УДК 37.017.4
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
SCIENTIFIC AND THEORETICAL APPROACHES AND PRINCIPLES OF CIVIL IDENTITY FORMATION OF A PERSON
И. В. Кожанов, Т. Н. Петрова I. V. Kozhanov, T. N. Petrova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматриваются научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности, выделяются наиболее значимые из них, отмечается их специфика.
Abstract. The scientific-theoretical approaches and principles of civil identity formation of a person are considered in the article, the most significant approaches are revealed, their specific character is noted.
Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, формирование гражданской идентичности.
Keywords: identity, civil identity,civil identity formation.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время в Российской Федерации проживает 193 этнические общности, говорящие на 278 языках. В условиях по-лиэтничности встают вопросы обеспечения сохранности культуры каждого народа в составе страны, сохранения коренных этносов и обеспечения единства народов России.
В новой стратегии государственной национальной политики России важной составляющей является полная деполитизация этничности и делается акцент на развитие этнокультурного многообразия. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация, представители которой считают Россию своей Родиной. Россия создавалась как единение народов, как государство, системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ. Цивилизационная идентичность России и российской нации как гражданской общности основана на сохранении русской культурной доминанты, носителями которой являются все народы Российской Федерации, сформированной не только этническими русскими, но и вобравшей в себя культуру всех народов России. По этому поводу В. Тишков отмечает: «Нация не является монокультурной общностью людей, а есть полиэтничное,
многоконфессиональное образование, основанное на принадлежности к суверенному, единому государству, к единому народу, который объединен одной страной, одной родиной и, конечно, общей историей и очень мощной общей культурой. Потому что нашу российскую культуру вы же не разделите на чеченскую, русскую, еврейскую, мордовскую и так далее. Общая история и культура - это тот фундамент, на котором держится любая нация» [9].
Одним из основных пунктов стратегии государственной национальной политики России является укрепление гражданского единства общества. В связи с этим становится актуальным исследование гражданской идентичности личности у представителей разных этносов России, в частности, научно-теоретических подходов и принципов ее формирования.
Материал и методика исследований. В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.
Результаты исследований и их обсуждение. В отношении понятия «гражданская идентичность» большинство исследователей сходятся на таком его определении, как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл.
Вместе с тем данное понятие уточняется разными исследователями. Так, современный политологический словарь дает следующее определение: «Гражданская идентичность является частью социальной идентичности индивида и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, а также к представлениям о самих образованиях и структурах, их оценке индивидом и его право выбора оставаться в их составе или их покинуть» [3].
А. Г. Асмолов определяет термин «гражданская идентичность» следующим образом: «Гражданская идентичность - это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе». При этом ученый отмечает, что гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру [5].
Е. А. Гришина говорит о гражданской идентичности как «субъективном состоянии и объективно наблюдаемой тождественности индивида обществу в его типических социокультурных измерениях (язык, ментальность, картины мира, социокультурные ценности, нормо-типическое поведение)» и указывает на то, что гражданская идентичность имеет в своей основе потребность общества в интеграции через приобщение к общим для данного социума социальным ценностям и целям, выражаемым такими ценностными символами и атрибутами, как Родина, страна, государство, которые наполняются конкретным содержанием через социокультурный контекст [2].
Несмотря на разнообразие определений понятия «гражданская идентичность», исследователи сходятся в том, что в отношении школьников в ее составе возможно выделение следующих структурных компонентов:
- когнитивного (познавательного) - знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
- эмоционально-оценочного (коннотативного) - рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочного (аксиологического) - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
- деятельностного (поведенческого) - участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
В соответствии с вышеприведенными компонентами основными направлениями формирования гражданской идентичности личности могут быть:
- духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание - формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению;
- историческое воспитание - знание основных событий истории Отечества и его героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает обучающийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село);
- политико-правовое воспитание - формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях обучающегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая компетентность;
- патриотическое воспитание - формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь; знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях;
- профессионально-ориентированное воспитание - формирование картины мира, культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду; уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека;
- экологическое воспитание - формирование высокой ценности жизни, потребности сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению [6].
Данные направления связаны с процессом формирования личности в целом, можно предположить, что научные подходы и принципы формирования гражданской идентичности будут тождественны ему, но вместе с тем и специфичны.
Так, А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марциновская [1] утверждают, что реализация цели формирования гражданской идентичности личности может быть обеспечена на основе использования следующих подходов:
- системно-деятельностного, развивающего в контексте решения задачи разработки новых образовательных стандартов конвенцию универсальных учебных действий, обеспечивающих универсальные способы познания и освоения мира и ключевую компетентность к обновлению компетенций (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина);
- гуманистического (смысловая педагогика; педагогика сотрудничества, гуманистическая педагогика Ш. А. Амонашвили; «диалог культур» В. С. Библера; система преподавания литературы, ориентированная на формирование личности Е. Н. Ильина);
- компетентностного (Я. И. Кузьминов, В. Д. Шадриков, Э. Ф. Зеер).
В трудах других исследователей (Л. П. Карпушиной, А. А. Логиновой, М. Б. Ко-жановой) приводятся следующие научно-теоретические подходы формирования гражданской идентичности личности: аксиологический, гуманистический, социокультурный, культурологический, этнокультурный, поликультурный, этнопедагогический, личностно ориентированный, синергетический, компетентностный и другие.
Теоретико-методологическое обоснование авторской концепции опирается на наиболее значимые для формирования гражданской идентичности личности научные подходы и позволяет выделить их специфику.
В основе аксиологического и гуманитарного подходов лежит идея о человеке как ценности и цели общественного и образовательного процесса. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимосвязанного, взаимодействующего мира целостного человека. Поэтому важно научиться видеть не только то, что объединяет человечество, но и то, что характеризует каждого отдельного человека, в том числе и как представителя определенной этнической, религиозной, социальной группы. При организации воспитательной работы и при следовании национальной специфике можно предложить следующую иерархию ценностей: общечеловеческие ценности, общенациональные ценности, местные ценности, традиционные ценности определенного воспитательного учреждения, индивидуальные ценности, представляющие сферу наибольшей свободы, разнообразия и гибкости.
Применительно к школьникам, как отмечает А. А. Логинова, ценностный подход обеспечивает:
- формирование у школьников представлений о морали, о ценностях расширения категориальных рамок мышления школьников (когнитивный компонент гражданской идентичности);
- через решение школьниками моральных дилемм и оценивание его результатов по критерию освоенных ценностей (ценностный компонент гражданской идентичности) формирование опыта гражданского поведения и деятельности школьников (деятельностный компонент гражданской идентичности) [8].
Этнокультурный подход в контексте проблемы нашего исследования предполагает взаимообусловленность культурологического, поликультурного и этнопедагогиче-ского подходов. Культурологический подход базируется на основных понятиях «культуросообразная среда» и «диалог культур»; поликультурный подход - на теории поли-культурного образования; этнопедагогический подход - на прогрессивных педагогических идеях разных народов. Культура понимается не как специфическая форма деятельности отдельных людей (например, в сфере искусства) и не как достигнутый отдельными людьми высокий уровень развития, а как совокупность всех жизненных отношений и форм деятельности людей, воплощающая в себе интересы, цели, субъектные смыслы, ценностные ориентации, духовный потенциал и реальные возможности народа и отдельного человека. Культура представляется источником и основой образовательного процесса и социализации личности. Главным средством воспитания становится создание культуросообразной среды (совокупности внешних условий), наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определенной национальной культуры и предполагающей широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями на основе взаимного уважения, толерантности, диалога. Освоение способов такого взаимодействия - важнейшая задача воспитания. При этом формы, методы, приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры, опираться на достижения этнопедагогики и вместе с тем обеспечивать выход на общечеловеческие ценности, что в определенной степени находит свое выражение в теории поликультурного образования.
В рамках этой теории рассматриваются следующие проблемы: организация взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп; педагогически целесообразное разрешение конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве; использование культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения; учет этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания; подготовка педагога, умеющего создать в классе атмосферу доброжелательности к «другому»; организация воспитательной работы с представителями разных этнических групп, в которой главным является реализация демократических норм и прав человека [4]. Этнокультурный подход обеспечивает вхождение человека в другую культуру, нацеливает на раскрытие смысла толерантности, выводящей на единение с субъектами других культур, позволяющей соотносить себя с явлением единения граждан как субъектов других культур.
Данные подходы реализуются с помощью ряда принципов, основными из которых являются:
- принцип непрерывности, который предполагает выстраивание процесса формирования гражданской идентичности личности с учетом различных аспектов социализации личности на разных возрастных этапах, в рамках различных ступеней образования;
- принцип системности, который предусматривает формирование всех структурных компонентов гражданской идентичности: когнитивного, эмоционально-
оценочного, ценностно-ориентировочного, деятельностного;
- принцип культуросообразности, который требует приобщения ребенка к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, ме-
тоды и формы воспитания будут культуросообразными только в том случае, если они отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторически сложившиеся в них традиции образования;
- принцип природосообразности, требующий учета национально-психологических особенностей ребенка, к которым относят особенности национального сознания и самосознания, своеобразие национального мышления, чувств и воли, специфику проявления национального характера в общении и взаимоотношениях с другими людьми. Как отмечает М. Б. Кожанова, этноспецифический детерминизм педагогических воздействий предполагает, что воспитание обязано всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны их объекту, соответствовали бы исторически устоявшимся традициям, привычкам конкретного народа и учитывали влияние на этот процесс его национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития. Активность педагога может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает нравственные ценности и специфику мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития [7];
- принцип диалогичности, предполагающий упор на совместное творчество равных партнеров (представителей разных рас, этнических общностей, культур), которые слышат друг друга, в результате чего возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность формирования гражданской идентичности личности на основе взаимного уважения и толерантности;
- лингвокультурологический принцип, который подразумевает необходимость изучения родного языка, в процессе усвоения его происходит первичное познание мира, развитие мышления ребенка, становление его как личности, приобщение к духовным ценностям народа, нации. Изучение родного языка является основой формирования мировоззрения, ключом к накопленной веками народной культуре, незаменимым средством сохранения традиций и преемственности поколений. Построение образовательного процесса на основе лингвокультурологического подхода обеспечивает развитие у детей чувства равенства языков и культур.
Резюме. Формирование гражданской идентичности личности - сложный процесс, включающий в себя формирование когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного и деятельностного структурных компонентов, направленный на разноплановое развитие и воспитание личности, своеобразно протекающий в различных возрастных группах, ступенях учебных заведений и подверженный влиянию значительного числа факторов.
Существует многообразие научно-теоретических подходов, на основе которых построены концепции формирования гражданской идентичности разных исследователей; нами выделены как наиболее значимые аксиологический, гуманистический и этнокультурный подходы, реализуемые с помощью принципов непрерывности, системности, культуросообразности, природосообразности, диалогичности и лингвокультурологического принципа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов, А. Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования : от феноменологии к технологии : в 2 ч. Ч. 1 / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марциновская ; под общ. ред. А. Г. Асмоло-ва. - М. : Федеральный ин-т развития образования, 2011. - 112 с.
2. Гришина, Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х гг. : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 / Е. А. Гришина. - М., 2000. - 48 с.
3. Даниленко, В. И. Современный политологический словарь / В. И. Даниленко. - М. : Изд-во Nota Bene, 2000. - 1016 с.
4. Жукова, М. А. Толерантность как основа национального своеобразия воспитания при формировании гражданской зрелости старшеклассника среды / М. А. Жукова // Этнопедагогическая пансофия академика Г. Н. Волкова как фактор социальной безопасности народов в условиях глобализации : сб. науч. тр. - Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2012. - 207 с.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - 151 с.
6. Кожанов, И. В. Формирование гражданской идентичности в условиях многонациональной образовательной среды / И. В. Кожанов // Этнопедагогическая пансофия академика Г. Н. Волкова как фактор социальной безопасности народов в условиях глобализации : сб. науч. тр. - Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2012. - С. 207.
7. Кожанова, М. Б. Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. Б. Кожанова. - Чебоксары, 2007. - 42 с.
8. Логинова, А. А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами Интернет-проектов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. А. Логинова. - Самара, 2010. - 28 с.
9. Тишков, В. А. Этнология и политика / В. А. Тишков. - М. : Наука, 2005. - 384 с.