Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальный музей / музейная педагогика / музей / виртуальная образовательная среда / образовательный процесс / образовательная деятельность музея / virtual museum / museum pedagogy / museum / virtual educational environment / educational process / educational activities of the museum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д В. Юрченко

В статье представлены возможности виртуального музея как социокультурного пространства. Рассмотрены преимущества виртуального музея перед традиционными музеями. Выделена специфика работы виртуального музея: формы взаимодействия с посетителями, отличные от традиционных; доступность; существование вне времени и границ; трансляции экспонатов; популяризация реального музея. Определены направления использования материалов виртуального музея в образовательном процессе (видео- и аудиоматериалы, презентации, лекции, экскурсии по залам и др.). Выделены проблемы использования материалов виртуального музея в процессе обучения и воспитания школьников. Автор рассматривает виртуальный музей с различных позиций: досуговый, образовательный и культурный центры. Обозначены и охарактеризованы функции виртуального музея: образовательная, коммуникативная, духовно-просветительная, социальная, мобилизационная, развлекательная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USE OF VIRTUAL MUSEUM RESOURCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article presents possibilities of a virtual museum as a socio-cultural space. The advantages of a virtual museum over traditional museums are presented. The specifics of the work of the virtual museum are highlighted: forms of interaction with visitors that are different from traditional ones; availability; existence beyond time and boundaries; broadcasts of exhibits; promotion of a real museum. The directions of using the materials of the virtual museum in the educational process (video and audio materials, presentations, lectures, tours of the halls, etc.) are determined. The problems of using virtual museum materials in the process of teaching and educating schoolchildren are highlighted. The author examines the virtual museum from different perspectives: leisure center, educational and cultural center. Functions of the virtual museum are identified and characterized: educational, communicative, spiritual and educational, social, mobilization, entertainment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

ций, но и на запоминание. По-прежнему многие педагоги практикуют применение мнемонических техник для этой цели [8]. Зачастую данный прием может исключить зубрежку и показать, что лучше тренировать память в ситуациях коммуникативного характера. Такие упражнения можно давать в рамках парной работы, когда студенты тестируют друг друга (например, один студент говорит номер графика, а второй называет конкретное число, слово или фразу, связанную с этим графиком). В парной работе хорошо осваивать навыки запоминания информации, описывая фото по памяти при помощи целевого языка темы (target language). Еще одним примером упражнений на запоминание можно считать обычное многократное повторение вслух (drilling). Это не только помогает закрепить правильные грамматические формы или фонетически верное произношение, порядок слов в какой-то фразе или предложении, но и включать эмоциональный компонент (например, проговаривать слова и предложения с разными эмоциями или ролями, заменяя слова в тексте и угадывая эти «лишние» лексические единицы во время парной работы; отрабатывать слова в виде диалога, когда одна группа студентов проговаривает вопросы, а вторая отвечает на них).

Из приведенных примеров видно, что активные методы обучения многообразны и специфичны. Главное, что в процессе учебного взаимодействия педагог относится к ученику как к равному себе; студенту предлагается не просто набор знаний теоретического характера, а самостоятельное когнитивное усилие, выраженное через критическое мышление и анализ предлагаемых данных; педагог учит самостоятельному решению методом ТРИЗ или через творческий подход к проблеме; стимулируется плюрализм мнений, подходов, толерантное отношение к мнению другого [9]. Эти постулаты гуманистического характера российского образования не только должны уцелеть, но и активно использоваться на практике, как и создание учебных пособий по языку специальности русскоязычными авторами на основе аутентичных текстов в профессионально ориентированной подготовке студентов. Некоторые педагоги-практики отмечают, что привычка работать только с подлинными иноязычными материалами, привитая в стенах университета, способствует адаптации молодых специалистов в организациях, помогает быстрее интегрироваться в процесс коллаборации с иностранными стейкхолдерами [10]. Без упомянутых выше составляющих сложно представить

Библиографический список

лингводидактику будущего, а процесс подготовки студентов без учета данных характеристик учебного процесса будет ущербным.

В нынешних условиях изоляции, когда зарубежные издательства прекращают поставки учебной литературы в Россию, придется обходиться какое-то время материалами, созданными профессорско-преподавательским составом каждого высшего учебного заведения для своих «нужд». К сожалению, уровень профессионализма составителей не всегда может быть близким к носителю языка. Думается, что объединение педагогов старой (еще советской) школы и молодого поколения преподавателей архиважно. В таком тандеме они смогут осуществлять передачу знаний, используя метод менторства, при этом обогащая друг друга ценной информацией иноязычного характера. Сложнее всего, наверное, будет создавать учебники, в которых были бы представлены качественные аудиома-териалы. Для хорошего учебного пособия важно не просто скачать из Интернета аудиофайл, нужно, чтобы язык был «чистым», произношение довольно понятным (без дефектов речи, присущих некоторым ораторам), целевая лексика - подходящей для решения учебных задач в ходе подготовки конкретных специалистов в сфере производства или оказания услуг.

Принимая во внимание все теоретические и практические положения данной статьи, можно сделать вывод о том, что методическое назначение различных типов упражнений варьируется от целей, задач, форм, методов, сроков, условий, форм и содержания. При обучении языку специальности в неязыковом вузе невозможно исключить упражнения из процесса иноязычной подготовки. Упражнения коммуникативного характера призваны формировать, развивать, актуализировать коммуникативные компетенции студентов. Говоря об условно-речевых упражнениях, нужно отметить их эффективность как на этапе формирования, так и в ходе совершенствования коммуникативных навыков во всех видах речевой деятельности. Если педагог использует подготовительные языковые упражнения, то они вплетаются в процесс сознательного овладения речевыми навыками и коммуникативными умениями. При отработке рецептивных и продуктивных умений студентов и грамотном применении методических приемов и комплекса упражнений, можно говорить о достижении цели по подготовке специалиста, владеющего иностранным языком на уровне, достаточном для решения производственных задач.

1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранный язык». Москва: Просвещение, 1988.

2. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). Санкт-Петербург: Златоуст, 1999.

3. Психолого-педагогический словарь. Составитель Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2006.

4. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учебное пособие. Москва: ТетраСистемс, 2003.

5. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранный язык». Москва: Просвещение, 1986.

6. Никонова Н.К., Остроумова И.И. Как повысить технику чтения? Учебно-практическое пособие. Псков: ЛОГОС Плюс, 2019.

7. Филиппова Е.Д., Воеводина И.В. Использование диктантов на уроках иностранного языка как средство формирования универсальных учебных действий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. VII Авдеевские чтения: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. Пенза: Пензенский государственный университет, 2019: 357-360.

8. Bataeva F.A., Eismont E.A., Zhakupova A.I., Brataeva A.A. Development of mnemonic abilities when learning a foreign language. Наука и реальность. 2021; № 3 (7): 42-45.

9. Колокольникова З.У, Метросенко С.В., Петрова Т.И. Технологии активного обучения в профессиональном образовании: учебное пособие. Красноярск, 2007.

10. Валиахметова Л.В., Звягинцева Е.П. Использование аутентичных текстов в профессионально ориентированной подготовке студентов как обязательный элемент лингводидактики. Инновации в образовании. 2021; № 12: 76-84.

References

1. Bim I.L. Teoriya ipraktika obucheniya nemeckomuyazyku v srednejshkole: Problemy iperspektivy: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov po special'nosti «Inostrannyj yazyk». Moskva: Prosveschenie, 1988.

2. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Slovar'metodicheskih terminov (teoriya ipraktika prepodavaniya yazykov). Sankt-Peterburg: Zlatoust, 1999.

3. Psihologo-pedagogicheskij slovar'. Sostavitel' Rapacevich E.S. Minsk: Sovremennoe slovo, 2006.

4. Babinskaya P.K., Leont'eva T.P., Andreasyan I.M. i dr. Prakticheskij kurs metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov: anglijskij, nemeckij, francuzskij: uchebnoe posobie. Moskva: TetraSistems, 2003.

5. Shatilov S.F. Metodika obucheniya nemeckomu yazyku v srednej shkole: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov po special'nosti «Inostrannyj yazyk». Moskva: Prosveschenie, 1986.

6. Nikonova N.K., Ostroumova I.I. Kakpovysit'tehniku chteniya? Uchebno-prakticheskoe posobie. Pskov: LOGOS Plyus, 2019.

7. Filippova E.D., Voevodina I.V. Ispol'zovanie diktantov na urokah inostrannogo yazyka kak sredstvo formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij v usloviyah realizacii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov. VII Avdeevskie chteniya: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, uchitelej, aspirantov, magistrantov, studentov i shkol'nikov. Penza: Penzenskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 357-360.

8. Bataeva F.A., Eismont E.A., Zhakupova A.I., Brataeva A.A. Development of mnemonic abilities when learning a foreign language. Nauka ireal'nost'. 2021; № 3 (7): 42-45.

9. Kolokol'nikova Z.U., Metrosenko S.V., Petrova T.I. Tehnologii aktivnogo obucheniya v professional'nom obrazovanii: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk, 2007.

10. Valiahmetova L.V., Zvyaginceva E.P. Ispol'zovanie autentichnyh tekstov v professional'no orientirovannoj podgotovke studentov kak obyazatel'nyj 'element lingvodidaktiki. Innovacii v obrazovanii. 2021; № 12: 76-84.

Статья поступила в редакцию 20.10.22

УДК 37.01

Yurchenko D.V., postgraduate, North Caucasian Social Institute ((Stavropol, Russia), E-mail: ydv26@yandex.ru

PROBLEMS OF USE OF VIRTUAL MUSEUM RESOURCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article presents possibilities of a virtual museum as a socio-cultural space. The advantages of a virtual museum over traditional museums are presented. The specifics of the work of the virtual museum are highlighted: forms of interaction with visitors that are different from traditional ones; availability; existence beyond time and boundaries; broadcasts of exhibits; promotion of a real museum. The directions of using the materials of the virtual museum in the educational process (video and audio materials, presentations, lectures, tours of the halls,

etc.) are determined. The problems of using virtual museum materials in the process of teaching and educating schoolchildren are highlighted. The author examines the virtual museum from different perspectives: leisure center, educational and cultural center. Functions of the virtual museum are identified and characterized: educational, communicative, spiritual and educational, social, mobilization, entertainment.

Key words: virtual museum, museum pedagogy, museum, virtual educational environment, educational process, educational activities of the museum.

Д.В. Юрченко, аспирант, АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, E-mail: ydv26@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье представлены возможности виртуального музея как социокультурного пространства. Рассмотрены преимущества виртуального музея перед традиционными музеями. Выделена специфика работы виртуального музея: формы взаимодействия с посетителями, отличные от традиционных; доступность; существование вне времени и границ; трансляции экспонатов; популяризация реального музея. Определены направления использования материалов виртуального музея в образовательном процессе (видео- и аудиоматериалы, презентации, лекции, экскурсии по залам и др.). Выделены проблемы использования материалов виртуального музея в процессе обучения и воспитания школьников. Автор рассматривает виртуальный музей с различных позиций: досуговый, образовательный и культурный центры. Обозначены и охарактеризованы функции виртуального музея: образовательная, коммуникативная, духовно-просветительная, социальная, мобилизационная, развлекательная.

Ключевые слова: виртуальный музей, музейная педагогика, музей, виртуальная образовательная среда, образовательный процесс, образовательная деятельность музея.

По всему миру люди едут в различные страны, чтобы побывать в музеях, увидеть культурно-исторические ценности и экспонаты. Однако в период длительной изоляции и карантина сделать это невозможно, и в своем традиционном формате работы музеи стали невостребованными. Все эти обстоятельства (закрытие границ, внутренняя и внешняя изоляция) спровоцировали кризисные явления в музейной сфере. В данных условиях резко возросла роль информационных технологий в общественной жизни, и музеи не остались в стороне. Если 3-4 года назад электронный формат различных мероприятий был не востребован, то за годы пандемии виртуальная реальность стала частью жизни каждого человека. Музеи стали открывать виртуальные видеотуры, выставлять виртуальные экспозиции, проводить видеолекции, причем весь контент адаптировать под зрителя. В данных обстоятельствах, как пишет Н.А. Дронова [1], музеи открыли свои двери практически для каждого посетителя.

Теперь возможно посетить музеи разных стран в виртуальном пространстве, через сайт музея (Лувр во Франции, Британский музей в Великобритании, Национальная галерея искусства в США, Токийский национальный музей в Японии и др.), в том числе и Российских (Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Оружейная палата в Москве, музей Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», музей М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, музей М.А. Булгакова в Москве и др.). Несмотря на возможность использовать ресурсы музеев, отмечаются сложности в организации образовательного процесса, что не позволяет это делать наиболее эффективно [2-6]. Все это и обозначило актуальность данной статьи.

Цель статьи - выявить проблемы при организации образовательного процесса в школе с использованием ресурсов виртуального музея.

Основные задачи статьи: 1) определить понятие «виртуальный музей»; 2) выявить возможности виртуальных музеев: образовательные, культурно-просветительные, досуговые и др.; 3) обозначит возможные проблемы образовательного процесса при использовании ресурсов виртуального музея.

Научная новизна статьи определяется выявлением возможностей использования виртуального музея в образовательном процессе школы; обозначением комплекса проблем, которые могут возникнуть при использовании ресурсов виртуального музея.

Теоретическая значимость статьи: расширено представление о возможности использования виртуального музея в различных видах деятельности, в том числе - учебной; доказана возможность использования социокультурной среды виртуального музея в образовательном процессе. Практическая значимость статьи представлена через перечень возможностей виртуального музея, которые могут использовать в своей практической деятельности учителя-предметники.

Методы исследования: анализ научных работ, анализ и обобщение собственной практической деятельности, систематизация научной информации.

Виртуальный музей, как пишет Н.А. Дронова [1], - это феномен современной культуры. Виртуальный музей (вебсайт-музей) - это адаптированный сайт музея для просмотра музейных экспозиций, различных экспонатов музея и других материалов, находящихся в хранилищах музея. В настоящее время расширяется виртуальное пространство музеев, которые стремятся наиболее полно представить в цифровом формате все предметы искусства и исторические объекты. Виртуальные музеи становятся механизмом доступа к реальным историко-культурным объектам. Если нет возможности побывать в реальном музее, то виртуальный доступен для каждого. Функционирование виртуальных музеев базируется на новых формах работы с населением - информационно-коммуникационных технологиях. Данные технологии позволили музеям быть не только хранилищем экспонатов, но и выступать социокультурным пространством, которое доступно для каждого человека.

Комплекс форм взаимодействия виртуальных музеев (виртуальные экскурсии, выставки, тематические видео подборки и др.) позволяет взаимодействовать со всеми возрастными категориями, быть интересными для каждого посетителя

виртуального музея. Социальная и медиаактивность виртуальных музеев формирует единое культурное пространство, что весьма актуально в работе с молодежью, особенно учащейся.

Сформированная социокультурная среда виртуального музея способствует популяризации историко-культурного наследия. Легкий доступ к международным музейным платформам будет стимулировать интерес молодежи, мотивировать к ознакомлению с экспонатами. Разработанные приложения для мобильных устройств предлагают обучающие программы, ознакомительные курсы, ориентированные на учащихся, что расширяет образовательные возможности.

Т.В. Зыкова [2] указывает на положительные стороны функционирования виртуальных музеев: доступность с различных устройств, открытость в любое время, широкий выбор по интересам и направлениям, расширение культурных границ. Автором отмечается, что широкий круг мероприятий, реализуемых виртуальными музеями, направлен на развитие творческого мышления, межкультурной грамотности, повышение общего уровня культуры учащихся.

В последнее время фиксируется высокая динамика роста посещаемости мероприятий, организуемых виртуальными музеями в России и в мире. Веб-трафик музея Лувра в Париже за три года увеличился с 40 тысяч до 400 тысяч посетителей в день. Посещаемость виртуальных музеев Национальной галереи искусств в Вашингтоне, а также Пушкинского музея в Москве увеличилась в восемь раз. Метрополитен-музей в Нью-Йорке фиксирует десятикратное увеличение посетителей сайта. В России разработан «Виртуальный тур по музеям России», объединяющий более ста музеев по всей стране.

Как отмечают Л.А. Саенко и Г.Н. Соломатина [4], в созданном социокультурном пространстве виртуального музея реализуется большое количество возможностей:

- трансляция и сохранение культурного наследия путем ознакомления с фото и видео различных музейных экспонатов;

- новые формы и методы (помимо традиционных) взаимодействия с посетителями по демонстрации экспонатов;

- возможность не покидая дома, в любое время посетить виртуальный музей и ознакомиться с новыми экспозициями;

- виртуальный музей способствует популяризации реального музея и привлечению посетителей;

- обеспечивается сохранность экспонатов, поскольку зрители просматривают их в виртуальном музее (экспонаты могут портиться, быть на реставрации, находиться по обмену в других реальных музеях);

- просмотр контента виртуального музея для подготовки к занятиям в любом удобном формате (видео, фото, презентация);

- многократный просмотр экспонатов виртуального музея по необходимости;

- ознакомиться с культурой других стран, просмотреть виртуальные музеи других стран, просмотр видеоконтента по музеям-заповедникам;

- постоянное обновление коллекций виртуального музея;

- расширение аудитории, посещающей виртуальные музеи (что важно для людей с ограниченными возможностями здоровья и др.).

А.В. Самойлов [6] пишет, что виртуальный музей как часть культурного пространства направлен на: 1) реализацию новых социальных возможностей;

2) формирование культурных смыслов и ценностных ориентаций и установок;

3) формирование мировоззрения; 4) удовлетворение культурных потребностей;

4) восприятие виртуального музея как места неформального общения.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что виртуальный музей может восприниматься как культурный центр, как центр образования, как досуговый центр.

Выделим функции виртуального музея, которые реализуются в социокультурном пространстве:

- образовательная: использование средств и материалов виртуального музея в образовательном процессе на всех уровнях образования (школьное, среднее специальное, высшее) как в качестве учебного материала на занятиях, так и для самообразования и выполнения самостоятельной работы;

- коммуникативная: контактное взаимодействие с работниками музея при помощи чатов, электронной почты, комментариев на сайте музея;

- духовно-просветительская: изучение представленных экспонатов и другого контента, культурное обогащение;

- социальная: общий доступ ко всему контенту различных групп населения, особенно это важно для инвалидов;

- мобилизационная: готовность к участию в просветительской деятельности музея, стимулирование мотивации к изучению историко-культурного наследия;

- развлекательная: проведение досуга, расширение кругозора, мотивация к посещению реальных традиционных музейных комплексов.

Несмотря на очевидные положительные стороны появления виртуальных музеев, обозначенные Е.И. Зритневой, Л.В. Куваевой, Л.А. Саенко, Г.Н. Солома-тиной [3; 4; 5], нами выделены некоторые проблемы, которые могут возникнуть при использовании ресурсов виртуального музея в образовательном процессе:

1) бесконтрольность просмотра контента виртуального музея учащимися. Образовательным процессом должен управлять учитель-предметник или классный руководитель. Конечно, просмотр экспонатов виртуального музея весьма полезен для расширения кругозора учащихся, но если мы говорим о процессе образования, то учащиеся должны просматривать определенные экспонаты, необходимые для изучения темы по предмету. Образовательная деятельность виртуального музея должна опираться на основы музейной педагогики;

2) участие родителей в выполнении заданий (вместо учащихся) по материалам виртуального музея. Несомненно, совместная работа учащихся с родителями при просмотре экспонатов виртуального музея полезна, но выполнение заданий только родителями - недопустимо, хотя это сложно избежать и контролировать;

3) реализация дифференцированного подхода при работе с музейной информацией. Информация, представленная на сайте музея, одинакова для всех посетителей, она не дифференцирована по возрасту, поэтому учителю необходимо заранее ознакомиться с материалами;

4) сознательность и активность учащихся на сайтах виртуального музея. Контент виртуального музея должен соответствовать возрасту, интересам учащихся, коррелировать со школьной программой. При нарушении данных условий учащимся будет сложно и неинтересно, что будет провоцировать пассивность учащихся;

Библиографический список

5) реальная практичность и важность получаемой информации из виртуального музея для учащихся. Необходимо, чтобы информация не была устаревшей, забытой, неинтересной. Возможность использования 3D-формата, а не просто презентацию с обычными картинками;

6) незнание или боязнь учителя-предметника использовать ресурсы виртуального музея в своей деятельности на уроках. Чаще всего, это связано с дополнительным временем на подготовку к занятиям, слабой мотивацией учителя осуществлять поисковую работу, творчески подходить к организации уроков. Однако нами доказано, что использование ресурсов виртуального музея способствует развитию познавательного интереса у учащихся;

7) отсутствие возможности подключения к сети Интернет на уроках в школе. Некоторые кабинеты в школах не оснащены необходимым оборудованием, что затрудняет выход в Интернет и использование ресурсов виртуального музея. Следует сказать, что использование материалов виртуального музея должно быть своевременным, по изучаемой теме. Домашнее задание, например, просмотреть видеоэкскурсию, не всегда выполнимо учащимися.

Можно сказать, что виртуальный музей выступает средством культурного развития и созидания личности. В образовании виртуальный музей стоит рассматривать как инновационную технологию, которая меняет сущностную составляющую образовательного процесса. Следует пересмотреть подготовку педагога, например, на курсах повышения квалификации учителей дать информацию о возможностях виртуального музея и использовании контента к практической деятельности.

Перспектива изучения возможностей виртуального музея в образовательном процессе нами видится в следующем: использование видеоконтента виртуальных музеев для проведения уроков истории, литературы, географии, биологии, физики и других учебных предметов; использование средств виртуального музея в воспитательной работе со школьниками; создание школьной базы материалов из различных виртуальных музеев России и мира; повышение квалификации учителей, направленное на ознакомление с ресурсами виртуального музея и возможностями его использования в процессе обучения и воспитания.

Виртуальные музеи, как и традиционные, имеют большой образовательный, воспитательный и культурно-просветительный потенциал. Грамотная работа учителя на уроках с использованием ресурсов виртуального музея будет способствовать развитию познавательного интереса у школьников, расширению культурной грамотности, развитию воображения, познанию культурно-исторического наследия. Обозначенные нами проблемы использования средств виртуального музея стоит учитывать в дальнейшей работе учителей-предметников и классных руководителей.

1. Дронова Н.А. Виртуальный музей как средство воспитания в школьной воспитательной среде. ЦИТИСЭ. 2021; № 1 (27): 338-345.

2. Зыкова Т.В. Культурологический анализ процессов функционирования виртуальных музеев. Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2022; № 45 (45).

3. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

4. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.

5. Саенко Л.А., Куваева Л.В. Межкультурная грамотность как индикатор социокультурного развития личности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 6 (81): 199-203.

6. Самойлов А.В. Роль музея в социокультурном пространстве города. Научная палитра. 2020; № 4 (30): 19-20. References

1. Dronova N.A. Virtual'nyj muzej kak sredstvo vospitaniya v shkol'noj vospitatel'noj srede. CITIS'E. 2021; № 1 (27): 338-345.

2. Zykova T.V. Kul'turologicheskij analiz processov funkcionirovaniya virtual'nyh muzeev. Vestnik Vostochno-Sibirskoj Otkrytoj Akademii. 2022; № 45 (45).

3. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

4. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.

5. Saenko L.A., Kuvaeva L.V. Mezhkul'turnaya gramotnost' kak indikator sociokul'turnogo razvitiya lichnosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 6 (81): 199-203.

6. Samojlov A.V. Rol' muzeya v sociokul'turnom prostranstve goroda. Nauchnaya palitra. 2020; № 4 (30): 19-20.

Статья поступила в редакцию 12.10.22

УДК 378.147

Poguda A.A., MA student, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia), E-mail: an5364@mail.ru

Poguda A.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: aapoguda@gmail.com

WAYS TO SOLVE ADULT EDUCATION IN THE FIELD OF CIVIL DEFENSE AND PROTECTION FROM EMERGENCIES. The article highlights the existing system of training of the adult population in the field of civil defense and protection in emergency situations in the Achinsk branch of the regional State Educational Institution of Additional Professional Education "Institute of Regional Security." After a number of conducted studies the obtained results and shortcomings are identified in the organization of training of adult trainees in the field of civil defense and protection from emergency situations. The paper provides suggestions for improving and improving the training of students of different ages. The results of the study can be presented in the form of new business processes that will make it possible to increase the percentage of students' academic performance. The introduction into the educational process of entrance testing, innovative dictation with the inclusion of questions of entrance testing and the material passed, diagnostic and final testing has clear successes and opportunities to improve the quality of training.

Key words: civil defense, emergency situations, life safety, "Institute of Regional Security", RSCHS as a unified state system for prevention and liquidation of emergency situations.

б3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.