Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
507
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чухин Степан Геннадьевич, Чухина Елена Викторовна

Предпосылки исследования: понятие «идентичность» определяется как свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или принятие личностью присущих этим группам или общностям свойств. Гражданская идентичность проявляется в рефлексивно-критическом отношении к миру, имеющем в своей основе стремление получать и опираться в своих оценках на разнообразную информацию, а также сознательную свободу и ответственную личность. Цель исследования: теоретическое обоснование сущности, структуры, функций, психолого-педагогических особенностей, критериев (индикаторов) формирования гражданской идентичности личности. Методы: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Результаты и новизна: в исследовании осуществлена попытка ограничения проблемного поля феномена гражданской идентичности личности, представлены основные психолого-педагогические подходы к обоснованию сущности, структуры, функций, психолого-педагогических особенностей, критериев (индикаторов) формирования гражданской идентичности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE, STRUCTURE AND CRITERIA OF THE CIVIL IDENTITY FORMATION

Research background: civic identity is manifested in a reflexive-critical attitude to the world, which is based on the desire to receive and rely in their assessments on a variety of information, as well as conscious freedom and a responsible person. Achieving the personal level of civic identity is impossible without the successful formation of this type of identity at the socio-cultural level. Purpose of the research: theoretical identification and substantiation of the psychological and pedagogical features of the formation of the civic identity of the individual, the criteria (indicators) of the formation of the civic identity of the individual. Methods: theoretical analysis and study of psychological and pedagogical literature on the research problem. Results and novelty: the article analyzes the psychological and pedagogical features of the formation of the civic identity of the individual, the criteria (indicators) of the formation of the civic identity of the individual.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

DOI: 10.25198/1814-6457-233-39 УДК 37.017.4

Чухин С.Г., Чухина Е.В.

Омский государственный педагогический университет, г Омск, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Предпосылки исследования: понятие «идентичность» определяется как свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или принятие личностью присущих этим группам или общностям свойств. Гражданская идентичность проявляется в рефлексивно-критическом отношении к миру, имеющем в своей основе стремление получать и опираться в своих оценках на разнообразную информацию, а также сознательную свободу и ответственную личность. Цель исследования: теоретическое обоснование сущности, структуры, функций, психолого-педагогических особенностей, критериев (индикаторов) формирования гражданской идентичности личности. Методы: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Результаты и новизна: в исследовании осуществлена попытка ограничения проблемного поля феномена гражданской идентичности личности, представлены основные психолого-педагогические подходы к обоснованию сущности, структуры, функций, психолого-педагогических особенностей, критериев (индикаторов) формирования гражданской идентичности личности.

Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, критерий, идентификация.

Chukhin S.G., Chukhina E.V.

Omsk State Pedagogical University, Omsk. Russia E-mail: [email protected]; [email protected]

THE ESSENCE, STRUCTURE AND CRITERIA OF THE CIVIL IDENTITY FORMATION

Research background: civic identity is manifested in a reflexive-critical attitude to the world, which is based on the desire to receive and rely in their assessments on a variety of information, as well as conscious freedom and a responsible person. Achieving the personal level of civic identity is impossible without the successful formation of this type of identity at the socio-cultural level.

Purpose of the research: theoretical identification and substantiation of the psychological and pedagogical features of the formation of the civic identity of the individual, the criteria (indicators) of the formation of the civic identity of the individual.

Methods: theoretical analysis and study of psychological and pedagogical literature on the research problem.

Results and novelty: the article analyzes the psychological and pedagogical features of the formation of the civic identity of the individual, the criteria (indicators) of the formation of the civic identity of the individual.

Key words: identity, civic identity, criterion, identification.

Обобщая концептуальные воззрения внутри антропологического уровня можно выделить основные подходы сложившиеся как развитие психоаналитического понимания идентичности: интерсубъективный, когнити-вистский, феноменологический, ситуативный, символический интеракционизм.

Итак, рассмотрим варианты определения понятия «идентичность».

Можно представить интегративный вариант определения сущности понятия «идентичность». Идентичность - это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру (социокультурная, социальная идентичность) и «своей» общности (роду, семье) (личностная,

перональная идентичность). В качестве продукта идентификации демонстрируется образование, либо изменение личностных смыслов ситуаций и процесс формирования на их основании образных личностных смыслов частного или обобщенного характера, ситуативного или устойчивого психического образования смысловой природы. Феномен идентичности феноменологически проявляется в результате наблюдаемых паттернов в решении социальных проблем.

Состояние Я-идентичности (достигнутой идентичности; моратория; идентичности, ко -торая формируется с преждевременной остановкой; диффузная идентичность) образуется в результате динамичных взаимодействий

личностной и общественной идентификации. Для личностной и социальной идентичности характерны два уровня измерений, на которых реализуется постоянно балансирующая Я-идентичность. Вертикальный уровень характеризуется личностной идентичностью, то есть, обеспечением связи истории и жизни личности. Горизонтальный уровень представлен в виде социальной идентичности, задача которой заключается в обеспечении возможности выполнения различных требований всего спектра параметров ролевой системы, которые принадлежат человеку. Я-идентичность формируется в балансировании между социальной и личностной идентичностью. Формирование и функционирование данного баланса осуществляется посредством технологий организации взаимодействия. В результате взаимодействия личность формирует свою идентичность, чтобы ответить на нормативные ожидания партнеров. Одновременно с этим личность имеет стремление выражать свою неповторимость.

Поэтому, персональная идентичность (состояние самоидентичности или «Эго-иден-тичности» - Э. Эриксон [1]) проявляется в тождестве «Я» (сознание, разум), сознавании субъектом тождественности своего сознания в разные временные периоды и в различных пространствах; предполагает постоянное или продолжающееся состояние целостности личности в процессе изменения деятельности или поведения. Это свойство предполагает параметры: существования памяти; способности к идентификации себя и своей самости; способности к сохранению знания о том, что все происходит именно с тобой (Эго, Я).

Я-концепция выступает в качестве ядра субъекта, важнейшей частью самосознания, является устойчивым, внутренне согласованным и непротиворечивым, зафиксированным в вербальных определениях представлениях личности о самой себе. Традиционно психология выделяет реальную и идеальную формы Я-концепции. Понятие «реальность» не означает, что данная концепция более реалистична. Важным является само представление человека о себе, о том - «каким он себя видит». Для идеальной Я-концепции (идеального «Я») характерно представление человека себя согласно своим желаниями - «каким я мог бы быть».

С точки зрения Бернса [2] для положительной Я-концепции характерно наличие трех факторов: убежденности в импонировании по отношению к другим, уверенность в результативности определенного вида деятельности, наличие компетентности и чувства собственной значимости, которые проистекают от этих категорий.

Обзор литературы. В результате обобщения концептуальных воззрений антропологического уровня возможно выявить основные подходы сложившиеся как развитие психоаналитического понимания идентичности: интерсубъективный (Р. Столороу, Б. Брандшафт, Дж. Атвуд, Х. Кохут [3]), когнитивистский (Ж. Пиаже [4], Г. Теджфел, Дж. Тернер [5]), феноменологический (Ш. Бюлер, А. Маслоу

[6], Т. Нийт, А.Я. Гуревич, И. Ялом, Дж. Боулби

[7]), символический интеракционизм (Дж. Мид, Б. Блум, Ч. Кули, Р. Тернер, Х. Беккер, И. Гоф -ман, Г. Фогельсон, Ю. Хабермас [8]).

Таким образом, обнаруживается некоторая общая тенденция теоретического обоснования проблем идентичности. Анализ теоретических подходов выявил, что их содержание не противоречит, а, скорее, дополняет друг друга через выделение объектом исследования различных сторон явления идентичности (М.В. Шакурова) [9]. Интегративный вариант отпределения сущности понятия «идентичность». Идентичность - это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру (социокультурная, социальная идентичность) и «своей» общности (роду, семье) (личностная, перональная идентичность).

Исследователи (Erikson, Miller, Tajfel, Turner, Glasser, Fogelson, De Levita, Raphael, Xelowski, Mead, Marcia) рассматривают идентичность на трех уровнях выделяя: социальную, личностную (персональную), самоидентичность. Прежде всего, в структуру идентичности включены личностный и социальный компоненты. Личностный аспект выступает как вторичный в отношении социального, т. е. идентичность является социальной в своем происхождении. Природа личностной идентичности заключается в самоопределении в аспектах физического, интеллектуального и нравственного характера черт субъекта, а социальный аспект идентичности - как самоопределение в отнесении себя к определенным социальным

группам (у Эриксона - как «ощущение внутренней согласованности» или «поиска своего места в жизни»). Из всех уровней, на которых необходимо исследовать идентичность (социокультурный, личностный, уровень самоидентичности) - максимально доступным для педагогического воздействия является только социокультурный. Идентичность в качестве структуры обладает высоким динамизмом на всем протяжении человеческой жизни. Данная динамика не может быть обусловленной только изменениями социальными. Функциональная структура идентичности включает когнитивно-смысловой, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты.

Поэтому, персональная идентичность (состояние самоидентичности или «Эго-иден-тичности» - Э. Эриксон [1]) проявляется в тождестве «Я» (сознание, разум), сознавании субъектом тождественности своего сознания в разные временные периоды и в различных пространствах; предполагает постоянное или продолжающееся состояние целостности личности в процессе изменения деятельности или поведения. Это свойство предполагает параметры: существования памяти; способности к идентификации себя и своей самости; способности к сохранению знания о том, что все происходит именно с тобой (Эго, Я).

Социальная идентичность - это сложное взаимодействие отождествлений, основанное на возрасте, этническом происхождении, половому признаку, классовой принадлежности, религии, неустойчивый порядок которых возможен только посредством языка и репрезентации: он включает процессы включения и исключения, отрицания и усиления. Самое главное, она обладает измерением времени: идентичности собраны посредством смешивания двух типов исторического времени: история жизни и история общества. Иначе говоря, явление идентичности обладает динамичностью, изменяется в процессе преобразований социальных ситуаций и структур. Поэтому, идентичность личностная являясь результатом идентичности социальной, в процессе формирования оказывает активное влияние на последнюю. В вопросах обретения идентичностей интересен не столько тот факт -какова объективно социальная группа идентификационной принадлежности личности, но с

какими социальными группами субъект отождествляется.

Освоение социального процесса предполагает адекватность реализации социальной роли, востребованной современностью, т. е. той, ко -торая максимально будет способствовать тому, чтобы лучше интегрировать во время своей исторической эпохи. Факт сформированности представлений характера причинно-следственной связи событий жизни свидетельствует об адекватном соотнесении данных явлений с событиями, которые происходят в текущий временной период общественной жизни. Таким образом, значимость средового фактора в нетрадиционных ситуациях переоценить невозможно, так как идентификация человека, как правило, является «средовой». Утрата территорий, предмета, который их наполняет, или символа, репрезентирующего данный предмет, характеризует потерю ориентаций личности в мире, а это является обязательным условием в сохранении идентичности.

Я-концепция является ядром личности, важной частью самосознания, это устойчивое, внутренне согласованное и непротиворечивое, зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе. Психология выделяет два формата Я-концепции - реальный и идеальный. Термин «реальный» еще не подразумевает реалистичность данной кон -цепции. Важнее - это как личность представляет себя и то - «какой я есть». Я-концепция идеальная (идеальное «Я») выступает в качестве представления человека о себе согласно желанию - «каким бы я хотел быть».

Образ мира характеризуется не столько в качестве конечного результата обработки новой информации, сколько как ее исходный пункт, как основание для конструкции практического освоения личностью совокупности действительных отношений и взаимосвязей. В качестве основного компонента образа мира выступает представление о характере взаимоотношений между происшедшим, происходящим и предстоящим в собственной жизни субъекта в процессе соотнесения с событиями общественной жизни, что создает основание для рассмотрения проблемы временной идентичности.

Обсуждение. Важнейшими характеристиками в определении гражданского общества

выступают - публичная и автономная сфера, отличная от политического характера организации государственной жизни. Это означает - «закономерность появления ассоциаций, которые самостоятельно, независимо регулируют свою деятельность; открытый характер таких ассоциаций и секторов публичной деятельности в отличие от закрытых, административных, корпоративных форм общественного устройства; разнообразие ассоциаций и сфер деятельности; свободный, инициативный характер действий, направленный на решение проблем, не решаемых системой управления» [10, с. 18].

Гражданин - это «человек, стремящийся к получению информации и критическому ее использованию для формирования своего мнения, умеющий его отстаивать, со способностью к мыслительной самостоятельности, а не пассивно присоединяющийся к мнениям большинства, с обостренным чувством персональной ответственности за происходящее» [11, с. 87].

Главной целью организации гражданского воспитания является формирование «чувства гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе множество компонентов: внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [12, с. 91]. Содержание и формы гражданской активности взрослых и детей в школе - это «производная величина от активности, проявляющейся в нашем сообществе, она в целом зависит от ситуации развития гражданского общества» [10, с. 18].

Гражданская идентичность «проявляется в рефлексивно-критическом отношении к миру, имеющем в своей основе стремление получать и опираться в своих оценках на разнообразную информацию, а также сознательную свободу и ответственную личность» [12, с. 90]. Достижение личностного уровня гражданской идентичности «невозможно без успешного формирования данного вида идентичности на социокультурном уровне» [13, с. 51].

Общности не виртуальны, а реальны. Потому опознаваемы и диагностируемы. Главными критериями детско-взрослых общностей выступают: «идентичность, причастность взрос-

лого и ребенка к этой общности. Для детей мы называем это школьной идентичностью» [14, с. 31]. Наиболее полная идентификация с референтной группой представляется в следующей плоскости: «когнитивной - знание о моей принадлежности к группе; ценностной - наличие позитивных или негативных коннотаций принадлежности к данной группе; эмоциональной - принятие либо «своей», либо «чужой» группы на основе двух первых показателей» [15, с. 184].

Итак, гражданская позиция проявляется «в ответственности за свое саморазвитие («я патриот самого себя»); по отношению к своей семье, роду («я - гражданин своей семьи»); по отношению к своей школе («я - гражданин своей школы»); по отношению к своей стране «я - гражданин своей страны»)» [16, с. 24]. Средовая диагностика может касаться урока, внеклассного мероприятия как временной среды пребывания детей, а может быть связана с эффективностью школьной среды детей в целом. Необходимо исходить из того, какой образ жизни вели дети ранее и ведут в настоящее время, учитывать возрастные и социокультурные особенности проживания детьми своей жизни, характер детерминации образа жизни [17, с. 84].

Заключение. Таким образом, действительная, неимитационная организация формирования российской (гражданской) идентичности обучающихся возможна лишь на основаниях позитивной школьной идентификации. Так как через приобретенные в течение школьной жизни «ощущение, сознание и опыт гражданственности (в делах класса, школьного сообщества, в социальных инициативах школы) у юного человека может созреть устойчивое понимание и видение себя как гражданина страны» [18, с. 32].

Традиционно в психологии выделяются три стадии идентификации: становления идентичности в формате новообразования (Э. Эриксон - фаза детской идентичности); стадия кризиса и стадия развития идентичности (Э. Эриксон - фаза взрослой идентичности). Личности в течение жизни преодолевает психосоциальные кризисы, соответствующие стадии в развитии идентичности, в рамках каждого кризиса субъект ставит имеет задачу выбора между альтернативным решением возрастного и ситуативного проблемного вопроса, что за-

тем влияет на его дальнейшее развитие. Внутренние рабочие модели позволяют личности осознавать ожидание причины и последствия текущего взаимодействия, а также тех взаимодействий, которые она будет переживать в дальнейшем. Модели включают, прежде всего, эмоции относительно «фигур привязанности», а затем формируют собственно представление и мысль. Модель, сформированная во младенчестве, в более позднем возрасте реконструируется на высших уровнях сложности. Данное

представление находится на неосознаваемом уровне, но при этом оказывает воздействие на мышление и характер поведения на сознательном уровне. На стадии подросткового возраста уже наблюдается механизм формирования идентичности, когда проецируется вовне смутное представление о собственной идеальности («сотвори себе кумира»); негативизм отношения к «чужому», подчеркивается «свой» (состояние боязни обезличенности, усиления собственной «непохожести»).

1.12.2021

Список литературы:

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.

2. Бёрнс Р. Б. Я-концепция и воспитание. - М., 1989. - 169 с.

3. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 1999. - 252 с.

4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка. - М.: Академический проект, 2006. - 480 с.

5. Тернер Дж. Социальное влияние. - СПб., 2003. - 384 с.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008. - 478 с.

7. Боулби Джон. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.

8. Интеракционизм в американской социологиии социальной психологии первой половины ХХ века: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев; Отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2010. - 322 с.

9. Шакурова М. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. - 2014. -№3. - С. 83-91.

10. Крылова Н. Б. Становление гражданской миссии школьного сообщества //Воспитательная работа в школе. - 2011. - №9. -С.11-22.

11. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Присвоение ценностей гражданского общества в зависимости от уровня интеллектуального развития // Инновации в образовании. - 2015. - №4. - С.85-91.

12. Лачин И. П. Опыт конкретно-социологических исследований в сфере гражданского воспитания студентов высшей школы // Педагогика. - 2014. - №1. - С. 91-93.

13. Шакурова М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования // Классный руководитель. -2014. - №1. - С. 44-57.

14. Григорьев Д. Детско-взрослая общность в образовании: не потерять смысл //Воспитательная работа в школе. - 2015. -№5. - С. 29-31.

15. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.

16. Паратунова О. Патриотическое воспитание человека: от мероприятийности - к контексту живых отношений // Воспитательная работа в школе. - 2013. - №6. - С. 17-26.

17. Боровская Е. Образ жизни школьника как показатель труда учителя //Воспитательная работа в школе. - 2012. - №8. - С.83-85.

18. Григорьев Д. Как школа формирует у детей российскую идентичность //Воспитательная работа в школе. - 2014. - №10. - С. 28-32.

References:

1. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis. Per. s angl. - M.: Flinta, 2006. - 342 s.

2. Björns R. B. Ja-koncepcija i vospitanie. - M., 1989. - 169 s.

3. Stolorou R., Brandshaft B., Atvud Dzh. Klinicheskij psihoanaliz. Intersub#ektivnyj podhod / Per. s angl. - M.: Kogito-Centr, 1999. - 252 s.

4. Piazhe Zh. Moral'noe suzhdenie u rebjonka. - M.: Akademicheskij proekt, 2006. - 480 s.

5. Terner Dzh. Social'noe vlijanie. - SPb., 2003. - 384 s.

6. Maslou A. Motivacija i lichnost'. - SPb.: Piter, 2008. - 478 s.

7. Boulbi Dzhon. Privjazannost'. - M.: Gardariki, 2003. - 477 s.

8. Interakcionizm v amerikanskoj sociologiii social'noj psihologii pervoj poloviny HH veka: Sb. perevodov / RAN. INION. Centr social. nauchn.-inform. issledovanij. Otd. sociologii i social. psihologii; Sost. i perevodchik V. G. Nikolaev; Otv. red. D. V. Efremenko. M., 2010. - 322 s.

9. Shakurova M. V. Formirovanie rossijskoj grazhdanskoj identichnosti lichnosti: problema pedagoga // Pedagogika. - 2014. - №3. - S. 83-91.

10. Krylova N. B. Stanovlenie grazhdanskoj missii shkol'nogo soobshhestva //Vospitatel'naja rabota v shkole. - 2011. - №9. - S.11-22.

11. Akimova M. K., Persijanceva S. V. Prisvoenie cennostej grazhdanskogo obshhestva v zavisimosti ot urovnja intellektual'nogo razvitija // Innovacii v obrazovanii. - 2015. - №4. - S.85-91.

12. Lachin I. P. Opyt konkretno-sociologicheskih issledovanij v sfere grazhdanskogo vospitanija studentov vysshej shkoly // Pedagogika. -2014. - №1. - S. 91-93.

13. Shakurova M. V. Rossijskaja grazhdanskaja identichnost' kak lichnostnyj rezul'tat obrazovanija // Klassnyj rukovoditel'. - 2014. - №1. - S. 44-57.

14. Grigor'ev D. Detsko-vzroslaja obshhnost' v obrazovanii: ne poterjat' smysl //Vospitatel'naja rabota v shkole. - 2015. - №5. - S. 29-31.

15. Andreeva G. M. Psihologija social'nogo poznanija: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. - M.: Aspekt Press, 2000. - 288 s.

16. Paratunova O. Patrioticheskoe vospitanie cheloveka: ot meroprijatijnosti - k kontekstu zhivyh otnoshenij // Vospitatel'naja rabota v shkole. -2013. - №6. - S. 17-26.

17. Borovskaja E. Obraz zhizni shkol'nika kak pokazatel' truda uchitelja //Vospitatel'naja rabota v shkole. - 2012. - №8. - S.83-85.

18. Grigor'ev D. Kak shkola formiruet u detej rossijskuju identichnost' //Vospitatel'naja rabota v shkole. - 2014. - №10. - S. 28-32.

Сведения об авторах:

Чухин Степан Геннадьевич, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент ORCID iD: 0000-0001-7593-6223 E-mail: [email protected]

Чухина Елена Викторовна, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент ORCID iD: 0000-0002-2088-6545 E-mail: [email protected]

644099, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, д. 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.