Научная статья на тему 'Социально-педагогические механизмы формирования гражданской идентичности детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря'

Социально-педагогические механизмы формирования гражданской идентичности детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / IDENTITY / CIVIL IDENTITY / CHILDREN'S HEALTH CAMP / CHILDREN / ADOLESCENTS / IDENTITY FORMATION / CITIZENSHIP / CIVIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Зритнева Елена Игоревна, Платаш Елена Фоминична

Авторы представляют результаты анализа проблемы формирования гражданской идентичности личности. Цель статьи выделить социально-педагогические механизмы формирования гражданской идентичности детей и подростков средствами загородного летнего оздоровительного лагеря. Методы исследования теоретический анализ, синтез, обобщение. Проанализированы концепции гражданского воспитания. Обозначены критерии и виды идентичности: социальная, личностная. Значительное внимание уделяется гражданской идентичности как одному из видов социальной идентичности. В статье определены потенциал и особенности воспитательной работы, проводимой в летнем детском лагере, как механизма формирования гражданской идентичности детей и подростков. Представлены особенности проведения лагерной смены, с точки зрения детской событийной общности, при которой необходимо формирование гражданской идентичности. Выделены общепедагогические, предметно-содержательные и организационно-педагогические условия как механизмов эффективного формирования гражданской идентичности в летнем оздоровительном лагере. Особое внимание уделено внешним и внутренним факторам, оказывающим непосредственное влияние на процесс формирования гражданской идентичности детей и подростков в период лагерной смены. Даны рекомендации по использованию внешних и внутренних факторов работы для работы педагогов и вожатых в летнем лагере отдыха для детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Зритнева Елена Игоревна, Платаш Елена Фоминична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-pedagogical mechanisms of formation of civil identity of children and adolescents in the conditions of summer health camp

The authors present the results of the analysis of the problem of the formation of civic identity. The purpose of the article is to highlight the socio-pedagogical mechanisms for the formation of the civil identity of children and adolescents by means of a country summer recreation camp. Research methods theoretical analysis, synthesis, generalization. Analyzed the concept of civic education. Criteria and types of identity are designated: social, personal. Considerable attention is paid to civic identity, as one of the types of social identity. The article identifies the potential and features of educational work carried out in the summer children's camp, as a mechanism for the formation of the civil identity of children and adolescents. Presents features of the camp shift, from the point of view of the children's event community in which the formation of civic identity is necessary. General pedagogical, subject-specific, organizational and pedagogical conditions as mechanisms for the effective formation of civic identity in a summer camp have been identified. Special attention is paid to external and internal factors that have a direct impact on the process of formation of the civic identity of children and adolescents during the camp shift. Recommendations on the use of external and internal factors of work for the work of teachers and counselors in a summer holiday camp for children and adolescents are given.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические механизмы формирования гражданской идентичности детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря»

актуальной для современного образования, и поэтому была выбрана для организации диску ссии.

За неделю до проведения дискуссии студенты изучили материалы по теме интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Предложенная информация заинтересовала студентов, пробудила желание разобраться в теме, найти материалы и дополнительную литературу. Такая работа способствовала развитию информационной компетентности, навыков самообразовании.

Далее студенты разделились на четыре группы. Была объявлена тема предстоящей дискуссии. Каждая группа, по очереди работала в предложенной роли: "генераторы идей", "критики", "сторонники", "эксперты" Группы осуществляли работу по поиску дополнительной информации, по обоснованию позиций выступления в каждой из ролей.

Студенты принимали активное участие в работе по подготовке дискуссии и непосредственном её проведении. Тема заинтересовала их, форма проведения так же способствовала пробуждению активности и повышению профессиональной компетентности [5].

Итак, приведённые задания и форма организации их выполнения в учебном сотрудничестве способствовали развитию достаточно важных составляющих ПКМ студентов: повышение психолого-ледаготической компетентности студентов, формирование профессионального мировоззрения, повышение информационно-коммуникативной компетентности, стимулирование к саморазвитию и самосовершенствованию, творческому поиску.

Ещё одно условие формирования ПКМ студентов - использование активных форм и методов работы в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин. Среди таковых нами были выделены кейс-метод и метод проектов. Рассмотрим примеры работы с использованием данных методов [4].

С целью подтверждения результативности проведенной работы, был организован контрольный этап исследования, на котором была проведена диагностика уровня сформирован-ности ПКМ студентов на конец исследования. Использовались те же критерии, что и на констатирующем этапе: ценностный, мотивацион-ный, когнитивный и деятельностный.

Таким образом, опытно-эксперименталь-ная работа по реализации педагогических условий по формированию ПКМ будущих учителей в образовательном процессе вуза состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного и имела целью подтвердить результативность формирования ПКМ.

Литература:

% Абрамовских Н.Ё. Современное педагоги чес кое образование: тенденции и перспективы развития И Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2013. - №6. - С 6-10.

2. Бажзнова ё.П. Факторы развития качеств специалиста социальной сферы в стиле коучинг // Научно-исследовательские публикации. 2014, N-4(8).-C98-103,

3. Дорофеев А.Н. Профессиональная компетен тность как показатель качества образования / А.Н.Дорофеев//Высшее образование в России. -

2012. -№4. - С. 30-33.

4. Ища к Е. Р. Современные педагогические технологии как основа проектирования учебных занятий в вузе//Сибирский торгово-экономичес-КИЙ журнал. -2011.- № 14.-С, 18-22.

5. Лактионова Е,Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010, №128. - С. 40-55

6. Лашкова Л.Г. Педагогические условия развития ценностных ориентаций студентов колледжа : автореф.... дис.канд.пед. наук: 13.00.08 / Лашкова, Людмила Григорьевна, - М., 2011. - 31 с.

7. Сериков В.В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования//Среднее профессиональное образование. - 2009. ■№> 7. - С. 5 10.

8. Тряпицына А.П. Педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб, : Питер,

2013.-304 с.

СП

о

CXJ

-0 Q-Ш

щ

I-X

о

си

со

со г

s

115

SOCIAL-PEDAGOGICAL MECHANISMS OF FORMA TION OF CIVIL IDENTITY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF SUMMER HEALTH CAMP

Saenko Lyudmila Afeksandrovna, DSc of Sociology, Associate Professor, North-Caucasus Social Institute, Stavropol Zritneva Elena igorevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, North-Caucasus Federal University, Stavropol Platash Elena Fominkhna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Russian Technological University (branch), Stavropol

The authors present the results of the analysis of the problem of the formation of civic identity The purpose of the article is to highlight the socio-pedagogical mechanisms for the formation of the civil identity of children and

adolescents by means of a country summer recreation camp. Research methods - theoretical analysis, synthesis, generalization. Analyzed the concept of civic education. Criteria and types ofidentity are designated; social, personal. Considerable attention is paid to civic identity, as one of the types of social identity The article identifies the potential and features of educational work carried out in the summer children's camp, as a mechanism for the formation of the civil identity of children and adolescents. Presents features of the camp shift, from the point of view of the children's event community in which the formation of civic identity is necessary. General pedagogical, subject-specific, organizational and pedagogical conditions as mechanisms for the effective formation of civic identity in a summer camp have been identified. Special attention is paid to external and internal factors that have a direct impact on the process of formation of the civic identity of children and adolescents during the camp shift. Recommendations on the use of external and internal factors of work for the work of teachers and counselors in a summer holiday camp for children and adolescents are given.

Keywords; identity; civil identity; children's health camp; children; adolescents; identity formation; citizenship; civic education.

УДК 378 ВАК РФ 13,00,05

5 СаенкоЛ.А., 2019 ЪЗртневаЕИ.,2019 Плата ш ЕЖ, 2019

САЕНКО Людмила Александровна, доктор социологических наук доцент, Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь

ЗРИТНЕВА Елена Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

ПЛАТАШ Елена Фоминична, кандидат педагогических наук, доцент, Российский технологический университет (филиал), Ставрополь

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Авторы представляют результаты анализа проблемы формирования гражданской идентичности личности. Цель статьи ■ выделить социально-педагогичес кие механизмы формирования гражданской идентичности детей и подрост ков средствами загородного летнего оздоровительного лагеря. Методы исследования - теоретический анализ, синтез, обобщение. Проанализирова ны концепции гражданского воспитания. Обозначены критерии и виды иден тичносги: социальная, личностная. Значительное внимание уделяется гражданской идентичности как одному из видов социальной идентичности. В статье определены потенциал и особенности воспитательной работы, проводимой в летнем детском лагере, как механизма формирования гражданской идентичности детей и подростков. Представлены особенности проведения лагерной смены, с точки зрения детской событийной общности, при которой необходимо формирование гражданской идентичности. Выделены общепедагогичес кие, предметно-содержательные и организационно-педагогические условия как механизмов эффективного формирования гражданской идентичности в летнем оздоровительном лагере. Особое внимание уделено внешним И внутренним факторам, оказывающим непосредственное влияние на процесс формирования гражданской идентичности детей и подростков в период лагер ной смены. Даны рекомендации по использованию внешних и вну тренних факторов работы для работы педагогов и вожатых в летнем лагере отдыха для детей и подростков.

Ключевые слова; идентичность; гражданская идентичность; детский оздоровительный лагерь; дети; подростки; формирование идентичности; граждан ственность; гражданское воспитание.

В настоящее время растет интерес педагогической науки к проблемам гражданской идентичности, появляются результаты эмпирических исследований. Теоретические аспекты данной проблематики на стыке междисциплинарных связей активно исследуются учеными различных школ и направлений. Под влиянием процессов глобализации происходит трансформация содержания геополитических явлений, государства стремятся к сохранению идентичности своих граждан. 6 этих условиях основной целью для России является укрепление единства и сплочение народа, что обеспечивает решение следующих задач: развитие гражданского патриотизма, солидарности, сохранение этнического многообразия, оптимизация межнациональных отношений.

Решение обозначенных задач и целей возможно при воспитании личности по трем основным направлениям: этническое, гражданское, общечеловеческое. Реализация трех воспитательных направлений будет способствовать формированию гражданской

идентичности личности, поскольку предполагает этническое самоопределение и этническую самоидентификацию, принятие общественных и культурных норм и ценностей своего народа.

Современное российское общество характеризуется кризисом социальной системы, в связи с чем перед педагогической наукой ставятся новые задачи, связанные с выявлением нового понимания, видов и структуры феномена "идентичность", определения условий эффективного формирования гражданской идентичности личности в системе образования. Отметим, что проблема формирования гражданской идентичности рассматривалась с разных точек зрения: как интегральное качество личности {с выделением структурных элементов}; как воспитательный процесс (определяя составные компоненты процесса}; определялись педагогические условия эффективности формирования гражданской идентичности личности; выделялись системы формирования гражданской идентичности и т.д.

Понятие "идентичность" (от англ. identity, ранее от лат. identit?s) представляется как свойство психики человека к выражению собственной принадлежности к каким-либо национальным, социальным, экономическим, общественным, языковым, профессиональным, религиозным и другим группам.

Н.В. Антонова [1] отмечает, что идентичность подразделяется на два основных вида: социальную и личностную. Социальная идентичность предусматривает типизацию личности на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит и с которой себя соотносит. Личностная идентичность предусматривает систему индивидуальных свойств и качеств личности, его субъективное самоощущение, его индивидуальную жизненную ситуацию.

Гражданская идентичность является одним из видов социальной идентичности. Анализ работ £.А. Гришиной, О,В, Егорова, И,В. Кожано-ва, Ю.А. Семеновой, Р.Ю. Ш и кое ой и др. показал, что гражданская идентичность рассматривается как социокультурный и педагогический феномен, является базовой характеристикой личности, определяющей принадлежность личности к сообществу граждан определенного государства на основе общей культуры и норм социума.

С точки зрения И. В. Кожанова [4, 5], гражданская идентичность выступает как "осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан какого-либо государства, что

имеет для личности значимый эмоциональный и ценностный смысл".

Гражданская идентичность является фиксатором единства интересов личности и определенной социальной общности, что позволяет реализоваться защитной функции, функции самовыражения и самореализации, способствует проявлению гражданской активности личности [7] Принадлежность к определенной социальной общности зачастую определяется случайными обстоятельствами (рождение, обучение, проживание) - некой данностью и не является личностным осознанным решением. Таким образом, данная социальная общность является задаваемой извне и, следовательно, социальная роль гражданина может не всегда восприниматься позитивно индивидом. Гражданская идентичность является более сложным новообразованием в структуре личности, вое-приятиемеюобщностииее субъектности. Граж-: данская общность выступает как большая группа, объединяющая население целого государства, обладающая единством исторической судьбы, традициями, культурными ценностями, политическими основами и эмоциональными связями.

Как отмечают A.A. Логинова (2010), Н.В, Са-фин (2015}, Н.П. Витенко (2011), С.Л. Посмитная (2009) и др., формирование гражданской идентичности является целенаправленным процессом становления гражданской культуры личности. Следовательно, формирование гражданской идентичности должно начинаться с дошкольных учреждений, продолжаться далее, как в воспитательном процессе школ, так и в процессе воспитательной работы организаций дополнительного образования, а также найти отражение в воспитательной работе организаций отдыха детей и подростков.

В структуре гражданской идентичности выделяются следующие компоненты:

- когнитивный компонент: осознание принадлежности к какой-либо социальной группе (общности};

- ценностно-смысловой компонент: отношение к этой социальной группе (от позитивного, до негативного};

- эмоциональный компонент: субъективное восприятие своей принадлежности к данной социальной группе;

- деятельность^ компонент: реализация своей гражданской позиции в данной социальной группе, гражданская активность, совместная социальная деятельность и т.д.

Опираясь на вышеизложенное, под гражданской идентичностью будем понимать ин-

сл о

CXJ

-О Q-Ш

щ

I-X

о

си

со

со г

s

117

LU

s sc о

LU

< ct

LU

*

its

тегральное качество личности, выражающееся в самоотождествлении человека с российской нацией (российскимнародом),самовосприятие себя как россиянина, характеризующееся включенностью личности в культурную и общественную жизнь, причастностью к историческому прошлому и будущему российского народа.

Рассматривая деятельность летнего лагеря отдыха, с точки зрения детской событийной общности, можно выделить ряд признаков: событийность; равность субъектов общения; добровольность нахождения в лагере; свобода и равенство детей и подростков как участников общения; единство целевых ориентаций; единство смыслового и бытового пространства лагеря; осуществление групповой и индивидуальной рефлексии.

Определим социально-педагогические механизмы, способствующие эффективности процесса формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха. Выделяются три группы таких механизмов: об-щепедзгогические, п ре дметно-со держа тельные и организационно-педагогические.

К общепедагогическим механизмам относятся:

1) ценностно-смысловое наполнение содержания воспитательных мероприятий;

2} учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, приехавших в смену;

3) историческая и культурная преемственность в воспитательной работе лагерной смены.

Предметно-содержательные механизмы:

1) связь с историческими и культурными событиями, несущими отклик в современных мероприятиях и событиях;

2) развитие гражданского мышления за счет просмотра документальных источников, видеоматериалов (игровых фильмов}, встреч и бесед с носителями ценностей, участников неких событий.

К организационно-педагогическим механизмам относим:

1} план работы лагерной смены, программа работы вожатского корпуса;

2) разработка лагерных проектов;

3) работа органа по координации и управлению работы лагерной смены;

4} создание актива лагерной смены.

В условиях всевозрастающего влияния средств массовой информации и сети Интернет, потенциал летнего оздоровительного лагеря отдыха для детей и подростков возраста-

ет в связи с тем, что закрытость данной педагогической системы позволяет минимизировать влияние внешних воздействий и в то же время повысить собственное воспитательное влияние. Как отмечают педагоги и психологи {Т.В. Водолажская, Е.А. Гришина, И.В. Конода, A.M. Кондаков и др.), детский и подростковый возраст являются наиболее значимыми в процессе формирования гражданской идентичности, поскольку этот период характеризуется расширением круга общения, проявляется интерес к общественным делам. Летний лагерь отдыха для детей и подростков создает комфортные и благоприятные условия для такого общения. Приезжая на отдых в лагерную смену, дети и подростки попадают в активную среду общения со сверстниками и взрослыми: игры, участие в коллективных творческих делах, конкурсах, дежурство в столовой, вечерние посиделки у костра, конкурсы песен и стихов.

Включенность детей и подростков в процессы общения разворачивается в соответствии с вектором от микросоциального включения до макросоциального (Мы - наш отряд Мы - граждане России}.

Процесс формирования гражданской идентичности детей и подростков в рамках летнего оздоровительного лагеря характеризуется трансформационными изменениями в развитии личности. Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и итоговый.

На первом - организационном - периоде осуществляется формирование позитивного образа гражданина России в процессе совместных бесед педагогов, приглашённых лиц с детьми и подростками. Дети "примеряют" образ на себя в процессе творческих дел, цель такой работы с детьми и подростками - развитие потребности в самосовершенствовании, саморазвитии.

Во второй - основной - период лагерной смены у детей и подростков наблюдается более глубокое понимание образа гражданина России, формирование нравственных ценностей, осмысление качеств гражданина. Педагогами и вожатыми создаются условия для творческой самореализации и нравственного развития воспитанников. Для этого дети и подростки активно вовлекаются в жизнь лагеря, в дела отряда различного направления.

Третий - итоговый - период предусматривает процедуру самооценивания воспитанниками лагерной смены себя как гражданина, оценку произошедших изменений, а также оценивание детей и подростков педагогами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совместно происходит планирование дальнейшего развития и самосовершенствования детей и подростков.

Следовательно, процесс формирования гражданской идентичностидолжен проходить через всю лагерную смену.

Эффективность протекания процесса формирования гражданской идентичности детей и подростков в условиях летнего лагеря отдыха зависит от следующих факторов:

- работа администрации по организации жизни и быта отрядов в лагере (режим отдыха и деятельности воспитанников, планирование, возможности детского сотворчества, обязанности в отрядах и т.д.};

-система коллективных творческих дел отрядов и лагеря в целом (целесообразно проведение тематических смен, объединяющих детей и подростков по интересам; разнообразие мероприятий и максимальное участие детей в их подготовке и реализации);

- внутренняя социальная среда лагеря отдыха для детей и подростков (пространственная и предметная среда лагеря, сооружения на территории лагеря, терминология лагеря, информационные стенды, особенности общения, освещение событий, песни, речёвки, утреннее построение отрядов, специфика подготовки вожатых в образовательном учреждении (педагогический колледж или институт}, легенды, связанные с этим лагерем и т.д.);

- детское самоуправление в лагере (участие в лагерном самоуправлении способствует развитию лидерских качеств у воспитанников, формирует навыки управления в коллективе сверстников, дает возможность в обсуждении планируемых дел с педагогами, развивая навыки общения со взрослыми};

- работа вожатского корпуса, как примера для подражания для детей и подростков (бережное отношение вожатых к символам государственности (флаг, герб, гимн нашего государства), соблюдение ими законов, принятых в лагере, является личным примером для подражания для детей и подростков);

- территориальное расположение лагеря и возможности ландшафта для организации отдыха детей и подростков (окружающая природа, памятники истории и культуры, места военной славы, музеи, выставки, архитектурные сооружения и тд}.

Опора на данные факторы, их использование в работе педагогов лагерной смены способствует формированию гражданской идентичности детей и подростков, развитию их мировоззрения, составлению многомерной картины мира и познание истории и культуры

нашей страны. Необходимо, чтобы воспитательный процесс строился ненавязчиво и естественным образом. Таким образом, дети и подростки приобретают опыт коммуникации в социальной группе, что стимулирует их консолидацию с общностью "российский народ".

Таким образом, обозначенные социально-педагогические механизмы, которые могут использовать воспитатели детских оздоровительных лагерей для детей и подростков, являются условиями эффективного формирования гражданской идентичности. Отсутствие в загородном лагере "острых" вопросов обучения, нацеленность на развитие личностных качеств детей, обсуждение с детьми жизненных ситуаций, способствует формированию устойчивых жизненных взглядов на гражданское общество, на свою позицию в нем, на гражданскую самоидентификацию именно с российским обществом. J

Литература:

1. Антонова Н. 6. Проблема личностной идентич носги в западной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996.- №1.

2. Сергеева 6. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования. - 2011. -№4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-v-obrazovatelnom protsesse (дата обращения: 04.052019).

3. Кап? ли на А. А, Интегрированная модель формирования гражданской идентичности подростков в условиях детского лагеря II Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. 2018.- №. 2. - С 166-174.

4. Кожанов И.В, Формирование гражданекой иден гичиости личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования // Интернет журнал Науковедение, Том 7. - 2015, - №. 5 (30}. - С. 200.

5. Кожанов И. В, Сущность и структура гражданской идентичности личности // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире : сб. науч. тр. : в 4-х ч. Ч. 3. -Уфа : РИЦ БашГУ, 2013. - С. 87-92,

6. Саенко Л. А., Карташова В. Н. Развитие граждан ской активности студенческой молодежи сред ствами студенческого самоуправления : монография. - Ставрополь : АГРУС, 2018,- 152 с.

7. Barsukova T.I., Shvachkina LA., Rodionova V.i., Saenko LA,, Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems / / Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. T. 8. №2. С. 209-216.

8. Onorato R.S., Turner J. C. Fluidity in the self-concept: the shift from persona! to social identity // European Journal of Social Psychology. - 2004, -Vol. 34,-P. 257-278.

9. Pashina N. Civil idea as a forming factor of political identity of Ukrainian citizens // BtCH и к Mapiy п о л ьЩ>-

СЛ «ч

О CXJ

-Q Q-Ш

щ

h-X

О

Ol

со со г

5

119

кого державного университету. Сер.: icropin. Пол-¡толопя. - 2014. - № 11. - С. 184-191. lO.Saenko [..A,, Barsukova T.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenirta D.S. Team building as a too! to

strengthen the company's position in the market // International Journal of Engineering and TechnologyiUAE), - 2018. r T. 7. - № 4.38. - C. 431-433.

UJ

S ^

О UJ

EFFICIENCY OF REGIONAL EDUCATIONAL PROJECTS IN FORMATION OF COMPETENCES OF SUBJECTS OF PEDAGOGICAL PROCESS

Samarskaya Anna Vladlmlrovna, PhD of Pedagogical sciences, Leading Specialist, Center for Educational Quality Assessment Grozny, Chechen Republic

The article discusses the positive experience of the Chechen Republic in the field of regional educational projects, describes the main ones. The author makes a conclusion about the importance, efficiency and necessity of regional educational projects implementation, which are aimed at the formation of different competences of all subjects of the educational process; dissemination of knowledge, skills; development of new techniques.

Keywords: regional educational projects; unified state examination; Regional system of teacher growth; all-Russian Olympiads of schoolchildren; design and research activities.

<

d uj

УДК 371

ВАК РФ 13,00,01

> Самарская АЛ, 2019

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматривается положительный опыт Чеченской республики в области организации региональных образовательных проектов, рассказывается о главных из них. Автор делает вывод о значимости, эффективности и необходимости реализации региональных образовательных проектов, которые направлены на формирование различных компетенций всех субъектов образовательного процесса; распространение знаний, умений и навыков; разработку новых методик.

Ключевые слова: региональные образовательные проекты; единый государственный экзамен; региональная система учительского роста; всероссийские олимпиады школьников; проектно-исследовательская деятельность.

САМАРСКАЯ Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, ведущий специалист, ГБУ "Центр оценки качества образования", Грозный, Чеченская Республика

В соответствии с распоряжением Правительства Чеченской республики от 23.01.2014 г. в республике было создано Государственное бюджетное учреждение "Центр оценки качества образования" [4], Одним из основных направлений деятельности Центра является проведение международных, федеральных и региональных мониторинговых исследований системы образования. Основываясь на проведенных исследованиях, в Центре оценки качества образования (ГБУ ЦОКО) реализуется ряд проектов, направленных на повышение качества образования. Одним из примеров такой работы является региональный проект "Олимп", осуществляемый ГБУ ЦОКО ЧР совместно с Академией "Просвещение". Целью данного проекта является совершенствование работы с одаренными и талантливыми детьми в процессе подготовки их к предметным олимпиадам по физике, химии и биологии. 8 начале учебного года к участию в проекте были допущены учащиеся 8, 9,10 и 11 классов, на добровольной основе, имеющие хорошую успеваемость по предмету Отбор обучающихся проводился в два этапа: муниципальный и региональный этап. На первом, муниципальном этапе координаторы, ответственные за проведение отбора учащихся, формировали списки участников по муниципальному образованию. Во втором, региональном этапе отбора участвовали обучающиеся, прошедшие муниципальный отбор. Таким образом, для участия в проекте в начале учебного года были отобраны наиболее подготовленные и мотивированные учащиеся,

В рамках реализации регионального проекта были организова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.