УДК/UDC 377.5 А. И. Тимошенко, Е. Н. Тазетдинова
A. Timoshenko, E. Tazetdinova
РОЛЬ КУРАТОРА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
THE ROLE OF THE SUPERVISING TEACHER IN THE STUDENTS' CIVIC IDENTITY FORMATION
В статье обосновывается необходимость владения правовыми знаниями куратора при осуществлении воспитательной деятельности, направленной на формирование гражданской идентичности обучающихся. Оцениваются возможности развития правовых знаний кураторов, отражающие их трудовые умения, на примере работы школы кураторов в профессиональной образовательной организации.
The article proves a necessity of a supervising teacher's legal knowledge for the implementation of educational activities aimed at students' civic identity development. The authors consider the possibilities of a supervising teacher's legal knowledge development that reflect their working skills on the example of the supervising teachers school in the educational institution of secondary professional education.
Ключевые слова: гражданская идентичность, куратор, трудовая функция куратора, профессиональный стандарт, специалист в области воспитания.
Keywords: civil identity, supervising teachers, educational process, legal knowledge, professional standards, work duties of supervising teachers, an expert in the field of education.
Одной из актуальных задач современной системы среднего профессионального образования является обеспечение отраслей экономики страны качественным кадровым потенциалом. Важность этой проблемы предопределило мнение президента России о необходимости формирования гражданской идентичности современного российского общества. Для нас были значимы исследования О.Е. Егорова, который определял гражданскую идентичность как одну из главных движущих сил в процессе воспитания молодых граждан. Ее можно рассматривать как некий базовый процесс в формировании зрелого (осознанного) взгляда на окружающий нас мир и политические реалии [1, с. 6]. Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, обусловлен многими
факторами, в том числе ростом специалистов, имеющих среднее профессиональное образование и достаточно низкий уровень социально-политической активности, при этом студенчество традиционно является ресурсом формирования интеллектуальной прослойки общества.
У каждой исторической эпохи есть своя философия гражданского воспитания. Наше понимание данной проблемы предполагает отказ от отношения к человеку только с точки зрения его полезности для государства и общества.
Сегодня важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, то есть свободы и ответственности, что и является одной из воспитательных задач образовательной организации [2, с. 26]. В настоящее время педагогическое сообщество обсуждает проект профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», который разработан в соответствии с принятой Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года [3, с. 3-4]. Проект профессионального стандарта определяет цель педагогической деятельности в области воспитания обучающихся, которая направлена на создание условий для воспитания и социализации обучающихся, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, расширения у них социокультурного опыта на основе программ воспитания. Данный проект конкретизирует обобщенные трудовые функции куратора, которые состоят из его должностных обязанностей. К обобщенным трудовым функциям профессиональный стандарт относит: социально-педагогическое сопровождение и социальную адаптацию обучающихся; создание условий для развития самоуправления, деятельности общественных организаций; организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса; воспитательную работу с группой обучающихся; библиотечное и информационно-
библиографическое обслуживание обучающихся, поддержку их информационной деятельности, чтения; тьюторское сопровождение в образовании. Для реализации каждой трудовой функции предусмотрены трудовые действия, необходимые умения и знания специалиста в области воспитания с указанием вида образовательной организации. Например педагогическая деятельность в области воспитания профессорско-преподавательского состава университетов и других организаций высшего образования или преподавателей профессиональных образовательных организаций [4, с. 17-20].
Анализ данных документов позволяет сделать вывод о приоритетности на государственном уровне гражданско-патриотического воспитания, направленного на формирование российской гражданской идентичности. Гражданская идентичность характеризуется лояльностью населения к своей стране, которая достижима путем взаимных прав и обязанностей между властью и гражданином, а также эмоциональной привязанности к стране, политической и общественной активности.
Воспитательные функции выполняют все преподаватели, однако существенный вклад в решение данной задачи вносит куратор, поскольку его работа сочетает в себе и обучение, и воспитание. Ему доверено просвещение и становление квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Кураторство следует рассматривать как незаменимую и эффективную систему взаимодействия преподавателя и обучающихся, часть системы учебно-воспитательной работы с обучающимися. Куратор организует систему отношений через разнообразные виды деятельности группы, создает условия для индивидуального самовыражения личности каждого обучающегося, способствует становлению их гражданской позиции и нравственному самоопределению [5, с. 432].
Одной из важных проблем системы среднего профессионального образования является отсутствие специальной подготовки преподавателя к кураторской работе, в которой основополагающим звеном являются правовые знания, позволяющие куратору осуществлять воспитательный процесс, направленный на формирование гражданской идентичности. По мнению исследователя, гражданскую идентичность следует определять как результат процесса самоотождествления субъекта с социальными группами в соответствии с когнитивным, эмоциональным, ценностно-ориентировочным и дея-
тельностным критериями. Для оценки сформи-рованности гражданской идентичности обучающихся были предложены следующие критерии:
1) когнитивный — включает в себя знание личности о гражданских правах и обязанностях, формирующее правомерное поведение;
2) эмоциональный — отражает переживание личностью своей принадлежности к государству, гражданскому обществу. Высшим проявлением положительной оценки личностью собственной принадлежности к государству и гражданскому обществу является патриотизм;
3) ценностно-ориентировочный — заключается в признании и соблюдении прав и свобод человека и гражданина, толерантности, веротерпимости, уважении правовых основ государства;
4) деятельностный — представляется как способность и желание гражданина проявлять активную гражданскую позицию.
В ГАПОУ «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», на базе которого ведется работа по научно-исследовательской теме «Формирование гражданской идентичности в условиях современного профессионального образования», создана школа кураторов, действующая на основании положения, утвержденного директором образовательной организации. Важным для нашего исследования является координация работы школы в соответствии с обобщенной трудовой функцией, предусмотренной проектом профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» — воспитательная работа с группой обучающихся. Предварительно педагогам, курирующим учебные группы, был предложен опросник, определяющий их исходный уровень правовой грамотности. По результатам диагностики были определены уровни правовой грамотности педагогического коллектива: низкий, средний и высокий.
Низкому уровню соответствует поверхностное представление о гражданских правах и обязанностях, среднему уровню — наличие осведомленности о содержании гражданских прав и обязанностей и о мерах юридической ответственности за их несоблюдение, высокому — способность к ориентированию в действующем законодательстве и толкованию нормы права, умение осуществлять поиск правовых актов.
Работа школы осуществляется по направлениям, соответствующим трудовой функции куратора.
Таблица
Направления работы школы куратора
Воспитательная работа с группой обучающихся Направления работы школы Формирование необходимых умений куратора Критерий сформированности гражданской идентичности
Волонтерская деятельность Организовывать участие обучающихся, педагогов и других субъектов воспитания в проектировании совместной социально и личностно значимой деятельности Когнитивный, эмоциональный, деятельностный
Профориентационная работа Знакомить обучающихся с возможностями получения дополнительного образования через систему кружков, клубов, объединений, действующих в образовательных организациях Когнитивный, ценностно-ориентировочный, эмоциональный
Экскурсионная деятельность Осуществлять организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности, творческих мероприятий, экскурсий, конкурсов, праздников Эмоциональный, деятельностный
Представление методических рекомендаций по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании Взаимодействовать с родителями обучающихся, организовывать и проводить консультативную помощь родителям Когнитивный, деятельностный
Направление «Волонтерская деятельность» представлена на примере работы волонтерского отряда «Спасательный круг». В состав отряда входят обучающиеся третьего и четвертого курсов по специальности «право и организация социального обеспечения». Возглавляет волонтерский отряд староста, который занимается организацией мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции и информированность о правах и обязанностях граждан Российской Федерации. Для работы школы куратора задается тематика указанных мероприятий и предлагаются методические рекомендации по их проведению. Под руководством преподавателей юридических дисциплин волонтеры оказывают безвозмездную юридическую помощь населению г. Иркутска посредством консультаций.
Для обеспечения серьезной мотивации к выбранной специальности в процессе изучения общеобразовательных дисциплин мы проводим серьезную профориентационную работу в рамках факультатива «Твой выбор» в виде разработки и выездных занятий в учреждениях, профессиональная деятельность которых реализуется в соответствии с квалификацией выпускника. Программа факультатива «Твой выбор» построена с таким расчетом, чтобы помочь
обучающимся по специальности «право и организация социального обеспечения» определиться с направлением практической деятельности после окончания колледжа. Профори-ентационная работа проводилась в учреждениях уголовно-исполнительной системы Иркутской области: ФКУ «Исправительная колония № 6», ФКУ «Ангарская воспитательная колония», ФКУ «Следственный изолятор № 1 г. Иркутска». В рамках профориентационной работы членами администрации проводилась подробная экскурсия по учреждениям. По окончании факультатива обучающимся предлагалась исследовательская работа, направленная на анализ деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, анализ эффективности уголовно-исполнительного законодательства. Лучшие работы направлялись на ежегодную научно-практическую конференцию в Академию права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Анализ исследовательских работ свидетельствует не только о возросшем уровне интеллектуальных и исследовательских умений обучающихся, но и об изменении личностного отношения к миру, обществу, окружающим людям.
С целью обеспечения взаимодействия обучающихся с традиционными религиозными организациями в рамках духовно-нравственного
воспитания в работе школы были представлены методические рекомендации по проведению тематических экскурсий «Религиозные конфессии г Иркутска».
В методических рекомендациях по повышению правой грамотности родителей (законных представителей) систематизированы нормативно-правовые акты, действующие в Российской Федерации и на территории Иркутской области, регулирующие их права и обязанности как участников образовательного процесса. Разработанные рекомендации охватывают следующие направления: гражданские права и обязанности физических лиц, не достигших возраста 18 лет; права и обязанности родителей и детей, установленные Семейным кодексом РФ; права и обязанности родителей и детей в сфере образования; юридическая ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
В работе школы принимают участие кураторы, чья воспитательная работа является наиболее эффективной, победители ежегодного областного конкурса «Воспитать человека», преподаватели юридических дисциплин, педагоги-психологи, приглашенные специалисты. Используются следующие формы работы: лекция-диалог, лекция проблемного характера, психологические тренинги, лекции с разбором ситуаций, дискуссии.
Для того чтобы определить динамику развития правовой грамотности, педагогам был
повторно предложен опросник. Как показал анализ ответов, значительно повысился низкий уровень правовой грамотности педагогов, выражением которого выступает когнитивный критерий сформированности гражданской идентичности.
Рефлексия проведенных занятий выявила интерес педагогов к работе школы кураторов. Проводимые мероприятия повышают уровень правовых знаний самих педагогов, а значит, способствуют формированию гражданской идентичности обучающихся в процессе воспитательной работы.
1. Егоров О. Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации : автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2015.
2. Легкоступова Н. Г. Роль куратора в гражданском становлении личности студента //Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. 2009. № 5. С. 26-29.
3. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р //Российская газета. 2015. 8 июня.
4. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс]: проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.05.2016 //Консультант плюс. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 16.01.2017).
5. Шенкнехт Ю. И., Коваль М. Ю. Функции куратора студенческой группы // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т. Н. Внучковой. Барнаул : Алтайский гос. техн. Ун-т им. И. И. Ползунова, 2010. С. 342-344.