владение техникой, методические рекомендации и др.) по включению материалов виртуальных музеев в учебный процесс.
19% респондентов высказали намерение, что теперь они просмотрят сайты музеев и будут включать данный материал на занятиях по предметам.
Хочется отметить, что 14% педагогов впервые услышали и возможностях виртуальных музеев.
Следует отметить, что виртуальный музей выступает средством культурного развития и созидания личности. В образовании, виртуальный музей стоит рассматривать как инновационную технологию, которая меняет сущностную составляющую образовательного процесса. Следует пересмотреть подготовку педагога, например, на курсах повышения квалификации учителей дать информацию о возможностях виртуального музея и использование контента к практической деятельности.
Перспектива изучения возможностей музеев данного типа в образовательном процессе, нами видится в следующем:
• использование видеоконтента для проведения уроков истории, литературы, географии, биологии, физики и других учебных предметов;
• использование средств виртуальных музеев в воспитательной работе со школьниками;
• создание школьной базы материалов из различных музеев виртуального типа;
• повышение квалификации учителей, направленное на ознакомление с ресурсами музеев виртуального типа и возможностями его использования в процессе обучения и воспитания.
Выводы. В соответствии с целью и поставленными задачами исследования, сделаны ряд обобщающих выводов:
1) музеи виртуального типа - это не просто собрание уникальных экспонатов, а особая образовательная среда;
2) музеи виртуального типа предоставляет информацию для различных возрастных и образовательных категорий обучающихся;
3) высокая интерактивность, наглядность предоставляемой информации;
4) музеи виртуального типа имеют в своём арсенале широкие возможности для подготовки учебных занятий, для реализации самостоятельной работы учащихся, при проведении уроков-экскурсий.
Литература:
1. Гвазава, В.И. Виртуальный музей в вузовском образовании / В.И. Гвазава // Мир русского слова. - 2014. - № 3. -С. 99-102
2. День музеев олайн. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-muzeev-onlajn
3. Дронова, Н.А. Виртуальный музей как средство воспитания в школьной воспитательной среде / Н.А. Дронова // ЦИТИСЭ. - 2021. - № 1(27). - С. 338-345
4. Зыкова, Т.В. Культурологический анализ процессов функционирования виртуальных музеев / Т.В. Зыкова // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. - 2022. - № 45 (45). - С. 7-12
5. Нагорная, В.А. Организация проектной деятельности в учреждении начального профессионального образования по созданию «виртуального музея культуры и быта казачества на Южном Урале» / В.А. Нагорная // Инновационное развитие профессионального образования. - 2012. - № 1(01). - С. 157-159
6. Объедкова, В.В. Виртуальный музей декоративно-прикладного творчества и особенности его использования в дополнительном образовании детей / В.В. Объедкова // Современное образование: наука и практика. - 2013. - № 1(1). -С. 111-112
7. Прилепских, О.С. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов / О.С. Прилепских, Т.П. Айсувакова, Ю.В. Сорокопуд // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 69-1. - С. 353-356
8. Юдкина, Е.С. Потенциал виртуальных музеев в современных реалиях / Е.С. Юдкина // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. - 2021. - № 11. - С. 18-22
Педагогика
УДК 37.017.4
кандидат педагогических наук Сафин Никита Валерьевич
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж сервиса города Оренбурга» (г. Оренбург)
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ В
ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕНЫХ
Аннотация. В статье представлен теоретический обзор результатов исследования по пониманию гражданской идентичности личности, идентичности, охватывающей ее знания, отношения, ценности и действия в отношении гражданской активности. Осмысление понятия гражданской идентичности в педагогике появилась относительно недавно. Причин несколько. Имеющиеся исследования по гражданской идентичности в преобладающей степени относятся к области философии, политологии и социологии. Социокультурная ситуация определила научный интерес понятия ввиду его принадлежности к понятию «национальное самосознание». Отсутствие единой точки зрения на понимание характеристики и смысла гражданской идентичности. Понимание закономерностей функционирования гражданской идентичности открывает большие возможности в изучении гражданского общества в целом и является основой для анализа и прогнозирования социального поведения людей. В стратегии социокультурной модернизации образования определены задачи по формированию гражданской идентичности. В науке предлагается рассматривать понятие по компонентной структуре. Так по мнению ряда исследователей, гражданская идентичность характеризуется как структура основных компонентов: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностный (наличие позитивного отношения к факту принадлежности), эмоциональный (принятие гражданской общности в качестве группы членства). В статье обозначены подходы российских и зарубежных ученых на понятие гражданской идентичности.
Ключевые слова: гражданская идентичность, структура гражданской идентичности, гражданское единство, гражданская активность, полиэтническое пространство.
Annоtation. The article presents a theoretical overview of the results of a study on understanding the civic identity of a person, an identity that encompasses his knowledge, attitudes, values and actions in relation to civic activity. Understanding the concept of civic identity in pedagogy appeared relatively recently. There are several reasons. The available research on civic identity is predominantly in the fields of philosophy, political science and sociology. The sociocultural situation determined the scientific interest of the concept due to its belonging to the concept of «national identity». Lack of a unified point of view on understanding the characteristics and meaning of civic identity. Understanding the patterns of functioning of civic identity opens up great opportunities
in the study of civil society as a whole and is the basis for analyzing and predicting the social behavior of people. The strategy of socio-cultural modernization of education defines the tasks for the formation of civic identity. In science, it is proposed to consider the concept of the component structure. Thus, according to a number of researchers, civic identity is characterized as a structure of the main components: cognitive (knowledge of belonging to a given social community), value (the presence of a positive attitude towards the fact of belonging), emotional (acceptance of a civic community as a membership group). The article outlines the approaches of Russian and foreign scientists to the concept of civic identity.
Key words: civic identity, civic identity structure, civic unity, civic activity, multi-ethnic space.
Введение. Научная идея осмысления понятия гражданской идентичности в педагогике появилась относительно недавно. Причин несколько: в последнее двадцатилетие имеющиеся исследования по гражданской идентичности в преобладающей степени относятся к области философии, политологии и социологии; наличие разных позиций ученых на сущность и структуру понятия.
Согласно содержания нормативных документов [1] важнейшее условие становления государственности - воспитание гражданской идентичности. Данное обстоятельство явилось предпосылкой изучения данного понятия. За последнее десятилетие несколько знаковых исследований продвинули нас в научном понимании гражданской идентичности [6; 7; 9; 10; 11]: в этой статье мы обозначим эти исследования.
Изложение основного материала статьи. Практика воспитания у личности общепринятого социального поведения является одной из задач любого общества и своеобразным критерием стабильности общества. В свою очередь отсутствие у личности общепринятого социального поведения определяет серьезные проблемы как для личности, так и для общества в целом: у личности может проявляться чувство тревоги, отчуждения, фрустрации важных социальных потребностей, а у государства - угроза его национальной безопасности.
Определение содержания понятия «гражданская идентичность» и ее закономерностей функционирования создает основу для анализа и прогнозирования социального поведения людей.
Исследователи в России и за рубежом отмечают сложность и противоречивость феномена гражданской идентичности. Этот факт можно объяснить фиксированием существенных различий в трактовке понятия, отсутствием единообразия в понимании структуры, закономерностей.
Попытки толкования рассматриваемого понятия в отечественной педагогике можно отнести к современному этапу развития научной мысли. Становление чувства принадлежности к общности граждан страны впервые было обозначено в содержании стандартов образования. Именно в данном нормативном документе подчеркивается важнейшая роль образования, которое позволяет определить условия для формирования у обучающихся базовых национальных ценностей, навыков социализации; развитие универсальных навыков учебной деятельности, позволяющих успешно решать учебные задачи; укрепление здоровья подрастающего поколения, снижение уровня дезадаптации [1].
Опираясь на содержание нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, выделим ряд задач, направленных на формирование гражданской идентичности:
- способствовать осмыслению обучающихся собственной принадлежности к сообществу страны;
- формировать самооценку, повышать уровень готовности и способности реализовывать обязанности гражданина, активно принимать участие в государственных мероприятиях;
- определять собственную принадлежность к социальной группе, принимать социальный статус в данной группе (г. Тэджфел) [11].
Перейдем к рассмотрению ключевого определения. Исследователи под гражданской идентичностью понимают совокупность представлений субъекта о структурных составляющих гражданского общества, осуществление оценочной функции происходящих событий [3, С. 185]; позиционирование субъектом самого себя в гражданской сфере [5, С. 15]; осмысление личностью чувства сопричастности к общности граждан определенной страны [6, С. 94]; как сознательный процесс соотношения (идентификации) человека с определенной общественной общностью в определенном социально-политическом контексте [9, С. 75]; социокультурная структура, воплощенная в социокультурных характеристиках (менталитет, мировоззрение, социокультурные ценности, нормы, типичное поведение) [2, С. 12; 12, С. 10]; как определение субъектом собственного статуса гражданина страны, как определение личностью прав, обязанностей, стремления вести активную общественную жизнь [13, С. 15].
Таким образом, анализ нормативных и научных исследований за последнее десятилетие позволяет определить структуру гражданской идентичности: знаниевый компонент (создание образа политического устройства государства, знание основных тезисов нормативных актов, определяющих его функционирование, знание и представление о родном народе, знание государственного устройства и механизмах его функционирования, институтах власти, этнической принадлежности, ценностей, культурного наследия страны); ценностный компонент (проявление положительного/отрицательного отношения к определенной общности граждан страны, уважительное отношение к достоинству личности, уважение к общепринятым ценностям, высокий уровень моральных чувств и самооценки); эмоциональный компонент (выраженное отношение личности, выражающееся в принятии/непринятии гражданской общности страны). Однако, на наш взгляд, в структуру понятия обязательно должен быть включен деятельностный компонент, предполагающий активное включение субъекта в общественные мероприятия, реализацию собственной образовательной траектории, направленной на повышение уровня знаний собственных прав в обществе и готовности реализовывать обязанности гражданина, а также развитие способности выстраивать коммуникацию и сотрудничество на основе равноправных отношений, использование родного языка для общения, конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, реализация здорового образа жизни.
Подчеркнем результаты экспериментальной работы отечественного ученого А.А. Логиновой, которая рассматривает особенности формирования рассматриваемого процесса [7]. Автором предложена характеристика структуры понятия, выделены критерии (когнитивный, ценностный, деятельностный) и компоненты. Другой подход предлагают исследователи ярославской педагогической школы (Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова). Исследователи подчеркивают необходимость формирования мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-оценочного и практического компонентов [10].
Таким образом, в подавляющем большинстве исследований не отражены особенности влияния гражданской активности на личность. Чаще, вместо этого, внимание сосредоточено на отдельных результатах, связанных с гражданской активностью (например, поведением, отношением или знаниями), в отличие от целостной конструкции, объединяющей эти различные значения. Следовательно, исследователям важно рассматривать гражданскую идентичность личности как самостоятельный статус идентичности, который будет неотъемлемой частью индивидуальной идентичности.
Исследователи имеют четкое представление о влиянии различных усилий гражданской активности на различные результаты формирования чувства принадлежности к общности граждан государства. Непонимание факторов, треков ее
развития остается тревожным показателем в современных исследованиях. Однако ряд авторов определяют гражданскую идентичность как конструкт, их работа не позволяет составить стратегию того, как происходит ее развитие. Предположим, что если рассматривать кумулятивный эффект гражданского опыта, то тогда можно будет лучше понять, как развивается гражданская идентичность и организовать более эффективную окружающую среду, чтобы поддержать ее развитие.
К факторам, влияющим на формирование данного процесса, отнесем: повышенный интерес и характер участия личности в общественных событиях, особенности реализации субъектом гражданских ролевых моделей. Результаты проведенного педагогического эксперимента, проводимого на базе образовательных организаций при участии более 400 обучающихся, позволяют нам утверждать, что опыт гражданской активности личность может получить, участвуя в работе различных общественных организаций. Отметим важную особенность: отсутствие сформированной гражданской идентичности личности влекут за собой проблемы, связанные с принадлежностью, защитой, с самореализацией гражданина, тогда как отсутствие сформированной гражданской идентичности у обучающихся вызывает психологическую толерантность к различным видам внешней агрессии.
Выводы. Приобретенный опыт гражданской активности: волонтерство, обучение по основной образовательной программе и обучение по альтернативным программам и курсам, акции поддержки, забота об одиноких людях и т.д. позволяет специалистам сферы образования создавать и эффективно реализовывать условия для формирования чувства принадлежности личности к общности граждан на знаниевой, ценностной и деятельностной основе. Это согласуется с общим пониманием развития идентичности, концептуализируя его как происходящее в следующих направлениях: эпистемологическом (способность к созданию смысла), внутриличностном (чувство собственного достоинства) и межличностное (отношения с другими). Цель состоит в том, чтобы сохранить положительный эффект педагогической работы с обучающимися - сформировать у них осознанную гражданскую позицию, потребность в коммуникации со сверстниками и взрослыми, активно участвовать в важных общественных событиях.
Реализуя миссию образования, которая определяет необходимость активного включения обучающихся в общество, построенное по законам демократии, педагоги должны рассматривать и учитывать условия, влияющие на становление гражданской идентичности. Благодаря этому пониманию педагоги смогут оптимально осмыслить когнитивное и межличностное развитие личности.
Литература:
1. Образовательные стандарты второго поколения. - URL: http://www.standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=754 (дата обращения: 10.10.2013).
2. Гришина, Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х гг.: автореферат дис. ...д-ра социол. наук: 22.00.04 / Гришина Елена Александровна. - Москва, 2000. - 48 с.
3. Даниленко, В.И. Современный политологический словарь / В.И. Даниленко. - М.: Издательство: NOTA BENE, 2000. - 1016 с.
4. Конода, И.В. Формирование гражданской идентичности в процессе политической социализации: автореферат дис. канд. полит. наук: 23.00.02. / Конода Иветта Владимировна. - Москва, 2007. - 24 с.
5. Кравченко, Н.Ю. Кризис концепта гражданской идентичности: таксиологическое измерение / Н.Ю. Кравченко // Новости Саратовского университета. Серия Социология. Политология. - 2015. - №3 (15). - С. 14-18
6. Кречетова, В.А. Построение теоретической модели гражданской идентичности студента / В.А. Кречетова // Альманах современной науки и образования. - 2013. - №9 (76). - С. 91-97
7. Логинова, А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Логинова Александра Александровна. - Самара, 2010. - 27 с.
8. Малюченко, Г.Н. Социально-психологический анализ целостного представления мира: монография / Г.Н. Малюченко, В.М. Смирнов. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2006. - 155 с.
9. Панкратов, С.А. Специфика гражданской идентичности в условиях российской политической модернизации / С.А. Панкратов, Н.А. Тельнова // Новости Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. - 2011. - №11(4). -С. 75-79
10. Рожков, М.И. Формирование у школьников гражданской идентичности и межэтнической толерантности в поликультурном пространстве: методическое пособие / М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова. - Ярославль: Канцлер, 2013. -С. 32-34
11. Талджунайте, М. От этнической и гражданской идентичности к государственной идентичности / М. Талджунайте // Философия. Социология. - 2013. - 24 (4). - С. 187-192
12. Шикова, Р.Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ: автореферат дис. ...канд. социол. наук: 22.00.06 / Шикова Расита Юриевна. - Майкоп, 2010. - 20 с.
13. Юшин, М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: автореферат дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Юшин Михаил Анатольевич. - Тула, 2007. - 24 с.
Педагогика
УДК 372.881.111.1
кандидат психологических наук Седова Екатерина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук Орлова Людмила Георгиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ У МАГИСТРАНТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08. 04.01. «СТРОИТЕЛЬСТВО»)
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о формировании профессиональной компетентности у магистрантов средствами иностранного языка, в частности посредствам комплексного пособия, разработанного авторами для магистратуры по специальности 08.04.01. «Строительство». Пособие включает в себя профессионально ориентированный аутентичный текстовый материал, в котором прослеживаются междисциплинарные связи, и который способствует расширению вокабуляра магистрантов по специальности, содержит различные коммуникативные упражнения, моделирующие ситуации профессионального общения, а также творческие задания, стимулирующие научный поиск магистрантов. Наряду с этим, авторы внедрили в пособие раздел, в котором отражены правила деловой переписки,