Научная статья на тему 'Гражданская идентичность и приемы ее формирования в профессиональной образовательной организации'

Гражданская идентичность и приемы ее формирования в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
410
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / LEGAL IDENTITY / PATRIOTISM / EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY / SELF IDENTITY / CONTINUITY OF THE SOVIET STATE / RUSSIAN YOUTH / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тимошенко Александр Иванович, Тазетдинова Елена Николаевна

В статье рассматриваются теоретические подходы к понятию, структуре и критериям сформированности гражданской идентичности. Оцениваются возможности формирования гражданской идентичности в профессиональных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тимошенко Александр Иванович, Тазетдинова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CIVIL IDENTITY AND METHODS OF ITS FORMATION IN EDUCATIONAL INSTITUTION OF VOCATIONAL LEVEL

The article deals with theoretical approaches to determining the structure and levels of civil identity. The possibilities of formation of civil identity in professional educational organizations are evaluated.

Текст научной работы на тему «Гражданская идентичность и приемы ее формирования в профессиональной образовательной организации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

PROFESSIONAL GROWTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON

УДК/UDC 377 А. И. Тимошенко, Е. Н. Тазетдинова

A. Timoshenko, E. Tazetdinova

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРИЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

THE CONCEPT OF CIVIL IDENTITY AND METHODS OF ITS FORMATION IN EDUCATIONAL INSTITUTION OF VOCATIONAL LEVEL

В статье рассматриваются теоретические подходы к понятию, структуре и критериям сформированности гражданской идентичности. Оцениваются возможности формирования гражданской идентичности в профессиональных образовательных организациях.

The article deals with theoretical approaches to determining the structure and levels of civil identity. The possibilities of formation of civil identity in professional educational organizations are evaluated.

Ключевые слова: гражданская идентичность, правовая идентичность, патриотизм, стратегия развития воспитания, самоидентификация, преемственность советской государственности, российская молодежь, волонтерская деятельность.

Keywords: civil identity, legal identity, patriotism, education development strategy, self identity, continuity of the Soviet state, the Russian youth, volunteering.

С середины 1970-х гг. в общественных науках распространение получил термин «идентичность». Серьезный вклад в изучение идентичности был внесен психологом Э. Эриксоном, с его именем связывают возникновение данно-

го термина. В первой половине ХХ в. для США проблему идентичности он считал ключевой в условиях обострившихся расовых и социальных противоречий и увеличения притока мигрантов. Идентичность Эриксон понимал как продукт взаимодействия между обществом и личностью, причем взаимодействие характерно для зрелой личности, самотождественность которой синтезируется со стремлением к интеграции в социальные структуры [8, с. 56].

В рамках российского государства XXI в. идентичность как самоопределение человека и социальных групп интерпретируется большим количеством определений. За последнее 20 лет в научных работах, изданных на русском языке, появились разные понятия, отражающие сущность и специфику идентификационных процессов в российском государстве. Л. М. Дробижева в своих трудах, посвященных исследованию межнациональных отношений, обращается к понятию «государственно-гражданская идентичность», которое включает в себя не только лояльность к государству, но и отождествление с гражданами [2, с. 49-57]. А. Г Санина использует понятие «российская идентичность» [6, с. 57-65]. По мнению исследователя, наиболее точным понятием, характеризующим идентич-

ность индивидов в рамках государства, целесообразно считать гражданскую идентичность. Поскольку на законодательном уровне в Российской Федерации понятие «гражданство» определено как устойчивая правовая связь лица с государством, то есть с Российской Федерацией, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей [9, ст. 3]. Содержание правовой связи можно охарактеризовать лояльностью населения к своей стране, которая достижима наличием взаимных прав и обязанностей между властью и гражданином, а также эмоциональной привязанностью к стране с присутствием политической и общественной активности.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 25.05.2015 № 996-р, ставит первостепенной задачей развитие воспитательного процесса в условиях современного образования, сочетающего отечественные педагогические традиции и опыт современности. В стратегии предусматривается, что базой воспитательного процесса должны стать современные программы гражданско-патриотического воспитания, направленные на формирование культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, российской гражданской идентичности. Все это, по мнению ученых, создаст благоприятную среду для проявления у детей и молодежи качеств гражданина нашего государства, независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности [10, с. 3-4].

Положение современного российского общества характеризуется кризисом идентичности, который связан не только с историческими последствиями, но и с особенностями его развития. В частности, глобализация в социокультурной сфере, сопровождающаяся отказом от многих традиционных ценностей, оказала воздействие на идентичность современных россиян [7, с. 56].

Распад Советского Союза и крах идеологии отразились на формировании гражданского общества, развитии молодежи. Эти последствия не случайно носят сложный, неоднозначный характер и определяют широкий круг вопросов, требующих разностороннего анализа. Гражданская идентичность отражает самосознание гражданина, а оно у россиян, как отмечают исследователи, «остается противоречивым», проявляется «слабость, недо-

статочность интенсивности общегражданской идентичности, во многом все еще носящий формальный характер» [4, с. 9]. Такой результат оценки современного гражданского общества не является преувеличенным. Например, результаты круглого стола, проведенного в 2006 г. ВЦИОМ, говорят о том, что «... современное российское общество напоминает рассыпающийся песок, из которого не удается создать устойчивых социальных конструкций, а сами элементы общества неизбежно теряют собственную идентичность» [3, с. 5]. В 2007 г. к аналогичному выводу пришла рабочая группа Института социологии РАН: «... Граждане современной России испытывают серьезные проблемы с формированием гражданской идентичности — по большому счету, их мало что объединяет: нет общей идеологии, нет общих целей и интересов» [4, с. 9].

После распада Советского Союза Россия выглядела как страна, которая полностью проиграла идеологическое противостояние с Западом: победа демократии над диктатурой, капитализма над социализмом, а действующая Конституция Российской Федерации признает идеологическое многообразие. Государственная идеология складывается из исторического опыта и текущих политических задач. Однако без идеологии общество существовать не может, без нее сложно представить, в каком направлении должно развиваться общество. Идеология — это не только система убеждений, это способ жизни, способ отношения к миру и себе.

Идеология нами представляется как синтез того, чем живет народ. К ключевым позициям идеологии мы относим: патриотизм, социальную справедливость и свободу. Власть должна воплощать идеалы, которые народ считает своими. В настоящее время консервативная идеология на уровне государства не распространяется, вместе с тем Россия является хранителем консервативных ценностей. Одновременно с этим существуют фактические идеи, которые исподволь, но реально работают. Это идея неограниченной бесконтрольной власти. Основной закон государства провозгласил права человека высшей ценностью, а неограниченность этой власти делает человека уязвимым. Общество должно себя ограничивать, не ограничивая права человека. По нашему мнению, вопрос идеологии должен решаться не правовым способом, а убеждением.

Гражданская идентичность является основополагающим фактором формирования

и успешного функционирования гражданского общества. Перед педагогической наукой поставлены задачи выработки общетеоретических подходов к проблеме гражданской идентичности; формирования гражданской идентичности в процессе профессионального образования; создания педагогической модели и условий формирования гражданской идентичности обучающихся.

Нами гражданская идентичность рассматривается как компонент социальной идентичности, в структуру которой входят: правовая идентичность, позволяющая гражданину пользоваться правовой защитой и отстаивать свои права через судебные и иные государственные органы, и патриотизм. В конце ХХ в. появился сравнительно новый термин — «правовая идентичность». Его возникновению предшествовал длительный процесс аккумуляции социальных и познавательных условий становления социального статуса индивида, его юридической формализации, самосознания личности, правовой культуры. Выражение «правовая идентичность», которое использовалось в англоязычной литературе, впервые ввел Дж. Вай-нинг. В частности, в докладе Азиатского банка развития подчеркивается, что правовая идентичность относится к юридической персонификации человека. Она позволяет ему пользоваться правовой защитой и отстаивать свои права через судебные и иные государственные органы. Подтверждениями правовой идентичности являются официальные идентифицирующие документы, которые содержат основные данные, удостоверяющие личность их носителя. По мнению А. Г. Хабибуллина, гражданское состояние личности требует не только объективной политико-правовой связи с государством, но и субъективного отображения данной связи, т. е. личностной оценки своей принадлежности к определенному государству [5, с. 7-33]. Отсюда ясно, что правовая идентичность зависит от гражданской идентичности, поскольку реализация правового статуса гражданина возможна только при полном осознании себя как гражданина определенного государства.

Причинно-следственные связи между трансформацией государства и радикальными изменениями в обществе, борьба с проявлением терроризма, рост экстремизма наложили определенный отпечаток и привели к кризису формирования гражданской идентичности у современной молодежи. Большая часть молодых людей не реализуют активное избирательное право, не принимают участия

в деятельности общественных организаций и других структур гражданского общества, способных влиять на происходящие в стране политические события.

Сегодня в России воспитанию патриотизма уделяется серьезное внимание. Президент Российской Федерации предложил патриотизм в качестве национальной идеи. Особое внимание в исследовании проблем патриотизма уделяется сущности и динамике гражданской идентичности. Кризис идентичности следует связать с отсутствием духовного единства, когда старшее поколение его утратило, а новое еще не приобрело. Патриотизм — это любовь к стране, которая начинается с малой родины.

Формирование гражданской идентичности и патриотизма облегчается сохранением преемственности с опытом старшего поколения и прежней, советской государственности. Сегодня многие россияне, особенно представители старшего поколения, испытывают ностальгические чувства по жизни в СССР, рассматривая победу в Великой Отечественной войне, восстановление страны, индустриализацию, введение образования, освоение космоса и т. д. как «момент моральной консолидации нации» [1, с. 80-84]. Стоит согласиться с тем, что государственная символика являлась способом регулирования национальным самосознанием советского народа. А вопрос формирования гражданской идентичности на современном этапе решается, в том числе, посредством политической символики.

По мнению исследователя, гражданскую идентичность следует определять как результат процесса самоотождествления субъекта с социальными группами в соответствии с когнитивным, эмоциональным, ценностно-ориентировочным и деятельностным критериями. Для оценки сформированности гражданской идентичности обучающимся были предложены следующие критерии:

1) когнитивный — включает в себя знание личности о гражданских правах и обязанностях, формирующее правомерное поведение, правовую культуру, правосознательность. То есть когнитивный критерий определяет осведомленность обучающегося о действующем законодательстве Российской Федерации, основания для применения содержащихся в нем норм и последствия их неисполнения;

2) эмоциональный — отражает переживание личностью своей принадлежности к государству, гражданскому обществу. Высшим проявлением положительной оценки личностью

собственной принадлежности к государству и гражданскому обществу является патриотизм, который включает чувство гражданского долга, доверие к государству, уверенность в собственных силах и в том, что добиться результатов в решении государственных задач можно лишь коллективно, объединив свои действия с действиями других людей;

3) ценностно-ориентировочный — заключается в признании и соблюдении прав и свобод человека и гражданина, толерантности, веротерпимости, уважении правовых основ государства. Общество не может существовать, если в нем не уважают человека, традиции, моральные и нравственные качества;

4) деятельностный — представляется как способность и желание гражданина проявлять активную гражданскую позицию. Готовность участвовать в политически важных событиях страны, нести ответственность за собственные действия, преодолевать равнодушие и желание «плыть по течению».

Вопросы становления гражданской идентичности, формирование гражданского общества рассматриваются в работе губернатора Иркутской области С. Левченко. При региональных министерствах появятся общественные советы, которые помогут обеспечить тесное взаимодействие исполнительной власти с населением. На базе ГАПОУ «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» создан волонтерский отряд «Спасательный круг», практическая значимость которого заключается в проведении обучающимися по специальности «Право и организация социального обеспечения» деловых бесед на актуальные в студенческом сообществе темы. Согласно плану работы волонтерским отрядом были проведены диспуты на темы: «Права, обязанности и свободы гражданина РФ», «Легко ли быть гражданином РФ», «Государственные символы РФ». Данные мероприятия направлены на формирование когнитивного критерия гражданской идентичности. С целью формирования у обучающихся эмоционального критерия гражданской идентичности волонтерами проведены творческие вечера на темы: «Патриотическая лирика Маяковского», «Подвиги сибиряков», «О них не смолкнет слава» и т. д. Традиционный праздник национальностей, направленный на толерантное и дружелюбное отношение к различным культурам, религиям, обычаям, формирует ценностно-ориентировочный критерий. Организация и проведение круглого стола с участием председателя из-

бирательной комиссии Свердловского округа г. Иркутска на тему «Право и избирать, и быть избранным», приуроченное к выборам губернатора Иркутской области, формирует деятель-ностный критерий гражданской идентичности.

Очевидно, что такие характеристики идентификации индивида в рамках государства свойственны не всем членам общества. Они предполагают высокий уровень индивидуальной правовой культуры, включая знания о праве и умение давать им оценку, а это характерно не для всех профессий и социальных слоев. Можно считать, что неразвитость гражданской идентичности может быть связана с преобладанием иной идентичности, например религиозной или этнической. Однако следует признать, что формирование гражданской идентичности и воспитание гражданского патриотизма имеют, как правило, прескрип-тивный характер и являются результатом целенаправленной воспитательной деятельности общества с учетом одного из основных инструментов воздействия на массовое сознание людей — образования, которое должно создать условия для проявления у детей и молодежи качеств гражданина нашего государства независимо от национальной и иной принадлежности.

1. Горшков М. К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М. : Новый хронограф, 2011. С. 80-84.

2. Дробижева Л. М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 49-57.

3. Мониторинг общественного мнения // Экономические и социальные перемены. 2006. № 2. С. 5

4. Рабочая группа ИС РАН. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. Часть 3. (Историческое самосознание и национальный менталитет россиян. Социокультурные аспекты европейской идентичности россиян) // Полис. 2008. № 3. С. 9-28.

5. Резников Е. В. Теоретические проблемы правовой идентичности // Закон и право. 2014. № 1. С. 7-33.

6. Санина А. Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 57-65.

7. Шикова Р. Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ (на примере республики Адыгея) : автореф. дис. .канд. соц. наук: 22.00.06. Майкоп, 2010.

8. Эрикосн Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 56 с.

9. О гражданстве Российской Федерации : фед. закон от 11.11.2002 г. № 1 51-ФЗ // Российская газета. 2002. 5 декабря.

10. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р // Российская газета. 2015. 8 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.