Научная статья на тему 'Междисциплинарный анализ феномена гражданской идентичности и путей её формирования'

Междисциплинарный анализ феномена гражданской идентичности и путей её формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / AUTHENTICATION / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтыков О.В.

В статье охарактеризованы родовое понятие «идентичность», сложившиеся подходы к выделению структуры данного явления, определению его роли и места в процессе социального становления личности. Раскрыта сущность категории «гражданская идентичность», рассмотрены различные стороны «гражданской идентичности», проведен анализ основных идей, тенденций и подходов при характеристике данного явления современными российскими и зарубежными исследователями. Определена структура «гражданской идентичности», проведён анализ современной научной литературы по проблеме исследования категорий «идентичность», «социальная идентичность», «социокультурная идентичность», «профессиональная идентичность». Рассмотрены пути формирования «гражданской идентичности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY ANALYSIS OF PHENOMENON OF CIVIL IDENTITY AND WAYS OF ITS FORMATION

The article specifies a superordinate term of “identity”, describes approaches to the outline of its structure and to the determination of this phenomenon's role and place in the process of a person's social development. The work defines a term of “civic identity” and reveals its aspects as well as gives the analysis of main ideas, tendencies and approaches to the specification of civic identity in Russian and foreign research works. The article highlights the structure of civic identity. It is based on the analysis of the contemporary scientific literature dealing with the research in the following categories: “identity”, “social identity”, “sociocultural identity”, and “professional identity”. The work proposes some ways of developing civic identity.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный анализ феномена гражданской идентичности и путей её формирования»

100

во

GO

40

20

7Т,Я 71 4 74,1

КГ д о

ЭК да

КГпосла

ЭГ пасла

Рис. 3. Динамика посещаемости студентами занятий по предмету «Прикладная физическая культура», %

В качестве третьегокритерия была взятапосещаемость занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура». Результаты проведТнныхизмярений пртдсаавляны ну рис. 3.

Из представленных данных видно, что студенты экспериментальной группы стали более активно посещать занятия, демонстрируя рост на 21,8%, и с большим интересом вовлекаться в физические упражнения и спортивные игры. Студенты стали более мотивировары на ирсщялжыаиесамосиояменьного развития своих физических способностей на различных спортивных площадках города, что выражается в их активном участии в системе вузыасаиялпортинно-бздортвитещсныхмеротриятий. В то же время динамика аналогичного показателя в контрольной группе укажывжыт лишоненезначиттльтоеувллиаенте пояещм-емости на 1,8%.

Следуит тотке оддежятн,что сярименддиидновыхферм организации занятий по дисциплине «Прикладная физическая

культура» студенты экспериментальной группы стали допускать меньше пропусков без уважительных причин. Снизилось количество предоставлений медицинских справок, освобождающих от занятий, случаев «забывания» спортивной формы и других субъективных показателей, уменьшение которых косвенно свидетельствует о росте мотивации студентов к занятиям прикладной физической культурой.

Таким образом, проведённое исследование показало, что внедрение таких новых форм организации занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» как степ-аэробика, кик-аэробика, золотые упражнения Кифута, стрейтчинг, калла-нетика и др. даёт доказанный положительный эффект, выражающийся в повышении успеваемости по дисциплине, посещаемости, интереса к занятиям физической культурой в процессе учебной деятельности и, в последствии, во внеучебное время.

Библиографический список

1. Лисицкая Т. Спорт в школе. Первое сентября. 2009; 1 июля.

2. Томпсон В. Калланетика для красоты и здоровья. Available at: http://www.e-reading.by/bookreader.php/10487/Tompson_-_Kallanetika_ dlya_krasoty_i_zdorovya.html

3. Кик-аэробика. Zanfiz: портал финтеса. Available at: http://www.zanfiz.ru/kik-aerobika/

4. Годик М.А., Баралидзе А.М., Киселев Т.Г. Стрейтчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. Москва: Советский спорт, 1991.

5. Золотые упражнения Кифута. Леди Фитнес: портал о красоте, фитнесе и здоровом питании. Available at: http://lady-fit.org/fitnes/ zolotye-uprazhneniya-kifuta.html

Reference

1. Lisickaya T. Sport v shkole. Pervoe sentyabrya. 2009; 1 iyulya.

2. Tompson V. Kallanetika dlya krasoty i zdorov'ya. Available at: http://www.e-reading.by/bookreader.php/10487/Tompson_-_Kallanetika_dlya_ krasoty_i_zdorovya.html

3. Kik-a'erobika. Zanfiz: portal fintesa. Available at: http://www.zanfiz.ru/kik-aerobika/

4. Godik M.A., Baralidze A.M., Kiselev T.G. Strejtching. Podvizhnost', gibkost', 'elegantnost'. Moskva: Sovetskij sport, 1991.

5. Zolotye uprazhneniya Kifuta. LediFitnes:portalo krasote, fitnese izdorovompitanii. Available at: http://lady-fit.org/fitnes/zolotye-uprazhneniya-kifuta.html

Статья поступила в редакцию 04.07.16

УДК 37.018

Boltykov O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, Kostroma State University n. a. N.A. Nekrasov (Kostroma,

Russia), E-mail: boltykov@mail.ru

INTERDISCIPLINARY ANALYSIS OF PHENOMENON OF CIVIL IDENTITY AND WAYS OF ITS FORMATION. The article specifies a superordinate term of "identity", describes approaches to the outline of its structure and to the determination of this phenomenon's role and place in the process of a person's social development. The work defines a term of "civic identity" and reveals its aspects as well as gives the analysis of main ideas, tendencies and approaches to the specification of civic identity in Russian and foreign research works. The article highlights the structure of civic identity. It is based on the analysis of the contemporary scientific literature dealing with the research in the following categories: "identity", "social identity", "sociocultural identity", and "professional identity". The work proposes some ways of developing civic identity.

Key words: identity, civil identity, professional identity, identification, authentication, formation.

О.В. Болтыков, канд. пед. наук, докторант Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,

г. Кострома, E-mail: boltykov@mail.ru

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПУТЕЙ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье охарактеризованы родовое понятие «идентичность», сложившиеся подходы к выделению структуры данного явления, определению его роли и места в процессе социального становления личности. Раскрыта сущность категории «гражданская идентичность», рассмотрены различные стороны «гражданской идентичности», проведен анализ основных идей,

тенденций и подходов при характеристике данного явления современными российскими и зарубежными исследователями. Определена структура «гражданской идентичности», проведён анализ современной научной литературы по проблеме исследования категорий «идентичность», «социальная идентичность», «социокультурная идентичность», «профессиональная идентичность». Рассмотрены пути формирования «гражданской идентичности».

Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, профессиональная идентичность, идентификация, отождествление, формирование.

В современной научной литературе утвердилось устойчивое мнение, что всегда существовала у людей потребность чувствовать себя частью определённого социально-профессионального сообщества, гражданского общества, ощущать свою принадлежность к государству, ориентированному на защиту его интересов, что объясняло внимание представителей различных отраслей гуманитарного знания к вопросам гражданственности, гражданской позиции, к проблемам формирования гражданской идентичности на различных этапах обучения и воспитания.

Однако прежде чем раскрывать сущность обозначенных выше категорий, целесообразно было бы охарактеризовать родовое понятие «идентичность», сложившиеся подходы к выделению структуры данного явления, определению его роли и места в процессе социального становления личности.

В большинстве словарей и ряде энциклопедических изданий мы можем встретить ссылку на то обстоятельство, что термин «идентификация» (от лат. identificare - отождествлять) в научный обиход введен З. Фрейдом, как установление совпадения чего-либо с чем-либо [1, с. 139].

Интересное уточнение находим в авторском проекте словаря И.А. Баевой, которая предлагает, с одной стороны, определять идентификацию с трех позиций: как процесс объединения субъектов себя с другим индивидом или группой, видение им другого человека как продолжение себя самого, механизм постановки себя на место другого, с другой стороны, формулировать краткое содержание этого феномена словосочетанием: «Процесс построения своего «Я» и образом: «Человек и его тень под движущимся солнцем» [2, с. 35].

Идентификация трактуется так же как важнейший механизм социализации человека и охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности:

1. Процесс и результат самоотождествления с другими людьми, группой, образом, символом на основании установившейся связи, включение их в свой внутренний мир, принятие как собственных норм, ценностей, образцов.

2. Процесс опознания (применительно к человеку) того качества, на основании которого можно: а) отнести личность к некоторому классу или типу; б) признать её целостной и идентичной самой себе.

3. Видение субъектом другого человека как продолжение самого себя, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями.

4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; механизм постановки себя на место другого, усвоения его личностных смыслов [1, с. 139 - 140].

Таким образом, делается вывод о том, что идентификация, во-первых, происходит с любым объектом (человеком, животным, предметом, идеей и т.п.); во-вторых, ее механизм обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе и психологическую защищенность личности; в-третьих, способствует культивированию таких проявлений в поведении как гуманизм, забота об окружающих, ответственность за себя и других.

Дальнейший анализ многочисленных статей, результатов диссертационных исследований, монографий свидетельствует о том, что различные стороны идентичности рассматриваются зарубежными и отечественными учеными, но в большинстве своем, они опираются на конкретную исходную точку зрения или совокупность нескольких. Одни из них обращаются к наследию Э. Эриксона [3], который ее относит к бессознательному стремлению к непрерывности жизненного опыта, к сознательному чувству уникальности индивида, к солидаризации с идеалами группы.

С акцентом на эти моменты Х. Ремшмидт [4] характеризует идентичность следующим образом:

1. Идентичность - осознание тождественности самой себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это.

2. Идентичность - это состояние, а идентификация - процесс ее формирования, включающая общественную и культурную составляющие.

3. Идентичность подразделяется на индивидуальную и групповую, первая из которых свойственна одному человеку, бывает личностной и Я-идентичностью, вторая - относится к функциям государства, политических партий, союзов, сообществ, отвечает за постоянство личности.

4. Можно говорить о трех формах идентичности: а) приписной (принадлежность к определенной расе, группе народонаселения, социальному слою, полу, возрастной группе); б) приобретенной (профессиональные признаки, межличностные ориентации); в) заимствованной (выполняемые роли).

5. Обретение идентичности - центральная задача взросления. Особое место в этом отводится юношескому возрасту, образованию, выбору профессии, профессиональному сообществу и профессиональной деятельности [4].

Достаточно подробно подходы Э. Эриксона анализирует Р. Бернс [5], раскрывая сущность феномена «Я - концепция», устанавливая её взаимосвязь с воспитанием и определенным возрастным этапом. Исходя из этого он, во-первых, соглашается с Э. Эриксоном, что в юности главной задачей является формирование чувства идентичности, которое позволяет человеку решать, какие действия для него важны, и опирается на осознание собственной ценности, компетентности.

Во-вторых, Р. Бернс напоминает, что идентичность может быть осмыслена лишь в социальном контексте, в системе отношений индивида с другими людьми. Поэтому предлагает принимать во внимание «как личностные (субъективные), так и социальные (объективные) аспекты». В первом случае - это «сознание личностной самотождественности. Во втором - как многообразие социальных Я индивида», которые взаимосвязаны и при формировании идентичности могут рассматриваться как в функционально-ролевом плане, «так и сквозь призму самореализации» [5, с. 203].

В-третьих, обращаясь к точке зрения Э. Эриксона, Р. Бернс констатирует, что поиск идентичности может завершаться по-разному: позитивно, неопределенно, неадекватно. В последнем случае выделяются четыре основных линии развития: уход от близких взаимоотношений (самоизоляция), размывание времени (боязнь перемен), размывание способности к продуктивной работе, негативизмом (презрительное неприятие нормальной для окружающих роли) [5, с. 207 - 208]. Знание этих моментов, их учет важны при организации воспитательной деятельности в юношеском возрасте.

В-четвертых, транслируя мнение Э. Эриксона, Р. Бернс перечисляет факторы, влияющие положительно или отрицательно, на процесс развития чувства идентичности у юношества, называет наиболее значимые механизмы продуктивности этого процесса: а) согласованность ценностных представлений родителей, сверстников; б) отсутствие недостатков или отклонений в физическом развитии; в) благоприятная обстановка взросления и собственная успешность индивида в ней; г) возможность для последовательной идентификации ребенка со взрослыми; д) поступательное развитие у детей способности к формали-зированному мыслительному оперированию; е) ориентация специалистов на недопущение разрыва между физической зрелостью индивида и его социальной незрелостью; ж) учёт влияний значимых других и установление оперативной обратной связи.

Завершая анализ взглядов Э. Эриксона, Р. Бернс делает два любопытных вывода:

- первый. «Не следует забывать, что представления Э. Эриксона, ставшие сегодня ведущей теоретической концепцией юношеского развития, были разработаны им на основе изучения клинических случаев» [5, с. 211], поэтому требуют осторожности и гибкости при использовании в качестве теоретико-методологических основ конкретных исследований;

- второй. Одним из способов решения проблемы формирования чувства идентичности в юношеском возрасте становится ролевое экспериментирование в ситуациях «испытания различных ролей», «примерки к себе» различных взглядов и позиций [5, с. 206].

Своеобразный сравнительно-сопоставительный анализ различных подходов к трактовке идентичности в работах зарубежных авторов в контексте теоретических основ интерпрета-тивной и феноменологической социологии проводит Х. Абельс [6].

Прежде всего Х. Абельс предлагает познакомиться со взглядами Дж. Мида, изложенными им в книге «Разум, самость и общество» с позиции символического интеракционизма. Именно в этом произведении Дж. Мид отмечает, что в его понимании «самосознание обозначается термином идентичность» [6, с. 24], который характеризуется:

во-первых, как способность человека смотреть на себя со стороны, глазами другого, так как, перенимая роль другого, индивид осмысливает самого себя и управляет собственным процессом взаимодействия. Идентичность и интеракция пронизывают друг друга;

во-вторых, в идентичности различаются две социальные фазы, в течении которых человек обучается ориентации в общей социальной системе и одновременно в собственных отношениях со значимым другим, благодаря чему происходит субъективное присвоение им социального мира и идентичности;

в-третьих, средствами формирования идентичности могут выступать значимый другой, обобщенный другой, коллективная и индивидуальная игра, диалог, помогающие расширить репертуар социальных ролей, ориентироваться в жизненных ситуациях, усваивать общие социальные стандарты мышления и деятельности;

в-четвертых, уточняя в дальнейшем сущность идентичности, Дж. Мид обращает внимание на ряд положений: а) идентичность каждого человека несет в себе черты уникальности; б) её формирование обеспечивается уникальным опытом человека, его социальной активностью.

Таким образом, идентичность возникает, по мнению Д. Мида, в том случае, если импульсивное и рефлексивное Я находятся в постоянном устойчивом взаимодействии, в постоянном диалоге с обеими «половинками» своей личности, в гармоническом равновесии [6, с. 41].

В то же время в работах отечественных авторов мы можем встретить еще одну трактовку термина «гражданская идентичность» и описание её структуры. Так, например, Т.В. Водолаж-ская считает, что данное понятие предполагает двусоставляю-щий феномен, во-первых, осознание человеком принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для него значимый смысл, во-вторых, проявление надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта [7]. В ней фиксируются единство интересов индивида с определенной социальной общностью, значимость для него системы ценностей, культуры, языка, традиций, которые этим сообществом трансформируются, принятие гражданских обязанностей.

В результате такого анализа в социологии делается ряд выводов, значимых для понимания сущности не только данного феномена, но и процесса его формирования. К таковым следует отнести:

1. Гражданская идентичность - сложная система, которая базируется на устойчивых социокультурных характеристиках общества, в контексте его социально-политических, экономических, национально-культурных, религиозных особенностей (С.А. Ляушева, А.А. Нагой, Р.Ю. Шикова, А.Б. Этуев и др.);

2. Она является важнейшим конструктом гражданской общности, интегрирующим население страны и обеспечивающим его стабильность, консолидированность;

3. Гражданская идентичность - результат самосознания общности с точки зрения «Мы» и «Они», «Свои» и «Чужие», основанного на сходстве и различии образа жизни, традиций, ценностных ориентаций, прошлого и настоящего (А.В. Зайцев, Г.А. Серекова, О.А. Соколова, С. Хантингтон, Б.Б. Ярмахов и др.).

Завершая социологический и политологический анализ категории «гражданская идентичность», есть смысл обратиться к обобщению современных подходов в отечественной гуманитарной науке, сделанному О.А. Коряковцевой и И.Ю. Тархановой. Они сводят их к трём основным:

- социально-политический, при котором устанавливаются связи этого вида идентичности с концептами гражданского общества, гражданством, правовыми основами государства, сфор-мированностью гражданственности;

- социокультурный, при котором основой, ядром выступает поликультурность, посредством чего происходит осознание че-

ловеком своей принадлежности к той или иной этнокультурной общности, конфессии, к государству;

- психолого-педагогический, в центре внимания которого находятся методы, приёмы, формы, средства, пути организации деятельности по формированию гражданской идентичности на различных возрастных этапах [8, с. 10].

Поэтому не случайно данная проблема интенсивно изучается в психологии, где сложились определенные школы, каждая из которых раскрывает своё видение этого феномена, логики, механизмов и способов формирования эффективности столь сложного явления.

В психологической литературе (К.А. Абросимова, А.Г. Асмо-лов, Н.В. Безгина, И.В. Егоров, В.Н. Ефименко, Н.Л. Иванова, О.А. Карабанова, Т.Д. Марциновская, Д.В. Наумова и др.) трактовка гражданской идентичности чаще всего совпадает с точкой зрения, установившейся в социологических публикациях, согласно которой такая идентичность рассматривается со стороны личности (осознание принадлежности к сообществу) и со стороны общности (феномен надындивидуального сознания), имеет че-тырехкомпонентную структуру (когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентированный, поведенческий).

Н.В. Безгина предлагает своё определение гражданской идентичности как субъективного ощущения индивида, которое является результатом его отождествления с гражданской общностью, при котором формируются его личные качества, ценности, убеждения, служащие для становления системы представлений и смыслов, являющихся критерием для противопоставления группы «Мы» (имеющие сложные представления) от группы «Они» (имеющие иные) [9, с. 179].

Автор называет и характеризует признаки этой идентичности: общие, позволяющие определить свою принадлежность к конкретной гражданской группе; дифференцирующие, помогающие человеку осознать особенности групповой культуры; консолидирующие, предполагающие осознание личностью тождественности своих прав и свобод с правами соотечественников [9, с. 181].

В связи с этим в психологических работах называются пути и средства формирования гражданской идентичности в контексте социальной: государственная символика, демонстрация достижений страны, ее престижа на международной арене (Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазинова и др.), включенность в социально-профессиональное сообщество, наличие условий для социального роста, профессиональной карьеры (Г.В. Гарбузова, Н.М. Лебедева, Ю.П. Поваренков, Е.И. Сушкова, Л.Б. Шнейдер и др.), использование потенциалов доверия, развития, самоуважения (С.А. Кор-нев и др.).

Проведённый нами анализ позволяет выделить следующие наиболее значимые моменты, характеризующие изучаемый феномен:

1) идентичность - одно из базовых понятий современной психолого-педагогической науки, объясняющее взаимоотношения в триаде «человек - сообщество - общество», ориентирующее на поиск средств и механизмов ее формирования;

2) идентичность - сложнейший, многоаспектный феномен, отличающийся динамизмом, связанный с самосознанием, развитие которого обеспечивается влиянием множества факторов и прежде всего состоянием общества, его институтов социализации;

3) идентичность рассматривается как индивидуальное и групповое явления, поэтому часто принято говорить о таких ее видах, как личностная и социальная. Последняя включает в свою структуру в качестве элементов этническую, профессиональную, поло-ролевую, семейную, гражданскую;

4) гражданская идентичность - это личностное образование, сплав ценностей, норм, способов действия, позиции индивида, значимых для него, характеризующих его отношения к обществу, с сообществом. Она проявляется в поступках личности, закладывается в детстве, особую роль играет в юношеском возрасте;

5) путями формирования такой идентичности в системе образования выступают гражданское образование, воспитание демократической культуры, включение обучающихся в социокультурные практики;

6) средствами, методами формирования гражданской идентичности обучающихся на разных ступенях образования признаются пример, гуманитарные и социальные проекты, участие в социально-преобразовательной деятельности, духовно-нравственное и гражданско-правовое просвещение.

Следовательно, сущность гражданской идентичности состоит в отождествлении себя с культурными образами конкретной общности, в ощущении своей принадлежности к ней, в принятии соответствующих норм и моделей повседневного поведения, в наличии гражданской позиции и отно-

Библиографический список

шения к ценностям сообщества, разделение его требований.

Процесс формирования такой идентичности предполагает совокупность когнитивного, ценностно-смыслового, эмоционального и деятельностного компонентов.

1. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. Москва: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.

2. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. Москва: ЦГО, 1996.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Издательская группа «Прогресс», 1996.

4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. Москва: Мир, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара. Издательство «БАХРАХ - М», 2010.

6. Абельс. Х. Интеракция, идентичность, презентация: Введение в интерпретативную социологию. Санкт-Петербург: Издательство. «Алетейя», 2000.

7. Водолажская Т.И. Образовательная политика. 2010; 5-6: 140 - 142.

8. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Технологии развития гражданской идентичности студенческой молодёжи в образовательном пространстве вуза. Ярославль. Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013.

9. Безгина Н.В. Гражданская идентичность как компонент в социальном становлении человека. Известия Тульского университета. 2014; 2: 177 - 186.

References

1. Shapar' V.B. Slovar'prakticheskogo psihologa. Moskva: AST; Har'kov: Torsing, 2005.

2. Baeva I.A. Psihologiya vponyatiyah, obrazah, perezhivaniyah. Moskva: CGO, 1996.

3. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost'i krizis. Moskva: Izdatel'skaya gruppa «Progress», 1996.

4. Remshmidt H. Podrostkovyj iyunosheskij vozrast: Problemy stanovleniya lichnosti. Moskva: Mir, 1994.

5. Samosoznanie i zaschitnye mehanizmy lichnosti: hrestomatiya. Samara. Izdatel'stvo «BAHRAH - M», 2010.

6. Abel's. H. Interakciya, identichnost', prezentaciya: Vvedenie vinterpretativnuyu sociologiyu. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo. «Aletejya», 2000.

7. Vodolazhskaya T.I. Obrazovatel'naya politika. 2010; 5-6: 140 - 142.

8. Koryakovceva O.A., Tarhanova I.Yu. Tehnologii razvitiya grazhdanskoj identichnosti studencheskojmolodezhi v obrazovatel'nom prostranstve vuza. Yaroslavl'. Izdatel'stvo YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2013.

9. Bezgina N.V. Grazhdanskaya identichnost' kak komponent v social'nom stanovlenii cheloveka. Izvestiya Tul'skogo universiteta. 2014; 2: 177 - 186.

Статья поступила в редакцию 25.07.16

УДК 378.046.4

Zadvornaya WI.S., senior teacher, Department of Preschool Education, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical

Education (Saint-Petersburg Russia), E-mail: marina-slavovna@yandex.ru

ACTIVE FORMS AND METHODS OF TRAINING OF PRESCHOOL TEACHERS IN PERSON-FOCUSED INTERACTION WITH PARENTS. In the light of the modern requirements to a teacher new regulating documents declare that professional activity of modern preschool teachers has an exclusive social importance, determining in many respects by its features. One of them is the need for organization of effective interaction of the educational process subjects: children, teachers and parents. In modern conditions of upgrade of preschool educational system by the main line there was a transition to the person-oriented nature of interaction of teachers of the preschool educational organizations and parents of children of preschool age. The problem of formation of professional readiness of teachers for person-focused interaction with parents and mastering personal interactive technologies represents an important task for professional pedagogical education.

The article reveals the need of use of active forms and methods of training of teachers in person-focused interaction with parents of preschool children in the system of additional professional education. The author studies scientific approaches to understanding of active forms and methods of training, and gives their characteristics. The whole range of methodological benefits of active forms of education is based on communication with each other and with the teacher during the studies. The active forms and training methods applied by teachers of department of preschool education at St. Petersburg academy of in-service pedagogical education on professional development course and occupational retraining of teachers of the preschool educational organizations are offered to consideration. In more detail the author describes active methods of training, such as a round table, discussion, business game, a case method, brainstorming, projects, coach-books, Internet resources. Influence of active forms and methods of training on quality of additional professional education is shown.

Key words: active training, interactive training, discussion, business game, brainstorming, method of projects, round table, couch-book, case method, Internet resources, professional activity.

М.С. Задворная, ст. преп. каф. дошкольного образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: marina-slavovna@yandex.ru

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ

В свете современных требований к педагогу, заявленных в новых нормативных государственных документах, профессиональная деятельность современных педагогов дошкольного образования имеет исключительную социальную значимость, во многом определяющую её особенности. Одной из них является необходимость организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В современных условиях модернизации системы дошкольного образования основной линией стал переход на личностно-ориентированный характер взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. Проблема формирования профессиональной готовности педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию с родителями и овладение ими личностно-ориентированными технологиями представляет собой важную задачу для профессионально-педагогического образования. В статье автором рассматривается необходимость использования активных форм и методов обучения педагогов личност-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.