Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приятелева М.К.

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности личности в образовательных организациях средствами музейной педагогики. Отмечается роль школьного музея в воспитании порастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE CIVIL IDENTITY OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL RELATIONS MEANS OF MUSEUM PEDAGOGICS

The article is devoted to the problem of forming the civil identity of the personality in the educational organizations by means of museum's pedagogics. The author of the article defines the role of the school museum in education of the new generation

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

3. Бывшева, М. В. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве / М. В. Бывшева, Т. Г. Ханова //Вестник Мининского университета. — 2016. — № 3 ; URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/osobennosti-sotsialnoy-situatsii-razvitiya-v-doshk/.

4. Гуманное взаимодействие взрослых и детей на предшкольной ступени образования : методическое пособие / под ред. Т. М. Сорокиной, Н. Ю. Яшиной. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2009. — 148 с. — (Сер. «Растем вместе!»).

5. Гуцу, Е. Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению / Е. Г. Гуцу // Начальная школа. — 2004. — № 2. — С. 11—14.

6. Гуцу, Е. Г. Проблема диагностики психологической готовности детей к обучению в школе в свете новых требований ФГОС / Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова, Т. А. Рунова // Нижегородское образование. — 2015. — № 3. — С. 146—151.

7. Дедова, О. Ю. Как подготовить детей к школе в соответствии с новыми образовательными стандартами : учебно-методическое пособие / О. Ю. Дедова. — М. : АРКТИ, 2017. — 96 с. — (Сер. «Готовимся к школе»).

8. Концепция модернизации российского образования / утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р//Официальные документы в образовании. — 2002. — № 4. — С. 3—31.

9. Сабуров, Е. Ф. Система образования: уровни, фильтры, сигналы / Е. Ф. Сабуров // Вопросы образования. — 2005. — № 1. — С. 2—16.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

М. К. ПРИЯТЕЛЕВА, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО priymarina@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности личности в образовательный организациях средствами музейной педагогики. Отмечается роль школьного музея в воспитании порастающего поколения.

The article is devoted to the problem of forming the civil identity of the personality in the educational organizations by means of museum's pedagogics. The author of the article defines the role of the school museum in education of the new generation

Ключевые слова: гражданская идентичность личности, музейная педагогика, школьный музей

Key words: civic identity, museum education, the school museum

Актуальной задачей, заявленной во ФГОС НОО и ООО современного образования, является формирование гражданской идентичности школьников, и педагоги находятся в постоянном поиске эффективных методов для ее решения. Одним из результативных современных методов мы считаем музейную педагогику.

Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путем включения ее в разнообразную деятельность школьного музея, чье пространство максимально открыто не только для познавательной деятельности ребенка, но и для творческой, созидательной активности. В школьном музее ученик не только «потребитель» музейных ценностей, но и в известной мере их создатель. Этим обуславливаются предпосылки культурологического восприятия мира, приобретается необходимый опыт культурного диалога с прошлым. Школьный музей — экспериментальное пространство, в котором наиболее эффективно оттачиваются методики, приемы, технологии взаимодействия Школы и Музея—двух институтов социального наследования. Отсутствие жесткой регламентации и известной консервативности общения с музейными объектами, свойственными профессиональному музею, с одной стороны, и более выраженная вовлеченность школьного музея в образовательный процесс, с другой, закономерно превращают последний в площадку музейно-педагоги-ческих инноваций.

Специалисты музейного дела констатируют, что школьный музей в настоящее время не отодвинут на периферию культурного процесса, а переживает свое второе рождение. Несмотря на большое количество визуальной информации, которая делает доступными для современного школьника практически любое музейное собрание, сокровища мировых цивилизаций, коллекции школьных музеев оказались незаменимыми.

Действительно, в начале XXI века

школьные музеи начали возрождаться и преобразовываться в единую сеть, структурируемую в отдельно взятых регионах. В результате по всей стране открываются новые школьные музеи и воссоздаются старые. Это происходит еще и потому, что школьный музей делает возможным диалог между всеми заинтересованными участниками образовательного процесса: родителями, педагогами, музейными сотрудниками, ветеранами, представителями общественности.

По данным, опубликованным в письме Министерства образования и науки России «О деятельности музеев образовательных учреждений», в настоящее время в школах, организациях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе 2060 исторических, 1390 военно-исторических, 1060 комплексных краеведческих [3].

Как показала переаттестация школьных музеев Нижнего Новгорода, они работают творчески, ведут интересный поиск, сохраняют и умножают традиции своих школ. Нередко школьный музей становится центром учебной и воспитательной деятельности, где проводятся встречи с местными жителями — ветеранами войны и труда, Вооруженных Сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др. На базе музеев образовательных организаций успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам (кружки, клубы, секции и др.).

Несомненным достоинством их деятельности является то, что, как правило, вокруг музея складываются детский и взрослый активы, создаются органы самоуправления — совет музея, совет содействия, или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается

Школьный музей — экспериментальное пространство, в котором наиболее эффективно оттачиваются методики, приемы, технологии взаимодействия Школы и Музея — двух институтов социального наследования.

сотрудничество музеев образовательных организаций с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями. С помощью специалистов актуализируются тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работ, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы истории школы, края, области. Музеи образовательных организаций имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании. Они предоставляют неограниченные возможности для преподавателей всех предметов и дисциплин учебной программы, а особенно для историков и краеведов [7].

Сеть школьных музеев Нижегородской области достаточно широка: в настоящее время здесь функционируют 378 музеев образовательных организаций. Профили школьных музеев представлены на диаграмме.

Мемориаль- Геологи-

В соответствии с Примерным положением о музее образовательного учреждения (школьном музее) профиль музея — специализация его собрания и деятельности — обусловлен его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

Как показывают проведенные исследования, самыми распространенными среди школьных музеев являются исто-

рические и краеведческие. Исторические музеи могут быть военно-историческими, Боевой славы, истории детских и юношеских организаций, истории отдельных городов, районов, деревень. Исторические музеи являются центрами развития базовых гражданских ценностей, таких как патриотизм и уважение к прошлому и настоящему страны, —составляющих ценностного компонента гражданской идентичности личности. Так, например, в Ша-хунской школе № 1 им. Д. Комарова создан музей «Вехи памяти», целью деятельности которого является формирование интереса к истории страны, своей малой родины, школы и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Память о репрессированных работниках сохранена в экспозиции музея Новопокровской СОШ Вет-лужского района. Школа № 1 г. о. г. Ша-хунья хранит имена своих земляков-героев. История города отражена в экспозиции Музея культуры и быта Нижегородского края школы № 7 г. о. г. Кулеба-ки. Богатая история школы представлена в экспозиции школы № 1 г. о. г. Семеновский.

Краеведческие музеи образовательных организаций имеют комплексный характер, представляя и объединяя исторические, естественнонаучные и культурные памятники. Эти музеи выполняют важную функцию: воспитывают уважение и любовь к родному краю, что, несомненно, способствует формированию основ гражданской идентичности обучающихся. Так, например, музей средней школы № 2 г. Ворсмы Павловского района рассказывает о местных промыслах. Экспозиция Петлинской ООШ Вадского района знакомит с традиционной утварью края.

Мемориальные музеи образовательных организаций призваны сохранить память о выдающихся исторических событиях, государственных и общественных руководителях, известных деятелях науки и культуры, участниках вооруженных конфликтов. Наиболее распространены мемо-

риальные музеи, посвященные памяти земляков. В этих музеях коллекции собираются из личных вещей, связанных с конкретными людьми. Мемориальные музеи показывают историю страны и края через судьбу отдельного человека, рождая чувство сопричастности к важным событиям. Так, в школьном музее Бутур-линской средней общеобразовательной школы имени В. И. Казакова результатом поисково-исследовательской работы детей и взрослых стала экспозиция, посвященная истории жизни и служения Родине маршала артиллерии, Героя Советского Союза Василия Ивановича Казакова. В школе № 14 им. В. Г. Короленко Нижнего Новгорода существует единственный в России школьный музей писателя.

Этнографические музеи образовательных организаций созданы, чтобы хранить и активно изучать культуру и быт народов России. Особое внимание уделяется изучению традиций в одежде, украшениях, утвари и орудиях труда. Являясь центрами изучения народной культуры, этнографические музеи пользуются особым интересом у учащихся и становятся площадками для проведения представлений, воспроизводящих традиционные обряды, обычаи, праздники и народные игры [7]. В школе № 52 Канавинского района Нижнего Новгорода, где учатся дети 19 национальностей, 1 сентября 2016 года состоялось торжественное открытие музея Дружбы народов, в котором собраны предметы национального творчества различных этносов, представители которых проживают в городе. Цель его создания — сформировать понятие о единстве взглядов и интересов разных народов, проживающих на территории России. В музее представлены различные разделы экспозиции: быт и культура нижегородского купечества; культура украинского и белорусского, еврейского, армянского, ираноязычного народов, Дагестана, Узбекистана, Южной Кореи. Инициатива создания музея принадлежит администрации школы № 52 совместно с различными на-

ционально-культурными объединениями Нижнего Новгорода — Национально-культурным центром народов Дагестана, общественной организацией «Конгресс ираноязычных народов», Нижегородской еврейской общиной, общественной организацией поддержки выходцев из Республики Узбекистан «Саховат», Нижегородским региональным отделением Всероссийского Азербайджанского конгресса, местной национально-культурной автономией курдов города Нижнего Новгорода, обществом украинской культуры «Криница», областной общественной организацией белорусской культуры, Нижегородской Армянской общиной.

Организаторы открытия музея предполагают, что музей Дружбы народов в самой многонациональной школе Нижнего Новгорода станет центром национально-культурной работы городского уровня и будет оказывать методическую поддержку в сфере осуществления культурно-просветительской деятельности другим учебным заведениям. На площадке музея планируется проводить различные национально-культурные мероприятия на регулярной основе.

В некоторых образовательных организациях есть несколько музеев. Так, в школе № 173 действуют музей Волховского фронта, музей-лаборатория «Кабинет физических демонстраций им. К. В. Дубровского» и музей «Живые ремесла Нижегородского края». Наибольшее количество школьных музеев — в Кстовском, Городецком, Богородском, Воскресенском, Павловском районах, а также в Дзержинске, Кулебаках, Арзамасе, Выксе и Нижнем Новгороде.

Вопросы музейной педагогики рассматривались в ряде всероссийских и региональных научно-практических конференций «Центром детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской об-

Наибольшее количество школьных музеев — в Кстовском, Городецком, Богородском, Воскресенском, Павловском районах, а также в Дзержинске, Кулебаках, Арзамасе, Выксе и Нижнем Новгороде.

Успехи формирования гражданской идентичности средствами музейной педагогики зависят от профессиональной компетентности педагога в данной области.

ласти». В апреле 2017 года был организован и проведен III Международный научно-педагогический форум по музейной педагогике «Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы», целью которого было обобщение разработок и инновационных подходов к развитию образовательной среды средствами музейной педагогики. В работе форума приняли участие ученые и специалисты музейного дела; руководители школьных музеев; работники организаций дополнительного образования детей и летнего оздоровительного отдыха; специалисты по проблемам социальной работы и досуга молодежи, образования и культуры; представители государственных ведомств и общественных организаций Российской Федерации, стран СНГ, стран ближнего и дальнего зарубежья; педагоги, ученые, представители организаций ВПО, студенты, аспиранты и докторанты, а также краеведы и представители СМИ. На данном форуме были подведены итоги международного конкурса музеев образовательных организаций «Музей образовательной организации — пространство интеграции общего и дополнительного образования» [7].

Личность педагога — определяющий фактор формирования новых компетенций подрастающих поколений [1]. Успехи формирования гражданской идентичности средствами музейной педагогики зависят от профессиональной компетентности педагога в данной области.

Подготовка учителей начальных классов к организации музейно-педагогиче-ской деятельности по использованию средств музейной педагогики в образовании младших школьников ведется на кафедре начального образования ГБОУ ДПО НИРО. В рамках модульных курсов «Развитие художественного восприятия

у младших школьников в курсе "Образ и мысль"» педагоги учатся рассматривать произведения искусства в качестве средства обучения школьников, чтобы в дальнейшем содействовать развитию у них способностей к глубокому личностному восприятию художественных произведений; формировать «визуальную культуру» учащихся — потребность всматриваться и вдумываться, осознавать и интерпретировать информацию, представленную в визуальных образах. Предметом курса является личность ребенка, развивающаяся в процессе восприятия и осмысления произведений искусства, внимание акцентировано на создании гуманистического пространства с помощью метода фасили-тированной дискуссии, позволяющего осуществлять внеситуативно-личностное общение, которое обеспечивает новый уровень взаимодействия между учителем, учащимся и произведением живописи [2].

В рамках педагогической мастерской «Современные технологии воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС» рассматриваются теоретические аспекты современной музейной педагогики; методические аспекты работы на основе музейной экспозиции; проблемы взаимодействия музея и школы; методика работы с детьми в музее; возможности использования средств музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе; типология музеев по образовательной деятельности.

При организации практического блока занятий слушателям даются задания исследовательского и творческого характера по различным темам курса, при выполнении которых решаются задачи, направленные на выработку у педагогов умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач в условиях организации му-зейно-педагогической деятельности на базе школьных, региональных музеев. Педагоги целенаправленно посещают обра-

зовательные организации города и области с интересными музейными экспозициями, на базе которых проходят различные практические занятия. Примеры таких занятий смотрите в приложении.

Подобные практические занятия вызывают необычайный интерес у педагогов начальной школы. Многие из них приходят к выводу о необходимости создания и/или обновления школьных музейных экспозиций.

Министерство образования и науки РФ также рассматривает музеи образовательных организаций как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи [3]. В условиях реализации ФГОС НОО мы считаем необходимым разработку системного подхода к целям, содержанию, формам и организации деятельности школьных музеев. Музейная педагогика помогает решать вопрос, каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Педагогическая цель

любого музея — формирование эмоционально-личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия, ознакомление их с миром культуры. С точки зрения воспитательной работы миссия музея — быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс через свои собрания и формы деятельности и является эффективным средством формирования гражданской идентичности школьников. Необходимо также помнить, что «школа, результативность ее деятельности определяются личностью учителя, который обязан владеть широкими познаниями не только в области научной специализации, психологии, педагогики, методики обучения тому или иному учебному предмету, но и культуры в целом» [5].

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс через свои собрания и формы деятельности и является эффективным средством формирования гражданской идентичности школьников.

Практическое занятие № 1 «Визитная карточка школьного музея» Уважаемые коллеги! Сегодня вы посетите один из школьных музеев Нижнего Новгорода. Вы сможете увидеть его экспозицию, встретиться и поговорить с его руководителем, членами педагогического коллектива, ознакомиться с документацией. Результатом вашей работы должен стать рассказ об увиденном. Составьте собственное представление:

3 о содержании и принципах построения экспозиции музея;

3 о месте его размещения. Также расспросите его представителей: 3 о наличии документации школьного музея (что в нее входит);

3 об опыте организации работы с активом школьного музея;

3 о формах работы музея, связи дея-

ПРИЛОЖЕНИЕ

тельности музея с учебно-воспитательным процессом в школе;

3 о «технической» (адрес, контактные телефоны, время работы и т. п.) и рекламной (буклеты, фотоматериалы, печатные издания и пр.) информации.

В конце дня в течение пяти минут каждый из вас представит посещенный вами музей своим коллегам. Форму представления вы можете выбрать самостоятельно.

Практическое занятие № 2 «Школьный музей. Активные формы работы. Особенности поисковой и экспозиционной работы» Уважаемые коллеги!

Известно, что большинство школьных музеев Нижегородской области — исторические и краеведческие. Это объясняется традициями поисковой работы, интересом к страницам истории нашей Роди-

ны. Сегодня результатом групповой работы станут ваши размышления о специфике школьного патриотического музея. Для этого ваша группа посетит один из школьных музеев и каждый ответит на следующие вопросы:

3 В чем вы видите неповторимость данного музея?

3 Как специфика музея проявляется в особенностях экспозиционных материалов (музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, фонокоммента-рии, указатели); поисковой и экспозиционной работе; комплектовании фондов

ЛИТЕРАТУРА _

музея; приемах показа в музее вещественных памятников?

3 Является ли экспозиция музея неизменной во всех ее структурных частях? В чем ее динамика? Необходима ли она?

3 Как осуществляется связь с участниками событий, чья история представлена в музейных экспозициях?

3 Как отражается деятельность музея на особенностях воспитательной работы в школе?

О результатах ваших исследований вам предстоит рассказать своим коллегам.

1. Бармин, Н. Ю. Повышение квалификации педагогических работников как условие формирования человеческого капитала инновационного развития / Н. Ю. Бармин//Нижегородское образование. — 2012. — № 1. — С. 4—11

2. Бондарева, И. И. Курс «Образ и мысль» в начальной школе : программа, методические рекомендации / И. И. Бондарева, Н. Г. Молодцова, С. К. Тивикова. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2010. — 60 с.

3. Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» //URL: http://docs.cntd.ru/document/ 901864759.

4. Приятелева, М. К. Школьный музей как средство формирования гражданской идентичности школьников / М. К. Приятелева // Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы : сборник докладов и статей III Международного научно-практического форума по музейной педагогике / под науч. ред. Д. В. Смирнова. — Н. Новгород ; Киров : Радуга-ПРЕСС, 2017. — 116 с.

5. Тивикова, С. К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход : монография / С. К. Тивикова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. — 212 с.

6. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников : монография / под ред. Н. Н. Деменевой, С. К. Тивиковой. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2014. — 230 с.

7. http: //turcentrnn. ru.

В 2017 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Тивикова С. К. УТРО. Развитие речевого поведения младших школьников: Учебно-методическое пособие к программе внеурочной деятельности. 2 класс. 167 с.

Пособие предназначено для реализации интегрированной программы «УТРО» и проведения занятий по духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному, социальному развитию учащихся 2-го класса в рамках занятий по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Издание адресовано педагогам начального общего и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.