Научная статья на тему 'ОПЫТ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА "ПОХОД В МУЗЕЙ"'

ОПЫТ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА "ПОХОД В МУЗЕЙ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ПРИНЦИП / МУЗЕЙНЫЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / КОНКУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова А.М., Сурганова Е.С.

В статье освещается опыт работы Нижегородского государственного художественного музея с общеобразовательными школами по сетевому принципу на примере культурно-просветительского проекта «Поход в музей». Описываются особенности работы музея как центра управления сети, специфика формирования партнерских отношений музея со школами. В статье затрагиваются вопросы мотивации школьников, а также формирования у обучающихся отношения к музею как учреждению информального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF MUSEUM PEDAGOGY IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT "GOING TO THE MUSEUM" CONCEPT

The article highlights the experience of working on the network principle of the Nizhny Novgorod Art Museum with general education schools on the example of the cultural and educational project «Going to the Museum». The peculiarities of the work of the museum as a control center of the network, the specifics of forming the museum's partnership with schools are described. The issues of schoolchildren motivation as well as the issues of forming the attitude of the adolescents to the museum as an institution of informational education are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА "ПОХОД В МУЗЕЙ"»

ОПЫТ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА «ПОХОД В МУЗЕЙ»

А. М. ФИРСОВА, Е. С. СУРГАНОВА,

доктор педагогических наук, заведующая отделом научно-

профессор кафедры словесности просветительской работы

и культурологии НИРО Нижегородского государственного

rary-anna@mail.ru художественного музея

surganova99@yandex.ru

В статье освещается опыт работы Нижегородского государственного художественного музея с общеобразовательными школами по сетевому принципу на примере культурно-просветительского проекта «Поход в музей». Описываются особенности работы музея как центра управления сети, специфика формирования партнерских отношений музея со школами. В статье затрагиваются вопросы мотивации школьников, а также формирования у обучающихся отношения к музею как учреждению инфор-мального образования.

The article highlights the experience of working on the network principle of the Nizhny Novgorod Art Museum with general education schools on the example of the cultural and educational project «Going to the Museum». The peculiarities of the work of the museum as a control center of the network, the specifics of forming the museum's partnership with schools are described. The issues of schoolchildren motivation as well as the issues of forming the attitude of the adolescents to the museum as an institution of informational education are revealed in the article.

Ключевые слова: сетевой принцип, музейный культурно-просветительский проект, конкурс, образовательное пространство, музейная педагогика, гуманистическое мировоззрение, исследовательская деятельность школьников

Key words: network principle, museum cultural and educational project, competition, educational space, museum pedagogy, humanistic ideology, researching activities of schoolchildren

Происходящие в современном обществе сложные процессы ставят перед социокультурными центрами ряд вопросов, связанных с осмысле-

нием новых реалий. В условиях информационной цивилизации возрастает роль традиционных образовательных институтов и, в частности, музея как уникального

Уже не достаточно создавать и развивать музей по универсальным методикам, какими бы они ни казались удачными. Музеи, стремящиеся обрести свою индивидуальность, неизбежно вступают на путь проектирования.

феномена, отвечающего не только за сохранение наследия, но и за презентацию его обществу.

Несмотря на все сложности, которые переживает наша страна, количество отечественных музеев продолжает увеличиваться. При этом чем более глубокой провинцией мог бы быть назван регион России, тем более активно проявляется данная тенденция, отражающая рост культурной автономии и экономической самостоятельности субъектов Федерации, старающихся различными способами, в том числе путем модернизации старых и создания новых музеев, подчеркнуть свою индивидуальность и обозначить свое новое место в системе межрегиональных и международных связей, где музеи играют роль опорной сети для реализации региональной культурной и национальной политики [5].

После многих лет единообразия важной проблемой отечественных музеев стала индивидуализация, обретение ими собственного «лица». Уже не достаточно создавать и развивать музей по универсальным методикам, какими бы они ни казались удачными. Музеи, стремящиеся обрести свою индивидуальность, неизбежно вступают на путь проектирования. Развитие предполагает переход к ярким, нестандартным проектам, инновационным технологиям, нацеленным на привлечение новых ресурсов.

Будучи социокультурным институтом, музеи объединяют поколения, формируют духовность людей, их достоинства, патриотизм. Современная Национальная доктрина образования в Российской Федерации предполагает формирование гражданского полиэтносоциального общества, обеспечивающего историческую перспективу российской государственности.

К сожалению, в последние годы общество столкнулось с резким падением

уровня культуры среди молодежи, включая подростков и детей младшего школьного возраста.

Благотворное влияние на сложившуюся ситуацию может оказать федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), направленный не только на повышение качества знаний по школьным предметам, но и на подъем уровня общей культуры учащихся. Одной из важных составляющих в этой многоплановой и трудной работе является деятельность музеев и, в частности, музейная педагогика.

В связи с новыми условиями развития общества необходима перестройка всей воспитательной работы. Эффективное решение этой задачи возможно лишь с учетом особенностей деятельности каждого из звеньев воспитательной системы государства. Все более возрастающее значение музеев в этой системе определяет необходимость изучения специфики их работы по воспитанию населения.

Основными функциями музея являются:

3 сохранительная, через которую осуществляется наследование культурных традиций;

3 научно-исследовательская, необходимая для извлечения социально значимой информации из музейных экспонатов;

3 образовательно-воспитательная, которая присущими только ей методами участвует в решении актуальных задач общества [8].

Характерной и отличительной особенностью музея в обществе является его культурно-образовательная функция, которая создает возможность для решения основной задачи общества — воспитания социально активной личности. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру.

Теоретическую и методическую основы культурно-образовательной деятельно-

сти составляет музейная педагогика; она создает новые методики и программы работы с посетителями, изучает воздействие на них различных форм музейных коммуникаций.

Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с музееведением, искусствоведением, историей, психологией, краеведением, предлагает качественно новый уровень освоения культуры и искусства на основе музейного собрания.

Музейная педагогика как интегратив-ная и качественно новая сфера образовательной деятельности может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология.

Музей является центром как формального, так и информального образования для всех категорий населения [3]. На его базе созданы новые организационные структуры, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Образовательная деятельность музея направлена на личность потенциального и реального музейного посетителя и решает задачи организации свободного времени, обеспечения культурного досуга; формирования мировоззрения и системы ценностей; социализации и развития творческой активности личности; формирования исторического, национального, регионального и профессионального самосознания.

В рамках реализации заявленных выше образовательно-воспитательных функций музея авторами статьи была разработана концепция образовательного проекта «Поход в музей», реализуемая на базе МБОУ «Гимназия № 13» Нижнего Новгорода.

Цель проекта — утверждение приоритета гуманистического мировоззрения, популяризация интеллектуальной социокультурной деятельности в среде школьников, выявление и поддержка детей, имеющих склонность к лингвокультурно-му творчеству.

Социокультурные задачи проекта:

3 создать культурно-образовательную среду для развития познавательной деятельности и творческого роста личности в условиях гимназии, города, области, региона и федерального округа;

3 пропагандировать гуманитарные ценности отечественной и зарубежной культуры, формировать гуманистическое мировоззрение школьников через образовательную и исследовательскую деятельность;

3 выявить детей, имеющих склонность к гуманитарному и лингвокультурному творчеству, профессионально ориентировать школьников на сферу культуры и образования;

3 привлечь к работе со школьниками ученых-искусствоведов, музейных работников, творческую интеллигенцию, специалистов дополнительного образования и вузов;

3 сформировать банк методических материалов и литературы по организации социокультурной деятельности школьников для совершенствования уровня педагогической работы в условиях гимназии.

Образовательные задачи проекта позволяют реализовать следующие учебные, исследовательские и творческие мероприятия:

3 занятия в тематических музейных кружках (на базе гимназии);

3 экскурсии в государственные, муниципальные и школьные музеи города;

3 самостоятельное творческое исследование с представлением проекта «Мое окно в музей»;

3 лекции о традиционных и современных направлениях искусствоведческих исследований на базе гимназии и Нижегородского государственного художественного музея (далее — НГХМ);

3 факультативы, направленные на социокультурное и творческое развитие участ-

В рамках реализации образовательно-воспитательных функций музея была разработана концепция образовательного проекта «Поход в музей», реализуемая на базе МБОУ «Гимназия № 13».

ников проекта, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, турниры и т. д.);

3 беседы и диспуты с целью расширения кругозора школьников и формирования навыков презентации результатов творческого проекта;

3 подготовка и проведение школьной конференции «Музей в гимназии»;

3 межрегиональная конференция «Гимназия — музейное пространство детства» в Нижнем Новгороде и городах — участниках проекта;

3 работа межрегионального жюри;

3 видеоконференция с городами Поволжья — участниками проекта для презентации проекта и обмена опытом.

Социальная значимость представленных материалов определяется задачей воспитания гуманистически и социокультурно ориентированного поколения в русле осуществления самореализации в информационном обществе, необходимостью обеспечить развитие гуманистических ценностей и социокультурного мировоззрения в школьном образовании, а также потребностью в методическом обеспечении деятельности педагога и ученика в процессе развития навыков творческой деятельности.

Практическая и научная значимость представленных материалов заключается в том, что они позволяют продемонстрировать, как специально организованное социокультурно ориентированное образование помогает расширить социальные

представления школьников как об отечественном, так и о мировом культурном наследии [7].

В рамках образовательной концепции описанного выше проекта на базе гимназии № 13 Нижнего Новгорода реализуется программа эстетического воспитания школьников. Программа является совместной инициативой Нижегородского государственного художественного музея и коллектива учителей кафедры иностранного языка гимназии № 13 и предполагает согласованные действия партнеров по ее реализации в течение учебного года (с сентября по май).

Образовательная концепция проекта включает методические материалы к проекту «Поход в музей» и программе урочной и внеурочной деятельности эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства (5—10-е классы).

Программа и методические материалы представляют собой целостный методический материал для организации творческой деятельности школьников в условиях образовательной организации.

Программа представляет собой целостный методический материал для организации исследовательской и творческой деятельности школьников и адресована учащимся средней и старшей школы (5— 10-е классы), имеющим склонность к деятельности в области культуры и лингво-образования.

Концепция программы эстетического воспитания школьников (5—10-е классы) средствами изобразительного искусства

Классы Тематика и форма работы, место проведения Место в учебном плане

1-Й «Первый раз в музее». Ознакомительная экскурсия (рассказ о том, что такое музей, художественный музей, экспозиция, экспонат и условия хранения). Кремль, корпус 3 Внеклассная работа Сентябрь

2-Й 3 «Как смотреть картину» (сюжет, композиция, колорит). Кремль, корпус 3. 3 «Виды изобразительного искусства» (что такое графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Кремль, корпус 3 Внеклассная работа Сентябрь — май

3-Й 3 «Сказки и легенды» (по постоянной экспозиции). Кремль, корпус 3 3 «История фарфоровой чашки» (на примере западноевропейского искусства). Верхне-Волжская наб., 3. Внеклассная работа Сентябрь — май

Окончание табл.

Классы Тематика и форма работы, место проведения Место в учебном плане

4-Й 3 «Жанры живописи» (на примере картин «Ковер-самолет» В. Васнецова, «СвятоЙ ГеоргиЙ», «СвятоЙ Себастьян» — произведениЙ западноевропеЙских художников). Кремль, корпус 3. 3 «Боги и герои» (античные боги и герои в произведениях западноевропеЙских художников). Верхне-Волжская наб., 3 Внеклассная работа Сентябрь — маЙ

5-Й 3 «Знакомьтесь — картина!». Игровая экскурсия по картине К. Маковского «Воззвание Минина» — самоЙ большоЙ историческоЙ картине в России (дети слушают рассказ об истории Нижнего Новгорода XVII века и о том, как художник писал картину, затем собирают пазл, участвуют в создании «живоЙ картины», в звуковом оформлении). Верхне-Волжская наб., 3. 3 «БиблеЙские сюжеты» (на примере произведениЙ западноевропеЙских художников). Верхне-Волжская наб., 3 Внеклассная работа Сентябрь — октябрь, апрель

1—5-Й (по желанию) «Бал в художественном музее» (программа включает экскурсию по музею и мастер-класс по танцам: вальс, полонез, контрданс; при помощи вееров дети учатся посылать сообщения). Верхне-Волжская наб., 3 Внеклассная работа Декабрь

6—7-Й Проект «Поход в музеЙ» (включает квесты по музею, экскурсии, конкурсы презентациЙ на иностранном языке). Кремль, корпус 3 Компонент курса культуро-ведения для 6—7-х классов Март — апрель

8—10-Й 3 Межрегиональным конкурс видеопроектов «Художественные музеи Поволжья». 3 Виртуальная экскурсия по Нижегородскому художественному музею, подготовленная школьниками. 3 Участие в видеоконференции со школами Поволжья Компонент курса МХК для 8—10-х классов Март — апрель

Работа Нижегородского государственного художественного музея со школьной аудиторией проводится в разных, в том числе и традиционных, формах: обзорные экскурсии, ориентированные на детей разных возрастов, лекционные и экскурсионные тематические циклы, просветительские и праздничные мероприятия.

Музейная среда органична для ребенка [4], а различные формы работы создают условия для восприятия информации на разных уровнях. В ходе экскурсии становятся очевидными связи изобразительного искусства и истории, литературы, музыки [1].

Для формирования восприятия музея детьми как учреждения информального образования важно сделать его организованные посещения регулярными. Для этого нужно создать мотивацию для школьников, учителей и активных родителей. Музейным работникам необходимо не только разрабатывать интересные экс-

курсии и мероприятия, но и применять разные принципы сотрудничества с образовательными организациями. Опыт НГХМ показал, что сетевой принцип является наиболее эффективным.

Впервые сетевой принцип был применен при работе с художественными школами и школами искусств Нижнего Новгорода и области. В 2015 и 2017 годах были организованы олимпиады по истории и теории изобразительного искусства. Задания для олимпиад были разработаны сотрудниками музея совместно с преподавателями школ. Жюри олимпиад состояло только из сотрудников музея. Музей в этом случае органично выступил как центр управления сети.

Работа по сетевому принципу с общеобразовательными школами имеет свои особенности. При разработке просветительских мероприятий, циклов экскурсий и лекций для учащихся сотрудники музея, как правило, ориентируются на школь-

Целями проекта являются формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству у школьников и приобретение опыта применения знаний по английскому языку на непривычном материале и в непривычных условиях.

ную программу. Новационным, основанным на принципе сетевого взаимодействия стоит в этом ряду проект «Поход в музей», в ходе реализации которого не происходит апеллирования к школьной программе.

Проект был разработан совместно с нижегородской гимназией № 13 в 2015 году. В 2015/2016 и 2016/2017 учебных годах он проводился с учащимися 6-х и 7-х классов гимназии. Целями проекта являются формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству у школьников и приобретение опыта применения знаний по английскому языку на непривычном материале и в непривычных условиях.

Для работы с участниками проекта была разработана специальная программа, включающая два блока (первый блок — работа с учащимися 6-х классов, второй блок — работа с учащимися 7-х классов) и два рабочих языка — родной и иностранный.

Занятия в музее проводятся на русском языке, занятия в гимназии включены в курс культуроведения и проводятся на английском языке. Для 6-х классов первым программным этапом является игра-квест по экспозиции музея. По ее результатам выявляется класс-победитель. При втором посещении организует_ ся экскурсия «Шедевры

НГХМ», в ходе которой ребята получают информацию для анализа произведения изобразительного искусства.

Результат проекта — подготовленный каждым школьником, участником проекта, рассказ на иностранном языке в форме презентации об одном из увиденных в музее произведений.

Среди презентаций проводится конкурс и определяются три победителя. В состав жюри входят как учителя иностранного языка, так и сотрудники му-

зея, которые оценивают грамотность подачи материала с точки зрения истории и теории изобразительного искусства.

Работа с учащимися 7-х классов включает в себя лекцию на базе гимназии, посещение музея и конкурс презентаций. Тема конкурса — «Портрет» — была выбрана учителями гимназии. Выбор обусловлен большим количеством портретов в постоянной экспозиции музея, на которых изображены исторические личности. Таким образом, участникам проекта дается возможность применить в ходе конкурса знания по истории. После прослушивания лекции школьники посещают музей, выбирают произведение портретного жанра и создают презентацию, в которой представляют анализ произведения на английском языке.

Участники проекта могут взять для анализа произведение как русского, так и западноевропейского искусства из экспозиций музея.

Организованного посещения музея не проводится. Каждый участник должен сделать это самостоятельно, с родителями или друзьями. Об этом посещении он отчитывается с помощью селфи на фоне анализируемой картины. Таким образом у школьников формируется восприятие музея как учреждения информального образования.

В 2017/2018 учебном году художественный музей и гимназия № 13 предложили другим школам города и области принять участие в проекте.

В ходе его реализации применяется принцип сетевого взаимодействия. Центром управления сети являются организации-партнеры: Нижегородский художественный музей и МБОУ «Гимназия № 13».

Сотрудники музея координируют обучение школьников анализу произведения, учителя гимназии следят за грамотностью речи на английском языке.

В гимназии № 13 разработан словарь для анализа произведения изобразительного искусства, который был создан в тесном взаимодействии с сотрудниками

отдела научно-просветительской работы музея.

Участникам проекта, присоединившимся к нему в текущем учебном году, предоставляется схема проведения анализа произведения изобразительного искусства, подготовленная специально для них сотрудниками музея, и словарь, созданный учителями гимназии № 13.

В 2017/2018 учебном году в проекте также участвовали школьники, изучающие немецкий и французский языки. Всего в проекте приняли участие 15 школ города и области.

Для организаторов проекта, Нижегородского художественного музея и МБОУ «Гимназия № 13», важным был вопрос мотивации школьников — участников проекта. Как известно, учащиеся основной школы значительно реже посещают музеи, чем ученики начальных классов. Необходимость сделать поход в музей интересным обусловила форму работы со школьниками — конкурс.

В 2017/2018 учебном году классы разных школ (некоторые образовательные организации набрали группу учеников, представляющую школу, из разных классов) соревновались друг с другом в ходе игровой экскурсии-квеста по постоянной экспозиции русского искусства, а затем — в индивидуальном конкурсе презентаций.

Актуальным и новым является и сетевое объединение школ вокруг сторонней организации — музея, сотрудники которого являются судьями как результатов квеста, так и презентаций. Проект «Поход в музей» показал необходимость взаимодействия музея и школы для мотивации школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новационным решением проекта является тот факт, что в процессе его выполнения у школьников формируется готовность в будущем воспринимать музей как одно из важнейших учреждений ин-формального образования, которое дает возможность «Longlife Learning» «обучения в течение всей жизни» (по терминологии, предложенной ЮНЕСКО) [2].

Сетевой принцип раскрыл качественно

Новационным решением проекта является тот факт, что у школьников формируется готовность воспринимать музей как одно из важнейших учреждений инфор-мального образования.

новые возможности работы музея со школами. Форма конкурса является действенной (с точки зрения широты охвата аудитории) только при условии, что музей объявляет конкурс, в результатах которого заинтересованы учителя общеобразовательных школ.

Для этого должно быть обеспечено тесное взаимодействие учителей и сотрудников музея, поскольку за разные этапы работы ответственны разные организации. Необходимо применить стратегию кооперации с педагогическими коллективами школ, которая позволяет учесть интересы обеих сторон и сделать школьные уроки и походы в музей взаимосвязанными.

Именно такой подход сделал возможным облечь посещение музея в форму, обеспечивающую максимальную концентрацию внимания учащихся, а также повысить интерес к школьному предмету. В этом проявляется один из важнейших признаков сетевого взаимодействия — отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности» [6] между музеем и школой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарева, И. И. Курс «Образ и мысль» в начальной школе : программа, методические рекомендации / И. И. Бондарева, Н. Г. Молодцова, С. К. Тивикова. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2010. — 60 с.

2. Гаврилова, И. В. Формальная, неформальная и информальная модели образования / И. В. Гаврилова, Л. А. Запруднова // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 1197—1200. — URL: https://moluch.ru/archive/ 114/2987б/.

3. Горшкова, В. В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека / В. В. Горшкова // Концепт. — 2014. — Т. 26. — С. 176—180. — URL: https://e-koncept.ru/2014/64336.htm.

4. Колесникова, И. А. О феномене музейной педагогики /И. А. Колесникова // Художественный музей в образовательном процессе. — СПб. : Специальная литература, 1998. — С. 6—15.

5. Приятелева, М. К. Формирование гражданской идентичности субъектов образовательных отношений средствами музейной педагогики / М. К. Приятелева // Нижегородское образование. — 2017. — № 4. — С. 40—46.

6. Разумовская, Т. В. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как основа воспитательного пространства микрорайона / Т. В. Разумовская. — URL: http://pandia.ru/text/ 77/487/6824.php.

7. Фирсова, А. М. Образовательное путешествие как форма интенсификации восприятия и анализа явлений художественной культуры / А. М. Фирсова // Нижегородское образование. — 2015. — № 1. — С. 55—59.

8. Фирсова, А. М. Урок в музее как фактор социокультурной коммуникации в музейной образовательной среде // Мир педагогики и психологии. — 2017. — № 2 (7). — С. 64—69.

А. Г. ЗАСЕДАТЕЛЕВА, учитель музыки МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85» Нижнего Новгорода annazasedateleva@mail.ru

Е. П. РЯБЧИКОВА, кандидат философских наук, доцент кафедры словесности и культурологии НИРО repssl@mail.ru

В статье представлен оригинальный способ использования инсталляции как разновидности межпредметности, найденный в ходе работы инновационной площадки. Даны названия каждому виду музыкальной инсталляции и описаны их отличительные черты. Инсталляция впервые была применена в практике уроков музыки и внеурочной учебной деятельности, она вносит разнообразие и новизну в методику музыкального образования и в практику самих уроков.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.