Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ("ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ") / УЧЕБНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцу Е.Г., Рунова Т.А., Кочетова Е.В.

Статья посвящена проблеме дополнительного образования детей и ее решению средствами реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Школа будущего первоклассника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуцу Е.Г., Рунова Т.А., Кочетова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN BY PREPARATION FOR SCHOOL IN THE LIGHT OF NEW REQUIREMENTS OF THE STATE FEDERAL STANDARDS

The article is devoted to the problem of additional education of children and its solution by the means of the implementation of the Supplementary General (General Development) Program «School of the Future First-grader».

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

обеспечение

образовательного процесса

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

elenagytcy@mail.ru

Статья посвящена проблеме дополнительного образования детей и ее решению средствами реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Школа будущего первоклассника».

The article is devoted to the problem of additional education of children and its solution by the means of the implementation of the Supplementary General (General Development) Program «School of the Future First-grader».

Ключевые слова: дополнительное образование детей, готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость»), учебная компетентность, понятийное мышление

Key words: additional education of children, the child's readiness for systematic schooling («school maturity»), educational competence, conceptual thinking

E. Г. ГУЦУ,

Т. А. РУНОВА,

Е. В. КОЧЕТОВА, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина evkoch@mail.ru

кандидат

психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина

кандидат

психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО runova-tata@rambler.ru

Одной из наиболее распространенных форм дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста является подготовка к обучению в школе.

Актуальность дополнительного образования на этапе подготовки ребенка к школе, разработка программ дополнительного образования, направленных на развитие готовности ребенка к обучению, обусловлены рядом факторов.

Во-первых, согласно теории уровней, фильтров и сигналов Е. Ф. Сабурова каждая ступень образования характеризуется тремя понятиями: уровнем, включающим в себя все содержание той или иной ступени, фильтром— аттестационным испытанием, определяющим переход на следующую ступень, и сигналом— свидетельством о завершении ступени, которое человек, закончивший ту или иную ступень образования, может предъявить обществу при прохождении фильтра [9].

Очевидным достоинством данной теории является теоретическое и методологическое обоснование необходимости и возможности построения сквозной линии развития «ключевых компетенций». В Концепции модернизации российского образования ключевая компетенция определяется как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [8]. Е. В. Бонда-ревская конкретизирует эту формулировку: «Ключевая компетенция — это личност-но-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т. е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем» [2].

Начиная со второй половины 90-х годов XX века именно «ключевые компетенции» в материалах ЮНЕСКО рассматриваются как желаемый результат целостной системы образования. Опираясь на положения теории уровней, фильтров и

сигналов, можно построить логическую последовательность ожидаемых результатов каждой ступени, которые служили бы надежным маркером для следующей ступени и обеспечивали базу для ее освоения.

Однако у этой теории есть существенные ограничения, обусловленные спецификой структуры отечественной системы образования. Так, переход с дошкольной на начальную ступень образования традиционно не сопровождается никакими измерительными процедурами и не имеет измеряемых показателей. Более того, само дошкольное образование не является обязательным. Его результаты, достигаемые на данном этапе, могут быть обусловлены не только государственными ДОО, но и частными образовательными и развивающими центрами, системой дополнительного образования, частным репетиторством, семейным воспитанием, вследствие чего возникает серьезный институциональный разрыв — отказ общества от доверия сигналам. Сам факт посещения детского сада не является для школы показателем готовности или неготовности ребенка к систематическому школьному обучению, поэтому большинство школ организуют дополнительное обучение старших дошкольников в рамках школ будущего первоклассника. Однако здесь возникает сложность, которую мы обозначим как следующий фактор.

Несмотря на существующие программы предшкольной подготовки, прошедшие серьезную апробацию (М. В. Дружининой, Н. Ф. Виноградовой, Т. В. Бегловой, Т. В. Меркуловой, М. Р. Битяновой, А. Г. Теплицкой и др.) [2; 7], и широкое распространение курсов подготовки ребенка к школе, каждая образовательная организация решает эту проблему самостоятельно. В результате в большинстве случаев программы подготовки к школе сводятся к освоению базовых учебных

Начиная со второй половины 90-х годов XX века именно «ключевые компетенции» в материалах ЮНЕСКО рассматриваются как желаемый результат целостной системы образования.

Дополнительное образование детей на этапе подготовки к школе должно решать и задачи подготовки к обучению ребенка в школе, и задачи повышения его адаптационных резервов.

навыков (чтение, счет, письмо), то есть к прохождению в дошкольный период программы первого класса. Между тем специалисты в области дошкольного и начального образования (В. С. Мухина, Е. Е. Кравцова, Е. Г. Гуцу и др.) [4; 5; 6] сходятся во мнении, что сформирован-ность учебных навыков не гарантирует успешности школьного обучения. Готовность к обучению в школе — это интегральная характеристика целостной личности ребенка. Следовательно, построение программ дополнительного образования по подготовке ребенка к школе должно быть направлено на определение и формулировку измеряемых, прозрачных, надежных и объективных критериев, отражающих качество образования при переходе с дошкольной образовательной ступени на школьную.

Таким образом, по нашему мнению, дополнительное образование детей на этапе подготовки к школе должно решать и задачи подготовки к обучению ребенка в школе, и задачи повышения его адаптационных резервов [6].

Школа как социальный институт со своими ценностями и нормами, ролевыми отношениями, технологиями обучения и режимом учебной деятельности предъявляет к ребенку вполне определенные требования. Иногда они оказываются жесткими, а сама школа, несмотря на все эксперименты и реформы, может казаться консервативной и косной системой, поэтому детям часто приходится приспосабливаться к ней путем специальной подготовки.

В психологии нет единой точки зрения на природу и структуру готовности к школьному обучению, однако можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что эта готовность не сводится к наличию у ребенка системы

некоторых исходных знаний, умений и навыков (грамоты, решения задач, счета), — при несомненной важности их нельзя считать обязательными и решающими. Общепринятой является точка зрения о том, что готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребенка. Это целый комплекс свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в его развитии в дошкольный период [5].

С первого класса могут возникнуть сложности в обучении не только у так называемых слабо подготовленных, но и у одаренных детей. Кроме того, выделяется особая категория детей, требующая специальной подготовки к школьному обучению с целью снижения различных факторов, тормозящих процесс адаптации.

С поступлением в школу происходит качественное изменение требований, предъявляемых ребенку. Школа является социальным институтом, созданным обществом со вполне определенной целью — воспитывать полезных обществу граждан. Учебные программы разрабатываются таким образом, чтобы их усвоение подготовило детей к самостоятельной жизни и, окончив школу, они обладали необходимым минимумом знаний и навыков, который требуется в современном обществе.

Содержание учебных программ пересматривается и обновляется в связи с политическими, техническими, экономическими, информационными и социальными преобразованиями в обществе. При создании программ дошкольной подготовки учитываются те трудности, с которыми сталкивается большинство детей при освоении изменившейся программы. Роль педагогики состоит в том, чтобы оперативно создавать максимально эффективные методы обучения, позволяющие всем детям овладеть знаниями, навыками, умениями и сформировать необходимые компетентности в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.

Одной из программ дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста стала дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школа будущего первоклассника», являющаяся частью учебно-методического комплекса, который разработан коллективом авторов для успешной подготовки детей к школе. Кроме программы в него входят тетрадь на печатной основе для обучающихся и методические рекомендации для педагога. В авторский коллектив вошли педагоги-практики, школьные психологи, преподаватели высших учебных заведений сферы образования, что позволило комплексно подойти к решению проблемы подготовки детей к школе.

Программа дополнительного образования детей «Школа будущего первоклассника» (ШБП) разработана в соответствии с идеями и положениями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования. В ее основе лежит систем-но-деятельностный подход, определяющий, что принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество со значимыми для него субъектами.

При разработке программы за основу взяты концептуальные положения психолого-педагогической науки и практики: положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского о развитии высших психических функций ребенка; идеи Н. Е. Щурковой, основанные на признании личности ребенка высшей ценностью; идеи использования личностно ориентированных гуманистических подходов в обучении и развитии ребенка Ш. А. Амо-нашвили, И. С. Якиманской; организация эффективного педагогического общения (Н. Ф. Талызина, М. И. Станкин); проблема общения ребенка со сверстниками (М. И. Лисина, А. В. Мудрик); развитие взаимоотношений в совместной деятельности (Е. Е. Кравцова, В. Я. Ляудис, Г. А. Цу-керман, Т. А. Матис, В. К. Дьяченко) и другие.

Актуальность программы «Школа будущего первоклассника» заключается в том, что она готовит детей к освоению основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, не только позволяет детям ориентироваться во внешней информации, оценивать и понимать ее, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.

Обучение в ШБП способствует формированию у старших дошкольников начальных универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения в 1-м классе: личностных (знакомство с нравственно-этическими нормами и правилами жизни, способность видеть и понимать окружающий мир, осознание своей роли и предназначения; развитие мотивации к предстоящей деятельности); познавательных (умение организовывать планирование собственной деятельности, задавать вопросы, работать с инструкциями); регулятивных (способность к контролю и оценке своей деятельности и деятельности одноклассников); коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми, работать в группе).

Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5,5—6,5 лет. Она предполагает создание условий для успешной адаптации будущих первоклассников к обучению в школе: дети знакомятся с законами школьной жизни, учатся адекватно принимать новую социальную роль ученика, работать под руководством взрослого, у них формируется гармоничное мировосприятие, развиваются мышление и речь.

Продолжительность реализации программы составляет шесть месяцев (ноябрь — апрель), периодичность занятий — один раз в неделю по четыре часа (три

Обучение в ШБП способствует формированию у старших дошкольников начальных универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения в 1-м классе.

Программа не дублирует учебный материал первого класса, а строится на специально подобранном комплексе заданий, которые легко и адекватно воспринимаются детьми.

часа — занятия с основным педагогом по разработанной программе и один час — занятие с детьми в специально созданных группах по психологической коррекции проблем мышления и мотивации). Таким образом, обучение предполагает 24 занятия, каждое из которых состоит из четырех уроков (4 часа) длительностью 30 минут, что составляет 96 часов.

На учебных занятиях педагоги умело сочетают индивидуальные, парные и групповые формы взаимодействия обучающихся.

Структура учебного занятия строится на основе системно-деятельностного подхода и включает интеллектуальную разминку, выполнение заданий по образцу, по заданным правилам, по словесной инструкции взрослого (в том числе графический диктант); заданий, предназначенных для развития внимания, памяти и речи старших дошкольников; простейших заданий на выделение звуков и зву-ко-буквенный анализ слов; заданий на развитие конкретных мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация и др.), математических представлений; упражнений, способствующих развитию крупной и мелкой моторики. На каждом занятии проводятся кинезиологические упражнения (пальчиковая гимнастика), целью которых является синхронизация работы полушарий головного мозга ребенка.

Важно отметить, что программа не дублирует учебный материал первого класса, а строится на специально подобранном комплексе заданий, которые легко и адекватно воспринимаются детьми. Так, например, отработка сложных мыслительных операций проводится, в отличие от первого класса, на хорошо знакомом для обучающихся предметном материале (изображениях пуговиц, конфет, домиков, чашек, бантиков, ракет и т. п.).

Понятийное мышление является основной психологической характеристикой, необходимой для обучения в школе. Понятийным считают такое мышление, при котором систематизация информации осуществляется с использованием объективных обобщений, а не ситуативных, эмоциональных, образных и других субъективных классификаций. Только развивающее обучение, формирующее понятийное мышление, позволяет школьникам быть субъектами учебной деятельности, то есть из обучаемых становиться обучающимися.

Еще Л. С. Выготский считал основной задачей интеллектуального развития формирование понятийного мышления, которое в значительной степени зависит от речевого развития ребенка. Если понятийные структуры не сформировались, то он не будет замечать ошибок, нелогичности теоретических построений, не сможет обосновывать собственные выводы и т. д.

Большим плюсом программы «Школа будущего первоклассника» являются непрерывное психологическое сопровождение и диагностические процедуры, позволяющие своевременно выявлять у детей проблемы и проводить необходимую кор-рекционную работу. Первые диагностические процедуры и встречи со школьным психологом, нацеленные на определение трудностей ребенка и установление типа обучающей группы, проводятся индивидуально с каждым ребенком в присутствии его родителей начиная с сентября.

Развитие предпосылок учебной компетентности является одной из основополагающих задач школы будущего первоклассника. Ее решение связано со следующими методами работы, направленными на формирование понятийного мышления, которая организуется с помощью педагогических и психологических технологий:

3 диагностика недостатков и проблем в развитии предпосылок учебной компе-

тентности и рекомендации для родителей индивидуальных методов коррекции выявленных проблем (проводится психологом);

3 занятия с детьми по специально разработанной педагогической программе (проводятся во всех группах основными педагогами по три часа);

3 занятия с детьми, требующими специальной психологической коррекции проблем мышления и мотивации (проводятся психологом по одному часу в соответствующих группах).

Коррекционная деятельность, направленная на развитие сенсомоторных процессов и мелкой моторики, осуществляется в процессе освоения детьми элементарных приемов бисероплетения, при котором, как показывает практика, познавательный интерес у детей заметно углубляется.

Особенностью ШБП является создание сообщества педагога, родителей и детей, предполагающего большую совместную работу всех субъектов образовательного процесса. Программа включает комплекс мероприятий: работу с детьми, куда входят корректирующие занятия по выявленным проблемам; тематические родительские собрания; консультации для родителей и детей после каждого занятия. Для родителей предусмотрены индивидуальные и групповые обучающие занятия (лекции медиков, консультации и рекомендации психологов, учителей, тренинги по снятию тревожности). Тесное взаимодействие педагога, детей и родителей способствует успешному вхождению ребенка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом.

Интегрированным результатом реализации программы является сформирован-ность школьной системы ценностей и развитие мышления у дошкольников, показателем чего выступают:

3 знакомство будущего первоклассника со своей новой социальной ролью школьника;

3 приобщение к традициям школьного коллектива, создание дружеской атмосферы, побуждающей детей к общению в различных видах деятельности;

3 расширение кругозора, воспитание культуры умственного труда, поддержание интереса к знаниям, развитие любознательности;

3 развитие навыков учебного сотрудничества;

3 развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

3 формирование потребности в самообразовании и саморазвитии, создание условий для реализации интересов детей.

Уровень достигнутых результатов сопоставляется с выстроенной во ФГОС НОО моделью выпускника начальной школы.

Дополнительное образование детей средствами программы «Школа будущего первоклассника» обеспечивает права ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширяет возможности для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей. Данная программа может быть реализована в системе дополнительного образования детей, организованного как при школах, так и в дошкольных организациях.

Особенностью ШБП является создание сообщества педагога, родителей и детей, предполагающего большую совместную работу всех субъектов образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Беглова, Т. В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт» / Т. В. Беглова,

М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая ; под ред. М. Р. Битяновой. — Самара : Учебная литература ; ИД Федоров, 2011. — 64 с.

2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бон-даревская // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11—15.

3. Бывшева, М. В. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве / М. В. Бывшева, Т. Г. Ханова //Вестник Мининского университета. — 2016. — № 3 ; URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/osobennosti-sotsialnoy-situatsii-razvitiya-v-doshk/.

4. Гуманное взаимодействие взрослых и детей на предшкольной ступени образования : методическое пособие / под ред. Т. М. Сорокиной, Н. Ю. Яшиной. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2009. — 148 с. — (Сер. «Растем вместе!»).

5. Гуцу, Е. Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению / Е. Г. Гуцу // Начальная школа. — 2004. — № 2. — С. 11—14.

6. Гуцу, Е. Г. Проблема диагностики психологической готовности детей к обучению в школе в свете новых требований ФГОС / Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова, Т. А. Рунова // Нижегородское образование. — 2015. — № 3. — С. 146—151.

7. Дедова, О. Ю. Как подготовить детей к школе в соответствии с новыми образовательными стандартами : учебно-методическое пособие / О. Ю. Дедова. — М. : АРКТИ, 2017. — 96 с. — (Сер. «Готовимся к школе»).

8. Концепция модернизации российского образования / утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р//Официальные документы в образовании. — 2002. — № 4. — С. 3—31.

9. Сабуров, Е. Ф. Система образования: уровни, фильтры, сигналы / Е. Ф. Сабуров // Вопросы образования. — 2005. — № 1. — С. 2—16.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

М. К. ПРИЯТЕЛЕВА, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО priymarina@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности личности в образовательный организациях средствами музейной педагогики. Отмечается роль школьного музея в воспитании порастающего поколения.

The article is devoted to the problem of forming the civil identity of the personality in the educational organizations by means of museum's pedagogics. The author of the article defines the role of the school museum in education of the new generation

Ключевые слова: гражданская идентичность личности, музейная педагогика, школьный музей

Key words: civic identity, museum education, the school museum

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.