students with disabilities and preparing them for participation in the Abilimpiks Championship at the Chelyabinsk State College of the Industry of Food and Commerce. The main criteria and directions of vocational training in the field of inclusive education are identified.
Key words: inclusion, vocational education, Abilimpiks, professional competence.
References
1. Konventsiya o pravakh invalidov [prinyata rezolyutsiey 61/106 General'noy Assamblei OON ot 13 dek. 2006 g.], available at: http://base.garant.ru/2565085. (In Russian)
2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [prinyata vsenar. golosovaniem 12.12.1993], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399. (In Russian)
3. Litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami, available at: http://ecitizen.nnov.ru/handicapped. (In Russian)
4. O'Brayen, Dzh. Invalidnost', available at: https://aupam.ru/pages/sozial/invalidnostj_i_bed-nostj/oglavlenie.html. (In Russian)
5. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya: Prikaz MOiN RF ot 14 iyu-nya 2013 g. № 464, available at: http://docs.cntd.ru/document/499028376. (In Russian)
6. Standartnye pravila obespecheniya ravnykh vozmozhnostey dlya invalidov [prinyaty rezolyutsiey 48/96 General'noy Assamblei OON ot 20 dek. 1993 g.], available at: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/conventions/disabled. (In Russian)
7. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon № 181-FZ ot 24.11.1995 (red. ot 29.07.2018) : [prinyat Gos. Dumoy 20 iyulya 1995 g. : odobr. Sovetom Federatsii 15 noyab. 1995 g.], available at: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o. (In Russian)
8. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon: [prinyat Gos. Dumoy 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.], available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174. (In Russian)
9. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O ratifikatsii Konventsii o pravakh invalidov: feder. zakon № 46-FZ ot 03.05.2012: [prinyat Gos. Dumoy 25 apr. 2012 g. : odobr. Sovetom Federatsii 27 apr. 2012 g.], available at: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03052012-n-46-fz-o. (In Russian)
10. Tsivil'skaya E. A. O problemakh realizatsii integratsii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sredu obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya (na primere detey s DTsP), Peda-gogika, psikhologiya i tekhnologii inklyuzivnogo obrazovaniya : materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii (Kazan', 20-21 marta 2014 g.), 2014, pp. 278-281.
Ванюкова Нина Сергеевна, заместитель директора по УПР ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Московенко Надежда Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», кандидат технических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Vanyukova N. S., deputy director for teaching and pedagogical work, Chelyabinsk state college of the industry of food and commerce, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Moscovenko N. V., lecturer, Chelyabinsk state college of the industry of food and commerce, candidate of technical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Зайцева, Т. М. Чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» как форма профориентационной работы [Текст] / Т. М. Зайцева, О. С. Кадышева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 72-76.
УДК 376 ББК 74.200.52
ЧЕМПИОНАТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ СРЕДИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «АБИЛИМПИКС» КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Т. М. Зайцева, О. С. Кадышева
В статье рассматриваются возможности профориентационной работы в рамках чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и обобщается опыт Челябинской области по организации профориентационной деятельности в рамках IV Регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов «Абилимпикс — Южный Урал 2018».
Ключевые слова: профессиональная ориентация, «Абилимпикс», формы и методы профориентационной работы.
Международное движение «Абилимпикс», в которое в 2014 г включилась Челябинская область, призвано привлечь внимание общества к профессиональным возможностям людей с разными категориями инвалидности, к проблеме их обучения, трудоустройства и профориентации. «Абилимпикс» — это олимпиады по профессиональному мастерству среди инвалидов различных категорий, само название движения является сокращением от английского Olympics of Abilities («олимпиада возможностей»).
Основные задачи движения «Абилимпикс» следующие: повысить стремление инвалидов к профессиональной независимости и улучшить их профессиональные навыки; поднять на новый уровень общественное восприятие профессиональных возможностей инвалидов и их участие в социально-экономической жизни; поддерживать полную интеграцию инвалидов в жизнь общества, уделяя особое внимание их профессиональному развитию; содействовать международному обмену и дружбе между участниками; способствовать вовлечению соответствующих правительств в процесс улучшения профессиональных навыков и карьерного роста инвалидов [1].
Цель движения в России — обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации людей с ОВЗ и с инвалидностью к профессиональному образованию, популяризация профессий и специальностей, направлений подготовки, реализуемых в системе среднего профессионального и высшего образования, для дальнейшего трудоустройства и самореализации инвалидов различных нозологий и социокультурной инклюзии в обществе. Соревнования «Абилимпикс» охватывают сегодня все категории инвалидов и лиц ОВЗ, а список компетенций включает около 50 наименований.
Президент автономной некоммерческой организации по содействию в профориентации и социализации людей с инвалидностью «Абилимпикс Россия» Лидия Фролова подчеркнула, что участие России в движении «Абилимпикс» является важнейшим инструментом для запуска революционных перемен в жизни инвалидов, это бесценный информационный канал для привлечения международного опыта в области профессиональной ориентации, социализации и изменений отношения общества к людям с инвалидностью. Россия может использовать эти знания с огромной пользой для себя. «Мы должны создать иную модель профессионального обучения инвалидов разных групп в соответствии с их диагнозами. Мы хотим, чтобы у нас появилась целая система профессиональных соревнований. Это приведет инвалидов к полноценной жизни и к социальному выравниванию общества», — заявила Л. Фролова [2].
На комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов результаты этого чемпионатного движения были оценены как наиболее эффективное средство профессиональной ориентации и содействия трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья [3].
По мнению представителей Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ, «сам чемпионат — это всего лишь контрольная точка, по которой мы оцениваем, как проходит процесс инклюзивного профессионального образования. На такой площадке работодатели могут увидеть, какими профессиональными компетенциями обладают лица с ограниченными возможностями. Также мы показываем родителям, что их дети с ОВЗ могут успешно
встраиваться в социум, и площадка "Абилим-пикса" это демонстрирует. Кроме того, происходит межведомственное взаимодействие. То есть системы образования, труда, занятости и социальной защиты не могут разрозненно работать над большой проблемой инклюзивного образования. Собираясь на одной площадке, вырабатываются подходы, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя комфортно» [3].
Движение «Абилимпикс» активно меняет отношение общества к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует государство организовывать все необходимые условия для получения доступного образования любого уровня, а также мотивирует самих инвалидов к получению высококвалифицированных специальностей и хорошей работы.
На сегодняшний день существует определенный порядок организации мероприятий, направленных на подготовку и проведение чемпионатов «Абилимпикс» в субъектах Российской Федерации, проведение профориентационных мероприятий и содействие в трудоустройстве участников конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью.
Настоящий порядок разработан на основе Концепции проведения конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» на 2017-2020 гг. (далее — Кон -цепция) с учетом передового международного опыта Международной федерации Абилимпикс (International Abilympic Federation), предназначен для разработки, организации и проведения чемпионатов «Абилимпикс» в субъектах Российской Федерации (далее — чемпионаты «Абилим-пикс») и включает в себя следующие профориен-тационные мероприятия [4].
1. Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», являющиеся современной системой профориентации, в которую вовлечены школьники, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, а также по программам дополнительного профессионального образования, и работодатели.
2. Формирование базы данных потенциальных абитуриентов, будущих выпускников общеобразовательных учреждений и образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования региональным центром развития движения «Абилимпикс». В базу включаются обучающиеся начиная с 14 лет. Взаимодействие с образовательными организациями осуществляется через органы управления образованием субъекта Российской Федерации.
3. Разработка профориентационных программ в форме, доступной для инвалидов различных нозологических групп, организация профессионального консультирования и диагностики потенциальных абитуриентов с целью выявления склонности к профессии, определения индивидуальной траектории развития осуществляется региональным центром развития движения «Абилимпикс» совместно с образовательными организациями.
4. Организация встреч с участниками и победителями чемпионатов «Абилимпикс», которые рассказывают о личных историях успеха, возможностях получения образования и трудоустройства, в специализированных и общеобразовательных школах с целью мотивации к получению профессионального образования.
5. Организация тренировочных площадок на базе образовательных организаций для школьников и студентов, где они через систему дополнительного образования осуществляют подготовку к чемпионатам «Абилимпикс». К организации тренировочных площадок рекомендовано привлекать представителей работодателей-партнеров.
6. Проведение встреч с потенциальными работодателями в образовательных организациях, организация экскурсий на предприятия, совместно с работодателями создание условий для прохождения производственной практики и организации стажировок обучающихся.
7. Проведение профориентационного тестирования специалистами-профконсультан-тами в рамках деловой программы, оказание консультационных услуг родителям и абитуриентам, организация работы выставок образовательных организаций, реабилитационных центров и ярмарки вакансий, представление работодателями условий труда для людей с инвалидностью, созданных на предприятиях.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в профессиологии представлено множество разнообразных активных форм и методов профориентационной работы. Так, в авторской классификации Н. С. Пряжникова и Е. Ю. Пряж-никовой выделены следующие группы методов на основе задач профориентации: информационно-справочные, просветительские методы; методы профессиональной психодиагностики; методы морально-эмоциональной поддержки; методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения [5].
Профориентационные мероприятия чемпионата по профессиональному мастерству для лиц с инвалидностью «Абилимпикс» включают
в себя все группы методов, выделенные в классификации Н. С. Пряжникова.
В Челябинской области 16-18 октября текущего года состоялся региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс Южный Урал — 2018».
В рамках данного чемпионата была организована масштабная профориентационная программа, включающая в себя: 19 мастер-классов и профессиональных проб, в которых приняли участие 492 посетителя; экскурсии на конкурсные площадки для обучающихся общеобразовательных организаций г. Челябинска; рассказы о профессиях и возможностях их получения; профориентационное тестирование школьников. В деловую программу входили также ярмарка вакансий; заседание президиума Челябинской областной общественной организации ветеранов учреждений начального и среднего профессионального образования; круглый стол по проблеме «Трудоустройство выпускников из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ, получивших профессиональное образование»; заседание областного Совета по кадровой политике под председательством первого заместителя губернатора Челябинской области; Межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное инклюзивное профессиональное образование» на площадке ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» и расширенное заседание областного методического объединения педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования Челябинской области и окружного МО ПО УрФО по вопросам доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Также к чемпионату была приурочена научно-методическая конференция «Чемпионат Абилимпикс как форма профориентационной работы», которая проводилась в рамках заседания двух областных методических объединений: для руководителей центров (отделений), осуществляющих профориентационную работу в ПОО, и для педагогов-психологов ПОО Челябинской области.
В рамках конференции обсуждались вопросы развития системы профессиональной ориентации через конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью, информационная и консультационная поддержка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования. Также программа конференции предусматривала доклад о возможно стях дополнительной общеразвивающей программы «Профессиональная навигация учащихся».
Особое внимание было уделено опыту организации профориентационной деятельности с детьми-инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в контексте многоуровневого образования и на основе внутренних ресурсов общеобразовательной организации, а также опыту организации конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» как элемента повышения квалификации и профессионального роста.
Значительный интерес вызвал вопрос формирования инклюзивной культуры в профессиональном образовании посредством привлечения волонтеров к проведению конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» [6].
Во второй части конференции участники посетили IV Региональный чемпионат профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», где каждый участник смог задать интересующие его вопросы и проконсультироваться с более опытными коллегами об эффективных формах проведения профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью к получению профессионального образования, содействию их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
В заключение необходимо отметить, что чемпионаты профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» являются одним их эффективных направлений в развитии системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства людей с инвалидностью.
Библиографический список
1. Савостьянова, Е. «Абилимпикс» — олимпиада возможностей [Электронный ресурс] / Е. Савостьянова. — Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/interesting/reportages/abolimpics-olimpiada-vozmozhnostei.html.
2. Мой ориентир : Безбарьерная среда в образовании [Электронный ресурс] : профориен-тац. портал для обучающихся Московской области. — Режим доступа: http://мой-ориентир.рф/ новости/abilimpiks/?sphrase_id=795.
3. Минобрнауки РФ : «Абилимпикс» — эффективное средство профориентации и трудоустройства людей с ОВЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kazan-news.net/ оШег/2017/10/10/152667.Мт!.
4. Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» на 2017-2020 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// abilympicspro.ru/netcat_files/108/120/Kontseptsia_Abilimpix.pdf.
5. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряж-ников. — М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2009. — 256 с.
6. Челябинский институт развития профессионального образования [Электронный ресурс] : официальный сайт. — Режим доступа: http://chirpo.ru.
For citation: Zaytseva, T. M. Championship on professional mastery among disabled people and persons with disabilities "Abilimpiks" as a form of career guidance work [Text] / T. M. Zaytseva, O. S. Kadysheva // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 72-76.
CHAMPIONSHIP ON PROFESSIONAL MASTERY AMONG DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH DISABILITIES "ABILIMPIKS" AS A FORM OF CAREER GUIDANCE WORK
T. M. Zaytseva, O. S. Kadysheva
The article discusses the possibilities of career guidance within the framework of the professional skills championship among people with disabilities and persons with disabilities «Abilimpiks» and summarizes the experience of the Chelyabinsk region in organizing career guidance activities within the IV Regional Championships on professional skills among people with disabilities «Abilimpiks -South Ural 2018».
Key words: professional orientation, Abilimpiks, forms and methods of career guidance.
References
1. Savost'janova E. «Abilimpiks» — olimpiada vozmozhnostej, available at: http://www.nb-forum. ru/interesting/reportages/abolimpics-olimpiada-vozmozhnostei.html. (In Russian)
2. Moj orientir: Bezbar'ernaja sreda v obrazovanii: proforientac. portal dlja obuchajushhihsja Moskovskoj oblasti, available at: moj-orientir.rf/novosti/abilimpiks. (In Russian)
3. Minobrnauki RF: «Abilimpiks» — jeffektivnoe sredstvo proforientacii i trudoustrojstva ljudej s OVZ, available at: http://kazan-news.net/other/2017/10/10/152667.html. (In Russian)
4. Koncepcija provedenija konkursov professional'nogo masterstva dlja ljudej s invalidnost'ju «Abilimpiks» na 2017-2020 gg., available at: https://abilympicspro.ru/netcat_files/108/120/Kontsept-sia_Abilimpix.pdf. (In Russian)
5. Prjazhnikov N. S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie. Moskva: Institut praktich-eskoj psihologii; Voronezh: NPO «MODJeK», 2009, 256 p.
6. Cheljabinskij institut razvitija professional'nogo obrazovanija: oficial'nyj sajt, available at: http:// chirpo.ru.
Зайцева Татьяна Михайловна, руководитель отдела диагностики и консультирования областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБУ ДО ДУМ «Смена», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Кадышева Олеся Сергеевна, педагог-психолог областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБУ ДО ДУМ «Смена», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Zaytseva T. M., head of the department for diagnostics and counseling, regional center for vocational guidance of the vocational education system "Formula for success", "Smena", Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Kadysheva O. S., pedagogue-psychologist, regional center for vocational guidance of the vocational education system "Formula for success", "Smena", Chelyabinsk, e-mail: [email protected]