УДК 37.018
Boltykov O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, Kostroma State University n.a. N.A. Nekrasov (Moscow,
Russia), E-mail: [email protected]
CADETS' CIVIL IDENTITY DEVELOPMENT AS VALUE ORIENTATION IN PRESENT-DAY MILITARY EDUCATION. The article studies cadets' civil identity and concerns the main ideas, tendencies and approaches to the study of this category in the research of foreign and Russian scholars. The author of the article presents an analysis of the academic literature on the following categories: identity, social identity, professional identity and civil identity. The author also examines a role of education in cadets' civil identity development in a military academy and discusses approaches to successful civil identity development of cadets in the process of education in a military academy.
Key words: sociology of ageing, professional approach, identity, social identity, civil identity.
О.В. Болтыков, канд. пед. наук, докторант Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,
г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ -ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрыта сущность категории «гражданская идентичность», рассмотрены основные идеи, тенденции и подходы к характеристике данного явления в исследованиях изучаемого феномена в научных работах российских и зарубежных ученых. Проведён анализ научной литературы по проблеме исследования категории «идентичность», «социальная идентичность», «профессиональная идентичность», «гражданская идентичность». Рассмотрена роль образования в формировании гражданской идентичности у курсантов военного вуза. Представлены подходы к успешному решению задач формирования гражданской идентичности у курсантов в процессе обучения в военном вузе.
Ключевые слова: социальное взросление, профессиональная позиция, идентичность, социальная идентичность, гражданская идентичность.
В последние годы в исследованиях учёных, выступлениях общественных деятелей как нашей, так и других стран мира указывается на возникновение новой культурно-исторической ситуации, которая характеризуется переходом от отраслевого общественного и промышленного производства к интегративному и нелинейному, к изменениям типа коммуникации на всех уровнях, к иным требованиям к личностным качествам специалистов. Всё это определяет новый социально-педагогический идеал выпускников образовательных учреждений, заставляет переосмысливать понимание содержания социального становления детей и молодёжи, делает необходимым педагогическое обеспечение такого сложного и многогранного процесса.
Модернизация российского образования затрагивает и высшую военную школу, от которой требуется определение теоретических и технологических приоритетов в подготовке будущих офицеров, ориентированных не только на качественное выполнение своих прямых обязанностей, но и готовых выстраивать толерантные отношения с людьми, различными социально-профессиональными и этническими группами, обладающими гибкостью в способах мышления и действия, полипозиционностью суждений, социальной грамотностью, способностью оперативно реагировать на перемены, рефлексировать, самоорганизовываться. Последнее обстоятельство возможно, если в процессе обучения и воспитания в военно-учебных заведениях достойное место занимает обеспечение социального взросления курсантов.
Сложные и противоречивые трансформационные процессы, протекающие в российском обществе, серьёзно влияют на систему ценностных ориентаций, их приоритеты в молодёжной среде. Как отмечают многочисленные исследователи (Л.И. Аманбаева, Н.В. Антонова, А.Г. Асмолов, А.С. Гаязов, М.К. Горшков, И.В. Егоров, Н.Л. Иванова, М.В. Шакурова и др.), у молодёжи отмечается неудовлетворительное отношение к прошлому, традициям и обычаям, пренебрежение к нормам и символам, игнорирование правовых предписаний в повседневной жизни, индифферентное отношение к государственным институтам, гражданским обязанностям. Все это позволяет говорить о кризисе идентичности как о состоянии, когда исчезают или снижаются целостность, тождественность, вера человека в свою социальную роль [1, с. 56].
Поскольку молодёжь является стратегически важным ресурсом любого государства, основой развития гражданского общества, от её роли и активности зависит социально-экономическое и политическое будущее страны, формирование гражданской идентичности подрастающего поколения становится первоочередной задачей каждой ступени образования, любого образовательного учреждения, в том числе и военного вуза.
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов для всех уровней образования и для высшей воен-
ной школы, отзывов о войсковой стажировке курсантов, о результатах социально-профессиональной адаптации выпускников военных вузов и их военно-служебной деятельности, свидетельствуют, что современные военные специалисты должны обладать общекультурными, включающими знания и умения, способности и готовности к тому, чтобы использовать социальный опыт предшествующих поколений; профессиональными, нацеленными на владение знаниями и умениями обнаруживать проблемы, формулировать задачи, определять пути и средства для их эффективного решения в конкретных типичных и нестандартных ситуациях, прогнозировать последствия собственных действий; социально-личностными, предполагающими знание культурных, этических, идеологических ценностей, умение следовать им, компетенциями. К важной составляющей последней мы относим сформированность гражданской идентичности у выпускника военного учебного заведения.
Мы солидарны с мнением И.В. Антоновой, А.Г. Асмолова, Т.В. Водолажской, Е.А. Гришиной, В.П. Сергеевой, М.В. Шакуровой и других авторов, что проблема формирования гражданской идентичности у подрастающих поколений на рубеже XX - XXI веков в условиях новых глобальных вызовов времени является одной из наиболее значимых и при этом остается не в полной мере изученной в силу своей сложности, многоаспектности, ме-ждисциплинарности.
Э. Эриксон - один из первых исследователей идентичности - раскрывает данный термин в различных смыслах: как бессознательное стремление к непрерывности жизненного опыта, к солидаризации с идеалами группы; как познание чувства уникальности индивида; как чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям; как чувство обретения адекватности и стабильности владения личностью собственным Я, способность её к полноценному решению задач [2]. Согласно ему. идентичность - это внутренняя непрерывность и тождественность личности, позволяющая ей, во-первых, ощущать себя, свое бытие независимым от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, переживать прошлое, настоящее и будущее как единое целое; в-третьих, ощущать связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми [3].
В современной научной литературе идентичность рассматривается как ощущение самости, развивающееся у индивида по мере взросления и определяющее его как самостоятельную личность [4, с. 100]; чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру [4, с. 30].
В соответствии с таким пониманием идентичности её гражданская составляющая определяется, во-первых, с точки зрения осознания индивидом своей принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, во-вторых, как признак гражданской общности, характеризующий её в качестве коллективного субъекта [5, с. 8].
На основании анализа работ Н.В. Антоновой, А.Г. Асмоло-ва, М.К. Горшкова, И.В. Егорова, О.А. Корякцевой, Д.В. Наумовой, М.В. Шакуровой, РЮ. Шиковой можно констатировать, что гражданская идентичность представляет собой интегративное качество личности, демонстрирующее уважение к государственной власти, ее социальным институтам, законам, ценностным образам, готовность исполнять свой гражданский долг и конституционные обязанности, разумно пользоваться своими правами и способность к социальной ответственности.
Следовательно, она результат совокупности внешних воздействий и внутренней позиции личности, ее потребности быть частью общества, гражданином конкретного государства, строится на понимании человеком сущности гражданских отношений, демократических прав и свобод, на представлениях о долге и обязанностях, исходя из принадлежности индивида к определенной социально-профессиональной группе.
Такая идентичность воспитывается и развивается в течении длительного времени с участием всех институтов воспитания, однако особая роль в этом процессе принадлежит юношескому возрасту, когда происходит выбор профессии, самоопределение, изменяется значимость учения, расширяется диапазон социальных ролей, прав, обязанностей, повышается мера ответственности и социальное развитие приобретает многомерность (А.С. Белкин, Л.И. Божович, Б.С. Волков, И.А. Зимняя, И.С. Кон, Х. Ремшмидт и др.).
Главенствующая роль в формировании гражданской идентичности принадлежит образованию, в распоряжении которого содержание урочной, внеурочной деятельности, гражданского обучения и воспитания, обеспечивающие консолидацию представлений юношей и девушек об обществе, государстве, политическом устройстве, гражданских правах и свободах. Эта тен-
Библиографический список
денция характерна и для военного вуза, от которого требуется формирование у будущих офицеров активной гражданской позиции, позволяющей им эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время, уважительно относиться к символике России, Вооруженных Сил, рода войск, традициям вуза [6, с. 219].
В частности в процессе преподавания гуманитарных, социально-экономических и специальных дисциплин с учетом специфики каждого учебного предмета обеспечивается:
• информирование - осведомление о положении дел, объектах, явлениях, людях, процессах;
• разъяснение базового набора ценностей, норм, традиций, обычаев, символов, ритуалов, правил, кодексов;
• демонстрация образцов, образов, ролевого многообразия, одобряемых моделей поведения;
• использование специально создаваемых в учебном процессе, спонтанно возникающих в повседневной жизни ситуаций, являющихся событием для обучающихся, позволяющих им увидеть, перенять, понять, подумать над смыслами, выбрать, попробовать;
• включение в диалог, стимулирующее обмен мнениями, обсуждение разных точек зрения, принятие Другого, понимание себя.
В настоящее время общество, государство, предъявляют к современному выпускнику высшей военной школы набор новых требований, которые являются универсальными, носят надпред-метный характер, ориентируют молодых людей на способность и готовность включаться в различные виды деятельности, демонстрируя при этом собственную жизненную и профессиональную позицию, ключевые компетенции, необходимые всем будущим специалистам для успешной профессиональной деятельности (А.И. Жук, Э.Ф. Зеер, А.И. Зимняя, В. Ландшеер, А.М. Новиков, Б. Оскарссон, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др.).
Таким образом, содержание современного военного образования, построенное на идеалах гражданской идентичности, долга, служения содействует формированию важных качеств для профессиональной успешности офицера.
1. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Социально-политические и психологические основы работы с молодёжью. Ярославль, 2013.
2. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАК-М», 2000.
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Издательская группа «Прогресс», 1996.
4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. Москва: Мир, 1994.
5. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Технология развития гражданской идентичности студенческой молодёжи в образовательном пространстве вуза. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013.
6. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Под редакцией Н.И. Резника. Москва: ГУВР ВС РФ, 2005.
References
1. Koryakovceva O.A., Bugajchuk T.V. Social'no-politicheskie ipsihologicheskie osnovy raboty s molodezh'yu. Yaroslavl', 2013.
2. Samosoznanie i zaschitnye mehanizmy lichnosti: hrestomatiya. Samara: Izdatel'skij dom «BAHRAK-M», 2000.
3. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost'ikrizis. Moskva: Izdatel'skaya gruppa «Progress», 1996.
4. Remshmidt H. Podrostkovyjiyunosheskij vozrast: Problemy stanovleniya lichnosti. Moskva: Mir, 1994.
5. Koryakovceva O.A., Tarhanova I.Yu. Tehnologiya razvitiya grazhdanskoj identichnosti studencheskoj molodezhi v obrazovatel'nom prostranstve vuza. Yaroslavl': Izdatel'stvo YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2013.
6. Vospitatel'naya rabota v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Pod redakciej N.I. Reznika. Moskva: GUVR VS RF, 2005.
Статья поступила в редакцию 01.06. 16
УДК 371
Karayeva D.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian Language, Literature and Teaching
Methods, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
METHODICAL ASPECTS OF FORMATION OF CONTROL WORK IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO PRESCHOOL-ERS-BILINGUALS OF KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC. The possibilities and means of improving a process of controlled language teaching children at the preschool stage, methodical aspects of formation of assessment and control activities for teaching the Russian language to preschoolers, who are bilinguals. The author offers criteria of formation of assessment and control activities for children in the process of teaching and speech activity. The author makes a conclusion that the gift of a second language, and introduction to the culture of the people or peoples who speak it, and metalinguistically development and cognitive abilities of children in the teaching process should focus not only on today's needs, but also on patterns of bilingual education and development, as well as on objective possibilities of providing training.
Key words: teaching speech activity, formation of assessment and control activities, assessment and control activities, learning Russian language by bilingual preschool children, bilingual education.
Д.Н. Караева, канд. пед. наук, доц. каф. русского языка, литературы и методики их преподавания, Карачаево-
Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]