Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальное пространство / виртуальный музей / образовательная среда / воспитательные функции / virtual space / virtual museum / educational environment / educational functions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.В. Юрченко, К.В. Корольков

В данной статье описываются воспитательный и социокультурный потенциалы виртуальных музеев. Авторы представляют виртуальный музей как средство культурного развития и воспитания личности. Дана характеристика положительным эффектам использования виртуального музея в обучении школьников. Представлены элементы, составляющие социокультурное пространство виртуального музея. Приведены конкретные функциональные свойства виртуального музея, определяющие его воспитательные, социальные и культурно-развивающие задачи. Описаны особенности виртуального музея, как новой формы воспитательного пространства. Выделены воспитательные функции виртуального музея, реализуемые в образовательном процессе школы. Сделан вывод о необходимости использования потенциала виртуальных музеев для активизации познавательной деятельности, усиления воспитательного влияния и социокультурного развития обучающихся. Определены этапы организации и проведения учебной виртуальной экскурсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FUNCTIONS OF A VIRTUAL MUSEUM AS AN EDUCATIONAL SPACE

The article describes the educational and sociocultural potential of virtual museums. The authors present a virtual museum as a means of cultural development and personal education. Positive effects of using a virtual museum in teaching schoolchildren are characterized. Elements that make up the sociocultural space of the virtual museum are presented. Specific functional properties of the virtual museum are given, which determine its educational, social, cultural and developmental tasks. Features of the virtual museum as a new form of educational space are described. Educational functions of the virtual museum, implemented in the educational process of the school, are highlighted. It is concluded that it is necessary to use the potential of virtual museums to enhance cognitive activity, enhance the educational influence and sociocultural development of students. The stages of organizing and conducting a virtual educational excursion have been determined.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

6. Magomedova Z.Sh., Umarieva S.Z. Specifika professional'noj podgotovki buduschih pedagogov k rabote s det'mi perioda rannego detstva. Mirnauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 138-140.

7. Kan C. 'Eksperimental'noe issledovanie problem vneauditornoj individualizacii professional'noj podgotovki magistrov upravleniya obrazovaniem. Vestnik Moskovskogo universiieia. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 3: 79-94.

8. Ryblova A.N., Kan C. Tehnologicheskij process vneauditornoj individualizacii podgotovki zarubezhnyh magistrov upravleniya obrazovaniem. Samarskij nauchnyj vesinik. 2019; T. 8, № 4: 291-296.

9. Sul'dina G.A. Integracionnye processy v obrazovanii kak faktor razvitiya innovacionnogo potenciala 'ekonomiki regiona. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarsivennogo universiieia. 2010; № 4: 247-257.

10. Zhukova T.A. Strategicheskie orientiry proektirovaniya regional'nyh obrazovatel'nyh programm podgotovki pedagogov v usloviyah dinamichnosti 'etnokul'turnyh processov. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 17-19.

11. Attard A., lorio 'E., Geven K., Santa R. Studentocentrirovannoe obuchenie. Instrumental dlya studentov, professorsko-prepodavatel'skogo sostava i vuzov. Astana: NKAOKO-IQAA, 2017.

12. Moiseeva T.V. Vysshee obrazovanie kak faktor social'nogo, grazhdanskogo i professional'nogo stanovleniya lichnosti. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 25-29.

13. Morozova S.A., Zhuravleva E.V. Studencheskoe konstruktorskoe byuro kak uslovie podgotovki konkurentosposobnyh specialistov. Professional'noe obrazovanie i rynok iruda. 2016; № 2: 22-23.

14. Petrova M.S., Korsakova A.A., Smirnov P.A. Studencheskie ob'edineniya kak mehanizm vyyavleniya i podderzhki iniciativ obuchayuschihsya. Science & reality. 2020; № 3.1: 45-48.

15. Myshlenie uchiielya: Lichnosinye mehanizmy i ponyaiijnyj apparai. Moskva: Pedagogika, 1990.

Статья поступила в редакцию 05.10.23

УДК 37.01

Yurchenko D.V., teacher, North Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ydv26@yandex.ru

Korolkov K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior ledurer, Department of Theory and Meihodology of History and Social Science,

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ydv26@yandex.ru

EDUCATIONAL FUNCTIONS OF A VIRTUAL MUSEUM AS AN EDUCATIONAL SPACE. The article describes the educational and sociocultural potential of virtual museums. The authors present a virtual museum as a means of cultural development and personal education. Positive effects of using a virtual museum in teaching schoolchildren are characterized. Elements that make up the sociocultural space of the virtual museum are presented. Specific functional properties of the virtual museum are given, which determine its educational, social, cultural and developmental tasks. Features of the virtual museum as a new form of educational space are described. Educational functions of the virtual museum, implemented in the educational process of the school, are highlighted. It is concluded that it is necessary to use the potential of virtual museums to enhance cognitive activity, enhance the educational influence and sociocultural development of students. The stages of organizing and conducting a virtual educational excursion have been determined.

Key words: virtual space, virtual museum, educational environment, educational functions

Д.В. Юрченко, преп., Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, E-mail: ydv26@yandex.ru

К.В. Корольков, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: ydv26@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В данной статье описываются воспитательный и социокультурный потенциалы виртуальных музеев. Авторы представляют виртуальный музей как средство культурного развития и воспитания личности. Дана характеристика положительным эффектам использования виртуального музея в обучении школьников. Представлены элементы, составляющие социокультурное пространство виртуального музея. Приведены конкретные функциональные свойства виртуального музея, определяющие его воспитательные, социальные и культурно-развивающие задачи. Описаны особенности виртуального музея, как новой формы воспитательного пространства. Выделены воспитательные функции виртуального музея, реализуемые в образовательном процессе школы. Сделан вывод о необходимости использования потенциала виртуальных музеев для активизации познавательной деятельности, усиления воспитательного влияния и социокультурного развития обучающихся. Определены этапы организации и проведения учебной виртуальной экскурсии.

Ключевые слова: виртуальное пространство, виртуальный музей, образовательная среда, воспитательные функции

В настоящее время внимание исследователей сосредоточено на виртуальных музеях как элементе социокультурной среды. Изучаются вопросы, связанные с функционированием виртуальных музеев: историко-культурные возможности виртуальных музеев; методологическая основа применения средств музейной педагогики в учебной деятельности; культурно-образовательная среда виртуального музея; развитии личности посредством виртуального музея [1-10].

В.И. Гвазава [1, с. 100] отмечает, что виртуальные музеи предоставляют обучающимся школы уникальную возможность погрузиться в мир истории, искусства и науки без необходимости покидать кабинеты. Использование материалов и экспонатов виртуального музея на занятиях стало новой практикой, которая не только интересна, но и очень полезна для учебного процесса.

В то же время на сегодняшний день мало изучены воспитательные функции виртуального музея как нового элемента образовательного пространства.

Цель статьи - выявить воспитательные функции виртуального музея как образовательного пространства и возможности его использования в образовательной практике.

Основные задачи статьи:

1) рассмотреть содержание понятия «виртуальный музей»,

2) выявить формы взаимодействия виртуального музея с обучающимися,

3) описать специфические особенности виртуального музея как новой формы воспитательного пространства,

4) выявить и охарактеризовать воспитательные функции виртуального музея;

5) определить этапы организации работы учащихся с контентом виртуального музея.

Научная новизна статьи определяется: обращением к новым формам образовательного пространства - виртуальный музей; выявлением воспитательного

и образовательного потенциала виртуального музея; воспитательных возможностей и реализацией воспитательных функций виртуального музея.

Теоретическая значимость статьи: обобщение понятия «виртуальный музей» с точки зрения образовательного средства, рассмотрение образовательных и социокультурных основ виртуального музея, определение воспитательных функций виртуального музея.

Практическая значимость статьи представлена через описание работы виртуального музея, который основывается на деятельности реального музейного комплекса. Материалы статьи могут быть использованы учителями-предметниками для организации образовательного процесса с использованием потенциала виртуального музея.

Методы исследования: анализ и синтез научной информации, обобщение результатов педагогических исследований, структурирование информации, ранжирование понятий.

Современный мир постоянно меняется и развивается. Вместе с технологическим прогрессом появляются новые способы получения знаний и образования. Виртуальный музей является одним из таких инновационных средств образования, которое с каждым днем становится все более популярным.

Исследователи В. И. Гвазава [1], В. В. Объедкова [4], Юдкина Е.С. [8] отмечают, что виртуальный музей, как современная форма музейного функционала, востребован и начинает активно использоваться. С развитием информационных технологий возникла возможность создания виртуальных музеев, основанных на реальных музейных коллекциях. Привлекательность использования виртуальных музеев заключается в том, что посетители могут ознакомиться с предлагаемым материалом из дома, в любое удобное время, без ограничений.

Как отмечает Н.А. Дронова [2], виртуальные музеи являются новым явлением современной культуры и системы образования. Виртуальный музей (Museum

Her Web Site) представляет собой музейный сайт, на котором отображаются экспозиции, различные экспонаты и другие материалы, сохраненные в музейных хранилищах. На сегодняшний день виртуальные музеи стремятся представить все произведения искусства и исторические экспонаты в полном цифровом формате. Они становятся механизмом доступа к реальным историческим и культурным объектам. Виртуальный музей доступен каждому, кто не может физически посетить музей. Функционал виртуального музея основан на использовании информационно-коммуникационных технологий. Эти технологии позволяют музеям функционировать не только как хранилища экспонатов, но и как общедоступные социокультурные пространства.

Виртуальный музей предлагает разнообразные формы взаимодействия, такие как виртуальные экскурсии, выставки, тематические видеоколлекции и др. Это делает его интерактивным и интересным для любой возрастной группы посетителей. Социальная и медийная деятельность виртуального музея способствуют созданию единого социокультурного пространства. Это имеет большое значение при работе с учащейся молодежью.

Созданная социокультурная среда виртуального музея способствует распространению историко-культурного наследия. Легкодоступность международной музейной платформы вызывает интерес посетителей и мотивирует их ознакомиться с экспонатами. Приложения, разработанные для мобильных устройств, предлагают обучающие программы, вводные курсы для посетителей музея и расширяют культурно-образовательные возможности.

Так как физические музеи не всегда доступны из-за удаленности, транспортных проблем и других причин, виртуальный музей может стать решением этой проблемы. Как отмечает В.И. Гвазава [1], использование виртуальных музеев в образовательном процессе создает широкие возможности для активизации познавательной деятельности, ознакомления с культурой, повышения историко-культурных знаний и формирования мировоззрения личности, что в целом создает воспитательное пространство.

Т.В. Зыкова [3, с. 7] выделяет положительные стороны функционирования виртуальных музеев, такие как доступность с разных устройств, постоянная открытость, возможность выбора по интересам и расширение культурных границ. Автор пишет, что широкий спектр мероприятий, проводимых виртуальными музеями, направлен на развитие творческого мышления, воображения, мировоззрения, межкультурной грамотности и повышение общего уровня культуры учащихся и других посетителей.

Особенно важно отметить, что виртуальный музей способствует развитию креативности и воображения. Он вдохновляет посетителей на создание собственных произведений искусства, стимулирует творческий процесс и способствует развитию инновационного мышления [6; 7].

Основы музейной работы как средства воспитания обучаемых лежат в создании каждого локального музея в условиях учебного заведения. Музей можно рассматривать как «институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко-культурного и природного наследия».

Как показал анализ исследований [9; 10], музей выполняет следующие социальные функции:

1. Научно-документационную - музеи предназначены для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества.

2. Охранную - музеи призваны решать задачи охраны культурно-исторических ценностей в интересах национальной и мировой культуры.

3. Исследовательскую - музеи являются специфическими центрами научных исследований.

4. Образовательную и воспитательную функции [9].

Однако виртуальный музей - это не просто развлекательная площадка и источник информации, он является мощным инструментом воспитания и обучения. В первую очередь виртуальные музеи способствуют развитию культурного сознания и эстетического восприятия у посетителей. Просматривая произведения искусства и исторические экспонаты в виртуальном формате, люди могут улучшить свои навыки визуального анализа и апперцепции. Это особенно актуально в мире, где культура и искусство становятся все более важными факторами явления человеческой жизни.

Л.А. Саенко и ГН. Сололматина [5, с. 212] выделяют особенности виртуального музея в качестве новой формы образовательного пространства:

- виртуальный музей существует в Интернете и основан на фактических экспонатах реальных музеев;

- доступ к виртуальному музею открыт круглосуточно, без ограничений по времени, позволяя многократно просматривать экспонаты;

- виртуальный музей хранит архивную информацию об экспонатах и предоставляет широкий доступ к уникальным экспонатам;

- в виртуальном музее могут быть выставлены редкие экспонаты, которые редко показываются в реальных музеях и хранятся в запасниках;

- с помощью ресурсов виртуального музея можно проводить экскурсии, конкурсы, викторины и другие образовательно-познавательные мероприятия для школьников;

- виртуальные музеи выполняют несколько функций: коммуникативную, обучающую, мотивационную, культурно-развивающую и просветительскую.

Воспитательный и социокультурный потенциал виртуального музея широко используется для:

- формирования чувства принадлежности к историческому и культурному наследию своей страны на основе музейных программ;

- раскрытия творческого потенциала посетителей; патриотического и духовно-нравственного воспитания посетителей музея.

Создание виртуального музея не является целью само по себе и не может быть рассмотрено как простое копирование реального музея. Основной целью является предоставление посетителям возможности самостоятельного изучения музейных коллекций и получения наглядной, графической и другой информации об интерьере музея и его экспонатах.

Анализ литературы позволил выделить следующие воспитательные функции виртуального музея как элемента образовательного пространства:

1) повышение познавательной активности и исследовательских умений у учащихся;

2) возможность проведения исследовательской работы по материалам и фондам музея в удаленном формате;

3) воспитание, социализация и культурное развитие обучающихся с помощью музейных ресурсов;

4) создание особого образовательного пространства, которое направлено на формирование у учащихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию;

5) создание образовательной среды, обеспечивающей формирование целостного представления о мире, ориентирующей учащихся в исторической действительности.

Указанные аспекты позволяют выделить основные направления деятельности виртуального музея: поисково-исследовательское, информационно-просвещенческое, экскурсионное, лекторское и культурно-развивающее.

Виртуальные музеи предоставляют готовые программы и материалы для различных возрастных категорий, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях. Это помогает обогатить учебный процесс и дать студентам возможность экспериментировать, изучать и углублять свои знания не только в классе, но и вне его.

Из всего вышесказанного следует, что работа виртуального музея позволяет расширить образовательную работу в учебном заведении; развивать познавательную активность; улучшить связь между поколениями; реализовать культурно-просветительскую деятельность; изучать историко-культурное наследие.

Следует отметить, что виртуальный музей представляет собой средство культурного развития, воспитания и творчества личности. В образовательной среде виртуальный музей следует рассматривать как инновационную технологию, которая меняет сущностную составляющую образовательного процесса.

Необходимо пересмотреть подготовку педагогов, включив в курсы повышения квалификации информацию о возможностях виртуального музея и использование его контента в практической работе.

Для каждого предмета в школе возможно использования контента того или иного виртуального музея, например:

- литература - домик М.Ю. Лермонтова в г Пятигорске, музей-усадьба Л.Н. Толстого в Красной Поляне (представлены видеоэкскурсии по музеям);

- изобразительное искусство - Эрмитаж (Санкт-Петербург), Третьяковская галерея (видеоэкскурсии, Москва), музей истории искусств (выставка экспонатов, Москва);

- биология - центр «Познай себя - познай мир» в музее Дарвина, интерактивный музей «Живые системы» (Москва);

- физика - Политехнический музей (Москва); география - виртуальная экскурсия «Путешествие в Екатеринбург», «Виртуальная экскурсия Кижи» и др.;

- технология - интерактивный музей роботов «Робостанция на ВДНХ» (Москва).

Стоит отметить, что для проведения учебных виртуальных экскурсий необходимо провести с обучающимися подготовительную работу. В целом организация учебных виртуальных экскурсий состоит из пяти этапов: диагностического, подготовительного, исполнительского, заключительного и аналитического.

Перспектива изучения воспитательных и социально развивающих функций виртуального музея позволит более эффективно вытраивать учебно-воспитательную работу с обучающимися на всех ступенях получения образования. Также необходимо обеспечить учителей-предметников и классных руководителей методическим инструментарием по работе с виртуальными музеями и использованием их ресурсов в своей практической деятельности.

Таким образом, виртуальный музей в настоящее время является эффективным средством образования. Он способствует развитию культурного сознания, эстетического восприятия, обогащению учебного процесса и развитию креативности.

Виртуальные музеи открывают новые горизонты для образования и двери в мир знаний и культуры для всех людей, независимо от места проживания и социального статуса.

Виртуальный музей - это не просто собрание уникальных экспонатов, а особая воспитательная и социокультурная среда.

Виртуальный музей реализует следующие дидактические и воспитательные возможности:

- предоставляет информацию для различных возрастных и образовательных категорий граждан - посетителей виртуального музея;

- позволяет реализовать высокую интерактивность, наглядность предоставляемой информации;

Библиографический список

- предоставляет широкие возможности для ознакомления и изучения музейных экспонатов в удобном формате.

Тем самым можно констатировать, что виртуальный музей следует рассматривать как особое социокультурное пространство, доступное для каждого человека, направленное на культурное обогащение. Воспитательные функции виртуального музея: культурно развивающая, активизирующая познавательную активность, социализирующая.

1. Гвазава В.И. Виртуальный музей в вузовском образовании. Мир русского слова. 2014; № 3: 99-102.

2. Дронова Н.А. Виртуальный музей как средство воспитания в школьной воспитательной среде. ЦИТИСЭ. 2021; № 1 (27): 338-345.

3. Зыкова Т.В. Культурологический анализ процессов функционирования виртуальных музеев. Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2022; № 45 (45): 7-12.

4. Объедкова В.В. Виртуальный музей декоративно-прикладного творчества и особенности его использования в дополнительном образовании детей. Современное образование: наука и практика. 2013; № 1 (1): 111-112.

5. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.

6. Саенко Л.А., Юрченко Д.В. Педагогический потенциал виртуального музея как открытого образовательного пространства. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 77-4: 324-326.

7. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

8. Юдкина Е.С. Потенциал виртуальных музеев в современных реалиях. Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2021; № 11: 18-22.

9. Сорокопуд Ю.В., Соловьева С.Н., Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 41-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 263-265.

References

1. Gvazava V.I. Virtual'nyj muzej v vuzovskom obrazovanii. Mirrusskogo slova. 2014; № 3: 99-102.

2. Dronova N.A. Virtual'nyj muzej kak sredstvo vospitaniya v shkol'noj vospitatel'noj srede. CITIS'E. 2021; № 1 (27): 338-345.

3. Zykova T.V. Kul'turologicheskij analiz processov funkcionirovaniya virtual'nyh muzeev. Vestnik Vostochno-Sibirskoj otkrytoj akademii. 2022; № 45 (45): 7-12.

4. Ob'edkova V.V. Virtual'nyj muzej dekorativno-prikladnogo tvorchestva i osobennosti ego ispol'zovaniya v dopolnitel'nom obrazovanii detej. Sovremennoe obrazovanie: nauka i praktika. 2013; № 1 (1): 111-112.

5. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.

6. Saenko L.A., Yurchenko D.V. Pedagogicheskij potencial virtual'nogo muzeya kak otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 77-4: 324-326.

7. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

8. Yudkina E.S. Potencial virtual'nyh muzeev v sovremennyh realiyah. Vestnik Muzeya arheologii i 'etnografii Permskogo Predural'ya. 2021; № 11: 18-22.

9. Sorokopud Yu.V., Solov'eva S.N., Kocenko V.N. Pedagogicheskie vozmozhnosti muzeev i obschestvennyh ob'edinenij v processe formirovaniya patrioticheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 41-43.

10. Sorokopud Yu.V., Marajkova D.E., Solov'eva S.N., Dubovickij I.N. Organizaciya vospitatel'noj raboty v processe dosugovoj deyatel'nosti detej i molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 263-265.

Статья поступила в редакцию 05.10.23

УДК 378

Voevoda E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: elenavoevoda@yandex.ru

Shpynova A.I., Cand. of Sciences (Economics), Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: an.i.shpynova@my.mgimo.ru

APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN LEARNING BUSINESS ENGLISH (THE CASE OF WRITTEN ASSIGNMENTS). The

article analyses ways of using ChatGPT, an artificial intelligence chatbot, by students to complete a written assignment in English. The authors aim to test the hypothesis that a neural network is not able to replace completely human involvement when the task is to write an extended business letter and therefore it cannot relieve students of the need to write their own individual answers. The article analyses the letters generated by ChatGPT in reply to a question which was a real task offered to students in a Business English class. The authors conclude that currently artificial intelligence is not capable of performing tasks that could be expected from it by students tempted to resort to dishonest behaviour. It can, however, be used as an effective tool to help those professionals and learners who, being equipped with the necessary lexical and grammar base, are able to guide the chatbot in the desired way by correctly worded prompts and then to edit the received answers. The article provides recommendations for improving assignments offered to students in order to reduce the room for dishonest behaviour. It is considered inefficient to ban the use of chatbots in the education process, as it is becoming increasingly important to train students to use the advantages of artificial intelligence.

Key words: artificial intelligence, neural network, ChatGPT, business English, efficient

Е.В. Воевода, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, г. Москва,

E-mail: elenavoevoda@yandex.ru

А.И. Шпынова, канд. экон. наук, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, г. Москва,

E-mail: an.i.shpynova@my.mgimo.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ)

В статье анализируются возможности использования студентами чат-бота с искусственным интеллектом ChatGPT для выполнения с его помощью письменного задания по английскому языку с устранением от самостоятельной работы. Авторы ставят целью проверку гипотезы о низкой эффективности нейросети при написании развернутого делового письма. В статье проанализированы тексты, которые были сгенерированы чат-ботом ChatGPT в ответ на запрос, содержащий реальное задание, предлагаемое студентам на занятиях по деловому английскому языку. Авторы делают вывод о том, что искусственный интеллект на данный момент не способен выполнять те задачи, которые могли бы от него ожидать студенты, желающие прибегнуть к практике нечестного поведения, но может быть использован как эффективный инструмент в помощь тем специалистам и обучающимся, которые, обладая необходимой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.