Научная статья на тему 'Совершенствование профориентационной работы в организациях профессионального образования'

Совершенствование профориентационной работы в организациях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3412
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / PROFESSIONAL ORIENTATION IN ORGANIZATIONS VOCATIONAL EDUCATION / MORE PROFESSIONAL PROGRAMS IN TECHNICAL COLLEGES / CAREER GUIDANCE IN ENGINEERING AND TECHNICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Журавлева Ольга Владимировна

В статье представлены некоторые подходы к совершенствованию профессиональной ориентации в организациях профессионального образования с учетом задач нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и других стратегических документов, направленных на выявление и повышение конкурентоспособности вузов, удовлетворение запросов получателей услуг, работодателей и рынка труда. На основе анализа состояния и перспектив профессиональной ориентации описан комплекс мер, актуальных форм и содержания работы, направленных на «выращивание» своих будущих студентов и сопровождение их дальнейшего профессионального становления. Авторами обоснована возможность и целесообразность организации дополнительных предпрофессиональных программ в условиях технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Журавлева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Career Guidance Organizations in Vocational Education

The paper presents approaches to improving the vocational guidance in vocational education institutions with the objectives of the new law “On Education in the Russian Federation” and other strategic documents aimed at identifying and improving the competitiveness of universities meet the needs of beneficiaries, employers and labor market. Vocational guidance is considered from the standpoint of a regulator and facilitator for optimization, harmonization of interests of the employer and employee (including the future), which is a major contradiction in the modern labor market. The authors analyzed the status and prospects of vocational guidance, including Kuzbass, where it was born, modern multidepartmental documents defining the objectives and directions for the formation of a new paradigm in addressing and solving its problems in terms of vocational training, which must take drastic measures for its development. Particular attention is paid to the analysis and possibility of a new law “On Education in the Russian Federation,” offering to make educational organizations accents to the organization, actual conditions and means of enhancing the career guidance to learners and students’ population. In particular, we consider the problem and resources of special additional educational programs. Arguments to prove the possibility and feasibility of additional pre-service programs in career-oriented activities of a technical college, which should be aimed at identifying and supporting the children with a special ability to master the disciplines, necessary for successful learning, technical studies and future career, vocational guidance and training them to learn. The paper presents a set of measures of actual form and content of work aimed at “growing” our future students and support their further professional development, aimed at solving problems with the definition of the priorities and functional structures of each institution involved in educational and career-oriented activities and educational process as a whole. It considered the role of customers, employers, which is a subject position, consumers of educational services, which will undoubtedly have a positive impact on the quality of the formation of a contingent of students, training and performance of the university, economic development of specific areas and the region as a whole. Innovative approach can be widely used in solving the problems of improving the career guidance in vocational education institutions. Its scientific novelty is associated with the identification and support of children with a special ability to master the disciplines necessary for successful learning technical studies and future career, vocational guidance and training of their learning (for example, Kuzbass Technical University).

Текст научной работы на тему «Совершенствование профориентационной работы в организациях профессионального образования»

УДК 37

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Панина Татьяна Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, директор института дополнительного профессионального образования, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева (г. Кемерово, РФ). E-mail: panina1510@mail.ru

Журавлева Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, директор ООО «Центр развития личности» (г. Кемерово, РФ). E-mail: panina1510@mail.ru

В статье представлены некоторые подходы к совершенствованию профессиональной ориентации в организациях профессионального образования с учетом задач нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и других стратегических документов, направленных на выявление и повышение конкурентоспособности вузов, удовлетворение запросов получателей услуг, работодателей и рынка труда. На основе анализа состояния и перспектив профессиональной ориентации описан комплекс мер, актуальных форм и содержания работы, направленных на «выращивание» своих будущих студентов и сопровождение их дальнейшего профессионального становления. Авторами обоснована возможность и целесообразность организации дополнительных предпрофессиональных программ в условиях технического вуза.

Ключевые слова: профессиональная ориентация в организациях профессионального образования; дополнительные профессиональные программы в техническом вузе, профориентация в инженерно-техническом образовании.

IMPROVING THE CAREER GUIDANCE ORGANIZATIONS IN VOCATIONAL EDUCATION

Panina Tatiana Semenovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute for Continuing Professional Education, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: panina1510@mail.ru

Zhuravleva Olga Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Science, Director of Center of Personality Development (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: panina1510@mail.ru

The paper presents approaches to improving the vocational guidance in vocational education institutions with the objectives of the new law "On Education in the Russian Federation" and other strategic documents aimed at identifying and improving the competitiveness of universities meet the needs of beneficiaries, employers and labor market. Vocational guidance is considered from the standpoint of a regulator and facilitator for optimization, harmonization of interests of the employer and employee (including the future), which is a major contradiction in the modern labor market.

The authors analyzed the status and prospects of vocational guidance, including Kuzbass, where it was born, modern multidepartmental documents defining the objectives and directions for the formation of a new paradigm in addressing and solving its problems in terms of vocational training, which must take drastic measures for its development. Particular attention is paid to the analysis and possibility of a new law "On Education in the Russian Federation," offering to make educational organizations accents to the organization, actual conditions and means of enhancing the career guidance to learners and students' population. In particular, we consider the problem and resources of special additional educational programs.

Arguments to prove the possibility and feasibility of additional pre-service programs in career-oriented activities of a technical college, which should be aimed at identifying and supporting the children with a special ability to master the disciplines, necessary for successful learning, technical studies and future career, vocational guidance and training them to learn.

The paper presents a set of measures of actual form and content of work aimed at "growing" our future students and support their further professional development, aimed at solving problems with the definition of the priorities and functional structures of each institution involved in educational and career-oriented activities and educational process as a whole. It considered the role of customers, employers, which is a subject position, consumers of educational services, which will undoubtedly have a positive impact on the quality of the formation of a contingent of students, training and performance of the university, economic development of specific areas and the region as a whole.

Innovative approach can be widely used in solving the problems of improving the career guidance in vocational education institutions. Its scientific novelty is associated with the identification and support of children with a special ability to master the disciplines necessary for successful learning technical studies and future career, vocational guidance and training of their learning (for example, Kuzbass Technical University).

Keywords: professional orientation in organizations vocational education; more professional programs in technical colleges, career guidance in engineering and technical education.

Изменения, происходящие в современном российском образовании, затрагивают широкий спектр проблем, предусматривающих иные экономические и образовательные отношения, и формируют совокупность теоретических и методологических задач перед педагогической наукой.

Вступление в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» как основополагающего для сферы образования требует от ученых и практиков переосмысления существующих подходов, технологий организации и совершенствования профессиональной ориентации. Сегодня у нее стал явно выраженный межведомственный характер и зависимость от интеграции усилий различных социальных институтов.

Профориентация рассматривается как важнейшее условие эффективного и качественного обеспечения организаций и предприятий, современного рынка труда кадрами необходимых профессий и квалификаций, успешного функционирования отдельных сфер деятельности и экономики в целом.

Профориентация может сыграть важную посредническую роль в оптимизации, согласовании интересов работодателя и работника (в том числе будущего), что является главным противоречием современного рынка труда. Задачи и направления преодоления его сегодня обозначены и будут

способствовать повышению эффективности деятельности образовательных организаций профессионального образования, обоснованному оптимальному профессиональному самоопределению подростков и молодежи, решению проблем кадрового обеспечения экономически значимых сфер деятельности.

Кузбасс сыграл важную роль в возникновении и развитии отечественной профориентации. Научная школа, созданная в конце 80-х годов XX столетия профессором Н. Н. Чистяковым, внесла и вносит существенный вклад в ее становление и развитие, оперативно реагируя на происходящие общественные и экономические события. Поэтому не случайно, следуя сложившимся традициям, рядом ученых региона проведена исследовательская работа по выявлению актуальных направлений, средств совершенствования профориентационной деятельности в высшем профессиональном образовании с учетом изменений и перспектив социально-экономического развития государства и региона.

Основополагающими для преобразований в профориентации и образовании в целом, являются следующие документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года

№ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Приказ Минтруда России № 148н от 12 апреля 2013 года «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», методические рекомендации Минобразования РФ «О создании многофункциональных центров профессиональной квалификации» от 17.06.2013, совместный приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 27 августа 2013 года № 390/985 «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации» и др. [1-4; 6].

В них представлены новые концептуальные подходы, задачи, способствующие выявлению и повышению конкурентоспособности образовательных организаций профессионального образования, удовлетворения запросов получателей услуг, работодателей и рынка труда. Развитие человеческого потенциала закономерно рассматривается основным фактором экономического роста страны и ее отдельных субъектов.

Данные документы, на наш взгляд, предполагают формирование новой парадигмы в рассмотрении и решении задач профориентации в условиях профессионального образования, которое должно принять радикальные меры по ее развитию, не рассчитывая, как прежде, только на школу. Подписание «Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей и правительства Российской Федерации на 20142016 годы» открывает новые перспективы совершенствования данной деятельности с учетом интереса и обязательств всех сторон соглашения [5].

Поиск и внедрение актуальных форм профессиональной ориентации сегодня является жизненно важной задачей, от которой зависят показатели эффективности работы в целом и отдельных его структур, прежде всего выпускающих кафедр. Они связаны с обеспеченностью контингента обучающихся, его сохранением и подготовкой высококлассных, конкурентоспособных специалистов, трудоустройством выпускников. В этой связи необходимы не только новые технологии, содержание, но и управленческие, организационные

решения, которые должны приниматься и осуществляться каждой образовательной организацией самостоятельно с учетом имеющихся специфики и ресурсов, региональных особенностей.

Анализ нормативно-правовых документов показал, что определение «профориентация» и компетенции организаций профессионального образования, изложенные во все еще действующем «Положении о системе профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации», в целом актуальны в условиях современных требований. Не реализуются в полной мере определенные в данном документе задачи проведения профессионального отбора (подбора) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии [1]. Большинство наших вузов больше акцентируют внимание на наборе студентов, который осложнен не только сложившейся демографической ситуацией, но и слабой подготовленностью старшеклассников к сдаче предметов ЕГЭ, необходимых для поступления в вузы и, особенно, технические, а в дальнейшем - качественному и осознанному освоению учебных дисциплин, профессиональному становлению.

Это не секрет, что сегодня многие общеобразовательные организации не могут обеспечить соответствующий уровень обучения в связи с отсутствием условий и, прежде всего, высококвалифицированных педагогов по отдельным дисциплинам и др. Этим можно объяснить и факт потери престижа инженерно-технического образования и соответствующих профессий у молодежи. Отсутствие служб практической профориентации и статуса государственной системы профориентации, слабая профориентаци-онная работа в школе значительно затрудняют процесс самоопределения (осознанного) и самореализации современного молодого человека и решение задач профессионального образования, рынка труда.

Поэтому требованием времени и ситуации стало обеспечение действующей системы проф-

ориентационной работы со школьниками и другими категориями населения в каждой организации профессионального образования. Она (система) должна включать «выращивание» своих будущих студентов как актуальнейшую задачу для успешного функционирования и конкурентоспособности вуза и выпускающих кафедр, удовлетворения заказчиков и потребителей образовательных услуг, подготовки профессионалов для регионального и федерального рынков труда.

Особого внимания требует изучение и внедрение нового закона «Об образовании в Российской Федерации», предлагающего сделать образовательным организациям, в том числе и профессионального образования, особые акценты на рассмотрение и организацию таких условий и средств активизации профориентационной работы с обучающимися и студентами, населением, как разработка и внедрение специальных дополнительных образовательных программ.

На дополнительное образование детей сегодня возложены основные задачи обеспечения их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности. Данные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные профессиональные программы (ст. 12, ст. 75). [1] Впервые введено новое понятие «дополнительные предпрофессиональные программы», которые реализуются только для детей, а дополнительные общеразвивающие программы - как для детей, так и для взрослых.

Проанализировав статьи закона об организации дополнительных предпрофессиональных программ (ст. 83, 84), мы пришли к выводу, что разработка и внедрение данных программ является возможным и целесообразным для технического вуза. Направления и цели программ должны быть связаны с выявлением и поддержкой детей, проявляющих особые способности к освоению дисциплин, необходимых для успешного обучения инженерно-техническим специальностям и дальнейшей профессиональной деятельности, профориентацией и подготовкой их обучению.

В этой связи в Кузбасском государственном техническом университете начато внедрение ком-

плекса мер, направленных на решение актуальных задач с определением приоритетных направлений и функционала каждой из структур вуза, участвующих в профориентационной деятельности.

Основными задачами определены следующие:

1. Создать оптимальную систему профессиональной ориентационной работы в университете.

2. Совершенствовать профориентационную работу на довузовском и вузовском этапе с повышением активности и ответственности за результаты работы факультетов, выпускающих кафедр.

3. Разработать и внедрить дополнительные образовательные программы для обеспечения устойчивости и качества набора студентов.

4. Обеспечить систематическое проведение информационных мероприятий по профориентации и содействию трудоустройству выпускников университета, повышению имиджа вуза и его специальностей.

Основные организационно-управленческие меры связаны с обеспечением внедрения программных мероприятий по совершенствованию деятельности по профессиональной ориентации и сопровождению профессионального самоопределения школьников и студентов, методических рекомендаций по исполнению нового закона «Об образовании в Российской Федерации» структурными подразделениями по учебно-воспитательной, информационной работе, факультетами, выпускающими кафедрами и т. д., которые взаимодействуют друг с другом и, в пределах своих компетенций, исполняют определенные функции. Особое внимание уделено созданию условий для систематического проведения профориентации со школьниками и другими категориями населения, повышению квалификации сотрудников вуза, участвующих в данной деятельности.

Для решения проблем «выращивания» будущих студентов и имиджевых аспектов рынка инженерно-технических профессий и образовательной организации профессионального образования мы считаем необходимым организацию «Школы планирования карьеры инженера» для обучающихся 7-9-х и 10-11-х классов региона. В ходе

подготовки по дополнительной предпрофессио-нальной программе школьникам обеспечиваются не только знания по основам профессионального самоопределения, но и профессиональные пробы по специальностям (направлениям подготовки) вуза, занятия по планированию карьеры, которые проводят выпускающие кафедры университета.

Другой инновацией должно стать создание музея «Планирование инженерной карьеры» на базе уже существующего в образовательной организации, за счет расширения его функционала, который мы определили следующим образом:

1. Организация «Школы технического развития» для детей, начиная с 9 лет. Основная цель - реализация дополнительных общеразви-вающих общеобразовательных программ, направленных на развитие познавательных интересов и способностей, мышления детей к техническим видам деятельности и дисциплинам (наглядно-образного, естественно-научного, логического, конструкторского мышления и др.), необходимых для успешного освоения школьных предметов, поступления в вуз, обучения техническим специальностям. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной вузом.

Они разрабатываются с учетом индивидуально-возрастных особенностей групп. Продолжительность участия детей станет одним из показателей положительных результатов. Если обучающиеся 7-8-х классов будут постоянными участниками школы, а затем и студентами, то есть они будут подготовленными для обучения, «своими» студентами, и вуз для них, в свою очередь, станет тоже «своим», особенно это важно в отношении школьников, имеющих выраженные способности, особые достижения, таланты, которые нужно своевременно выявить, развить, поддержать.

2. Музей разрабатывает и проводит экскурсии, тематика которых связана с деятельностью вуза и его отдельных кафедр, карьерными перспективами и историями успешных профессиональных карьер выпускников вуза, знакомством с предприятиями-партнерами в организации

практик, стажировок, трудоустройства и др. Программы дифференцируются на дополнительные общеразвивающие или входят составной частью в предпрофессиональные общеобразовательные программы. Их тематика и содержание разрабатываются для различных целевых групп, включая младших школьников, старшеклассников, студентов организаций среднего профессионального образования. График проведения и тематика занятий составляются на учебный год, согласовываются на совете по профориентации. Музей готовит информацию и рекламные проспекты для дальнейшего распространения среди потенциальных потребителей услуг вуза.

Для обеспечения эффективности занятий, поддержания и развития у школьников мотивации к обучению, освоению специальностей вуза целесообразным является обеспечение психолого-педагогической поддержки, что позволит компенсировать для школьника имеющийся дефицит помощи в профессиональном самоопределении. К деятельности в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции могут допускаться только лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку. Группы для участия в программах планирования инженерной карьеры, кружковой работы на выпускающих кафедрах и в группах профильной подготовки по школьным дисциплинам, необходимым для сдачи ГИА и ЕГЭ, успешного обучения в вузе формируются на основе имеющихся сведений (профори-ентационных, педагогических и др.).

Центрами профориентационной работы вуза со школьной и вузовской молодежью должны стать деканаты и выпускающие кафедры. Заведующий кафедрой должен нести персональную ответственность за состояние профориентационной работы и ее результативность в вопросах набора и профессионального становления контингента обучающихся. Основные мероприятия на факультетах, кафедрах и в подведомственных им службах в обязательном порядке включаются в план работы на год деканатами, кафедрами.

Целесообразным, по нашему мнению, является привлечение к участию в заседаниях со-

вета факультета, кафедр студенческого актива факультета, представителей добровольческой организации. Приоритетом профессиональной деятельности факультетов и кафедр должно стать непосредственное обеспечение организации и реализации пропаганды специальностей и направлений подготовки вуза путем использования различных методов профессионального информирования всех субъектов профессионального самоопределения подростков и молодежи.

Важным направлением деятельности факультетов, кафедр является создание дополнительных школ, курсов, кружков для старшеклассников (8-11-х классов) с профориентационной и образовательными программами по подготовке детей к поступлению в вуз. При организации профориентации и образовательных дополнительных профессиональных программ в области технического образования важно учитывать то, что они должны быть основаны на принципах непрерывности и преемственности, направлены на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное самоопределение, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Образовательные программы носят практи-ко-ориентированный характер, учитывают требования образовательной организации профессионального образования, работодателей; обеспечивают формирование устойчивого интереса к освоению специальности, востребованной на рынке труда.

Разработка информационных материалов (печатные и электронные версии) просветительско-пропагандистского характера для различных категорий молодежи, родителей, педагогических работников и других категорий населения также является важным программным пунктом. Информационная политика должна быть направлена не только на решение задач обеспечения набора и качества подготовки студентов, но и их подготовки к выходу на рынок труда, содействия трудоустройству, что является правом студента

и обязанностью образовательной организации -«получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки» [1].

Организуя профориентацию со студентами вуза, факультеты и выпускающие кафедры должны способствовать эффективной занятости студентов, формированию правовых, социально-психологических, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения студентов, достижению сбалансированности между профессиональными интересами молодого человека и возможностями рынка труда; прогнозированию профессиональной успешности в сфере трудовой деятельности в соответствии с получаемым образованием; содействию непрерывному росту профессионализма личности студента и его конкурентоспособности, реализации им индивидуального потенциала и решению задач рынка труда, развития экономики региона, обеспечение полной продуктивной и свободно избранной занятости населения, в свою очередь, определено одним из государственных приоритетов страны [5].

Для достижения целей профориентации работники кафедры взаимодействуют с субъектами государственной системы профессиональной ориентации, которая представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально-психологической защиты граждан: службы занятости населения, учреждения здравоохранения, отраслевые профсоюзы и т. д.

В программе предусмотрено проведение информационно-методических семинаров, мастер-классов и обеспечение участия сотрудников кафедры в повышении квалификации (компетенций) по организации профориентации и сопровождения профессионального самоопределения молодежи, содействия подготовке ее к выходу на рынок труда.

К реализации дополнительных образовательных программ, кружков и мероприятий могут быть привлечены специалисты и руководители профильных организаций, компаний, предприятий, объединений и квалифицированные специалисты-практики в порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Мы принимаем во внимание, что эффективность деятельности вузов становится тесно связанной с их ориентацией на требования организаций -заказчиков и потребителей выпускников, развитием различных форм их участия в образовательном процессе, его кадровом, методическом, материально-техническом обеспечении.

Сегодня выпускник стал свободным субъектом труда, имеющим право на выбор своего жизненного пути. Поэтому вузу, кафедрам нужно самим стремиться формировать рынок труда вы-

пускников, на котором работодатели могли бы оценивать их качество, конкурировать за получение лучших из них. Это будет способствовать повышению эффективности взаимодействия и обеспечению прямой включенности работодателей в процесс подготовки и трудоустройства выпускников организаций профессионального образования.

Таким образом, субъектная позиция заказчиков-работодателей, потребителей образовательных услуг несомненно окажет положительное влияние на качество формирования контингента студентов, подготовки специалистов и эффективность деятельности вуза в целом. Совершенствуя систему профессиональной ориентации, организации профессионального образования также будут этому способствовать.

Литература

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3.

2. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «О создании многофункциональных центров профессиональной квалификации» от 17.06.2013.

3. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 года № 1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

4. Приказ Минтруда России № 148н от 12 апреля 2013 года «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 27 мая 2013 года, регистрационный номер № 28534).

5. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительства Российской Федерации на 2014-2016 годы // Российская газета. -2013. - 30 декабря (федеральный выпуск № 6271).

6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

7. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию от 23 июня 2014 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/45962

References

1. Zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ [Law "On Education in the Russian Federation" dated 29 December 2012 № 273-FZ]. (In Russ.)

2. Metodicheskie rekomendatsii Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii "O sozdanii mnogofunktsional'nykh tsentrov professional'noy kvalifikatsii" ot 17.06.2013 [Guidelines of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On the creation of multifunctional centers of professional qualifications" from 17.06.2013]. (In Russ.)

3. Postanovlenie Ministerstva truda i sotsial'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 27 sentyabrya 1996 goda № 1 "Ob utverzhdenii polozheniya o professional'noy orientatsii i psikhologicheskoy podderzhke naseleniya v Rossiyskoy Federatsii" [Resolution of the Ministry of Labour and Social Development of the Russian Federation dated 27 September 1996 № 1 "On Approval of the vocational guidance and psychological support in the Russian Federation"]. (In Russ.)

4. Prikaz Mintruda Rossii № 148n ot 12 aprelya 2013 goda "Ob utverzhdenii urovney kvalifikatsii v tselyakh razrabotki proektov professional'nykh standartov" (zaregistrirovano v Ministerstve yustitsii Rossiyskoy Federatsii ot 27 maya 2013 goda, registratsionnyy nomer № 28534) [Order of the Ministry of Labour of Russia № 148n of April 12, 2013 "On approval of skill levels in order to develop projects of professional standards" (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation dated 27 May 2013, registration no 28534)]. (In Russ.)

5. General'noe soglashenie mezhdu obshcherossiyskimi ob"edineniyami profsoyuzov, obshcherossiyskimi ob"edineniyami rabotodateley i pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii na 2014-2016 gody [General Agreement between the national associations of trade unions, the national associations of employers and the Government of the Russian Federation for 2014-2016]. Rossiyskaya gazeta, 2013, 30 dekabrya. Federal'nyy vypusk, № 6271 [Rossiyskaya Gazeta, 2013, December 30. The federal issue, no 6271] (In Russ.)

6. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 goda № 599 "O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki" [Presidential Decree of May 7, 2012 № 599 "On measures for implementation of the state policy in the field of education and science"]. (In Russ.)

7. Stenograficheskiy otchet o zasedanii Soveta pri Prezidente po nauke i obrazovaniyu ot 23 iyunya 2014 goda [Transcript of the meeting of the Presidential Council for Science and Education on June 23, 2014]. Available at: http://www.kremlin.ru/transcripts/45962. (In Russ.)

Палитра мнений

УДК 13.31

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСТВА: ДИСКУССИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Борисова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, заведующая сектором правового обеспечения деятельности библиотек, Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: borisova@nlr.ru

Статья посвящена одной из дискуссионных проблем - обеспечению информационной безопасности детства в библиотеках, в решение которой активно включено российское библиотечное сообщество в лице Российской библиотечной ассоциации.

Ключевые слова: информационная безопасность детей, информационная продукция, знак информационной продукции, оборот информационной продукции, государственная цензура детского чтения, концепция информационной безопасности детей, классификация информационной продукции, общедоступные библиотеки, Российская библиотечная ассоциация, правовые барьеры библиотечной отрасли.

Different views

CHILDREN'S INFORMATION SECURITY: THE DISCUSSION CONTINUES

Borisova Elena Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Sector of Legal Support of Libraries, National Library of Russia (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: borisova@nlr.ru

This article analyzes the heated debate currently taking place in the library community regarding the Federal Law No. 436 "On protection of children from information harmful to their health and development"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.