и праздников, например Пушкинского и Сретенского балов, «Рождественской сказки» и т.п.

Выводы. В рамках работы школьного музея происходит приобщение к тем духовно-нравственным ценностям, которые способствуют формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию как России, так и своей малой родины. Проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательной школе приобретают статус национального приоритета, являются предметом особого внимания всех, кто заинтересован в развитии подрастающего поколения.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе регионализации образования требует такого подхода к его содержанию и формам организации деятельности, которые позволяют опираться на культурно-ценностный опыт поколений, но при этом учитывать те тенденции, те изменения, которые существуют в современном мире. Этому будет способствовать использование в образовательной организации музейной педагогики, направленной на приобретение обучающимися опыта ценностных ориентаций на основе изучения истории и культуры своей малой родины, воспитание их как граждан России.

Литература:

1. Бармин Н.Ю., Максимова С.А., Худин Е., Герасимова И.В. Технология развития ценностно-смысловой сферы современного школьника // Нижегородское образование. - 2016. - № 4. - С. 12-19.

2. Деменева Н.Н., Колесова О.В., Тивикова С.К. Деятельностный аспект музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников // Социальные отношения. - 2020. - № 4 (35). - С. 6-18.

3. Костина А.В. Этническая культура: специфика развития в современном мире // Новые исследования Тувы. - 2009. - № 1-2. - С. 175-189.

4. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Повшедная Ф.В., Сорокоумова С.Н. Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования: учебное пособие. - Н. Новгород: Изд-во ООО «ЗУМ-НН», 2016. - 92 с.

5. Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. К вопросу об оценке эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях школьного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 5. - С. 233.

6. Одегова, В.Ф. Нижегородская сторона: программа интегрированного курса литературного краеведения для начальной школы / В.Ф. Одегова. - Н. Новгород: Белый цвет, 2013. - 32 с.

7. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования: монография. - Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. - 380 с.

8. Приятелева М.К. Формирование гражданской идентичности субъектов образовательных отношений средствами музейной педагогики // Нижегородское образование. - 2017. - № 4. - С. 40-46.

9. Раицкая Г.В. К вопросу о реализации национально-регионального компонента первой ступени в Красноярском крае // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 52-53.

10. Романовский В.К., Селезнев Ф.А., Гинзбург Б.Л., Иткин Э.С. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней. Рабочая программа для 6-10 классов общеобразовательных организаций. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 107 с.

11. Столяров, Б .А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.

12. Тивикова, С. К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 34-38.

Педагогика

УДК 004.9

кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье обобщены характеристики, обеспечивающие повышение эффективности функционирования системы дополнительного профессионального образования и подготовки кадров для цифровой экономики. Повышение квалификации и переподготовка кадров для цифровой экономики рассматривается как элемент системы непрерывного образования. Отражены процессы, определяющие необходимость модернизации нормативно-правовой базы системы дополнительного профессионального образования, направленные на соответствие качества образования запросам рынка труда.

Ключевые слова: переподготовка и повышение квалификации, система дополнительного профессионального образования, непрерывное образование, образование взрослых, обучение в течение всей жизни.

Annotation. The article summarizes the characteristics that increase the competitiveness of the system of additional vocational education and training for the digital economy. Professional development and retraining of personnel for the digital economy is considered as an element of the lifelong learning system. The processes of the need to modernize the regulatory and legal framework of the system of additional vocational education, aimed at meeting the quality of education with the demands of the labor market, are reflected.

Keywords: retraining and advanced training, the system of additional vocational education, continuous education, adult education, lifelong learning.

Введение. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», принятой Постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 от 26 декабря 2017 года (срок реализации 2018 - 2025 годы) отмечается, что главной целью Программы является качество образования, которое характеризуется вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Актуальность написания данной статьи обусловлена необходимостью формирования системы дополнительного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, для обеспечения высокого качество образования в соответствии с динамично меняющимися условиями жизни.

Реализация концепции образования, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, определяется не величиной выученного и запомненного материала, а совершенствованием компетенций, определяющих способности к анализу, мышлению, решению проблем и реализации креативных и новаторских идей.

Изложение основного материала статьи. Государство ставит перед собой цель обеспечить высокое качество образования в соответствии с постоянно меняющимися реалиями жизни.

Следует отметить, что «лишь 20-30 образовательных учреждений, способны дать качественное и конкурентно-способное образование» [2], поэтому для предоставления качественной образовательной услуги, необходима модернизация самой системы непрерывного образования и нормативно-правовой базы системы дополнительного профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.