Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЕ МОРСКИЕ ЦЕНТРЫ / ОТРАСЛЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенкин М.А., Павлов А.В.

Введение. Профориентация и воспитание - две категории, доминирующие в дискурсе государственной образовательной политики последнего времени, связанные с возникающими перед российским обществом и экономикой современными вызовами, c развитием человеческого капитала и повышением конкурентоспособности государства. При этом до сегодняшнего дня в научной литературе обе категории в тесной связи друг с другом практически не рассматривались. Существующие исследования в сфере дополнительного образования детей обнаруживают разрыв между запросами семей на воспитывающий характер программ дополнительного образования и запросом рынка труда на профориентацию и подготовку будущего кадрового резерва. Характерно, что такой разрыв наблюдается и в сфере профильного (отраслевого) дополнительного образования детей.Цель. Определить степень взаимного влияния профориентационных и воспитывающих эффектов общеразвивающих программ в системе дополнительного образования детей, а также определить уровень согласованности (или рассогласованности) установок различных стейкхолдеров (семей, государства и рынка труда).Методы. В 2021 году было проведено исследование сети детских морских центров России - анкетирование директоров, педагогов, учащихся, а также выпускников, продолживших обучение по профилю в колледже или вузе. Общий охват респондентов составил 1583 человека из 70 образовательных организаций дополнительного образования и 17 отраслевых колледжей и вузов.Результаты исследования подтвердили гипотезу о преобладании воспитательных эффектов профориентации над рекрутинговыми в организациях дополнительного (включая отраслевое) образования детей, что позволяет по-новому взглянуть на сложившуюся модель профориентации и побуждает к поиску инструментов для ее балансировки в сторону большего внимания к запросам рынка труда при проектировании дополнительных общеобразовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE AND EDUCATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES: RESULTS AND EFFECTS

Introduction. Career guidance and education are two categories dominating the discourse of government educational policy with the issues of increasing human resource development and increasing the competitiveness of the state. In the scientific literature, both categories have not been considered in close connection with each other. Existing research in the field of extracurricular activities reveals a gap between the demands of families for the educative nature and the demand of the industry for career guidance and training of the future personnel reserve.Aim. To consider the problem of determining the educational effects of career education as an instrument of the state's educational policy in the field of human resource development.Methods. In 2021, we conducted a study of the maritime youth programs in Russia-a survey of directors, teachers, cadets, graduates who continued their studies in maritime college or university. The coverage of respondents was 1,583 people from 70 educational institutions of extracurricular activities and 17 maritime colleges and universities.The results of the study confirmed the hypothesis about the predominance of educational effects of career guidance over recruiting in organizations of industrial extracurricular activities. The results obtained allow us to take a fresh look at the current model of career guidance in the industrial extracurricular activities and encourage the search for tools for balancing it-greater attention to the industry when designing extracurricular education programs while maintaining the general attitude to education.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / THEORETICAL AND APPLIED RESEARCH

https://doi.Org/10.52944/P0RT.2022.50.3.005 Научная статья

ACCESS

Воспитательные эффекты и результаты профориентационной деятельности в дополнительном образовании детей

М. А. Зенкин1 м, А. В. Павлов2

1 Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург, Российская Федерация 2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

Москва, Российская Федерация н ZenkinMA@gumrf.ru

Аннотация

Введение. Профориентация и воспитание - две категории, доминирующие в дискурсе государственной образовательной политики последнего времени, связанные с возникающими перед российским обществом и экономикой современными вызовами, с развитием человеческого капитала и повышением конкурентоспособности государства. При этом до сегодняшнего дня в научной литературе обе категории в тесной связи друг с другом практически не рассматривались. Существующие исследования в сфере дополнительного образования детей обнаруживают разрыв между запросами семей на воспитывающий характер программ дополнительного образования и запросом рынка труда на профориентацию и подготовку будущего кадрового резерва. Характерно, что такой разрыв наблюдается и в сфере профильного (отраслевого) дополнительного образования детей. Цель. Определить степень взаимного влияния профориентационных и воспитывающих эффектов общеразвивающих программ в системе дополнительного образования детей, а также определить уровень согласованности (или рассогласованности) установок различных стейкхолдеров (семей, государства и рынка труда). Методы. В 2021 году было проведено исследование сети детских морских центров России - анкетирование директоров, педагогов, учащихся, а также выпускников, продолживших обучение по профилю в колледже или вузе. Общий охват респондентов составил 1583 человека из 70 образовательных организаций дополнительного образования и 17 отраслевых колледжей и вузов.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о преобладании воспитательных эффектов профориентации над рекрутинговыми в организациях дополнительного (включая отраслевое) образования детей, что позволяет по-новому взглянуть на сложившуюся модель профориентации и побуждает к поиску инструментов для ее балансировки в сторону большего внимания к запросам рынка труда при проектировании дополнительных общеобразовательных программ.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, воспитание, детские морские центры, отраслевое образование, дополнительное образование детей

© Зенкин М. А., Павлов А. В., 2022

Для цитирования: Зенкин М. А., Павлов А. В. Воспитательные эффекты и результаты профориентационной деятельности в дополнительном образовании детей // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10 № 3. С. 116-131. ИПрБ:// doi.Org/10.52944/PORT.2022.50.3.005

Статья поступила в редакцию 15 сентября 2022 г.; поступила после рецензирования 22 сентября 2022 г.; принята к публикации 28 сентября 2022 г.

Original article

Career guidance and education in extracurricular activities: Results and

effects

Mikhail A. Zenkin1 K, Andrey V. Pavlov2

1Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping,

Saint Petersburg, Russian Federation 2National Research University Higher School of Economics,

Moscow, Russian Federation H ZenkinMA@gumrf.ru

Abstract

Introduction. Career guidance and education are two categories dominating the discourse of government educational policy with the issues of increasing human resource development and increasing the competitiveness of the state. In the scientific literature, both categories have not been considered in close connection with each other.

Existing research in the field of extracurricular activities reveals a gap between the demands of families for the educative nature and the demand of the industry for career guidance and training of the future personnel reserve.

Aim. To consider the problem of determining the educational effects of career education as an instrument of the state's educational policy in the field of human resource development.

Methods. In 2021, we conducted a study of the maritime youth programs in Russia—a survey of directors, teachers, cadets, graduates who continued their studies in maritime college or university. The coverage of respondents was 1,583 people from 70 educational institutions of extracurricular activities and 17 maritime colleges and universities. The results of the study confirmed the hypothesis about the predominance of educational effects of career guidance over recruiting in organizations of industrial extracurricular activities.

The results obtained allow us to take a fresh look at the current model of career guidance in the industrial extracurricular activities and encourage the search for tools for balancing it—greater attention to the industry when designing extracurricular education programs while maintaining the general attitude to education.

Keywords: career education, career guidance, sea cadets, industrial extracurricular activities

For citation: Zenkin, M. A., & Pavlov, A. V. (2022). Career guidance and education in extracurricular activities: Results and effects. Vocational Education and Labour Market, 10(3), 116-131. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.503.005

Received September 15, 2022; revised September 22, 2022; accepted September 27, 2022

Введение

В современном образовательном дискурсе вопросы профориентации все чаще поднимаются в связи с проблемами формирования человеческого капитала и укрепления глобальной конкурентоспособности государства. Задачи по «улучшению профессионального соответствия» экономически активного населения, подготовке кадров для высокопроизводительных рабочих мест рассматриваются Правительством РФ как стратегические1 и в сфере образования находят преломление в системе дополнительного и общего образования детей (в части внеурочной деятельности), что отражено в ряде программных документов2, в масштабных профориентационных проектах3 и в наметившейся тенденции к вовлечению госкорпораций и крупного бизнеса в реализацию отраслевых дополнительных образовательных программ.

Профориентация в этом смысле призвана помочь молодому человеку определить свои способности, компетенции и сферу интересов, принять осмысленные решения в области образования, обучения и профессиональной деятельности, выстраивать и управлять своей индивидуальной траекторией4.

Другая тенденция связана с возрастающей ролью воспитания в развитии личности школьников и учащихся организаций дополнительного образования (далее - ДО), в становлении их как граждан и профессионалов. Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определена связь трудового воспитания с профессиональным самоопределением и осознанным выбором профессии.

Формирование у учащихся ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения

1 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. http://static.govemment.ru/media/fiies/41d457592e04b76338b7.pdf

2 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. http://static.government.rU/media/fiies/3 fIgkkiAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. http://static.government.ru/media/fiies/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHiBitwN4gB.pdf; Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы. http://static. government.ru/media/fiies/BuSFd8wt3HehF4BIiM4hepySQazCXApY.pdf

3 Включение России в международное движение Worid Skiiis (https://woridskiiis.ru), запуск проекта профессиональных проб для школьников «Билет в будущее» (https://bvbinfo.ru), проведение Всероссийского форума профессиональной ориентации «Проектория» (https://proektforum.ru), развитие сети детских технопарков «Кванториум» (https://roskvantorium.ru) и др.

4 Resoiution of the Councii and of the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council of 21 November 2008 on better integ rating iifeiong guidance into iifeiong iearning strategies // Officiai Journai of the European Union. https://eur-iex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:C:2008:319:0004:0007:EN:PDF

уверенности в жизни - одна из важных целей профориентационных занятий, которые внедряют в начальной и основной школе в рамках обновленных федеральных государственных образовательных стандартов.

Профориентационная и воспитательная работа сегодня составляют магистральное направление концепции «Школы полного дня», которую разрабатывает и внедряет Министерство просвещения1. Организация такой работы в школе связана с использованием возможностей внеурочной деятельности и ДО.

Вместе с тем профильное и предпрофессиональное дополнительное образование школьников связывают преимущественно с вопросами профессионального самоопределения, подразумевая под ним этап начального профессионального образования/обучения.

В нормативных и методических документах в сфере ДО детей на федеральном и на локальном уровне (на уровне образовательных организаций) профориентация и патриотическое воспитание также идут в тесной связи друг с другом.

Однако эта взаимосвязь в российской и зарубежной научной литературе практически не описана. До недавнего времени исследователи и практики либо сосредоточивали свое внимание на тех аспектах, в которых профориентация связана с академическими результатами учащихся (ФИОКО, 2021; Salis et al., 2018), либо фокусировались в большей степени на личностном развитии учащегося, игнорируя рынок труда (Densel-ow, Noble, 2018).

Таким образом, назрел вопрос поиска связи между профориентацией и воспитанием, что обусловлено социокультурным контекстом постиндустриальной эпохи с ее установками на ценности индивидуализма (30 фактов...), мультипрофессионализм (Россия..., 2017; Сергеев и др., 2019) и на профориентационные модели конструктивизма (например, life designing), когда индивид выстраивает профессиональную траекторию, исходя в первую очередь из собственных ценностных установок и лишь во вторую - из запросов рынка труда2.

Российские исследования подтверждают, что стратегии родителей и детей, обучающихся по программам профильного ДО, не всегда связаны с выбором сферы профессиональной деятельности в соответствии с профилем обучения. Так, согласно исследованию по оценке удовлетворенности системой ДО, проведенному НИУ ВШЭ в 2021 году, родители и учащиеся не видят в системе ДО детей существенный профориентаци-онный потенциал.

В ранжировании ожидаемых результатов и эффектов «знакомство с профессией» и «получение навыков для профессиональной деятельности» не занимают приоритетные позиции. В то же время родители связывают развивающие возможности ДО преимущественно с воспитывающим потенциалом и самореализацией ребенка. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования самих детей (рис. 1).

1 Проект «Школа Минпросвещения России». https://smp.iuorao.ru

2 Профориентационные модели постиндустриальной эпохи описаны в статье «Профессиональное самоопределение в постиндустриальную эпоху: к вопросу о систематизации моделей и терминологии» (Зенкин, 2022).

Рис. 1. Оценка эффектов от занятий профильным дополнительным образованием1 Fig. 1. Assessment of the effects of specialized additional education

1 2 э i 5

Дскнпнкгельпые нннтии s оснмнаи купоны ДПЦр^Пи-эацин ннтедесгв н увлечений рвбенка, era рл^ийгтарвтннй PUhuTHfl 17.71 ьм аз.и 10.21 42.21 Дрмпннгельные МнЧТ-'R В DCHDHBM Дрпшны йм*ь K4;(i№(5t м юпученив лчамн и нааыков « минреп-зй Мллпи дла нгрумкн-ч н £ у пущую аынажнуи профк(ию ч упрощений ее вы&сра

Рис.2. Оценка родителями цели занятий ребенка в технологическом кружке2 Fig. 2. Parents' assessment of the purpose of the child's classes in the technological club

1 Учащимся организаций ДО детей было предложено ответить на вопрос: «Чему ты научился, что приобрел во время занятий по дополнительному образованию?». Исследование проведено в 2021 г. Количество респондентов: 45 920.

2 Респондентам предложили провести ранжирование содержания образовательных программ дополнительного образования: от интереса ребенка - к профильному обучению и профориентации. Исследование проведено в 2018 году. (Технологическое образование..., 2018)

Согласно данным исследования, посвященного оценке результатов и эффектов технологического образования школьников в России, для родителей важно сочетание универсальных компетентностей (soft skills) с профильным направлением, подразумевающим освоение конкретных профессиональных навыков (hard skills) (Технологическое образование школьников, 2018). Занятия, в которых преобладает фокус на развитии универсальных компетентностей в ущерб профильным, воспринимаются с настороженностью (рис. 2).

При этом педагоги в большинстве организаций (согласно данным упомянутого исследования) ориентированы преимущественно на формирование универсальных компетентностей, считая, что деятельность учащихся по их программам имеет общеразвивающий, игровой характер, а профильные навыки учащиеся должны приобрести в специализированных учебных заведениях, например, в вузах.

В этой связи данное противоречие побуждает к поиску баланса между ожиданиями семей и запросом рынка труда и адекватных современному обществу инструментов управления профильным (отраслевым) дополнительным образованием, необходимых как для формирования профессиональных установок и компетенций учащихся, так и для воспитания гражданина, патриота и профессионала. Это становится стратегической задачей, которую государство ставит перед образованием, в том числе и на поле профориентационной деятельности.

Репрезентативным примером реализации такой установки в России является система отраслевого транспортного образования, включая образование в сфере морской деятельности, для которого «активизация патриотической, профориентационной и воспитательной работы» -приоритетная задача, закрепленная в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года1.

Система организаций профильного ДО детей, а также кадетских корпусов и кадетских классов в общеобразовательных школах в транспортной сфере имеет долгую историю и традиции - Детские железные дороги и Клубы юных моряков (сегодня - Детские морские центры) функционируют в системе российского образования с середины 30-х годов XX века. В основе идеологии этих образовательных организаций - формирование у учащихся профессиональных установок в тесной связи профильного обучения и воспитания.

В образовательных программах морского профиля воспитательный аспект выражен наиболее ярко, поскольку традиционно для морской сферы деятельности образование и воспитание, в том числе физическое воспитание, составляют единое целое (Зуб и др., 2019), а значимую часть профессионально важных качеств специалистов плавсостава составляют так называемые «навыки для жизни» (life skills) и универсальные компетентности (Зуб, 2018).

Создание воспитывающей и профориентационной среды в организациях ДО детей, реализующих программы морского профиля,

1 Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. http://static.government.rU/media/fiies/0 8kdjMvcFwLDWwASgiu9e7VL9DpZnssz.pdf

осуществляется на основе профессиональных проб, в качестве которых выступают занятия на гребно-парусных шлюпках и парусно-моторных яхтах - первых судах для юных моряков (Авраамов, 1941; Школа по морю плывет, 2021).

В этом контексте обращение к морскому сегменту ДО детей и общего образования в части реализации профильных программ внеурочной деятельности в качестве эмпирической базы исследования представляется мотивированным.

В рамках статьи мы не стремимся рассмотреть психолого-педагогические аспекты профориентации и воспитания, а сосредоточиваем внимание на вопросах, связанных с системой управления этой сферой деятельности. Цель статьи - установление значимых связей профориен-тационных и воспитывающих эффектов общеразвивающих программ в системе профильного ДО детей с учетом различий установок различных стейкхолдеров (семей, государства и рынка труда), что позволит сформулировать предложения по совершенствованию управления деятельностью данного сегмента образования.

Методы

Управленческий подход обусловил выбор методологии нашего исследования. Описательная статистика и анализ данных количественного исследования позволяют выявить общие тенденции в сфере профориен-тационной и воспитательной работы для всего сегмента ДО детей, реализующего программы морского профиля.

Сбор и систематизация статистических данных осуществлена Морским федеральным ресурсным центром дополнительного образования детей ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова» в ноябре-декабре 2021 года с целью определения количества выпускников данных образовательных организаций, поступивших на учебу в отраслевые колледжи и вузы в 2021 году. Обследование проведено в 303 образовательных организациях, реализующих дополнительные общеразвивающие программы морского профиля в 52 субъектах Российской Федерации.

Онлайн-анкетирование проведено методом случайной выборки среди учащихся 14-17 лет организаций общего и дополнительного образования, реализующих дополнительные общеразвивающие программы в сфере морской деятельности, а также педагогов и руководителей данных образовательных организаций. Участниками анкетирования также стали курсанты колледжей и вузов, подведомственных Росморречфло-ту, которые ранее в течение одного года и более обучались по дополнительным общеразвивающим программам морского профиля в детских морских центрах, клубах юных моряков, профильных морских классах, иных аналогичных образовательных организациях.

Анкетирование проводилось с октября 2021 г. по февраль 2022 г. Участниками исследования стали 1583 респондента из 70 организаций общего и дополнительного образования детей и 17 отраслевых вузов и колледжей.

Анкетирование учащихся, педагогов и руководителей проводилось

с целью определения образовательных стратегий учащихся относительно отраслевого образования и приоритизации профориентационных и воспитательных задач педагогами и руководителями данных образовательных организаций.

Анкетирование выпускников, которые на момент проведения исследования являлись учащимися отраслевых образовательных организаций СПО и высшего образования, проводилось с целью анализа профориен-тационных факторов, влияющих на формирование трека «допобразова-ние - отраслевой колледж / вуз», и выявления степени влияния организации общего или ДО на формирование профессиональных установок отраслевого образования, в том числе в воспитательном аспекте.

Участие в исследовании было добровольным и охватило образовательные организации различных форм собственности (общеобразовательные школы с профильными морскими классами, организации ДО детей, клубные формирования, морские кадетские корпуса, отраслевые колледжи, вузы и т. д.1), различной ведомственной подчиненности (Минпросвещения, Минтранс), а также с различными географическими и демографическими характеристиками (приморские субъекты РФ и территории, удаленные от морей и крупных рек, озер и других водоемов; города-миллионники, малые города и сельская местность).

Результаты и обсуждение

Результаты анализа статистических данных за 2021 г. и анкетирования показали, что рекрутинговая эффективность организаций ДО детей, реализующих программы морского профиля, сравнительно невысока - согласно данным ведомственной статистики в приемную кампанию 2021 г. в вузы и колледжи, подведомственные Росморречфлоту, поступило порядка 300 выпускников детских морских объединений при общем количестве абитуриентов более 12 000 человек.

Результаты исследования образовательных стратегий учащихся детских морских объединений (в возрасте 14-17 лет) показывают, что лишь третья часть из них рассматривает морскую сферу деятельности для продолжения образования (рис. 3).

Согласно результатам анкетирования директоров и педагогов указанных образовательных организаций, большинство учащихся не рассматривают занятия по дополнительному образованию как этап предпро-фессиональной подготовки, но приходят из общего интереса к морской тематике. При этом 48 % готовы сохранить связь с морской сферой деятельности после завершения обучения, но скорее на уровне любительского спорта, туризма или хобби, то есть не рассматривают ее как профессиональную.

Таким образом, все участники образовательного процесса (учащиеся, педагоги и директора) осознают редуцированный характер профориен-тационных мотивов двух третей контингента.

1 Из соображений удобства в рамках статьи для названия совокупности данных образовательных организаций будет использоваться собирательный термин «детские морские объединения», за исключением случаев, когда важно подчеркнуть ведомственную принадлежность или организационную форму.

Рис. 3. Образовательные стратегии учащихся детских морских объединений1 Fig. 3. Educational strategies for students of children's maritime associations

Рис. 4. Ранжирование благополучателей деятельности детских морских объединений2 Fig. 4. Ranking of the beneficiaries of the activities of children's maritime associations

1 Учащимся 14-17 лет, которые проходят обучение в организациях ДО, реализующих дополнительные общеобразовательные программы морского профиля, было предложено ответить на вопрос: «Планируете ли вы после завершения обучения в детском морском объединении поступать в колледж или вуз морской отрасли». Анкетирование проводилось в 2021 г. Количество респондентов - 1050 человек.

2 Респондентам (директорам детских морских объединений) было предложено ответить на вопрос: «Кто по вашему мнению главный бла-гополучатель от деятельности вашей образовательной организации?». Анкетирование проводилось в 2021 г. Количество респондентов - 70 человек.

Рис. 5. Направления взаимодействия детских морских объединений с отраслевыми

вузами и предприятиями1 Fig.5. Directions of interaction of children's maritime associations with industry universities and enterprises

К главным благополучателям от деятельности организаций ДО, реализующих программы морского профиля, директора этих организаций чаще всего относят семьи (в 62 % случаев). Второй по популярности ответ - государство (25 %). Морская отрасль в совокупности (ВМФ, Ро-сморречфлот, Росрыболовство) отмечается лишь в 8,6 % ответов (рис. 4).

На вопрос о том, какую главную задачу выполняет ваша образовательная организация, педагоги отвечают: подготовить учащегося к жизни в обществе (52 %), помочь определиться с профессией (28 %), воспитать патриота (14 %).

Приведенные данные показывают, что руководство и педагоги в качестве главной своей задачи видят воспитание и развитие, ориентируясь на запросы общества (семей) и государственные задачи, которые декларируются в стратегических и программных документах.

Показательно, что несмотря на редуцированные рекрутинговые установки в интересах морской отрасли, профориентация все же занимает значимые позиции среди установок педагогов, а более половины руководителей детских морских объединений (55%) считают, что важно осуществлять взаимодействие с отраслевыми вузами и предприятиями.

В качестве приоритетного направления для возможного взаимодействия с партнерами 42% директоров образовательных организаций ДО выбрали морскую практику, посчитав ее наиболее значимой и интересной дисциплиной (рис. 5). При этом следует понимать, что морская

1 Респондентам (директорам детских морских объединений) было предложено ответить на вопрос: «По каким направлениям деятельности вы бы хотели усилить взаимодействие вашей организации с морской отраслью и вузами?». Анкетирование проводилось в 2021 г. Количество респондентов - 70 человек

Рис. 6. Влияние занятий в детских морских объединениях на адаптацию в отраслевом колледже

или вузе1

Fig. 6. The impact of classes in children's maritime associations on adaptation in an industry college

or university

практика (профессиональная проба) в детских морских объединениях играет не столько профориентационную, сколько воспитательную роль. Инструментарий профориентации, направленный на знакомство с отраслью и профессией, выполняет функцию развития навыков для жизни и универсальных компетентностей.

Результаты исследования образовательных траекторий курсантов, которые ранее проходили обучение по дополнительным общеразвива-ющим программам морского профиля, позволяют говорить о важности их воспитательного компонента: 84 % респондентов отмечают, что предшествующий опыт профильного обучения положительно сказался на их адаптации к учебе в отраслевом колледже или вузе, обнаруживая сходные организационные условия и профессиональные установки в организациях отраслевого ДО и профильных вузах или колледжах (рис. 6).

Более половины выпускников детских морских объединений (53 %) после поступления в отраслевой колледж или вуз занимают общественные позиции и должности в советах самоуправления, волонтерских объединениях и других неформальных структурах, становясь опорным звеном для организации воспитательной работы.

1 Респондентам (выпускникам детских морских объединений) было предложено ответить на вопрос: «Помогли ли занятия в детском морском объединении адаптироваться к условиям морского колледжа / вуза?». Анкетирование проводилось в 2021 г. Количество респондентов - 299 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным уточнением в контексте рассматриваемой проблематики следует считать, что большинство респондентов (75 %) отмечают, что в период обучения в детском морском объединении участвовали в совместных мероприятиях с отраслевыми образовательными организациями и предприятиями.

Таким образом, роль отраслевых вузов и предприятий в организации профориентационной деятельности детских морских объединений можно охарактеризовать как существенную, оказывающую влияние в первую очередь на возникновение воспитательных эффектов.

При этом недостаточный учет интересов морской отрасли в части подготовки кадрового резерва делает неустойчивой сложившуюся модель взаимодействия организаций общего и дополнительного образования, реализующих программы морского профиля, и отраслевых образовательных организаций и предприятий.

Вопрос об инструментах балансировки установки на личностное развитие и воспитание учащихся и установки на формирование кадрового резерва средствами профориентации остается открытым. Например, перевод программ ДО морской тематики из общеразвивающих в предпро-фессиональные (как следствие, введение селективного отбора) помимо организационных сложностей влечет за собой риск потери контингента, а создание дополнительной сети организаций предпрофессиональ-ной подготовки, например, на базе отраслевых колледжей и вузов, ведет к риску рассредоточения отраслевых ресурсов и, как следствие, снижению качества воспитательной работы.

Усиление профинформирования о морской отрасли, например, через внедрение в образовательные программы отдельных тематических про-фориентационных часов, представляется малоэффективным, поскольку согласно результатам нашего исследования от 40 % до 48 % учащихся детских морских объединений демонстрируют четкое видение своего будущего после завершения обучения в школе. Для большинства из них оно не связано с морской сферой деятельности.

Еще одним серьезным риском организации профориентационно-вос-питательной работы с учащимися может стать эпизодический, «событийный» характер этой деятельности, где ключевыми пунктами являются сами мероприятия, а не их результаты на личностном уровне.

В этом контексте ориентированность руководителей и педагогов, а также учащихся детских морских объединений на практикоориенти-рованные форматы и профессиональные пробы (морскую практику) как на профориентационные инструменты создания ситуаций воспитания и самоопределения представляется перспективной с точки зрения воспитательных эффектов и профориентационных результатов, что подтверждается результатами проведенного исследования.

Заключение

Результаты исследования позволяют утверждать, что воспитывающий характер образовательной деятельности, в том числе в сфере профориентации, в профильном (отраслевом) ДО детей имеет важное значение для разных стейкхолдеров и зачастую выходит на первый план.

При этом субъективный подход к интерпретации задач профильного (отраслевого) ДО детей приводит к оценке его результативности только с позиций допрофессиональной подготовки и успешности профориентации в выбранной сфере деятельности, понимаемой как рекрутинг будущих абитуриентов профильных колледжей и вузов, а также как инструмент формирования кадрового резерва.

Значимым результатом профориентационной деятельности профильного (отраслевого) ДО с точки зрения продолжения образовательной траектории выпускников в профильных образовательных организациях и получения ими будущей профессии считается рекрутирование до 30 % учащихся. Таким образом, в значительной степени занятия профильным дополнительным образованием носят общеразвивающий, воспитывающий характер.

Упрощенное восприятие системы управления профориентацией в данном сегменте образования, а также упрощение причинно-следственных связей в построении молодыми людьми своей образовательной и карьерной траектории ведет к возникновению риска трансформации ДО в профессиональное обучение с имитацией деятельности в квазипрофессиональной среде, что может повлиять на востребованность и качество результатов таких программ.

Поиск оптимальной модели, учитывающей рекрутинговые и воспитательные результаты и эффекты профориентации в отраслевом ДО детей, лежит в плоскости исследований, связанных с картированием и ранжированием образовательных практик по уровню рекрутинговой эффективности, а также в сфере изучения организационно-управленческих условий образовательных организаций, демонстрирующих сбалансированные результаты деятельности в сфере профориентации и воспитания, удовлетворяющие запросам различных стейкхолдеров.

Представленные в статье результаты исследований - первый подход к поиску методологического аппарата для выявления и описания связи воспитательных эффектов и профориентации в системе ДО детей, включая его отраслевой сегмент. Ограничением для экстраполяции результатов и методологии может стать специфика отраслевого ДО детей в сфере морской деятельности, для которой традиционно воспитательный компонент играет существенную роль. Для получения полной картины взаимосвязи категорий «профориентация - воспитание» представляется важным провести исследование в других сегментах ДО детей и провести сопоставительный анализ результатов.

Также следует уточнить, возникает ли корреляция (и насколько сильная) между формами и моделями профориентации и воспитательными эффектами. При этом требует уточнения состав воспитательных эффектов (специфические качества, компетентности и т. п.) и инструментарий диагностики и оценивания.

Список литературы

1. 30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка. 2017 // НИУ «Высшая школа экономики». https://clck.ru/Ncs79

2. Авраамов Н. Ю. Военно-морская шлюпка. М.: Редиздат ЦС ОСОА-ВИАХИМ СССР, 1941. 132 с.

3. Зенкин М. А. Профессиональное самоопределение в постиндустриальную эпоху: к вопросу о систематизации моделей и терминологии // Информационно-методический журнал «Про_ДОД». 2022. № 4 (40). С. 5-12.

4. Зуб И. В. Методика развития профессионально важных качеств в морском университете // Сб. науч. ст. нац. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава ФГБО ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова». СПб: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2018. Т. 1. С. 202-213.

5. Зуб И. В., Курысь В. А., Акименко В. И. Содержание и направленность физической подготовки и спорта в морском образовании Российской империи // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2019. № 2. С. 104-110.

6. Резильентность. Оценка по модели PISA-2020. // Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). https://clck.ru/asykD

7. Сергеев И. С. и др. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. М.: Изд-во «Перо», 2019. 20 с. https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/v_budushchee_s_ uverennostyu/posind_samoopr.pdf?ysclid=l8k484oj7g688006411

8. Технологическое образование школьников: актуальная ситуация и пути развития. М.: Кружковое движение НТИ, Институт образования НИУ «ВШЭ», 2018. 129 с. https://publications.hse.ru/pubs/share/ direct/289430426.pdf

9. Школа по морю плывет / Ред.-сост.: Балакин С. А., Вьюгин С. В. М.: Молодежная морская лига, 2021. 319 с.

10. Denselow S., Noble J. How sea cadets helps young people today: A summary of the evidence. May, 2018 // Sea cadets. https://www.sea-cadets. org/userfiles/files/SC%20Impact%20Report%20online.pdf

11. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston Consulting Group,

2017. 70 p. https://vbudushee.ru/library/rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam

12. Salis C., Wilson M. F., Murgia F., Monni S. L. Innovative Didactic laboratories and school dropouts // Online Engineering & Internet of Things. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 22. Springer, Cham,

2018. P. 887-894. https://doi.org/10.1007/978-3-319-64352-6_82

References

30 facts about modern youth: Sberbank research 2017. (2017). HSE University.

https://clck.ru/Ncs79 (In Russ.) Avraamov, N. Y. (1941). Voenno-morskaia shliupka [Naval boat]. Redizdat CS

OSOAVIAHIM SSSR. (In Russ.) Balakin, S. A., & Viugin, S. V. (Eds.). (2021). Shkola po moriu plyvet [Sail training school]. Molodezhnaia Morskaia Liga. (In Russ.) Denselow, S., & Noble, J. (2018). How sea cadets helps young people today: A summary of the evidence. Sea Cadets. https://www.sea-cadets.org/user-files/files/SC%20Impact%20Report%20online.pdf

Rezilentnost. Otsenka po modeli PISA-2020 [Resistance. Assessment according to the PISA-2020 model]. (2021). Federal Institute for Education Quality Assessment. https://clck.ru/asykD (In Russ.) Russia 2025: Resetting the talent balance. (2017). Boston Consulting Group.

https://www.bcg.com/russia-2025-resetting-the-talent-balance Salis, C., Wilson, M. F., Murgia, F., & Monni, S. L. (2018). Innovative didactic laboratories and school dropouts. In M. E. Auer & D. G. Zutin (Eds.), Proceedings of the 14th International Conference on Remote Engineering and Virtual Instrumentation REV 2017 "Online engineering & internet of things", held 15-17 March 2017, Columbia University, New York, USA (Vol. 22, pp. 887-894). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-319-64352-6_82 Sergeev, I. S., Blinov, V. I., Esenina, E. Iu., Lopatina, S. D., Marenin, D. A., Makhotin, D. A., Rodichev, N. F., & Sikorskaia-Dekanova, M. A. (2019). Kliuchevye tezisy kontseptsii professional'nogo samoopredeleniia v uslovi-iakh postindustrial'noi epokhi [Key theses of the concept of professional self-development in the post-industrial era]. Pero. (In Russ.) Tekhnologicheskoe obrazovanie shkolnikov: Aktualnaia situatsiia i puti raz-vitiia [Technological education of schoolchildren: Current situation and ways of development]. (2018). The NTI Kruzhkovoye dvizheniye, HSE, Institute of Education. https://publications.hse.ru/pubs/share/di-rect/289430426.pdf Zenkin, M. A. (2022). Career self-construction in the post-industrial era:

Models and terminology. Pro_DOD, 4, 5-12. (In Russ.) Zub, I. V. (2018). Methodology for the development of professionally qualities at the Maritime University. In Proceedings of the national scientific and practical conference of the teaching staff Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, 1, 202-213. (In Russ.) Zub, I. V., Kurys, V. A., & Akimenko, A.V. (2019). The content and orientation of physical training and sports in the maritime education of the Russian Empire. Aktualnye Problemy Fizicheskoi i Spetsialnoi Podgotovki Silovykh Structur, 2, 104-110. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Зенкин Михаил Александрович - кандидат филологических наук, заместитель директора Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова», ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3740-9200, Zen-kinMA@gumrf.ru

Mikhail A. Zenkin—Candidate of Science (Philology), Deputy Director of Federal Maritime Resource Center Extracurricular Activities, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-3740-9200, ZenkinMA@gumrf.ru

Павлов Андрей Викторович - кандидат педагогических наук, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики», ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0142-5460, AndreyPavlov@hse.ru

Andrey V. Pavlov—Candidate of Science (Pedagogy), Leading Expert at A. A. Pinsky Center for General and Additional Education, Institute of Education of HSE University, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0142-5460, Andrey-Pavlov@hse.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.