Научная статья на тему 'Социально-экономические условия формирования патриотических установок и гражданской идентичности в Алтайском крае'

Социально-экономические условия формирования патриотических установок и гражданской идентичности в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
226
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕГИОН / ПОКОЛЕНИЯ / SOCIAL-ECONOMIC CONDITIONS / PATRIOTIC ATTITUDES / CIVIL IDENTITY / REGION / GENERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова Светлана Геннадьевна, Авдеева Галина Сергеевна, Ноянзина Оксана Евгеньевна, Максимов Максим Борисович, Омельченко Дарья Алексеевна

Представлен анализ особенностей проявления патриотических установок и гражданской идентичности в современных социально-экономических условиях. Сложность феномена патриотизма обусловливает необходимость использования междисциплинарного подхода при его рассмотрении. Гражданская идентичность представляет сложный, многомерный феномен, проявляющийся на когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом уровнях. Главным механизмом ее осуществления является социальная идентификация, позволяющая индивидам, на основе разделяемых гражданских ценностей и нравственных принципов, осознавать свою принадлежность и привязанность к Родине, формировать представления, оценки и поведенческие стратегии, на основе которых происходит различение «своей» и «чужой» наций, конструируются их символические границы. Показаны результаты социологического исследования структурных и содержательных компонент формирования патриотических установок и гражданской идентичности, основных дефиниций патриотизма, эмоциональных установок на патриотизм, потребности в патриотическом чувстве, проведена оценка распространенности патриотизма и гражданской идентичности в Алтайском крае в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Максимова Светлана Геннадьевна, Авдеева Галина Сергеевна, Ноянзина Оксана Евгеньевна, Максимов Максим Борисович, Омельченко Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-ECONOMIC CONDITIONS OF FORMING PATRIOTIC ATTITUDES AND CIVIL IDENTITY IN THE ALTAI REGION

The analysis of manifestations of patriotic feelings and civil identity in contemporary social-economic conditions is discussed. The complexity of patriotism phenomenon causes the necessity of using an interdisciplinary approach to the study. Civil identity is a very complicated multidimensional phenomenon, it reveals itself at cognitive, emotional-evaluate and behavioral levels. Social identity acts as its main mechanism and lets individuals to understand own belonging to the Motherland, form representations, evaluations and behavioral strategies based on civil values and moral principles. Civil identity is the base for division into “own” and “alien” nations and constriction of symbolic borders. The paper presents the results of sociological research on structural and conceptual components of forming patriotic attitudes and civil identity, general definitions of patriotism, emotional attitudes to patriotism, need for patriotic sense and evaluation of the spread of patriotism and civil identity in the Altai Region in contemporary social-economic conditions.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические условия формирования патриотических установок и гражданской идентичности в Алтайском крае»

Заключение

В результате проведенного исследования определено значение кредитного финансирования аграрного сектора с учетом специфичности данной отрасли.

Автором выделены особенности финансовой поддержки ОАО «Россельхозбанк» как основного кредитора сельскохозяйственных предприятий Пензенской области, определена необходимость взаимодействия с соответствующими государственными структурами в части финансирования сельхозтоваропроизводителей.

Разработаны направления развития финансовой поддержки сельхозпредприятий Пензенской области с учетом взаимодействия банковского и государственного сектора.

Библиографический список

1. Королев К.Ю., Юняева Р.Р. Кредитная политика банка как фактор развития несельскохозяйственного бизнеса на селе // Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. — М.: ВИАПИ им. А.А. Нико-нова; «Энциклопедия российских деревень», 2007.

2. Деньги, кредит, банки: учебник / ред. Е.Ф. Жуков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 783 с.

3. Российский сельскохозяйственный банк Пензенский филиал URL: www.rshb.ru.

4. Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю. Аналитика государственной поддержки достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства региона / / Аудит и Финансовый анализ. — 2013. — № 4. — С. 294-302.

5. Министерство сельского хозяйства Пензенской области URL: www.mcx-penza.ru/news/4520/.

6. Porteous D., Isern J. Commercial banks and microfinance: evolving models of success // Focus Note. - 2005. - № 28. URL: www.cgap.org.

7. Петриков А.В. Малый бизнес требует большой поддержки // Экономика сельского хозяйства России. — 2008. — № 7. — С. 17.

References

1. Korolev K.Yu., Yunyaeva R.R. Kredit-naya politika banka kak faktor razvitiya ne-sel'skokhozyaistvennogo biznesa na sele // Mnogofunktsional'nost' sel'skogo khozyaistva i ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii. — M.: VIAPI im. A.A. Nikonova, «Entsiklopediya rossiiskikh dereven'». — 2007.

2. Den'gi, kredit, banki: uchebnik / red.: E.F. Zhukov. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: YuNITI. 2013. — 783 s.

3. Rossiiskii sel'skokhozyaistvennyi bank Penzenskii filial. URL: www.rshb.ru.

4. Baryshnikov N.G., Samygin D.Yu. Anali-tika gosudarstvennoi podderzhki dostizheniya finansovoi ustoichivosti sel'skogo khozyaistva regiona // Audit i Finansovyi analiz. — 2013. — № 4. — S. 294-302.

5. Ministerstvo sel'skogo khozyaistva Pen-zenskoi oblasti. URL: www.mcx-penza.ru/news/4520/.

6. Porteous D., Isern J. Commercial banks and microfinance: evolving models of success // Focus Note No. 28. 2005. URL: www.cgap.org.

7. Petrikov A.V. Malyi biznes trebuet bol'shoi podderzhki / / Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii. — 2008. — № 7. — S. 17.

+ + +

УДК 342.7:301.161(571.15) С.Г. Максимова, Г.С. Авдеева, О.Е. Ноянзина,

М.Б. Максимов, Д.А. Омельченко S.G. Maksimova, G.S. Avdeyeva, O.Ye. Noyanzina, M.B. Maksimov, D.A. Omelchenko

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

SOCIAL-ECONOMIC CONDITIONS OF FORMING PATRIOTIC ATTITUDES AND CIVIL IDENTITY IN THE ALTAI REGION

-V-

Ключевые слова: социально-экономические Keywords: social-economic conditions, patriotic

условия, патриотические установки, граждан- attitudes, civil identity, region, generation. ская идентичность, регион, поколения.

170 I Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 2 (124), 2015

Представлен анализ особенностей проявления патриотических установок и гражданской идентичности в современных социально-экономических условиях. Сложность феномена патриотизма обусловливает необходимость использования междисциплинарного подхода при его рассмотрении. Гражданская идентичность представляет сложный, многомерный феномен, проявляющийся на когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом уровнях. Главным механизмом ее осуществления является социальная идентификация, позволяющая индивидам, на основе разделяемых гражданских ценностей и нравственных принципов, осознавать свою принадлежность и привязанность к Родине, формировать представления, оценки и поведенческие стратегии, на основе которых происходит различение «своей» и «чужой» наций, конструируются их символические границы. Показаны результаты социологического исследования структурных и содержательных компонент формирования патриотических установок и гражданской идентичности, основных дефиниций патриотизма, эмоциональных установок на патриотизм, потребности в патриотическом чувстве, проведена оценка распространенности патрио-

тизма и гражданской идентичности в Алтайском крае в современных социально-экономических условиях.

The analysis of manifestations of patriotic feelings and civil identity in contemporary social-economic conditions is discussed. The complexity of patriotism phenomenon causes the necessity of using an interdisciplinary approach to the study. Civil identity is a very complicated multidimensional phenomenon, it reveals itself at cognitive, emotional-evaluate and behavioral levels. Social identity acts as its main mechanism and lets individuals to understand own belonging to the Motherland, form representations, evaluations and behavioral strategies based on civil values and moral principles. Civil identity is the base for division into "own" and "alien" nations and constriction of symbolic borders. The paper presents the results of sociological research on structural and conceptual components of forming patriotic attitudes and civil identity, general definitions of patriotism, emotional attitudes to patriotism, need for patriotic sense and evaluation of the spread of patriotism and civil identity in the Altai Region in contemporary social-economic conditions.

Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., проф., зав. каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: svet-maximova@yandex.ru. Авдеева Галина Сергеевна, к.психол.н., доцент, каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: interwelt@mail.ru.

Ноянзина Оксана Евгеньевна, к.с.н., доцент, каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: noe@list.ru.

Максимов Максим Борисович, к.м.н., Алтайский государственный университет. E-mail:

maxbmax@rambler.ru.

Омельченко Дарья Алексеевна, к.с.н., доцент, каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: daria.omelchenko@mail.ru.

Maksimova Svetlana Gennadyevna, Dr. Sociol. Sci., Prof., Head, Chair of Psychology of Communications and Psycho-Technologies, Altai State University. Ph.: 913-215-60-82. E-mail: svet-maximova@yandex.ru. Avdeyeva Galina Sergeyevna, Cand. Psycol. Sci., Assoc. Prof., Chair of Psychology of Communications and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: interwelt@mail.ru.

Noyanzina Oksana Yevgenyevna, Cand. Sociol. Sci., Assoc. Prof., Chair of Psychology of Communications and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: noe@list.ru.

Maksimov Maksim Borisovich, Cand. Med. Sci., Altai State University. E-mail: maxbmax@rambler.ru. Omelchenko Darya Alekseyevna, Cand. Sociol. Sci., Assoc. Prof., Chair of Psychology of Communications and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: daria.omelchenko@mail.ru.

Актуальность

В современных условиях модернизации всех сфер общественной жизни и мобилизации усилий, направленных на преодоление социально-экономических и политических вызовов и угроз, исходящих от мирового сообщества, как никогда актуальными становятся вопросы о консолидации граждан, их конструктивного взаимодействия с органами государственной власти и институтами общественного самоуправления для наиболее эффективного выражения и отстаивания национально-государственных интересов России, обеспечения национальной и социальной безопасности. Особую роль в этих процессах занимает конструирование гражданской идентичности населения как осознания причастности к основанному на

социокультурной целостности сообществу граждан, ответственности за судьбу страны и переживаемых в связи с этим чувств, имеющих личностный смысл [1-3].

В отличие от государственной (российской) идентичности, формирование которой происходит быстрее и проще за счет возможности использования политической элитой институциональных механизмов (СМИ, образование и пр.), становление гражданского сознания в России находится на начальном этапе, так как требует кардинальной смены ценностных ориентиров, переориентации с патерналистской модели взаимоотношений между гражданами и властью на модель «активного гражданства», требующей от всех членов общества проявления таких качеств, как ответствен-

ность, независимость, гибкость, способность мобилизовать ресурсы гражданского общества для решения не только индивидуальных, но и общественных проблем [4, 5].

Подобно другим видам коллективных и социальных идентичностей, гражданская идентичность представляет сложный, многомерный феномен, проявляющийся на когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом уровнях. Главным механизмом ее осуществления, имеющим социально-психологическую природу, является социальная идентификация, позволяющая индивидам, на основе разделяемых гражданских ценностей и нравственных принципов, осознавать свою принадлежность и привязанность к Родине, формировать представления, оценки и поведенческие стратегии, на основе которых происходит различение «своей» и «чужой» наций, конструируются их символические границы [6, 7]. Необходимым формальным условием при этом выступает наличие гражданства как устойчивой правовой взаимосвязи между индивидом и государством, выражающейся в существовании взаимных прав, обязанностей и ответственности. Цементирующей ценностно-оценочной и эмоциональной основой, обеспечивающей общегражданскую гражданскую солидарность и идентичность, является патриотизм как нравственный и политический принцип и комплекс чувств, ключевую роль в которых играют преданность, самопожертвование, чувства гордости за страну и ее достижения. Таким образом, степень выраженности и объекты приложения патриотических чувств выступают индикатором сформиро-ванности гражданской идентичности на индивидуальном, социально-групповом и общесоциальном уровне [8, 9].

Цель исследования связана с оценкой современного состояния, проблем, перспектив становления патриотических установок и гражданской идентичности населения Алтайского края в современных социально-экономических условиях. Представлен анализ процессов формирования патриотических установок и гражданской идентичности населения, адекватных социально-экономическим, политическим, культурным реалиям современного этапа развития, выявление дезорганизующих факторов, ведущих к конфликтным ситуациям, социальной напряженности.

Объекты и методы

В целях разработки научных основ для решения упомянутых проблем проведено

социологическое исследование особенностей проявления патриотизма и гражданственности на основе социологического опроса населения, осуществленного в 2014 г. в Алтайском крае. Выборка составила 700 чел. в возрасте 15-75 лет, среди них 46% мужчин и 54% женщин, в возрасте 15-29 лет обследовано 28,5% респондентов, 30-49 лет — 38,9% и 50 лет и старше — 32,0% респондентов.

Основными эмпирическими методами сбора и анализа данных являются метод анкетирования, традиционный анализ документов, методы математико-статистичес-кого анализа с использованием программных пакетов MSOffice 2007 и SPSS 17.0 [10-12].

Социально-экономический статус населения Алтайского края. Поселенческие характеристики выборочной совокупности отражали существующие в генеральной совокупности пропорции между населением, проживающим в городской и сельской местности. Было опрошено 55,8% респондентов, проживающих в городах Алтайского края и 44,2% — в сельской местности. В том числе были опрошены жители малых сел — 20,4%, средних и крупных сел — 23,6, малых городов — 21,9%, крупных городов — 33,9%.

По показателю давности проживания было получено следующее распределение ответов: 59,4% проживали в месте прохождения опроса с рождения, 29% — более 10 лет, 7,2% — от 5 до 10 лет, 3,2% — от 1 года до 5 лет, 0,9% — менее 1 года, 0,3% затруднились с ответом. Среди респондентов младшего возраста было зафиксировано достоверно больше родившихся и проживающих в одном населенном пункте (71%), чем среди старших возрастных групп (30-42% проживающих в данном населенном пункте более 10 лет). Одновременно с этим среди молодежи был выше уровень переехавших на данное место жительства не более 1 года назад (2,1% по сравнению с практически нулевыми уровнями в средней и старшей возрастной группах), что в совокупности с данными о давности переезда свидетельствовало об усилении миграционных потоков на территории Алтайского края среди молодежи в последние годы.

Анализ миграционного поведения на основе уточняющих вопросов позволил выявить, что наиболее значительная часть респондентов, родившихся в другом месте, приехали из другого населенного пункта Алтайского края (49%), то есть в большин-

стве случаев речь шла о внутрирегиональной мобильности. Еще 23,1% приехали из другого населенного пункта России. География переселения была довольно обширной, помимо соседних регионов Сибирского Федерального округа — Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей, Республики Алтай, Забайкальского и Красноярского краев. Респондентами были указаны населенные пункты Тюменской области, Тульской области, Амурской, Хабаровский и Сахалинской областей, Республики Татарстан, Республики Чувашия, Якутии, Удмуртии, Ставропольского и Краснодарского краев. Около 22,7% родились в другой стране — в странах бывшего СССР (Казахская, Киргизская, Узбекская, Таджикская, Украинская ССР) и Германии. Около 5% респондентов затруднились с ответом на данный вопрос, достоверных различий в распределениях ответа на данный вопрос в возрастных группах не выявлено.

Образовательный уровень респондентов: среднее общее образование — 17,1%, начальное профессиональное — 12,5, среднее специальное — 33,1, неполное высшее — 7,5, высшее образование — 29,7%. Максимально достигнутый уровень образования существенно различался в возрастных группах респондентов. Так, среди 30-49-летних наблюдался наибольший процент респондентов, имеющих высшее образование, среди 50-75-летних превалировали респонденты со средним специальным образованием, тогда как в группе 15-29-летних была отмечена наибольшая доля имеющих среднее образование.

Семейное положение респондентов: 53,0% состоят в зарегистрированном браке; 10,3% — живут вместе, но не зарегистрированы; 22,3% — никогда в браке не состояли; 8,4% — разведены и в браке не состоят; 5,9% — вдовые. В силу естественных причин возраст оказывал значимое воздействие на структуру семейного положения респондентов. В младшей группе опрошенных преобладали не состоящие в браке (62,0%), тогда как другие формы семейных отношений были представлены в незначительной степени: в зарегистрированном браке состояли 22,9%, 12,% отметили, что живут вместе, но не зарегистрированы, 2,6% находились в разводе, 0,5% являлись вдовыми. В старших группах распределение по типу семейного положения различалось незначительно, наибольшие расхождения наблюдались в долях никогда не состоящих в браке (9,8% в группе 30-49 лет и 2,8% в группе 50-75 лет), а также в группе вдов-

цов/вдов (1,5% в группе 30-49 лет и 16,1% в группе 50-75 лет).

Основное занятие респондентов было представлено следующими профессиональными группами: руководители, предприниматели (7,0%), специалисты с законченным высшим образованием (16,7%), квалифицированные работники, специалисты со средним специальным и профессиональным образованием (21,7%), военнослужащие (1,8%), работники сферы обслуживания, ЖКХ и торговли (8,9%), неквалифицированные рабочие, занятые физическим трудом (7,0%), студенты и учащиеся (13,0%), пенсионеры (16,7%), безработные, незанятые (6,4%), 0,1% затруднились с ответом. Среди других занятий (в совокупности 0,7%) респондентами в ходе исследования были отмечены находящиеся в декретном отпуске, работник системы безопасности.

По результатам самооценки населением Алтайского края своего материального положения в настоящее время к бедным и очень бедным себя отнесли 7,3% (в т.ч. к последним — лишь 1,2%). Средне оценили свое материальное положение 69,2% населения региона; 21,7% отметили, что живут достаточно обеспеченно, причем очень хорошо, богато живут всего лишь 1,3% респондентов; 0,4% выбрали свой вариант ответа (были указаны неопределенные варианты ответа типа «нам хватает», а также «деньги дают родители»).

Самооценка материального положения существенно варьировала в зависимости от возраста респондентов. Среди опрошенных молодых людей в возрасте 15-29 лет гораздо выше была доля относящих себя к обеспеченным и богатым (более трети респондентов), тогда как в группе 50-75-летних наиболее высокими были суммарные оценки низких рангов, по которым респонденты причисляли себя к «бедным» и «очень бедным» гражданам. Таким образом, для старшего поколения была характерна в целом низкая самооценка материального положения (всего 12% считали себя достаточно обеспеченными людьми), а для среднего и младшего поколений — средняя, с тенденцией увеличения высоких рангов.

Результаты и обсуждения

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что стратегия поведения субъекта определяется теми ментальными репрезентациями объектов, явлений, ситуаций, носителем которых он является.

Категории, в которых воспринимает мир и мыслит субъект, отражают субъективную значимость для него тех или иных аспектов социальной реальности, предопределяют направление интерпретации воспринимаемых социальных фактов. Очевидно, что содержательное наполнение понятий «патриотизм» и «гражданственность» не является однажды заданным, стабильным, а неизбежно трансформируется в зависимости от изменений, происходящих в различных сферах жизни общества, и, соответственно, в ценностных ориентациях граждан.

На основании полученных в ходе исследования данных можно сделать основные выводы.

Более 50% опрошенных жителей Алтайского края часто испытывают гордость за Россию. Этот показатель одинаков в под-выборках респондентов разного возраста. Наиболее часто переживание гордости за страну связано со спортивными достижениями соотечественников (они вызывают гордость у 17% опрошенных), победой в Великой Отечественной войне. Наиболее редко жители региона испытывают гордость за уровень жизни в стране и культурные достижения россиян. Основания для переживания гордости за Россию различны для представителей разных поколений. Молодые люди чаще гордятся достижениями России в области культуры, науки, медицины, пожилые люди высоко оценивают возрождение православия, мир (как состояние без войны), качества российской армии, восстановление авторитета России в мире. Для респондентов в возрасте 30-49 лет поводом для гордости за страну служит покорение космоса (40%), экономический подъем в стране, спортивные достижения россиян.

По данным опроса часто испытывают стыд за Россию 25% жителей Алтайского края. Еще 42% опрошенных испытывают стыд за свою страну редко. Данные исследования показывают, что пожилые люди испытывают стыд за Россию реже, чем респонденты в возрасте 15-29 и 30-49 лет. Среди основных поводов переживания этого чувства — низкий уровень жизни населения, бедность, бюрократия и коррупция, алкоголизм, наркомания, упадок промышленности и сельского хозяйства. Представители старшего поколения стыдятся развала СССР, дедовщины в армии, разрушения эффективной системы промышленности и сельского хозяйства. Респонденты в возрасте 30-49 лет более всего унижены чрезмерной оглядкой России на Запад,

подчиненным положением страны в мире, плохим состоянием образования и здравоохранения, низким уровнем жизни, безработицей и бедностью. Молодежь края чаще представителей других возрастных групп испытывает стыд за спортивные неудачи соотечественников, взаимоотношения России с бывшими советскими республиками и особенно за проявления национализма и национальной розни.

Среди идей, способных оказать большое влияние на консолидацию россиян, респонденты указали «наведение порядка во всех сферах жизни» и усиление охраны здоровья нации. Для большинства опрошенных крайне важно ощущать Россию сильным государством, политика которого обладает большим авторитетом в мире. Данная цель воспринимается жителями края как более приоритетная даже по сравнению с повышением качества жизни населения. Как ни парадоксально, гораздо менее значимыми для респондентов являются защита прав и свобод граждан и создание эффективной экономики. Эта особенность указывает на то, что у населения региона сохраняются установки, типичные для «советского человека».

Наиболее значимыми ценностями для жителей края выступают семья (18%), мир (12%), достаток и безопасность (по 8%). Несколько менее значимы для населения стабильность (7%) и справедливость (6%). Ценность патриотизма занимает 10-е место в рейтинге, 9-е — права человека и гражданина. Таким образом, можно сделать вывод, что население региона нуждается прежде всего в удовлетворении базовых социальных потребностей. Патриотические и демократические ценности играют для него меньшую роль, нежели повышение уровня жизни, стабильность и безопасность. Данные опроса указывают на некоторые различия в системе ценностей представителей разных поколений. Для молодежи важной ценностью является собственность, для людей среднего возраста — экономическая стабильность, благополучие, безопасность, для пожилых граждан — духовность, порядок, «державность» и защита со стороны государства.

Более половины респондентов согласны с утверждением, что в некоторых случаях патриотизм может быть связан с такими негативными социальными явлениями, как национализм, фанатизм, предвзятая оценка ситуации в стране. Эти риски патриотизма наиболее часто отмечали респонденты в возрасте 30-49 лет. Для пожилых граждан

патриотизм чаще ассоциировался с риском для жизни и ложью. Молодежь края настроена более оптимистично: молодые люди чаще указывали, что патриотизм не имеет никаких негативных аспектов.

Считают себя патриотами 70% опрошенных жителей Алтайского края, «непатриотами» — 12%. Согласно результатам опроса молодые люди реже считают себя патриотами, нежели представители более старших поколений. В то же время респонденты в возрасте 15-29 и 30-49 лет чаще пожилых людей указывали, что затрудняются определить степень своего патриотизма. Это также свидетельствует о размытости, неопределенности современных критериев патриотизма, неоднозначности его возможных трактовок. В то же время большинство опрошенных оценили уровень своего патриотизма по 10-балльной шкале как превышающий средние показатели, то есть высокий.

Основным содержанием патриотизма для большинства опрошенных выступают чувства любви, гордости, желания блага своей стране и народу, уважение к своей культуре. Деятельные аспекты патриотизма указывались респондентами существенно реже. Так, готовность защитить свою родину считают патриотизмом всего 8% участников опроса. Таким образом, в представлениях для жителей края патриотизм является преимущественно чувством, которое может не выражаться в конкретных действиях. Иными словами, можно быть патриотом, но при этом не жить в своей стране или не защищать ее в случае угроз. Таким образом, патриотизм опрошенных хотя и является искренним, но не мобилизует их на реализацию собственно патриотических моделей поведения. Чаще всего трактуют патриотизм через его поведенческие проявления (защита отечества, поддержка отечественных производителей, деятельный вклад в общественное благо) пожилые люди.

Согласно опросу, более 95% жителей Алтайского края ощущают себя россиянами. В то же время наблюдаются достаточно выраженные различия гражданской идентичности в группах респондентов разного возраста. Наименее выраженной она является у молодых людей (56% из них затруднились ответить на вопрос «Ассоциируете ли Вы себя с гражданином России, то есть россиянином?»). Ассоциирующих себя с россиянином в этой группе оказалось меньше всего — только 28%, тогда как среди 30-49-летних — 40%. Наиболее

часто ощущают себя россиянами именно 30-49-летние респонденты. Среди пожилых людей больше всего тех, кто сохраняет идентичность советского гражданина и не чувствует себя россиянином. Именно респонденты среднего возраста являются носителями общероссийской гражданской идентичности.

Таким образом, на фоне ряда трансформаций современного российского общества, которые связаны с изменением положения страны на мировой арене, в процессе глобализации происходит рост осознания как отдельными людьми, так и социальными группами своей гражданской идентичности, своего места в окружающем мире, в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. Осознание населением России своей гражданской идентичности, причастности к судьбе своего народа, принятие его культуры, системы ценностей и взглядов оказывают прямое влияние на межличностные и межэтнические взаимоотношения.

Библиографический список

1. Максимова С.Г., Гончарова Н.П., Но-янзина О.Е., Авдеева Г.С., Омельчен-ко Д.А. Патриотизм и национализм: ментальные репрезентации и поведенческие стратегии населения современной России: монография / под общ. ред. С.Г. Максимовой. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013.

— 321 с.

2. Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Гончарова Н.П., Омельченко Д.А., Вара-ва В.В., Дубова Т.Г. Современные реалии социальной безопасности регионального социума / / Известия Алтайского государственного университета. — 2010. — № 1-2.

— С. 187-190.

3. Вырщиков А.Н. и др. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. — М.: Планета, 2010.

4. Яковлев А.Н. Легитимация политической власти: модели традиционные и инновационные // Власть. — 2011. — № 6.

5. Демидова Е.И., Криворученко В.К. Патриотизм в своей идее неизменен. — 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/6/patriotism/. — Загл. с экрана.

6. Беспалова Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества: автореф. дис. докт. фил. наук: 09.00.11 — социальная философия. — СПб., 2011.

7. Клинецкая Н.В. О патриотизме и гражданственности. — СПб.: ЭлексисПринт, 2005.

8. Ноянзина О.Е., Гончарова Н.П., Максимова С.Г., Авдеева Г.С. Современные вызовы безопасности: оценка риска подверженности экстремистским и террористическим угрозам в условиях региональных социумов // Вопросы безопасности. — 2012. — № 1. — С. 213-254.

9. Максимова С.Г., Авдеева Г.С., Ноянзина О.Е., Гончарова Н.П., Трофимова Р.А., Удоденко А.А. Образ «другого» как структурный компонент национальной идентичности: конструктивистская парадигма // Известия Алтайского государственного университета. — 2014. — Т. 2. — № 2 (82). — С. 248-252.

10. Sutton A.J., Vickerman P., Hickman M., Koshkina E., Maximova S., Lati-shevskaya N., Parry J., Platt L., Bo-nell C., Rhodes T. Measuring risk of HIV and HCV among injecting drug users in the Russian Federation // European Journal of Public Health. — 2009. — Т. 19. — № 4. — С. 428-433.

11. Морковкин Г.Г., Деев Н.Г., Демин В.А. Инновационный путь развития — реальная перспектива для Алтайского края // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2006. — № 5. — С. 7-10.

12. Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Гончарова Н.П. Социально-экономичес-кие критерии выбора стратегии социологического исследования регионов // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013. — № 4 (102). —

C. 117-121.

References

1. Maksimova S.G., Goncharova N.P., Noyanzina O.E., Avdeeva G.S., Omel'chenko

D.A. Patriotizm i natsionalizm: mental'nye re-prezentatsii i povedencheskie strategii nasele-niya sovremennoi Rossii: monografiya / pod. obshch. red. S.G. Maksimovoi. — Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2013. — 321 s.

2. Maksimova S.G., Noyanzina O.E., Gon-charova N.P., Omel'chenko D.A., Varava V.V., Dubova T.G. Sovremennye realii sot-sial'noi bezopasnosti regional'nogo sotsiuma // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2010. — № 1-2. — S. 187-190.

3. Vyrshchikov A.N. i dr. Rossiiskii patrio-tizm: istoki, soderzhanie, vospitanie v sovre-mennykh usloviyakh. — M., Planeta, 2010.

4. Yakovlev A.N. Legitimatsiya politi-cheskoi vlasti: modeli traditsionnye i innovat-sionnye // Vlast'. — 2011. — № 6.

5. Demidova E.I., Krivoruchenko V.K. Pa-triotizm v svoei idee neizmenen [Elektronnyi resurs]. — 2008. — Rezhim dostupa: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/6/patriotism/. — Zagl. s ekrana.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bespalova T.V. Patriotizm kak forma sotsiokul'turnoi identifikatsii v konfliktnykh us-loviyakh rossiiskogo perekhodnogo obsh-chestva: Avtoref. dis. doktora fil. nauk: 09.00.11 — sotsial'naya filosofiya. — SPb., 2011.

7. Klinetskaya N.V. O patriotizme i grazh-danstvennosti. — SPb., «EleksisPrint», 2005.

8. Noyanzina O.E., Goncharova N.P., Maksimova S.G., Avdeeva G.S. Covremen-nye vyzovy bezopasnosti: otsenka riska pod-verzhennosti ekstremistkim i terroristicheskim ugrozam v usloviyakh regional'nykh sotsiumov // Voprosy bezopasnosti. — 2012. — № 1. — S. 213-254.

9. Maksimova S.G., Avdeeva G.S., Noyanzina O.E., Goncharova N.P., Trofimova R.A., Udodenko A.A. Obraz «drugogo» kak strukturnyi komponent natsional'noi identich-nosti: konstruktivistskaya paradigma // Iz-vestiya Altaiskogo gosudarstvennogo univer-siteta. — 2014. — T. 2. — № 2 (82). — S. 248252.

10. Sutton A.J., Vickerman P., Hickman M., Koshkina E., Maximova S., Latishevskaya N., Parry J., Platt L., Bonell C., Rhodes T. Measuring risk of HIV and HCV among injecting drug users in the Russian Federation // European Journal of Public Health. — 2009. — T. 19. — № 4. — S. 428-433.

11. Morkovkin G.G., Deev N.G., De-min V.A. Innovatsionnyi put' razvitiya — real'naya perspektiva dlya Altaiskogo kraya // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2006. — № 5. — S. 7-10.

12. Maksimova S.G., Noyanzina O.E., Goncharova N.P. Sotsial'no-ekonomicheskie kriterii vybora strategii sotsiologicheskogo issledovaniya regionov // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2013. — № 4 (102). — S. 117-121.

Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 28.1475.2014К «Гражданская и этническая идентичности в системе сохранения социальной безопасности населения приграничных территорий Российской Федерации».

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.