организаций. Высшие учебные заведения выступают субъектами гражданско-патриоти-ческого воспитания. В Кемеровском государственном университете ежегодно реализуется множество различных проектов. «Снежному десанту» уделяется много времени и ресурсов, потому что это масштабный и эффективный проект гражданско-патриотического направления. Но самое главное его достижение в том, что он формирует моду на помощь пожилым людям, занятие спортом, хорошую и прилежную учебу. Студенты своим собственным примером показывают, что в наше время модно не курить, не тратить впустую время за компьютером, а модно быть полезным обществу, модно любить свою страну, свою малую родину.
Проект был удостоен гранта губернатора Кемеровской области за реализацию социально значимого проекта.
Сформулированные нами гипотезы в начале работы подтвердились.
1. Усиление любви к Родине. По всем критериям наблюдаются положительные достоверные изменения.
2. Знание героев и истории малой родины. Эти показатели в среднем изменились в положительную сторону на треть, а в некоторых случаях увеличились в 3 раза.
3. Социальная ответственность. После проведения проекта большее количество молодых людей готовы жертвовать своими интересами ради интересов страны, также увеличился процент тех, кто готов защищать свою страну.
Гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к реализации прав и обязанностей, а также укрепление ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, максимальное развитие своих способностей.
Система ценностей у молодых людей подвижна и подвержена влиянию агитации и пропаганды. В современной реальности молодежь испытывает влияние не только российской пропаганды, но и через иностранные фильмы, компьютерные игры воздействие пропаганды других стран. Следовательно, для достижения долгосрочного эффекта подобные акции должны проводиться регулярно.
1. Национальная социологическая энциклопедия. — URL: http://voiuntany.nu (дата обращения: 07.10.2016).
2. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 4.10.2000 № 751.
3. Об образовании : закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012).
4. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р.
5. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы : постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493.
6. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. — Кемерово, 1997. — С. 60-68.
УДК/UDC 316.61
О. А. Браун, М. Г. Аркузин O. Braun, M. Arkuzin
ПРИОРИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОСНОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЗМА
PRIORITY OF CIVIL IDENTITY IN SYSTEM OF THE BASES OF SOCIAL IDENTIFICATION OF THE PERSONALITY AS THE PATRIOTISM BASIS
В статье анализируются подходы к понятию «патриотизм», в качестве психологических основ патриотизма рассматривается гражданская идентичность, приводятся результаты исследования гражданской идентичности студентов.
In article approaches to the concept "patriotism" are analyzed, as psychological bases
of patriotism civil identity is considered, results of a research of civil identity of students are given.
Ключевые слова: патриотизм, идентичность, гражданская идентичность, этническая идентичность, региональная идентичность.
Keywords: patriotism, identity, civil identity, ethnic identity, regional identity.
Сегодня проблемы патриотизма и патриотического воспитания все чаще становятся предметом исследования психологов, социологов, педагогов, политологов и других специалистов, изучающих вопросы социализации, развития личности, взаимодействия личности и государства. И это вполне объяснимо, поскольку патриотизм граждан является одним из условий устойчивого функционирования государства, особенно в условиях внешнеполитической напряженности. Понимание значения патриотического воспитания нашло свое отражение и на федеральном уровне. В период 2001-2015 годов в России были реализованы три государственные программы патриотического воспитания. Основными результатами реализации данных программ стали:
— увеличение количества патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных, на 2015 год их было более 22 тысяч;
— увеличение количества школьников, принимающих участие в школьном этапе президентских состязаний;
— увеличение количества организаций дополнительного образования детей с 8 386 в 2012 году до 11 776 в 2014 году;
— в 78 субъектах Российской Федерации созданы центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи] к военной службе.
По данным мониторинга на 2015 год, доля молодых граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовки молодежи, составляет в среднем 21,6 % от общего количества молодых граждан в стране [1].
Все вышеперечисленное создало определенную базу для дальнейшего развития граж-данско-патриотического воспитания. Именно поэтому 30 декабря 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждена новая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» с общим объемом финансирования 1 666 556,8 тыс. рублей. Целью этой программы является создание условий для повышения уровня гражданской ответственности за судьбу страны, консолидации общества с целью решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории
и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [1]. Однако достижение поставленных целей возможно только при условии глубокой научной проработки понятия «патриотизм» и обоснования методов патриотического воспитания, в том числе средствами психологической науки.
В настоящее время в психологии существует несколько вариантов ответа на вопрос «Что же такое патриотизм?».
Первый подход — аксиологический, предлагает рассматривать патриотизм с точки зрения ценностных ориентаций. В рамках данного подхода патриотизм рассматривается как значимая ценность, также анализируются особенности ценностных ориентаций личности как фактор, влияющий на формирование патриотизма [7].
Второй подход — идеологический. В рамках данного подхода патриотизм рассматривается с позиций конструктивизма как институционализированный элемент массового сознания. Анализируется связь патриотизма с актуальной социальной, политической, экономической ситуацией, а в качестве методов формирования патриотизма основной акцент ставится на методах пропаганды.
Третий подход — собственно психологический, предлагает рассматривать патриотизм с позиции теории отношений, в которой патриотизм понимается как сознательная, избирательная психологическая связь человека со своей Родиной, выражающаяся в чувствах любви, гордости, верности своему Отечеству, сопричастности граждан к великой истории и культуре России и готовности к выполнению гражданского долга и обязанностей по защите интересов Родины. Таким образом, в структуре патриотизма можно выделить 3 компонента: 1) когнитивный (знания), 2) аффективный (эмоциональные оценки), 3) конативный компонент (готовность к действию) [4]. Именно данного подхода придерживаемся мы в своих исследованиях.
Рассматривая психологические основы патриотизма, на наш взгляд, стоит обратить внимание на этнопсихологические исследования такого явления, как этноцентризм. Понятие «этноцентризм» введено в научную практику в 1906 году американским социологом Уильямом Г Самнером, который понимал под ним такой взгляд на мир, при котором собственная группа является эталоном, цен-
тром всего, а все остальные рассматриваются и оцениваются, отталкиваясь от нее [8]. Большинство современных авторов выделяют гибкий этноцентризм, при котором человек склонен более высоко оценивать свою этническую группу, но при этом способен без предвзятости и враждебности воспринимать культуру других групп, не противопоставляя, а сопоставляя их со своей этнической группой, и воинственный, который смыкается с понятием «национализм» и является основой проявления дискриминации и межэтнической враждебности. На наш взгляд, гибкий этноцентризм по отношению к своей этнической группе по сути то же самое, что и патриотизм по отношению к государству, в котором живет человек. Просто в одном случае речь идет о преданности этнической группе, а в другой — гражданской.
Согласно социально-психологическим теориям, преданность группе, принятие ее норм и ценностей всегда опираются на сформированную групповую идентичность. Так, в основе этноцентризма лежит этническая идентичность, а в основе патриотизма — гражданская. Гражданская идентичность — это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной государственной общности и отражает внутреннюю солидарность личности с ее нормами и ценностями. Таким образом, воспитание патриотизма должно начинаться с формирования гражданской идентичности.
Поскольку личность всегда является членом большого количества групп, ее идентичность представляет собой многокомпонентную систему. В контексте данной работы нас в большей степени будут интересовать элементы эго-идентичности, связанные с этнической принадлежностью и местом проживания (средовая идентичность). Здесь можно выделить 3 уровня: региональная идентичность, этническая и гражданская. При этом для формирования патриотизма необходимо, чтобы гражданская идентичность не просто была, но и чтобы в случае конфликта интересов именно она выходила на первое место, то есть становилась ведущей диспозицией. Таким образом, задача формирования гражданской идентичности превращается в задачу формирования сбалансированной системы средовой и этнической идентичности. Именно такой подход к обеспечению гражданского мира, национального согласия и безопасности сформулирован в федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Рос-
сии (2014-2020 годы)» [5]. В частности, в задачи этой программы входит:
— содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений (мы считаем, что это возможно через формирование доминирующей гражданской идентичности);
— содействие этнокультурному многообразию народов России (формирование этнической идентичности).
Необходимо учитывать, что в случае значительного доминирования региональной или этнической идентичности мы имеем риск столкнуться с явлениями национализма, воинственного этноцентризма, сепаратизма и регионализма.
Понятие «регионализм» имеет множество трактовок. В контексте данной работы мы рассматриваем регионализм как распространение среди населения конкретного региона или отдельной его культурной группы идей, направленных на усиление экономической, политической и культурной автономии данного региона.
Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из 85 равноправных регионов, имеющих географические, экономические, религиозные, этнические особенности. Чем сильнее проявляются такие особенности, тем ярче попытки регионов стать более самостоятельными или сильнее влиять на центральные институты власти. В настоящее время можно выделить кавказский, татарский, башкирский, сибирский, дальневосточный и другие формы регионализма [2].
Сибирский регионализм приобрел особую форму, именуемую «областничество». Областничество — это региональное движение части сибирской интеллигенции, проявившей себя в конце 60-х годов XIX века. К началу XX века выходят в свет основные труды теоретиков областничества — Г Н. Потанина, С. С. Шашкова, А. П. Щапова, Н. М. Ядринцева. Именно они активно ввели в обиход термин «сибиряк».
Идеи об особой роли Сибири особенно остро встали в годы Гражданской войны. В 1918 году Сибирское Временное правительство поднимало вопрос об автономии или даже об отделении Сибири и Дальнего Востока от Советской России.
Вновь об особой роли Сибири и сибиряках заговорили в годы Великой Отечественной войны. Сибирь становится мощным промышленным центром, активно осваиваются земельные угодья Алтая. Уже в послевоенные годы у жителей европейской части СССР чет-
ко складывается стереотип о сибиряках как о спасителях Москвы. Культивируется средствами печати и киноискусства романтика бескрайних просторов тайги и богатырское здоровье местных жителей. Просвещению Сибири способствует открытие Сибирского отделения РАН с особой либеральной обстановкой в академических и учебных учреждениях.
В 90-е годы XX века появилось «неообластничество», которое активно поддерживали местные региональные власти. Политическая региональная элита при поддержке местного бизнеса в конце XX века активно продвигала на федеральном уровне вопрос об усилении экономической автономии Сибири. Все это позволило говорить о таком явлении, как сибирский сепаратизм, среди косвенных признаков которого называют и выявленное в ходе последней переписи населения увеличение количества людей, причисляющих себя к такому этносу, как «сибиряк», то есть доминирование того, что мы в своей работе называем «региональной идентичностью» [3].
В 2016 году нами было проведено исследование идентичности студентов. Для исследования использовался тест «Двадцать утверждений самоотношения» М. Куна и Т. Макпартленда [6]. Исследование носило пилотажный характер, выборка составила 48 студентов социально-психологического института Кемеровского государственного университета (КемГУ). Согласно инструкции к тесту, испытуемым предлагалось в течение 12 минут дать 20 ответов на относящийся к ним вопрос «Кто я?». Ответы могли быть сформулированы в виде любых характеристик, частей речи и т. д. В нашем исследовании всего был получен 921 ответ(назовем их индикаторами по аналогии с контент-анализом]. Из них к определению себя через гражданскую принадлежность («гражданин России», «россиянка», «житель России» и т. д.] относятся 15 индикаторов; через этническую принадлежность («русский», «тувинец» и т. д.] — 5; 8 ответов можно отнести к индикаторам региональной идентичности («сибиряк», «кемеровчанка»]. В целом примерно 31 % опрошенных демонстрирует признаки наличия гражданской идентичности, 10 % — этнической и 17 % — региональной. Для сравнения по результатам аналогичного исследования, проведенного нами в 2005 году среди старшеклассников (224 учащихся 10-11-х классов], индикаторы гражданской идентичности встречались в самоописаниях 9 % респондентов, при этом среди сельских жителей этот
процент был существенно выше (16 % против 4 % у городских школьников). Существенная разница в результатах, полученных сегодня и 10 лет назад, может объясняться многими факторами: возрастными особенностями, влиянием социального статуса и образования, реализацией программ патриотического воспитания и т. д.
Следующим этапом исследования идентичности студентов стала оценка отношения испытуемых к сформулированным ими элементам образа «Я». Для этого рядом с каждым ответом необходимо поставить знак, фиксирующий отношение к данному элементу. В методике предлагаются следующие виды оценок: позитивная (+), негативная (-), сбалансированная (+/-). В случае затруднения респондент ставит знак «?».
Подавляющее большинство респондентов, чьи ответы содержали индикаторы гражданской идентичности (73 %), продемонстрировали положительное отношение к своей гражданской принадлежности. Та же тенденция наблюдалась и в отношении этнических характеристик (100 % позитивная оценка). А вот с региональной идентичностью все не так однозначно. Позитивное отношение продемонстрировали только трое испытуемых (из восьми), еще двое негативно относятся к тому, что живут в городе Кемерове или Сибири, и трое респондентов видят в этом как положительные, так и отрицательные моменты.
В целом результаты нашего пилотажного исследования вполне согласуются с результатами других комплексных исследований, проведенных в нашем регионе (А. А. Зеленин, М. С. Яницкий, С. А. Пфетцер и др.), и свидетельствуют о достаточно широком распространении патриотизма среди молодежи Кузбасса.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на положительную тенденцию к усилению патриотических настроений молодежи, остается еще много проблем и нерешенных вопросов. В частности, как показывают данные опросов, достаточно большой процент молодежи говорит о своем желании и готовности эмигрировать из России [7]. В новостях периодически появляется информация об актах вандализма, проявлении национализма и межэтнической враждебности со стороны молодежи. Широкий общественный резонанс получают случаи, когда образованные молодые люди под влиянием пропаганды вступают в ряды исламских радикальных группировок. На наш взгляд, подобные проблемы могут быть решены, если
подходить к вопросу патриотического воспитания комплексно, то есть не просто воспитывать у молодежи любовь к родине и уважение к исторической памяти, но формировать сбалансированную систему идентичности. Необходимыми элементами такой системы являются устойчивая позитивная региональная, этническая и гражданская идентичность. Причем именно последняя должна становиться диспозицией высшего уровня и элементом направленности личности.
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1493. — URL: http://govennment.nu/media/fiies/8qqYUwwz HUxzVkH1jsKAEnnx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 25.10.2016)
2. Зайнутдинов А. Э. Сибирский регионализм Н. М. Ядринце-ва в контексте глокализации // Социология науки и технологий. — 2014. — № 2. — URL: http://cybenieninka.nu/ anticle/n/sibinskiy-negionalizm-n-m-yadnintseva-v-kontekste-glokalizatsii (дата обращения: 25.10.2016).
3. Маркелова А. А. Современный сибирский сепаратизм: угроза целостности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сборник материалов по итогам VII Всероссийской Ассамблеи молодых политологов (г. Пермь, 21-22 апреля 2014 г.). - URL: http://www.psu.ru/files/ docs/science/books/sborniki/Sbornik_VN_Assamblei. pdf (дата обращения: 25.10.2016)
4. Мещерякова С.В. Патриотизм как ценностно-смысловое образование в структуре личности российского предпринимателя : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Тамбов, 2008. — 25 с.
5. О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718. — URL: http://government.ru/ media/files/41 d4862001ad2a4e5359.pdf (дата обращения: 25.10.2016)
6. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. — СПб. : Речь, 2006. — 176 с.
7. Яницкий М. С. Отношение к своей стране и патриотическая направленность молодежи в контексте ее ценностной дифференциации // Психология отношений в постнеклассической парадигме : сб. ст. участников I Междунар. науч.-практ. конф. — Белово : Изд-во филиала КузГТУ в г. Белово ; Велико-Тырново : Изд-во ун-та «Св. Кирилла и Св. Мефодия», 2014. — С. 72-77.
8. Sumner W. J. Folkways. — L., 1958.
УДК/UDC [37.035.6+379.85]-0.53.6 И. И. Булыгина
I. Bulygina
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ PATRIOTIC TOURISM AS AN EFFECTIVE EDUCATION TOOL
В статье рассматривается патриотический туризм в качестве средства воспитания молодого поколения.
The article considers experience of the use of Patriotic tourism as an education tool for the young generation.
Ключевые слова: патриотический туризм, молодежная политика, туристско-экскурсион-ная деятельность, патриотическое воспитание, средство воспитания.
Keywords: Patriotic tourism, youth policy, tourism and excursion activity, Patriotic education, education tools.
Одним из негативных явлений, сопровождающих реформирование российского общества, является падение гражданских и морально-нравственных ориентиров россиян. Это особенно опасно в условиях обострения мировой политической обстановки. Вследствие
этого ключевой задачей государственной молодежной политики Российской Федерации на современном этапе развития нашего общества является воспитание патриотично настроенных молодых граждан, обладающих созидательным мировоззрением, демонстрирующих высокую культуру, в том числе — культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на благо страны, народа, своей семьи, самих себя [8, с. 1].
Переосмысление роли государства в процессе воспитания молодого поколения пришло на основе печального опыта 90-х годов, когда государство фактически не принимало участия в сфере воспитания молодого поколения. В период перестройки тема патриотизма ушла сначала на второй план, а затем и совсем стала игнорироваться, а патриотические настроения — восприниматься как проявление