УДК 378
Ефименко Вероника Николаевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
Камчатского государственного университета
имени Витуса Беринга
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»
Efimenko Veronika Nikolayevna
PhD in Education Science, Assistant Professor of The Education Science Department? Kamchatka State University [email protected]
STRUCTURAL COMPONENTS AND CONTENT OF THE CIVIL IDENTITY CONCEPT
Аннотация:
Данная статья посвящена анализу содержания понятия «гражданская идентичность» в гуманитарных науках, его структурных компонентов. Проведенное исследование позволяет утверждать, что у исследователей, разрабатывающих его, отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. Понятие «гражданская идентичность» трактуется неоднозначно не только по выделяемым характеристикам, но и по смыслам. Попытки его толкования были предприняты в основном в социологии и политологии и лишь недавно появились в отечественной педагогике.
Ключевые слова:
образование, гражданская идентичность, идентификация, принадлежность к гражданской общности, функции гражданской идентичности, компоненты, модель структуры гражданской идентичности личности.
The summary:
The given article is devoted to the analysis of the civil identity concept in the humanities, and its structural components. The undertaken research shows that the researchers studying the concept do not have a common interpretation of it. The concept of civil identity is interpreted in different ways according to not only the characteristics, but also the meanings. The attempts to explain the civil identity concept have belonged to the social and political sciences, and just recently appeared in the national education science.
Keywords:
education, civil identity, identification, belonging to civil community, functions of civil identity, components, model of personality civil identity structure.
Идеологами стандарта нового поколения четко обозначена миссия системы образования - «формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности» [1].
Между тем Р.Ю. Шикова утверждает, что «формирование общероссийской гражданской идентичности в нашей стране далеко не простая задача хотя бы потому, что понятие “российская нация”, ее формирование и развитие не осмыслены на теоретическом уровне» [2].
Для отечественной научной традиции понятие гражданской идентичности является относительно новым: до 90-х гг. XX в. оно включалось в рамки концепта «этнического/национального самосознания», характеризующего, прежде всего, принадлежность индивида к этнической общности на основе разделяемых представлений об общей территории, языке, культуре, истории и государственности, а также этнических ценностей, интересов [3].
Однако, Н.Л. Иванова утверждает, что этническая и гражданская идентичности оказываются наиболее актуальными и одновременно слабо проработанными теоретически и эмпирически предметными областями исследований. К этим видам идентичности чаще всего обращаются, когда изучают вопрос о влиянии общественных изменений на самосознание личности, поскольку эти элементы социальной идентичности в наибольшей степени зависят от политической обстановки в стране и мире в целом [4].
Гражданская идентичность является фактором консолидации вокруг интересов страны, считает А.Г. Санина, поэтому степень ее укорененности в сознании и действии граждан - залог политической, духовной консолидации, единства общества. Именно этот аспект выделяется в публичных выступлениях российских государственных деятелей, а также в большинстве отечественных научно-исследовательских работ, посвященных данной проблеме. Наиболее показательным примером здесь являются выступления Президента: ежегодные Послания Федеральному собранию, обращения к народу, в которых содержится комплекс идей об основах российской гражданской идентичности: это идеи сильного государства, необходимости современной
армии и флота, возрождения России как великой державы и завоевания ею достойного положения в современном мире, гордости за великое прошлое страны, российского патриотизма, мультинациональных и многоконфессиональных характеристик российского государства и другое. Стоит сказать, что традиционно выделяемые единицы гражданской идентичности носят преимущественно политический характер, а основным (а иногда и единственным) субъектом формирования данного феномена признается государство [5].
Анализ понятия «гражданская идентичность» находим в исследованиях зарубежных и отечественных философов, социологов, политологов, психологов, педагогов: Т. Хайдеггера, Ю. Хабермаса, В. Хесле, Ф. Фукуямы обратившихся к особенностям формирования идентичности в по-лиэтноконфессиональных сообществах, трансформации систем идентификаций индивидов под влиянием социокультурных факторов. Вопросам становления гражданской идентичности под воздействием процессов глобализации посвящены исследования Р.Г. Абдулатипова, Ю.В. Ару-тюняна, Л.Д. Гудкова, А.В. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой, В.В. Лапкина, Ю.А. Левады, В.И. Пантина, И.С. Семененко, В.Г. Федотовой, В.А. Ядова. Современные диссертационные исследования Е.М. Арутюновой, Э.М. Дымова, В.Ю. Журавлевой, И.В. Коноды, Е.Л. Омельченко, В.В. Титова, М.А. Юшина, С.М. Дробижевой посвящены изучению различных аспектов гражданской идентичности, в них обобщены результаты проектов, анализирующих российскую идентичность в региональном разнообразии, рассматриваются вопросы о формировании идентичности в России, а также обосновывается разделение понятий государственной и гражданской идентичности.
Изучение трудов, посвященных гражданской идентичности, привело к формированию устойчивого мнения о том, что у исследователей, разрабатывающих понятие «гражданская идентичность», отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. В зависимости от того, как проблема гражданской идентичности вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения. Тут стоит отметить, что понятие «гражданская идентичность» трактуется неоднозначно не только по выделяемым характеристикам, но и по смыслам. Причем попытки толкования данного понятия были предприняты в основном в социологии и политологии, и лишь недавно появились в отечественной педагогике.
Разработка понятия «гражданская идентичность» педагогической наукой связана с задачей формирования гражданской идентичности учащихся в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения.
Сегодня в основе стандарта общего образования лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности; снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающих поколений [6].
А.Г. Асмолов выделил ряд задач стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которой будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны, одной из которых является формирование гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе.
Чаще всего гражданская идентичность в педагогической науке понимается так:
- осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта [7];
- тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [8, с. 16];
- является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства (Г. Тэджфел).
В материалах Всероссийского семинара «Актуальные проблемы введения и реализация ФГОС общего среднего образования: нормативно-методическое обеспечение, инновационные технологии, лучшие практики» обозначены функции гражданской идентичности: интеграция в единую общность; самореализация и самоактуализация личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности; функция, реализующая аффилиативную потребность в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет преодолеть страх и тревогу и обеспечивает уверенность и стабильность личности в изменяющихся социальных условиях, фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью, позволяет оказывать влияние на гражданское сообщество, которое проявляет-
ся в политической и гражданской активности личности. Таким образом, гражданская идентичность выполняет защитную функцию и функцию самореализации и самоактуализации.
Понятие «гражданская идентичность», по мнению ряда исследователей, включает в себя три основных элемента: когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности, ценностный - наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности и эмоциональный - принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых [9].
Осознание принадлежности к гражданской общности предполагает наличие представлений об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения, о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входит образ государства, занимающего ту или иную территорию, а также народы, населяющие государство, со своей культурой, языком и традициями.
Наличие или отсутствие для человека личностного смысла этих элементов, их значимость и включенность в систему ценностей отражает ценностный компонент.
Ценностный и эмоциональный компоненты гражданской идентичности могут преобладать и оказывать существенное влияние на содержание когнитивного компонента.
Важнейшими составляющими эмоционального компонента являются чувства гордости или стыда, вызванные гражданской общностью и принадлежностью к ней. Гордость за свою страну представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности. Таким образом, становление гражданской идентичности фиксируется не только фактом осознания гражданской принадлежности, но и в большей степени тем отношением, которое к ней проявлено, и принятием данного факта как значимого в жизни человека. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
Однако в предложенной структуре гражданской идентичности, отсутствует деятельностный компонент. Такое понимание структурных компонентов гражданской идентичности характерно для социологических концепций, для которых наиболее важными являются когнитивные и ценностные показатели.
В педагогической науке (в отличие от социологии и политологии) внимание ученых акцентируется на том, какой смысл имеет осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной общности, осознание себя в качестве гражданина этого общества, гражданина, обладающего определенными качествами (А.А. Логинова).
Исследование, проведенное А.А. Логиновой по проблеме формирования гражданской идентичности школьников, позволило автору обозначить структурные компоненты и содержание гражданской идентичности, к которым относятся:
- Когнитивный (знания о явлении «гражданская идентичность», о гражданине, гражданской общности, о государственной символике, об основном законе РФ, о правах и обязанностях гражданина, о формах участия народа в управлении государством и другое).
Когнитивный компонент образует знания о том, кто такой гражданин, о гражданской общности, о государственной символике; по истории Отечества и его культурных традициях, о политических событиях, происходящих в государстве, о партиях и общественных движениях в стране, о законах и другое. Автор справедливо отмечает, что именно когнитивный компонент является базой для развития мотивов действий и поступков, содержание которых составляют отношения, адекватные явлению гражданской идентичности.
- Ценностный (положительное отношение к Родине, Отечеству, к человеку как гражданину; воспитание любви к Родине, Отечеству, уважения к истории Отечества, к своей и иной культуре, к другим народам).
Содержание ценностного отношения гражданской идентичности как личностного образования школьника образуют ценности: «родина», «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «человек как гражданин», «гордость», «справедливость», «любовь к Отечеству, к гражданскому сообществу», «привязанность к малой родине», «правопорядок», «законопослушание», «преданность».
- Деятельностный (реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность; участие в социально значимой деятельности).
Содержание деятельностного компонента образуют действия и поступки гражданского содержания: участие в гражданских акциях, митингах, социальных проектах, в субботниках по благоустройству города, соблюдение общественного порядка и другое.
Несколько иной подход в определении структурных компонентов и их содержательного наполнения находим у исследователей ярославской педагогической школы (Л.В. Байбородо-ва, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова): мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-
оценочный и практический, позволяющие всесторонне оценить результаты гражданского воспитания [10].
Мотивационно-ценностный компонент характеризует:
- мотивационную сферу личности как соотношение мотивов, которые побуждают к гражданской деятельности, придавая ей личностный смысл и стимулируя освоение общекультурных ценностей;
- ценностные ориентации и отношение к ним, то есть осознание личностной и общечеловеческой значимости различных гражданских знаний, что проявляется в признании их как лич-ностно значимых (это в свою очередь проявляется в реализации и регуляции практической гражданской деятельности).
Мотивационно-ценностный компонент характеризует направленность отношений человека к государству, в котором он живет, к гражданскому обществу и самому себе, к гражданским правам и обязанностям.
Эмоционально-оценочный компонент гражданской идентичности личности отражает рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественнополитическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения; принятие или непринятие своей принадлежности к гражданам определенного государства.
Практический компонент выполняет преобразующую функцию и предполагает установление взаимосвязи с окружающей объективной действительностью и другими людьми. Данная взаимосвязь реализуется посредством гражданской активности, которая определяется как реализуемая готовность к осознанным гражданским действиям, в которых проявляются и формируются отношения к другим людям и своему государству, способности к саморазвитию, самореализации в процессе происходящих общественных событий. При этом гражданская активность определяет реально проявляемое ответственное отношение личности к своим гражданским правам и обязанностям.
Практический компонент определяет реальное поведение индивида, его умение выполнять социально-нравственные обязанности в соответствии с уровнем гражданской воспитанности. Практический компонент проявляется в социально полезной, гражданской деятельности, которая выступает как необходимое условие овладения социальным опытом. Этот компонент включает саморегуляцию, а также самоорганизацию деятельности и поведения, то есть выполнение человеком гражданских обязанностей, соблюдение нравственных норм в своем поведении.
Очевидно, что практическая деятельность невозможна без ориентации на знания, освоенные в процессе познавательной деятельности, в то время как когнитивный, мотивационноценностный, эмоционально-оценочный компоненты реализуются через деятельность.
На семинаре «Актуальные проблемы введения и реализация ФГОС общего среднего образования: нормативно-методическое обеспечение, инновационные технологии, лучшие практики» была предложена модель структуры гражданской идентичности личности, включающая следующие компоненты:
- когнитивный (познавательный) - знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
- эмоционально-оценочный (коннотативный) - рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочный (аксиологический) - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
- деятельностный (поведенческий) - участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия [11].
В результате анализа исследований, посвященных проблеме формирования гражданской идентичности личности, мы пришли к выводу, что понятие «гражданская идентичность» трактуется неоднозначно не только по выделяемым характеристикам, но и по смыслам. Научные подходы к толкованию данного термина предпринимались в основном в социологии и политологии, и лишь недавно появились в поле зрения педагогической науки.
С нашей точки зрения, для любого государства, «завтрашний день» связан, прежде всего, с детьми и молодежью, - это та часть населения, которая формирует образ будущего и должна
рассматриваться как потенциал, роль которого возрастает во всех сферах жизнедеятельности общества. В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть, что проблема формирования гражданской идентичности среди детей и молодежи приобретает особую педагогическую значимость и решение ее конечно в полном объеме затрагивает все уровни образовательных учреждений.
Ссылки:
1. Образовательные стандарты второго поколения. и^: Ь|Пр:/Лм\«\«.81ап<^а|1.е<^и.ги/<^ос.а8рх?0осИ=754 (дата обращения: 10.10.2013).
2. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. и^: Ь|Пр://суЬег!етпка.ги/а|Ис!е/п/дга2Ь|<^ап8кауа-оЬ8сЬ|его881у8кауа-1<^епйсЬ|по81-8о18ю!од1сЬ|е8к1у-а8рек (дата обращения 10.10.2013).
3. Санина АГ. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 4. С. 289294.
4. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 83-93.
5. Санина А.Г. Указ. соч.
6. Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки ФГОС второго поколения // По результатам поведения семинара, посвященного формированию гражданской идентичности в системе общего образования для разработчиков новых образовательных стандартов. и^: Ь|Пр:/Лдо8.18югао.ги/<^о\«п!оа<^/риЬ!.1.рЬ|р (дата обращения: 14.10.2013).
7. Концепция ФГОС. Раздел 1. и^: Ь|Нр://аукга8п.ги/а|Ис!е-1119.Мт! (дата обращения: 28.10.2013).
8. Юшин М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Тула, 2007. 24 с.
9. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 140-142.
10. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожникова Т.Н. Разработка концептуальных основ воспитания гражданской идентичности ярославских школьников с учетом региональных особенностей. Ярославль, 2011. С. 71.
11. Формирование гражданской идентичности личности ...