Научная статья на тему 'Структура идентичности молодежи Сибири (на материалах обследования студентов г. Новосибирска)'

Структура идентичности молодежи Сибири (на материалах обследования студентов г. Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ОБРАЗ РОССИИ / IMAGE OF RUSSIA / ОБРАЗ СИБИРИ / SIBERIA / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самушкина Екатерина Викторовна, Николаев Василий Владимирович

Статья посвящена изучению структуры идентичностей студентов г. Новосибирска. В результате анализа эмпирических данных, собранных методом анкетирования, выявляются ценностные ориентации учащейся молодежи. В контексте обращения к образам прошлого анализируется отношение респондентов к понятию патриотизм. Данная категория рассматривается как один из способов конструирования гражданского и этнического самосознания. На основе классических методик, применяемых в этносоциологии и этнопсихологии выявляются особенности этнической идентификации студентов, их потребность в этнической аффиляции, тип ценностно-культурных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Самушкина Екатерина Викторовна, Николаев Василий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the structure of identities of students of Novosibirsk. As a result of the analysis of empirical data, collected using questionnaires, the authors identify the value orientation of students. In the context of appeals to the past attitude of the respondents to the concept of patriotism is analyzed. This category is considered as a way of forming civil and ethnic identity. On the basis of the classical techniques applied in ethnosociology and ethnopsychology features of ethnic identification of students, their need for an ethnic affilyation, type of valuable and cultural orientations are revealed.

Текст научной работы на тему «Структура идентичности молодежи Сибири (на материалах обследования студентов г. Новосибирска)»

© 2015 Проблемы истории,

филологии, культуры 2015, №4, с. 228-236

В. В. Николаев, Е. В. Самушкина

СТРУКТУРА ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ СИБИРИ (на материалах обследования студентов г. Новосибирска) *

Статья посвящена изучению структуры идентичностей студентов г. Новосибирска. В результате анализа эмпирических данных, собранных методом анкетирования, выявляются ценностные ориентации учащейся молодежи. В контексте обращения к образам прошлого анализируется отношение респондентов к понятию патриотизм. Данная категория рассматривается как один из способов конструирования гражданского и этнического самосознания. На основе классических методик, применяемых в этносоциологии и этнопсихологии выявляются особенности этнической идентификации студентов, их потребность в этнической аффиляции, тип ценностно-культурных ориентаций.

Ключевые слова: историческая память, этническая идентичность, молодежь, образ России, образ Сибири, патриотизм

В современном обществе историческая память является ресурсом этнокультурного самоопределения различных социальных групп. Образы прошлого, сформированные институтами образования, средствами массовой информации, учреждениями культуры, характеризуют особенности развития общества, являясь важным социальным капиталом. В данной статье сквозь призму отношения к таким категориям как «прошлое», «этничность», «патриотизм» анализируется структура идентичностей студентов г. Новосибирска.

В 2014-2015 гг. авторами было проведено пилотажное обследование среди студентов Новосибирского государственного медицинского университета (НГМУ). Опросы строились по классическим методикам, позволяющим выявить особенности этнической самоидентификации студентов, определить уровень их аффилиации к своей этнической группе. В ходе сбора эмпирических данных были использованы методика определения культурно-ценностных ориентаций Дж. Тау-сенда1; шкальный опросник для изучения этнической идентичности О. Л. Романовой2; методическая разработка «Этническая аффилиация»3; методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой4. Также был разработан авторский опросник.

Николаев Василий Владимирович — кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела этнографии Института археологии и этнографии СО РАН. E-mail: nikolaevvv06@mail.ru

Самушкина Екатерина Викторовна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела этнографии Института археологии и этнографии СО РАН. E-mail: Khakassie@yahoo.com

* Работа выполнена при поддержке Президентского гранта № МК-4002.2014.6 «Российская нация в сибирском измерении. Оценка иерархии идентичностей народонаселения Западной Сибири».

1 Сонин 2004, 213.

2 Шкальный опросник О. Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков.

3 Солдатова 1998, 199.

4 Солдатова 1998, 226.

Чтобы понять, какие события прошлого в представлении студентов характеризуют историю страны и являются для них значимыми, были предложены 5 открытых и один закрытый вопрос. Респондентам предлагалось назвать любимую книгу по истории и культуре. Важно отметить, что около % опрошенных не знали, что ответить. Несколько человек написали, что у них отсутствует интерес к подобной теме.

Около 1/3 опрошенных указали в качестве изданий, вызывающих у них интерес, учебную литературу и энциклопедии. В список попали «История государства Российского» Н. М. Карамзина, работы В. О. Ключевского, учебники по истории России и истории Древнего мира. Большой популярностью пользуются книги, описывающие далекое прошлое — Древнюю Грецию и Рим, Египет. Остальные привели в пример произведения художественной литературы, как правило, посвященные героическим или трагическим страницам истории России. Это роман Л. Н. Толстого «Война и мир», роман М. А. Булгакова «Белая гвардия», романы М. А. Шолохова «Поднятая целина», «Тихий Дон», повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Отдельно выделялись работы, посвященные Великой Отечественной войне: повести Б. Л. Васильева «Завтра была война», «А зори здесь тихие...», книга С. С. Смирнова «Брестская крепость», рассказ В. Л. Кондратьева «Сашка».

На вопрос о любимых фильмах и сериалах молодежь отвечала более охотно и проявила большую компетентность и интерес. Многие студенты называли несколько любимых кинофильмов. Тематика предпочитаемых сюжетов совпадает с книжным списком. Большую группу произведений составляют фильмы и сериалы, представляющие события Великой Отечественной и Второй мировой войн.

В ходе опроса респонденты называли как советские киноленты («Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие...», «Батальоны просят огня» и др.), так и киноленты и сериалы российского производства («Туман», «Сталинград», «Диверсанты»). В этом же ряду следует упомянуть образцы мирового кинематографа: «Мальчик в полосатой пижаме», «Список Шиндлера», «Король говорит».

Вторую группу фильмов, заинтересовавших молодых сибиряков, составляют картины, представляющие далекое прошлое: «Гладиатор», «Спартак», «300 спартанцев», «Викинги», документальные фильмы о Древнем Египте; мифологические сюжеты («Троя», «Исход: цари и боги», «Астерикс и Обеликс»). Еще один блок составляют киноленты, повествующие о поворотных моментах отечественной истории («Адмирал», «Война и мир», «Турецкий гамбит», «Дети Арбата», «1612».).

Анализ литературных и кинопредпочтений студентов позволяет утверждать, что для этой аудитории основным источником формирования образов прошлого является преимущественно учебная и справочная литература; вторым по значимости ресурсом выступают масс-медиа, прежде всего фильмы и сериалы; третьим по степени популярности — произведения художественной литературы и публицистика; при этом наибольший интерес вызывают события новой и новейшей истории России.

Историческая компетенция современной молодежи ориентирована на систему приоритетов и идеалов, выявление которых предполагал вопрос об исторических деятелях. Студентам было предложено написать, с какими тремя истори-

ческими деятелями и мыслителями прошлого и современности они хотели бы встретиться. Большинство в генеральной совокупности составляли государственные деятели различных эпох: Александр Невский, Иван Грозный, Петр Первый, Екатерина Вторая, Николай Второй, В. И. Ленин, И. В. Сталин. Следующими по популярности были имена полководцев: Александр Македонский, Юлий Цезарь, М. И. Кутузов, Наполеон, Г. К. Жуков. Небольшая часть студентов проявила интерес к философам, писателям и ученым. Среди них были названы Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Н. И. Пирогов, В. Шекспир, Л. Н. Толстой, Р. Рождественский, А. Ахматова. Из современников в этот список попал президент Российской Федерации В. В. Путин. Как и в предыдущих вопросах, респонденты демонстрировали наибольший интерес к деятелям, представляющим российскую историю, в первую очередь к политическим лидерам.

Следующей студентам была адресована просьба назвать три события, повлиявшие на историю Родины. Самым главным событием молодые люди назвали Великую Отечественную войну; далее — Октябрьскую революцию, Первую мировую войну, отмену крепостного права, реформы Петра Первого, Отечественную войну 1812 г., перестройку и распад СССР. В сферу внимания нового поколения новосибирцев попали события, связанные с культурной жизнью: крещение Руси, научно-техническая революция.

Символами гордости в истории России подавляющее большинство студентов отметило победу в Великой Отечественной войне: «гордость за все победы, которые отстояли мои дедушки», «тот факт, что страна чтит память павших и гордится ветеранами в День Великой Победы», «одержанные победы в великих сражениях», «самоотверженность русского народа», «несломленный русский дух», «русский солдат». Символом гордости для молодого поколения также стали «сила и дружба народов», «сплоченность и единство народа».

В числе достижений истории и культуры страны молодые сибиряки называют «большое количество храмов, музеев, галерей, где хранятся настоящие русские экспонаты, передающие Россию во всей красе», и «свой путь развития». Патриотическая ориентированность отличает сферу исторической компетенции современной молодежи Сибири.

Категория «патриотизм» в целом чрезвычайно актуальна для современного национального дискурса России. Основные его параметры сформулированы в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» на 2011-2015 гг.5 Она отражает официальную позицию государства в сфере воспитания молодого поколения. Отмечая кризис идентичности в ходе трансформации российского общества, авторы документа декларируют актуальность разработки новых подходов к организации патриотического воспитания. Они должны быть осуществлены в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 «О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг."».

В документе дается определение понятия «патриотизм», под которым понимается «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Согласно

5 «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» на 2011-2015 гг.

официальной доктрине, патриотизм предстает формой социального поведения граждан, при которой во главу угла ставятся общественные и государственные интересы, выступающие в качестве «высшего смысла жизни и деятельности» личности.

Предполагается, что данная ценность должна являться основой мировоззрения, одним из нравственных идеалов. В общественном пространстве чувство патриотизма должно выражаться в отношении человека к государству и народу, его образу жизни, истории, культуре. Понятие «патриотизма» связано с «лучшими национальными традициями народа» и служением Отечеству и отделяется от категорий «национализм», «сепаратизм» и «космополитизм». Авторы Концепции полагают, что патриотизм должен стать одной из основных черт россиян.

Возродить и воспитать чувство любви к Родине разработчики документа предлагают с помощью институтов образования и культуры, опираясь на исторические традиции и ценности этнических групп страны. Для этого планируется утвердить в сознании граждан «уважение к культурному и историческому прошлому России» и «историческим святыням Отечества», терпимость к иным расовым, этническим и религиозным группам. В процессе привития патриотических ценностей предполагается культивировать чувство гордости за своих предков. Особое внимание предложено уделить традиционным этническим культурам, которые призваны стать основой в организации повседневной жизни, регулировании семейных отношений, в вопросах воспитания и отношения к труду, в творческой реализации индивида.

В целом концепция отражает приоритет традиционных ценностей. История, прошлое выступают в качестве конституирующих основ общественного устройства, легитимизирующих социальные структуры, общественные и политические институты. Как показывают опросы в молодежной среде Сибири, традиционалистские установки актуальны для общественного дискурса региона.

С целью выявления патриотических ценностей современной молодежи студентам НГМУ были заданы открытые вопросы. Им предлагалось дать определение слова «патриот», поразмышлять над проблемой — что делает гражданина страны патриотом. Также молодые люди высказывали свою точку зрения по поводу изменения понятия «патриотизм» в современном мире.

Большинство участвующих в опросе студентов демонстрировали эмоциональное отношение к определению патриотизма: «патриот — это человек, любящий свою Родину», «верит в нее», «переживает за интересы своей страны», «рассказывает о ней с лучшей стороны», «мысленно и морально за ту страну, в которой родился», «предан своей Родине», «уважающий свою Родину», «гордится своей страной», «чтит и уважает свою страну», «верит в нее, ни за что не предаст», «болеет за свою Родину как душой, так и телом».

Важной составляющей патриотизма, которая часто приводилась студентами в ответах, являлась защита Родины от врага. В определение термина встречались следующие фразы: «готов ради страны пожертвовать своими интересами», «совершающий подвиги ради страны», «готов отстаивать интересы своей страны», «отстаивать ее честь на поле битвы», «постоять за нее», «любящий Родину, готовый подтвердить это словом и делом». Некоторые определения содержали мотив

жертвы: человек, наделенный чувством патриотизма, должен отдать жизнь, умереть за свою страну, если будет такая необходимость.

Важной составляющей патриотизма, согласно ответам респондентов, является история народа, ее знание, уважение традиций, обычаев и культуры в целом. Но при этом редки ответы, содержащие активное начало, когда сам молодой человек хочет влиять на ситуацию в стране, ориентируется на созидательные поступки. Только несколько ответов содержат предложения о том, что патриот — это человек, «делающий что-то для процветания своей страны», «чтобы она развивалась и становилась лучше», «принимает участие в жизни страны». Также среди студентов распространена идея о том, что для истинного патриота ключевыми являются интересы государства, общества, поскольку человек является частью единого целого.

Ответы на вопрос «Каждый ли гражданин страны должен быть патриотом?» содержали в большинстве своем утверждение. Некоторые студенты подчеркивали, что относить себя к патриотам или нет — это личное дело человека, сфера его приватной жизни. Но в основной массе ответов содержалась установка молодых людей на интеграцию. Была высказана точка зрения, что, разделяя данную ценность, члены общества «сплачиваются для появления чувства доверия и ответственности между людьми», «уменьшается количество конфликтных вопрос», «страна будет крепкой, сильной, сплоченной».

Также студенты отмечали, что чувство признательности своей Родине должно присутствовать у каждого гражданина уже в силу того, что он родился в этой стране, учился здесь, «рос в ней и ел ее плоды». Патриоты, согласно мнению респондентов, являются «культурным стержнем страны, хранящим в себе историю, традиции государства», «те, кто пойдет на войну в случае угрозы для сохранения культуры, традиций».

Размышляя на тему патриотизма студенты дали трактовку афоризма, который приписывают Л. Н. Толстому: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Но также известно, что авторство его принадлежит английскому литератору XVIII в. С. Джонсону. В трактовке патриотизма С. Джонсон хотел подчеркнуть благородство этого чувства и само слово «патриот» писал с большой буквы. Первоначальный смысл высказывания предполагал, что не все потеряно даже для негодяя, если в нем живо чувство патриотизма, которое является шансом для возрождения личности. Позднее это выражение было переосмыслено и стало восприниматься как призыв не доверять громким словам о патриотизме.

Комментируя этот тезис, около половины опрошенных студентов написали, что не согласны с данным выражением, так как патриотизм — «это чистое чувство», которое нельзя использовать для прикрытия своих проступков или достижения корыстных целей. При этом красной нитью во всех предложенных интерпретациях прошла идея о том, что, только возвращаясь на Родину, совершая какой-то поступок для страны, в которой родился, человек может оправдать свою жизнь, в том числе искупить вину. Поступки, совершенные на общее благо, по мнению молодых сибиряков, являются одним из способов «морально возродиться». Государство защищает своих соотечественников; и если уехавшим «не повезло за границей», они возвращаются. Родина примет таких людей обратно в любом случае, «на Родине он сможет стать человеком».

В то же время часть студентов отметили, что «люди используют патриотизм для прикрытия своих интересов», «могут злоупотреблять им, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих, так как быть патриотом сейчас можно».

По поводу трансформации данного понятия мнения разделились. Часть студентов полагает, что трактовка «патриотизма» не менялась во времени, но таких меньшинство. Значительную группу составляют ответы, согласно которым граждане стали более пассивно и прагматично относиться к патриотическим ценностям: «сейчас патриотом можно считать обычного человека, который просто уважает Родину и ее правителя», «ты только любишь страну и хочешь в ней жить, и более ничего», «в наше время патриоты те, кто не готовы умереть за свою Родину, но просто гордятся ей».

Следующий вариант содержит критическую оценку современного патриотизма. Студенты отмечают, что быть патриотом стало модно. В современном мире, по мнению студентов, патриотизм стал использоваться для формирования отрицательного образа других стран; если раньше это чувство было бескорыстным порывом простых людей, то в начале XXI в. оно стало инструментом большой политики, хотя в условиях глобализации патриотизм стал менее актуален.

В целом опрос молодых жителей г. Новосибирска демонстрирует традиционные трактовки патриотизма в их среде, отказ от рационального отношения к этой категории и ориентацию на чувственность в ее восприятии. Во многом патриотизм для студентов является ресурсом социальной солидарности: 90% опрошенных рады, что родились и живут в России; 82% отказались постоянно жить в другой стране. Парадоксально, но современная молодежь (люди, рожденные в постсоветской России) транслирует трактовку патриотизма, сформированную в советском обществе. Несмотря на социокультурные и мировоззренческие трансформации постсоветского времени, именно эта трактовка остается актуальной для регионального сибирского сообщества. Она опирается на образы, связанные с защитой отечества от врага, акцентирует значимость общественных интересов перед индивидуальными, относит чувство патриотизма к числу высоких моральных установок.

Образ России начала XXI в. у студентов г. Новосибирска связан с фигурой ее президента — В. В. Путина. Её также описывают следующие характеристики: «могучая, устрашающая, сильная, независимая»; «с великой историей побед и открытий», «сила, мощь, нерушимая держава», «великая, могучая, многонациональная, храбрая», «большая страна, которая всегда готова помочь».

Жители России характеризуются как гостеприимные, мужественные, с широкой и веселой душой. Упоминаются такие символы страны, как русский фольклор, матрешка, гармошка, балалайка, «хрущевки».

Образ России неотделим от ее природного ландшафта: поля, тайга, леса, березы. Одним из часто встречающихся аутентичных символов России в восприятии молодежи является медведь. В целом образы, связанные с родной страной, имеют положительную оценку; хотя в некоторых ответах Россия связана с коррупцией, нищетой, отсутствием заботы о гражданах, деградирующим народом. Но надо отметить, что таких ответов меньшинство.

В сознании учащейся молодежи представления о сибиряке также связаны с природными условиями и территорией проживания. Сибирь в основном описывается как «дикая местность», богатая ресурсами. Региональная идентичность, как правило, не содержит характеристик социокультурного или политического уровня; из исторических сюжетов упоминается присоединение Сибири Иваном Грозным, поход Ермака и ссылка.

Описывая сибиряков, респонденты отмечают качества их характера, связанные с особенностями условий существовании, в том числе крепкое здоровье, сильный иммунитет, твердый, решительный характер, умение держать свое слово, стойкость духа, гордость за свою Родину. На уровне автостереотипа у молодых сибиряков актуализирован положительный образ. Внешние оценки в их восприятии прогнозируются в негативном ключе.

По мнению студентов г. Новосибирска, Сибирь глазами жителя столичного города — это регион с некомфортными условиями проживания, с неразвитой инфраструктурой, «отсталая деревня», «каторга», «здесь мало интересного». Ее населяет «простой народ», «деревенщина», «озлобленные люди». Положительную коннотацию с позиции внешней оценки имеет лишь образ Новосибирского государственного театра оперы и балета. Устойчивым маркером Сибири во всех ответах выступает «жуткий холод».

Реконструируя представления европейцев о Сибири, молодые жители г. Новосибирска говорят о «суровой неизведанной земле, оторванной от цивилизации», «месте ссылки», «земле, населенной бородатыми мужиками». Подчеркивается стереотипизированность внешних оценок региона. Вместе с тем в качестве аутентичных символов Сибири большинство студентов, не будучи оригинальными, называют медведей, ели и снег. Также в качестве маркера региона респонденты предлагают изобразить добычу полезных ископаемых и большие города.

Региональная и национальная идентичность у молодых сибиряков соотносится с этническим самоопределением. По результатам опроса, студенты г. Новосибирска продемонстрировали высокую потребность в этнической аффилиации: 58% студентов отметили, что их народ добрее и отзывчивее других; 86% респондентов указали, что человеку необходимо ощущать себя частью какого-либо народа; 68% не согласились с тем, что современному человеку должна быть безразлична этническая идентичность; 58% полагают, что человек всегда должен помнить о своей этничности.

Подавляющее большинство учащихся (90%) согласны с тем, что традиции являются духовной опорой человека и народа. Только 14% студентов согласно с утверждением о том, что обычаи и традиционный образ жизни устарели и не нужны современному обществу; 92% студентов согласились, что сказки, былины и предания являются источником мудрости, учат жить. Важной культурной составляющей этнической идентичности молодые люди определяют религию: 76% опрашиваемых согласились с тем, что лучше могут понять друг друга люди, исповедующие одну религию.

Отвечая на вопросы, связанные с этнической культурой и представлениями о прошлом, студенты демонстрируют важность этих категорий в своей жизни: 50% опрошенных считают, что прошлое является важным фактором при принятии решений; 78% студентов отмечают интерес к истории и культуре своего народа; 86%

полагает, что чувство гордости за свой народ нужно воспитывать с детства; 78% респондентов испытывают чувство личной гордости, когда слышат о выдающихся достижениях представителей своего народа; 52%, молодых людей полагает, что в любых межэтнических спорах человек должен защищать интересы своей этнической группы; 76% опрошенных задевает, если они слышат что-то неприятное в адрес своей этнической группы.

Следует отметить, что большинство респондентов демонстрируют позитивную этничность. Это показывают результаты теста Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой, направленного на определение типа этнической идентичности. Около 64% студентов г. Новосибирска отметили, что предпочитают образ жизни своего народа, но с большим интересом относятся к другим народам. Также % опрошенных готовы иметь дело с представителями различных этнических групп, стремятся достичь взаимопонимания в решении спорных вопросов. Молодые сибиряки склонны положительно оценивать состояние межэтнического взаимодействия в регионе. В ответе на вопрос о проблемах российского общества, которые их тревожат, вариант «обострение межэтнических отношений» выбирал 26% студентов; рост нетерпимости волнует только 12% респондентов; 70% довольны своей этнической принадлежностью и не имеют желания ее изменить.

Но при всей значимости этнических ценностей 92% студентов г. Новосибирска полагают, что при личном общении нужно ориентироваться на персональные качества, а не на этнические стереотипы; 66% отмечают, что в дружбе и браке этническая принадлежность не является определяющей, а смешанные браки объединяют людей. Не согласны они и с тем, что этничность — это качество, которое разъединяет людей.

Оценивая личные стратегии социализации, студенты демонстрируют прагматизм: 60% не согласны с точкой зрения о том, что интересы народа важнее, чем интересы отдельной личности; 64% респондентов полагают, что в поступках необходимо ориентироваться на свои интересы; 80% студентов полагают, что человек не может отвечать за дела своего народа.

Прагматические установки студентов, проявляются при диагностике их культурно-ценностных ориентаций на основе теста Дж. Таусенда. В своих ответах на вопросы теста молодые сибиряки демонстрируют приверженность современному типу культуры. Для данной модели характерна концентрация на успехах индивида, его самореализации и самоактуализации. Однако принятие решений осуществляется в процессе согласования с группой, семьей, трудовым коллективом. Вознаграждение за свои поступки индивид, демонстрирующий приверженность к данному типу культуры, предпочитает получать в виде морального удовлетворения.

Анализ структуры идентичностей молодежи Сибири на основе тестирования студентов г. Новосибирска позволяет говорить о ее незавершенности и противоречивости. С одной стороны, молодые сибиряки демонстрируют ориентацию на современные ценности и установки личной самореализации, с другой — высказываются в поддержку традиций и этнической солидарности. Их оценка сибирской провинции содержит как позитивные, так и негативные коннотации в сравнении с центром. Отношение к патриотизму молодежи Сибири имеет глубоко чувственный, во многом патриархальный характер со слабо выраженными созидательны-

ми установками. Выстраивание эффективных стратегий социализации молодежи и сбалансированной структуры идентичностей в единстве национального, регионального и этнического уровня в этой ситуации определяют перспективы российских социально-политических и образовательных инициатив.

ЛИТЕРАТУРА

«Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» на 20112015 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/index.php

Солдатова Г.У. 1998: Психология межэтнической напряженности. М.

Сонин В.А. 2004: Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб.

Шкальный опросник О. Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков Образовательно-информационный сайт «Теория практика толерантности». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psytolerance.info/diagnostics. php?id=1364391728/

THE STRUCTURE OF IDENTITY OF YOUTH OF SIBERIA (Based on the Survey of Novosibirsk's Students)

V. V. Nikolaev, E. V. Samushkina

The article is devoted to the study of the structure of identities of students of Novosibirsk. As a result of the analysis of empirical data, collected using questionnaires, the authors identify the value orientation of students. In the context of appeals to the past attitude of the respondents to the concept of patriotism is analyzed. This category is considered as a way of forming civil and ethnic identity. On the basis of the classical techniques applied in ethnosociology and ethnopsychology features of ethnic identification of students, their need for an ethnic affilyation, type of valuable and cultural orientations are revealed.

Key words: historical memory, ethnic identity, youth, the image of Russia, Siberia, patriotism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.