6. Савина, Н.В. Методологические основы персонализации образования / Н.В. Савина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - № 4 (14). - С. 82-90
7. Савина, Н.В. К вопросу о персонализированном педагогическом образовании / Н.В. Савина // Проблемы педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 238-241
8. Яковлева, М.Н. Динамика ценностный ориентаций современной молодёжи / М.Н. Яковлева // Смыслы жизни российской интеллигенции / РГГУ, социологический факультет, Центр социолог. исследований. Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. Редактор-составитель Д.Т. Цибикова. - М.: РГГУ, 2018. - С. 212-219
Педагогика
УДК 371.4
доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий Саенко Людмила Александровна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); соискатель Юрченко Дина Викторовна
АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт» (г. Ставрополь)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КАК ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. В статье рассматривается педагогический потенциал виртуального музея. Авторы представляют виртуальный музей как средство обучения и развития учащихся. Дана характеристика специфическим особенностям виртуального музея, определены его функции и решаемые задачи. Определены возможности использования ресурсов виртуального музея на учебных предметах в школьном и профессиональном образовании (колледж, вуз). Сделан вывод, что необходимо использовать потенциал виртуального музея в целях активизации познавательной деятельности учащихся.
Ключевые слова: виртуальный музей, процесс образования, средства виртуального музея, функции виртуального музея, музейная педагогика.
Annotation. The article discusses the pedagogical potential of the virtual museum. The authors present the virtual museum as a means of teaching and developing students. The characteristics of the specific features of the virtual museum are given, its functions and tasks are determined. The possibilities of using the resources of the virtual museum on subjects in school and vocational education (college, university) are determined. It is concluded that it is necessary to use the potential of the virtual museum in order to enhance the cognitive activity of students.
Key words: virtual museum, education process, means of a virtual museum, functions of a virtual museum, museum pedagogy.
Введение. В современных условиях использования виртуальной образовательной среды всё большее внимание уделяется виртуальным музеям, которые активно формируют в образовательных учреждениях различного типа. Педагогами-исследователями изучаются ряд вопросов:
1) обучающий потенциал виртуального музея;
2) методические основы использования средств музейной педагогики;
3) воспитательная среда виртуального музея;
4) виртуальный музей в системе образования.
Педагоги В.И. Гвазава, В.А. Нагорная, В.В. Объедкова [1, 5, 6] отмечают, что виртуальные музеи всё чаще используются при организации воспитательного процесса. Вследствие чего приходится говорить о том, что необходимо активнее использовать их педагогический потенциал в процессе организации воспитательных мероприятий современного типа.
Изложение основного материала статьи. Современное развитие информационных технологий позволило создавать виртуальные музеи на основе реального музея. Актуальность использования виртуального музея в образовательном процессе заключается в том, что современные подростки могут посмотреть материал, предоставляемый виртуальным музеем, не только в школе, но и дома, не ограничиваясь временем. Можно сказать, что подростки уже привыкли воспринимать информацию в цифровом формате, и это делает виртуальные музей доступным для изучения учениками.
По мнению Н.А. Дронова [3], виртуальные музеи можно рассматривать через призму феномена современной культуры.
По идее, виртуальные музеи - это адаптированные сайты традиционных музеев, которые используются для просмотра музейных экспозиций, находящихся в хранилищах музея.
Вследствие данной виртуальной возможности музеи стремятся наиболее полно представить в цифровом формате все предметы искусства и исторические объекты и становятся механизмом доступа к реальным историко-культурным объектам. Если нет возможности побывать в реальном музее, то виртуальный доступен для каждого. Функционирование виртуальных музеев базируется на новых формах работы с населением - информационно-коммуникационных технологиях. Данные технологии позволили музеям быть не только хранилищем экспонатов, а выступать социокультурным пространством, которое доступно для каждого человека.
Комплекс форм взаимодействия виртуальных музеев (виртуальные экскурсии, выставки, тематические видео подборки и др.), позволяет взаимодействовать со всеми возрастными категориями, быть интересными для каждого посетителя. Тем самым формируется единое культурное пространство, что весьма актуально в работе с молодежью, особенно, с учащейся молодежью.
Легкий доступ к международным музейным платформам будет стимулировать интерес молодежи, мотивировать к ознакомлению с экспонатами. Разработанные приложения для мобильных устройств предлагают обучающие программы, ознакомительные курсы, ориентированные на учащихся, что расширяет образовательные возможности.
Поскольку реальный музей не всегда доступен для посещения (удаленность, сложность транспортной доступности и др.), то его экспонаты не всегда доступны для широкого круга посетителей. Эту проблему, как раз и может решить виртуальный музей.
В.И. Гвазава [1] отмечает, что при использовании виртуального музея в образовательном процессе отрываются широкие возможности для активизации познавательной деятельности школьников, воспитания общей культуры учащихся, повышения историко-культурных знаний, формирования мировоззрения.
Т.В. Зыкова [4] указывает на положительные стороны функционирования виртуальных музеев: доступность с различных устройств, открытость в любое время, широкий выбор по интересам и направлениям, расширение культурных границ. Автором отмечается, что широкий круг мероприятий, реализуемых виртуальными музеями направлен на развитие
творческого мышления, межкультурной грамотности, повышение общего уровня культуры учащихся.
В последнее время фиксируется высокая динамика роста посещаемости мероприятий в рамках виртуальных музеев:
• Веб-трафик музея Лувра в Париже за три года увеличился с 40 тысяч до 400 тысяч посетителей в день;
• Посещаемость виртуальных музеев Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Пушкинского музея в Москве увеличилась в восемь раз;
• Метрополитен-музей в Нью-Йорке фиксирует десятикратное увеличение посетителей сайта.
В России разработан «Виртуальный тур по музеям России», объединяющий более ста музеев по всей стране.
Исследователи (Н.А. Дронова, Т.В. Зыкова, К.Д. Савицкая, Е.С. Юдкина и др.) выделяют специфические особенности музеев данного типа:
1) они существуют в сети Интернет, основываются на реальных экспонатах;
2) доступ к данным музеям открыт постоянно и круглосуточно;
3) в музеях этого типа сохраняется архивная информация об экспонатах, предоставляется широкий доступ к уникальным экспонатам;
4) в виртуальных условиях могут располагаться экспонаты, которые редко выставляются в реальном музее, хранящиеся в запасниках;
5) музеи виртуального типа реализуют ряд функций: коммуникативную, обучающую, культурно-развивающую, мотивационную, просветительную.
В целом, можно выделит следующую практику применения потенциала музеев данного типа в образовательном процессе:
1) проведение уроков-экскурсий по известным музеям мира (мировая художественная культура, география, биология, история и др.);
2) проведение уроков, посвященных известным писателям (например, музей им. М.Ю. Лермонтова и др.);
3) в профессиональном образовании (колледж, вуз) - проведение виртуальных экскурсий по мировым музеям.
Педагогический потенциал виртуального музея широко используется: формирование чувства причастности к
историческому и культурному наследию своего государства на основе музейных программ; раскрытие творческого потенциала учащихся; патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Н.А. Дронова [3] отмечает, что при использовании смешанных методик, возможна реализация полноценной экскурсии по заданной теме, согласно учебной программы. Автор отмечает, что стоит учитывать возрастные особенности учащихся, для которых будет организованы виртуальные туры по музеям.
Создание виртуального музея не является самоцелью, и не может рассматриваться только как создание копии реального музея. Основная цель - предоставление возможности посетителю самостоятельно изучать коллекции музея, получать визуально-графическую и иную информацию об интерьерах музея и его экспонатах.
В.В. Объедкова и Е.С. Юдкина [6, 7] выделяют следующие педагогические функции музеев виртуального типа:
1) классификация и экспонирование предметов и материалов, хранящихся в реальном музее;
2) возможность реализации поисково-исследовательской деятельности по музейным фондам в удаленном формате;
3) воспитание, социализация, культурное развитие обучающихся музейными средствами;
4) методическое обеспечение просветительской деятельности музея.
На основе публикаций Т.П. Айсуваковой, О.С. Прилепских, О.Я. Палкевич, О.Р. Поляковой, Е.С. Юдкиной [7; 8 и др.] определим задачи цифровой образовательной среды, в том числе, виртуального музея:
- организация досуговой деятельности учащихся;
- систематизация и представление музейного фонда;
- мотивация учащихся к исследовательской самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных интересов детей и подростков;
- овладение практическими навыками работы с поисковыми системами и с сайтом виртуального музея;
- развитие аналитических и исследовательских умений у учащихся при работе с виртуальными музейными фондами;
- развитие коммуникативных навыков учащихся;
- развитие навыков критического мышления, умений ставить и решать поисковые задачи.
Выше обозначенные позиции позволяют выделить основные направления деятельности виртуального музея в образовательном процессе: поисковое; пропагандистское; экскурсионное; лекторское; культурно-развивающее.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что работа виртуального музея позволяет: развивать познавательную активность учащихся; обеспечить связь поколений; реализовать поисковую, культурно-просветительскую деятельность учащихся; актуализировать патриотическое воспитание школьников.
Наиболее популярными виртуальные музеи стали в 2020 году, в период пандемии. По исследованиям ВЦОМ наиболее популярными по желанию посетить виртуально являются:
- исторические музеи (48%),
- художественные музеи (44%).
Технические музеи хотели бы посетить в виртуальном формате 30% от числа опрошенных.
Лидером среди виртуальных музеев, которые россияне желают посетить является Эрмитаж (около 30%).
Также к наиболее популярным можно отнести:
• Третьяковскую галерею (20%),
• музей А. С. Пушкина (8%),
• Русский музей (7%).
К сожалению, литературные музеи, краеведческие музеи мало известны, поэтому не пользуются спросом. Хотя экспозиции данных музеев были бы интересны широкому кругу посетителей [2].
В рамках данной статьи, нами проведен опрос преподавателей вузов и учителей школ города Ставрополь, относительно использования ими на занятиях ресурсов виртуальных музеев.
Опрос проводился в октябре 2022 года, прияли участие в опросе 64 человека. В результате опроса были получены следующие результаты:
Практически все респонденты отметили (97%), что им сложно включить материал музейных фондов и использовать его на занятиях, поскольку есть сложности с подключением в сеть Интернет и это занимает много времени.
Лишь 6% опрошенных ответили, что давали задания учащимся самостоятельно просмотреть сайты музеев и найти там необходимый материал.
Более 50% опрошенных отметили, что им необходимы дополнительные знания (название сайтов, названия музеев,
владение техникой, методические рекомендации и др.) по включению материалов виртуальных музеев в учебный процесс.
19% респондентов высказали намерение, что теперь они просмотрят сайты музеев и будут включать данный материал на занятиях по предметам.
Хочется отметить, что 14% педагогов впервые услышали и возможностях виртуальных музеев.
Следует отметить, что виртуальный музей выступает средством культурного развития и созидания личности. В образовании, виртуальный музей стоит рассматривать как инновационную технологию, которая меняет сущностную составляющую образовательного процесса. Следует пересмотреть подготовку педагога, например, на курсах повышения квалификации учителей дать информацию о возможностях виртуального музея и использование контента к практической деятельности.
Перспектива изучения возможностей музеев данного типа в образовательном процессе, нами видится в следующем:
• использование видеоконтента для проведения уроков истории, литературы, географии, биологии, физики и других учебных предметов;
• использование средств виртуальных музеев в воспитательной работе со школьниками;
• создание школьной базы материалов из различных музеев виртуального типа;
• повышение квалификации учителей, направленное на ознакомление с ресурсами музеев виртуального типа и возможностями его использования в процессе обучения и воспитания.
Выводы. В соответствии с целью и поставленными задачами исследования, сделаны ряд обобщающих выводов:
1) музеи виртуального типа - это не просто собрание уникальных экспонатов, а особая образовательная среда;
2) музеи виртуального типа предоставляет информацию для различных возрастных и образовательных категорий обучающихся;
3) высокая интерактивность, наглядность предоставляемой информации;
4) музеи виртуального типа имеют в своём арсенале широкие возможности для подготовки учебных занятий, для реализации самостоятельной работы учащихся, при проведении уроков-экскурсий.
Литература:
1. Гвазава, В.И. Виртуальный музей в вузовском образовании / В.И. Гвазава // Мир русского слова. - 2014. - № 3. -С. 99-102
2. День музеев олайн. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-muzeev-onlajn
3. Дронова, Н.А. Виртуальный музей как средство воспитания в школьной воспитательной среде / Н.А. Дронова // ЦИТИСЭ. - 2021. - № 1(27). - С. 338-345
4. Зыкова, Т.В. Культурологический анализ процессов функционирования виртуальных музеев / Т.В. Зыкова // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. - 2022. - № 45 (45). - С. 7-12
5. Нагорная, В.А. Организация проектной деятельности в учреждении начального профессионального образования по созданию «виртуального музея культуры и быта казачества на Южном Урале» / В.А. Нагорная // Инновационное развитие профессионального образования. - 2012. - № 1(01). - С. 157-159
6. Объедкова, В.В. Виртуальный музей декоративно-прикладного творчества и особенности его использования в дополнительном образовании детей / В.В. Объедкова // Современное образование: наука и практика. - 2013. - № 1(1). -С. 111-112
7. Прилепских, О.С. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов / О.С. Прилепских, Т.П. Айсувакова, Ю.В. Сорокопуд // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 69-1. - С. 353-356
8. Юдкина, Е.С. Потенциал виртуальных музеев в современных реалиях / Е.С. Юдкина // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. - 2021. - № 11. - С. 18-22
Педагогика
УДК 37.017.4
кандидат педагогических наук Сафин Никита Валерьевич
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж сервиса города Оренбурга» (г. Оренбург)
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ В
ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕНЫХ
Аннотация. В статье представлен теоретический обзор результатов исследования по пониманию гражданской идентичности личности, идентичности, охватывающей ее знания, отношения, ценности и действия в отношении гражданской активности. Осмысление понятия гражданской идентичности в педагогике появилась относительно недавно. Причин несколько. Имеющиеся исследования по гражданской идентичности в преобладающей степени относятся к области философии, политологии и социологии. Социокультурная ситуация определила научный интерес понятия ввиду его принадлежности к понятию «национальное самосознание». Отсутствие единой точки зрения на понимание характеристики и смысла гражданской идентичности. Понимание закономерностей функционирования гражданской идентичности открывает большие возможности в изучении гражданского общества в целом и является основой для анализа и прогнозирования социального поведения людей. В стратегии социокультурной модернизации образования определены задачи по формированию гражданской идентичности. В науке предлагается рассматривать понятие по компонентной структуре. Так по мнению ряда исследователей, гражданская идентичность характеризуется как структура основных компонентов: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностный (наличие позитивного отношения к факту принадлежности), эмоциональный (принятие гражданской общности в качестве группы членства). В статье обозначены подходы российских и зарубежных ученых на понятие гражданской идентичности.
Ключевые слова: гражданская идентичность, структура гражданской идентичности, гражданское единство, гражданская активность, полиэтническое пространство.
Annоtation. The article presents a theoretical overview of the results of a study on understanding the civic identity of a person, an identity that encompasses his knowledge, attitudes, values and actions in relation to civic activity. Understanding the concept of civic identity in pedagogy appeared relatively recently. There are several reasons. The available research on civic identity is predominantly in the fields of philosophy, political science and sociology. The sociocultural situation determined the scientific interest of the concept due to its belonging to the concept of «national identity». Lack of a unified point of view on understanding the characteristics and meaning of civic identity. Understanding the patterns of functioning of civic identity opens up great opportunities